Метод оценки при решении систем уравнений

Решение уравнений методом оценки

Решение уравнений методом оценки основано на сравнении области значений функций, стоящих в левой и правой части уравнения.

Если в уравнении

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

то равенство возможно тогда и только тогда, когда и f(x) и g(x) одновременно равны a:

Метод оценки при решении систем уравнений

При этом, если максимальное значение функции, стоящей в одной части уравнения, равно минимальному значению функции, стоящему в другой части уравнения, и эти значения достигаются для обеих функций при x=x0, то xo — корень уравнения.

Графически это можно проиллюстрировать так:

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Если максимальное значение функции, стоящей в одной части уравнения, равно минимальному значению функции, стоящему в другой части уравнения, но эти значения достигаются при разных x0, то уравнение не имеет корней:

Метод оценки при решении систем уравнений

Получив систему уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

достаточно решить одно из уравнений (которое проще), а затем проверить, являются ли найденные корни корнями другого уравнения.

Чаще всего при решении уравнений методом оценки правой и левой части используют следующие соображения:

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

причём равенство достигается при

Метод оценки при решении систем уравнений

4) Квадратичная функция в вершине параболы (x0; y0)

Метод оценки при решении систем уравнений

при a>0 принимает своё наименьшее значение:

Метод оценки при решении систем уравнений

при отрицательном коэффициенте a при x² — наибольшее значение:

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

где n — натуральное число.

Примеры решения уравнений методом оценки левой и правой части.

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

— квадратичная функция. График — парабола ветвями вверх. Наименьшее значение принимает в вершине

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

С другой стороны

Метод оценки при решении систем уравнений

Следовательно, исходное уравнение равносильно системе уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Корень второго уравнения:

Метод оценки при решении систем уравнений

x=2. Проверяем, является ли 2 корнем первого уравнения:

Метод оценки при решении систем уравнений

— верно. Следовательно, x=2 — единственный корень.

Метод оценки при решении систем уравнений

Так как x⁴≥0, то 25+ x⁴≥25, а значит,

Метод оценки при решении систем уравнений

С другой стороны,

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Следовательно, исходное уравнение равносильно системе уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Решаем первое уравнение

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Проверяем, является ли x=0 корнем второго уравнения:

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

— верно. Значит, x=0 — корень данного уравнения.

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Так как сумма взаимно-обратных положительных чисел не меньше двух,

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Так как сумма положительных взаимно-обратных чисел равна 2, если эти числа равны между собой, то

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Проверяем, являются ли эти корни корнями второго уравнения.

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

Таким образом, исходное уравнение имеет единственный корень x= -1.

Видео:Метод оценки при решении уравненийСкачать

Метод оценки при решении уравнений

Метод оценки области значений

Самостоятельная работа №2

Тема: «Решение уравнений. Способы решения уравнений»

Метод разложения на множители

Суть данного метода в том, чтобы путем равносильных преобразований представить левую часть исходного уравнения, содержащую неизвестную величину в какой-либо степени, в виде произведения двух выражений, содержащих неизвестную величину в меньшей степени. При этом справа от знака равенства должен оказаться ноль. Проще всего уяснить эту идею на конкретном примере.

Пример: решите уравнение методом разложения на множители: 2,5x^2+4x = 0.

Решение. Осуществим разложение на множители (представим исходное выражение в виде произведения). Для этого вынесем переменную x за скобки: x(2,5x+4) = 0.

Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Следовательно, x=0 или 2,5x+4 =0. Из последнего уравнения получаем: 2,5x = -4 или x=-1,6.

Метод замены переменной

Цель данного метода в том, чтобы удачным образом заменить сложное выражение, содержащее неизвестную величину, новой переменной, в результате чего уравнение принимает более простой вид. Далее полученное уравнение решается относительно новой переменной, после чего происходит возврат к исходной переменной. Все эти идеи проще осознать на конкретном примере.

Решите уравнение методом замены переменной: Метод оценки при решении систем уравнений

Решение. Такие уравнения называются биквадратными. Перепишем его в виде: Метод оценки при решении систем уравненийВведем новую переменную Метод оценки при решении систем уравненийТогда исходное уравнение примет следующий простой вид: Метод оценки при решении систем уравненийРешая полученное квадратичное уравнение, получаем, что Метод оценки при решении систем уравненийили Метод оценки при решении систем уравнений

Возвращаемся теперь к старой переменной (обратная замена): Метод оценки при решении систем уравненийили Метод оценки при решении систем уравненийРешений у первого уравнения нет, поскольку не существует такого действительного числа, квадрат которого был бы отрицателен. Второе уравнение имеет два корня Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки области значений

Суть данного метода в сравнении областей значений выражений, входящих в уравнение. Часто такой анализ позволяет легко решать сложные уравнения, содержащие различные выражения (рациональные, тригонометрические, логарифмические, показательные и др.). Разберем это на конкретном примере.

Пример:Решите уравнение, используя метода оценки области значений: Метод оценки при решении систем уравнений

Решение. Рассмотрим функцию Метод оценки при решении систем уравненийИзвестно, что Метод оценки при решении систем уравненийпоэтому Метод оценки при решении систем уравненийИтак, функция Метод оценки при решении систем уравненийможет принимать значения только из промежутка Метод оценки при решении систем уравнений

Рассмотрим теперь функцию Метод оценки при решении систем уравненийГрафиком данной функции является парабола, ветви которой направлены вверх, а вершина расположена в точке Метод оценки при решении систем уравнений

Метод оценки при решении систем уравнений

График соответствующей квадратичной функции

То есть область значений данной функции (те значения, которые может принимать переменная Метод оценки при решении систем уравнений) представляет собой промежуток Метод оценки при решении систем уравнений

Таким образом выражения, стоящее справа и слева от знака равенства в исходном уравнении, могут оказаться равными, только если их значения окажутся равными 1, причем при одном и том же значении Метод оценки при решении систем уравненийНепосредственной подстановкой убеждаемся, что это условие выполняется при Метод оценки при решении систем уравненийДействительно, Метод оценки при решении систем уравненийи Метод оценки при решении систем уравненийПри всех остальных значениях Метод оценки при решении систем уравненийфункция Метод оценки при решении систем уравненийбольше 1 (см. график). Значит Метод оценки при решении систем уравнений— единственный корень уравнения.

Ответ: 0.

4. Приведение подобных членов.

Переход от уравнения

f(x) + m(x) — m(x) = g(x) (5)

f(x) = g(x) (6),
называют приведением подобных слагаемых.

Прежде чем рассматривать переход от уравнения (5) к уравнению (6), сделаем следующее замечание. Согласно сказанному в предыдущем пункте уравнеПрежде чем рассматривать переход от уравнения (5) к уравнению (6), сделаем следующее замечание. Согласно сказанному в предыдущем пункте уравнение (5) равносильно уравнению

f(x) + m(x) = g(x) + m(x) (7).

Поэтому переход от уравнения (1) к уравнению (2) означает то же самое, что и переход от уравнения (7) к уравнению (2), т. е. во всех рассуждениях уравнение (1) можно заменять равносильным ему уравнением (7). Таким образом, сказанное в этом пункте будет относиться не только к приведению подобных членов в одной части уравнения, но и к вычеркиванию (взаимному уничтожению) одинаковых слагаемых в левой и правой частях. Прежде чем сформулировать общее утверждение, относящееся к переходу от уравнения (1) к уравнению (2) или, что то же самое, от

уравнения (7) к уравнению (2), рассмотрим следующие примеры.

Пример: Метод оценки при решении систем уравнений. слагаемого — х и — 2 получается равносильное уравнение х 4 = х 2 .

5. Умножение обеих частей уравнения на одно и то же выражение.

Переход от уравнения

f(x) = g(x) (8)
к уравнению

f(x) Метод оценки при решении систем уравненийp(x) = g(x) Метод оценки при решении систем уравненийp(x). (9)
называют умножением обеих частей уравнения на одно и тоже выражение.

По поводу этого перехода можно высказать следующие утверждения:

1) Если в каждой точке, где определены обе функции f(x), g(x) определена также и функция p(x) (иначе говоря, Если в каждой точке, где определены обе функции f(x), g(x) определена также и функция p(x)), то уравнение (9) является следствием уравнения (8) или (8) Метод оценки при решении систем уравнений(9)

2) Если в каждой точке, где определены обе функции f(x), g(x) определена также и функция p(x) и в каждой точке указанного множества функция p(x) отлична от нуля, то уравнения (8) и (9) равносильны, т. е. (8) Метод оценки при решении систем уравнений(9).

Заметим, что в общем случае переход от уравнения (9) к уравнению (8) может привести как к появлению посторонних корней, так и к потере корней.

Рассмотрим уравнение x 2 — x = 0. Умножив обе части этого уравнения на Метод оценки при решении систем уравнений, мы получим уравнение Метод оценки при решении систем уравнений= 0, которое не является следствием исходного. В самом деле, исходное уравнение имеет корни х1 = 0, х2 = 1, а уравнение Метод оценки при решении систем уравнений= 0 — лишь корень х = 1. Потеря корня связана с тем, что функция — не определена при. х = 0, а как раз это значение х является корнем заданного уравнения.

6. Метод замены неизвестного. Метод замены неизвестного применяется при решении уравнений вида f(g(x)) = 0.

Он основывается на следующей теореме.

Теорема 3. Рассмотрим уравнение f(t) = 0, где t — вспомогательное неизвестное, и пусть t1, t2,3. tk — все корни уравнения. Тогда для решения уравнения f(g(x)) = 0 достаточно найти все корни каждого из уравнений g(x) = tm (m = l, 2, . k) и объединить множества корней этих уравнений.

Иначе говоря, f(g(x)) = 0 Метод оценки при решении систем уравненийg(x) = t1, g(x) = t2, . g(x) = tk.

Эта теорема позволяет свести решение уравнения вида f(g(x))= 0 к решению нескольких более простых уравнений f(t) = 0, g(x) = tk, где k = 1, 2. m.

Обычно эта теорема применяется следующим образом.

Дано некоторое уравнение f(x) = 0. Задача заключается в том, чтобы умело подобрать функцию g(x), позволяющую ввести новое неизвестное t = g(x), и затем выразить функцию f(х) через t, т. е. представить ее в виде f(x) = h(g(x)). В результате данное уравнение запишется в виде h(g(x))= 0, и для его решения можно будет применить доказанную теорему. Такой прием решения уравнений и называется методом замены неизвестного (поскольку вначале решается уравнение f(t) = 0, в котором неизвестное х заменено новым, вспомогательным неизвестным t.

7. Способ сложения

Алгоритм решения системы линейных уравнений с двумя неизвестными способом сложения.

1. Если требуется, путем равносильных преобразований уравнять коэффициенты при одной из неизвестных переменных в обоих уравнениях.

2. Складывая или вычитая полученные уравнения получить линейное уравнение с одним неизвестным

3. Решить полученное уравнение с одним неизвестным и найти одну из переменных.

4. Подставить полученное выражение в любое из двух уравнений системы и решить это уравнение, получив, таким образом, вторую переменную.

Видео:№12 из ЕГЭ 2022 по профильной математике. Метод оценки - ИМБАСкачать

№12 из ЕГЭ 2022 по профильной математике. Метод оценки - ИМБА

Применение метода оценки к решению уравнений
методическая разработка на тему

Метод оценки при решении систем уравнений

Применение метода оценки к решению уравнений

Урок — творческая лаборатория

Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи, и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний, при активном участии в проектной и исследовательской деятельности. Это позволяет развивать познавательную активность учащихся, творческие способности и сообразительность. В процессе такой работы ребята учатся работать с дополнительной литературой, историческим материалом, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Всё это будет проявляться ярче, быстрее и качественнее, если на уроках применяются современные информационные и педагогические технологии.

Технические средства способствуют активизации учебного процесса, помогают нам эффективно проводить уроки, организовывать быстрый доступ к запланированной информации, решать задачи практического содержания, выполнять исследовательскую работу. Больше внимания уделить математической речи, формированию познавательного интереса к предмету и творческой активности, отработки вычислительных навыков, и навыков анализа и сравнения, исследовательской деятельности. На данном уроке-творческой лаборатории по теме «Применение метода оценки к решению уравнений» благодаря предварительной работе с дополнительной литературой, интернетом, подготовке презентаций, а самое главное исследовательской деятельности обучающихся, расширяется кругозор, повышается познавательная активность. Эпиграфом нашего урока стало высказывание С. Коваля: «Решение уравнений это золотой ключ, открывающий все сезамы». Урок проведен был для учащихся 10 и 11 классов. Для 10 класса это был урок обобщения и систематизации знаний по теме «Решение уравнений и неравенств» и в тоже время некоторый материал был для них новым и ранее не изученным. Для 11 класса этот урок был одним из этапов подготовки к ЕГЭ. После урока обучающиеся высказали свое мнение о проведенном совместном занятии. Такой подход к изучению математики вызвал интерес у учащихся и они выразили желание проводить такие уроки чаще.

Широкое применение таких технологий при изучении математики даёт возможность реализовать принцип «учение с увлечением». И это очень важно, ведь всем понятно, что учебная успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле – это желание ребёнка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Все это в совокупности позволило повысить информативность урока, эффективность обучения, придать уроку динамизм и выразительность. Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25 %. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65 % информации. Уроки с применением современных педагогических технологий в купе с креативным подходом позволяет решить старую проблему — низкую степень индивидуализации обучения, усилить темп умственной деятельности, обеспечивает творческий рост, как учащихся, так и учителя.

Видео:9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравнений

Скачать:

ВложениеРазмер
urok.docx61.72 КБ
refleksiya_domashnee_zadanie_kartochki.docx23.4 КБ
prezentaciya1.ppt229 КБ
prezentaciya_microsoft_powerpoint.pptx2.25 МБ

Видео:Система уравнений. Метод алгебраического сложенияСкачать

Система уравнений. Метод алгебраического сложения

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

Применение метода оценки к решению уравнений

Урок — творческая лаборатория

учитель математики МОУ СОШ №21

учитель математики МОУ СОШ №21

Учитель математики и информатики

2011-2012 учебный год

Современные педагогические технологии как средство решения математических задач

Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи, и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний, при активном участии в проектной и исследовательской деятельности. Это позволяет развивать познавательную активность учащихся, творческие способности и сообразительность. В процессе такой работы ребята учатся работать с дополнительной литературой, историческим материалом, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Всё это будет проявляться ярче, быстрее и качественнее, если на уроках применяются современные информационные и педагогические технологии.

Технические средства способствуют активизации учебного процесса, помогают нам эффективно проводить уроки, организовывать быстрый доступ к запланированной информации, решать задачи практического содержания, выполнять исследовательскую работу. Больше внимания уделить математической речи, формированию познавательного интереса к предмету и творческой активности, отработки вычислительных навыков, и навыков анализа и сравнения, исследовательской деятельности. На данном уроке-творческой лаборатории по теме « Применение метода оценки к решению уравнений » благодаря предварительной работе с дополнительной литературой, интернетом, подготовке презентаций, а самое главное исследовательской деятельности обучающихся, расширяется кругозор, повышается познавательная активность. Эпиграфом нашего урока стало высказывание С. Коваля: «Решение уравнений это золотой ключ, открывающий все сезамы». Урок проведен был для учащихся 10 и 11 классов. Для 10 класса это был урок обобщения и систематизации знаний по теме «Решение уравнений и неравенств» и в тоже время некоторый материал был для них новым и ранее не изученным. Для 11 класса этот урок был одним из этапов подготовки к ЕГЭ. После урока обучающиеся высказали свое мнение о проведенном совместном занятии. Такой подход к изучению математики вызвал интерес у учащихся и они выразили желание проводить такие уроки чаще.

Широкое применение таких технологий при изучении математики даёт возможность реализовать принцип «учение с увлечением». И это очень важно, ведь всем понятно, что учебная успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле – это желание ребёнка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Все это в совокупности позволило повысить информативность урока, эффективность обучения, придать уроку динамизм и выразительность. Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25 %. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65 % информации. Уроки с применением современных педагогических технологий в купе с креативным подходом позволяет решить старую проблему — низкую степень индивидуализации обучения, усилить темп умственной деятельности, обеспечивает творческий рост, как учащихся, так и учителя.

Тема: Применение метода оценки к решению уравнений.

Урок – творческая лаборатория для учащихся 10 и 11 классов.

  • Повторить основные методы решения уравнений:
  1. Разложение на множители.
  2. Введение новой переменной.
  3. Понижение степени.
  4. Возведение обеих частей в степень
  5. Умножение обеих частей уравнения на выражение, не принимающее значение- равное нулю.
  • Систематизировать и обобщить применение метода оценки:
  1. Использование монотонности функции
  2. Использование ограниченности функции
  3. Использование ОДЗ
  4. Применение неравенства Коши
  5. Неравенство Бернулли и его применение
  • Активизировать творческую активность учащихся;самостоятельность при работе с дополнительной литературой, отборе практического материала по заданной теме.
  • Развивать вариативность мышления, логику, анализ, ораторские способности.

Оборудование: Проектор, презентация к уроку, программа «Живая математика», компьютер, карточки с заданиями.

Предварительная подготовка: Задания старшим групп и консультации по данной теме: Лазарева С.И. (10 класс) — неравенство Коши и его применение, Суханова Н.А.(11 класс) — неравенство Бернулли и его применение, Ульянова Н.В.(10-11 классы) — создание презентаций.

  1. Учитель математики 10 класса ( слайд №1 ).

Мы приветствуем всех любителей математики в нашей творческой лаборатории. Тема нашего занятия «Применение метода оценки к решению уравнений», а эпиграфом мы выбрали слова: «Решение уравнений это золотой ключ, открывающий все сезамы». Сегодня мы рассмотрим несколько нестандартных методов решения задач по математике. Незнание и непонимание таких методов существенно уменьшает область успешно решаемых задач. Тем более, что имеющая место тенденция к усложнению заданий ЕГЭ по математике стимулирует появление новых оригинальных (нестандартных) подходов к решению математических задач.

И в 10, и в 11 классах мы решали достаточно много разных видов уравнений, используя при этом различные способы и приемы решения ( слайд №2 ). На заседании нашей творческой лаборатории мы обобщим и систематизируем полученные ранее знания. Кроме того мы попытаемся подняться на более высокую ступеньку знаний, получив ещё один инструмент решения уравнений: методом оценки. Итак, остановимся на рассмотрении приема «Метод оценки», который включает в себя:

  1. Использование монотонности функций
  2. Использование ограниченности функций
  3. ОДЗ
  4. Неравенство Коши
  5. Неравенство Бернулли

Рассмотрим решение уравнения несколькими способами и оценим рациональность какого-либо метода.

  1. А) Ученица 10 класса показывает решение уравнения двумя способами.

Метод оценки при решении систем уравнений

1 способ (по алгоритму): (слайд №3).

2 способ (использование монотонности функции): ( слайд№4 )

Т.к. y 1 (x)=X – 2 – возрастающая функция,

y 2 (x)= — убывающая функция, то если корень существует, то он единственный ( Если функция непрерывна и возрастает (убывает) на отрезке , а функция непрерывна и убывает (возрастает) на этом же отрезке, то уравнение на отрезке может иметь не более одного корня .)

Из уравнения очевидно, что x=2. (на слайде №4 графическая интерпретация). Это решение достойно внимания, запишите его в тетрадь.

Б) Учитель математики 10 класса : «Чтобы решить уравнение,
Корни его отыскать,
Нужно немного терпенья,
Ручку, перо и тетрадь»

Предлагаю выполнить задания по группам с последущей проверкой.

  1. 2 x = 6 – x
  2. 8 — x=
  1. Использование ограниченности функций

А) Учитель математики 11 класса. Одним из эффективных методов решения уравнений или неравенств является метод, основанный на использовании ограниченности функций. К наиболее известным ограниченным функциям относятся, например, некоторые тригонометрические функции; обратные тригонометрические функции; функции, содержащие модуль, степень, корень с четной степенью и т.д. Ученик 11 класса покажет применение этого метода на примере решения уравнения. Так как для учащихся 10 класса, я думаю, такое решение будет открытием, то его надо записать в тетради.

Рассмотрим функции y 1 (x) = , y 2 (x)= . Обе функции ограничены:

E (y 1 ) = [-1;1], E(y 2 ) = [1;  ]. То есть уравнение имеет решение в случае:

Ни при как значениях n (целых), корни уравнений не совпадут, значит исходное уравнение не имеет решения (на слайде №5 графическая интерпретация).

Б) Т. к «Усердие все превозмогает» давайте решим уравнение на данный метод (по парам)

|x+2| = — (x+2) 2 (Ответ: -2)

А) Учитель математики 10 класса приглашает ученицу 10 класса для решения уравнения:

1 способ: Это уравнение решается традиционным способом, возведением последовательно дважды в квадрат. Решение громоздкое и не рациональное. 2 способ . Я предлагаю более изящное решение этого уравнения. Предлагаю записать его в тетрадь. ( слайд №5, ссылка с графической интепретации )

Очевидно, чтобы решение существовало необходимо потребовать, чтобы x+2>x+5, тогда 2>5 не верно => уравнение решений не имеет.

Б) Ученик 10 класса предлагает два способа решения уравнения:

1 способ. Предлагаю вам план стандартного решения.

  1. ОДЗ [-3;0)  (0;3]
  2. При приведении к общему знаменателю получаем уравнение

, которое решается по алгоритму. Вывод: решение очень громоздкое

2 способ решения более рациональный (с использованием неравенства Коши) ( слай №7, №8, №9 ).

По неравенству Коши получаем

Так как равенство достигается лишь в случае равенства слагаемых (следствие из неравентсва Коши: )

Так как y , то 3+y , получаем

Так как , то или

Проще и красивее. А как думаете вы? (Решение даётся учащимся на карточке)

4. Учитель математики 11 класса. Для решения следующего уравнения красивым, удобным методом является метод, основанный на использовании ОДЗ. А) Ученик 11 класса предлагает решение уравнения:

Решение: ( слайд №10, №11 )

Оценим слагаемые на ОДЗ. С учетом верхней границы и нижней границы ОДЗ.

Очевидно, что , значит , т.е. уравнение не имеет решений.

Очень красивое решение получается при применеии неравенства Бернулли. Б) Ученик11 класса знакомит с краткой биографией Я. Бернулли ( слайд№12, №13 )

В) Ученик 11 класса знакомит с обобщённым неравенством Бернулли и показывает решение предыдущего уравнения с его применением ( слайд №14, №15, №16 )

Используем обобщенное неравенство Бернулли: если , то

т.к. x > -1, p=0,25, то

– не верно, значит уравнение не имеет решений.

Г) Ученик 11 класса предлагает решение уравнения:

( слайд № 17 ). Решение даётся учащимся на карточке.

5.Итог урока: Слайд №2, Следует отметить, что знание нестандартных методов и приемов решения задач по математике способствует развитию нового, нешаблонного мышления, которое можно успешно применять также и в других сферах человеческой деятельности (кибернетика, вычислительная техника, экономика, радиофизика, химия и т.д.).

«Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умение.» ( слайд №18 )

Учите теорию, применяйте полученные знания на практике, и перед вами откроется огромный мир непостижимого и прекрасного.

Отметки за урок.

6. «Результат учения равен
произведению способности на старательность.
Если старательность равна нулю,
то и произведение равно нулю.
А способности есть у каждого.» Предлагаем проявить способности и старательность при выполнении домашнего задания, которое вы можете увидеть на карточке. В наших классах много творческих личностей, способных к самостоятельным исследованиям, поэтому мы надеемся, что вы сможете использовать один из приёмов решения рассмотренных на уроке, а, быть может, кто-то из вас откроет новый приём.

А на перемене взять интервю у учащихся 10 и 11 классов.

Применяем неравенство Бернулли к каждому слагаемому

🔥 Видео

Матричный метод решения систем уравненийСкачать

Матричный метод решения систем уравнений

Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvyСкачать

Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvy

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Решение системы уравнений методом Крамера.Скачать

Решение системы уравнений методом Крамера.

Решение систем уравнений методом подстановкиСкачать

Решение систем уравнений методом подстановки

Решение систем уравнений методом сложенияСкачать

Решение систем уравнений методом сложения

Системы уравнений 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Системы уравнений 7-11 класс. Вебинар | Математика

Решение системы уравнений методом Крамера 2x2Скачать

Решение системы уравнений методом Крамера 2x2

Параметры 7. Метод оценки/ минимакса/ мажорант. Ограниченность функцийСкачать

Параметры 7. Метод оценки/ минимакса/ мажорант. Ограниченность функций

Решение систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 классСкачать

Решение систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 класс

3.5. Системы рациональных уравнений. Однородные уравнения, метод оценки.Скачать

3.5. Системы рациональных уравнений. Однородные уравнения, метод оценки.

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод ПодстановкиСкачать

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод Подстановки

СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ В ЕГЭ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэСкачать

СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ В ЕГЭ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэ

Решение системы уравнений методом ГауссаСкачать

Решение системы уравнений методом Гаусса

6 способов в одном видеоСкачать

6 способов в одном видео

Решение систем уравнений методом сложенияСкачать

Решение систем уравнений методом сложения
Поделиться или сохранить к себе: