Линейные уравнения с переменной под корнем

Содержание
  1. Уравнения с одной переменной
  2. Определение уравнения. Корни уравнения
  3. Пример 1.
  4. Пример 2.
  5. Пример 3.
  6. Равносильность уравнений
  7. Линейные уравнения
  8. Пример 1.
  9. Пример 2.
  10. Квадратные уравнения
  11. Пример 1.
  12. Пример 2.
  13. Пример 3.
  14. Рациональные уравнения
  15. Пример:
  16. Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители
  17. Пример 1.
  18. Пример 2.
  19. Решение уравнений методом введения новой переменной
  20. Пример 1.
  21. Пример 2.
  22. Биквадратные уравнения
  23. Пример:
  24. Решение задач с помощью составления уравнений
  25. Иррациональные уравнения
  26. Пример 1.
  27. Пример 2.
  28. Пример 3.
  29. Показательные уравнения
  30. Пример 1.
  31. Пример 2.
  32. Пример 3.
  33. Логарифмические уравнения
  34. Пример 1.
  35. Пример 2.
  36. Пример 3.
  37. Примеры решения показательно-логарифмических уравнений
  38. Пример 1.
  39. Пример 2.
  40. Пример 3.
  41. Алгебра
  42. Иррациональные уравнения
  43. Простейшие иррациональные уравнения
  44. Уравнения с двумя квадратными корнями
  45. Введение новых переменных
  46. Замена иррационального уравнения системой
  47. Уравнения с «вложенными» радикалами
  48. Иррациональные неравенства
  49. Линейные уравнения
  50. Линейные уравнения – уравнения, которые можно представить в виде (ax+b=0), где (a) и (b) – какие-либо числа.
  51. Решение линейных уравнений
  52. При решении линейных уравнений, мы стремимся найти корень, то есть такое значение для переменной, которое превратит уравнение в правильное равенство.
  53. Чтобы найти корень уравнения нужно равносильными преобразования привести данное нам уравнение к виду
  54. 1. Прибавление или вычитание из обеих частей уравнения одинакового числа или выражения.
  55. 2. Умножение или деление обеих частей уравнения на одинаковое число или выражение.
  56. 3. Использование свойств и законов математики: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых, сокращение дробей и т.д.
  57. Не ленитесь проверять подстановкой найденные вами ответы, особенно если вы решаете уравнение на контрольной или экзамене.
  58. Ваша цель – привести уравнение к виду (x=[число]), то есть, слева икс без коэффициентов и чисел, а справа – только число без переменных. Поэтому смотрите, что вам мешает и делайте действие, обратное тому, что делает мешающий компонент.
  59. 💥 Видео

Видео:Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.

Уравнения с одной переменной

Уравнением с одной переменной — это равенство, содержащее только одну переменную. Корнем (или решением) уравнения называется такое значение переменной, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.

Содержание:

Определение уравнения. Корни уравнения

Равенство с переменной f(x) = g (х) называют уравнением с одной переменной х, если поставлена задача найти все те же значения х, при которых равенство с переменной обращается в верное числовое равенство. Всякое значение переменной, при котором выражения /(х) и g(x) принимают равные числовые значения, называют корнем уравнения.

Решить уравнение — это значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Пример 1.

Уравнение 3 + х = 7 имеет единственный корень 4, так как при этом и только при этом значении переменной равенство 3 + х = 7 является верным.

Пример 2.

Уравнение (х — 1)(х — 2) = 0 имеет два корня: 1 и 2.

Пример 3.

Уравнение Линейные уравнения с переменной под корнемне имеет действительных корней.

Заметим, что можно говорить и о мнимых корнях уравнений. Так, уравнение Линейные уравнения с переменной под корнемимеет два мнимых корня: Линейные уравнения с переменной под корнем(см. п. 47). Всюду ниже речь идет только о действительных корнях уравнений.

Равносильность уравнений

Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными. Равносильными считаются и уравнения, каждое из которых не имеет корней.

Например, уравнения х + 2 = 5 и х + 5 = 8 равносильны, так как каждое из них имеет единственный корень — число 3. Равносильны и уравнения Линейные уравнения с переменной под корнем— ни одно из них не имеет корней.

Уравнения Линейные уравнения с переменной под корнемнеравносильны, так как первое имеет только один корень 6, тогда как второе имеет два корня: 6 и — 6.

В процессе решения уравнения его стараются заменить более простым, но равносильным данному. Поэтому важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в равносильное ему уравнение.

Теорема 1.

Если в уравнении какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Линейные уравнения с переменной под корнемравносильно уравнению Линейные уравнения с переменной под корнем

Теорема 2.

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Линейные уравнения с переменной под корнемравносильно уравнению Линейные уравнения с переменной под корнем(обе части первого уравнения мы умножили на 3).

Линейные уравнения

Линейным уравнением с одной переменной х называют уравнение вида

Линейные уравнения с переменной под корнем

где Линейные уравнения с переменной под корнем— действительные числа; Линейные уравнения с переменной под корнемназывают коэффициентом при переменной, Линейные уравнения с переменной под корнемсвободным членом.

Для линейного уравнения Линейные уравнения с переменной под корнеммогут представиться три случая:

1) Линейные уравнения с переменной под корнем; в этом случае корень уравнения равен Линейные уравнения с переменной под корнем;

2) Линейные уравнения с переменной под корнем; в этом случае уравнение принимает вид Линейные уравнения с переменной под корнем, что верно при любом х, т. е. корнем уравнения служит любое действительное число;

3) Линейные уравнения с переменной под корнем; в этом случае уравнение принимает вид Линейные уравнения с переменной под корнем, оно не имеет корней.

Многие уравнения в результате преобразований сводятся к линейным.

Пример 1.

Решить уравнение Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

По теореме 1 (см. п. 135), данное уравнение равносильно уравнению Линейные уравнения с переменной под корнем. Если разделить обе части этого уравнения на коэффициент при х, то по теореме 2 получим равносильное данному уравнение Линейные уравнения с переменной под корнем. Итак, Линейные уравнения с переменной под корнем— корень уравнения.

Пример 2.

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Это уравнение сводится к линейному уравнению. Умножив обе части уравнения на 12 (наименьшее общее кратное знаменателей 3, 4, 6,12), получим

Линейные уравнения с переменной под корнем

Линейные уравнения с переменной под корнем

Квадратные уравнения

Линейные уравнения с переменной под корнем

где Линейные уравнения с переменной под корнем— действительные числа, причем Линейные уравнения с переменной под корнем, называют квадратным уравнением. Если Линейные уравнения с переменной под корнем, то квадратное уравнение называют приведенным, если Линейные уравнения с переменной под корнем, то неприведенным. Коэффициенты Линейные уравнения с переменной под корнемимеют следующие названия: Линейные уравнения с переменной под корнемпервый коэффициент, Линейные уравнения с переменной под корнемвторой коэффициент, с — свободный член. Корни уравнения Линейные уравнения с переменной под корнемнаходят по формуле

Линейные уравнения с переменной под корнем

Выражение Линейные уравнения с переменной под корнемназывают дискриминантом квадратного уравнения (1). Если D О, то уравнение имеет два действительных корня.

В случае, когда D = О, иногда говорят, что квадратное уравнение имеет два одинаковых корня.

Используя обозначение Линейные уравнения с переменной под корнем, можно переписать формулу (2) в виде Линейные уравнения с переменной под корнемЕсли Линейные уравнения с переменной под корнем, то формулу (2) можно упростить:

Линейные уравнения с переменной под корнем

Линейные уравнения с переменной под корнем

Формула (3) особенно удобна, если Линейные уравнения с переменной под корнем— целое число, т. е. коэффициент Линейные уравнения с переменной под корнем— четное число.

Пример 1.

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Здесь Линейные уравнения с переменной под корнем. Имеем:

Линейные уравнения с переменной под корнем

Так как Линейные уравнения с переменной под корнем, то уравнение имеет два корня, которые найдем по формуле (2):

Линейные уравнения с переменной под корнем

Итак, Линейные уравнения с переменной под корнем Линейные уравнения с переменной под корнем— корни заданного уравнения.

Пример 2.

Решить уравнение Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Здесь Линейные уравнения с переменной под корнемПо формуле (3) находим Линейные уравнения с переменной под корнемт. е. х = 3 — единственный корень уравнения.

Пример 3.

Решить уравнение Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Здесь Линейные уравнения с переменной под корнемЛинейные уравнения с переменной под корнемТак как D 0, откуда х>3, и 5 — х > 0, откуда х 5, тогда как для уравнения (2) областью определения служит вся числовая прямая. Поэтому найденное значение х = 4, являющееся корнем уравнения (2), может оказаться посторонним корнем для уравнения (1). В данном случае именно это и происходит, поскольку х = 4 не принадлежит области определения уравнения (1) (не удовлетворяет неравенству х > 5). Итак, х = 4 — посторонний корень, т. е. заданное уравнение не имеет корней.

Рациональные уравнения

Уравнение f(x) = g(x) называют рациональным, если f(x) и g(x) — рациональные вьфажения. При этом если f(x) и g(x) — целые выражения, то уравнение называют целым; если же хотя бы одно из выражений f(х), g(x) является дробным, то рациональное уравнение f(x) = g(x) называют дробным.

Например, целыми являются линейные (см. п. 136), квадратные (см. п. 137) уравнения.

Чтобы решить рациональное уравнение, нужно:

1) найти общий знаменатель всех имеющихся дробей;

2) заменить данное уравнение целым, умножив обе его части на общий знаменатель;

3) решить полученное целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Пример:

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Общим знаменателем имеющихся дробей является 2х(2 — х). Найдя дополнительные множители для каждой дроби, освободимся от знаменателей. Имеем:

Линейные уравнения с переменной под корнем

Из уравнения Линейные уравнения с переменной под корнемнаходим Линейные уравнения с переменной под корнем(см. п. 137). Осталось проверить, обращают ли найденные корни выражение 2х(2 — х) в нуль, т. е. проверить выполнение условия Линейные уравнения с переменной под корнемЗамечаем, что 2 не удовлетворяет этому условию, а 4 удовлетворяет. Значит, х = 4 — единственный корень уравнения.

Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители

Суть этого метода состоит в следующем. Пусть нужно решить уравнение р(х) = 0, где р(х) — многочлен степени Линейные уравнения с переменной под корнем. Предположим, что удалось разложить многочлен на множители:Линейные уравнения с переменной под корнем, где Линейные уравнения с переменной под корнем— многочлены более низкой степени, чем Линейные уравнения с переменной под корнем. Тогда уравнение р(х) = 0 принимает вид Линейные уравнения с переменной под корнем. Если Линейные уравнения с переменной под корнем— корень уравнения Линейные уравнения с переменной под корнема потому хотя бы одно из чисел Линейные уравнения с переменной под корнемравно нулю.

Значит, Линейные уравнения с переменной под корнем— корень хотя бы одного из уравнений

Линейные уравнения с переменной под корнем

Верно и обратное: если Линейные уравнения с переменной под корнем— корень хотя бы одного из уравнений Линейные уравнения с переменной под корнемто Линейные уравнения с переменной под корнем— корень уравнения Линейные уравнения с переменной под корнемт. е. уравнения р (х) = 0.

Итак, если Линейные уравнения с переменной под корнем, где Линейные уравнения с переменной под корнем— многочлены, то вместо уравнения р(х) = 0 нужно решить совокупность уравнений Линейные уравнения с переменной под корнем Линейные уравнения с переменной под корнемВсе найденные корни этих уравнений, и только они, будут корнями уравнения р(х) = 0.

Пример 1.

Решить уравнение Линейные уравнения с переменной под корнемЛинейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Разложим на множители левую часть уравнения. Имеем Линейные уравнения с переменной под корнемоткуда Линейные уравнения с переменной под корнем

Значит, либо х + 2 = 0, либо Линейные уравнения с переменной под корнем. Из первого уравнения находим х = — 2, второе уравнение не имеет корней. Итак, получили ответ: -2.

Метод разложения на множители применим к любым уравнениям вида р(х) = 0, где р(х) необязательно многочлен. Пусть Линейные уравнения с переменной под корнемно среди выражений Линейные уравнения с переменной под корнеместь выражения более сложного вида, чем многочлены (например, иррациональные, логарифмические и т. д.). Среди корней уравнений Линейные уравнения с переменной под корнем Линейные уравнения с переменной под корнеммогут быть посторонние для уравнения р(х) = 0.

Пример 2.

Решить уравнение Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Имеем Линейные уравнения с переменной под корнем; значит, либо Линейные уравнения с переменной под корнем, либо Линейные уравнения с переменной под корнем.Из уравнения Линейные уравнения с переменной под корнемнаходим х = 0, из уравнения Линейные уравнения с переменной под корнемнаходим Линейные уравнения с переменной под корнем.

Но х = -3 не удовлетворяет исходному уравнению, так как при этом значении не определено выражение Линейные уравнения с переменной под корнем. Это посторонний корень.

Итак, уравнение имеет два корня: 3; 0.

Решение уравнений методом введения новой переменной

Суть этого метода поясним на примерах.

Пример 1.

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Положив Линейные уравнения с переменной под корнем, получим уравнение

Линейные уравнения с переменной под корнем

откуда находим Линейные уравнения с переменной под корнем. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Линейные уравнения с переменной под корнем

Первое квадратное уравнение не имеет действительных корней, так как его дискриминант отрицателен.

Из второго квадратного уравнения находим Линейные уравнения с переменной под корнемЛинейные уравнения с переменной под корнем. Это корни заданного уравнения.

Пример 2.

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Положим Линейные уравнения с переменной под корнем, тогда

Линейные уравнения с переменной под корнем

и уравнение примет вид

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решив это уравнение (см. п. 145), получим

Линейные уравнения с переменной под корнем

Но Линейные уравнения с переменной под корнем. Значит, нам остается решить совокупность уравнений

Линейные уравнения с переменной под корнем

Из первого уравнения находим Линейные уравнения с переменной под корнем, Линейные уравнения с переменной под корнем; из второго уравнения получаем Линейные уравнения с переменной под корнем Линейные уравнения с переменной под корнемТем самым найдены четыре корня заданного уравнения.

Биквадратные уравнения

Биквадратным уравнением называют уравнение вида

Линейные уравнения с переменной под корнем

Биквадратное уравнение решается методом введения новой переменной: положив Линейные уравнения с переменной под корнем, придем к квадратному уравнению Линейные уравнения с переменной под корнем

Пример:

Решить уравнение Линейные уравнения с переменной под корнем.

Решение:

Положив Линейные уравнения с переменной под корнем, получим квадратное уравнение Линейные уравнения с переменной под корнем, откуда находим Линейные уравнения с переменной под корнемЛинейные уравнения с переменной под корнем. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений Линейные уравнения с переменной под корнемПервое уравнение не имеет действительных корней, из второго находим Линейные уравнения с переменной под корнемЭто — корни заданного биквадратного уравнения.

Решение задач с помощью составления уравнений

С помощью уравнений решаются многочисленные задачи, к которым приводят самые разнообразные вопросы физики, механики, экономики и т. д. Прежде всего напомним общий порядок решения задач с помощью уравнений.

1) Вводят переменные, т. е. буквами х, у, z обозначают неизвестные величины, которые либо требуется найти в задаче, либо они необходимы для отыскания искомых величин.

2) С помощью введенных переменных и данных в задаче чисел и их соотношений составляют систему уравнений (или одно уравнение).

3) Решают составленную систему уравнений (или уравнение) и из полученных решений отбирают те, которые подходят по смыслу задачи.

4) Если буквами х, у, z обозначили не искомые величины, то с помощью полученных решений находят ответ на вопрос задачи.

Задача 1.

Для перевозки 60 т груза из одного места в другое затребовали некоторое количество машин. Ввиду неисправности дороги на каждую машину пришлось грузить на 0,5 т меньше, чем предполагалось, поэтому дополнительно потребовались 4 машины. Какое количество машин было затребовано первоначально?

Решение: Обозначим через х количество машин, затребованных первоначально. Тогда на самом деле было вызвано (х + 4) машин. Так как надо было перевезти 60 т груза, то предполагалось, что на одну машину будут грузить Линейные уравнения с переменной под корнемт груза, а на самом деле грузили Линейные уравнения с переменной под корнемт груза, что на 0,5 т меньше, чем предполагалось. В результате мы приходим к уравнению

Линейные уравнения с переменной под корнем

Это уравнение имеет два корня: х = -24, х = 20. Ясно, что по смыслу задачи значение х = —24 не подходит. Таким образом, первоначально было затребовано 20 машин.

Задача 2.

Моторная лодка, движущаяся со скоростью 20 км/ч, прошла расстояние между двумя пунктами по реке туда и обратно без остановок за 6 ч 15 мин. Расстояние между пунктами равно 60 км. Найти скорость течения реки.

Решение:

Пусть х км/ч — скорость течения реки. Тогда лодка, собственная скорость которой 20 км/ч, идет по течению со скоростью (20 + х) км/ч, а против течения — со скоростью (20 — х) км/ч. Время, за которое лодка пройдет путь между пунктами по течению, составит Линейные уравнения с переменной под корнемч, а время, за которое лодка пройдет обратный путь, составит Линейные уравнения с переменной под корнемч. Так как путь туда и обратно лодка проходит за 6 ч 15 мин, т. е. Линейные уравнения с переменной под корнемч, приходим к уравнению

Линейные уравнения с переменной под корнем

решив которое, находим два корня: х = 4, х = -4. Ясно, что значение х = -4 не подходит по смыслу задачи. Итак, скорость течения реки равна 4 км/ч.

Задача 3.

Найти двузначное число, зная, что цифра его единиц на 2 больше цифры десятков и что произведение искомого числа на сумму его цифр равно 144.

Решение:

Напомним, что любое двузначное число может быть записано в виде 10х + у, где х — цифра десятков, а у — цифра единиц. Согласно условию, если х — цифра десятков, то цифра единиц равна х + 2 и мы получаем

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решив это уравнение, найдем Линейные уравнения с переменной под корнем

Второй корень не подходит по смыслу задачи.

Итак, цифра десятков равна 2, цифра единиц равна 4; значит, искомое число равно 24.

Задача 4.

Двое рабочих, работая вместе, выполнили некоторую работу за 6 ч. Первый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу на 5 ч скорее, чем второй рабочий, если последний будет работать отдельно. За сколько часов каждый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу?

Решение:

Производительность труда, т. е. часть работы, выполняемая в единицу времени (обозначим ее через А), и время, необходимое для выполнения всей работы (обозначим его через t), — взаимно обратные величины, т. е. At = 1. Поэтому если обозначить через х ч время, необходимое для выполнения всей работы первому рабочему, а через (х + 5) ч — второму, то часть работы, выполняемая первым рабочим за 1 ч, равна Линейные уравнения с переменной под корнем, а часть работы, выполняемая вторым рабочим за 1 ч, равна Линейные уравнения с переменной под корнемСогласно условию, они, работая вместе, выполнили всю работу за 6 ч. Доля работы, выполненная за 6 ч первым рабочим, есть Линейные уравнения с переменной под корнем, а доля работы, выполненная за 6 ч вторым рабочим, есть Линейные уравнения с переменной под корнемТак как вместе они выполнили всю работу, т. е. доля выполненной работы равна 1, получаем уравнение

Линейные уравнения с переменной под корнем

решив которое, найдем х = 10.

Итак, первый рабочий может выполнить всю работу за 10 ч, а второй — за 15 ч.

Задача 5.

Из сосуда емкостью 54 л, наполненного кислотой, вылили несколько литров и долили сосуд водой, потом опять вылили столько же литров смеси. Тогда в оставшейся в сосуде смеси оказалось 24 л чистой кислоты. Сколько кислоты вылили в первый раз?

Решение:

Пусть в первый раз было вылито х л кислоты. Тогда в сосуде осталось (54 — х) л кислоты. Долив сосуд водой, получили 54 л смеси, в которой растворилось (54 — х) л кислоты. Значит, в 1 л смеси содержится Линейные уравнения с переменной под корнемл кислоты (концентрация раствора). Во второй раз из сосуда вылили х л смеси, в этом количестве смеси содержалось Линейные уравнения с переменной под корнемл кислоты. Таким образом, в первый раз было вылито х л кислоты, во второй Линейные уравнения с переменной под корнемл кислоты, а всего

за два раза вылито 54 — 24 = 30 л кислоты. В результате приходим к уравнению

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решив это уравнение, найдем два корня: Линейные уравнения с переменной под корнеми Линейные уравнения с переменной под корнем. Ясно, что значение 90 не удовлетворяет условию задачи.

Итак, в первый раз было вылито 18 л кислоты.

Задача 6.

Имеется кусок сплава меди с оловом массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 40% меди?

Решение:

Пусть масса добавленного олова составляет х кг. Тогда получится сплав массой (12 + х) кг, содержащий 40% меди. Значит, в новом сплаве имеется 0,4(12 + х) кг меди. Исходный сплав массой 12 кг содержал 45% меди, т. е. меди в нем было Линейные уравнения с переменной под корнем. Так как масса меди и в имевшемся, и в новом сплаве одна и та же, приходим к уравнению

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решив это уравнение, получим х = 1,5. Таким образом, к исходному сплаву надо добавить 1,5 кг олова.

Задача 7.

Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько стали того и другого сорта надо взять, чтобы после переплавки получить 140 т стали с содержанием никеля 30% ?

Решение:

Пусть масса стали первого сорта равна х т, тогда стали второго сорта надо взять (140 — х) т. Содержание никеля в стали первого сорта составляет 5%; значит, в х т стали первого сорта содержится 0,05л; т никеля. Содержание никеля в стали второго сорта составляет 40%; значит, в (140 — х) т стеши второго сорта содержится 0,4 (140 — х) т никеля. По условию после соединения взятых двух сортов должно получиться 140 т стали с 30% -ным содержанием никеля, т. е. после переплавки в полученной стали должно быть 0,3 * 140 т никеля. Но это количество никеля складывается из 0,05л; т, содержащихся в стали первого сорта, и из 0,4 (140 — х) т, содержащихся в стали второго сорта. Таким образом, приходим к уравнению

0,05х + 0,4 (140 — х) = 0,3 * 140,

из которого находим х = 40. Следовательно, надо взять 40 т стали с 5% -ным и 100 т стали с 40% -ным содержанием никеля.

Иррациональные уравнения

Иррациональным называют уравнение, в котором переменная содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень. Например, иррациональными являются уравнения Линейные уравнения с переменной под корнемЛинейные уравнения с переменной под корнем

Используются два основных метода решения иррациональных уравнений:

1) метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень;

2) метод введения новых переменных (см. п. 147).

Метод возведения обеих частей уравнения в одну

и ту же степень состоит в следующем:

а) преобразуют заданное иррациональное уравнение к виду

Линейные уравнения с переменной под корнем

б) возводят обе части полученного уравнения в п-ю степень:

Линейные уравнения с переменной под корнем

в) учитывая, что Линейные уравнения с переменной под корнем, получают уравнение

г) решают уравнение и, в случае четного п, делают проверку, так как возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень может привести к появлению посторонних корней (см. п. 142). Эта проверка чаще всего осуществляется с помощью подстановки найденных значений переменной в исходное уравнение.

Пример 1.

Решить уравнение Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Возведем обе части уравнения в шестую степень; получим х — 3 = 64, откуда х = 67.

Проверка:

Подставив 67 вместо х в данное уравнение, получим Линейные уравнения с переменной под корнем, т. е. 2 = 2 — верное равенство.

Ответ: 67.

Пример 2.

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Преобразуем уравнение к виду

Линейные уравнения с переменной под корнем

и возведем обе части его в квадрат. Получим

Линейные уравнения с переменной под корнем

Линейные уравнения с переменной под корнем

Еще раз возведем обе части уравнения в квадрат:

Линейные уравнения с переменной под корнем

откуда Линейные уравнения с переменной под корнем

Проверка:

1) При х = 5 имеем

Линейные уравнения с переменной под корнем— верное равенство.

Таким образом, х = 5 является корнем заданного уравнения.

2) При х = 197 имеем Линейные уравнения с переменной под корнемТаким образом, х = 197 — посторонний корень.

Ответ: 5.

Пример 3.

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Применим метод введения новой переменной.

Положим Линейные уравнения с переменной под корнеми мы получаем уравнение Линейные уравнения с переменной под корнем, откуда находим Линейные уравнения с переменной под корнем

Теперь задача свелась к решению совокупности уравнений

Линейные уравнения с переменной под корнем

Возведя обе части уравнения Линейные уравнения с переменной под корнемв пятую степень, получим х — 2 = 32, откуда х = 34.

Уравнение Линейные уравнения с переменной под корнемне имеет корней, поскольку под знаком возведения в дробную степень может содержаться только неотрицательное число, а любая степень неотрицательного числа неотрицательна.

Ответ: 34.

Показательные уравнения

Показательное уравнение вида

Линейные уравнения с переменной под корнем

где Линейные уравнения с переменной под корнемравносильно уравнению f(х) = g(x).

Имеются два основных метода решения показательных уравнений:

1) метод уравнивания показателей, т. е. преобразование заданного уравнения к виду Линейные уравнения с переменной под корнема затем к виду f(х) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Решить уравнение Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Данное уравнение равносильно уравнению Линейные уравнения с переменной под корнемоткуда находим Линейные уравнения с переменной под корнем Линейные уравнения с переменной под корнемРешив это квадратное уравнение, получим Линейные уравнения с переменной под корнем

Пример 2.

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Приведем все степени к одному основанию Линейные уравнения с переменной под корнем. Получим уравнение Линейные уравнения с переменной под корнем Линейные уравнения с переменной под корнемкоторое преобразуем к виду Линейные уравнения с переменной под корнем Линейные уравнения с переменной под корнемУравнение равносильно уравнению х = 2х — 3, откуда находим х = 3.

Пример 3.

Решить уравнение Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Применим метод введения новой переменной. Так как Линейные уравнения с переменной под корнем,то данное уравнение можно переписать в виде

Линейные уравнения с переменной под корнем

Введем новую переменную, положив Линейные уравнения с переменной под корнемПолучим квадратное уравнение Линейные уравнения с переменной под корнемс корнями Линейные уравнения с переменной под корнемТеперь задача сводится к решению совокупности уравнений Линейные уравнения с переменной под корнем

Из первого уравнения находим х = 2. Второе уравнение не имеет корней, так как Линейные уравнения с переменной под корнемпри любых значениях х.

Ответ: 2.

Логарифмические уравнения

Чтобы решить логарифмическое уравнение вида

Линейные уравнения с переменной под корнем

где Линейные уравнения с переменной под корнемнужно:

1) решить уравнение f(x) = g(x);

2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенствам f(x) > 0 и g(x) > 0; остальные корни уравнения f(x) = g(x) являются посторонними для уравнения (1).

Имеются два основных метода решения логарифмических уравнений:

1) метод, заключающийся в преобразовании уравнения к виду Линейные уравнения с переменной под корнемзатем к виду f(x) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Перейдем от заданного уравнения к уравнению Линейные уравнения с переменной под корнеми решим его. Имеем Линейные уравнения с переменной под корнемПроверку найденных значений х выполним с помощью неравенств Линейные уравнения с переменной под корнемЧисло -3 этим неравенствам удовлетворяет, а число 4 — нет. Значит, 4 — посторонний корень.

Ответ: -3.

Пример 2.

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Воспользовавшись тем, что сумма логарифмов равна логарифму произведения (см. п. 120), преобразуем уравнение к виду

Линейные уравнения с переменной под корнем

Из последнего уравнения находим Линейные уравнения с переменной под корнем

Осталось сделать проверку. Ее можно выполнить с помощью системы неравенств

Линейные уравнения с переменной под корнем

Подставив поочередно найденные значения -1 и -5,5 в эти неравенства, убеждаемся, что -1 удовлетворяет всем неравенствам, а -5,5 — нет, например при этом значении не выполняется первое неравенство. Значит, -5,5 — посторонний корень.

Ответ: -1.

Пример 3.

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Так как Линейные уравнения с переменной под корнем Линейные уравнения с переменной под корнемзаданное уравнение можно переписать следующим образом:

Линейные уравнения с переменной под корнем

Введем новую переменную, положив Линейные уравнения с переменной под корнемПолучим

Линейные уравнения с переменной под корнем

Линейные уравнения с переменной под корнем

Но Линейные уравнения с переменной под корнем; из уравнения Линейные уравнения с переменной под корнемнаходим х = 4.

Ответ: 4.

Примеры решения показательно-логарифмических уравнений

Пример 1.

Линейные уравнения с переменной под корнем

Решение:

Область определения уравнения: х > 0. При этом условии выражения, входящие в обе части уравнения (1), принимают только положительные значения. Прологарифмировав обе части уравнения (1) по основанию 10, получим уравнение

Линейные уравнения с переменной под корнем

равносильное уравнению (1). Далее имеем Линейные уравнения с переменной под корнемЛинейные уравнения с переменной под корнем

Полагая Линейные уравнения с переменной под корнемполучим уравнение Линейные уравнения с переменной под корнемЛинейные уравнения с переменной под корнем, откуда Линейные уравнения с переменной под корнемОстается решить совокупность уравнений Линейные уравнения с переменной под корнемИз этой совокупности получим Линейные уравнения с переменной под корнем— корни уравнения (1).

Здесь применен метод логарифмирования, заключающийся в переходе от уравнения f(x) = g(x) к уравнению

Линейные уравнения с переменной под корнем

Пример 2.

Линейные уравнения с переменной под корнем(2)

Решение:

Воспользовавшись определением логарифма, преобразуем уравнение (2) к виду

Линейные уравнения с переменной под корнем

Полагая Линейные уравнения с переменной под корнем, получим уравнение Линейные уравнения с переменной под корнемкорнями которого являются Линейные уравнения с переменной под корнем

Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Линейные уравнения с переменной под корнем

Так как Линейные уравнения с переменной под корнем, а -1 0 и мы получаем

Линейные уравнения с переменной под корнем

если Линейные уравнения с переменной под корнем, то D = 0 и мы получаем Линейные уравнения с переменной под корнем, т. е. (поскольку Линейные уравнения с переменной под корнем) Линейные уравнения с переменной под корнем.

Итак, если Линейные уравнения с переменной под корнемто действительных корней нет; если Линейные уравнения с переменной под корнем= 1, то Линейные уравнения с переменной под корнем; если Линейные уравнения с переменной под корнем,то Линейные уравнения с переменной под корнем; если Линейные уравнения с переменной под корнеми Линейные уравнения с переменной под корнем, то

Линейные уравнения с переменной под корнем

Пример 3.

При каких значениях параметра Линейные уравнения с переменной под корнемуравнение

Линейные уравнения с переменной под корнем

имеет два различных отрицательных корня?

Решение:

Так как уравнение должно иметь два различных действительных корня Линейные уравнения с переменной под корнемего дискриминант должен быть положительным. Имеем

Линейные уравнения с переменной под корнем

Значит, должно выполняться неравенство Линейные уравнения с переменной под корнемЛинейные уравнения с переменной под корнем

По теореме Виета для заданного уравнения имеем

Линейные уравнения с переменной под корнем

Так как, по условию, Линейные уравнения с переменной под корнем, то Линейные уравнения с переменной под корнеми Линейные уравнения с переменной под корнем

В итоге мы приходим к системе неравенств (см. п. 177):

Линейные уравнения с переменной под корнем

Из первого неравенства системы находим (см. п. 180, 183) Линейные уравнения с переменной под корнем; из второго Линейные уравнения с переменной под корнем; из третьего Линейные уравнения с переменной под корнем. С помощью координатной прямой (рис. 1.107) находим, что либо Линейные уравнения с переменной под корнем, либо Линейные уравнения с переменной под корнем

Линейные уравнения с переменной под корнем

Эта лекция взята со страницы полного курса лекций по изучению предмета «Математика»:

Смотрите также дополнительные лекции по предмету «Математика»:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Линейные уравнения с переменной под корнемЛинейные уравнения с переменной под корнем

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Видео:Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Алгебра

План урока:

Видео:ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать

ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по Математике

Иррациональные уравнения

Ранее мы рассматривали целые и дробно-рациональные уравнения. В них выражение с переменной НЕ могло находиться под знаком радикала, а также возводиться в дробную степень. Если же переменная оказывается под радикалом, то получается иррациональное уравнение.

Приведем примеры иррациональных ур-ний:

Заметим, что не всякое уравнение, содержащее радикалы, является иррациональным. В качестве примера можно привести

Это не иррациональное, а всего лишь квадратное ур-ние. Дело в том, что под знаком радикала стоит только число 5, а переменных там нет.

Видео:Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать

Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.

Простейшие иррациональные уравнения

Начнем рассматривать способы решения иррациональных уравнений. В простейшем случае в нем справа записано число, а вся левая часть находится под знаком радикала. Выглядит подобное ур-ние так:

где а – некоторое число (константа), f(x) – рациональное выражение.

Для его решения необходимо обе части возвести в степень n, тогда корень исчезнет:

Получаем рациональное ур-ние, решать которые мы уже умеем. Однако есть важное ограничение. Мы помним, что корень четной степени всегда равен положительному числу, и его нельзя извлекать из отрицательного числа. Поэтому, если в ур-нии

n – четное число, то необходимо, чтобы а было положительным. Если же оно отрицательное, то ур-ние не имеет корней. Но на нечетные n такое ограничение не распространяется.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но квадратный корень (если быть точными, то арифметический квадратный корень) не может быть отрицательным. Поэтому ур-ние корней не имеет.

Ответ: корней нет.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число, но это не является проблемой, ведь кубический корень может быть отрицательным. Возведем обе части в куб:

Конечно, под знаком корня может стоять и более сложное выражение, чем (х – 5).

Пример. Найдите решение ур-ния

Решение. Возведем обе части в пятую степень:

х 2 – 14х – 32 = 0

Получили квадратное ур-ние, которое можно решить с помощью дискриминанта:

D = b 2 – 4ac = (– 14) 2 – 4•1•(– 32) = 196 + 128 = 324

Итак, нашли два корня: (– 2) и 16.

Несколько более сложным является случай, когда справа стоит не постоянное число, а какое-то выражение с переменной g(x). Алгоритм решения тот же самый – необходимо возвести в степень ур-ние, чтобы избавиться от корня. Но, если степень корня четная, то необходимо проверить, что полученные корни ур-ния не обращают правую часть, то есть g(x), в отрицательное число. В противном случае их надо отбросить как посторонние корни.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Возводим обе части во вторую степень:

х – 2 = х 2 – 8х + 16

D = b 2 – 4ac = (– 9) 2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9

Получили два корня, 3 и 6. Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного ур-ния (х – 4):

при х = 3 х – 4 = 3 – 4 = – 1

при х = 6 6 – 4 = 6 – 4 = 2

Корень х = 3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х = 6.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Здесь используется кубический корень, а потому возведем обе части в куб:

3х 2 + 6х – 25 = (1 – х) 3

3х 2 + 6х – 25 = 1 – 3х + 3х 2 – х 3

Получили кубическое ур-ние. Решить его можно методом подбора корня. Из всех делителей свободного коэффициента (– 26) только двойка обращает ур-ние в верное равенство:

Других корней нет. Это следует из того факта, что функция у = х 3 + 9х – 26 является монотонной.

Заметим, что если подставить х = 2 в левую часть исходного ур-ния 1 – х, то получится отрицательное число:

при х = 2 1 – х = 1 – 2 = – 1

Но означает ли это, что число 2 НЕ является корнем? Нет, ведь кубический корень вполне может быть и отрицательным (в отличие от квадратного). На всякий случай убедимся, что двойка – это действительно корень исходного уравнения:

Видео:Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙСкачать

Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

Уравнения с двумя квадратными корнями

Ситуация осложняется, если в ур-нии есть сразу два квадратных корня. В этом случае их приходится убирать последовательно. Сначала мы переносим слагаемые через знак «=» таким образом, чтобы слева остался один из радикалов и ничего, кроме него. Возводя в квадрат такое ур-ние, мы избавимся от одного радикала, после чего мы получим более простое ур-ние. После получения всех корней надо проверить, какие из них являются посторонними. Для этого их надо просто подставить в исходное ур-ние.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Перенесем вправо один из корней:

Возведем обе части в квадрат. Обратите внимание, что левый корень при этом исчезнет, а правый – сохранится:

Теперь снова перемещаем слагаемые так, чтобы в одной из частей не осталось ничего, кроме корня:

Снова возведем ур-ние в квадрат, чтобы избавиться и от второго корня:

(2х – 4) 2 = 13 – 3х

4х 2 – 16х + 16 = 13 – 3х

4х 2 – 13х + 3 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 13) 2 – 4•4•3 = 169 –48 = 121

Имеем два корня: 3 и 0,25. Но вдруг среди них есть посторонние? Для проверки подставим их в исходное ур-ние. При х = 0,25 имеем:

Получилось ошибочное равенство, а это значит, что 0,25 не является корнем ур-ния. Далее проверим х = 3

На этот раз получилось справедливое равенство. Значит, тройка является корнем ур-ния.

Видео:Алгебра 7 Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

Алгебра 7 Линейное уравнение с одной переменной

Введение новых переменных

Предложенный метод последовательного исключения радикалов плохо работает в том случае, если корни не квадратные, а имеют другую степень. Рассмотрим ур-ние

Последовательно исключить корни, как в предыдущем примере, здесь не получится (попробуйте это сделать самостоятельно). Однако помочь может замена переменной.

Для начала перепишем ур-ние в более удобной форме, когда вместо корней используются степени:

х 1/2 – 10х 1/4 + 9 = 0

Теперь введем переменную t = x 1/4 . Тогда х 1/2 = (х 1/4 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид

Это квадратное ур-ние. Найдем его корни:

D = b 2 – 4ac = (– 10) 2 – 4•1•9 = 100 – 36 = 64

Получили два значения t. Произведем обратную замену:

х 1/4 = 1 или х 1/4 = 9

Возведем оба ур-ния в четвертую степень:

(х 1/4 ) 4 = 1 4 или (х 1/4 ) 4 = 3 4

х = 1 или х = 6561

Полученные числа необходимо подставить в исходное ур-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями:

В обоих случаях мы получили верное равенство 0 = 0, а потому оба числа, 1 и 6561, являются корнями ур-ния.

Пример. Решите ур-ние

х 1/3 + 5х 1/6 – 24 = 0

Решение. Произведем замену t = x 1/6 , тогда х 1/3 = (х 1/6 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид:

Его корни вычислим через дискриминант:

D = b 2 – 4ac = 5 2 – 4•1•(– 24) = 25 + 96 = 121

Далее проводим обратную заменуx 1/6 = t:

х 1/6 = – 8 или х 1/6 = 3

Первое ур-ние решений не имеет, а единственным решением второго ур-ния является х = 3 6 = 729. Если подставить это число в исходное ур-ние, то можно убедиться, что это не посторонний корень.

Видео:Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнениеСкачать

Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнение

Замена иррационального уравнения системой

Иногда для избавления от радикалов можно вместо них ввести дополнительные переменные и вместо одного иррационального ур-ния получить сразу несколько целых, которые образуют систему. Это один из самых эффективных методов решения иррациональных уравнений.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Заменим первый корень буквой u, а второй – буквой v:

Исходное ур-ние примет вид

Если возвести (1) и (2) в куб и квадрат соответственно (чтобы избавиться от корней), то получим:

Ур-ния (3), (4) и (5) образуют систему с тремя неизвестными, в которой уже нет радикалов:

Попытаемся ее решить. Сначала сложим (4) и (5), ведь это позволит избавиться от переменной х:

(х + 6) + (11 – х) = u 3 + v 2

из (3) можно получить, что v = 5 – u. Подставим это в (6) вместо v:

17 = u 3 + (5 – u) 2

17 = u 3 + u 2 – 10u + 25

u 3 + u 2 – 10u + 8 = 0

Получили кубическое ур-ние. Мы уже умеем решать их, подбирая корни. Не вдаваясь в подробности решения, укажем, что корнями этого ур-ния являются числа

подставим полученные значения в (4):

x + 6 = 1 3 или х + 6 = 2 3 или х + 6 = (– 4) 3

x + 6 = 1 или х + 6 = 8 или х + 6 = – 64

х = – 5 или х = 2 или х = – 70

Итак, нашли три возможных значения х. Но, конечно же, среди них могут оказаться посторонние корни. Поэтому нужна проверка – подставим полученные результаты в исходное ур-ние. При х = – 5 получим

Корень подошел. Проверяем следующее число, х = 2:

Корень снова оказался верным. Осталась последняя проверка, для х = – 70:

Итак, все три числа прошли проверку.

Видео:Линейное уравнение с одной переменной. Практическая часть. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. Практическая часть. 6 класс.

Уравнения с «вложенными» радикалами

Порою в ур-нии под знаком радикала стоит ещё один радикал. В качестве примера приведем такую задачу:

При их решении следует сначала избавиться от «внешнего радикала», после чего можно будет заняться и внутренним. То есть в данном случае надо сначала возвести обе части равенства в квадрат:

Внешний радикал исчез. Теперь будем переносить слагаемые, чтобы в одной из частей остался только радикал:

Хочется поделить полученное ур-ние (1) на х, однако важно помнить, что деление на ноль запрещено. То есть, если мы делим на х, то мы должны наложить дополнительное ограничение х ≠ 0. Случай же, когда х всё же равен нулю, мы рассматриваем отдельно. Для этого подставим х = 0 сразу в исходное ур-ние:

Получили верное рав-во, значит, 0 является корнем. Теперь возвращаемся к (1) и делим его на х:

Возводим в квадрат и получаем:

х 2 + 40 = (х + 4) 2

х 2 + 40 = х 2 + 8х + 16

И снова нелишней будет проверка полученного корня:

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Иррациональные неравенства

По аналогии с иррациональными ур-ниями иррациональными неравенствами называют такие нер-ва, в которых выражение с переменной находится под знаком радикала или возводится в дробную степень. Приведем примеры иррациональных нер-в:

Нет смысла решать иррациональные нер-ва, если есть проблемы с более простыми, то есть рациональными нер-вами, а также с их системами. Поэтому на всякий случай ещё раз просмотрите этот и ещё вот этот уроки.

Начнем с решения иррациональных неравенств простейшего вида, у которых в одной из частей стоит выражение под корнем, а в другой – постоянное число. Достаточно очевидно, что нер-во вида

Может быть справедливым только тогда, когда

То есть, грубо говоря, нер-ва можно возводить в степень. Однако при этом могут возникнуть посторонние решения. Дело в том, что нужно учитывать и тот факт, что подкоренное выражение должно быть неотрицательным в том случае, если степень корня является четной. Таким образом, нер-во

при четном n можно заменить системой нер-в

Пример. При каких значениях x справедливо нер-во

Решение. С одной стороны, при возведении нер-ва в квадрат мы получим такое нер-во:

х ⩽ – 5 (знак нер-ва изменился из-за того, что мы поделили его на отрицательное число)

Получили промежуток х∈(– ∞; – 5). Казалось бы, надо записать ещё одно нер-во

чтобы подкоренное выражение было неотрицательным. Однако сравните (1) и (2). Ясно, что если (1) выполняется, то справедливым будет и (2), ведь если какое-то выражение больше или равно двум, то оно автоматически будет и больше нуля! Поэтому (2) можно и не решать.

Теперь посмотрим на простейшие нер-ва с корнем нечетной степени.

Пример. Найдите решение нер-ва

Решение. Всё очень просто – надо всего лишь возвести обе части в куб:

x 2 – 7x– 8 2 – 7x– 8 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 7) 2 – 4•1•(– 8) = 49 + 32 = 81

Далее полученные точки отмечаются на координатной прямой. Они разобьют ее на несколько промежутков, на каждом из которых функция у =x 2 – 7x– 8 сохраняет свой знак. Определить же этот самый знак можно по направлению ветвей параболы, которую рисует схематично:

Видно, что парабола располагается ниже оси Ох на промежутке (– 1; 8). Поэтому именно этот промежуток и является ответом. Нер-во строгое, поэтому сами числа (– 1) и 8 НЕ входят в ответ, то есть для записи промежутка используются круглые скобки.

Обратите внимание: так как в исходном нер-ве используется корень нечетной (третьей) степени, то нам НЕ надо требовать, чтобы он был неотрицательным. Он может быть меньше нуля.

Теперь рассмотрим более сложный случай, когда в правой части нер-ва стоит не постоянное число, а некоторое выражение с переменной, то есть оно имеет вид

Случаи, когда n является нечетным числом, значительно более простые. В таких ситуациях достаточно возвести нер-во в нужную степень.

Пример. Решите нер-во

Решение.Слева стоит кубический корень, а возведем нер-во в третью степень (при этом мы используем формулу сокращенного умножения):

И снова квадратное нер-во. Найдем нули функции записанной слева, и отметим их на координатной прямой:

D = b 2 – 4ac = (– 1) 2 – 4•1•(– 2) = 1 + 8 = 9

Нер-во выполняется при х∈(– ∞; – 1)⋃(2; + ∞). Так как мы возводили нер-во в нечетную степень, то больше никаких действий выполнять не надо.

стоит корень четной степени, то ситуация резко осложняется. Его недостаточно просто возвести его в n-ую степень. Необходимо выполнение ещё двух условий:

f(x) > 0 (подкоренное выражение не может быть отрицательным);

g(x) > 0 (ведь сам корень должен быть неотрицательным, поэтому если g(x)будет меньше нуля, то решений не будет).

Вообще говоря, в таких случаях аналитическое решение найти возможно, но это тяжело. Поэтому есть смысл решить нер-во графически – такое решение будет более простым и наглядным.

Пример. Решите нер-во

Решение. Сначала решим его аналитически, без построения графиков. Возведя нер-во в квадрат, мы получим

х 2 – 10х + 21 > 0(1)

Решением этого квадратного нер-ва будет промежуток (– ∞;3)⋃(7; + ∞). Но надо учесть ещё два условия. Во-первых, подкоренное выражение должно быть не меньше нуля:

Во-вторых, выражение 4 – х не может быть отрицательным:

Получили ограничение 2,5 ⩽ х ⩽ 4, то есть х∈[2,5; 4]. С учетом того, что при решении нер-ва(1) мы получили х∈(– ∞;3)⋃(7; + ∞), общее решение иррационального нер-ва будет их пересечением, то есть промежутком [2,5; 3):

Скажем честно, что описанное здесь решение достаточно сложное для понимания большинства школьников, поэтому предложим альтернативное решение, основанное на использовании графиков. Построим отдельно графики левой и правой части нер-ва:

Видно, что график корня находится ниже прямой на промежутке [2,5; 3). Возникает вопрос – точно ли мы построили график? На самом деле с его помощью мы лишь определили, что искомый промежуток находится между двумя точками. В первой график корня касается оси Ох, а во второй точке он пересекается с прямой у = 4 – х. Найти координаты этих точек можно точно, если решить ур-ния. Начнем с первой точки:

Итак, координата х первой точки в точности равна 2,5. Для нахождения второй точки составим другое ур-ние:

Это квадратное ур-ние имеет корни 3 и 7 (убедитесь в этом самостоятельно). Число 7 является посторонним корнем:

Подходит только число 3, значит, вторая точка имеет координату х = 3, а искомый промежуток – это [2,5; 3).

Ещё тяжелее случаи, когда в нер-ве с корнем четной степени стоит знак «>», а не « 1/2 = х – 3

Видео:7 класс, 4 урок, Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

7 класс, 4 урок, Линейное уравнение с одной переменной

Линейные уравнения

Линейные уравнения – уравнения, которые можно представить в виде (ax+b=0), где (a) и (b) – какие-либо числа.

Проще говоря, это такие уравнения , в которых переменные (обычно иксы) в первой степени . При этом не должно быть переменных в знаменателях дробей .

А тут (a=0, b=5) (пояснение: данное уравнение может быть представлено в виде (0cdot x+5=0))

Здесь (a) и (b) изначально не определены, но преобразовав уравнение, мы сможем их найти.

Тоже самое, (a) и (b) пока что неизвестны.

Видео:Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!Скачать

Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!

Решение линейных уравнений

При решении линейных уравнений, мы стремимся найти корень, то есть такое значение для переменной, которое превратит уравнение в правильное равенство.

В простых уравнениях корень очевиден сразу или легко находиться подбором. Например, понятно, что корнем уравнения (x+3=5) будет число (2), ведь именно двойка при подстановке ее вместо икса даст (5=5) – верное равенство.

Однако в более сложных случаях ответ сразу не виден. И тогда на помощь приходят равносильные преобразования .

Чтобы найти корень уравнения нужно равносильными преобразования привести данное нам уравнение к виду

Это число и будет корнем.

То есть, мы преобразовываем уравнение, делая его с каждым шагом все проще, до тех пор, пока не сведем к совсем примитивному уравнению «икс = число», где корень – очевиден. Наиболее часто применяемыми при решении линейных уравнений являются следующие преобразования:

1. Прибавление или вычитание из обеих частей уравнения одинакового числа или выражения.

Например: прибавим (5) к обеим частям уравнения (6x-5=1)

Обратите внимание, что тот же результат мы могли бы получить быстрее – просто записав пятерку с другой стороны уравнения и поменяв при этом ее знак. Собственно, именно так и делается школьный «перенос через равно со сменой знака на противоположный».

2. Умножение или деление обеих частей уравнения на одинаковое число или выражение.

Например: разделим уравнение (-2x=8) на минус два

Обычно данный шаг выполняется в самом конце, когда уравнение уже приведено к виду (ax=b), и мы делим на (a), чтобы убрать его слева.

3. Использование свойств и законов математики: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых, сокращение дробей и т.д.

Чаще всего при решении линейного уравнения приходиться делать несколько разных преобразований.

Пример. Решить линейное уравнение (6(4-x)+x=3-2x)

Прибавляем (2x) слева и справа

Вычитаем (24) из обеих частей уравнения

Опять приводим подобные слагаемые

Теперь делим уравнение на (-3), тем самым убирая коэффициент перед иксом в левой части.

Ответ найден. Однако давайте его проверим. Если семерка действительно корень, то при подстановке ее вместо икса в первоначальное уравнение должно получиться верное равенство — одинаковые числа слева и справа. Пробуем.

Сошлось. Значит, семерка и в самом деле является корнем исходного линейного уравнения.

Не ленитесь проверять подстановкой найденные вами ответы, особенно если вы решаете уравнение на контрольной или экзамене.

Остается вопрос – а как определить, что делать с уравнением на очередном шаге? Как именно его преобразовывать? Делить на что-то? Или вычитать? И что конкретно вычитать? На что делить?

Ваша цель – привести уравнение к виду (x=[число]), то есть, слева икс без коэффициентов и чисел, а справа – только число без переменных. Поэтому смотрите, что вам мешает и делайте действие, обратное тому, что делает мешающий компонент.

Чтобы лучше это понять, разберем по шагам решение линейного уравнения (x+3=13-4x).

Давайте подумаем: чем данное уравнение отличается от (x=[число])? Что нам мешает? Что не так?

Ну, во-первых, мешает тройка, так как слева должен быть только одинокий икс, без чисел. А что «делает» тройка? Прибавляется к иксу. Значит, чтобы ее убрать — вычтем такую же тройку. Но если мы вычитаем тройку слева, то должны вычесть ее и справа, чтобы равенство не было нарушено.

Хорошо. Теперь что мешает? (4x) справа, ведь там должны быть только числа. (4x) вычитается — убираем прибавлением.

Теперь приводим подобные слагаемые слева и справа.

Уже почти готово. Осталось убрать пятерку слева. Что она «делает»? Умножается на икс. Поэтому убираем ее делением.

Решение завершено, корень уравнения – двойка. Можете проверить подстановкой.

Заметим, что чаще всего корень в линейных уравнениях только один. Однако могут встретиться два особых случая.

💥 Видео

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

ЛИНЕЙНОЕ УРАНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ — Как решать линейное уравнение // Алгебра 7 классСкачать

ЛИНЕЙНОЕ УРАНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ — Как решать линейное уравнение // Алгебра 7 класс

Как решать линейные уравнения Решите уравнение 5 класс 6 класс 7 класс Как решать простое уравнениеСкачать

Как решать линейные уравнения Решите уравнение 5 класс 6 класс 7 класс Как решать простое уравнение

Линейные уравненияСкачать

Линейные уравнения

Алгебра 8 класс. Уравнения с корнямиСкачать

Алгебра 8 класс. Уравнения с корнями

Как решать уравнения с дробью? #shortsСкачать

Как решать уравнения с дробью? #shorts

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | Видеоурок

Решение уравнений, 6 классСкачать

Решение уравнений, 6 класс

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения
Поделиться или сохранить к себе: