Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Основные методы решения систем повышенной сложности
Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Метод почленного умножения и деления уравнений системы

На этом уроке мы продолжим изучение всех трех основных методов решения систем уравнений и их комбинаций на примере решения систем повышенной сложности. А также рассмотрим некоторые специфические приемы для упрощения различных типов систем.

Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Системы уравнений

Система уравнений — это группа уравнений, в которых одни и те же неизвестные обозначают одни те же числа. Чтобы показать, что уравнения рассматриваются как система, слева от них ставится фигурная скобка:

Метод почленного умножения и деления уравнений системыx — 4y = 2
3x — 2y = 16

Решить систему уравнений — это значит, найти общие решения для всех уравнений системы или убедиться, что решения нет.

Чтобы решить систему уравнений, нужно исключить одно неизвестное, то есть из двух уравнений с двумя неизвестными составить одно уравнение с одним неизвестным. Исключить одно из неизвестных можно тремя способами: подстановкой, сравнением, сложением или вычитанием.

Видео:Системы уравнений. Способ умножения и деления уравнений системы.Скачать

Системы уравнений. Способ умножения и деления уравнений системы.

Способ подстановки

Чтобы решить систему уравнений способом подстановки, нужно в одном из уравнений выразить одно неизвестное через другое и результат подставить в другое уравнение, которое после этого будет содержать только одно неизвестное. Затем находим значение этого неизвестного и подставляем его в первое уравнение, после этого находим значение второго неизвестного.

Рассмотрим решение системы уравнений:

Метод почленного умножения и деления уравнений системыx — 4y = 2
3x — 2y = 16

Сначала найдём, чему равен x в первом уравнении. Для этого перенесём все члены уравнения, не содержащие неизвестное x, в правую часть:

Так как x, на основании определения системы уравнений, имеет такое же значение и во втором уравнении, то подставляем его значение во второе уравнение и получаем уравнение с одним неизвестным:

3x— 2y = 16;
3( 2 + 4y )— 2y = 16.

Решаем полученное уравнение, чтобы найти, чему равен y. Как решать уравнения с одним неизвестным, вы можете посмотреть в соответствующей теме.

3(2 + 4y) — 2y = 16;
6 + 12y — 2y = 16;
6 + 10y = 16;
10y = 16 — 6;
10y = 10;
y = 10 : 10;
y = 1.

Мы определили что y = 1. Теперь, для нахождения численного значения x, подставим значение y в преобразованное первое уравнение, где мы ранее нашли, какому выражению равен x:

x = 2 + 4y = 2 + 4 · 1 = 2 + 4 = 6.

Видео:9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравнений

Способ сравнения

Способ сравнения — это частный случай подстановки. Чтобы решить систему уравнений способом сравнения, нужно в обоих уравнениях найти, какому выражению будет равно одно и то же неизвестное и приравнять полученные выражения друг к другу. Получившееся в результате уравнение позволяет узнать значение одного неизвестного. С помощью этого значения затем вычисляется значение второго неизвестного.

Например, для решение системы:

Метод почленного умножения и деления уравнений системыx — 4y = 2
3x — 2y = 16

найдём в обоих уравнениях, чему равен y (можно сделать и наоборот — найти, чему равен x):

x — 4y = 23x — 2y = 16
-4y = 2 — x-2y = 16 — 3x
y = (2 — x) : — 4y = (16 — 3x) : -2

Составляем из полученных выражений уравнение:

2 — x=16 — 3x
-4-2

Решаем уравнение, чтобы узнать значение x:

2 — x· (-4) =16 — 3x· (-4)
-4-2
2 — x = 32 — 6x
x + 6x = 32 — 2
5x = 30
x = 30 : 5
x = 6

Теперь подставляем значение x в первое или второе уравнение системы и находим значение y:

x — 4y = 23x — 2y = 16
6 — 4y = 23 · 6 — 2y = 16
-4y = 2 — 6-2y = 16 — 18
-4y = -4-2y = -2
y = 1y = 1

Видео:Решение систем уравнений методом сложенияСкачать

Решение систем уравнений методом сложения

Способ сложения или вычитания

Чтобы решить систему уравнений способом сложения, нужно составить из двух уравнений одно, сложив левые и правые части, при этом одно из неизвестных должно быть исключено из полученного уравнения. Неизвестное можно исключить, уравняв при нём коэффициенты в обоих уравнениях.

Метод почленного умножения и деления уравнений системыx — 4y = 2
3x — 2y = 16

Уравняем коэффициенты при неизвестном y, умножив все члены второго уравнения на -2:

Метод почленного умножения и деления уравнений системыx — 4y = 2
-6x + 4y = -32

Теперь сложим по частям оба уравнения, чтобы получить уравнение с одним неизвестным:

+x — 4y = 2
-6x + 4y = -32
-5x = -30

Находим значение x (x = 6). Теперь, подставив значение x в любое уравнение системы, найдём y = 1.

Если уравнять коэффициенты у x, то, для исключения этого неизвестного, нужно было бы вычесть одно уравнение из другого.

Уравняем коэффициенты при неизвестном x, умножив все члены первого уравнения на 3:

(x — 4y) · 3 = 2 · 3

Метод почленного умножения и деления уравнений системы3x — 12y = 6
3x — 2y = 16

Теперь вычтем по частям второе уравнение из первого, чтобы получить уравнение с одним неизвестным:

3x — 12y = 6
3x — 2y = 16
-10y = -10

Находим значение y (y = 1). Теперь, подставив значение y в любое уравнение системы, найдём x = 6:

3x — 2y = 16
3x — 2 · 1 = 16
3x — 2 = 16
3x = 16 + 2
3x = 18
x = 18 : 3
x = 6

Для решения системы уравнений, рассмотренной выше, был использован способ сложения, который основан на следующем свойстве:

Любое уравнение системы можно заменить на уравнение, получаемое путём сложения (или вычитания) уравнений, входящих в систему. При этом получается система уравнений, имеющая те же решения, что и исходная.

Видео:Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.Скачать

Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.

Как решить систему линейных уравнений?

На данном уроке мы рассмотрим методы решения системы линейных уравнений. В курсе высшей математики системы линейных уравнений требуется решать как в виде отдельных заданий, например, «Решить систему по формулам Крамера», так и в ходе решения остальных задач. С системами линейных уравнений приходится иметь дело практически во всех разделах высшей математики.

Сначала немного теории. Что в данном случае обозначает математическое слово «линейных»? Это значит, что в уравнения системы все переменные входят в первой степени: Метод почленного умножения и деления уравнений системыбез всяких причудливых вещей вроде Метод почленного умножения и деления уравнений системыи т.п., от которых в восторге бывают только участники математических олимпиад.

В высшей математике для обозначения переменных используются не только знакомые с детства буквы Метод почленного умножения и деления уравнений системы.
Довольно популярный вариант – переменные с индексами: Метод почленного умножения и деления уравнений системы.
Либо начальные буквы латинского алфавита, маленькие и большие: Метод почленного умножения и деления уравнений системыМетод почленного умножения и деления уравнений системы
Не так уж редко можно встретить греческие буквы: Метод почленного умножения и деления уравнений системы– известные многим «альфа, бета, гамма». А также набор с индексами, скажем, с буквой «мю»: Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Использование того или иного набора букв зависит от раздела высшей математики, в котором мы сталкиваемся с системой линейных уравнений. Так, например, в системах линейных уравнений, встречающихся при решении интегралов, дифференциальных уравнений традиционно принято использовать обозначения Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Но как бы ни обозначались переменные, принципы, методы и способы решения системы линейных уравнений от этого не меняются. Таким образом, если Вам встретится что-нибудь страшное типа Метод почленного умножения и деления уравнений системы, не спешите в страхе закрывать задачник, в конце концов, вместо Метод почленного умножения и деления уравнений системыможно нарисовать солнце, вместо Метод почленного умножения и деления уравнений системы– птичку, а вместо Метод почленного умножения и деления уравнений системы– рожицу (преподавателя). И, как ни смешно, систему линейных уравнений с данными обозначениями тоже можно решить.

Что-то у меня есть такое предчувствие, что статья получится довольно длинной, поэтому небольшое оглавление. Итак, последовательный «разбор полётов» будет таким::

– Решение системы линейных уравнений методом подстановки («школьный метод»);
– Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы;
– Решение системы по формулам Крамера;
– Решение системы с помощью обратной матрицы;
– Решение системы методом Гаусса.

С системами линейных уравнений все знакомы из школьного курса математики. По сути дела, начинаем с повторения.

Видео:Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений через подстановку.Скачать

Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений через подстановку.

Решение системы линейных уравнений методом подстановки

Данный метод также можно назвать «школьным методом» или методом исключения неизвестных. Образно говоря, его еще можно назвать «недоделанным методом Гаусса».

Решить систему линейных уравнений:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Здесь у нас дана система из двух уравнений с двумя неизвестными. Обратите внимание, что свободные члены (числа 5 и 7) расположены в левой части уравнения. Вообще говоря, без разницы, где они находятся, слева или справа, просто в задачах по высшей математике нередко они расположены именно так. И такая запись не должна приводить в замешательство, при необходимости систему всегда можно записать «как обычно»: Метод почленного умножения и деления уравнений системы. Не забываем, что при переносе слагаемого из части в часть у него нужно поменять знак.

Что значит решить систему линейных уравнений? Решить систему уравнений – это значит найти множество её решений. Решение системы представляет собой набор значений всех входящих в неё переменных, который обращает КАЖДОЕ уравнение системы в верное равенство. Кроме того, система может быть несовместной (не иметь решений). Не тушуйтесь, это общее определение =) У нас же будет всего лишь одно значение «икс» и одно значение «игрек», которые удовлетворяют каждому уравнению с-мы.

Существует графический метод решения системы, с которым можно ознакомиться на уроке Простейшие задачи с прямой. Там же я рассказал о геометрическом смысле системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Но сейчас на дворе эра алгебры, и числа-числа, действия-действия.

Решаем: из первого уравнения выразим: Метод почленного умножения и деления уравнений системы
Полученное выражение Метод почленного умножения и деления уравнений системыподставляем во второе уравнение:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы
Раскрываем скобки, приводим подобные слагаемые и находим значение Метод почленного умножения и деления уравнений системы:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы
Далее вспоминаем про то, от чего плясали: Метод почленного умножения и деления уравнений системы
Значение Метод почленного умножения и деления уравнений системынам уже известно, осталось найти: Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Ответ: Метод почленного умножения и деления уравнений системы

После того, как решена ЛЮБАЯ система уравнений ЛЮБЫМ способом, настоятельно рекомендую выполнить проверку (устно, на черновике либо калькуляторе). Благо, делается это легко и быстро.

1) Подставляем найденный ответ Метод почленного умножения и деления уравнений системыв первое уравнение Метод почленного умножения и деления уравнений системы:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы
Метод почленного умножения и деления уравнений системы– получено верное равенство.

2) Подставляем найденный ответ Метод почленного умножения и деления уравнений системыво второе уравнение Метод почленного умножения и деления уравнений системы:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы
Метод почленного умножения и деления уравнений системы– получено верное равенство.

Или, если говорить проще, «всё сошлось»

Рассмотренный способ решения не является единственным, из первого уравнения можно было выразить Метод почленного умножения и деления уравнений системы, а не Метод почленного умножения и деления уравнений системы.
Можно наоборот – что-нибудь выразить из второго уравнения Метод почленного умножения и деления уравнений системыи подставить в первое уравнение. Кстати, заметьте, самый невыгодный из четырех способов – выразить Метод почленного умножения и деления уравнений системыиз второго уравнения:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы
Получаются дроби, а оно зачем? Есть более рациональное решение.

Тем не менее, в ряде случаев без дробей всё-таки не обойтись. В этой связи обращаю Ваше внимание на то, КАК я записал выражение. Не так: Метод почленного умножения и деления уравнений системы, и ни в коем случае не так: Метод почленного умножения и деления уравнений системы.

Если в высшей математике Вы имеете дело с дробными числами, то все вычисления старайтесь проводить в обыкновенных неправильных дробях.

Именно Метод почленного умножения и деления уравнений системы, а не Метод почленного умножения и деления уравнений системыили Метод почленного умножения и деления уравнений системы!

Запятую можно использовать лишь иногда, в частности, если Метод почленного умножения и деления уравнений системы– это окончательный ответ какой-нибудь задачи, и с этим числом больше не нужно выполнять никаких действий.

Многие читатели наверняка подумали «да зачем такое подробное объяснение, как для класса коррекции, и так всё понятно». Ничего подобного, вроде бы такой простой школьный пример, а сколько ОЧЕНЬ важных выводов! Вот еще один:

Любое задание следует стремиться выполнить самым рациональным способом. Хотя бы потому, что это экономит время и нервы, а также снижает вероятность допустить ошибку.

Если в задаче по высшей математике Вам встретилась система двух линейных уравнений с двумя неизвестными, то всегда можно использовать метод подстановки (если не указано, что систему нужно решить другим методом) Ни один преподаватель не подумает, что ты лох снизит оценку за использование «школьного метода».
Более того, в ряде случаев метод подстановки целесообразно использовать и при большем количестве переменных.

Решить систему линейных уравнений с тремя неизвестными

Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Похожая система уравнений часто возникает при использовании так называемого метода неопределенных коэффициентов, когда мы находим интеграл от дробно-рациональной функции. Рассматриваемая система взята мной как раз оттуда.

При нахождении интеграла – цель быстро найти значения коэффициентов Метод почленного умножения и деления уравнений системы, а не изощряться формулами Крамера, методом обратной матрицы и т.д. Поэтому, в данном случае уместен именно метод подстановки.

Когда дана любая система уравнений, в первую очередь желательно выяснить, а нельзя ли ее как-нибудь СРАЗУ упростить? Анализируя уравнения системы, замечаем, что второе уравнение системы можно разделить на 2, что мы и делаем:

Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Справка: математический знак Метод почленного умножения и деления уравнений системыобозначает «из этого следует это», он часто используется в ходе решения задач.

Теперь анализируем уравнения, нам нужно выразить какую-нибудь переменную через остальные. Какое уравнение выбрать? Наверное, Вы уже догадались, что проще всего для этой цели взять первое уравнение системы:

Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Здесь без разницы, какую переменную выражать, можно было с таким же успехом выразить Метод почленного умножения и деления уравнений системыили Метод почленного умножения и деления уравнений системы.

Далее, выражение для Метод почленного умножения и деления уравнений системыподставляем во второе и третье уравнения системы:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Раскрываем скобки и приводим подобные слагаемые:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Третье уравнение делим на 2:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Из второго уравнения выразим Метод почленного умножения и деления уравнений системыи подставим в третьей уравнение:

Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Практически всё готово, из третьего уравнения находим: Метод почленного умножения и деления уравнений системы
Из второго уравнения: Метод почленного умножения и деления уравнений системы
Из первого уравнения: Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Ответ: Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Проверка: Подставим найденные значения переменных в левую часть каждого уравнения системы:

1) Метод почленного умножения и деления уравнений системы
2) Метод почленного умножения и деления уравнений системы
3) Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Получены соответствующие правые части уравнений, таким образом, решение найдено верно.

Решить систему линейных уравнений с 4 неизвестными

Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Это пример для самостоятельного решения (ответ в конце урока).

Видео:Решение систем уравнений методом сложенияСкачать

Решение систем уравнений методом сложения

Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы

В ходе решения систем линейных уравнений нужно стараться использовать не «школьный метод», а метод почленного сложения (вычитания) уравнений системы. Почему? Это экономит время и упрощает вычисления, впрочем, сейчас станет всё понятнее.

Решить систему линейных уравнений:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Я взял ту же систему, что и первом примере.
Анализируя систему уравнений, замечаем, что коэффициенты при переменной Метод почленного умножения и деления уравнений системыодинаковы по модулю и противоположны по знаку (–1 и 1). В такой ситуации уравнения можно сложить почленно:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Действия, обведенные красным цветом, выполняются МЫСЛЕННО.
Как видите, в результате почленного сложения у нас пропала переменная Метод почленного умножения и деления уравнений системы. В этом, собственно, и состоит суть метода – избавиться от одной из переменных.

Теперь всё просто: Метод почленного умножения и деления уравнений системы– подставляем в первое уравнение системы (можно и во второе, но это не так выгодно – там числа больше):
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

В чистовом оформлении решение должно выглядеть примерно так:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Ответ: Метод почленного умножения и деления уравнений системы

У некоторых явно возник вопрос: «Зачем все эти изыски, если можно просто выразить одну переменную через другую и подставить во второе уравнение?».

Решить систему линейных уравнений:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы
В данном примере можно использовать «школьный» метод, но большой минус состоит в том, что когда мы будем выражать какую-либо переменную из любого уравнения, то получим решение в обыкновенных дробях. А возня с дробями займет время, к тому же, если у Вас не «набита рука» на действиях с дробями, то велика вероятность допустить ошибку.

Поэтому целесообразно использовать почленное сложение (вычитание) уравнений. Анализируем коэффициенты при соответствующих переменных:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Как видим числа в парах (3 и 4), (4 и –3) – разные, поэтому, если сложить (вычесть) уравнения прямо сейчас, то от переменной мы не избавимся. Таким образом, хотелось бы видеть в одной из пар одинаковые по модулю числа, например, 20 и 20 либо 20 и –20.

Будем рассматривать коэффициенты при переменной Метод почленного умножения и деления уравнений системы:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Подбираем такое число, которое делилось бы и на 3 и на 4, причем оно должно быть как можно меньше. В математике такое число называется наименьшим общим кратным. Если Вы затрудняетесь с подбором, то можно просто перемножить коэффициенты: Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Далее:
Первое уравнение умножаем на Метод почленного умножения и деления уравнений системы
Второе уравнение умножаем на Метод почленного умножения и деления уравнений системы

В результате:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Вот теперь из первого уравнения почленно вычитаем второе. На всякий случай привожу еще раз действия, которые проводятся мысленно:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы
Следует отметить, что можно было бы наоборот – из второго уравнения вычесть первое, это ничего не меняет.

Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Теперь подставляем найденное значение Метод почленного умножения и деления уравнений системыв какое-нибудь из уравнений системы, например, в первое:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Ответ: Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Решим систему другим способом. Рассмотрим коэффициенты при переменной Метод почленного умножения и деления уравнений системы
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Очевидно, что вместо пары коэффициентов (4 и –3) нам нужно получить 12 и –12.
Для этого первое уравнение умножаем на 3, второе уравнение умножаем на 4:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Почленно складываем уравнения и находим значения переменных:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Ответ: Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Второй способ несколько рациональнее, чем первый, так как складывать проще и приятнее чем вычитать.

В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить.

Решить систему линейных уравнений:
Метод почленного умножения и деления уравнений системы

Это пример для самостоятельного решения (ответ в конце урока).

Автор: Емелин Александр

(Переход на главную страницу)

Метод почленного умножения и деления уравнений системы Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам

cкидкa 15% на первый зaкaз, при оформлении введите прoмoкoд: 5530-hihi5

🎥 Видео

Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat Золотой Медалист по бегу)Скачать

Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat  Золотой Медалист по бегу)

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.

Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений методом замены переменныхСкачать

Алгебра 9 класс. Решение систем уравнений методом замены переменных

Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.

Решение систем уравнений методом подстановкиСкачать

Решение систем уравнений методом подстановки

Система уравнений. Метод алгебраического сложенияСкачать

Система уравнений. Метод алгебраического сложения

Решение систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 классСкачать

Решение систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 класс

Как ЛЕГКО РЕШАТЬ Систему Линейный Уравнений — Метод СложенияСкачать

Как ЛЕГКО РЕШАТЬ Систему Линейный Уравнений — Метод Сложения

МЕТОД ПОДСТАНОВКИ 😉 СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ ЧАСТЬ I#математика #егэ #огэ #shorts #профильныйегэСкачать

МЕТОД ПОДСТАНОВКИ 😉 СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ ЧАСТЬ I#математика #егэ #огэ #shorts #профильныйегэ

Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.

Почленное делениеСкачать

Почленное деление

Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом сложения. 6 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом сложения. 6 класс.

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод ПодстановкиСкачать

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод Подстановки
Поделиться или сохранить к себе: