Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнение

Математика 5 класс, часть 1

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнение

Математика 5 класс, часть 1.

Тема урока: «Метод перебора» (работа с задачами 4 типа)

1) сформировать представление о методе перебора;

2) сформировать умение решать задачи 4 типа по выведенному алгоритму;

3) повторить и закрепить представление чисел в виде произведения двух множителей, составление моделей задач 4 типа, работу с именованными величинами объема.

Оборудование, демонстрационный материал

1) задания для актуализации знаний:

Работа с математическими моделями

1. Числовые и буквенные выражения

2. Уравнения вида: ах + bх = с

3. Уравнения вида: х(х + а) = с

№ 1. Запишите с помощью фигурных скобок множество делителей числа 48.

№ 2. Представьте число 60 в виде произведения двух множителей
всеми возможными способами.

Алгоритм решения уравнений методом перебора.

1. Проанализировать первое уравнение и найти множество его возможных корней.

2. Проверить, можно ли сократить количество элементов данного множества за счет использования чисел.

3. Проверить для каждой пары, которая является корнем второго уравнения.

4. Записать ответ, выписав все найденные корни.

Алгоритм решения задач 4 типа.

1. Внимательно прочитать условие и вопрос задачи.

2. Определить взаимосвязь между входящими в нее величинами (если необходимо, записать их в виде формул, схем, таблиц).

3. Проверить соответствие единиц измерения величин (при необходимости выполнить их преобразования).

4. Обозначить неизвестные величины буквами и составить уравнения.

5. Если возможно, упростить уравнения и решить их методом перебора.

6. Ответить на вопрос задачи (проверить ответ на соответствие единицам счета или измерения)

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеxy = a,

4) Раздаточный материал

1. Эталон для самопроверки самостоятельной работы.

Количество карандашей в 1 коробке

Общее количество
карандашей

36 или (х – 1) (у + 3)

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеху = 36

Составить таблицу делителей 36:

Для каждой пары проверяем верность второго уравнения:

Если х = 2, у = 18, то (2 – 1)(18 + 3) = 36 (ложно)

Если х = 3, у = 12, то (3 – 1)(12 + 3) = 36 (ложно)

Если х = 4, у = 9, то (4 – 1)(9 + 3) = 36 (истинно)

Если х = 6, у = 6, то (6 – 1)(6 + 3) = 36 (ложно)

Ответить на вопрос задачи.

Значит, было 4 коробки по 6 карандашей в каждой.

Записать ответ задачи.

Ответ: 4 коробки по 6 карандашей.

2. Карточка для этапа рефлексии.

1. Я смогу применить новый алгоритм при выполнении домашней работы.

2. В самостоятельной работе у меня все получилось.

3. Я нашел место и понял причину своей ошибки в самостоятельной работе.

4. Я знаю над чем мне надо поработать.

5. Я доволен своей работой на уроке.

Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

Ход урока

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность и определение её содержательных рамок: продолжение работы с математическими моделями.

Организация учебного процесса на этапе 1:

— Доброе утро, ребята. Я рада вновь вас видеть на уроке математики.

Мы с вами на наших уроках работаем с математическими моделями. Сегодня вам предстоит вспомнить то, что вам известно и узнать что-то новое, ведь вы пришли учиться.

— Что вам нужно сделать сначала для успешной работы сегодня на уроке? (Повторить, что уже умеем выполнять)

— Хорошо! Приступаем к повторению.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель этапа: актуализировать знания учащихся по различным видам моделей, изученных ранее; зафиксировать затруднение в работе с моделью задач четвёртого типа, невозможности решить уравнение известными способами; сформулировать тему урока в общем виде.

Организация учебного процесса на этапе 2:

— Вспомните, какие основные моменты, связанные с моделями, проверялись в контрольной работе. (Составление моделей трех видов и их решение:

1) числовые и буквенные выражения

2) уравнения вида: ах + bх = с

3) уравнения вида: х(х + а) = с)

На доске появляется таблица, в которой правый столбец пустой и заполняется на уроке по вопросам учителя, как ответы учащихся; в первом столбце отсутствует п. 4.

Работа с математическими моделями

1. Числовые и буквенные выражения

2. Уравнения вида: ах + bх = с

3. Уравнения вида: х(х + а) = с

4. Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеху = а
(х + b)(у + с) = а

Упрощение выражений и нахождение их значений

Решение уравнений, используя распределительное свойство

Метод проб и ошибок

— Какую работу вы умеете выполнять над этими моделями? (Составлять выражения, уравнения, решать их.)

— Какие способы решения моделей трех типов вам известны? (1) Упрощение выражений и нахождение их значений; 2) Решение уравнений, используя распределительное свойство; 3) Метод проб и ошибок.)

— В составленной таблице указаны все модели текстовых задач, которые мы рассматривали? (Нет.)

— Какие модели вы еще знаете? (Два уравнения с двумя переменными и уравнение с двумя переменными.)

— Откройте тетради с домашними работами и посмотрите, на какую модель была задача? (Модель задачи состояла из двух уравнений с двумя переменными.)

Через проектор идет проверка решения задачи.

Задача. Для проведения праздника надо было изготовить 48 подарков. Эту работу поручили выполнить нескольким работникам. Если бы работников было на 2 больше, то подарков каждому пришлось бы сделать на 4 меньше. Сколько было работников и сколько подарков собрал каждый из них?

Количество подарков на 1 работника

Общее количество подарков

48 или (х + 2)(у – 4)

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеху = 48

Модель данной задачи написана и на доске, но закрыта до определенного момента урока.

— Ребята есть другие варианты решения? Чем они отличаются от данной модели? (Если есть другие варианты, то выслушиваются ответы учащиеся.)

— Что помогло вам в составлении модели к этой задаче? (Алгоритм построения математической модели к задачам 4 типа.)

— Проговорите шаги данного алгоритма.

Алгоритм вывешивается на доску.

— Какая модель к задачам 4 типа существует в общем виде? Выберите ее из предложенных карточек

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеxy = a,

В таблице заполняется четвертая строка 1 столбца.

— Вы знаете, как работать с такими моделями? (Нет.)

— Какая цель сегодняшнего урока? (Научиться решать модели, в которых два уравнения с двумя переменными.)

— Какая тема урока? (Решение двух уравнений с двумя переменными.)

На доске открывается тема урока, учащиеся записывают ее в тетрадь: «Решение двух уравнений с двумя переменными».

— В ходе урока мы с вами уточним тему урока.

-Ребята, что помогает вам на уроках в освоении нового материала? (Повторение изученного материала.)

— Готовы к дальнейшему повторению? (Да.)

— Рассмотрим следующее задания.

Задания подготовлены на боковых досках и были закрыты.

№ 1. Запишите с помощью фигурных скобок множество делителей числа 48.

№ 2. Представьте число 60 в виде произведения двух множителей всеми возможными способами.

Решение: 60 = 1 ∙= 4 ∙ 15

— Как называются множители произведений для числа 60? (Делителями.)

— Какую цель вы поставили? (Научиться решать модели, состоящие из двух уравнений с двумя переменными.)

— Вернемся к модели из домашней работы. Запишите в тетрадях модель:

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеху = 48

Модель открывается на доске, учащиеся записывают ее в тетрадях.

— Посмотрите на доску в таблицу, где вы повторили модели решения задач. И еще раз проговорит какие способы решения уравнений вы знаете. (1) Упрощение выражений и нахождение их значений; 2) Решение уравнений, используя распределительное свойство; 3) Метод проб и ошибок.)

— Какой еще способ решения уравнений вам известен? (Нахождение неизвестного компонента.)

— Что вы сейчас повторили? (Известные способы решения моделей задач — уравнений.)

— Решите записанную модель уравнения одним из известных вам способом.

— Для работы даю вам 2-3 минуты.

По истечению времени учитель просит продемонстрировать результаты работы учащихся.

Вариант первый: нет правильных решение, нет решений.

-Что показало выполнение этого задания? (Мы не смогли решить, так как не знаем способа решения таких уравнений. Не хватило времени, а решить надо было два уравнения.)

Вариант второй: есть правильные решения.

— Докажите, что вы решили уравнение верно. (Не можем, нет алгоритма решения таких уравнений.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 3:

— Какую модель вы должны были решить? (Два уравнения с двумя переменными.)

— Какой из известных способов вы пытались применить? (Метод проб и ошибок.)

— Возможно, найти решение этим способом? (Да, но это займет много времени.)

— Как же быть? (Надо найти другой способ, который позволит найти решение этой модели, и не будет вызывать сомнений, все ли решения найдены.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: Составление плана для реализации выхода из затруднения; фиксация во внешней речи основных правил, алгоритмов, повторенных на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 4:

— Что теперь будем делать? (Находить новый способ, составлять алгоритм.)

— Что поможет вам в достижении цели? (Известные алгоритмы, правила, повторенные на уроке вопросы.)

— Проговорим известные алгоритмы.

— Решение таких уравнений сложный вопрос и я вам помогу достичь поставленной цели, для этого мы с вами составим план решения новых уравнений.

— Проанализируем уравнения, входящие в модель.

Проанализируем первое уравнение.

Проанализируем второе уравнение

Найдем общее решение модели: двух уравнений с двумя переменными.

5. Реализация построенного проекта.

Цель этапа: Построение алгоритма решения двух уравнений с двумя переменными методом перебора по намеченному плану; построение алгоритма решения задач 4 типа.

Организация учебного процесса на этапе 5:

— Чтобы найти более простое решение, что необходимо провести с моделью? (Анализ.)

— Рассмотрим первое уравнение: ху = 48.

-Что вы можете сказать о нем? (В левой части два множителя, произведение которых равно 48.)

— Сможем найти все такие варианты? (Да.)

— Что составим? (Пары чисел, произведения которых равны 48.)

— Рассмотрим второе уравнение модели: (х + 2)(у – 4) = 48.

— Что вы скажите про это уравнение? (В левой части тоже произведение двух множителей, но они другие, а произведение так же равно 48.)

— Какой вывод можно сделать о корнях первого и второго уравнений? (Они должны быть одинаковыми числами.)

— Каким может быть значение переменной х? (Больше 1 и делителем числа 48.)

— Каким может быть значение переменной у? (Больше 4 и делителем числа 48.)

-Составим и заполним таблицу для х и у, которые являются делителями числа 48.

Учитель оформляет таблицу на доске, ученики в тетрадях:

Видео:Уравнение. 5 класс.Скачать

Уравнение. 5 класс.

Конспект урока математики » Метод проб и ошибок» (5 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Метод проб и ошибок»

1) Сформировать представление о методе проб и ошибок, умение использовать его в простейших случаях для решения уравнений.

2) Тренировать умение решать составные уравнения.

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнение Ход урока:

1 Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие. Настрой на работу

2. Актуализация знаний

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеВсе задания учащиеся выполняют на индивидуальных карточках.

— Начнём работать по плану, какой первый шаг? (Повторяем ранее изученное.)

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеНа доске карточка с заданием № 1

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнение

– Подберите корень уравнения: Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнение. (5.)

– Объясните способ решения, который вы использовали. (…)

– А есть ли у этого уравнения другие корни? (…)

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеНа доске карточка с заданием № 2

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнение

– Вспомните, как была построена математическая модель задачи 3.

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеУчащиеся показывают результаты выполнения задания, проводится, если необходимо коррекция ошибок, выбирается одна из предложенных моделей: х(х + 3) = 70.

— Какой из предложенных алгоритмов (алгоритмы висят на доске) вы использовали при построении данной модели?

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеУчащиеся выбирают алгоритм и обосновывают свой выбор.

— Что вы сейчас повторили? (Алгоритм построение математической модели по тексту задач третьего типа, решение уравнений способом подбора.)

— К какому пункту плана вы можете приступать? (К рассмотрению пробного задания.)

– Решите задачу 3, используя построенную математическую модель.

— На какие вопросы вам надо ответить прежде, чем пробовать выполнить задание? (Что нового в этом задании, какая наша цель, какая тема урока.)

— Обсудите в группах эти вопросы и подготовьте на них ответы.

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеНа работу группам отводится 1 минута. Затем одна группа представляет свой вариант ответов, а другие группы дополняют, корректируют ответ.

Вариант ответа : надо решить задачу, но сначала надо решить уравнение, в котором оба множителя не известны, тема: «Решение задач третьего типа».

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеЕсли работа в группах будет затруднена, организовать подводящий диалог.

— Что нового в задании?

— Какая цель стоит перед вами?

— В чём особенность, получившего уравнения?

— Сформулируйте тему урока.

— Что теперь надо сделать? (Попробовать выполнить задание.)

— Внимание задание: решите уравнение, которое является моделью задачи.

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеНа работу отводится 1 минута. Учащиеся показывают свои результаты.

Вариант первый: учитель фиксирует, что нет ответов.

— Что показало пробное задания? (Мы не смогли решить уравнение, в котором оба множителя не известны.)

Вариант второй : учитель фиксирует, что нет правильных ответов.

— Сформулируйте своё затруднение. (Мы не смогли правильно решить уравнение, в котором оба множителя неизвестны.)

Вариант третий : учитель фиксирует, что есть правильные ответы.

— Вы можете доказать, что вы правильно решили уравнение? (Да, подставить найденное число в уравнение и проверить, получится ли верное равенство.)

— А объяснить, почему именно так надо решать уравнение, как вы это делали, и вы можете доказать, что других корней нет, ведь произведение равно 70 если множители равны 7 и 10 или 2 и 35, или 5 и 14? (Нет.)

— Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свои действия при решении уравнения, не можем доказать, что других корней нет.)

— Что теперь вы должны сделать? (Подумать, почему так получилось.)

3. Выявление места и причины затруднения

– Какое задание вы должны были выполнить? (Решить уравнение Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнение.)

— Как вы пробовали решать уравнение? (Пробовали использовать алгоритм, который построили на прошлом уроке, пробовали подбирать.)

— В каком месте у вас возникло затруднение? (В уравнении, для которого был построен алгоритм, неизвестны два слагаемых, а в данном уравнении два множителя, преобразование левой части не дало результата, подобрать корень не хватило время, трудно, не знаем, как доказать, что других корней нет.)

– Почему вы не смогли решить, получившееся уравнение, или не можете доказать, что решали правильно, и других корней нет? (У нас нет способа решения уравнений, в котором неизвестны оба множителя.)

– Получившееся уравнение является моделью, какого типа задач? (Третьего типа.)

– Значит, если вы не можете решить уравнение, вы сможете решить задачу? (Нет, не сможем.)

— Какие следующие шага вы должны предпринять? (Мы должны уточнить цель нашей работы, составить план действий.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Уточните цель деятельности? (Найти способ решения уравнений, составленного по формуле произведения, и в котором оба множителя неизвестны.)

– Что вам даст умение решать уравнения такого вида? (Решать задачи третьего типа.)

— Каким способом вы можете решить это уравнение? (Способом подбора.)

— Составьте план действий. (Подобрать корни, найти способ для доказательства, что других корней нет.)

5. Реализация построенного проекта

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеДальше можно организовать работу в группах. Группы работают по предложенному плану в течение 3 минут. Затем одна из групп по желанию выставляет свою версию, и обосновывает её. Остальные группы либо высказывают согласие с этой версией, либо поясняют, чем и почему их вариант отличается от других. Во время ответа группы учитель фиксирует способ поиска решения. Поиск способа доказательства, что других корней нет, может вызвать затруднение.

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеВозможный вариант ответа детей: угадываем корень, делаем проверку, если угадали, то записываем ответ, если не угадали, т.е. при проверке не получили верное равенство, то угадываем дальше.

– А как можно ещё найти решение уравнения, но так, чтобы не сидеть, и не гадать корень? (Можно брать любые числа и проверять: являются, взятые числа корнями уравнения или нет, подставляя их вместо переменной.)

— И до каких пор будете брать числа? (Пока не найдём корень уравнения.)

– Молодцы! Вы, верно, указали один из методов решения таких уравнений. Попробуйте дать название такому методу.

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеУчащиеся предлагают свои варианты. В итоге учитель вводит название метода «метод проб и ошибок».

– Приведите пример из жизни, где используется метод проб и ошибок. (…)

– Вы нашли, что x = 7. Как доказать, что других корней нет?

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеДоказательство проводится в беседе с учащимися.

— Другие корни, если они есть либо меньше 7, либо больше 7. Исследуйте, каким будет x (x + 3), если x

— Исследуйте, каким будет x(x + 3), если x > 7? (Первый множитель больше 7, второй больше 10, значит произведение больше 70.)

— Вы доказали, что других корней нет? (Да доказали.)

— Я вам предлагаю из блоков составить алгоритм решения уравнений.

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнениеУ каждой группы блоки

Придать переменной любое правдоподобное значение

Подставить его в уравнение

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнение

Докажи, что других решений нет

Взять другое правдоподобное значение переменной

Видео:5 класс - Математика - Метод проб и ошибок 5 классСкачать

5 класс - Математика - Метод проб и ошибок 5 класс

Метод проб и ошибок: достоинства и недостатки

Человечество берет свое начало несколько тысяч лет назад. И на протяжении всего этого времени оно неустанно развивается. Причин на это было всегда много, но без изобретательности человека это просто не представлялось бы возможным. Метод проб и ошибок был и является в настоящее время одним из основных.

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнение

Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

Описание способа

Четко зафиксированного в исторических документах применения данного метода мало. Но, несмотря на это, он заслуживает особого внимания.

Метод проб и ошибок – это способ, при котором решение задачи достигается подбором вариантов до тех пор, пока результат не станет правильным (например, в математике) или приемлемым (при изобретении новых методов в науке).

Человечество всегда пользовалось данным методом. Ориентировочно век назад психологи пытались найти общее между людьми, которые использовали данный способ познания. И им это удалось. Человек, который ищет ответ на поставленную задачу, вынужден подбирать варианты, ставить эксперименты и смотреть на результат. Это продолжается до тех пор, пока не приходит озарение по данному вопросу. Экспериментатор выходит на новую ступень мышления в данном вопросе.

Видео:Математика Петерсон 5 класс. 1 часть. Задачи 8 - 16.Скачать

Математика Петерсон 5 класс. 1 часть. Задачи 8 - 16.

Метод в мировой истории

Одним из самых известных людей, кто применял данный способ, был Эдисон. Все знают его историю изобретения лампочки. Он экспериментировал до тех пор, пока не получилось. Но Эдисон усовершенствовал данный метод. При поиске решения он разделял задачи между людьми, которые работали на него. Соответственно материала по теме получалось намного больше, чем при работе одного человека. И на основании полученных данных метод проб и ошибок имел большой успех в деятельности Эдисона. Благодаря этому человеку появились исследовательские институты, которые применяют, в том числе, и этот метод.

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнение

Видео:Правила решения уравнений в 5 классе. Как запомнить и вывести их самому.Скачать

Правила решения уравнений в 5 классе. Как запомнить и вывести их самому.

Степени трудности

У данного метода есть несколько уровней сложности. Они были так разделены для лучшего усвоения. Задача первого уровня считается легкой, и на поиск ее решения затрачивается немного сил. Но и вариантов ответов она имеет не так много. С повышением степени трудности растет и сложность поставленной задачи. Метод проб и ошибок 5 класса – самый труднорешаемый и затратный по времени.

Необходимо учитывать, что при возрастании уровня сложности растет и объем знаний, которыми обладает человек. Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, рассмотрим технику. Первый и второй уровни позволяют изобретателям ее усовершенствовать. На последней ступени сложности создается совершенно новый продукт.

Например, известен случай, когда молодые люди темой дипломной работы взяли труднорешаемую задачу из аэронавигации. Студенты не обладали такими же знаниями, как многие ученые, которые работали в данной области, но благодаря широкому спектру знаний ребят у них получилось найти ответ. И причем область решения оказалась в самом далеком от науки кондитерском деле. Казалось бы, что это невозможно, но это факт. Молодым людям было даже выдано авторское свидетельство на их изобретение.

Видео:Метод проб и ошибокСкачать

Метод проб и ошибок

Преимущества метода

Первым достоинством можно по праву считать творческий подход. Задачи методом проб и ошибок решаемые позволяют задействовать оба полушария головного мозга для поиска ответа.

Стоит привести в пример, как строились лодки. Раскопки показывают, как на протяжении столетий деталь за деталью менялась форма. Исследователи постоянно пробовали что-то новое. Если лодка тонула, то эту форму вычеркивали, если оставалась держаться на воде, то принимали это к сведению. Таким образом, в итоге было найдено компромиссное решение.

Если поставленная задача не слишком сложная, то данный метод занимает немного времени. У некоторых возникающих проблем может быть десять вариантов, один или два из которых окажутся правильными. Но если рассматривать, например, робототехнику, то в данном случае без применения других методов исследования могут затянуться на десятки лет и принесут миллионы вариантов.

Разделение задач на несколько уровней позволяет оценить, насколько быстрым и возможным представляется поиск решения. Это сокращает время для принятия решения. И при сложных задачах можно использовать метод проб и ошибок параллельно с другими.

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнение

Видео:ВСЯ математика 5-го класса в одном видео! Альфа-школаСкачать

ВСЯ математика 5-го класса в одном видео! Альфа-школа

Недостатки метода

С развитием технологий и науки данный метод начал терять свою популярность.

В некоторых областях просто нерационально создавать тысячи образцов, чтобы менять по одному элементу. Поэтому зачастую теперь используют другие методы, основанные на конкретных знаниях. Для этого стали изучаться природа вещей, взаимодействие элементов друг с другом. Стали использоваться математические расчеты, научные обоснования, эксперименты и опыт прошлого.

Метод проб и ошибок все так же отлично используется в творчестве. Но строить автомобиль таким способом уже кажется глупым и неактуальным. Поэтому теперь, при нынешнем уровне развития цивилизации, нужно в точных науках по большей части использовать другие методы.

Часто при рассматриваемом способе задача может описывать много совершенно незначительных вещей и не учитывать априори важные вещи. Например, изобретатель пенициллина (антибиотик) утверждал, что при правильном подходе лекарство могли изобрести лет на двадцать раньше его. Это поспособствовало бы спасению огромного количества жизней.

При сложных задачах часто бывают ситуации, когда сам вопрос лежит в одной области знаний, а его решение — совершенно в другой.

Не всегда исследователь уверен, что ответ вообще будет найден.

Видео:Самый короткий тест на интеллект Задача Массачусетского профессораСкачать

Самый короткий тест на интеллект Задача Массачусетского профессора

Автор метода проб и ошибок

Кто конкретно изобрел это способ познания, мы никогда не узнаем. Точнее мы знаем, что это явно был изобретательный человек, которым, скорее всего, руководило желание улучшить свою жизнь.

В древности люди были достаточно ограничены во многих вещах. Все изобреталось именно этим методом. Тогда еще не было каких-то фундаментальных знаний в области физики, математики, химии и прочих важных наук. Поэтому приходилось действовать наугад. Именно так добыли огонь, чтобы защищаться от хищников, готовить пищу и обогревать жилище. Оружие, чтобы добывать пропитание, лодки — для передвижения по рекам. Все было изобретено при столкновении человека с трудностью. Но каждый раз решаемая проблема приводила к более качественному уровню жизни.

Известно, что многие ученые использовали этот метод в своих трудах.

Однако именно описание метода и активное использование мы наблюдаем у физиолога Торндайка в конце девятнадцатого века.

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнение

Видео:Детская задача про телевизоры Делаем домашнее задание по математикеСкачать

Детская задача про телевизоры Делаем домашнее задание по математике

Исследования Торндайка

Пример метода проб и ошибок можно рассмотреть в научных трудах ученого-физиолога. Он ставил различные поведенческие эксперименты с животными, помещая их в специальные коробки.

Один из экспериментов выглядел приблизительно следующим образом. Кошка, помещенная в ящик, ищет выход. Сама коробка может иметь 1 вариант открытия: нужно было нажать на пружинку — и дверца распахивалась. Животное применяло много действий (так называемых проб), и большинство из них оказывались неудачными. Кошка так и оставалась в коробке. Но после некоторого набора вариантов животному удавалось нажать на пружинку и выбраться из ящика. Таким образом, кошка, попадая в коробку, с течением времени запоминала варианты развития событий. И выбиралась из ящика за более короткое время.

Торндайк доказал, что метод действителен, и хоть результат не линеен, но со временем, при повторении аналогичных действий, решение приходит практически моментально.

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнение

Видео:Уравнение. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 5 класс.Скачать

Уравнение. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 5 класс.

Решение задач методом проб и ошибок

Примеров этого способа великое множество, однако стоит привести один очень интересный.

В начале двадцатого века жил известный конструктор двигателей для авиации Микулин. В то время наблюдалось огромное количество авиакатастроф из-за магнето, то есть искра зажигания через некоторое время полета исчезала. Много было экспериментов и размышлений о причине, но ответ пришел в совершенно неожиданной ситуации.

Александр Александрович встретил на улице мужчину с подбитым глазом. В тот момент к нему и пришло озарение, что человек без одного глаза видит намного хуже. Он поделился этим наблюдением с авиатором Уточкиным. Когда установили в самолеты второе магнето, количество авиакатастроф значительно уменьшилось. А Уточкин некоторое время выплачивал после каждого показательного полета Микулину денежные вознаграждения.

Видео:5 Б класс. Метод перебора.Скачать

5 Б класс. Метод перебора.

Применение способа в математике

Достаточно часто метод проб и ошибок в математике применяется в школах как способ развития логического мышления и проверки скорости поиска вариантов. Это позволяет разнообразить процесс обучения и внести элементы игры.

Часто можно встретить в школьных учебниках задания с формулировкой «реши уравнение методом проб и ошибок». В данном случае необходимо подбирать варианты ответа. Когда найден правильный ответ, он просто доказывается уже практически, то есть проводятся необходимые расчеты. В итоге мы удостоверяемся, что это единственно верный ответ.

Видео:учебник по математике 1 класс: Петерсон или Пчелко - какой лучшеСкачать

учебник по математике 1 класс: Петерсон или Пчелко - какой лучше

Пример практической задачи

Метод проб и ошибок в математике 5 класса (в последних изданиях) часто фигурирует. Приведем пример.

Необходимо назвать, какие стороны могут быть у прямоугольника. При условии, что площадь (S) = 32 см, а периметр (P) = 24 см.

Решение данной задачи: предположим, что длина одной стороны 4. Значит и длина еще одной стороны такая же.

Получаем следующее уравнение:

16 делим на 2 = 8

8 см – это ширина.

Проверяем по формуле площади. S = A*B = 8*4 = 32 сантиметра. Как мы видим, решение верное. Так же можно вычислить и периметр. По формуле получается следующий расчет Р = 2* (А + В) = 2* (4 + 8) = 24.

В математике метод проб и ошибок не всегда отлично подходит для поиска решений. Зачастую можно использовать более подходящие способы, при этом затрачивается меньше времени. Но для развития мышления данный метод имеется в арсенале каждого педагога.

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнение

Видео:Уравнение. Практическая часть - решение задачи. 2 часть. 5 класс.Скачать

Уравнение. Практическая часть - решение задачи. 2 часть. 5 класс.

Теория решения изобретательских задач

В ТРИЗ метод проб и ошибок считается одним из самых неэффективных. Когда человек попадает в необычную для него затруднительную ситуацию, то действия наугад, скорее всего, будут безрезультатными. Можно потратить много времени и в результате не добиться успеха. Теория решения изобретательских задач основана на уже известных закономерностях, и обычно используются другие методы познания. Часто ТРИЗ используют в воспитании детей, делая этот процесс интересным и увлекательным для ребенка.

Видео:Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.Скачать

Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.

Выводы

Рассмотрев данный метод, можно с уверенностью сказать, что он достаточно интересный. Несмотря на недостатки, он часто используется в решении творческих задач.

Однако не всегда он позволяет добиться нужного результата. Никогда исследователь не знает, когда стоит прекратить поиски или, может, стоит сделать еще пару усилий и гениальное изобретение появится на свет. Также непонятно, сколько времени будет затрачено.

Если вы решили использовать данный метод для решения какой-либо проблемы, то должны понимать, что ответ порой может находиться в совершенно неожиданной области. Но это позволяет взглянуть на поиск с разных точек зрения. Возможно, придется набросать несколько десятков вариаций, а может, и тысячи. Но лишь упорство и вера в успех приведут к нужному результату.

Метод проб и ошибок в математике 5 класс петерсон уравнение

Иногда этот метод используют как дополнительный. Например, на начальном этапе для сужения поиска. Либо когда исследование было проведено многими способами и зашло в тупик. В этом случае творческая составляющая метода позволит найти компромиссное решение проблемы.

Метод проб и ошибок часто применяют в педагогической деятельности. Он позволяет детям на собственном опыте находить решения в различных жизненных ситуациях. Это учит их запоминать правильные типы поведения, которые приняты в обществе.

Художники используют данный способ для поиска вдохновения.

Метод стоит опробовать в обыденной жизни при решении проблем. Возможно, какие-то вещи предстанут вам по-другому.

📸 Видео

Метод проб и ошибок Trial & ErrorСкачать

Метод проб и ошибок   Trial & Error

Решаем задачу методом перебораСкачать

Решаем задачу методом перебора
Поделиться или сохранить к себе: