Метод градиентного спуска решение уравнений

Метод градиентного спуска

На этом занятии мы с вами рассмотрим довольно популярный алгоритм под названием «метод градиентного спуска» или, еще говорят «метод наискорейшего спуска». Идея метода довольно проста. Предположим, имеется дифференцируемая функция Метод градиентного спуска решение уравненийс точкой экстремума x*. Нам нужно найти эту точку. Для простоты восприятия информации, предположим, что это парабола с точкой экстремума x*. Конечно, для такого простого случая эту точку можно очень легко определить из уравнения:

Метод градиентного спуска решение уравнений

но она используется лишь для визуализации метода градиентного спуска. В действительности функции могут быть гораздо сложнее и зависеть от произвольного числа аргументов, для которых решать системы уравнений достаточно хлопотное занятие. Или же, функция постоянно меняется и нам необходимо под нее подстраиваться для определения текущего положения точки минимума. Все эти задачи удобнее решать с позиции алгоритмов направленного поиска, например, градиентного спуска.

Метод градиентного спуска решение уравнений

Итак, из рисунка мы хорошо видим, что справа от точки экстремума x* производная положительна, а слева – отрицательна. И это общее математическое правило для точек локального минимума. Предположим, что мы выбираем произвольную начальную точку Метод градиентного спуска решение уравненийна оси абсцисс. Теперь, смотрите, чтобы из Метод градиентного спуска решение уравненийдвигаться в сторону x*, нам нужно в области положительных производных ее уменьшать, а в области отрицательных – увеличивать. Математически это можно записать так:

Метод градиентного спуска решение уравнений

Здесь n – номер итерации работы алгоритма. Но, вы можете спросить: а где же тут градиент? В действительности, мы его уже учли чисто интуитивно, когда определяли перемещение вдоль оси абсцисс для поиска оптимальной точки x*. Но математика не терпит такой вульгарности, в ней все должно быть прописано и точно определено. Как раз для этого нужно брать не просто производную, а еще и определять направление движения, используя единичные векторы декартовой системы координат:

Метод градиентного спуска решение уравнений

И градиент функции Метод градиентного спуска решение уравненийможно записать как

Метод градиентного спуска решение уравнений

то есть, это будет уже направление вдоль оси ординат и направлен в сторону наибольшего увеличения функции. Соответственно, двигаясь в противоположную сторону, будем перемещаться к точке минимума x*.

Конечно, в результирующей формуле алгоритма поиска этот единичный вектор не пишется, а вместо него указывается разность по оси ординат, т.к. именно вдоль нее он и направлен:

Метод градиентного спуска решение уравнений

Однако у такой формулы есть один существенный недостаток: значение производной может быть очень большим и мы попросту «перескочим» через значение x* и уйдем далеко влево или вправо. Чтобы этого не происходило, производную дополнительно умножают на некоторое небольшое число λ:

Метод градиентного спуска решение уравнений

которое, в общем случае, также может меняться от итерации к итерации. Этот множитель получил название шаг сходимости.

Давайте, для примера, реализуем этот алгоритм на Python для случая одномерной параболы. Вначале подключим необходимые библиотеки и определим две функции: параболу

Метод градиентного спуска решение уравнений

и ее производную:

Метод градиентного спуска решение уравнений

Затем, определим необходимые параметры алгоритма и сформируем массивы значений по осям абсцисс и ординат:

Далее, переходим в интерактивный режим работы с графиком, чтобы создать анимацию для перемещения точки поиска минимума и создаем окно с осями графика:

Отображаем начальный график:

Запускаем алгоритм градиентного поиска:

В конце выводим найденное значение аргумента и оставляем график на экране устройства:

После запуска увидим скатывание точки к экстремуму функции. Установим значение

Увидим «перескоки» оптимального значение, то есть, неравномерную сходимость к точки минимума. А вот, если поставить параметр

то скатывания совсем не будет, т.к. аргумент x будет «перескакивать» точку минимума и никогда ее не достигать. Вот так параметр λ влияет на работу алгоритма градиентного спуска.

Видео:ЦОС Python #2: Метод градиентного спускаСкачать

ЦОС Python #2: Метод градиентного спуска

Выбор шага сходимости

Важно правильно его подбирать в каждой конкретной решаемой задаче. Обычно, это делается с позиции «здравого смысла» и опыта разработчика, но общие рекомендации такие: начинать со значения 0,1 и уменьшать каждый раз на порядок для выбора лучшего,

Метод градиентного спуска решение уравнений

который обеспечивает и скорость и точность подбора аргумента x. В целом, это элемент творчества и, например, можно встретить и такой вариант изменения шага сходимости:

Метод градиентного спуска решение уравнений

Функция min здесь выбирает наименьшее из двух аргументов и использует его в знаменателе дроби. Это необходимо, чтобы величина шага при больших n не становилась слишком маленькой и ограничивалась величиной

Метод градиентного спуска решение уравнений

где mn – некоторое заданное ограничивающее значение.

Еще один прием связан с нормализацией градиента на каждом шаге работы алгоритма. В этом случае градиент функции (то есть, вектор):

Метод градиентного спуска решение уравнений

приводится к единичной норме:

Метод градиентного спуска решение уравнений

И уже он используется в алгоритме наискорейшего спуска:

Метод градиентного спуска решение уравнений

В одномерном случае нашего примера, это, фактически означает, что вместо действительного значения градиента, берутся числа ±1:

Метод градиентного спуска решение уравнений

И алгоритм в Python примет вид:

Как видите, такой подход требует уменьшения величины шага сходимости, на последующих итерациях, например, так:

Метод градиентного спуска решение уравнений

Результат выглядит уже лучше и при этом, мы не привязаны к значению градиента.

Видео:Градиентный метод | метод скорейшего спуска + примерСкачать

Градиентный метод | метод скорейшего спуска + пример

Локальный минимум

Еще одной особенностью работы этого алгоритма является попадание в область локального минимума функции. Например, если взять вот такой график:

Метод градиентного спуска решение уравнений

Метод градиентного спуска решение уравнений

То при начальном значении x=0 получим один минимум, а, например, при x=2,5 – другой. В этом легко убедиться, если в нашей программе переписать функции:

(последняя – это производная: Метод градиентного спуска решение уравнений). Увеличим диапазон отображения графика:

и запустим программу. Теперь, установим начальное значение xx=2,5, снова запустим и увидим уже другую точку локального минимума.

Это, наверное, основной недостаток данного алгоритма – попадание в локальный минимум. Чтобы решить эту проблему перебирают несколько разных начальных значений и смотрят: при котором был достигнуто наименьшее значение. Его и отбирают в качестве результата. Такой ход не дает нам гарантии, что действительно был найден глобальный минимум функции (иногда он может не существовать, как, например, с нашей синусоидой), но, тем не менее, это повышает наш шанс найти лучшее решение. Вот базовая теория и практика применения метода наискорейшего спуска.

Видео по теме

Метод градиентного спуска решение уравнений

#1: Метод наименьших квадратов

Метод градиентного спуска решение уравнений

#2: Метод градиентного спуска

Метод градиентного спуска решение уравнений

#3: Метод градиентного спуска для двух параметров

Метод градиентного спуска решение уравнений

#4: Марковские процессы в дискретном времени

Метод градиентного спуска решение уравнений

#5: Фильтр Калмана дискретного времени

Метод градиентного спуска решение уравнений

#6: Фильтр Калмана для авторегрессионого уравнения

Метод градиентного спуска решение уравнений

#7: Векторный фильтр Калмана

Метод градиентного спуска решение уравнений

#8: Фильтр Винера

Метод градиентного спуска решение уравнений

#9: Байесовское построение оценок, метод максимального правдоподобия

Метод градиентного спуска решение уравнений

#10: Байесовский классификатор, отношение правдоподобия

© 2022 Частичное или полное копирование информации с данного сайта для распространения на других ресурсах, в том числе и бумажных, строго запрещено. Все тексты и изображения являются собственностью сайта

Видео:ЦОС Python #3: Метод градиентного спуска для двух параметровСкачать

ЦОС Python #3: Метод градиентного спуска для двух параметров

3.8. Метод скорейшего спуска (градиента) для случая . системы линейных алгебраических уравнений

В рассматриваемом ниже итерационном методе вычислительный алгоритм строится таким образом, чтобы обеспечить минимальную погрешность на шаге (максимально приблизиться к корню).

Представим систему линейных уравнений в следующем виде:

Метод градиентного спуска решение уравнений(3.38)

Запишем выражение (3.38) в операторной форме:

Метод градиентного спуска решение уравнений(3.39)

Здесь приняты следующие обозначения:

Метод градиентного спуска решение уравнений; Метод градиентного спуска решение уравнений; Метод градиентного спуска решение уравнений. (3.40)

В методе скорейшего спуска решение ищут в виде

Метод градиентного спуска решение уравнений, (3.41)

Где Метод градиентного спуска решение уравненийи Метод градиентного спуска решение уравнений— векторы неизвестных на P и P+1 шагах итераций; вектор невязок на P-ом шаге определяется выражением

Метод градиентного спуска решение уравнений, (3.42)

А Метод градиентного спуска решение уравнений(3.43)

В формуле (3.43) используется скалярное произведение двух векторов, которое определяется следующей формулой:

Метод градиентного спуска решение уравнений(3.44)

В формуле (3.43) Метод градиентного спуска решение уравнений— транспонированная матрица Якоби, вычисленная на P-ом шаге. Матрица Якоби вектор – функции F(X) определяется как

Метод градиентного спуска решение уравнений(3.45)

Нетрудно убедиться, что для системы (3.39) матрица Якоби равна

Метод градиентного спуска решение уравнений(3.46)

Как и для метода простой итерации, достаточным условием сходимости метода градиента является преобладание диагональных элементов. В качестве нулевого приближения можно взять Метод градиентного спуска решение уравнений.

· Как видно из выражения (3.45), матрица Якоби не зависит от шага итерации.

· Требования минимизации погрешности на каждом шаге обусловили то, что метод градиента более сложен (трудоемок), чем методы Якоби и Зейделя.

· В методе градиента итерационный процесс естественно закончить при достижении Метод градиентного спуска решение уравнений, вектор невязок входит в вычислительную формулу.

· В приближенных методах можно обеспечить практически любую погрешность, если итерационный процесс сходится.

· Итерационный процесс можно прервать на любом K–ом шаге и продолжить позднее, введя в качестве нулевого шага значения X(K).

· В качестве недостатка приближенных методов можно отметить то, что они часто расходятся, достаточные условия сходимости (преобладание диагональных элементов) можно обеспечить только для небольших систем из 3 – 6 уравнений.

Пример 3.7. Методом скорейшего спуска решим систему уравнений

Метод градиентного спуска решение уравнений

Так как диагональные элементы матрицы являются преобладающими, то в качестве начального приближения выберем:

Метод градиентного спуска решение уравнений

Следовательно, вектор невязок на нулевом шаге равен

Метод градиентного спуска решение уравнений

Далее последовательно вычисляем

Метод градиентного спуска решение уравнений

Метод градиентного спуска решение уравнений

Отсюда Метод градиентного спуска решение уравнений

Метод градиентного спуска решение уравнений

Аналогично находятся последующие приближения и оцениваются невязки. Что касается данного примера, можно отметить, что итерационный процесс сходится достаточно медленно (невязки уменьшаются).

Вопросы для самопроверки

· Назовите известные вам методы решения СЛАУ.

· Чем точные методы отличаются от приближенных?

· Что такое прямой и обратный ход в методе Гаусса?

· Нужен ли обратный ход при вычислении методом Гаусса а) обратной матрицы; б) определителя?

· Что такое невязка?

· Сравните достоинства и недостатки точных и приближенных методов.

· Что такое матрица Якоби?

· Надо ли пересчитывать матрицу Якоби на каждом шаге итерации в методе градиента?

· Исходная СЛАУ решается независимо тремя методами – методом Якоби, методом Зейделя и методом градиента. Будут ли равны значения

А) начального приближения (нулевой итерации);

Б) первой итерации?

· При решении СЛАУ (n > 100) итерационными методами решение расходится. Как найти начальное приближение?

Видео:Вычислительные методы алгебры - Метод релаксации, градиентного спуска, минимальных невязокСкачать

Вычислительные методы алгебры - Метод релаксации, градиентного спуска, минимальных невязок

Математика для искусственных нейронных сетей для новичков, часть 2 — градиентный спуск

В первой части я забыл упомянуть, что если случайно сгенерированные данные не по душе, то можно взять любой подходящий пример отсюда. Можно почувствовать себя ботаником, виноделом, продавцом. И все это не вставая со стула. В наличии множество наборов данных и одно условие — при публикации указывать откуда взял данные, чтобы другие смогли воспроизвести результаты.

Градиентный спуск

В прошлой части был показан пример вычисления параметров линейной регрессии с помощью метода наименьших квадратов. Параметры были найдены аналитически — Метод градиентного спуска решение уравнений, где Метод градиентного спуска решение уравнений— псевдообратная матрица. Это решение наглядное, точное и короткое. Но есть проблема, которую можно решить численно. Градиентный спуск — метод численной оптимизации, который может быть использован во многих алгоритмах, где требуется найти экстремум функции — нейронные сети, SVM, k-средних, регрессии. Однако проще его воспринять в чистом виде (и проще модифицировать).

Проблема заключается в том, что вычисление псевдообратной матрицы очень затратно: 2 умножения по Метод градиентного спуска решение уравнений, нахождение обратной матрицы — Метод градиентного спуска решение уравнений, умножение матрицы вектор Метод градиентного спуска решение уравнений, где n — количество элементов в матрице A (количество признаков * количество элементов в тестовой выборке) Если количество элементов в матрице A велико (> 10^6 — например), то даже если в наличии 10000 ядер, нахождение решения аналитически может затянуться. Также первая производная может оказаться нелинейной, что усложнит решение, аналитического решения может не оказаться вовсе или данные могут просто не влезть в память и потребуется итеративный алгоритм. Бывает, что в плюсы записывают и то, что численное решение не идеально точное. В связи с этим функцию стоимости минимизируют численными методами. Задачу нахождения экстремума называют задачей оптимизации. В этой части я остановлюсь на методе оптимизации, который называется градиентный спуск.

Не будем отходить от линейной регрессии и МНК и обозначим функцию потерь Метод градиентного спуска решение уравненийкак Метод градиентного спуска решение уравнений— она осталась неизменной. Напомню, что градиент — это вектор вида Метод градиентного спуска решение уравнений, где Метод градиентного спуска решение уравнений— это частная производная. Одним из свойств градиента является то, что он указывает направление, в котором некоторая функция f возрастает больше всего. Доказательство этого следует из определения производной. Пара доказательств. Возьмем некоторую точку a — в окрестности этой точки функция F должна быть определена и дифференцируема, тогда вектор антиградиента будет указывать на направление, в котором функция F убывает быстрее всего. Отсюда делается вывод, что в некоторой точке b, равной Метод градиентного спуска решение уравнений, при некотором малом Метод градиентного спуска решение уравненийзначение функции будет меньше либо равным значению в точке а. Можно представить это, как движение вниз по холму — сделав шаг вниз, текущая позиция будет ниже, чем предыдущая. Таким образом, на каждом следующем шаге высота будет как минимум не увеличиваться. Формальное определение. Исходя из этих определений можно получить формулу для нахождения неизвестных параметров (это просто переписанная версия формулы выше):

Метод градиентного спуска решение уравнений

Метод градиентного спуска решение уравнений— это шаг метода. В задачах машинного обучения его называют скоростью обучения.

Метод очень прост и интуитивен, возьмем простой двумерный пример для демонстрации:

Необходимо минимизировать функцию вида Метод градиентного спуска решение уравнений. Минимизировать значит найти при каком значении Метод градиентного спуска решение уравненийфункция Метод градиентного спуска решение уравненийпринимает минимальное значение. Определим последовательность действий:

1) Необходима производная по Метод градиентного спуска решение уравнений: Метод градиентного спуска решение уравнений
2) Установим начальное значение Метод градиентного спуска решение уравнений= 0
3) Установим размер шага — попробуем несколько значений — 0.1, 0.9, 1.2, чтобы посмотреть как этот выбор повлияет на сходимость.
4) 25 раз подряд выполним указанную выше формулу: Метод градиентного спуска решение уравненийТак как неизвестный параметр только один, то и формула только одна.

Код крайне прост. Исключая определение функций, весь алгоритм уместился в 3 строки:

Весь процесс можно визуализировать примерно так (синяя точка — значение на предыдущем шаге, красная — текущее):

Метод градиентного спуска решение уравнений

Или же для шага другого размера:

Метод градиентного спуска решение уравнений

При значении, равном 1.2, метод расходится, каждый шаг опускаясь не ниже, а наоборот выше, устремляясь в бесконечность. Шаг в простой реализации подбирается вручную и его размер зависит от данных — на каких-нибудь ненормализованных значениях с большим градиентом и 0.0001 может приводить к расхождению.

Вот еще пример с «плохой» функцией. В первой анимации метод также расходится и будет долго блуждать по холмам из-за слишком высокого шага. Во втором случае был найден локальный минимум и варьируя значение скорости не получится заставить метод найти минимум глобальный. Этот факт является одним недостатков метода — он может найти глобальный минимум только если функция выпуклая и гладкая. Или если повезет с начальными значениями.

Плохая функция: Метод градиентного спуска решение уравнений

Метод градиентного спуска решение уравнений

Метод градиентного спуска решение уравнений

Также возможно рассмотреть работу алгоритма на трехмерном графике. Часто рисуют только изолинии какой-то фигуры. Я взял простой параболоид вращения: Метод градиентного спуска решение уравнений. В 3D выглядит он так: Метод градиентного спуска решение уравнений, а график с изолиниями — «вид сверху».

Метод градиентного спуска решение уравнений

Также обратите внимание, что все линии градиента, направлены перпендикулярно изолиниям. Это означает, что двигаясь в сторону антиградиента, не получится за один шаг сразу же прыгнуть в минимум — градиент указывает совсем не туда.

После графического пояснения, найдем формулу для вычисления неизвестных параметров Метод градиентного спуска решение уравненийлинейной регрессии с МНК.

Метод градиентного спуска решение уравнений

Если бы количество элементов в тестовой выборке было равно единице, то формулу можно было бы так и оставить и считать. В случае, когда в наличии n элементов алгоритм выглядит так:

Повторять v раз
<
Метод градиентного спуска решение уравнений
для каждого j одновременно.
>, где n — количество элементов в обучающей выборке, v — количество итераций

Требование одновременности означает, что производная должна быть вычислена со старыми значениями theta, не стоит вычислять сначала отдельно первый параметр, затем второй и т.д., потому что после изменения первого параметра отдельно, производная также изменит свое значение. Псевдокод одновременного изменения:

Если вычислять значения параметров по одиночке, то это уже будет не градиентный спуск. Допустим, у нас трехмерная фигура и если вычислять параметры один за одним, то можно представить этот процесс как движение только по одной координате за раз — один шажок по x координате, затем шажок по y координате и т.д. ступеньками, вместо движения в сторону вектора антиградиента.

Приведенный выше вариант алгоритма называют пакетный градиентный спуск. Количество повторений можно заменить на фразу «Повторять, пока не сойдется». Эта фраза означает, что параметры будут корректироваться до тех пор, пока предыдущее и текущее значения функции стоимости не сравняются. Это значит, что локальный или глобальный минимум найден и дальше алгоритм не пойдет. На практике равенства достичь невозможно и вводится предел сходимости Метод градиентного спуска решение уравнений. Его устанавливают какой-нибудь малой величиной и критерием остановки является то, что разность предыдущего и текущего значений меньше предела сходимости — это значит, что минимум достигнут с нужной, установленной точностью. Выше точности (меньше Метод градиентного спуска решение уравнений) — больше итераций алгоритма. Выглядит это как-то так:

Так как пост неожиданно растянулся, я бы хотел его на этом завершить — в следующей части я продолжу разбор градиентного спуска для линейной регрессии с МНК.

📸 Видео

AIML-4-2-2 Метод градиентного спускаСкачать

AIML-4-2-2 Метод градиентного спуска

Метод наискорейшего спуска (Градиентного) - ВизуализацияСкачать

Метод наискорейшего спуска (Градиентного) - Визуализация

Градиентный спуск на пальцахСкачать

Градиентный спуск на пальцах

[DeepLearning | видео 2] Градиентный спуск: как учатся нейронные сетиСкачать

[DeepLearning | видео 2] Градиентный спуск: как учатся нейронные сети

Метод наискорейшего спуска. Обратная задачаСкачать

Метод наискорейшего спуска. Обратная задача

Лекция 2.4: Градиентный спуск.Скачать

Лекция 2.4: Градиентный спуск.

7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать

7 класс, 35 урок, Графическое решение уравнений

Метод наискорейшего спускаСкачать

Метод наискорейшего спуска

Метод градиентного спуска. Язык С++Скачать

Метод градиентного спуска. Язык С++

Численное решение уравнений, урок 3/5. Метод хордСкачать

Численное решение уравнений, урок 3/5. Метод хорд

Решим задачу: шаг градиентного спускаСкачать

Решим задачу: шаг градиентного спуска

Метод Ньютона (метод касательных) Пример РешенияСкачать

Метод Ньютона (метод касательных) Пример Решения

Метод покоординатного спускаСкачать

Метод покоординатного спуска

Метод сопряженных градиентовСкачать

Метод сопряженных градиентов

УДИВИТЕЛЬНЫЙ способ решения уравнения ★ Вы такого не видели! ★ Уравнение четвертой степениСкачать

УДИВИТЕЛЬНЫЙ способ решения уравнения ★ Вы такого не видели! ★ Уравнение четвертой степени

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных УравненийСкачать

ПРОСТЕЙШИЙ способ решения Показательных Уравнений
Поделиться или сохранить к себе: