Здесь вы найдете алгоритмы равносильных переходов в иррациональных уравнениях.
Напомним, что два уравнения называются равносильными (эквивалентными) , если множество всех корней первого уравнения совпадает с множеством всех корней второго уравнения.
Подробный разбор примеров смотрите здесь.
или, что тоже самое + показать
или, что тоже самое + показать
Чтобы не потерять страничку, вы можете сохранить ее у себя:
Видео:Равносильные переходы при решении иррациональных уравненийСкачать

Метод равносильных преобразований для решения иррациональных уравнений
1. Уравнение вида $$ sqrt = g(x) $$
Решение: Решением уравнения $$ sqrt = g(x) $$ будет решение равносильной системы $$ left< begin g(x) ge 0; \ f(x) = g^2 (x). \ end right.$$
2. Уравнение вида $$ sqrt cdot g(x) = 0$$
Решение: Решением уравнения $$ sqrt cdot g(x) = 0$$ будет решение равносильной совокупности систем $$ left< begin f(x) = 0; \ g(x) — ,определена. \ end right. $$ или $$ left< begin g(x) = 0; \ f(x) ge 0. \ end right. $$
3. Уравнение вида $$ sqrt = sqrt $$
Решение: Решением уравнения $$ sqrt = sqrt $$ будет решение одной из равносильных систем $$ left< begin f(x) = g(x); \ f(x) ge 0. \ end right.$$ или $$ left< begin f(x) = g(x); \ g(x) ge 0. \ end right. $$
4. Уравнение вида $$ sqrt cdot sqrt = 0$$
Решение: Решением уравнения $$ sqrt cdot sqrt = 0$$ будет решение равносильной совокупности систем $$ left< begin f(x) = 0; \ g(x) ge 0. \ end right.$$ или $$ left< begin g(x) = 0; \ f(x) ge 0. \ end right.$$
5. Уравнение вида $$ sqrt[3]<> + sqrt[3]<> = sqrt[3]<>$$
Решение: Решением уравнения $$ sqrt[3]<> + sqrt[3]<> = sqrt[3]<>$$ будет решение равносильной совокупности систем $$ left< begin f(x) = 0; \ f;и;g, — ,определены. \ end right. $$ или $$ left< begin g(x) = 0; \ f;и;g, — ,определены. \ end right. $$ или $$ left< begin f(x) + g(x) = 0; \ f;и;g, — ,определены. \ end right.$$.
6. Уравнение вида $$ sqrt[n]<> + sqrt[n]<> = g(x)$$
Решение: Решение уравнения $$ sqrt[n]<> + sqrt[n]<> = g(x)$$ после замены переменных $$ left< begin sqrt[n]<> = h,,, ge 0; \ sqrt[n]<> = t,,, ge 0. \ end right. $$ сводится к решению системы алгебраических уравнений $$ left< begin h + t = g(x); \ h^n + t^n = a + b. \ end right.$$.
7. Уравнение вида $$ sqrt pm sqrt = b$$
Решение: Решение уравнения $$ sqrt pm sqrt = b$$ сводится к решению иррационального уравнения вида $$ sqrt = frac<><> $$.
Видео:Как решать иррациональные уравнения. Методы решения иррациональных уравнений. (часть 1).Скачать

Способы решения иррациональных уравнений
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Способы решения иррациональных уравнений
Выполнила: Егорова Ольга,
Раздел 1. Методы решения иррациональных уравнений…………………………………6
1.1 Решение иррациональных уравнений части С……….….….……………………21
Раздел 2.Индивидуальные задания……………………………………………. ………. 24
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать. Одним из этих видов являются иррациональные уравнения.
Уравнение, содержащее неизвестное (либо рациональное алгебраическое выражение от неизвестного) под знаком радикала, называют иррациональным уравнением. В элементарной математике решения иррациональных уравнений отыскивается в множестве действительных чисел.
Всякое иррациональное уравнение с помощью элементарных алгебраических операций (умножение, деление, возведение в целую степень обеих частей уравнения) может быть сведено к рациональному алгебраическому уравнению. При этом следует иметь в виду, что полученное рациональное алгебраическое уравнение может оказаться неэквивалентным исходному иррациональному уравнению, а именно может содержать «лишние» корни, которые не будут корнями исходного иррационального уравнения. Поэтому, найдя корни полученного рационального алгебраического уравнения, необходимо проверить, а будут ли все корни рационального уравнения корнями иррационального уравнения.
В общем случае трудно указать какой-либо универсальный метод решения любого иррационального уравнения, так как желательно, чтобы в результате преобразований исходного иррационального уравнения получилось не просто какое-то рациональное алгебраическое уравнение, среди корней которого будут и корни данного иррационального уравнения, а рациональное алгебраическое уравнение образованное из многочленов как можно меньшей степени. Желание получить то рациональное алгебраическое уравнение, образованное из многочленов как можно меньшей степени, вполне естественно, так как нахождение всех корней рационального алгебраического уравнения само по себе может оказаться довольно трудной задачей, решить которую полностью мы можем лишь в весьма ограниченном числе случаев.
Виды иррациональных уравнений
Решение иррациональных уравнений четной степени всегда вызывает больше проблем, чем решение иррациональных уравнений нечетной степени. При решении иррациональных уравнений нечетной степени изменение ОДЗ не происходит. Поэтому ниже будут рассматриваться иррациональные уравнения, степень которых является четной. Существует два вида иррациональных уравнений:
1.
2.
Рассмотрим первый из них.

Обратим внимание на то, что при этом ОДЗ выполняется автоматически, и его можно не писать, а условие g(x) ≥ 0 необходимо проверять.
Примечание: Это очень важное условие равносильности. Во-первых, оно освобождает учащегося от необходимости исследовать, а после нахождения решений проверять условие f(x) ≥ 0 – неотрицательности подкоренного выражения. Во-вторых, акцентирует внимание на проверке условия g(x) ≥ 0 – неотрицательности правой части. Ведь после возведения в квадрат решается уравнение 
1. 
2. 
Между тем многие, по школьной привычке находить ОДЗ, поступают при решении таких уравнений ровно наоборот:
а) проверяют, после нахождения решений, условие f(x) ≥ 0 (которое автоматически выполнено), делают при этом арифметические ошибки и получают неверный результат;
б) игнорируют условие g(x) ≥ 0 — и опять ответ может оказаться неверным.
Примечание: Условие равносильности особенно полезно при решении тригонометрических уравнений, в которых нахождение ОДЗ связано с решение тригонометрических неравенств, что гораздо сложнее, чем решение тригонометрических уравнений. Проверку в тригонометрических уравнениях даже условия g(x) ≥ 0 не всегда просто сделать.
Рассмотрим второй вид иррациональных уравнений.


В ОДЗ обе части неотрицательны, и возведение в квадрат дает равносильное уравнение f(x) = g(x). Поэтому 
При таком способе решения достаточно проверить неотрицательность одной из функций – можно выбрать более простую.
Раздел 1. Методы решения иррациональных уравнений
1 метод. Освобождение от радикалов путем последовательного возведения обеих частей уравнения в соответствующую натуральную степень
Наиболее часто применяемым методом решения иррациональных уравнений является метод освобождения от радикалов путем последовательного возведения обеих частей уравнения в соответствующую натуральную степень. При этом следует иметь в виду, что при возведении обеих частей уравнения в нечетную степень полученное уравнение, эквивалентное исходному, а при возведении обеих частей уравнения в четную степень полученное уравнение будет, вообще говоря, неэквивалентным исходному уравнению. В этом легко убедиться, возведя обе части уравнения 








После повторного возведения в квадрат уравнение превращается в алгебраическое уравнение 
Так как обе части 1 уравнения возводились в квадрат, может оказаться, что не все корни 2 уравнения будет являться решениями исходного уравнения, необходима проверка корней.

Возведя обе части уравнения в квадрат, получим уравнение 5х + 1 = х -1, т. е. уравнение х2 – 7х = 0, являющееся следствием исходного уравнения. Найдем его корни: х1 = 0 и х2 = 7. Подставим найденные числа в исходное уравнение. Пусть х = 0. Тогда левая часть уравнения равна 1, а правая -1. Поскольку 1 ≠ -1, то х = 0 не является корнем исходного уравнения. Пусть х = 7. тогда исходное уравнение обращается в верное числовое тождество 6 = 6. поэтому х = 7 – единственный корень данного уравнения.
Возводя обе части уравнения в куб, получим
Учитывая, что 


Возводим обе части этого уравнения в куб: 
2 метод. Замена смежной системой условий
При решении иррациональных уравнений, содержащих радикалы четного порядка, в ответах могут появится посторонние корни, выявить которые не всегда просто. Чтобы легче было выявить и отбросить посторонние корни, в ходе решений иррациональных уравнений его сразу же заменяют смежной системой условий. Дополнительные неравенства в системе фактически учитывают ОДЗ решаемого уравнения. Можно находить ОДЗ отдельно и учитывать его позднее, однако предпочтительнее применять именно смешанные системы условий: меньше опасность что-то забыть, не учесть в процессе решения уравнения. Поэтому в некоторых случаях рациональнее использовать способ перехода к смешанным системам.
Решить уравнение:
Данное уравнение равносильно системе
Ответ: 
Решить уравнение:
Данное уравнение равносильно системе
Ответ: уравнение решений не имеет.
3 метод. Использование свойств корня n-ой степени
При решении иррациональных уравнений используются свойства корня n-ой степени. Арифметическим корнем n-й степени из числа а называют неотрицательное число, n-я степень числа которого равна а. Если n – четное(2n), то а ≥ 0, в противном случае корень не существует. Если n – нечетное(2n+1), то а – любое и = — . Функции 
Свойства корня n-й степени для любого натурального n: Пусть f и g — некоторые функции, 
1.
2.
3.
4.
5.
Применяя любую из этих формул, формально (без учета указанных ограничений), следует иметь ввиду, что ОДЗ левой и правой частей каждой из них могут быть различными. Например, выражение 

Для каждой из формул 1-5 (без учета указанных ограничений) ОДЗ правой ее части может быть шире ОДЗ левой. Отсюда следует, что преобразования уравнения с формальным использованием формул 1-5 «слева — направо» (как они написаны) приводят к уравнению, являющемуся следствием исходного. В этом случае могут появится посторонние корни исходного уравнения, поэтому обязательным этапом в решении исходного уравнения является проверка.
Преобразования уравнений с формальным использованием формул 1-5 «справа – налево» недопустимы, так как возможно суждение ОДЗ исходного уравнения, а следовательно, и потеря корней.
Решить иррациональное уравнение:
Используя формулы 4 и 5, получим уравнение
являющееся следствием исходного. Решение этого уравнения сводится к решению совокупности уравнений 
Из первого уравнения этой совокупности находим 


Решите уравнение: 
Решение: на основании тождеств 












4 метод. Введения новых переменных
Другим примером решения иррациональных уравнений является способ введения новых переменных, относительно которых получается либо более простое иррациональное уравнение, либо рациональное уравнение.
Решение иррациональных уравнений путем замены уравнения его следствием (с последующей проверкой корней) можно проводить следующим образом:
1. Найти ОДЗ исходного уравнения.
2. Перейти от уравнения к его следствию.
3. Найти корни полученного уравнения.
4. Проверить, являются ли найденные корни корнями исходного уравнения.
Проверка состоит в следующем:
А) проверяется принадлежность каждого найденного корня ОДЗ исходного уравнения. Те корни, которые не принадлежат ОДЗ, являются посторонними для исходного уравнения.
Б) для каждого корня, входящего в ОДЗ исходного уравнения, проверяется, имеют ли одинаковые знаки левая и правая части каждого из уравнений, возникающих в процессе решения исходного уравнения и возводимых в четную степень. Те корни, для которых части какого-либо возводимого в четную степень уравнения имеют разные знаки, являются посторонними для исходного уравнения.
В) только те корни, которые принадлежат ОДЗ исходного уравнения и для которых обе части каждого из уравнений, возникающих в процессе решения исходного уравнения и возводимых в четную степень, имеют одинаковые знаки, проверяются непосредственной подстановкой в исходное уравнение.
Такой метод решения с указанным способом проверки позволяет избежать громоздких вычислений в случае непосредственной подстановки каждого из найденных корней последнего уравнения в исходное.
Решить иррациональное уравнение:

Множество допустимых значений этого уравнения:

Положив 
или эквивалентное ему уравнение

которое можно рассматривать как квадратное уравнение относительно

Следовательно, множество решений исходного иррационального уравнения представляет собой объединение множеств решений следующих двух уравнений:


Возведя обе части каждого из этих уравнений в куб, получим два рациональных алгебраических уравнения:

Решая эти уравнения, находим, что данное иррациональное уравнение имеет единственный корень х = 2 (проверка не требуется, так как все преобразования равносильны).
Решить иррациональное уравнение:
Обозначим 2×2 + 5x – 2 = t. Тогда исходное уравнение примет вид 

Возвращаясь к неизвестному х, получим уравнение 2×2 + 5x – 2 = 16, являющееся следствием исходного. Проверкой убеждаемся, что его корни х1 = 2 и х2 = — 9/2 являются корнями исходного уравнения.
Ответ: х1 = 2, х2 = -9/2.
5 метод. Тождественное преобразование уравнения
При решении иррациональных уравнений не следует начинать решение уравнение с возведения обеих частей уравнений в натуральную степень, пытаясь свести решение иррационального уравнения к решению рационального алгебраического уравнения. Сначала необходимо посмотреть, нельзя ли сделать какое-нибудь тождественное преобразование уравнения, которое может существенно упростить его решение.
Множество допустимых значений данного уравнения:



Далее, записывая уравнение в виде

При а =0 уравнение решений иметь не будет; при 

при 
при 
Принимая во внимание, что множество допустимых решений уравнения определяется условием 
При 

При всех остальных значениях х уравнение решений не имеет, т. е. множество его решений – пустое множество.
Ответ: При 

Решить иррациональное уравнение: 
Решим данное уравнение с помощью тождественных преобразований:
Решение квадратного уравнения системы дает два корня: х1 = 1 и х2 = 4. первый из полученных корней не удовлетворяет неравенству системы, поэтому х = 4.
1) Проведение тождественных преобразований позволяет обходиться без проверки.
2) Неравенство х – 3 ≥0 относится к тождественным преобразованиям, а не к области определения уравнения.
3) В левой части уравнения 
6 метод. Использование области определения функций при решении уравнений
Этот метод наиболее результативен при решении уравнений, в состав которых входят функции 





Решить иррациональное уравнение:
Найдем область определения уравнения:
Возведем обе части уравнения в квадрат:




Ответ:
Решить иррациональное уравнение:


Проверим, являются ли эти значения корнями данного уравнения: если х = 1, то 


7 метод. Использование области значений функций при решении уравнений (метод оценки)
Наиболее результативным данный метод является при решении уравнений, в состав которых входят функции, области значений которых ограничены, а именно: 
При каких значениях а уравнение 
Рассмотрим функции
Так как 
Решая первое уравнение системы, получим
Подставим найденное решение во второе уравнение системы


Ответ: х =
Найдите наименьшее целое значение функции
Выражаем подкоренное выражение через cos2 x: 


8 метод. Применение производной при решении иррациональных уравнений
Чаще всего при решении уравнений с помощью метода применения производной используется метод оценки.
Решите уравнение: 
Решение: Так как 












Ответ:
Решить иррациональное уравнение:
Область определения функции 
Значение производной обращается в 0 при 







9 метод. Функциональный
На экзаменах иногда предлагают решить уравнения, которые можно записать в виде 

Например, некоторые уравнения: 1) 







Решить иррациональное уравнение: 
Функция 





Решить иррациональное уравнение: 
В силу определения квадратного корня получаем, что если уравнение (1) имеет корни, то они принадлежат множеству 

Рассмотрим функцию 






Ответ:
10 метод. Графический
При решении иррациональных уравнений иногда полезно рассмотреть эскиз графиков их правой и левой частей в одной и той же системе координат. Тогда этот эскиз графиков поможет выяснить, на какие множества надо разбить числовую ось, чтобы на каждом из них решение уравнения было очевидно.
При каких значениях a найдутся вещественные x и y, удовлетворяющие уравнению
Решение: Данное уравнение равносильно смешанной системе
Длина отрезка PK равна 


Ответ:
Решить графически уравнение:
Для графического решения, преобразуем уравнение к виду:
Теперь ясно, что надо построить графики функций 

Графиком функции 
влево вдоль оси OX, с вершиной в точке (25; 0).
Построение графика функции 
1) построить график функции 

2) эту ветвь надо перенести параллельно самой себе вдоль оси OY на 2 единицы вниз, тогда получим график функции 
3) полученную кривую, надо симметрично отразить в оси OX, тогда получится график функции 
Ответ: корней нет.
1.1 Решение иррациональных уравнений части С
Для решения иррациональных уравнений , т. е. уравнений части С Единого Государственного Экзамена нужно использовать несколько методов сразу.
Решите уравнение:
Решение: Если
Ответ: 


Найдите наименьшее целое значение функции 
Решение: 





Найдите множество значений функции: 
Решение: Так как 
Поэтому 
Так как 


Следовательно,
Ответ:
При каком целом положительном х значение выражения

1) Преобразовываем выражение к максимально простому виду (к функции y = y(x)).
2) Функцию y = y(x) исследовать на монотонность и найти целые положительные числа, ближайшие к корню уравнения y(x) = -0,7.
3) Произвести отбор среди найденных целых положительных чисел.
1) ОДЗ выражения 


Преобразуем числитель второго сомножителя:
Так же преобразуем знаменатель второго сомножителя и получим, что
2) Функция 


3) Вычислим расстояние между -0,7 и у(18): 
Так же вычислим расстояние между -0,7 и у(19):
Раздел 2. Индивидуальные задания
1) Укажите промежуток, которому принадлежат нули функции 
2) Найдите наименьшее значение функции 
3) Решите уравнение
4) Найдите область определения функции
5) Найдите сумму корней уравнения 
6) Решите уравнение
7) Решите уравнение 
8) Найдите область определения функции 
9) Решите уравнение 
(Если уравнение имеет более одного корня, то в ответе запишите сумму всех его корней).
10) Найдите множество значений функции: 
11) Сколько решений имеет уравнение 
12) Решите уравнение 
13) Сколько решений имеет система 
14) Найдите значение выражения 

15) Найдите х + у, если 
16) Найдите сумму корней уравнения: 
17) Найдите произведение корней уравнения 
18) Решите уравнение: 
19) Решите уравнение: 
20) Решите уравнение: 


🌟 Видео
СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Иррациональные уравнения. Метод равносильных преобразований.Скачать

8 класс, 38 урок, Иррациональные уравненияСкачать

Система иррациональных уравнений #1Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.Скачать

Иррациональные неравенства | Математика ЕГЭ | УмскулСкачать

Иррациональные уравнения | Математика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)Скачать

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнемСкачать

✓ Иррациональное уравнение | ЕГЭ-2018. Задание 12. Математика. Профильный уровень | Борис ТрушинСкачать

7.1. Иррациональные уравнения. Использование равносильных преобразований (схем)Скачать

Решение иррациональных уравнений: метод заменыСкачать

Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 классСкачать

Иррациональные уравнения | Математика ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Как решать иррациональные уравнения. Методы решения иррациональных уравнений. (часть 2)Скачать

РЕШЕНИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ. Уравнения равносильные и неравносильные. 8 кл.Скачать
















































