Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Содержание
  1. Решение линейных уравнений с одной переменной
  2. Что такое линейное уравнение
  3. Принцип решения линейных уравнений
  4. Примеры решения линейных уравнений
  5. Уравнения с одной переменной
  6. Определение уравнения. Корни уравнения
  7. Пример 1.
  8. Пример 2.
  9. Пример 3.
  10. Равносильность уравнений
  11. Линейные уравнения
  12. Пример 1.
  13. Пример 2.
  14. Квадратные уравнения
  15. Пример 1.
  16. Пример 2.
  17. Пример 3.
  18. Рациональные уравнения
  19. Пример:
  20. Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители
  21. Пример 1.
  22. Пример 2.
  23. Решение уравнений методом введения новой переменной
  24. Пример 1.
  25. Пример 2.
  26. Биквадратные уравнения
  27. Пример:
  28. Решение задач с помощью составления уравнений
  29. Иррациональные уравнения
  30. Пример 1.
  31. Пример 2.
  32. Пример 3.
  33. Показательные уравнения
  34. Пример 1.
  35. Пример 2.
  36. Пример 3.
  37. Логарифмические уравнения
  38. Пример 1.
  39. Пример 2.
  40. Пример 3.
  41. Примеры решения показательно-логарифмических уравнений
  42. Пример 1.
  43. Пример 2.
  44. Пример 3.
  45. Линейное уравнение с одной переменной
  46. Линейное уравнение
  47. Примеры линейных уравнений
  48. Свойства линейных уравнений
  49. Равносильные уравнения
  50. Свойства равенств
  51. Примеры решения уравнений
  52. Общий вид решений линейного уравнения
  53. Шаг 1.
  54. Шаг 2.
  55. Шаг 3.
  56. Задача №1.
  57. Задача №2.
  58. Задача №3.
  59. Задача №4.
  60. Задача №5.
  61. 🌟 Видео

Видео:Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙСкачать

Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

Решение линейных уравнений с одной переменной

В данной статье рассмотрим принцип решения таких уравнений как линейные уравнения. Запишем определение этих уравнений, зададим общий вид. Разберем все условия нахождения решений линейных уравнений, используя, в том числе, практические примеры.

Обратим внимание, что материал ниже содержит информацию по линейным уравнениям с одной переменной. Линейные уравнения с двумя переменными рассматриваются в отдельной статье.

Видео:Алгебра 7 Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

Алгебра 7 Линейное уравнение с одной переменной

Что такое линейное уравнение

Линейное уравнение – это уравнение, запись которого такова:
a · x = b , где x – переменная, a и b – некоторые числа.

Такая формулировка использована в учебнике алгебры ( 7 класс) Ю.Н.Макарычева.

Примерами линейных уравнений будут:

3 · x = 11 (уравнение с одной переменной x при а = 5 и b = 10 );

− 3 , 1 · y = 0 (линейное уравнение с переменной y, где а = — 3 , 1 и b = 0 );

x = − 4 и − x = 5 , 37 (линейные уравнения, где число a записано в явном виде и равно 1 и — 1 соответственно. Для первого уравнения b = — 4 ; для второго — b = 5 , 37 ) и т.п.

В различных учебных материалах могут встречаться разные определения. К примеру, Виленкин Н.Я. к линейным относит также те уравнения, которые возможно преобразовать в вид a · x = b при помощи переноса слагаемых из одной части в другую со сменой знака и приведения подобных слагаемых. Если следовать такой трактовке, уравнение 5 · x = 2 · x + 6 – также линейное.

А вот учебник алгебры ( 7 класс) Мордковича А.Г. задает такое описание:

Линейное уравнение с одной переменной x – это уравнение вида a · x + b = 0 , где a и b – некоторые числа, называемые коэффициентами линейного уравнения.

Примером линейных уравнений подобного вида могут быть:

3 · x − 7 = 0 ( a = 3 , b = − 7 ) ;

1 , 8 · y + 7 , 9 = 0 ( a = 1 , 8 , b = 7 , 9 ) .

Но также там приведены примеры линейных уравнений, которые мы уже использовали выше: вида a · x = b , например, 6 · x = 35 .

Мы сразу условимся, что в данной статье под линейным уравнением с одной переменной мы будем понимать уравнение записи a · x + b = 0 , где x – переменная; a , b – коэффициенты. Подобная форма линейного уравнения нам видится наиболее оправданной, поскольку линейные уравнения – это алгебраические уравнения первой степени. А прочие уравнения, указанные выше, и уравнения, приведенные равносильными преобразованиями в вид a · x + b = 0 , определим, как уравнения, сводящиеся к линейным уравнениям.

При таком подходе уравнение 5 · x + 8 = 0 – линейное, а 5 · x = − 8 — уравнение, сводящееся к линейному.

Видео:7 класс, 4 урок, Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

7 класс, 4 урок, Линейное уравнение с одной переменной

Принцип решения линейных уравнений

Рассмотрим, как определить, будет ли заданное линейное уравнение иметь корни и, если да, то сколько и как их определить.

Факт наличия корней линейного уравнения определятся значениями коэффициентов a и b . Запишем эти условия:

  • при a ≠ 0 линейное уравнение имеет единственный корень x = — b a ;
  • при a = 0 и b ≠ 0 линейное уравнение не имеет корней;
  • при a = 0 и b = 0 линейное уравнение имеет бесконечно много корней. По сути в данном случае любое число может стать корнем линейного уравнения.

Дадим пояснение. Нам известно, что в процессе решения уравнения возможно осуществлять преобразование заданного уравнения в равносильное ему, а значит имеющее те же корни, что исходное уравнение, или также не имеющее корней. Мы можем производить следующие равносильные преобразования:

  • перенести слагаемое из одной части в другую, сменив знак на противоположный;
  • умножить или разделить обе части уравнения на одно и то же число, не равное нулю.

Таким образом, преобразуем линейное уравнение a · x + b = 0 , перенеся слагаемое b из левой части в правую часть со сменой знака. Получим: a · x = − b .

Далее мы разделим обе части равенства на число а , при этом условившись, что это число отлично от нуля, иначе деление станет невозможным. Случай, когда а = 0 , рассмотрим позже.

Итак, производим деление обеих частей уравнения на не равное нулю число а, получив в итоге равенство вида x = — b a . Т.е., когда a ≠ 0 , исходное уравнение a · x + b = 0 равносильно равенству x = — b a , в котором очевиден корень — b a .

Методом от противного возможно продемонстрировать, что найденный корень – единственный. Зададим обозначение найденного корня — b a как x 1 . Выскажем предположение, что имеется еще один корень линейного уравнения с обозначением x 2 . И конечно: x 2 ≠ x 1 , а это, в свою очередь, опираясь на определение равных чисел через разность, равносильно условию x 1 − x 2 ≠ 0 . С учетом вышесказанного мы можем составить следующие равенства, подставив корни:
a · x 1 + b = 0 и a · x 2 + b = 0 .
Свойство числовых равенств дает возможность произвести почленное вычитание частей равенств:

a · x 1 + b − ( a · x 2 + b ) = 0 − 0 , отсюда: a · ( x 1 − x 2 ) + ( b − b ) = 0 и далее a · ( x 1 − x 2 ) = 0 . Равенство a · ( x 1 − x 2 ) = 0 является неверным, поскольку ранее условием было задано, что a ≠ 0 и x 1 − x 2 ≠ 0 . Полученное противоречие и служит доказательством того, что при a ≠ 0 линейное уравнение a · x + b = 0 имеет лишь один корень.

Обоснуем еще два пункта условий, содержащие a = 0 .

Когда a = 0 линейное уравнение a · x + b = 0 запишется как 0 · x + b = 0 . Свойство умножения числа на нуль дает нам право утверждать, что какое бы число не было взято в качестве x, подставив его в равенство 0 · x + b = 0 , получим b = 0 . Равенство справедливо при b = 0 ; в прочих случаях, когда b ≠ 0 , равенство становится неверным.

Таким образом, когда a = 0 и b = 0 , любое число может стать корнем линейного уравнения a · x + b = 0 , поскольку при выполнении этих условий, подставляя вместо x любое число, получаем верное числовое равенство 0 = 0 . Когда же a = 0 и b ≠ 0 линейное уравнение a · x + b = 0 вовсе не будет иметь корней, поскольку при выполнении указанных условий, подставляя вместо x любое число, получаем неверное числовое равенство b = 0 .

Все приведенные рассуждения дают нам возможность записать алгоритм, дающий возможность найти решение любого линейного уравнения:

  • по виду записи определяем значения коэффициентов a и b и анализируем их;
  • при a = 0 и b = 0 уравнение будет иметь бесконечно много корней, т.е. любое число станет корнем заданного уравнения;
  • при a = 0 и b ≠ 0 заданное уравнение не будет иметь корней;
  • при a , отличном от нуля, начинаем поиск единственного корня исходного линейного уравнения:
  1. перенесем коэффициент b в правую часть со сменой знака на противоположный, приводя линейное уравнение к виду a · x = − b ;
  2. обе части полученного равенства делим на число a , что даст нам искомый корень заданного уравнения: x = — b a .

Собственно, описанная последовательность действий и есть ответ на вопрос, как находить решение линейного уравнения.

Напоследок уточним, что уравнения вида a · x = b решаются по похожему алгоритму с единственным отличием, что число b в такой записи уже перенесено в нужную часть уравнения, и при a ≠ 0 можно сразу выполнять деление частей уравнения на число a .

Таким образом, чтобы найти решение уравнения a · x = b , используем такой алгоритм:

  • при a = 0 и b = 0 уравнение будет иметь бесконечно много корней, т.е. любое число может стать его корнем;
  • при a = 0 и b ≠ 0 заданное уравнение не будет иметь корней;
  • при a , не равном нулю, обе части уравнения делятся на число a , что дает возможность найти единственный корень, который равен b a .

Видео:Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать

Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.

Примеры решения линейных уравнений

Необходимо решить линейное уравнение 0 · x − 0 = 0 .

Решение

По записи заданного уравнения мы видим, что a = 0 и b = − 0 (или b = 0 , что то же самое). Таким образом, заданное уравнение может иметь бесконечно много корней или любое число.

Ответ: x – любое число.

Видео:Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнениеСкачать

Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнение

Уравнения с одной переменной

Уравнением с одной переменной — это равенство, содержащее только одну переменную. Корнем (или решением) уравнения называется такое значение переменной, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.

Содержание:

Определение уравнения. Корни уравнения

Равенство с переменной f(x) = g (х) называют уравнением с одной переменной х, если поставлена задача найти все те же значения х, при которых равенство с переменной обращается в верное числовое равенство. Всякое значение переменной, при котором выражения /(х) и g(x) принимают равные числовые значения, называют корнем уравнения.

Решить уравнение — это значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Пример 1.

Уравнение 3 + х = 7 имеет единственный корень 4, так как при этом и только при этом значении переменной равенство 3 + х = 7 является верным.

Пример 2.

Уравнение (х — 1)(х — 2) = 0 имеет два корня: 1 и 2.

Пример 3.

Уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияне имеет действительных корней.

Заметим, что можно говорить и о мнимых корнях уравнений. Так, уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияимеет два мнимых корня: Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения(см. п. 47). Всюду ниже речь идет только о действительных корнях уравнений.

Равносильность уравнений

Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными. Равносильными считаются и уравнения, каждое из которых не имеет корней.

Например, уравнения х + 2 = 5 и х + 5 = 8 равносильны, так как каждое из них имеет единственный корень — число 3. Равносильны и уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения— ни одно из них не имеет корней.

Уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениянеравносильны, так как первое имеет только один корень 6, тогда как второе имеет два корня: 6 и — 6.

В процессе решения уравнения его стараются заменить более простым, но равносильным данному. Поэтому важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в равносильное ему уравнение.

Теорема 1.

Если в уравнении какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияравносильно уравнению Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Теорема 2.

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияравносильно уравнению Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения(обе части первого уравнения мы умножили на 3).

Линейные уравнения

Линейным уравнением с одной переменной х называют уравнение вида

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

где Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения— действительные числа; Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияназывают коэффициентом при переменной, Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениясвободным членом.

Для линейного уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениямогут представиться три случая:

1) Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения; в этом случае корень уравнения равен Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения;

2) Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения; в этом случае уравнение принимает вид Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, что верно при любом х, т. е. корнем уравнения служит любое действительное число;

3) Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения; в этом случае уравнение принимает вид Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, оно не имеет корней.

Многие уравнения в результате преобразований сводятся к линейным.

Пример 1.

Решить уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

По теореме 1 (см. п. 135), данное уравнение равносильно уравнению Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. Если разделить обе части этого уравнения на коэффициент при х, то по теореме 2 получим равносильное данному уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. Итак, Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения— корень уравнения.

Пример 2.

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Это уравнение сводится к линейному уравнению. Умножив обе части уравнения на 12 (наименьшее общее кратное знаменателей 3, 4, 6,12), получим

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Квадратные уравнения

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

где Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения— действительные числа, причем Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, называют квадратным уравнением. Если Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, то квадратное уравнение называют приведенным, если Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, то неприведенным. Коэффициенты Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияимеют следующие названия: Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияпервый коэффициент, Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениявторой коэффициент, с — свободный член. Корни уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениянаходят по формуле

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Выражение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияназывают дискриминантом квадратного уравнения (1). Если D О, то уравнение имеет два действительных корня.

В случае, когда D = О, иногда говорят, что квадратное уравнение имеет два одинаковых корня.

Используя обозначение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, можно переписать формулу (2) в виде Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияЕсли Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, то формулу (2) можно упростить:

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Формула (3) особенно удобна, если Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения— целое число, т. е. коэффициент Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения— четное число.

Пример 1.

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Здесь Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. Имеем:

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Так как Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, то уравнение имеет два корня, которые найдем по формуле (2):

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Итак, Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения— корни заданного уравнения.

Пример 2.

Решить уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Здесь Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияПо формуле (3) находим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненият. е. х = 3 — единственный корень уравнения.

Пример 3.

Решить уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Здесь Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияЛинейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияТак как D 0, откуда х>3, и 5 — х > 0, откуда х 5, тогда как для уравнения (2) областью определения служит вся числовая прямая. Поэтому найденное значение х = 4, являющееся корнем уравнения (2), может оказаться посторонним корнем для уравнения (1). В данном случае именно это и происходит, поскольку х = 4 не принадлежит области определения уравнения (1) (не удовлетворяет неравенству х > 5). Итак, х = 4 — посторонний корень, т. е. заданное уравнение не имеет корней.

Рациональные уравнения

Уравнение f(x) = g(x) называют рациональным, если f(x) и g(x) — рациональные вьфажения. При этом если f(x) и g(x) — целые выражения, то уравнение называют целым; если же хотя бы одно из выражений f(х), g(x) является дробным, то рациональное уравнение f(x) = g(x) называют дробным.

Например, целыми являются линейные (см. п. 136), квадратные (см. п. 137) уравнения.

Чтобы решить рациональное уравнение, нужно:

1) найти общий знаменатель всех имеющихся дробей;

2) заменить данное уравнение целым, умножив обе его части на общий знаменатель;

3) решить полученное целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Пример:

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Общим знаменателем имеющихся дробей является 2х(2 — х). Найдя дополнительные множители для каждой дроби, освободимся от знаменателей. Имеем:

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Из уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениянаходим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения(см. п. 137). Осталось проверить, обращают ли найденные корни выражение 2х(2 — х) в нуль, т. е. проверить выполнение условия Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияЗамечаем, что 2 не удовлетворяет этому условию, а 4 удовлетворяет. Значит, х = 4 — единственный корень уравнения.

Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители

Суть этого метода состоит в следующем. Пусть нужно решить уравнение р(х) = 0, где р(х) — многочлен степени Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. Предположим, что удалось разложить многочлен на множители:Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, где Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения— многочлены более низкой степени, чем Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. Тогда уравнение р(х) = 0 принимает вид Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. Если Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения— корень уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияа потому хотя бы одно из чисел Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияравно нулю.

Значит, Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения— корень хотя бы одного из уравнений

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Верно и обратное: если Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения— корень хотя бы одного из уравнений Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениято Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения— корень уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненият. е. уравнения р (х) = 0.

Итак, если Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, где Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения— многочлены, то вместо уравнения р(х) = 0 нужно решить совокупность уравнений Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияВсе найденные корни этих уравнений, и только они, будут корнями уравнения р(х) = 0.

Пример 1.

Решить уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияЛинейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Разложим на множители левую часть уравнения. Имеем Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияоткуда Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Значит, либо х + 2 = 0, либо Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. Из первого уравнения находим х = — 2, второе уравнение не имеет корней. Итак, получили ответ: -2.

Метод разложения на множители применим к любым уравнениям вида р(х) = 0, где р(х) необязательно многочлен. Пусть Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияно среди выражений Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияесть выражения более сложного вида, чем многочлены (например, иррациональные, логарифмические и т. д.). Среди корней уравнений Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениямогут быть посторонние для уравнения р(х) = 0.

Пример 2.

Решить уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Имеем Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения; значит, либо Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, либо Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения.Из уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениянаходим х = 0, из уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениянаходим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения.

Но х = -3 не удовлетворяет исходному уравнению, так как при этом значении не определено выражение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. Это посторонний корень.

Итак, уравнение имеет два корня: 3; 0.

Решение уравнений методом введения новой переменной

Суть этого метода поясним на примерах.

Пример 1.

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Положив Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, получим уравнение

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

откуда находим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Первое квадратное уравнение не имеет действительных корней, так как его дискриминант отрицателен.

Из второго квадратного уравнения находим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияЛинейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. Это корни заданного уравнения.

Пример 2.

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Положим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, тогда

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

и уравнение примет вид

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решив это уравнение (см. п. 145), получим

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Но Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. Значит, нам остается решить совокупность уравнений

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Из первого уравнения находим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения; из второго уравнения получаем Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияТем самым найдены четыре корня заданного уравнения.

Биквадратные уравнения

Биквадратным уравнением называют уравнение вида

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Биквадратное уравнение решается методом введения новой переменной: положив Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, придем к квадратному уравнению Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Пример:

Решить уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения.

Решение:

Положив Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, получим квадратное уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, откуда находим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияЛинейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияПервое уравнение не имеет действительных корней, из второго находим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияЭто — корни заданного биквадратного уравнения.

Решение задач с помощью составления уравнений

С помощью уравнений решаются многочисленные задачи, к которым приводят самые разнообразные вопросы физики, механики, экономики и т. д. Прежде всего напомним общий порядок решения задач с помощью уравнений.

1) Вводят переменные, т. е. буквами х, у, z обозначают неизвестные величины, которые либо требуется найти в задаче, либо они необходимы для отыскания искомых величин.

2) С помощью введенных переменных и данных в задаче чисел и их соотношений составляют систему уравнений (или одно уравнение).

3) Решают составленную систему уравнений (или уравнение) и из полученных решений отбирают те, которые подходят по смыслу задачи.

4) Если буквами х, у, z обозначили не искомые величины, то с помощью полученных решений находят ответ на вопрос задачи.

Задача 1.

Для перевозки 60 т груза из одного места в другое затребовали некоторое количество машин. Ввиду неисправности дороги на каждую машину пришлось грузить на 0,5 т меньше, чем предполагалось, поэтому дополнительно потребовались 4 машины. Какое количество машин было затребовано первоначально?

Решение: Обозначим через х количество машин, затребованных первоначально. Тогда на самом деле было вызвано (х + 4) машин. Так как надо было перевезти 60 т груза, то предполагалось, что на одну машину будут грузить Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненият груза, а на самом деле грузили Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненият груза, что на 0,5 т меньше, чем предполагалось. В результате мы приходим к уравнению

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Это уравнение имеет два корня: х = -24, х = 20. Ясно, что по смыслу задачи значение х = —24 не подходит. Таким образом, первоначально было затребовано 20 машин.

Задача 2.

Моторная лодка, движущаяся со скоростью 20 км/ч, прошла расстояние между двумя пунктами по реке туда и обратно без остановок за 6 ч 15 мин. Расстояние между пунктами равно 60 км. Найти скорость течения реки.

Решение:

Пусть х км/ч — скорость течения реки. Тогда лодка, собственная скорость которой 20 км/ч, идет по течению со скоростью (20 + х) км/ч, а против течения — со скоростью (20 — х) км/ч. Время, за которое лодка пройдет путь между пунктами по течению, составит Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияч, а время, за которое лодка пройдет обратный путь, составит Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияч. Так как путь туда и обратно лодка проходит за 6 ч 15 мин, т. е. Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияч, приходим к уравнению

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

решив которое, находим два корня: х = 4, х = -4. Ясно, что значение х = -4 не подходит по смыслу задачи. Итак, скорость течения реки равна 4 км/ч.

Задача 3.

Найти двузначное число, зная, что цифра его единиц на 2 больше цифры десятков и что произведение искомого числа на сумму его цифр равно 144.

Решение:

Напомним, что любое двузначное число может быть записано в виде 10х + у, где х — цифра десятков, а у — цифра единиц. Согласно условию, если х — цифра десятков, то цифра единиц равна х + 2 и мы получаем

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решив это уравнение, найдем Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Второй корень не подходит по смыслу задачи.

Итак, цифра десятков равна 2, цифра единиц равна 4; значит, искомое число равно 24.

Задача 4.

Двое рабочих, работая вместе, выполнили некоторую работу за 6 ч. Первый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу на 5 ч скорее, чем второй рабочий, если последний будет работать отдельно. За сколько часов каждый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу?

Решение:

Производительность труда, т. е. часть работы, выполняемая в единицу времени (обозначим ее через А), и время, необходимое для выполнения всей работы (обозначим его через t), — взаимно обратные величины, т. е. At = 1. Поэтому если обозначить через х ч время, необходимое для выполнения всей работы первому рабочему, а через (х + 5) ч — второму, то часть работы, выполняемая первым рабочим за 1 ч, равна Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, а часть работы, выполняемая вторым рабочим за 1 ч, равна Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияСогласно условию, они, работая вместе, выполнили всю работу за 6 ч. Доля работы, выполненная за 6 ч первым рабочим, есть Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, а доля работы, выполненная за 6 ч вторым рабочим, есть Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияТак как вместе они выполнили всю работу, т. е. доля выполненной работы равна 1, получаем уравнение

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

решив которое, найдем х = 10.

Итак, первый рабочий может выполнить всю работу за 10 ч, а второй — за 15 ч.

Задача 5.

Из сосуда емкостью 54 л, наполненного кислотой, вылили несколько литров и долили сосуд водой, потом опять вылили столько же литров смеси. Тогда в оставшейся в сосуде смеси оказалось 24 л чистой кислоты. Сколько кислоты вылили в первый раз?

Решение:

Пусть в первый раз было вылито х л кислоты. Тогда в сосуде осталось (54 — х) л кислоты. Долив сосуд водой, получили 54 л смеси, в которой растворилось (54 — х) л кислоты. Значит, в 1 л смеси содержится Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениял кислоты (концентрация раствора). Во второй раз из сосуда вылили х л смеси, в этом количестве смеси содержалось Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениял кислоты. Таким образом, в первый раз было вылито х л кислоты, во второй Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениял кислоты, а всего

за два раза вылито 54 — 24 = 30 л кислоты. В результате приходим к уравнению

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решив это уравнение, найдем два корня: Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияи Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. Ясно, что значение 90 не удовлетворяет условию задачи.

Итак, в первый раз было вылито 18 л кислоты.

Задача 6.

Имеется кусок сплава меди с оловом массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 40% меди?

Решение:

Пусть масса добавленного олова составляет х кг. Тогда получится сплав массой (12 + х) кг, содержащий 40% меди. Значит, в новом сплаве имеется 0,4(12 + х) кг меди. Исходный сплав массой 12 кг содержал 45% меди, т. е. меди в нем было Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. Так как масса меди и в имевшемся, и в новом сплаве одна и та же, приходим к уравнению

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решив это уравнение, получим х = 1,5. Таким образом, к исходному сплаву надо добавить 1,5 кг олова.

Задача 7.

Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько стали того и другого сорта надо взять, чтобы после переплавки получить 140 т стали с содержанием никеля 30% ?

Решение:

Пусть масса стали первого сорта равна х т, тогда стали второго сорта надо взять (140 — х) т. Содержание никеля в стали первого сорта составляет 5%; значит, в х т стали первого сорта содержится 0,05л; т никеля. Содержание никеля в стали второго сорта составляет 40%; значит, в (140 — х) т стеши второго сорта содержится 0,4 (140 — х) т никеля. По условию после соединения взятых двух сортов должно получиться 140 т стали с 30% -ным содержанием никеля, т. е. после переплавки в полученной стали должно быть 0,3 * 140 т никеля. Но это количество никеля складывается из 0,05л; т, содержащихся в стали первого сорта, и из 0,4 (140 — х) т, содержащихся в стали второго сорта. Таким образом, приходим к уравнению

0,05х + 0,4 (140 — х) = 0,3 * 140,

из которого находим х = 40. Следовательно, надо взять 40 т стали с 5% -ным и 100 т стали с 40% -ным содержанием никеля.

Иррациональные уравнения

Иррациональным называют уравнение, в котором переменная содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень. Например, иррациональными являются уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияЛинейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Используются два основных метода решения иррациональных уравнений:

1) метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень;

2) метод введения новых переменных (см. п. 147).

Метод возведения обеих частей уравнения в одну

и ту же степень состоит в следующем:

а) преобразуют заданное иррациональное уравнение к виду

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

б) возводят обе части полученного уравнения в п-ю степень:

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

в) учитывая, что Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, получают уравнение

г) решают уравнение и, в случае четного п, делают проверку, так как возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень может привести к появлению посторонних корней (см. п. 142). Эта проверка чаще всего осуществляется с помощью подстановки найденных значений переменной в исходное уравнение.

Пример 1.

Решить уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Возведем обе части уравнения в шестую степень; получим х — 3 = 64, откуда х = 67.

Проверка:

Подставив 67 вместо х в данное уравнение, получим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, т. е. 2 = 2 — верное равенство.

Ответ: 67.

Пример 2.

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Преобразуем уравнение к виду

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

и возведем обе части его в квадрат. Получим

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Еще раз возведем обе части уравнения в квадрат:

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

откуда Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Проверка:

1) При х = 5 имеем

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения— верное равенство.

Таким образом, х = 5 является корнем заданного уравнения.

2) При х = 197 имеем Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияТаким образом, х = 197 — посторонний корень.

Ответ: 5.

Пример 3.

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Применим метод введения новой переменной.

Положим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияи мы получаем уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, откуда находим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Теперь задача свелась к решению совокупности уравнений

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Возведя обе части уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияв пятую степень, получим х — 2 = 32, откуда х = 34.

Уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияне имеет корней, поскольку под знаком возведения в дробную степень может содержаться только неотрицательное число, а любая степень неотрицательного числа неотрицательна.

Ответ: 34.

Показательные уравнения

Показательное уравнение вида

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

где Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияравносильно уравнению f(х) = g(x).

Имеются два основных метода решения показательных уравнений:

1) метод уравнивания показателей, т. е. преобразование заданного уравнения к виду Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияа затем к виду f(х) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Решить уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Данное уравнение равносильно уравнению Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияоткуда находим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияРешив это квадратное уравнение, получим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Пример 2.

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Приведем все степени к одному основанию Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. Получим уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениякоторое преобразуем к виду Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияУравнение равносильно уравнению х = 2х — 3, откуда находим х = 3.

Пример 3.

Решить уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Применим метод введения новой переменной. Так как Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения,то данное уравнение можно переписать в виде

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Введем новую переменную, положив Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияПолучим квадратное уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияс корнями Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияТеперь задача сводится к решению совокупности уравнений Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Из первого уравнения находим х = 2. Второе уравнение не имеет корней, так как Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияпри любых значениях х.

Ответ: 2.

Логарифмические уравнения

Чтобы решить логарифмическое уравнение вида

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

где Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениянужно:

1) решить уравнение f(x) = g(x);

2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенствам f(x) > 0 и g(x) > 0; остальные корни уравнения f(x) = g(x) являются посторонними для уравнения (1).

Имеются два основных метода решения логарифмических уравнений:

1) метод, заключающийся в преобразовании уравнения к виду Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениязатем к виду f(x) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Перейдем от заданного уравнения к уравнению Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияи решим его. Имеем Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияПроверку найденных значений х выполним с помощью неравенств Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияЧисло -3 этим неравенствам удовлетворяет, а число 4 — нет. Значит, 4 — посторонний корень.

Ответ: -3.

Пример 2.

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Воспользовавшись тем, что сумма логарифмов равна логарифму произведения (см. п. 120), преобразуем уравнение к виду

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Из последнего уравнения находим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Осталось сделать проверку. Ее можно выполнить с помощью системы неравенств

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Подставив поочередно найденные значения -1 и -5,5 в эти неравенства, убеждаемся, что -1 удовлетворяет всем неравенствам, а -5,5 — нет, например при этом значении не выполняется первое неравенство. Значит, -5,5 — посторонний корень.

Ответ: -1.

Пример 3.

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Так как Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениязаданное уравнение можно переписать следующим образом:

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Введем новую переменную, положив Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияПолучим

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Но Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения; из уравнения Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениянаходим х = 4.

Ответ: 4.

Примеры решения показательно-логарифмических уравнений

Пример 1.

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Решение:

Область определения уравнения: х > 0. При этом условии выражения, входящие в обе части уравнения (1), принимают только положительные значения. Прологарифмировав обе части уравнения (1) по основанию 10, получим уравнение

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

равносильное уравнению (1). Далее имеем Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияЛинейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Полагая Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияполучим уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияЛинейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, откуда Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияОстается решить совокупность уравнений Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияИз этой совокупности получим Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения— корни уравнения (1).

Здесь применен метод логарифмирования, заключающийся в переходе от уравнения f(x) = g(x) к уравнению

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Пример 2.

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения(2)

Решение:

Воспользовавшись определением логарифма, преобразуем уравнение (2) к виду

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Полагая Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, получим уравнение Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениякорнями которого являются Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Так как Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, а -1 0 и мы получаем

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

если Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, то D = 0 и мы получаем Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, т. е. (поскольку Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения) Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения.

Итак, если Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнениято действительных корней нет; если Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения= 1, то Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения; если Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения,то Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения; если Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияи Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, то

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Пример 3.

При каких значениях параметра Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияуравнение

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

имеет два различных отрицательных корня?

Решение:

Так как уравнение должно иметь два различных действительных корня Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияего дискриминант должен быть положительным. Имеем

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Значит, должно выполняться неравенство Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияЛинейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

По теореме Виета для заданного уравнения имеем

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Так как, по условию, Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, то Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравненияи Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

В итоге мы приходим к системе неравенств (см. п. 177):

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Из первого неравенства системы находим (см. п. 180, 183) Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения; из второго Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения; из третьего Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения. С помощью координатной прямой (рис. 1.107) находим, что либо Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения, либо Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Эта лекция взята со страницы полного курса лекций по изучению предмета «Математика»:

Смотрите также дополнительные лекции по предмету «Математика»:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Линейное уравнение с одной переменной определение корней линейного уравнения

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Видео:ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать

ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по Математике

Линейное уравнение с одной переменной

Тема урока: § 5. Линейное уравнение с одной переменной. Навык решения линейных уравнений проверяется на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ и необходим для решения текстовых задач.

Существуют ли такие значения переменной $x$, при которых соответственные значения выражений $3x$ и $x+8$ равны? Чтобы ответить на этот вопрос, надо решить уравнение:

При $x$, равном $4$, значения левой и правой частей уравнения равны. Число $4$ называют решением или корнем данного уравнения.

Определение:
Корень уравнения с одной переменной — это число, обращающее данное уравнение в верное равенство.

Решить уравнение — значит найти множество всех его корней.

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Линейное уравнение

Определение:
Каждое алгебраическое уравнение с одним неизвестным, степень которого равна единице называется линейным уравнением.

В общем виде линейное уравнение имеет вид:

Где $k$ и $b$ — произвольные числа.

Примеры линейных уравнений

Приведём несколько примеров линейных уравнений:

Уравнение $x+5=8$ имеет корень $3$. Этот корень единственный, так как при $x 3$ больше $8$.

Уравнение $(x+2)(x-1)(x-7)=0$ имеет три корня: $-2$, $1$ и $7$, так как каждое из этих чисел обращает уравнение в верное равенство, а при всех других значениях $x$ ни один из множителей (а значит, и их произведение) не равен нулю.

Уравнение $x+3=x-1$ совсем не имеет корней, так как при любых $x$ значение выражения, стоящего в левой части уравнения, на $4$ больше соответственного значения выражения, стоящего в правой части. Множество корней этого уравнения пустое.

Уравнение $x=|x|$ имеет бесконечное множество корней. Любое положительное число или нуль является его корнем.

Уравнение $5(x+8)=40+5x$ также имеет бесконечное множество корней, причем любое значение $x$ является его корнем, так как выражения $5(x+8)$ и $40+5x$ тождественно равны. О таком уравнении говорят, что оно удовлетворяется тождественно.

Заметим, что каждое из данных равенств имеет общую форму:

$$kx+b=0 Leftrightarrow kx=-b$$

они внешне похожи друг на друга, где $x$ — переменная (неизвестное), $k$ и $b$ — произвольные числа.

Следующие уравнения не будут являться линейными, так как они не имеют вышеописанный вид.

Свойства линейных уравнений

Линейные уравнения обладают рядом специфических свойств, рассмотрим их:

Любое слагаемое можно переносить в противоположную сторону равенства, но при этом слагаемое меняет знак. Покажем на примере равенства:

$$x+2=0 Rightarrow x=-2$$

Смена знака связана с тем, что мы вправе прибавлять к обоим частям уравнения одно и то же число (смысл уравнения от этого не меняется).

$$x+0=0-2 Rightarrow x=-2$$

Каждую часть равенства можно умножать, делить на одно и то же число отличное от нуля (смысл уравнения от этого не меняется). Покажем на примере того же равенства, домножив обе части на число четыре:

$$x+2=0 Rightarrow (x+2)cdot 4=0cdot 4$$

Видео:Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.

Равносильные уравнения

Рассмотрим три уравнения:

$x(x+2)(x-3)=0$ Уравнение (1) имеет два корня: $-2$ и $3$, а уравнение (2) — три корня: $0$, $-2$ и $3$. Каждый корень уравнения (1) является корнем уравнения (2), но не каждый корень уравнения (2) является корнем уравнения (1).

При $x=0$ второе уравнение обращается в верное равенство , а первое — нет.

Уравнение $x(x+2)=3(x+2)$ имеет два корня: $-2$ и $3$.

Каждое решение уравнения (3) является решением уравнения (1) и каждое решение уравнения (1) является решением уравнения (3). Такие уравнения называются равносильными.

Важно!
У равносильных уравнений множества их решений совпадают.

Понятие равносильности уравнений распространяется и на уравнения с несколькими переменными. Например, два уравнения с переменными $x$ и $y$ считаются равносильными, если каждое решение первого уравнения является решением второго и каждое решение второго уравнения служит решением первого.

Пусть первое уравнение $P(x)=0$, а второе $Q(x)=0$ и если они равносильны, то имеет место знак равносильности:

В дальнейшем мы будем часто использовать такую символику.

Свойства равенств

Можно ли, не решая уравнений $2x-5=9$ и $2x=14$, утверждать, что они равносильны? Ответить на этот вопрос помогут нам хорошо известные свойства равенств. Перечислим их:

Рефлексивность. Любое число равно самому себе: $a=a$.

Симметричность. Если одно число равно другому, то это второе число равно первому: если $a=b$, то $b=a$.

Транзитивность. Если первое число равно второму, а второе равно третьему, то первое число равно третьему: если $a=b$ и $b=c$, то $a=c$. Свойствами, аналогичными указанным свойствам равенств, обладают многие соотношения. Например, параллельность (в множестве прямых плоскости) обладает симметричностью и транзитивностью .

Действительно, если $a||b$, то $b||a$; если $a||b$ и $b||c$, то $a||c$. Равносильность уравнений обладает всеми тремя свойствами. В самом деле, каждое уравнение равносильно самому себе; если одно уравнение равносильно другому, то второе равносильно первому; если одно уравнение равносильно второму, а второе — третьему, то первое уравнение равносильно третьему.

Приведем еще два свойства равенств, которые нам понадобятся дальше:

Если к обеим частям верного равенства прибавить одно и тоже число, то получится верное равенство: если $a=b$, то

Если обе части верного равенства умножить на одно и то же число, то получится верное равенство: если $a=b$, то

Примеры решения уравнений

Свойства равенств используются при решении уравнений. Покажем это на примере.

Задача 1.
Пусть нужно решить уравнение: $6x-42=0$

Прибавим к левой и правой частям уравнения число $42$ (перенесем $-42$ в правую часть уравнения с противоположным знаком).

Получим уравнение: $6x=42$

Если при некотором значении $x$ равенство верно, то верно и равенство которое мы получили, и, наоборот, если при некотором значении $x$ верно равенство которое мы получили, то верно и исходное равенство. Это следует из свойства 4. Значит, уравнения равносильны.

Умножим обе части уравнения на $frac$ (разделим на $6$). Получим уравнение: $x=7$

Из свойства 5. следует, что последние два уравнения равносильны:

$$6x=42 Leftrightarrow x=7$$

Следовательно равносильны и уравнения (так как равносильность обладает свойством транзитивности): $6x-42=0 Leftrightarrow x=7$

Значит число $7$ есть корень исходного уравнения.

Рассмотренный пример показывает, что перенос членов уравнения из одной его части в другую с противоположным знаком и умножение (или деление) обеих частей уравнения на неравное нулю число приводят к уравнению, равносильному данному.

Приведем все слагаемые левой части уравнения к общему знаменателю:

Домножим обе части равенства на $frac$ чтобы избавиться от коэффициента при неизвестном, получим:

Сократим числа $7$ и $16$, получим:

Видео:Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

Линейное уравнение с одной переменной

Общий вид решений линейного уравнения

Решим уравнение: $kx+b=0$

Очевидно, решение зависит от наших параметров $k$ и $b$, поэтому рассмотрим несколько сюжетов, которые встречаются при решении линейных уравнений.

Шаг 1.

Коэффициент при неизвестной $k$ будет равняться нулю, а свободный член $b$ отличным от нуля.

$$k=0, bneq 0 Rightarrow 0cdot x=-b$$

Заметим, в этом случае не найдется такого числа $x$, что при подстановке его в уравнение — получится верное равенство. Т.к при умножении на 0 мы не получим число отличное от нуля, стало быть — решений нет. Обычно это записывается так: $$xin oslash$$ что переводится как: $x$ принадлежит пустому множеству.

Шаг 2.

Коэффициент при неизвестной и свободный член отличны от нуля:

$$kneq 0, bneq 0 Rightarrow kx=-b Rightarrow x=frac$$

Т.е. $x$ принимает действительное и единственное решение в виде отношения двух чисел: $-b$ и $k$

Шаг 3.

Числа $k$ и $b$ принимают значения равное нулю, т.е:

$$k=0, b=0 Rightarrow kx=-b Rightarrow 0cdot x=0$$

Очевидно, что какой бы $x$ мы не взяли — равенство будет верным, т.к, при умножении на 0 получим 0. Тогда говорят, что $x$ — любое число, либо $x$ принадлежит всем действительным числам. Запись имеет такой вид:

В данном случае решение можно записать несколькими способами, например с помощью двойного неравенства:

Задача №1.

Найдите корень уравнения: $0,9x-0,6(x-3)=2(0,2x-1,3)$

Раскроем скобки и приведем подобные.

Перенесем слагаемые содержащие неизвестную в одну часть, а остальные в другую.

Домножим обе части равенства на $10$, тогда получим:

Задача №2.

Решите уравнение: $-36(6x+1)=9(4-2x)$

Раскроем скобки в обеих частях равенства.

Перенесем переменные вправо, а остальные слагаемые влево.

Разделим обе части уравнения на $198$ и получим ответ:

Сократим дробь на $18$.

Задача №3.

Чему равен наибольший корень уравнения: $(1,8-0,3y)(2y+9)=0$?

Для решения уравнения нужно воспользоваться свойством произведения. Произведение равно нулю, тогда и только тогда, когда один из множителей равен нулю, а значит одно из выражений в скобках должно равнятся нулю. Рассмотрим первый случай:

После переноса слагаемых домножим обе части равенства на $10$ и поделим на $3$.

Теперь рассмотрим второй случай:

Разделим обе части равенства на $2$.

Как мы видим у нас получилось два корня, при которых уравнение обращается в $0$. Для ответа выберем наибольший из данных, т.е:

Задача №4.

Найдите корень уравнения:

Вспомним, что все наши действия должны быть направлены на приведение уравнения к виду: $x=…$ Поэтому домножим обе части равенства на общий знаменатель $12$, т.е на $4$ и $3$.

После сокращения слева на $4$, а справа на $3$ получим:

$$(3m+5)cdot 3=(5m+1)cdot 4$$

$$3mcdot 3+5cdot 3=5mcdot 4+1cdot 4$$

В данном случае $9m$ удобно перенести вправо, так как не придется избавляться от минуса. Сделаем перенос слагаемых, приведем подобные и получим ответ.

Задача №5.

При каком значении $a$ уравнение: $3ax=12-x$ имеет корень, равный числу $-9$?

Если подставить вместо переменной $x$ число $-9$, то получим $a$ при котором эта ситуация имеет место.

Обратим внимание на правую часть равенства и воспользуемся свойством:

Если перед скобками стоит знак минус, то при их раскрытии все знаки стоящие в скобках меняются на противоположные.

Разделим обе части уравнения на число $-27$, получим:

Сокращаем правую часть равенства на $3$ и получаем окончательный ответ.

🌟 Видео

Линейное уравнение с одной переменной. Практическая часть. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. Практическая часть. 6 класс.

Уравнения с одной переменной. Видеоурок по алгебре за 7 класс.Скачать

Уравнения с одной переменной. Видеоурок по алгебре за 7 класс.

Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

Линейное уравнение с одной переменной

ЛИНЕЙНОЕ УРАНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ — Как решать линейное уравнение // Алгебра 7 классСкачать

ЛИНЕЙНОЕ УРАНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ — Как решать линейное уравнение // Алгебра 7 класс

Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!Скачать

Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!

Линейные уравнения с одной переменной . Алгебра . 7 класс .Скачать

Линейные уравнения с одной переменной . Алгебра . 7 класс .

Линейное уравнение с одной переменной | Алгебра 7 класс #17 | ИнфоурокСкачать

Линейное уравнение с одной переменной | Алгебра 7 класс #17 | Инфоурок

Алгебра 7 класс (Урок№43 - Решение линейных уравнений с одним неизвестным.)Скачать

Алгебра 7 класс (Урок№43 - Решение линейных уравнений с одним неизвестным.)

МЕРЗЛЯК-7. ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ. ПАРАГРАФ-2Скачать

МЕРЗЛЯК-7. ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ. ПАРАГРАФ-2

Линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. 6 класс.Скачать

Линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. 6 класс.

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | Видеоурок
Поделиться или сохранить к себе: