Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 10 класс
Урок №9. Решение уравнений в целых числах.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
- понятие диофантовых уравнений;
- теоремы для решения уравнений в целых числах;
- основные методы решения уравнений в целых числах.
Глоссарий по теме
Диофантовыми уравнениями называются уравнения вида
Неопределенные уравнения – уравнения, содержащие более одного неизвестного. Под одним решением неопределенного уравнения понимается совокупность значений неизвестных, которая обращает данное уравнение в верное равенство.
Теорема 1. Если НОД(а, b) = d, то существуют такие целые числа х и у, что имеет место равенство ах + bу = d.
Теорема 2. Если уравнение ах + bу = 1, если НОД(а, b) = 1, достаточно представить число 1 в виде линейной комбинации чисел а и b.
Теорема 3. Если в уравнении ах + bу = с НОД(а, b) = d>1 и с не делится на d, то уравнение целых решений не имеет.
Теорема 4. Если в уравнении ах + bу = с НОД(а, b) = d>1 и с 1 и с не делится на d, то уравнение целых решений не имеет.
Для доказательства теоремы достаточно предположить противное.
Найти целое решение уравнения 16х — 34у = 7.
(16,34)=2; 7 не делится на 2, уравнение целых решений не имеет.
Теорема 4. Если в уравнении ах + bу = с НОД(а, b) = d>1 и с 2 + 23 = у 2
Перепишем уравнение в виде: у 2 — х 2 = 23, (у — х)(у + х) = 23
Так как х и у – целые числа и 23 – простое число, то возможны случаи:
; ; ; ;
Решая полученные системы, находим:
; ;;;
4. Выражение одной переменной через другую и выделение целой части дроби.
Решить уравнение в целых числах: х 2 + ху – у – 2 = 0.
Выразим из данного уравнения у через х:
Так как х, у – целые числа, то дробь должна быть целым числом.
Это возможно, если х – 1 =
; ;
; ;
5. Методы, основанные на выделении полного квадрата.
Найдите все целочисленные решения уравнения: х 2 — 6ху + 13у 2 = 29.
Преобразуем левую часть уравнения, выделив полные квадраты,
х 2 — 6ху + 13у 2 = (х 2 — 6ху + 9у 2 ) + 4у 2 = (х — 3у) 2 + (2у) 2 = 29, значит (2у) 2 29.
Получаем, что у может быть равен .
1. у = 0, (х — 0) 2 = 29. Не имеет решений в целых числах.
2. у = -1, (х + 3) 2 + 4 =29, (х + 3) 2 = 25, х + 3 = 5 или х + 3 = -5
3. у = 1, (х — 3) 2 +4 =29,
(х — 3) 2 =25, х – 3 = 5 или х – 3 = -5
4. у = -2, (х + 6) 2 + 16 = 29, (х + 6) 2 = 13. Нет решений в целых числах.
5. у=2, (х-6) 2 +16=29, (х-6) 2 =13. Нет решений в целых числах.
Ответ: (2; -1); (-8; -1); (8; 1); (-2; 1).
6. Решение уравнений с двумя переменными как квадратных
относительно одной из переменных.
Решить уравнение в целых числах: 5х 2 +5у 2 +8ху+2у-2х+2=0.
Рассмотрим уравнение как квадратное относительно х:
5х 2 + (8у — 2)х + 5у 2 + 2у + 2 = 0
D = (8у — 2) 2 — 4·5(5у 2 + 2у + 2) = 64у 2 — 32у + 4 = -100у 2 — 40у – 40= = -36(у 2 + 2у + 1) = -36(у + 1) 2
Для того, чтобы уравнение имело решения, необходимо, чтобы D = 0.
-36(у + 1) 2 = 0. Это возможно при у = -1, тогда х = 1.
7. Оценка выражений, входящих в уравнение.
Решить в целых числах уравнение:
(х 2 + 4)(у 2 + 1) = 8ху
Заметим, что если – решение уравнения, то – тоже решение.
И так как х = 0 и у = 0 не являются решением уравнения, то, разделив обе части уравнения на ху, получим:
,
Пусть х > 0, у > 0, тогда, согласно неравенству Коши,
,
тогда их произведение , значит,
Отсюда находим х = 2 и у = 1 – решение, тогда х = -2 и у = -1 – тоже решение.
8.Примеры уравнений второй степени с тремя неизвестными.
Рассмотрим уравнение второй степени с тремя неизвестными: х 2 + у 2 = z 2 .
Геометрически решение этого уравнения в целых числах можно истолковать как нахождение всех пифагоровых треугольников, т.е. прямоугольник треугольников, у которых и катеты х,у и гипотенуза z выражаются целыми числами.
По формуле х = uv, , где u и v – нечетные взаимно простые числа (u > v > 0) можно найти те решения уравнения х 2 + у 2 = z 2 , в которых числа х,у и z не имеют общих делителей (т.е. взаимно простые).
Для начальных значений u и v формулы приводят к следующим часто встречающимся равенствам:
3 2 + 4 2 = 5 2 (u = 1, v = 3), 5 2 + 12 2 = 13 2 (u = 1, v = 5), 15 2 + 8 2 = 17 2 (u = 3, v = 5)
Все остальные целые положительные решения этого уравнения получаются умножением решений, содержащихся в формулах, на произвольный общий множитель а.
Разбор решения заданий тренировочного модуля
№1. Тип задания: выбор элемента из выпадающего списка
Решите уравнение 9х+22у-1=0
Решение: Решим данное уравнение, воспользовавшись теоремой 2:
2. 1 = 9 — 4∙2 = 9 — (22 — 9∙2) ∙2 = 9∙5 + 22∙(-2),
т.е. х0= 5, у0= -2 — решение данного уравнения
№2. Тип задания: ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
Найдите целое решение уравнения 3х+9у=3
Решение: Решим данное уравнение: 3х+9у=3
Разделим обе части уравнения на 3, получим:
- 3 = 1 ∙ 2 + 1
- 1 = 3 — 1∙2, т.е. х0= 1, у0= 0 — решение данного уравнения
Видео:Как решать Диофантовы уравнения ★ 9x+13y=-1 ★ Решите уравнение в целых числахСкачать
Методы решения нестандартных уравнений в целых числах
Этот материал может быть интересен и полезен учителям и учащимся, готовящимся к олимпиадам, математическим конкурсам,а также учащимся для самостоятельного изучения.
Просмотр содержимого документа
«Методы решения нестандартных уравнений в целых числах»
Гомельская областная научно-практическая конференция учащихся
по естественно-научным и социально-гуманитарным направлениям
Отдел образования Ельского райисполкома
ГУО «Движковский ясли-сад-базовая школа Ельского района»
Методы решения нестандартныхуравнений в целых числах
Свинтицкий Владислав Сергеевич, учащийся 9 класса
Черепанова Татьяна Михайловна, учитель математики
1. Уравнения в целых числах 4
2. Обзор методов 4
2.1. Группировка 4
2.2.Выделение полного квадрата 5
2.3. Оценка выражений, входящих в уравнение 5
2.4. Метод полного перебора всех возможных значений переменных, входящих в уравнение. 6
3. Решение в целых числах уравнения
4. Решение в целых числах уравнения14x 4 – 5y 4 – 3x 2 y 2 +82y 2 – 125x 2 +51 = 0 8
5. Решение уравнения 2x 2 + y 2 + 7z 2 + 2x 2 y 2 — 42z + 33 = 0 10
6. Решение задачи. При каких x оба числа и целые? 11
1. Вспомогательное утверждение…………………………………………………16
2. Уравнения для самостоятельного решения……………………………………17
Каждый год в школе проводится математическая олимпиада. А олимпиадные задачи, как правило, являютсянестандартными,т. е. требующими использования знаний в нестандартных ситуациях.
Еще в древнегреческой математике, значительное место принадлежало сборникам математических развлечений и занимательным задачам. Прошли века, но интерес к занимательным математическим задачам не угас даже, наоборот, значение математики непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Все это расширяет сферу ее приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности людей, где математика не играла бы существенной роли. Она стала незаменимым орудием во всех науках о природе, в технике, в обществоведении. Даже юристы и историки берут на свое вооружениематематические методы.
Задача современногошкольника – эффективнорешать, как стандартные уравнения, решаемые по алгоритмам, так и уравнения, которые не являются стандартными. Такие уравнения требуют различных подходов к решению.
Уравнения, которые часто бывают весьма сложными и требующими нестандартного подхода к решению включаются в содержание олимпиад.
Актуальность работы состоит в том, что не всегда материалов, полученных на уроках достаточно, чтобы решать олимпиадные или конкурсные задания. Поэтому необходимы дополнительные сведения, которые позволят решать нестандартные задачи.
Какая же задача называется нестандартной? «Нестандартные задачи — это такие задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения.» Однако, следует заметить, что понятие «нестандартная задача» является относительным. Одна и та же задача может быть стандартной или нестандартной, в зависимости от того, знакомы ли мы со способами решения задач такого типа. А многие задачи требуют и специальных знаний, подготовки. Конечно, для успешного решения любой задачи нужно уметь думать, догадываться, но этого мало. Полезно владеть и определенными общими подходами к решению таких задач. Поэтому я решил разобраться в решении уравнений высших степеней с несколькими неизвестными в целых числах, используя знания школьной программы, основанные на решении квадратных уравнений, попробовать их исследовать, найти общие подходы.
Целью данной работы является обобщение знаний о способах решения уравнений высших степеней с несколькими неизвестными в целых числах.
Для достижения поставленной цели в данной работе решались следующие задачи:
рассмотреть методы решения уравнений, основанные на использовании методов группировки и выделении полного квадрата, и сведения данного уравнения к решению квадратных уравнений;
применить на практике методы решения уравнений в целых числах.
наработать навыки в решении таких задач.
Объект исследования: уравнения высших степеней с несколькими неизвестными в целых числах.
Предмет исследования: применениеметодовгруппировки, выделения полного квадрата относительно одной из переменных, метода полного перебора значений переменных, оценка выражений, входящих в уравнение.
Гипотеза: не существует единого алгоритма, позволяющего за конечное число шагов решать в целых числах произвольные уравнения высших степеней. Но существует ряд нестандартных уравнений, задач, решения которых основываются на использовании методов группировки, выделения полного квадрата, методаполного перебора значений переменных, а также оценке выражений, входящих в уравнение. Указанные методы позволяют решать уравнения высших степеней с несколькими неизвестными в целых числах.
- Уравнения в целых числах
Уравнения в целых числах– это алгебраические уравнения с двумя или более неизвестными переменными и целыми коэффициентами. Решениями такого уравнения являются все целочисленные (иногда натуральные или рациональные) наборы значений неизвестных переменных, удовлетворяющих этому уравнению. Такие уравнения ещё называют диофантовыми, в честь древнегреческого математика Диофанта Александрийского, который исследовал некоторые типы таких уравнений ещё до нашей эры.
Современной постановкой диофантовых задач мы обязаны французскому математику Ферма. Именно он поставил перед европейскими математиками вопрос о решении неопределённых уравнений только в целых числах. Наиболее известное уравнение в целых числах – великая теорема Ферма:
уравнение x n + y n = z n не имеет ненулевых рациональных решений для всех натуральных n 2.
Теоретический интерес к уравнениям в целых числах достаточно велик, так как эти уравнения тесно связаны со многими проблемами теории чисел.
В 1970 году ленинградский математик Юрий Владимирович Матиясевич доказал, что общего способа, позволяющего за конечное число шагов решать в целых числах произвольные диофантовы уравнения, не существует и быть не может. Поэтому следует для разных типов уравнений выбирать собственные методы решения.
Группировку применяют в случае, когда многочлены не имеют общего множителя для всех членов многочлена. Объединение членов многочлена в группы можно осуществить различными способами. Не всегда группировка оказывается удачной. В таком случае следует попробовать объединить в группы другие члены многочлена.
2.2.Выделение полного квадрата
Выделение полного квадрата – это такое тождественное преобразование, при котором заданный трёхчлен представляется в виде суммы или разности квадрата двучлена и некоторого числового или буквенного выражения, т.е. основан на использовании формул:
a 2 +2ab+b 2 =(a+b) 2 ;
a 2 −2ab+b 2 =(a−b) 2 .
Найдите все целочисленные решения уравнения: х 2 — 6ху + 13у 2 = 29.
Преобразуем левую часть уравнения, выделив полные квадраты:
значит (2у) 2 ≤ 29.
Получаем, что у может быть равен 0; ±1, ±2.
у = 0, (х — 0) 2 = 29. Не имеет решений в целых числах.
у = -1, (х + 3) 2 + 4 = 29,
х + 3 = 5 или х + 3 = -5,
х – 3 = 5 или х – 3 = -5,
(х + 6) 2 = 13. Нет решений в целых числах.
(х-6) 2 =13. Нет решений в целых числах.
2.3.Оценка выражений, входящих в уравнение
Решить в целых числах уравнение: (х 2 + 4)(у 2 + 1) = 8ху
Решение: Заметим, что если (х;у ) – решение уравнения, то (-х ;-у ) – тоже решение. И так как х = 0 и у = 0 не являются решением уравнения, то, разделив обе части уравнения на ху, получим: = 8, (х+ )(у + ) = 8.
Пусть х0, у0, тогда, согласно неравенству Коши, х+ ≥ 2 = 4,
у + ≥ 2 = 2, тогда их произведение (х+ )(у + ) = 4·2 = 8,
значит, х+ = 4 и у + = 2.
Отсюда находим х=2 и у=1 – решение, тогда х = -2 и у = -1 – тоже решение.
2.4. Метод полного перебора всех возможных значений переменных, входящих в уравнение.
Найти множество всех пар натуральных чисел, которые являются решениями уравнения 49х + 51у = 602.
Решение: Выразим из уравнения переменную х через у.
х= , так как х и у – натуральные числа, то х = 602 — 51у ≥ 49, 51у≤553, 1≤у≤10 .
Полный перебор вариантов показывает, что натуральными решениями уравнения являются х=5, у=7.
Сгруппируем так слагаемые, чтобы можно было получить квадратное уравнение относительно одной из переменной x или y. Таким образом получим квадратное уравнение относительно y:
(9x 2 + 6x 2 + 1)y 2 – (9x 2 +18x + 5)y + (2x 2 +7x + 6) = 0, здесь легко заметить, что коэффициент при y 2 – это полный квадрат (3x + 1) 2 . Разложив на линейные множители коэффициент при y и свободный коэффициент, получим следующее уравнение:
Если решать это уравнение через дискриминант и формулы корней, то будем иметь громоздкие вычисления, но можно привести его к виду приведенного квадратного уравнения. Для этого надо разделить почленно на (3x+1) 2 . Это выражение заведомо ≠0, так как 3x+1=0 при x=- , что невозможно, так как мы решаем уравнение в целых числах.
y 2 – y + = 0, не сложно заметить, что сумма множителей, стоящих в числителе свободного коэффициента равна числителю коэффициента при y. Перепишем уравнение в виде:
y 2 – y + = 0, это наблюдение даёт возможность применить теорему Виета:
y1 · y2= ,
y1 + y2 = – .
y1= , y2 = .
Имеем два решения y1 и y2, которые надо оценить, чтобы найти целые значения.
Оценим y1= Разделим числитель на знаменатель, это можно выполнить уголком, получим:
y1= ;
3·y1 = 2 + , очевидно, что левая часть принадлежит Z, 2 – целое число, значит дробь должна принадлежать множеству Z. Оценить это выражение не сложно: возможные целые значения равны ±7, ±1. Рассмотрим все случаи.
3x+1=-1, x= , решений в целых числах нет.
Видео:Решение уравнений в целых числахСкачать
Метод полного перебора всех возможных значений переменных входящих в уравнение
Объект исследования.
Исследования касаются одного из наиболее интересных разделов теории чисел — решения уравнений в целых числах.
Предмет исследования.
Решение в целых числах алгебраических уравнений с целыми коэффициентами более чем с одним неизвестным представляет собой одну из труднейших и древнейших математических задач и не достаточно глубоко представлена в школьном курсе математики. В своей работе я представлю достаточно полный анализ уравнений в целых числах, классификацию данных уравнений по способам их решения, описание алгоритмов их решения, а также практические примеры применения каждого способа для решения уравнений в целых числах.
Цель.
Познакомиться со способами решения уравнений в целых числах.
Задачи:
Изучить учебную и справочную литературу;
Собрать теоретический материал по способам решения уравнений;
Разобрать алгоритмы решения уравнений данного вида;
Описать способы решения;
Рассмотреть примеры решения уравнений с применением данных способов.
Гипотеза:
Столкнувшись с уравнениями в целых числах в олимпиадных заданиях, я предположила, что трудности в их решении обусловлены тем, что далеко не все способы их решения мне известны.
Актуальность:
Решая примерные варианты заданий ЕГЭ, я заметила, что часто встречаются задания на решение уравнений первой и второй степени в целых числах. Кроме того олимпиадные задания различных уровней также содержат уравнения в целых числах или задачи, которые решаются с применением умений решать уравнения в целых числах. Важность знания способов решения уравнений в целых числах и определяет актуальность моих исследований.
Методы исследования
Теоретический анализ и обобщение сведений научной литературы об уравнениях в целых числах.
Классификация уравнений в целых числах по методам их решения.
Анализ и обобщение методов решения уравнений в целых числах.
Результаты исследования
В работе описаны способы решений уравнений, рассмотрен теоретический материал теоремы Ферма, теорема Пифагора, алгоритма Евклида, представлены примеры решений задач и уравнений различных уровней сложности.
2.История уравнений в целых числах
Диофант – ученый – алгебраист Древней Греции, по некоторым данным он жил до 364 года н. э. Он специализировался на решении задач в целых числах. Отсюда и пошло название Диофантовы уравнения. Наиболее известной, решенной Диофантом, является задача «о разложении на два квадрата». Ее эквивалентом является известная всем теорема Пифагора. Жизнь и деятельность Диофанта протекала в Александрии, он собирал и решал известные и придумывал новые задачи. Позднее он объединил их в большом труде под названием «Арифметика». Из тринадцати книг, входивших в состав «Арифметики», только шесть сохранились до Средних веков и стали источником вдохновения для математиков эпохи Возрождения.«Арифметика» Диофанта — это сборник задач, каждая включает в себя решение и необходимое пояснение. В собрание входят разнообразные задачи, а их решение часто в высшей степени остроумно. Диофанта интересуют только положительные целые и рациональные решения. Иррациональные решения он называет «невозможными» и тщательно подбирает коэффициенты так, чтобы получились искомые положительные, рациональные решения.
Для решения уравнений в целых числах применяется теорема Ферма. История доказательства которой достаточно интересная. Над полным доказательством Великой теоремы работало немало выдающихся математиков, и эти усилия привели к получению многих результатов современной теории чисел. Считается, что теорема стоит на первом месте по количеству неверных доказательств.
Замечательный французский математик Пьер Ферма высказал утверждение, что уравнение при целом n ≥ 3 не имеет решений в целых положительных числах x, y, z ( xyz = 0 исключается положительностью x, y, z.Для случая n = 3 эту теорему в X веке пытался доказать среднеазиатский математик ал-Ходжанди, но его доказательство не сохранилось. Несколько позже сам Ферма опубликовал доказательство частного случая для n = 4.
Эйлер в 1770 доказал теорему для случая n = 3, Дирихле и Лежандр в 1825 — для n = 5,Ламе — для n = 7. Куммер показал, что теорема верна для всех простых n, меньших 100, за возможным исключением 37, 59, 67.
В 1980-х годах появился новый подход к решению проблемы. Из гипотезы Морделла, доказанной Фальтингсом в 1983 году, следует, что уравнение
при n > 3 может иметь лишь конечное число взаимно простых решений.
Последний, но самый важный, шаг в доказательстве теоремы был сделан в сентябре 1994 года Уайлсом. Его 130-страничное доказательство было опубликовано в журнале «AnnalsofMathematics». Доказательство основано на предположении немецкого математика Герхарда Фрая о том, что Великая теорема Ферма является следствием гипотезы Таниямы — Симуры (это предположение было доказано Кеном Рибетом при участии Ж.‑П.Серра. ).Первый вариант своего доказательства Уайлс опубликовал в 1993 году (после 7 лет напряжённой работы), но в нём вскоре обнаружился серьёзный пробел; с помощью Ричарда Лоуренса Тейлора пробел удалось достаточно быстро ликвидировать. В 1995 году был опубликован завершающий вариант. 15 марта 2016 года Эндрю Уайлз получает премию Абеля. В настоящее время премия составляет 6 миллионов норвежских крон, то есть примерно 50 миллионов рублей. По словам Уайлса, присуждение премии стало для него «полной неожиданностью».
3.Линейные уравнения в целых числах
Линейные уравнения – самые простые из всех диофантовых уравнений .
Уравнение вида ах=b, где a и b – некоторые числа, а х- неизвестная переменная, называется линейным уравнением с одной неизвестной. Здесь требуется найти только целые решения уравнения. Можно заметить, что если а ≠ 0, то целочисленное решение уравнение будет иметь только в том случае, когда b нацело делится на а и это решение х= b/ф. Если же а=0, то целочисленное решение уравнение будет иметь тогда, когда b=0 и в этом случае х любое число.
т.к. 12 нацело делится на 4, то
Т.к. а=о и b=0, то х любое число
Т.к. 7 нацело не делится на 10, то решений нет.
4. Способ перебора вариантов.
В способе перебора вариантов необходимо учитывать признаки делимости чисел, рассмотреть все возможные варианты равенства конечного перебора. Этот способ можно применить решая данные задачи:
№1 Найти множество всех пар натуральных чисел, которые являются решением уравнения 49x+69y=602
Выражаем из уравнения х =,
Т.к. x и y натуральные числа, то х = ≥ 1, умножаем все уравнение на 49, чтобы избавиться от знаменателя:
Переносим 602 в левую сторону:
51y ≤ 553, выражаем y, y= 10
Полный перебор вариантов показывает, что натуральными решениями уравнения являются x=5, y=7.
№2 Решить задачу
Из цифр 2, 4, 7 следует составить трёхзначное число, в котором ни одна цифра не может повторяться более двух раз.
Найдем количество всех трехзначных чисел, которые начинаются с цифры 2: (224, 242, 227, 272, 247, 274, 244, 277) – их 8.
Аналогично находим все трехзначные цифры начинающиеся с цифр 4 и 7: (442, 424, 422, 447, 474, 427, 472, 477).
(772, 774, 727, 747, 722, 744, 724, 742) – их тоже по 8 чисел. Следует всего 24 числа.
5. Цепная дробь и алгоритм Евклида
Цепной дробью называется выражение обыкновенной дроби в виде
где q1 – целое число, а q2, … ,qn – натуральные числа. Такое выражение называется цепной (конечной непрерывной) дробью. Различают конечные и бесконечные цепные дроби.
Для рациональных чисел цепная дробь имеет конечный вид. Кроме того, последовательность ai— это ровно та последовательность частных, которая получается при применении алгоритма Евклида к числителю и знаменателю дроби.
Решая уравнения цепной дробью, я составила общий алгоритм действий для данного способа решения уравнений в целых числах.
Алгоритм
1) Составить отношение коэффициентов при неизвестных в виде дроби
2) Преобразовать выражение в неправильную дробь
3) Выделить целую часть неправильной дроби
4) Правильную дробь заменить равной ей дробью
5) Проделать 3,4 с полученной в знаменателе неправильной дробью
6) Повторять 5 до конечного результата
7) У полученного выражения отбросить последнее звено цепной дроби, превратить получающуюся при этом новую цепную дробь в простую и вычесть ее из исходной дробь.
Пример №1 Решить в целых числах уравнение 127x- 52y+ 1 = 0
Преобразуем отношение коэффициентов при неизвестных.
Прежде всего, выделим целую часть неправильной дроби ; = 2 +
Правильную дробь заменим равной ей дробью .
Проделаем такие же преобразования с полученной в знаменателе неправильной дробью.
Теперь исходная дробь примет вид: .Повторяя те же рассуждения для дроби получим Выделяя целую часть неправильной дроби, придем к окончательному результату:
Мы получили выражение, которое называется конечной цепной или непрерывной дробью. Отбросив последнее звено этой цепной дроби — одну пятую, превратим получающуюся при этом новую цепную дробь в простую и вычтем ее из исходной дроби :
Приведем полученное выражение к общему знаменателю и отбросим его.
Откуда 127∙9–52∙22+1=0. Из сопоставления полученного равенства с уравнением 127x- 52y+1 = 0 следует, что тогда x= 9, y= 22 — решение исходного уравнения, и согласно теореме все его решения будут содержаться в прогрессиях x= 9+ 52t, y= 22+ 127t, где t=( 0; ±1; ±2…..).Полученный результат наводит на мысль о том, что и в общем случае для нахождения решения уравнения ax+by+c=0 надо разложить отношение коэффициентов при неизвестных в цепную дробь, отбросить ее последнее звено и проделать выкладки, подобные тем, которые были приведены выше.
Для доказательства этого предположения будут нужны некоторые свойства цепных дробей.
Рассмотрим несократимую дробь . Обозначим через q1 частное и через r2 остаток от деления a на b. Тогда получим:
Пусть, далее, q2 – частное и r3 – остаток от деления b на r2.
Величины q1, q2,… называются неполными частными. Приведенный выше процесс образования неполных частных называется алгоритмом Евклида. Остатки от деления r2, r3,…удовлетворяют неравенствам
т.е. образуют ряд убывающих неотрицательных чисел.
Пример№2 Решить уравнение170х+190у=3000 в целых числах
После сокращения на 10 уравнение выглядит так,
Для нахождения частного решения воспользуемся разложением дроби в цепную дробь
Свернув предпоследнюю подходящую к ней дробь в обыкновенную
Частное решение данного уравнения имеет вид
а общее задается формулой
х=2700-19k, y= -2400+17k.
откуда получаем условие на параметр k
6. Метод разложения на множители
Метод перебора вариантов неудобный способ, так как бывают случаи когда найти перебором всецелые решения, невозможно, так как таких решений бесконечное множество. Метод разложения на множители очень интересный прием и встречается он как и в элементарной математике так и в высшей.
Суть состоит в тождественном преобразовании. Смысл любого тождественного преобразования — это запись выражения в другом виде с сохранением его сути. Рассмотрим примеры применения данного метода.
№1 Решить уравнение в целых числах y 3 — x 3 = 91.
Используя формулы сокращенного умножения, разложим правую часть уравнения на множители:
(y — x)(y 2 + xy + x 2 ) = 91
Выписываем все делители числа 91: ± 1; ± 7; ± 13; ± 91
Замечаем, что для любых целых x и y число
y 2 + yx + x 2 ≥ y 2 — 2|y||x| + x 2 = (|y| — |x|) 2 ≥ 0,
следовательно, оба сомножителя в левой части уравнения должны быть положительными. Тогда исходное уравнение равносильно совокупности систем уравнений:
Решив системы, отбираем те корни, которые являются целыми числами.
Получаем решения исходного уравнения: (5; 6), (-6; -5); (-3; 4),(-4;3).
№2 Найти все пары натуральных чисел, удовлетворяющих уравнению х 2 –у 2 = 69
Разложим левую часть уравнения на множители и запишем уравнение в виде
Т.к. делителями числа 69 являются числа 1, 3, 23 и 69, то 69 можно получить двумя способами: 69=1·69 и 69=3·23. Учитывая, что х-у > 0, получим две системы уравнений, решив которые мы сможем найти искомые числа:
Выразив одну переменную и подставив ее в второе уравнение находим корни уравнений.Первая система имеет решение x=35;y=34 , а вторая система имеет решение x=13, y=10.
Ответ: (35; 34), (13; 10).
№3 Решить уравнение х+у =ху в целых числах:
Запишем уравнение в виде
Разложим левую часть уравнения на множители. Получим
Произведение двух целых чисел может равняться 1 только в двух случаях: если оба они равны 1 или -1. Получим две системы:
Первая система имеет решение х=2, у=2, а вторая система имеет решение х=0, у=0.Ответ: (2; 2), (0; 0).
№4 Доказать, что уравнение (x — y) 3 + (y — z) 3 + (z — x) 3 = 30 не имеет решений в целых числах.
Разложим левую часть уравнения на множители и обе части уравнения разделим на 3, в результате получим уравнение:
( x — y)(y — z)(z — x) = 10
Делителями 10 являются числа ±1, ±2, ±5, ±10. Заметим также, что сумма сомножителей левой части уравнения равна 0. Нетрудно проверить, что сумма любых трех чисел из множества делителей числа 10, дающих в произведении 10, не будет равняться 0. Следовательно, исходное уравнение не имеет решений в целых числах.
7. Метод остатков
Основная задача метода — находить остаток от деления обоих частей уравнения на целое число, на основе полученных результатов. Часто полученная информация уменьшает возможности множеств решений уравнения. Рассмотрим примеры:
№1 Доказать, что уравнение x 2 = 3y + 2 не имеет решений в целых числах.
Рассмотрим случай, когда x, y ∈ N. Рассмотрим остатки от деления обоих частей на 3. Правая часть уравнения дает остаток 2 при делении на 3 при любом значении y. Левая же часть, которая является квадратом натурального числа, при делении на 3 всегда дает остаток 0 или 1. Исходя из этого получаем, что решения данного уравнения в натуральных числах нет.
Рассмотрим случай, когда одно из чисел равно 0. Тогда очевидно, решений в целых числах нет.
Случай, когда y — целое отрицательное не имеет решений, т.к. правая часть будет отрицательна, а левая — положительна.
Случай, когда x — целое отрицательное, также не имеет решений, т.к. попадает под один из рассмотренных ранее случаев ввиду того, что (-x) 2 = (x) 2 .
Получается, что указанное уравнение не имеет решений в целых числах, что и требовалось доказать.
№2 Решите в целых числах 3 х = 1 + y 2 .
Не сложно заметить, что (0; 0) — решение данного уравнения. Остаётся доказать, что других целых корней уравнение не имеет.
1) Если x∈N, y∈N, то З делится на три без остатка, а 1 + y 2 при делении на 3 дает
остаток либо 1, либо 2. Следовательно, равенство при натуральных
значениях х, у невозможно.
2) Если х— целое отрицательное число,y∈Z , тогда 0 х 2 ≥ 0 и
равенство также невозможно. Следовательно, (0; 0) — единственное
№3 Решить уравнение 2х 2 -2ху+9х+у=2 в целых числах:
Выразим из уравнения то неизвестное, которое входит в него только в первой степени, то есть переменную у:
2х 2 +9х-2=2ху-у, откуда
Выделим у дроби целую часть с помощью правила деления многочлена на многочлен «углом». Получим:
Очевидно, разность 2х-1 может принимать только значения -3, -1, 1 и 3.
Осталось перебрать эти четыре случая, в результате чего получаем решения: (1;9), (2;8), (0;2), (-1;3)
8.Пример решения уравнений с двумя переменными в целых числах как квадратных относительно одной из переменных
№1 Решить в целых числах уравнение 5х 2 +5у 2 + 8ху+2у-2х +2=0
Данное уравнение можно решить методом разложения на множители, однако этот способ применительно к данному уравнению достаточно трудоёмкий. Рассмотрим более рациональный способ.
Запишем уравнение в виде квадратного относительно переменной х:
5x 2 +(8y-2)x+5y 2 +2y+2=0
Находим его корни.
Данное уравнение имеет решение тогда и только тогда, когда дискриминант
этого уравнения равен нулю, т.е. — 9(у+1) 2 =0, отсюда у= — 1.
9.Пример решения задач с помощью уравнений в целых числах.
№ 1. Решить в натуральных числах уравнение: где n>m
Выразим переменную n через переменную m:
Найдем делители числа 625: это 1; 5; 25; 125; 625
1) если m-25 =1, то m=26, n=25+625=650
2) m-25 =5, то m=30, n=150
3) m-25 =25, то m=50, n=50
4) m-25 =125, то m=150, n=30
5) m-25 =625, то m=650, n=26
№ 2. Решить уравнение в натуральных числах: mn +25 = 4m
Решение: mn +25 = 4m
1) выразим переменную 4m через n:
2) найдем натуральные делители числа 25: это 1; 5; 25
если 4-n =1, то n=3, m=25
4-n=5, то n=-1, m=5; 4-n =25, то n=-21, m=1 (посторонние корни)
Помимо заданий решить уравнение в целых числах, встречаются задания на доказательство того факта, что уравнение не имеет целых корней.
При решении таких задач, необходимо помнить следующие свойства делимости:
1) Если n Z; n делится на 2, то n = 2k, k ∈ Z.
2) Если n ∈ Z; n не делится на 2, то n = 2k+1, k ∈ Z.
3) Если n ∈ Z; n делится на 3, то n = 3k, k ∈ Z.
4) Если n ∈ Z; n не делится на 3, то n = 3k±1, k ∈ Z.
5) Если n ∈ Z; n не делится на 4, то n = 4k+1; n = 4k+2; n = 4k+3. k ∈ Z.
6) Если n ∈ Z; n(n+1) делится на 2, то n (n+1)(n+2) делится на 2;3;6.
7) n; n+1 – взаимно простые.
№3 Доказать, что уравнение x 2 – 3у = 17 не имеет целых решений.
Пусть x; y – решения уравнения
x 2 = 3(у+6)-1 Т.к. y ∈ Z то y+6 ∈ Z , значит 3(y+6) делится на 3, следовательно, 3(y+6)-1 не делится на 3, следовательно, x 2 не делится на 3, следовательно, x не делится на 3, значит x = 3k±1, k ∈ Z.
Подставим это в исходное уравнение.
Получили противоречие. Значит у уравнения нет целых решений, что и требовалось доказать.
10.Формула Пика
Формула Пика была открыта австрийским математиком Георгом Пиком в 1899 году. Формула связанна с уравнениями в целых числах тем, что из многоугольников берут только целые узлы, как и целые числа в уравнениях.
При помощи этой формулы можно находить площадь фигуры построенной на листе в клетку (треугольник, квадрат, трапеция, прямоугольник, многоугольник).
В этой формуле будем находить целые точки внутри многоугольника и на его границе.
В задачах, которые будут на ЕГЭ есть целая группа заданий, в которых дан многоугольник построенный на листе в клетку и стоит вопрос о нахождении площади. Масштаб клетки это один квадратный сантиметр.
М – количество узлов на границе треугольника (на сторонах и вершинах)
N – количество узлов внутри треугольника.
*Под «узлами» имеется ввиду пересечение линий. Найдём площадь треугольника:
M = 15 (обозначены красным)
N = 34 (обозначены синим)
Найдём площадь многоугольника: Отметим узлы:
M = 14 (обозначены красным)
N = 43 (обозначены синим)
12.Метод спуска
Один из методов решений уравнений в целых числах – метод спуска — опирается на теорему Ферма.
Методом спуска называется метод, который заключается в построении одного решения бесчисленной последовательности решений с неограниченно убывающим положительным z.
Алгоритм этого метода рассмотрим на примере решения конкретного уравнения.
Пример 1. Решить уравнение в целых числах 5x + 8y = 39.
1) Выберем неизвестное, имеющее наименьший коэффициент (в нашем случае это х), и выразим его через другое неизвестное:
2) Выделим целую часть: Очевидно, что х будет целым, если выражение окажется целым, что, в свою очередь, будет иметь место тогда, когда число 4 – 3y без остатка делится на 5.
3) Введем дополнительную целочисленную переменную z следующим образом: 4 –3y = 5z. В результате получим уравнение такого же типа, как и первоначальное, но уже с меньшими коэффициентами.
4) Решаем его уже относительно переменной y, рассуждая точно также как в п.1, 2: Выделяя целую часть, получим:
5) Рассуждая аналогично предыдущему, вводим новую переменную u: 3u = 1 – 2z.
6) Выразим неизвестную с наименьшим коэффициентом, в этом случае переменную z: . Требуя, чтобы было целым, получим: 1 – u = 2v, откуда u = 1 – 2v. Дробей больше нет, спуск закончен (процесс продолжаем до тез пор, пока в выражении для очередной переменной не останется дробей).
7) Теперь необходимо «подняться вверх». Выразим через переменную v сначала z, потом y и затем x:
8) Формулы x = 3+8v и y = 3 – 5v, где v – произвольное целое число, представляют общее решение исходного уравнения в целых числах.
Таким образом, метод спуска предполагает сначала последовательное выражение одной переменой чрез другую, пока в представлении переменной не останется дробей, а затем, последовательное «восхождение» по цепочке равенств для получения общего решения уравнения.
12.Заключение
В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что трудности при решении уравнений в целых числах обусловлены тем, что далеко не все способы их решения были мне известны. В ходе исследований мне удалось отыскать и описать малоизвестные способы решения уравнений в целых числах, проиллюстрировать их примерами. Результаты моих исследований могут быть полезны всем ученикам, интересующимся математикой.
13.Библиография
Книжные ресурсы:
1. Н. Я. Виленкин и др., Алгебра и математический анализ/10класс, 11 класс// М., «Просвещение», 1998 год;
2. А. Ф. Иванов и др., Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к экзамену// Воронеж, ГОУВПО ВГТУ, 2007 год
3. А. О. Гельфонд, Математика, теория чисел// Решение уравнений в целых числах// Книжный дом «ЛИБРОКОМ»
Ресурсы сети интернет:
📺 Видео
Алгебра 10 класс (Урок№9 - Решение уравнений в целых числах.)Скачать
9 класс, 15 урок, Определение числовой функции. Область определения, область значения функцииСкачать
Решение диофантовых уравненийСкачать
Линейные диофантовы уравненияСкачать
Математика. Линейные диофантовы уравнения с двумя неизвестными. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать
Численные методы. Часть 1Скачать
Решение ДУ.Операционный методСкачать
Уравнение с двумя неизвестными. Решить в целых числах. ЗадачаСкачать
Как решать уравнения с двумя переменными в целых числах! Лёгкий способ!Скачать
16. Решение линейных уравнений в целых числах. Часть 1. Алексей Савватеев. 100 уроков математикиСкачать
Метод переменных состояния │ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ПримерСкачать
Переходные процессы | Классический метод расчета переходных процессов. Теория и задачаСкачать
Уравнения в целых числах (теория и методы решения) №1Скачать
Решите уравнение в целых числах 3x^2+5y^2=345 ✱ Диофантовы уравнения ✱ Как решать?Скачать
Математический анализ, 5 урок, Непрерывность функцииСкачать
Диофантовы уравнения x³-y³=91Скачать
2023/24. Лекция 3. Задачи с параметром: путь к успеху.Скачать
Приведение линейного уравнения в частных производных c постоянными коэфф--ми к каноническому виду.Скачать