О чем эта статья:
5 класс, 6 класс, 7 класс
- Понятие дроби
- Основные свойства дробей
- Понятие уравнения
- Понятие дробного уравнения
- Как решать уравнения с дробями
- 1. Метод пропорции
- 2. Метод избавления от дробей
- Что еще важно учитывать при решении
- Универсальный алгоритм решения
- Примеры решения дробных уравнений
- Математика 6 класс как решать уравнения по теме деление
- Основные правила математики с примерами. 6 класс. Часть 2.
- Содержание
- Урок математики по теме «Деление дробей в уравнениях»
- Презентация по теме » Деление. Решение уравнений»
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- 🎬 Видео
Видео:МАТЕМАТИКА 6 класс: Деление дробей | Короткий видеоурокСкачать
Понятие дроби
Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.
Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:
- обыкновенный вид — ½ или a/b,
- десятичный вид — 0,5.
Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.
Дроби бывают двух видов:
- Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
- Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.
Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.
Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.
Видео:Решение уравнений, 6 классСкачать
Основные свойства дробей
Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.
Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.
Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.
Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.
Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.
Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать
Понятие уравнения
Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:
- Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
- Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.
Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.
Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.
Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.
Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.
Линейное уравнение выглядит так | ах + b = 0, где a и b — действительные числа. Что поможет в решении:
|
---|---|
Квадратное уравнение выглядит так: | ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0. |
Видео:Решение уравнений. Видеоурок 28. Математика 6 классСкачать
Понятие дробного уравнения
Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:
Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.
Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:
На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.
Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.
Видео:Виленкин. 6 класс за 100 минут. Математика: теория чисел, дроби, уравненияСкачать
Как решать уравнения с дробями
1. Метод пропорции
Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.
Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:
В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.
После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.
2. Метод избавления от дробей
Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.
В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:
- подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
- умножить на это число каждый член уравнения.
Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!
Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.
Что еще важно учитывать при решении
- если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
- делить и умножать уравнение на 0 нельзя.
Универсальный алгоритм решения
Определить область допустимых значений.
Найти общий знаменатель.
Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.
Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.
Решить полученное уравнение.
Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.
Записать ответ, который прошел проверку.
Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.
Видео:Решение уравнений - математика 6 классСкачать
Примеры решения дробных уравнений
Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.
Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.
- Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
- Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
- Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.
Решим обычное уравнение.
Пример 2. Найти корень уравнения
- Область допустимых значений: х ≠ −2.
- Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
- Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.
Переведем новый множитель в числитель..
Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.
Пример 3. Решить дробное уравнение:
- Найти общий знаменатель:
Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:
Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:
Решим полученное квадратное уравнение:
Получили два возможных корня:
Если x = −3, то знаменатель равен нулю:
Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.
Видео:1252 математика 6 класс. Как решить уравнение. Деление дробей.Скачать
Математика 6 класс как решать уравнения по теме деление
Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит
Основные правила математики с примерами. 6 класс. Часть 2.
Содержание
Умножение. Свойства умножения
Произведением числа на натуральное число не равное 1, называют сумму, состоящую из слагаемых, каждое из которых равно а:
a · b = a + a + a + . . . + a ⏟ b
Если один из двух множителей равен 1, то произведение равно второму множителю:
Если один из множителей равен нулю, то произведение равно нулю:
Если произведение равно нулю, то хотя бы один из множителей равен нулю.
!Важное правило. Помогает решать уравнения
( x — a ) ( x — b ) = 0 ; И л и x — a = 0 , и л и x — b = 0 ; 2 к о р н я x = a и x = b . ( x — 5 ) ( x + 2 ) = 0 ; И л и x — 5 = 0 , и л и x + 2 = 0 ; 2 к о р н я x = 5 и x = — 2 .
Умножение обыкновенных дробей
Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо ее числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения:
Чтобы умножить смешанные числа, надо сначала записать их в виде неправильных дробей, а затем воспользоваться правилом умножения дробей.
Умножение рациональных чисел
Чтобы умножить два числа с разными знаками, надо умножить их модули и перед полученным произведением поставить знак «-».
Чтобы умножить два отрицательных числа, надо умножить их модули.
Для любого рационального числа :
Если произведение • — отрицательное, то числа и имеют разные знаки.
Деление обыкновенных дробей
Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю:
a b : c d = a b · d c
Деление рациональных чисел
Чтобы найти частное двух чисел с разными знаками, надо модуль делимого разделить на модуль делителя и перед полученным числом поставить знак «-».
Чтобы найти частное двух отрицательных чисел, надо модуль делимого разделить на модуль делителя.
Нахождение дроби от числа
Чтобы найти дробь от числа, можно число умножить на эту дробь.
Чтобы найти проценты от числа, можно представить проценты в виде дроби и умножить число на эту дробь.
Нахождение числа по его дроби
Чтобы найти число по значению его дроби, можно это значение разделить на эту дробь.
Найти число, если известно, что
е г о д р о б ь 5 7 с о с т а в л я е т ч и с л о 15 : 15 : 5 7 = 15 · 7 5 = 15 3 · 7 5 1 = 21
Чтобы найти число по его процентам, можно представить проценты в виде дроби и разделить значение процентов на эту дробь.
Найти число, если известно, что
24 % э т о г о ч и с л а р а в н ы 48 . 24 % = 24 100 ; 48 : 24 100 = 48 · 100 24 = 48 2 · 100 24 1 = 200
Степень числа
Степенью числа с натуральным показателем , большим , называют произведение множителей, каждый из которых равен :
a n = a · a · a · … · a ⏟ n
Число при этом называют основанием степени.
Степенью числа с показателем называют само число
Вторую степень числа называют также квадратом числа. Например, запись читают: « в квадрате».
Третью степень называют кубом числа, а запись читают: « в кубе».
Если в числовое выражение входит степень, то сначала выполняют возведение в степень, а затем производят другие действия.
Найти значение выражения
5 · 2 3 + 15 5 · 2 2 3 1 + 3 15 = 5 · 8 + 15 = 40 + 15 = 55
Числовые и буквенные выражения
Запись, составленную из чисел, знаков арифметических действий и скобок, называют числовым выражением.
Запись, составленную из чисел, букв, знаков арифметических действий и скобок, называют буквенным выражением.
Приведение подобных слагаемых
Чтобы привести подобные слагаемые, надо сложить их коэффициенты и полученный результат умножить на общую буквенную часть.
Раскрытие скобок
Если перед скобками стоит знак «-», то при раскрытии скобок надо опустить этот знак, а все знаки, стоящие перед слагаемыми в скобках, изменить на противоположные.
Если перед скобками стоит знак « + », то при раскрытии скобок надо опустить этот знак, а все знаки, стоящие перед слагаемыми в скобках, оставить без изменений.
Свойства уравнений
- Если к обеим частям данного уравнения прибавить (или из обеих частей вычесть) одно и то же число, то получим уравнение, имеющее те же корни, что и данное.
- Если данное уравнение не имеет корней, то, прибавив к обеим его частям одно и то же число, получим уравнение, тоже не имеющее корней.
- Если какое-либо слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный, то получим уравнение, имеющее те же корни, что и данное.
- Если обе части уравнения умножить (разделить) на одно и то же отличное от нуля число, то получим уравнение, имеющее те же корни, что и данное.
Отношения
- Частное двух чисел и , не равных нулю, еще называют отношением чисел и , или отношением числа к числу .
- Отношение положительных чисел и показывает, во сколько раз число больше числа , или какую часть число составляет число .
показывает, что число 10 в 5 раз больше числа 2 или число 2 в 5 раз меньше числа 10.
- Отношение не изменится, если его члены умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.
Пропорции
Равенство двух отношений называют пропорцией. В буквенном виде пропорцию можно записать так:
a : b = c : d и л и a b = c d
Числа и называют крайними членами пропорции, а числа и — средними членами пропорции.
Основное свойство пропорции
Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов:
a b = c d ⇒ a d = b c
Если , , и числа, не равные нулю, и • = • , то отношения
могут образовывать пропорцию
Процентное отношение двух чисел
Процентное отношение двух чисел — это их отношение, выраженное в процентах. Оно показывает, сколько процентов одно число составляет от другого.
Чтобы найти процентное отношение двух чисел, надо их отношение умножить на 100 и к результату дописать знак процента.
Прямая и обратная пропорциональная зависимость
Две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз.
Если величины и обратно пропорциональны, то их соответствующие значения удовлетворяют равенству
, где -число, постоянное для данных величин.
Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать
Урок математики по теме «Деление дробей в уравнениях»
Разделы: Математика
Форма урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
- Обучающая: выработать навыки учащихся умножать и делить обыкновенные дроби, решать и оформлять задачи на уравнения.
- Воспитательная: воспитывать самостоятельность, аккуратность
- Развивающая: развивать внимание, математическую речь, вычислительные навыки учащихся, интерес к математике.
Ожидаемые результаты: дети научаться решать задачи и уравнения на дроби.
Этапы урока
Слайды
I. Организационный этап
– Здравствуйте, мы проведем сегодня урок по теме «Деление дробей в уравнених». Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
Целью нашего урока является закрепление и проверка умений умножать и делить обыкновенные дроби, а также повторить навыки решения задач и уравнений.
II. Устный опрос учащихся
Чтобы умным в жизни стать
Надо дроби изучать
1) Переведите смешанную дробь в неправильную (Приложение 1, слайд 3)
– Повторим правило умножения двух дробей: Чтобы умножить дробь на дробь нужно перемножить их числители и знаменатели и первое произведение записать числителем, а второе знаменателем.
4) Выполните деление (в тетрадях с последующей взаимопроверкой, сосед у соседа) (Приложение 1, слайд 6)
– Повторим правило деления двух дробей: Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно первую дробь умножить на дробь, обратную второй.
III. Формирование новых знаний и умений
– При изучении темы деление большое значение имеет умение решать уравнения. Рассмотрим пример и запишем его в тетрадь. (Приложение 1, слайд 7)
– Чтобы решить уравнение необходимо определить какой компонент в уравнении является неизвестным.
– Какой?
– 1 множитель
– Правильно! Чтобы найти неизвестный множитель, что нужно сделать?
– Чтобы найти неизвестный множитель необходимо произведение разделить на известный множитель.
– Находим корень уравнения, выполняя деление. Выполним проверку и запишем ответ.
– А теперь давайте проверим ваше умение решать задачи.
– Сколько всего прошел лыжник ? (26 км)
– Сколько километров прошел в первый день? (неизвестно)
– Сколько километров прошел во второй день? (неизвестно)
– Какую величину, с какой сравнивают?
– Что возьмем за х?
– Как найти дробь от числа?
– Сколько километров прошел за два дня?
– Как найти?
– Составим уравнение.
– 14 км лыжник прошел во второй день
26 – 14 = 12 км лыжник прошел в первый день.
– Вспомним что такое 1% (одна сотая)
– Какой дробью запишем 75% (75/100 = 3/4)
– Сколько грибов собрала белка? (неизвестно)
– Сколько грибов собрал бельчонок? (неизвестно)
– Какую величину, с какой сравнивают?
– Что обозначим за икс?
– Как найти дробь от числа?
– Сколько собрали вместе белка и бельчонок?
– Составим уравнение.
200 грибов собрала белка
350 – 200 = 150 грибов собрал бельчонок
IV. Физкультминутка
– Встаем и выполняем несколько упражнений.
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
V. Закрепление нового материала
– Сколько собрал Митя?
– Сколько собрал Коля?
– Какую величину, с какой сравнивают?
– Что обозначим за икс?
– Как найти дробь от числа?
– Сколько собрали вместе мальчики?
28 грибов собрал Митя
64 – 28 = 36 грибов собрал Коля
VI. «Математический выбор»
Уравнения, оцениваемые в 3 балла: Уравнения, оцениваемые в 5 баллов:
1) 1)
2) 2)
3) 3)
4) 4)
Уравнения, оцениваемые в 6 баллов:
1)
2)
3)
4)
Оценки: 5 – 12 баллов; 4 – 9 баллов; 3 – 6 баллов.
Каждый выбирает себе уравнения по «плечу».
Учитель во время работы оценивает учеников.
VII. Итог урока
– С каким настроением вы сегодня работали на уроке?
– Какая задача для вас была самой интересной?
– Ребята чему мы научились на сегодняшнем уроке?
– Как найти часть от числа?
– Как найти неизвестный множитель?
VIII. Домашнее задание
– С листов решить любые три уравнения, из тех которые не решали в классе.
Видео:Математика 6 класс (Урок№50 - Уравнения. Часть 2.)Скачать
Презентация по теме » Деление. Решение уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Столичный центр образовательных технологий г. Москва
Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца
от 3 170 руб. 1900 руб.
Количество часов 300 ч. / 600 ч.
Успеть записаться со скидкой
Форма обучения дистанционная
Видеолекции для
профессионалов
- Свидетельства для портфолио
- Вечный доступ за 120 рублей
- 311 видеолекции для каждого
«Как закрыть гештальт: практики и упражнения»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Уравнение. Значение буквы, при котором из уравнения получается верное равенство, называют корнем уравнения. Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. Под каким номером записано уравнение? Если это не уравнение, то почему? 2. (486-р):6=24 1. (486-86):2=200 3. (486-х):6-24 Уравнение, т.к. это равенство, содержащее букву. Нет, т.к. не является равенством. Нет, т.к. не содержит букву. 342-корень уравнения, т.к. (486-342):6=144:6= 24 390- не явл. корнем уравнения, т.к. (486-390):6=69:6= 16
Устный счёт а) 72:8 +51 :15 *9 +14 __________ ? б) 56:7 *5 -13 :9 +17 __________ ? в) 63:9 +33 :8 *13 -25 ________ ? Ответы: 50; 20; 40; 53 г) 54:6 +41 :5 *7 -17 _________ ?
Решение уравнений Математические фокусы Историческая справка Найди задуманное число «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед» А. Нивен Устные упражнения
7-слагаемое 2-слагаемое 9-сумма Сформулируйте правило нахождения слагаемого. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно от суммы отнять известное слагаемое. 6-уменьшаемое 1-вычитаемое 5-разность Сформулируйте правила нахождения уменьшаемого и вычитаемого. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, нужно от уменьшаемого вычесть разность. 2-множитель 3-множитель 6-произведение Сформулируйте правило нахождения неизвестного множителя. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. 8-делимое 4-делитель 2-частное Сформулируйте правила нахождения делимого и делителя. Чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель. Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное. ПОВТОРИМ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ ПОНЯТИЯ Чем являются выделенные элементы?
1. Решите уравнения № 482 2. При каком значении буквы верно равенство? (№483) А) 25 : a = 25; Б) m : 14 = 1; В) 1 : n = 1; Г) p : 1 = 1; Д) k : 5 = 0; Е) L : L = 1
Решите задачу с помощью уравнения (№489(а)) 1. Задумали число X 2. Разделили его на 4 X : 4 3. От частного вычли 2 X : 4 — 2 4. Результат равен 7 X : 4 – 2 = 7 Какое число задумали?
Исторические данные. Записывать и решать уравнения начали арабы в начале I тысячелетия нашей эры. В те времена не было ещё общепринятых теперь обозначений переменных буквами, а действий знаками. Уравнения записывались словами. Но даже в такой «словесной форме» уравнения существенно облегчали жизнь. Применение уравнений упрощает решение задач, самое замечательное то, что одним и тем же уравнением могут описываться совершенно разные ситуации. Научившись решать некоторый тип уравнений, можно тем самым справиться с целыми классами задач, описывающихся уравнениями данного типа.
Историческая справка Франсуа Виет (1540-1603 гг.) французский математик, он был одним из первых, кто числа стал обозначать буквами, что существенно развило теорию уравнений.
Решите уравнения 1 вариант 2 вариант №485 (а, в) №485 (б,г) А) 25z + 49 = 149 в) 9y – 54 = 162 б) 13 + 10t = 163 г) 181 – 8r = 45
Математические фокусы Задумайте число Прибавьте к нему 5 Из результата вычтите 2. К результату прибавьте 7. Скажите ваш результат. Приравнивая составленное выражение к названному числу, получаю уравнение. (x +5) – 2 = x + (5 — 2) = x + 3 (x +3 ) +7 = x + (3 + 7) = x +10 Вычесть число из суммы двух чисел – это то же самое что вычесть его из одного слагаемого и к результату прибавить другое. Сочетательное свойство. ! Объясните, какие свойства использовались. Обозначаю его буквой x Получается число x + 5 Получается число (x +5) – 2 Получается ((x + 5) — 2) + 7
1.Что значит решить уравнение? 2.Что называется корнем уравнения? Итоги урока Продолжи фразу: — На уроке я работал …… -Своей работой на уроке я … -Материал урока мне …….. -Сегодня на уроке я узнал …… -Я умею ……… -Мое настроение ……
Домашнее задание № 524 (в) № 525 № 537 (а) Повторить правила!
🎬 Видео
Решение уравнений ( подобные слагаемые ) . 6 класс .Скачать
Решение уравнений с дробными числами в 6 классеСкачать
Задачи на деление в данном отношении. 6 класс.Скачать
Деление обычных дробей в уравненияхСкачать
Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать
Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.Скачать
6 класс, 42 урок, Решение уравненийСкачать
6 класс, 17 урок, ДелениеСкачать
Деление рациональных чисел. 6 класс.Скачать
Математика 6 класс (Урок№4 - Деление числа в данном отношении.)Скачать
Как решать уравнения с дробью? #shortsСкачать