Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

Как решать квадратные уравнения

Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

О чем эта статья:

Содержание
  1. Понятие квадратного уравнения
  2. Приведенные и неприведенные квадратные уравнения
  3. Полные и неполные квадратные уравнения
  4. Решение неполных квадратных уравнений
  5. Как решить уравнение ax 2 = 0
  6. Как решить уравнение ax 2 + с = 0
  7. Как решить уравнение ax 2 + bx = 0
  8. Как разложить квадратное уравнение
  9. Дискриминант: формула корней квадратного уравнения
  10. Алгоритм решения квадратных уравнений по формулам корней
  11. Примеры решения квадратных уравнений
  12. Формула корней для четных вторых коэффициентов
  13. Формула Виета
  14. Упрощаем вид квадратных уравнений
  15. Связь между корнями и коэффициентами
  16. Урок «Решение квадратных уравнений»
  17. Краткое описание документа:
  18. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  19. Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
  20. Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
  21. Дистанционные курсы для педагогов
  22. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  23. Другие материалы
  24. Вам будут интересны эти курсы:
  25. Оставьте свой комментарий
  26. Автор материала
  27. Дистанционные курсы для педагогов
  28. Подарочные сертификаты
  29. Алгебра
  30. Квадратные уравнения
  31. Определение квадратного уравнения
  32. Решение квадратного уравнения
  33. Уравнения, сводящиеся к квадратным
  34. Задачи, решаемые с помощью квадратных уравнений
  35. Теорема Виета
  36. Разложение квадратного трехчлена на множители
  37. Дробно-рациональные уравнения
  38. 🔍 Видео

Видео:Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика

Понятие квадратного уравнения

Уравнение — это равенство, содержащее переменную, значение которой нужно найти.

Например, х + 8 = 12 — это уравнение, которое содержит переменную х.

Корень уравнения — это такое значение переменной, которое при подстановке в уравнение обращает его в верное числовое равенство.

Например, если х = 5, то при подстановке в уравнение мы получим 5 + 8 = 12. 13 = 12 — противоречие. Значит, х = 5 не является корнем уравнения.

А вот если х = 4, то при подстановке в уравнение мы получим 4 + 8 = 12. 12 = 12 — верное равенство. Значит, х = 4 является корнем уравнения.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их не существует.

Квадратное уравнение — это уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где a — первый или старший коэффициент, не равный нулю, b — второй коэффициент, c — свободный член.

Чтобы запомнить месторасположение коэффициентов, давайте потренируемся определять их.

Квадратные уравнения могут иметь два корня, один корень или не иметь корней.

Чтобы определить, сколько корней имеет уравнение, нужно обратить внимание на дискриминант. Чтобы его найти, берем формулу: D = b 2 − 4ac. А вот свойства дискриминанта:

  • если D 0, есть два различных корня.

С этим разобрались. А сейчас посмотрим подробнее на различные виды квадратных уравнений.

Разобраться в теме еще быстрее с помощью опытного преподавателя можно на курсах по математике в онлайн-школе Skysmart.

Видео:Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

Приведенные и неприведенные квадратные уравнения

Квадратное уравнение может быть приведенным или неприведенным — все зависит от от значения первого коэффициента.

Приведенное квадратное уравнение — это уравнение, где старший коэффициент, тот который стоит при одночлене высшей степени, равен единице.

Неприведенным называют квадратное уравнение, где старший коэффициент отличается от единицы.

Давайте-ка на примерах — вот у нас есть два уравнения:

  • x 2 — 2x + 6 = 0
  • x 2 — x — 1/4 = 0

В каждом из них старший коэффициент равен единице (которую мы мысленно представляем при x 2 ), а значит уравнение называется приведенным.

  • 2x 2 − 4x — 12 = 0 — первый коэффициент отличен от единицы (2), значит это неприведенное квадратное уравнение.

Каждое неприведенное квадратное уравнение можно преобразовать в приведенное, если произвести равносильное преобразование — разделить обе его части на первый коэффициент.

Пример 1. Превратим неприведенное уравнение: 8x 2 + 20x — 9 = 0 — в приведенное.

Для этого разделим обе части исходного уравнения на старший коэффициент 8:

Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

Ответ: равносильное данному приведенное уравнение x 2 + 2,5x — 1,125 = 0.

Видео:Алгебра 8. Урок 12 - Задачи на составление дробно-рациональных уравнений (Часть 1)Скачать

Алгебра 8. Урок 12 - Задачи на составление дробно-рациональных уравнений (Часть 1)

Полные и неполные квадратные уравнения

В определении квадратного уравнения есть условие: a ≠ 0. Оно нужно, чтобы уравнение ax 2 + bx + c = 0 было именно квадратным. Если a = 0, то уравнение обретет вид линейного: bx + c = 0.

Что касается коэффициентов b и c, то они могут быть равны нулю, как по отдельности, так и вместе. В таком случае квадратное уравнение принято называть неполным.

Неполное квадратное уравнение —— это квадратное уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где оба или хотя бы один из коэффициентов b и c равен нулю.

Полное квадратное уравнение — это уравнение, у которого все коэффициенты отличны от нуля.

Для самых любопытных объясняем откуда появились такие названия:
  • Если b = 0, то квадратное уравнение принимает вид ax 2 + 0x+c=0 и оно равносильно ax 2 + c = 0.
  • Если c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax 2 + bx + 0 = 0, иначе его можно написать как ax 2 + bx = 0.
  • Если b = 0 и c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax 2 = 0.

Такие уравнения отличны от полного квадратного тем, что их левые части не содержат либо слагаемого с неизвестной переменной, либо свободного члена, либо и того и другого. Отсюда и их название — неполные квадратные уравнения.

Видео:Решение задач с помощью квадратных уравнений. Алгебра, 8 классСкачать

Решение задач с помощью квадратных уравнений. Алгебра, 8 класс

Решение неполных квадратных уравнений

Как мы уже знаем, есть три вида неполных квадратных уравнений:

  • ax 2 = 0, ему отвечают коэффициенты b = 0 и c = 0;
  • ax 2 + c = 0, при b = 0;
  • ax 2 + bx = 0, при c = 0.

Давайте рассмотрим по шагам, как решать неполные квадратные уравнения по видам.

Как решить уравнение ax 2 = 0

Начнем с решения неполных квадратных уравнений, в которых b и c равны нулю, то есть, с уравнений вида ax 2 = 0.

Уравнение ax 2 = 0 равносильно x 2 = 0. Такое преобразование возможно, когда мы разделили обе части на некое число a, которое не равно нулю. Корнем уравнения x 2 = 0 является нуль, так как 0 2 = 0. Других корней у этого уравнения нет, что подтверждают свойства степеней.

Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 = 0 имеет единственный корень x = 0.

Пример 1. Решить −6x 2 = 0.

  1. Замечаем, что данному уравнению равносильно x 2 = 0, значит исходное уравнение имеет единственный корень — нуль.
  2. По шагам решение выглядит так:

Как решить уравнение ax 2 + с = 0

Обратим внимание на неполные квадратные уравнения вида ax 2 + c = 0, в которых b = 0, c ≠ 0. Мы давно знаем, что слагаемые в уравнениях носят двусторонние куртки: когда мы переносим их из одной части уравнения в другую, они надевает куртку на другую сторону — меняют знак на противоположный.

Еще мы знаем, что если обе части уравнения поделить на одно и то же число (кроме нуля) — у нас получится равносильное уравнение. Ну есть одно и то же, только с другими цифрами.

Держим все это в голове и колдуем над неполным квадратным уравнением (производим «равносильные преобразования»): ax 2 + c = 0:

  • перенесем c в правую часть: ax 2 = — c,
  • разделим обе части на a: x 2 = — c/а.

Ну все, теперь мы готовы к выводам о корнях неполного квадратного уравнения. В зависимости от значений a и c, выражение — c/а может быть отрицательным или положительным. Разберем конкретные случаи.

Если — c/а 2 = — c/а не имеет корней. Все потому, что квадрат любого числа всегда равен неотрицательному числу. Из этого следует, что при — c/а 0, то корни уравнения x 2 = — c/а будут другими. Например, можно использовать правило квадратного корня и тогда корень уравнения равен числу √- c/а, так как (√- c/а) 2 = — c/а. Кроме того, корнем уравнения может стать -√- c/а, так как (-√- c/а) 2 = — c/а. Ура, больше у этого уравнения нет корней.

Неполное квадратное уравнение ax 2 + c = 0 равносильно уравнению х 2 = -c/a, которое:

  • не имеет корней при — c/а 0.
В двух словах

Пример 1. Найти решение уравнения 8x 2 + 5 = 0.

    Перенесем свободный член в правую часть:

Разделим обе части на 8:

  • В правой части осталось число со знаком минус, значит у данного уравнения нет корней.
  • Ответ: уравнение 8x 2 + 5 = 0 не имеет корней.

    Как решить уравнение ax 2 + bx = 0

    Осталось разобрать третий вид неполных квадратных уравнений, когда c = 0.

    Неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 можно решить методом разложения на множители. Как разложить квадратное уравнение:

    Разложим на множители многочлен, который расположен в левой части уравнения — вынесем за скобки общий множитель x.

    Теперь можем перейти от исходного уравнения к равносильному x * (ax + b) = 0. А это уравнение равносильно совокупности двух уравнений x = 0 и ax + b = 0, последнее — линейное, его корень x = −b/a.

    Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 имеет два корня:

    Пример 1. Решить уравнение 0,5x 2 + 0,125x = 0

  • Это уравнение равносильно х = 0 и 0,5x + 0,125 = 0.
  • Решить линейное уравнение:

    0,5x = 0,125,
    х = 0,125/0,5

  • Значит корни исходного уравнения — 0 и 0,25.
  • Ответ: х = 0 и х = 0,25.

    Как разложить квадратное уравнение

    С помощью теоремы Виета можно получить формулу разложения квадратного трехчлена на множители. Выглядит она так:

    Формула разложения квадратного трехчлена

    Если x1 и x2 — корни квадратного трехчлена ax 2 + bx + c, то справедливо равенство ax 2 + bx + c = a (x − x1) (x − x2).

    Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

    Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

    Дискриминант: формула корней квадратного уравнения

    Чтобы найти результат квадратного уравнения, придумали формулу корней. Выглядит она так:

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    где D = b 2 − 4ac — дискриминант квадратного уравнения.

    Эта запись означает:

    Чтобы легко применять эту формулу, нужно понять, как она получилась. Давайте разбираться.

    Алгоритм решения квадратных уравнений по формулам корней

    Теперь мы знаем, что при решении квадратных уравнения можно использовать универсальную формулу корней — это помогает находить комплексные корни.

    В 8 классе на алгебре можно встретить задачу по поиску действительных корней квадратного уравнения. Для этого важно перед использованием формул найти дискриминант и убедиться, что он неотрицательный, и только после этого вычислять значения корней. Если дискриминант отрицательный, значит уравнение не имеет действительных корней.

    Алгоритм решения квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0:

    • вычислить его значение дискриминанта по формуле D = b 2 −4ac;
    • если дискриминант отрицательный, зафиксировать, что действительных корней нет;
    • если дискриминант равен нулю, вычислить единственный корень уравнения по формуле х = −b/2a;
    • если дискриминант положительный, найти два действительных корня квадратного уравнения по формуле корней Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Чтобы запомнить алгоритм решения квадратных уравнений и с легкостью его использовать, давайте тренироваться!

    Примеры решения квадратных уравнений

    Как решать квадратные уравнения мы уже знаем, осталось закрепить знания на практике.

    Пример 1. Решить уравнение −4x 2 + 28x — 49 = 0.

    1. Найдем дискриминант: D = 28 2 — 4(-4)(-49) = 784 — 784 = 0
    2. Так как дискриминант равен нулю, значит это квадратное уравнение имеет единственный корень
    3. Найдем корень

    Ответ: единственный корень 3,5.

    Пример 2. Решить уравнение 54 — 6x 2 = 0.

      Произведем равносильные преобразования. Умножим обе части на −1

    Оставим неизвестное в одной части, остальное перенесем с противоположным знаком в другую

    Ответ: два корня 3 и — 3.

    Пример 3. Решить уравнение x 2 — х = 0.

      Преобразуем уравнение так, чтобы появились множители

    Ответ: два корня 0 и 1.

    Пример 4. Решить уравнение x 2 — 10 = 39.

      Оставим неизвестное в одной части, остальное перенесем с противоположным знаком в другую

    Ответ: два корня 7 и −7.

    Пример 5. Решить уравнение 3x 2 — 4x+94 = 0.

      Найдем дискриминант по формуле

    D = (-4) 2 — 4 * 3 * 94 = 16 — 1128 = −1112

  • Дискриминант отрицательный, поэтому корней нет.
  • Ответ: корней нет.

    В школьной программе за 8 класс нет обязательного требования искать комплексные корни, но такой подход может ускорить ход решения. Если дискриминант отрицательный — сразу пишем ответ, что действительных корней нет и не мучаемся.

    Видео:Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

    Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 класс

    Формула корней для четных вторых коэффициентов

    Рассмотрим частный случай. Формула решения корней квадратного уравнения Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания, где D = b 2 — 4ac, помогает получить еще одну формулу, более компактную, при помощи которой можно решать квадратные уравнения с четным коэффициентом при x. Рассмотрим, как появилась эта формула.

    Например, нам нужно решить квадратное уравнение ax 2 + 2nx + c = 0. Сначала найдем его корни по известной нам формуле. Вычислим дискриминант D = (2n) 2 — 4ac = 4n 2 — 4ac = 4(n 2 — ac) и подставим в формулу корней:

    2 + 2nx + c = 0″ height=»705″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc11a460e2f8354381151.png» width=»588″>

    Для удобства вычислений обозначим выражение n 2 -ac как D1. Тогда формула корней квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2·n примет вид:

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    где D1 = n 2 — ac.

    Самые внимательные уже заметили, что D = 4D1, или D1= D/4. Проще говоря, D1 — это четверть дискриминанта. И получается, что знак D1 является индикатором наличия или отсутствия корней квадратного уравнения.

    Сформулируем правило. Чтобы найти решение квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2n, нужно:

    • вычислить D1= n 2 — ac;
    • если D1 0, значит можно найти два действительных корня по формуле

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

    Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

    Формула Виета

    Если в школьной геометрии чаще всего используется теорема Пифагора, то в школьной алгебре ведущую роль занимают формулы Виета. Теорема звучит так:

    Сумма корней x 2 + bx + c = 0 равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней равняется свободному члену.

    Если дано x 2 + bx + c = 0, где x₁ и x₂ являются корнями, то справедливы два равенства:

    Знак системы, который принято обозначать фигурной скобкой, означает, что значения x₁ и x₂ удовлетворяют обоим равенствам.

    Рассмотрим теорему Виета на примере: x 2 + 4x + 3 = 0.

    Пока неизвестно, какие корни имеет данное уравнение. Но в соответствии с теоремой можно записать, что сумма этих корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком. Он равен четырем, значит будем использовать минус четыре:

    Произведение корней по теореме соответствует свободному члену. В данном случае свободным членом является число три. Значит:
    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Необходимо проверить равна ли сумма корней −4, а произведение 3. Для этого найдем корни уравнения x 2 + 4x + 3 = 0. Воспользуемся формулами для чётного второго коэффициента:
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»215″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/E_X403ETh_88EANRWdQN03KRT8yxP2HO4HoCrxj__c8G0DqmNJ1KDRqtLH5Z1p7DtHm-rNMDB2tEs41D7RHpEV5mojDTMMRPuIkcW33jVNDoOe0ylzXdHATLSGzW4NakMkH2zkLE» width=»393″>

    Получилось, что корнями уравнения являются числа −1 и −3. Их сумма равняется второму коэффициенту с противоположным знаком, а значит решение верное.
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/VzGPXO9B0ZYrr9v0DpJfXwuzeZtjYnDxE_ma76PUC8o7jVWwa8kZjTJhq2Lof0TiJXAp_ny3yRwI_OyRzeucv9xUZ63yoozGPP4xd4OxvElVT7Pt-d6xL5w17e_mQNs5qZJQiwfG» width=»125″>

    Произведение корней −1 и −3 по теореме Виета должно равняться свободному члену, то есть числу 3. Это условие также выполняется:
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh4.googleusercontent.com/Cq-LCFmY3YGNSan1VF3l3CqIeojoJYAvGAiTBWnzyoZu_xJFrF5NfQ3xCe59apJklw6uYbmQ4lAkBTeC-TJmEGicN3rgGtsezhuqdNiOWjZT39NziOB5uOmQr3cr9-5fNnepdZDo» width=»112″>

    Результат проделанных вычислений в том, что мы убедились в справедливости выражения:

    Когда дана сумма и произведение корней квадратного уравнения, принято начинать подбор подходящих корней. Теорема, обратная теореме Виета, при таких условиях может быть главным помощником. Вот она:

    Обратная теорема Виета

    Если числа x1 и x2 таковы, что их сумма равна второму коэффициенту уравнения x 2 + bx + c = 0, взятому с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену, то эти числа и есть корни x 2 + bx + c = 0.

    Обычно вся суть обратных теорем в том самом выводе, которое дает первая теорема. Так, при доказательстве теоремы Виета стало понятно, что сумма x1 и x2 равна −b, а их произведение равно c. В обратной теореме это и есть утверждение.

    Пример 1. Решить при помощи теоремы Виета: x 2 − 6x + 8 = 0.

      Для начала запишем сумму и произведение корней уравнения. Сумма будет равна 6, так как второй коэффициент равен −6. А произведение корней равно 8.

    2 − 6x + 8 = 0″ height=»59″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc101ce2e346034751939.png» width=»117″>

    Когда у нас есть эти два равенства, можно подобрать подходящие корни, которые будут удовлетворять обоим равенствам системы.

    Чтобы проще подобрать корни, нужно их перемножить. Число 8 можно получить путем перемножения чисел 4 и 2 либо 1 и 8. Но значения x1 и x2 надо подбирать так, чтобы они удовлетворяли и второму равенству тоже.

    Можно сделать вывод, что значения 1 и 8 не подходят, так как они не удовлетворяют равенству x1 + x2 = 6. А значения 4 и 2 подходят обоим равенствам:

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Значит числа 4 и 2 — корни уравнения x 2 − 6x + 8 = 0. p>Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Упрощаем вид квадратных уравнений

    Если мы ходили в школу всегда одной тропинкой, а потом вдруг обнаружили путь короче — это значит теперь у нас есть выбор: упростить себе задачу и сократить время на дорогу или прогуляться по привычному маршруту.

    Так же и при вычислении корней квадратного уравнения. Ведь проще посчитать уравнение 11x 2 — 4 x — 6 = 0, чем 1100x 2 — 400x — 600 = 0.

    Часто упрощение вида квадратного уравнения можно получить через умножение или деление обеих частей на некоторое число. Например, в предыдущем абзаце мы упростили уравнение 1100x 2 — 400x — 600 = 0, просто разделив обе части на 100.

    Такое преобразование возможно, когда коэффициенты не являются взаимно простыми числами. Тогда принято делить обе части уравнения на наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов.

    Покажем, как это работает на примере 12x 2 — 42x + 48 = 0. Найдем наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов: НОД (12, 42, 48) = 6. Разделим обе части исходного квадратного уравнения на 6, и придем к равносильному уравнению 2x 2 — 7x + 8 = 0. Вот так просто.

    А умножение обеих частей квадратного уравнения отлично помогает избавиться от дробных коэффициентов. Умножать в данном случае лучше на наименьшее общее кратное знаменателей его коэффициентов. Например, если обе части квадратного уравнения

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    умножить на НОК (6, 3, 1) = 6, то оно примет более простой вид x 2 + 4x — 18 = 0.

    Также для удобства вычислений можно избавиться от минуса при старшем коэффициенте квадратного уравнения — для этого умножим или разделим обе части на −1. Например, удобно от квадратного уравнения −2x 2 — 3x + 7 = 0 перейти к решению 2x 2 + 3x — 7 = 0.

    Связь между корнями и коэффициентами

    Мы уже запомнили, что формула корней квадратного уравнения выражает корни уравнения через его коэффициенты:

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Из этой формулы, можно получить другие зависимости между корнями и коэффициентами.

    Например, можно применить формулы из теоремы Виета:

    Для приведенного квадратного уравнения сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней — свободному члену. Например, по виду уравнения 3x 2 — 7x + 22 = 0 можно сразу сказать, что сумма его корней равна 7/3, а произведение корней равно 22/3.

    Можно активно использовать уже записанные формулы и с их помощью получить ряд других связей между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Таким образом можно выразить сумму квадратов корней квадратного уравнения через его коэффициенты:

    Видео:Алгебра 8. Урок 11 - Дробно-рациональные уравненияСкачать

    Алгебра 8. Урок 11 - Дробно-рациональные уравнения

    Урок «Решение квадратных уравнений»

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    «Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Урок математики в 8 классе

    Тема: «Решение квадратных уравнений»

    Закрепление навыков решения квадратных уравнений с помощью формул.

    Формирование навыка выбора рационального способа решения квадратного уравнения.

    Формирование умения работать самостоятельно, умения организовать тематический диалог.

    Формирование умения обобщать типы квадратных уравнений и способы их решения.

    Задачи урока: С целью выработки практических навыков решения квадратных уравнений использовать различные формы работы, а именно коллективную работу класса, самостоятельную индивидуальную работу учащихся.

    Оборудование: обычная доска, интерактивная доска, карточки с индивидуальными заданиями.

    Постановка цели урока.

    Проверка домашнего задания.

    Актуализация опорных знаний, посредством математического диктанта с проверкой на доске.

    Закрепление знаний, решений квадратных уравнений на доске. Вывод по способам решения квадратных уравнений.

    1.Проверка домашнего задания.

    – С какими уравнениями мы познакомились на прошлых уроках? Какое уравнение называется квадратным?

    – Какие виды квадратных уравнений мы изучили?

    – Какие способы решения используют для решения квадратных уравнений?

    – Сколько корней может иметь квадратное уравнение.

    В это время на доске два ученика показывают решение уравнения х 2 -6х+5=0 двумя способами:

    Выделение полного квадрата

    С помощью формул

    х – 3 = 2 и х – 3= –2

    Ответ: х = 5 и х = 1

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Ответ: х = 5 и х = 1

    Третий ученик зачитывает историческую справку о возникновении квадратных уравнений.

    Впервые квадратное уравнение сумели решить математики Древнего Египта. Неполные квадратные уравнения умели решать вавилоняне (около2 тысяч лет до н.э.). Некоторые виды квадратных уравнений, сводя их решения к геометрическим построениям, могли решать древнегреческие математики.

    Примеры решения уравнений без обращения к геометрии дает Диофант Александрийский ( III в).

    Правило решения квадратного уравнения дал индийский ученый Брахмагупта ( VII в). Общее правило решения квадратных уравнений было сформулировано немецким математиком М.Штифелем.

    Выводом формулы решения квадратного уравнения общего вида занимался Франсуа Виет.

    2. Математический диктант.

    1. Квадратным уравнением называют уравнение вида…

    2. Квадратное уравнение называют приведенным, если…

    3. Напишите формулу вычисления дискриминанта кв. уравнения для любого в.

    4. Неполное квадратное уравнение при b =0 имеет вид….

    5. При каком условии квадратное уравнение не имеет корней?

    1. Квадратное уравнение называют неполным, если…

    2. В квадратном уравнении 1-й коэффициент – …, 2-й коэффициент – …, свободный член – …

    3. Напишите формулы вычисления корней кв. уравнения для любого в.

    4. Неполное квадратное уравнение при с=0 имеет вид….

    5. При каком условии квадратное уравнение имеет один корень?

    3. Проверка математического диктанта (обменялись карточками) на доске и выставили оценки друг другу.

    Выберите уравнения, которые не имеют корней:

    5. Решение уравнений на доске.

    D = 4 – 4·1·1=0, 1 корень

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Предложить решить уравнение выделением квадрата двучлена ( второй способ решения)

    2) 4х 2 – 6х +10=0 /:2

    D = 9 – 4·2·5 = 9-40 = –31

    Ответ: корней нет.

    3) Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания/·4

    D = 25 – 4·2·2 = 9 > 0, 2 корня

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Ответ: х = 2; х = 0,5.

    Если учащиеся быстро справились с заданиями, то предлагаются дополнительные примеры:

    4) Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    х 2 – 10х +25 = 4х 2 + 24х + 36

    – 3х 2 – 34х – 11 = 0

    3х 2 + 34х + 11 = 0

    D 1= n 2 — ac = 289-33=256 > 0, 2 корня.

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Ответ: Квадратные уравнения с дробными коэффициентами заданиях2 = – 11

    5) х(х–6) + 20х 2 = 7х – 2

    х 2 – 6х + 20х 2 = 7х – 2

    21х 2 – 13х + 2 = 0

    D = 169 – 4·21·2 = 169-168=1 >0, 2 корня

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Ответ: Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Сделаем вывод: Как мы поступали?

    При решении неполных квадратных уравнений, если с=0, то х выносим за скобки.

    При решении квадратного уравнения с дробными коэффициентами сначала освобождаемся от дробных коэффициентов.

    При решении квадратного уравнения с отрицательными коэффициентами при х 2 сначала умножаем или делим уравнение на (-1).

    В остальных случаях решаем с помощью формулы корней.

    6. Запишите задание на дом:п. 21, № 550 (е), 553 (б), 543 (б, в, д)

    Краткое описание документа:

    Урок предназначен для обобщения материала по теме «Квадратные уравнения». Позволяет дифференцированно давать проверочные задания. С целью выработки практических навыков решения квадратных уравнений используются различные формы работы, а именно коллективная работа класса, самостоятельная, индивидуальная работа учащихся. В ходе урока идет повторение теории по данной теме с применением исторической справке о возникновении квадратных уравнений и способах их решений. Проверяются умения обучающихся по применению теории на практике.

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 956 человек из 80 регионов

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Курс профессиональной переподготовки

    Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

    • Сейчас обучается 685 человек из 75 регионов

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Курс повышения квалификации

    Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

    • Сейчас обучается 314 человек из 70 регионов

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Видео:Алгебра 8 класс (Урок№29 - Решение задач с помощью квадратных уравнений.)Скачать

    Алгебра 8 класс (Урок№29 - Решение задач с помощью квадратных уравнений.)

    Дистанционные курсы для педагогов

    Самые массовые международные дистанционные

    Школьные Инфоконкурсы 2022

    33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 570 897 материалов в базе

    Другие материалы

    • 16.04.2014
    • 1138
    • 0

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    • 16.04.2014
    • 1262
    • 0
    • 16.04.2014
    • 586
    • 0
    • 16.04.2014
    • 2292
    • 5
    • 16.04.2014
    • 2881
    • 12
    • 16.04.2014
    • 679
    • 0
    • 16.04.2014
    • 1226
    • 1

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Добавить в избранное

    • 16.04.2014 1096
    • DOCX 75.5 кбайт
    • 2 скачивания
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Сморкалова Антонина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    • На сайте: 6 лет и 7 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5928
    • Всего материалов: 2

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Видео:5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

    5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

    Время чтения: 1 минута

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

    Время чтения: 1 минута

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

    Время чтения: 2 минуты

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    В Забайкалье в 2022 году обеспечат интернетом 83 школы

    Время чтения: 1 минута

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

    Время чтения: 1 минута

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Видео:Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | МатематикаСкачать

    Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | Математика

    Алгебра

    Квадратные уравнения с дробными коэффициентами задания

    Видео:Решение задач с помощью рациональных уравнений. Алгебра, 8 классСкачать

    Решение задач с помощью рациональных уравнений. Алгебра, 8 класс

    Квадратные уравнения

    План урока:

    Видео:Решение дробных рациональных уравнений. Алгебра, 8 классСкачать

    Решение дробных рациональных уравнений. Алгебра, 8 класс

    Определение квадратного уравнения

    Изучая понятие многочленов, мы познакомились с квадратными трехчленами. Так называют полином 2-ой степени, содержащий только одну переменную. Если его приравнять к нулю, то получится квадратное уравнение. Дадим определение квадратному уравнению:

    Приведем несколько конкретных примеров:

    • 5х 2 + 4х + 7 = 0
    • – 3х 2 + х – 1,5 = 0
    • 0,05х 2 + 99,568х – 47,21 = 0

    Числа a, b и с называют коэффициентами квадратного уравнения. Отметим, что числа b и c могут равняться нулю, и в этом случае соответствующее слагаемое просто не записывается:

    Эти уравнения именуют неполными.

    Если же коэффициент а=0, то получается линейное уравнение, которое мы уже умеем решать:

    Естественно, что для обозначения переменной может использоваться любая буква, а не только х:

    • у 2 + 3,5х – 93 = 0
    • – 32z 2 + 11z – 78 = 0

    Для обозначения коэффициентов могут использоваться специальные термины:

    • а – старший коэффициент;
    • b– второй коэффициент;
    • с – свободный член.

    Неполные квадратные уравнения можно очень легко решить. Сначала рассмотрим пример, в котором b = 0:

    Перенесем вправо свободный коэффициент:

    Далее поделим на старший коэффициент обе части равенства:

    Понятно, что х равен квадратному корню из 9. Напомним, что у каждого положительного числа есть два квадратных корня! Один из них является положительным числом и называется арифметическим, а другой противоположен ему по знаку. Поэтому можно записать, что

    Иногда используют более короткую запись:

    Не любое квадратное уравнение, у которого нет второго коэффициента b, будет иметь решение. Рассмотрим уравнение

    Будем решать его таким же путем, перенося свободный коэффициент c вправо и деля уравнение на старший коэффициент a:

    Квадрат действительного числа не может быть отрицательным. Значит, данное уравнение не будет иметь корней.

    Сформулируем общий алгоритм решения неполных квадратных уравнений такого типа:

    Теперь изучим неполные уравнения, в которых нет свободного слагаемого с. Рассмотрим их на примере:

    Слева вынесем переменную х за скобки:

    Теперь слева находится произведение двух множителей, а справа – ноль. Очевидно, что произведение может равняться нулю лишь в том случае, когда один из составляющих его множителей (х или 7х + 21) является нулем.

    Зная это, запишем:

    х = 0 или 7х + 21 = 0

    Получили корень х = 0 и ещё одно линейное уравнение, которое легко решить:

    В результате имеем два корня: 0 и – 3

    Опишем общий алгоритм решения этих неполных уравнений:

    Видео:Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

    Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 класс

    Решение квадратного уравнения

    Найти решение квадратного уравнения, если оно полное, достаточно тяжело. Нам поможет формула квадрата суммы:

    (а + b) 2 = a 2 + 2ab + b 2

    Напомним, что с ее помощью можно разложить на множители некоторые квадратные полиномы:

    х 2 + 8х + 16 = х 2 + 2•4•х + 4 2 = (х + 4) 2

    Конечно, здесь нам повезло с квадратным трехчленом – его коэффициенты позволяли воспользоваться формулой квадрата суммы. Однако похожие преобразования можно выполнить и тогда, когда коэффициенты не такие удобные:

    х 2 + 8х + 20 = х 2 + 8х + 16 + 4 =(х 2 + 8х + 16) + 4 = (х 2 + 2•4•х + 4 2 ) + 4 =

    Здесь мы разложили число 20 на сумму 16 + 4, чтобы можно было часть выражения «свернуть» формулой квадрата суммы. Такой прием можно применить вообще к любому квадратному трехчлену:

    4х 2 + 10х + 4 = (2х) 2 + 2•2х•2,5 + 2,5 2 – 2,5 2 + 4 = (2х + 2,5) 2 – 2,5 2 + 4 =

    = (2х + 2,5) 2 – 6,25 + 4 = (2х + 2,5) 2 – 2,25

    Здесь мы добавили к трехчлену слагаемое 2,5 2 и тут же его отняли. Оно было необходимо для получения формулы квадрата суммы.

    Отметим, что подобное свертывание можно использовать для решения квадратного уравнения. Действительно, пусть дано уравнение

    4х 2 + 10х + 4 = 0

    Выше мы уже преобразовали трехчлен, стоящий слева. Произведем замену:

    (2х + 2,5) 2 – 2,25 = 0

    Имеем уравнение, очень похожее на неполное, где отсутствует коэффициент b. Попробуем его решить аналогичным путем:

    Из этой записи мы получили два линейных уравнения:

    2х + 2,5 = – 1,5 или 2х + 2,5 = 1,5

    Решая их, находим два корня:

    2х = – 1,5 – 2,5 или 2х = 1,5 – 2,5

    2х = – 4 или 2х = – 1

    х = – 2 или х = – 0,5

    Аналогично можно решить и любое другое полное квадратное уравнение. Однако проще пользоваться специальными формулами, в которые надо подставлять значения коэффициентов a, b, с и получать корни квадратного уравнения. Выведем эти формулы.

    Пусть есть уравнение

    Поделим обе части уравнения на коэффициент а:

    Далее надо выделить квадрат суммы, что бы потом свернуть его по формуле сокращенного умножения:

    Далее обозначим числитель в правой части (b 2 – 4ac) буквой D. Эту величину называют дискриминантом квадратного уравнения.

    Перепишем уравнение с учетом этой замены:

    Далее рассмотрим три случая:

    1. D 2 – заведомо положительное число). Слева стоит квадрат выражения, а он никак не может оказаться отрицательным. В итоге имеем, что при отрицательном дискриминанте у уравнения отсутствуют корни.
    2. D = 0. При таком варианте справа получается ноль:

    Квадрат только одного числа равен нулю – самого нуля, поэтому

    Итак, при нулевом дискриминанте у уравнения есть только один корень.

    1. D> 0. В этом варианте дробь справа оказывается положительным числом, а потому у нее есть два квадратных корня. Решение будет выглядеть так:

    Полученное выражение называют основной формулой корней квадратного уравнения.

    Если дискриминант – положительное число, то уравнение существует два корня. Для вычисления первого из них надо в формуле квадратного уравнения вместо знака ± поставить минус, а для вычисления второго – знак плюс. Часто 1-ый корень обозначают как х1, а 2-ой – как х2. Заметим, что если D = 0, то при подстановке в основную формулу будет получаться один и тот же корень независимо от выбора знака плюс или минус.

    Пример. Решите уравнение

    2х 2 – 5х – 3 = 0

    Решение. Выпишем коэффициенты уравнения

    Вычислим значение дискриминанта:

    D = b 2 – 4ас = (– 5) 2 – 4•2•(– 3) = 25 + 24 = 49

    Так как он больше нуля, то должно получиться два корня. Их можно найти по основной формуле квадратного уравнения:

    Пример. Найдите все корни уравнения

    3х 2 + 6х + 5 = 0

    Решение. Найдем дискриминант:

    D = b 2 – 4ас = 6 2 – 4•3•5 = 36 – 60 = – 24

    Дискриминант оказался отрицательным, значит, и корней у уравнения нет.

    Ответ: нет корней.

    Пример. Найдите значения х, при которых выполняется равенство

    4х 2 – 12х + 9 = 0

    Решение. Вычислим дискриминант:

    D = (– 12) 2 – 4•4•9 = 144 – 144 = 0

    Так как D = 0, существует лишь один корень:

    Пример. Найдите значения у, при которых справедливо равенство

    2у 2 + 4у + 9 = у 2 + 11у + 3

    Решение. На первый взгляд это уравнение не похоже на изучавшие до этого квадратные уравнения. Однако слагаемые, записанные справа, можно перенести влево, после чего можно будет привести подобные слагаемые:

    2у 2 + 4у + 9 = у 2 + 11у + 3

    2у 2 + 4у+ 9–у 2 – 11у– 3 = 0

    Получили классическое квадратное уравнение, для которого можно рассчитать дискриминант:
    D = b 2 – 4ас = (– 7) 2 – 4•1•6 = 49 – 24 = 25

    Найдем значения двух корней:

    Видео:Решить уравнение с дробями - Математика - 6 классСкачать

    Решить уравнение с дробями - Математика - 6 класс

    Уравнения, сводящиеся к квадратным

    Так как любое квадратное уравнение решается довольно легко, то другие, более сложные уравнения, часто пытаются свести к квадратным. Сначала рассмотрим так называемые биквадратные уравнения. Пусть надо решить уравнение

    2х 4 –26х 2 + 72 = 0

    На первый взгляд в левой части стоит полином четвертой, а не второй степени, то есть это уравнение не является квадратным. Введем переменную t, равную х 2 :

    Если это выражение возвести в квадрат, то получим

    t 2 = (х 2 ) 2 = х 4

    Теперь заменим в исходном уравнении х 4 на t 2 , а х 2 на t:

    2t 2 –26t + 72 = 0

    Получили квадратное уравнение, из которого можно найти значение t. Посчитаем дискриминант:

    D = (– 26) 2 – 4•2•72 = 676 – 576 = 100

    Можно найти два значения t:

    Однако нам надо найти значение х, а не t. Вспомним, что мы проводили замену

    Подставляя вместо t найденные корни 4 и 9, получим ещё два уравнения:

    Первое имеет корни (– 2) и 2, а второе (– 3) и 3. Все эти 4 числа являются корнями исходного уравнения

    2х 4 – 26х 2 + 72 = 0

    Уравнения, которые можно свести к квадратному заменой переменных t = x 2 , называют биквадратными уравнениями.

    Мы рассмотрели пример, в котором биквадратное уравнение имело 4 корня. Однако порою их может быть и меньше.

    Пример. Укажите все корни уравнения

    у 4 + 4у 2 – 5 = 0

    Решение. Данное уравнение подходит под определение биквадратного, а потому произведем замену t = y 2 :

    D = 4 2 – 4•1•(– 5) = 16 – (– 20) = 36

    далее проводим обратную замену и получаем уравнения:

    Первое из них не имеет решения, ведь квадрат числа – это неотрицательное число. Поэтому решать придется только второе уравнение:

    Подстановка t = x 2 самая простая и очевидная, однако, порою нужно выполнять более сложные подстановки.

    Пример. Найдите все z, для которых выполняется условие

    (z – 2)(z – 3)(z – 4)(z – 5) = 24

    Решение.Замена неочевидна, и всё же попробуем такой вариант:

    Тогда содержимое каждой скобки примет вид:

    z– 2 = z– 3,5 + 1,5 = t + 1,5

    z– 3 = z– 3,5 + 0,5 = t + 0,5

    z– 4 = z– 3,5 – 0,5 = t–0,5

    z– 5 = z – 3,5 – 1,5 = t–1,5

    Уравнение примет вид:

    (t + 1,5)(t + 0,5)(t – 0,5)(t – 1,5) = 24

    Поменяем местами скобки:

    (t – 0,5)(t + 0,5)(t – 1,5)(t + 1,5) = 24

    Можно заметить, что в соседние скобки можно переписать, используя формулу разности квадратов:

    (t 2 – 0,5 2 )(t 2 – 1,5 2 ) = 24

    Для удобства произведем ещё одну замену s = t 2 :

    (s– 0,5 2 )(s– 1,5 2 ) = 24

    Раскроем скобки в левой части:

    s 2 – 2,25s– 0,25s + 0,5625 = 24

    s 2 – 2,5s + 0,5625– 24 = 0

    s 2 – 2,5s– 23,4375 = 0

    Получили классическое квадратное уравнение, которое решается через дискриминант:

    D = (– 2,5) 2 – 4•1•(– 23,4375) = 6,25 + 93,75 = 100

    Произведем 1-ую обратную замену t 2 = s:

    Первое уравнение решений не имеет, а у второго ровно 2 корня:

    Пришло время второй замены z– 3,5 = t, из которой получаем два уравнения:

    z– 3,5 = – 2,5 или z– 3,5 = 2,5

    z= – 2,5 + 3,5 или z= 2,5 + 3,5

    Видео:ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ ЧАСТЬ I #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэСкачать

    ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ ЧАСТЬ I #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэ

    Задачи, решаемые с помощью квадратных уравнений

    При рассмотрении задач, связанных с геометрией, свойствами чисел, движением тел, очень часто возникают квадратные уравнения.

    Пример. Площадь прямоугольника составляет 126 см 2 , а одна из его сторон на 5 см длиннее другой. Каковы длины сторон этого прямоугольника?

    Решение. Обозначим как k длину той стороны прямоугольника, которая меньше. Тогда протяженность второй стороны будет равна k + 5 см. Площадь прямоугольника – это произведение его сторон, а потому можно записать:

    Решим это уравнение:

    k 2 + 5k – 126 = 0

    D = 5 2 – 4•1•(– 126) = 25 + 504 = 529

    Первый корень равен (– 14). Однако ясно, что длина стороны прямоугольника не может измеряться отрицательным числом, поэтому этот корень надо отбросить. Остается только k = 9. То есть длина первой стороны равна 9 см. Вторая сторона равна k + 5, то есть 9 + 5 = 14 см.

    Ответ: 9 и 14 см.

    Пример. Сумма квадратов двух последовательных нечетных чисел составляет 290. Что это за числа?

    Решение. Обозначим первое число как n. Нечетные числа чередуются с четными, поэтому следующим нечетным числом будет n + 2. Перепишем условие задачи в виде уравнения и найдем его корни:

    n 2 + (n + 2) 2 = 290

    n 2 + n 2 + 4n + 4 – 290 = 0

    2n 2 + 4n – 286 = 0

    D = 4 2 – 4•2•(– 286) = 16 + 2288 = 2304

    Получили два решения. Если первое число равно – 13, то второе составит n + 2 = – 11. Если же n = 11, то второе число будет равно 13.

    Ответ: – 13 и 11, либо 11 и 13.

    Видео:Как решать квадратные уравнения. 8 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

    Как решать квадратные уравнения. 8 класс. Вебинар | Математика

    Теорема Виета

    Большое значения имеют уравнения, у которых старшим коэффициентом является единица. Математики называют их приведенными уравнениями.

    Дадим несколько примеров приведенных квадратных уравнений:

    • х 2 + 6х + 29 = 0
    • у 2 – 7,54у + 87 = 0
    • z 2 + 21z + 112 = 0

    Название «приведенное» возникло из-за того, что каждое квадратное уравнение можно сделать приведенным, если поделить его части на коэффициент перед х 2 . Пусть есть уравнение

    Поделим на 4 обе его части:

    х 2 + 1,25х + 1,5 = 0

    Для приведенного уравнения сформулирована теорема Виета, которая указывает на взаимосвязь его корней и коэффициентов:

    Доказать это очень легко. Если у уравнения

    существует два корня, то они вычисляются по формулам:

    Найдем их сумму:

    Аналогично можно посчитать и их произведение:

    Естественно, если у уравнения не существует корней (D 2 – 8х + 15 = 0; корни (х1 и х2) равны 3 и 5, в чем можно убедиться подстановкой:

    Перемножим корни и получим 3•5 = 15 (свободный член), при сложении корней получается 3 + 5 = 8 (второй коэффициент без минуса);

    1. у 2 + 13у + 42= 0, корни (– 6) и (– 7), произведение корней 42, сумма корней – 13;
    2. х 2 + 2х – 8 = 0, корни (– 4) и 2, их сумма равна (– 2), а произведение (– 8).

    Справедливо и утверждение, известное как обратная теорема Виета:

    Возьмем числа 4 и 9. Их сумма равна 13, а произведение 36, поэтому они являются корнями уравнения:

    х 2 – 13х + 36 = 0

    в чем можно убедиться, подставив их вместо х.

    Пример. Учитель математики перед уроком составляет квадратные уравнения, причем стремится к тому, чтобы у них были целые корни (чтобы детям было просто считать). Подскажите ему пример уравнения, чьи корни равны 3 и 8.

    Решение. Перемножим и сложим числа 3 и 8:

    Соответственно, уравнением с корнями 3 и 8 будет

    х 2 – 11х + 24 = 0

    Ответ: х 2 – 11х + 24 = 0

    Видео:Дробно рациональное уравнение. ОГЭ математика задача 4 (тип 4) 🔴Скачать

    Дробно рациональное уравнение. ОГЭ математика задача 4 (тип 4) 🔴

    Разложение квадратного трехчлена на множители

    При решении уравнения

    мы находим его корни. Однако отдельно выделяют и такое понятие, как корень многочлена. Так называют значение переменной, которая обращает полином в ноль.

    Понятно, что для нахождения корней полинома второй степени следует решить квадратное уравнение.

    Сначала рассмотрим трехчлены, у которых коэффициент при х 2 а равен 1. Предположим, что нам удалось разложить его на произведение двух линейных полиномов:

    х 2 + bх + с = (х –s)(х –k)

    где s и k– какие-то произвольные числа.

    Выражение справа является произведением, а потому обращается в ноль только тогда, когда нулю равен один из множителей:

    х – s = 0 или х – k = 0

    Так как при х = s или х = k в ноль обращается правая часть тождества, то также должна обращаться и левая часть. Получается, что числа s и k – это корни трехчлена х 2 + bх + с.

    Убедимся в этом, раскрыв скобки в правой части тождества:

    (х –s)(х –k) = х 2 –kx–sx + sk = х 2 – (k + s)х + sk

    подставим это выражение в исходное равенство:

    х 2 + bх + с = (х – s)(х — k) = х 2 – (k + s)х + sk

    х 2 + bх + с = х 2 – (k + s)х + sk

    Получается, произведение s и k дает свободный член, а их сумма в точности равна коэффициенту при х, взятому со знаком минус. Значит, по теореме Виета, они являются корнями уравнения!

    Обозначим корни уравнения как х1 и х2. Если у трехчлена коэффициент а отличен от единицы, то эта формула (ее называют формулой разложения квадратного трехчлена на множители) примет несколько иной вид:

    То есть справедливо утверждение:

    А теперь и докажем его.

    Пусть есть уравнение ах 2 + bx + c = 0 с корнями х1 и х2. Поделим его на а:

    х 2 + (b/a)х + с/а = 0

    по теореме Виета можно записать:

    Умножив первое тождество на (– а), а второе наа, получим

    Осталось подставить эти равенства в исходный многочлен:

    Для чего же мы доказывали эту теорему? С ее помощью можно выполнить разложение квадратного трехчлена на множители. Проиллюстрируем это на примерах.

    Пример. Разложите полином

    2х 2 + 12х – 14

    на множители.

    Решение. Для начала следует решить уравнение 2х 2 + 12х – 14 = 0:

    D = 12 2 – 4•2•(– 14) = 144 + 112 = 256

    Найдя х1 и х2, можем выполнить и разложение:

    2х 2 + 12х – 14 = 2(х – 1)(х – (– 7)) = 2(х – 1)(х + 7)

    Ответ: 2(х – 1)(х + 7)

    Пример. Упростите выражение

    Решение. На первый взгляд кажется, что сокращать нечего. Однако и в числителе, и в знаменателе находятся квадратные трехчлены. Разложим их на множители, решив соответствующие уравнения:

    D = 2 2 – 4•1•(– 15) = 4 + 60 = 64

    h 2 – 2h– 15 = (h+ 5)(h– 3)

    Теперь раскладываем второй полином:

    D = (– 9) 2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9

    Соответственно, можно записать:

    h 2 – 9h +18 = (h– 3)(h– 6)

    А теперь подставим в исходную дробь полученные выражения:

    Отметим, что если у полинома второй степени нет корней, то и разложить его на множители не получится.

    Видео:Быстрый способ решения квадратного уравненияСкачать

    Быстрый способ решения квадратного уравнения

    Дробно-рациональные уравнения

    Периодически приходится сталкиваться с уравнениями, где переменные присутствуют в знаменателе какой-нибудь дроби. Их называют дробно-рациональными уравнениями. Обычно их можно свести к более простому виду, но при этом следует учитывать ту особенность, что корень уравнения не должен обращать знаменатель в ноль.

    Пример. Найдите решение дробно-рационального уравнения

    Решение. Для начала перенесем дробь из правой части в левую, а потом приведем дроби к общему знаменателю:

    Умножим уравнение на величину (х – 2)(х + 3)

    (х + 1)(х – 2) + 10х – 4(х + 3) = 0

    х 2 – 2х + х – 2 + 10х – 4х – 12 = 0

    D = 5 2 – 4•1•(– 14) = 25 + 56 = 81

    Казалось бы, мы нашли два корня: 2 и (– 7). Однако в исходном уравнении в знаменателе стоит выражение (х – 2)(х – 3). При х = 2 оно обращается в нуль, то есть дробь потеряет смысл. Поэтому корень 2 следует отбросить, и остается лишь корень (– 7)

    🔍 Видео

    8 класс. Решение уравнений с дробными коэффициентами. Обучающее видеоСкачать

    8 класс.  Решение уравнений с дробными коэффициентами.  Обучающее видео
    Поделиться или сохранить к себе: