Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

Как решать квадратные уравнения

Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

О чем эта статья:

Содержание
  1. Понятие квадратного уравнения
  2. Приведенные и неприведенные квадратные уравнения
  3. Полные и неполные квадратные уравнения
  4. Решение неполных квадратных уравнений
  5. Как решить уравнение ax 2 = 0
  6. Как решить уравнение ax 2 + с = 0
  7. Как решить уравнение ax 2 + bx = 0
  8. Как разложить квадратное уравнение
  9. Дискриминант: формула корней квадратного уравнения
  10. Алгоритм решения квадратных уравнений по формулам корней
  11. Примеры решения квадратных уравнений
  12. Формула корней для четных вторых коэффициентов
  13. Формула Виета
  14. Упрощаем вид квадратных уравнений
  15. Связь между корнями и коэффициентами
  16. Квадратные уравнения (8 класс)
  17. Уравнение называют квадратным, если его можно записать в виде (ax^2+bx+c=0), где (x) неизвестная, (a), (b) и (с) коэффициенты (то есть, некоторые числа, причем (a≠0)).
  18. Коэффициент (a) называют первым или старшим коэффициентом, (b) – вторым коэффициентом, (c) – свободным членом уравнения.
  19. Виды квадратных уравнений
  20. Если в квадратном уравнении присутствуют все три его члена, его называют полным. В ином случае уравнение называется неполным.
  21. Как решать квадратные уравнения
  22. Квадратное уравнение
  23. Что такое квадратное уравнение и как его решать?
  24. Формулы корней квадратного уравнения
  25. Примеры решения квадратных уравнений
  26. Примеры решения задач
  27. 🎬 Видео

Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

Понятие квадратного уравнения

Уравнение — это равенство, содержащее переменную, значение которой нужно найти.

Например, х + 8 = 12 — это уравнение, которое содержит переменную х.

Корень уравнения — это такое значение переменной, которое при подстановке в уравнение обращает его в верное числовое равенство.

Например, если х = 5, то при подстановке в уравнение мы получим 5 + 8 = 12. 13 = 12 — противоречие. Значит, х = 5 не является корнем уравнения.

А вот если х = 4, то при подстановке в уравнение мы получим 4 + 8 = 12. 12 = 12 — верное равенство. Значит, х = 4 является корнем уравнения.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их не существует.

Квадратное уравнение — это уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где a — первый или старший коэффициент, не равный нулю, b — второй коэффициент, c — свободный член.

Чтобы запомнить месторасположение коэффициентов, давайте потренируемся определять их.

Квадратные уравнения могут иметь два корня, один корень или не иметь корней.

Чтобы определить, сколько корней имеет уравнение, нужно обратить внимание на дискриминант. Чтобы его найти, берем формулу: D = b 2 − 4ac. А вот свойства дискриминанта:

  • если D 0, есть два различных корня.

С этим разобрались. А сейчас посмотрим подробнее на различные виды квадратных уравнений.

Разобраться в теме еще быстрее с помощью опытного преподавателя можно на курсах по математике в онлайн-школе Skysmart.

Видео:Как решать квадратные уравнения. 8 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Как решать квадратные уравнения. 8 класс. Вебинар | Математика

Приведенные и неприведенные квадратные уравнения

Квадратное уравнение может быть приведенным или неприведенным — все зависит от от значения первого коэффициента.

Приведенное квадратное уравнение — это уравнение, где старший коэффициент, тот который стоит при одночлене высшей степени, равен единице.

Неприведенным называют квадратное уравнение, где старший коэффициент отличается от единицы.

Давайте-ка на примерах — вот у нас есть два уравнения:

  • x 2 — 2x + 6 = 0
  • x 2 — x — 1/4 = 0

В каждом из них старший коэффициент равен единице (которую мы мысленно представляем при x 2 ), а значит уравнение называется приведенным.

  • 2x 2 − 4x — 12 = 0 — первый коэффициент отличен от единицы (2), значит это неприведенное квадратное уравнение.

Каждое неприведенное квадратное уравнение можно преобразовать в приведенное, если произвести равносильное преобразование — разделить обе его части на первый коэффициент.

Пример 1. Превратим неприведенное уравнение: 8x 2 + 20x — 9 = 0 — в приведенное.

Для этого разделим обе части исходного уравнения на старший коэффициент 8:

Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

Ответ: равносильное данному приведенное уравнение x 2 + 2,5x — 1,125 = 0.

Видео:Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 класс

Полные и неполные квадратные уравнения

В определении квадратного уравнения есть условие: a ≠ 0. Оно нужно, чтобы уравнение ax 2 + bx + c = 0 было именно квадратным. Если a = 0, то уравнение обретет вид линейного: bx + c = 0.

Что касается коэффициентов b и c, то они могут быть равны нулю, как по отдельности, так и вместе. В таком случае квадратное уравнение принято называть неполным.

Неполное квадратное уравнение —— это квадратное уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где оба или хотя бы один из коэффициентов b и c равен нулю.

Полное квадратное уравнение — это уравнение, у которого все коэффициенты отличны от нуля.

Для самых любопытных объясняем откуда появились такие названия:
  • Если b = 0, то квадратное уравнение принимает вид ax 2 + 0x+c=0 и оно равносильно ax 2 + c = 0.
  • Если c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax 2 + bx + 0 = 0, иначе его можно написать как ax 2 + bx = 0.
  • Если b = 0 и c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax 2 = 0.

Такие уравнения отличны от полного квадратного тем, что их левые части не содержат либо слагаемого с неизвестной переменной, либо свободного члена, либо и того и другого. Отсюда и их название — неполные квадратные уравнения.

Видео:Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполныеСкачать

Алгебра 8. Урок 9 - Квадратные уравнения. Полные и неполные

Решение неполных квадратных уравнений

Как мы уже знаем, есть три вида неполных квадратных уравнений:

  • ax 2 = 0, ему отвечают коэффициенты b = 0 и c = 0;
  • ax 2 + c = 0, при b = 0;
  • ax 2 + bx = 0, при c = 0.

Давайте рассмотрим по шагам, как решать неполные квадратные уравнения по видам.

Как решить уравнение ax 2 = 0

Начнем с решения неполных квадратных уравнений, в которых b и c равны нулю, то есть, с уравнений вида ax 2 = 0.

Уравнение ax 2 = 0 равносильно x 2 = 0. Такое преобразование возможно, когда мы разделили обе части на некое число a, которое не равно нулю. Корнем уравнения x 2 = 0 является нуль, так как 0 2 = 0. Других корней у этого уравнения нет, что подтверждают свойства степеней.

Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 = 0 имеет единственный корень x = 0.

Пример 1. Решить −6x 2 = 0.

  1. Замечаем, что данному уравнению равносильно x 2 = 0, значит исходное уравнение имеет единственный корень — нуль.
  2. По шагам решение выглядит так:

Как решить уравнение ax 2 + с = 0

Обратим внимание на неполные квадратные уравнения вида ax 2 + c = 0, в которых b = 0, c ≠ 0. Мы давно знаем, что слагаемые в уравнениях носят двусторонние куртки: когда мы переносим их из одной части уравнения в другую, они надевает куртку на другую сторону — меняют знак на противоположный.

Еще мы знаем, что если обе части уравнения поделить на одно и то же число (кроме нуля) — у нас получится равносильное уравнение. Ну есть одно и то же, только с другими цифрами.

Держим все это в голове и колдуем над неполным квадратным уравнением (производим «равносильные преобразования»): ax 2 + c = 0:

  • перенесем c в правую часть: ax 2 = — c,
  • разделим обе части на a: x 2 = — c/а.

Ну все, теперь мы готовы к выводам о корнях неполного квадратного уравнения. В зависимости от значений a и c, выражение — c/а может быть отрицательным или положительным. Разберем конкретные случаи.

Если — c/а 2 = — c/а не имеет корней. Все потому, что квадрат любого числа всегда равен неотрицательному числу. Из этого следует, что при — c/а 0, то корни уравнения x 2 = — c/а будут другими. Например, можно использовать правило квадратного корня и тогда корень уравнения равен числу √- c/а, так как (√- c/а) 2 = — c/а. Кроме того, корнем уравнения может стать -√- c/а, так как (-√- c/а) 2 = — c/а. Ура, больше у этого уравнения нет корней.

Неполное квадратное уравнение ax 2 + c = 0 равносильно уравнению х 2 = -c/a, которое:

  • не имеет корней при — c/а 0.
В двух словах

Пример 1. Найти решение уравнения 8x 2 + 5 = 0.

    Перенесем свободный член в правую часть:

Разделим обе части на 8:

  • В правой части осталось число со знаком минус, значит у данного уравнения нет корней.
  • Ответ: уравнение 8x 2 + 5 = 0 не имеет корней.

    Как решить уравнение ax 2 + bx = 0

    Осталось разобрать третий вид неполных квадратных уравнений, когда c = 0.

    Неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 можно решить методом разложения на множители. Как разложить квадратное уравнение:

    Разложим на множители многочлен, который расположен в левой части уравнения — вынесем за скобки общий множитель x.

    Теперь можем перейти от исходного уравнения к равносильному x * (ax + b) = 0. А это уравнение равносильно совокупности двух уравнений x = 0 и ax + b = 0, последнее — линейное, его корень x = −b/a.

    Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 имеет два корня:

    Пример 1. Решить уравнение 0,5x 2 + 0,125x = 0

  • Это уравнение равносильно х = 0 и 0,5x + 0,125 = 0.
  • Решить линейное уравнение:

    0,5x = 0,125,
    х = 0,125/0,5

  • Значит корни исходного уравнения — 0 и 0,25.
  • Ответ: х = 0 и х = 0,25.

    Как разложить квадратное уравнение

    С помощью теоремы Виета можно получить формулу разложения квадратного трехчлена на множители. Выглядит она так:

    Формула разложения квадратного трехчлена

    Если x1 и x2 — корни квадратного трехчлена ax 2 + bx + c, то справедливо равенство ax 2 + bx + c = a (x − x1) (x − x2).

    Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. Практическая часть. 1ч. 8 класс.Скачать

    Решение квадратных уравнений. Дискриминант. Практическая часть. 1ч. 8 класс.

    Дискриминант: формула корней квадратного уравнения

    Чтобы найти результат квадратного уравнения, придумали формулу корней. Выглядит она так:

    Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

    где D = b 2 − 4ac — дискриминант квадратного уравнения.

    Эта запись означает:

    Чтобы легко применять эту формулу, нужно понять, как она получилась. Давайте разбираться.

    Алгоритм решения квадратных уравнений по формулам корней

    Теперь мы знаем, что при решении квадратных уравнения можно использовать универсальную формулу корней — это помогает находить комплексные корни.

    В 8 классе на алгебре можно встретить задачу по поиску действительных корней квадратного уравнения. Для этого важно перед использованием формул найти дискриминант и убедиться, что он неотрицательный, и только после этого вычислять значения корней. Если дискриминант отрицательный, значит уравнение не имеет действительных корней.

    Алгоритм решения квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0:

    • вычислить его значение дискриминанта по формуле D = b 2 −4ac;
    • если дискриминант отрицательный, зафиксировать, что действительных корней нет;
    • если дискриминант равен нулю, вычислить единственный корень уравнения по формуле х = −b/2a;
    • если дискриминант положительный, найти два действительных корня квадратного уравнения по формуле корней Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

    Чтобы запомнить алгоритм решения квадратных уравнений и с легкостью его использовать, давайте тренироваться!

    Примеры решения квадратных уравнений

    Как решать квадратные уравнения мы уже знаем, осталось закрепить знания на практике.

    Пример 1. Решить уравнение −4x 2 + 28x — 49 = 0.

    1. Найдем дискриминант: D = 28 2 — 4(-4)(-49) = 784 — 784 = 0
    2. Так как дискриминант равен нулю, значит это квадратное уравнение имеет единственный корень
    3. Найдем корень

    Ответ: единственный корень 3,5.

    Пример 2. Решить уравнение 54 — 6x 2 = 0.

      Произведем равносильные преобразования. Умножим обе части на −1

    Оставим неизвестное в одной части, остальное перенесем с противоположным знаком в другую

    Ответ: два корня 3 и — 3.

    Пример 3. Решить уравнение x 2 — х = 0.

      Преобразуем уравнение так, чтобы появились множители

    Ответ: два корня 0 и 1.

    Пример 4. Решить уравнение x 2 — 10 = 39.

      Оставим неизвестное в одной части, остальное перенесем с противоположным знаком в другую

    Ответ: два корня 7 и −7.

    Пример 5. Решить уравнение 3x 2 — 4x+94 = 0.

      Найдем дискриминант по формуле

    D = (-4) 2 — 4 * 3 * 94 = 16 — 1128 = −1112

  • Дискриминант отрицательный, поэтому корней нет.
  • Ответ: корней нет.

    В школьной программе за 8 класс нет обязательного требования искать комплексные корни, но такой подход может ускорить ход решения. Если дискриминант отрицательный — сразу пишем ответ, что действительных корней нет и не мучаемся.

    Видео:ТЕОРЕМА ВИЕТА ЗА 2 МИНУТЫСкачать

    ТЕОРЕМА ВИЕТА ЗА 2 МИНУТЫ

    Формула корней для четных вторых коэффициентов

    Рассмотрим частный случай. Формула решения корней квадратного уравнения Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры, где D = b 2 — 4ac, помогает получить еще одну формулу, более компактную, при помощи которой можно решать квадратные уравнения с четным коэффициентом при x. Рассмотрим, как появилась эта формула.

    Например, нам нужно решить квадратное уравнение ax 2 + 2nx + c = 0. Сначала найдем его корни по известной нам формуле. Вычислим дискриминант D = (2n) 2 — 4ac = 4n 2 — 4ac = 4(n 2 — ac) и подставим в формулу корней:

    2 + 2nx + c = 0″ height=»705″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc11a460e2f8354381151.png» width=»588″>

    Для удобства вычислений обозначим выражение n 2 -ac как D1. Тогда формула корней квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2·n примет вид:

    Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

    где D1 = n 2 — ac.

    Самые внимательные уже заметили, что D = 4D1, или D1= D/4. Проще говоря, D1 — это четверть дискриминанта. И получается, что знак D1 является индикатором наличия или отсутствия корней квадратного уравнения.

    Сформулируем правило. Чтобы найти решение квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2n, нужно:

    • вычислить D1= n 2 — ac;
    • если D1 0, значит можно найти два действительных корня по формуле

    Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

    Видео:Квадратное уравнение. 8 класс.Скачать

    Квадратное уравнение. 8 класс.

    Формула Виета

    Если в школьной геометрии чаще всего используется теорема Пифагора, то в школьной алгебре ведущую роль занимают формулы Виета. Теорема звучит так:

    Сумма корней x 2 + bx + c = 0 равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней равняется свободному члену.

    Если дано x 2 + bx + c = 0, где x₁ и x₂ являются корнями, то справедливы два равенства:

    Знак системы, который принято обозначать фигурной скобкой, означает, что значения x₁ и x₂ удовлетворяют обоим равенствам.

    Рассмотрим теорему Виета на примере: x 2 + 4x + 3 = 0.

    Пока неизвестно, какие корни имеет данное уравнение. Но в соответствии с теоремой можно записать, что сумма этих корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком. Он равен четырем, значит будем использовать минус четыре:

    Произведение корней по теореме соответствует свободному члену. В данном случае свободным членом является число три. Значит:
    Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

    Необходимо проверить равна ли сумма корней −4, а произведение 3. Для этого найдем корни уравнения x 2 + 4x + 3 = 0. Воспользуемся формулами для чётного второго коэффициента:
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»215″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/E_X403ETh_88EANRWdQN03KRT8yxP2HO4HoCrxj__c8G0DqmNJ1KDRqtLH5Z1p7DtHm-rNMDB2tEs41D7RHpEV5mojDTMMRPuIkcW33jVNDoOe0ylzXdHATLSGzW4NakMkH2zkLE» width=»393″>

    Получилось, что корнями уравнения являются числа −1 и −3. Их сумма равняется второму коэффициенту с противоположным знаком, а значит решение верное.
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/VzGPXO9B0ZYrr9v0DpJfXwuzeZtjYnDxE_ma76PUC8o7jVWwa8kZjTJhq2Lof0TiJXAp_ny3yRwI_OyRzeucv9xUZ63yoozGPP4xd4OxvElVT7Pt-d6xL5w17e_mQNs5qZJQiwfG» width=»125″>

    Произведение корней −1 и −3 по теореме Виета должно равняться свободному члену, то есть числу 3. Это условие также выполняется:
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh4.googleusercontent.com/Cq-LCFmY3YGNSan1VF3l3CqIeojoJYAvGAiTBWnzyoZu_xJFrF5NfQ3xCe59apJklw6uYbmQ4lAkBTeC-TJmEGicN3rgGtsezhuqdNiOWjZT39NziOB5uOmQr3cr9-5fNnepdZDo» width=»112″>

    Результат проделанных вычислений в том, что мы убедились в справедливости выражения:

    Когда дана сумма и произведение корней квадратного уравнения, принято начинать подбор подходящих корней. Теорема, обратная теореме Виета, при таких условиях может быть главным помощником. Вот она:

    Обратная теорема Виета

    Если числа x1 и x2 таковы, что их сумма равна второму коэффициенту уравнения x 2 + bx + c = 0, взятому с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену, то эти числа и есть корни x 2 + bx + c = 0.

    Обычно вся суть обратных теорем в том самом выводе, которое дает первая теорема. Так, при доказательстве теоремы Виета стало понятно, что сумма x1 и x2 равна −b, а их произведение равно c. В обратной теореме это и есть утверждение.

    Пример 1. Решить при помощи теоремы Виета: x 2 − 6x + 8 = 0.

      Для начала запишем сумму и произведение корней уравнения. Сумма будет равна 6, так как второй коэффициент равен −6. А произведение корней равно 8.

    2 − 6x + 8 = 0″ height=»59″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc101ce2e346034751939.png» width=»117″>

    Когда у нас есть эти два равенства, можно подобрать подходящие корни, которые будут удовлетворять обоим равенствам системы.

    Чтобы проще подобрать корни, нужно их перемножить. Число 8 можно получить путем перемножения чисел 4 и 2 либо 1 и 8. Но значения x1 и x2 надо подбирать так, чтобы они удовлетворяли и второму равенству тоже.

    Можно сделать вывод, что значения 1 и 8 не подходят, так как они не удовлетворяют равенству x1 + x2 = 6. А значения 4 и 2 подходят обоим равенствам:

    Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

    Значит числа 4 и 2 — корни уравнения x 2 − 6x + 8 = 0. p>Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

    Упрощаем вид квадратных уравнений

    Если мы ходили в школу всегда одной тропинкой, а потом вдруг обнаружили путь короче — это значит теперь у нас есть выбор: упростить себе задачу и сократить время на дорогу или прогуляться по привычному маршруту.

    Так же и при вычислении корней квадратного уравнения. Ведь проще посчитать уравнение 11x 2 — 4 x — 6 = 0, чем 1100x 2 — 400x — 600 = 0.

    Часто упрощение вида квадратного уравнения можно получить через умножение или деление обеих частей на некоторое число. Например, в предыдущем абзаце мы упростили уравнение 1100x 2 — 400x — 600 = 0, просто разделив обе части на 100.

    Такое преобразование возможно, когда коэффициенты не являются взаимно простыми числами. Тогда принято делить обе части уравнения на наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов.

    Покажем, как это работает на примере 12x 2 — 42x + 48 = 0. Найдем наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов: НОД (12, 42, 48) = 6. Разделим обе части исходного квадратного уравнения на 6, и придем к равносильному уравнению 2x 2 — 7x + 8 = 0. Вот так просто.

    А умножение обеих частей квадратного уравнения отлично помогает избавиться от дробных коэффициентов. Умножать в данном случае лучше на наименьшее общее кратное знаменателей его коэффициентов. Например, если обе части квадратного уравнения

    Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

    умножить на НОК (6, 3, 1) = 6, то оно примет более простой вид x 2 + 4x — 18 = 0.

    Также для удобства вычислений можно избавиться от минуса при старшем коэффициенте квадратного уравнения — для этого умножим или разделим обе части на −1. Например, удобно от квадратного уравнения −2x 2 — 3x + 7 = 0 перейти к решению 2x 2 + 3x — 7 = 0.

    Связь между корнями и коэффициентами

    Мы уже запомнили, что формула корней квадратного уравнения выражает корни уравнения через его коэффициенты:

    Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

    Из этой формулы, можно получить другие зависимости между корнями и коэффициентами.

    Например, можно применить формулы из теоремы Виета:

    Для приведенного квадратного уравнения сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней — свободному члену. Например, по виду уравнения 3x 2 — 7x + 22 = 0 можно сразу сказать, что сумма его корней равна 7/3, а произведение корней равно 22/3.

    Можно активно использовать уже записанные формулы и с их помощью получить ряд других связей между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Таким образом можно выразить сумму квадратов корней квадратного уравнения через его коэффициенты:

    Видео:Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | МатематикаСкачать

    Квадратные уравнения от «А» до «Я». Классификация, решение и теорема Виета | Математика

    Квадратные уравнения (8 класс)

    Уравнение называют квадратным, если его можно записать в виде (ax^2+bx+c=0), где (x) неизвестная, (a), (b) и (с) коэффициенты (то есть, некоторые числа, причем (a≠0)).

    В первом примере (a=3), (b=-26), (c=5). В двух других (a),(b) и (c) не выражены явно. Но если эти уравнения преобразовать к виду (ax^2+bx+c=0), они обязательно появятся.

    Коэффициент (a) называют первым или старшим коэффициентом, (b) – вторым коэффициентом, (c) – свободным членом уравнения.

    Видео:Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

    Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 класс

    Виды квадратных уравнений

    Если в квадратном уравнении присутствуют все три его члена, его называют полным. В ином случае уравнение называется неполным.

    Видео:5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

    5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

    Как решать квадратные уравнения

    В данной статье мы рассмотрим вопрос решения полных квадратных уравнений. Про решение неполных — смотрите здесь .

    Итак, стандартный алгоритм решения полного квадратного уравнения:

      Преобразовать уравнение к виду (ax^2+bx+c=0).

      Выписать значения коэффициентов (a), (b) и (c).
      Пока не отработали решение квадратных уравнений до автоматизма, не пропускайте этот этап! Особенно обратите внимание, что знак перед членом берется в коэффициент. То есть, для уравнения (2x^2-3x+5=0), коэффициент (b=-3), а не (3).

      Вычислить значение дискриминанта по формуле (D=b^2-4ac).

      Решите квадратное уравнение (2x(1+x)=3(x+5))
      Решение:

      Теперь переносим все слагаемые влево, меняя знак.

      Уравнение приняло нужный нам вид. Выпишем коэффициенты.

      Найдем дискриминант по формуле (D=b^2-4ac).

      Найдем корни уравнения по формулам (x_1=frac<-b + sqrt>) и (x_2=frac<-b — sqrt>).

      Решите квадратное уравнение (x^2+9=6x)
      Решение:

      Тождественными преобразованиями приведем уравнение к виду (ax^2+bx+c=0).

      Найдем дискриминант по формуле (D=b^2-4ac).

      Найдем корни уравнения по формулам (x_1=frac<-b + sqrt>) и (x_1=frac<-b — sqrt>).

      В обоих корнях получилось одинаковое значение. Нет смысла писать его в ответ два раза.

      Решите квадратное уравнение (3x^2+x+2=0)
      Решение:

      Уравнение сразу дано в виде (ax^2+bx+c=0), преобразования не нужны. Выписываем коэффициенты.

      Найдем дискриминант по формуле (D=b^2-4ac).

      Найдем корни уравнения по формулам (x_1=frac<-b + sqrt>) и (x_1=frac<-b — sqrt>).

      Оба корня невычислимы, так как арифметический квадратный корень из отрицательного числа не извлекается.

      Обратите внимание, в первом уравнении у нас два корня, во втором – один, а в третьем – вообще нет корней. Это связано со знаком дискриминанта (подробнее смотри тут ).

      Также многие квадратные уравнения могут быть решены с помощью обратной теоремы Виета . Это быстрее, но требует определенного навыка.

      Пример. Решить уравнение (x^2-7x+6=0).
      Решение: Согласно обратной теореме Виета, корнями уравнения будут такие числа, которые в произведении дадут (6), а в сумме (7). Простым подбором получаем, что эти числа: (1) и (6). Это и есть наши корни (можете проверить решением через дискриминант).
      Ответ: (x_1=1), (x_2=6).

      Данную теорему удобно использовать с приведенными квадратными уравнениями, имеющими целые коэффициенты (b) и (c).

      Видео:Решение задач с помощью квадратных уравнений. Алгебра, 8 классСкачать

      Решение задач с помощью квадратных уравнений. Алгебра, 8 класс

      Квадратное уравнение

      Видео:Решение квадратных уравнений. Метод разложения на множители. 8 класс.Скачать

      Решение квадратных уравнений. Метод разложения на множители. 8 класс.

      Что такое квадратное уравнение и как его решать?

      Мы помним, что уравнение это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой нужно найти.

      Если переменная, входящая в уравнение, возведенá во вторую степень (в квадрат), то такое уравнение называют уравнением второй степени или квадратным уравнением.

      Например, следующие уравнения являются квадратными:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Решим первое из этих уравнений, а именно x 2 − 4 = 0 .

      Все тождественные преобразования, которые мы применяли при решении обычных линейных уравнений, можно применять и при решении квадратных.

      Итак, в уравнении x 2 − 4 = 0 перенесем член −4 из левой части в правую часть, изменив знак:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Получили уравнение x 2 = 4 . Ранее мы говорили, что уравнение считается решённым, если в одной части переменная записана в первой степени и её коэффициент равен единице, а другая часть равна какому-нибудь числу. То есть чтобы решить уравнение, его следует привести к виду x = a , где a — корень уравнения.

      У нас переменная x всё ещё во второй степени, поэтому решение необходимо продолжить.

      Чтобы решить уравнение x 2 = 4 , нужно ответить на вопрос при каком значении x левая часть станет равна 4 . Очевидно, что при значениях 2 и −2 . Чтобы вывести эти значения воспользуемся определением квадратного корня.

      Число b называется квадратным корнем из числа a , если b 2 = a и обозначается как Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      У нас сейчас похожая ситуация. Ведь, что такое x 2 = 4 ? Переменная x в данном случае это квадратный корень из числа 4, поскольку вторая степень x прирáвнена к 4.

      Тогда можно записать, что Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры. Вычисление правой части позвóлит узнать чему равно x . Квадратный корень имеет два значения: положительное и отрицательное. Тогда получаем x = 2 и x = −2 .

      Обычно записывают так: перед квадратным корнем ставят знак «плюс-минус», затем находят арифметическое значение квадратного корня. В нашем случае на этапе когда записано выражение Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры, перед Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыследует поставить знак ±

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Затем найти арифметическое значение квадратного корня Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Выражение x = ± 2 означает, что x = 2 и x = −2 . То есть корнями уравнения x 2 − 4 = 0 являются числа 2 и −2 . Запишем полностью решение данного уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Выполним проверку. Подставим корни 2 и −2 в исходное уравнение и выполним соответствующие вычисления. Если при значениях 2 и −2 левая часть равна нулю, то это будет означать, что уравнение решено верно:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В обоих случаях левая часть равна нулю. Значит уравнение решено верно.

      Решим ещё одно уравнение. Пусть требуется решить квадратное уравнение (x + 2) 2 = 25

      Для начала проанализируем данное уравнение. Левая часть возведенá в квадрат и она равна 25 . Какое число в квадрате равно 25 ? Очевидно, что числа 5 и −5

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      То есть наша задача найти x, при которых выражение x + 2 будет равно числам 5 и −5 . Запишем эти два уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Решим оба уравнения. Это обычные линейные уравнения, которые решаются легко:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Значит корнями уравнения (x + 2) 2 = 25 являются числа 3 и −7 .

      В данном примере как и в прошлом можно использовать определение квадратного корня. Так, в уравнения (x + 2) 2 = 25 выражение (x + 2) представляет собой квадратный корень из числа 25 . Поэтому можно cначала записать, что Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры.

      Тогда правая часть станет равна ±5 . Полýчится два уравнения: x + 2 = 5 и x + 2 = −5. Решив по отдельности каждое из этих уравнений мы придём к корням 3 и −7 .

      Запишем полностью решение уравнения (x + 2) 2 = 25

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Из рассмотренных примеров видно, что квадратное уравнение имеет два корня. Чтобы не забыть о найденных корнях, переменную x можно подписывать нижними индексами. Так, корень 3 можно обозначить через x1 , а корень −7 через x2

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В предыдущем примере тоже можно было сделать так. Уравнение x 2 − 4 = 0 имело корни 2 и −2 . Эти корни можно было обозначить как x1 = 2 и x2 = −2.

      Бывает и так, что квадратное уравнение имеет только один корень или вовсе не имеет корней. Такие уравнения мы рассмотрим позже.

      Сделаем проверку для уравнения (x + 2) 2 = 25 . Подставим в него корни 3 и −7 . Если при значениях 3 и −7 левая часть равна 25 , то это будет означать, что уравнение решено верно:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В обоих случаях левая часть равна 25 . Значит уравнение решено верно.

      Квадратное уравнение бывает дано в разном виде. Наиболее его распространенная форма выглядит так:

      ax 2 + bx + c = 0 ,
      где a, b, c — некоторые числа, x — неизвестное.

      Это так называемый общий вид квадратного уравнения. В таком уравнении все члены собраны в общем месте (в одной части), а другая часть равна нулю. По другому такой вид уравнения называют нормальным видом квадратного уравнения.

      Пусть дано уравнение 3x 2 + 2x = 16 . В нём переменная x возведенá во вторую степень, значит уравнение является квадратным. Приведём данное уравнение к общему виду.

      Итак, нам нужно получить уравнение, которое будет похоже на уравнение ax 2 + bx + c = 0 . Для этого в уравнении 3x 2 + 2x = 16 перенесем 16 из правой части в левую часть, изменив знак:

      Получили уравнение 3x 2 + 2x − 16 = 0 . В этом уравнении a = 3 , b = 2 , c = −16 .

      В квадратном уравнении вида ax 2 + bx + c = 0 числа a , b и c имеют собственные названия. Так, число a называют первым или старшим коэффициентом; число b называют вторым коэффициентом; число c называют свободным членом.

      В нашем случае для уравнения 3x 2 + 2x − 16 = 0 первым или старшим коэффициентом является 3 ; вторым коэффициентом является число 2 ; свободным членом является число −16 . Есть ещё другое общее название для чисел a, b и cпараметры.

      Так, в уравнении 3x 2 + 2x − 16 = 0 параметрами являются числа 3 , 2 и −16 .

      В квадратном уравнении желательно упорядочивать члены так, чтобы они располагались в таком же порядке как у нормального вида квадратного уравнения.

      Например, если дано уравнение −5 + 4x 2 + x = 0 , то его желательно записать в нормальном виде, то есть в виде ax 2 + bx + c = 0.

      В уравнении −5 + 4x 2 + x = 0 видно, что свободным членом является −5 , он должен располагаться в конце левой части. Член 4x 2 содержит старший коэффициент, он должен располагаться первым. Член x соответственно будет располагаться вторым:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Квадратное уравнение в зависимости от случая может принимать различный вид. Всё зависит от того, чему равны значения a , b и с .

      Если коэффициенты a , b и c не равны нулю, то квадратное уравнение называют полным. Например, полным является квадратное уравнение 2x 2 + 6x − 8 = 0 .

      Если какой-то из коэффициентов равен нулю (то есть отсутствует), то уравнение значительно уменьшается и принимает более простой вид. Такое квадратное уравнение называют неполным. Например, неполным является квадратное уравнение 2x 2 + 6x = 0, в нём имеются коэффициенты a и b (числа 2 и 6 ), но отсутствует свободный член c.

      Рассмотрим каждый из этих видов уравнений, и для каждого из этих видов определим свой способ решения.

      Пусть дано квадратное уравнение 2x 2 + 6x − 8 = 0 . В этом уравнении a = 2 , b = 6 , c = −8 . Если b сделать равным нулю, то уравнение примет вид:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Получилось уравнение 2x 2 − 8 = 0 . Чтобы его решить перенесем −8 в правую часть, изменив знак:

      Для дальнейшего упрощения уравнения воспользуемся ранее изученными тождественными преобразованиями. В данном случае можно разделить обе части на 2

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      У нас получилось уравнение, которое мы решали в начале данного урока. Чтобы решить уравнение x 2 = 4 , следует воспользоваться определением квадратного корня. Если x 2 = 4 , то Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры. Отсюда x = 2 и x = −2 .

      Значит корнями уравнения 2x 2 − 8 = 0 являются числа 2 и −2 . Запишем полностью решение данного уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Выполним проверку. Подставим корни 2 и −2 в исходное уравнение и выполним соответствующие вычисления. Если при значениях 2 и −2 левая часть равна нулю, то это будет означать, что уравнение решено верно:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В обоих случаях левая часть равна нулю, значит уравнение решено верно.

      Уравнение, которое мы сейчас решили, является неполным квадратным уравнением. Название говорит само за себя. Если полное квадратное уравнение выглядит как ax 2 + bx + c = 0 , то сделав коэффициент b нулём получится неполное квадратное уравнение ax 2 + c = 0 .

      У нас тоже сначала было полное квадратное уравнение 2x 2 + 6x − 4 = 0 . Но мы сделали коэффициент b нулем, то есть вместо числа 6 поставили 0 . В результате уравнение обратилось в неполное квадратное уравнение 2x 2 − 4 = 0 .

      В начале данного урока мы решили квадратное уравнение x 2 − 4 = 0 . Оно тоже является уравнением вида ax 2 + c = 0 , то есть неполным. В нем a = 1 , b = 0 , с = −4 .

      Также, неполным будет квадратное уравнение, если коэффициент c равен нулю.

      Рассмотрим полное квадратное уравнение 2x 2 + 6x − 4 = 0 . Сделаем коэффициент c нулём. То есть вместо числа 4 поставим 0

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Получили квадратное уравнение 2x 2 + 6x=0 , которое является неполным. Чтобы решить такое уравнение, переменную x выносят за скобки:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Получилось уравнение x(2x + 6) = 0 в котором нужно найти x, при котором левая часть станет равна нулю. Заметим, что в этом уравнении выражения x и (2x + 6) являются сомножителями. Одно из свойств умножения говорит, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

      В нашем случае равенство будет достигаться, если x будет равно нулю или (2x + 6) будет равно нулю. Так и запишем для начала:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Получилось два уравнения: x = 0 и 2x + 6 = 0 . Первое уравнение решать не нужно — оно уже решено. То есть первый корень равен нулю.

      Чтобы найти второй корень, решим уравнение 2x + 6 = 0 . Это обычное линейное уравнение, которое решается легко:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Видим, что второй корень равен −3.

      Значит корнями уравнения 2x 2 + 6x = 0 являются числа 0 и −3 . Запишем полностью решение данного уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Выполним проверку. Подставим корни 0 и −3 в исходное уравнение и выполним соответствующие вычисления. Если при значениях 0 и −3 левая часть равна нулю, то это будет означать, что уравнение решено верно:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Следующий случай это когда числа b и с равны нулю. Рассмотрим полное квадратное уравнение 2x 2 + 6x − 4 = 0 . Сделаем коэффициенты b и c нулями. Тогда уравнение примет вид:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Получили уравнение 2x 2 = 0 . Левая часть является произведением, а правая часть равна нулю. Произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю. Очевидно, что x = 0 . Действительно, 2 × 0 2 = 0 . Отсюда, 0 = 0 . При других значениях x равенства достигаться не будет.

      Проще говоря, если в квадратном уравнении вида ax 2 + bx + c = 0 числа b и с равны нулю, то корень такого уравнения равен нулю.

      Отметим, что когда употребляются словосочетания « b равно нулю » или « с равно нулю «, то подразумевается, что параметры b или c вовсе отсутствуют в уравнении.

      Например, если дано уравнение 2x 2 − 32 = 0 , то мы говорим, что b = 0 . Потому что если сравнить с полным уравнением ax 2 + bx + c = 0 , то можно заметить, что в уравнении 2x 2 − 32 = 0 присутствует старший коэффициент a , равный 2; присутствует свободный член −32 ; но отсутствует коэффициент b .

      Наконец, рассмотрим полное квадратное уравнение ax 2 + bx + c = 0 . В качестве примера решим квадратное уравнение x 2 − 2x + 1 = 0 .

      Итак, требуется найти x , при котором левая часть станет равна нулю. Воспользуемся изученными ранее тождественными преобразованиями.

      Прежде всего заметим, что левая часть уравнения представляет собой квадрат разности двух выражений. Если мы вспомним как раскладывать многочлен на множители, то получим в левой части (x − 1) 2 .

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Рассуждаем дальше. Левая часть возведенá в квадрат и она равна нулю. Какое число в квадрате равно нулю? Очевидно, что только 0 . Поэтому наша задача найти x , при котором выражение x − 1 равно нулю. Решив простейшее уравнение x − 1 = 0 , можно узнать чему равно x

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Этот же результат можно получить, если воспользоваться квадратным корнем. В уравнении (x − 1) 2 = 0 выражение (x − 1) представляет собой квадратный корень из нуля. Тогда можно записать, что Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры. В этом примере записывать перед корнем знак ± не нужно, поскольку корень из нуля имеет только одно значение — ноль. Тогда получается x − 1 = 0 . Отсюда x = 1 .

      Значит корнем уравнения x 2 − 2x + 1 = 0 является единица. Других корней у данного уравнения нет. В данном случае мы решили квадратное уравнение, имеющее только один корень. Такое тоже бывает.

      Не всегда бывают даны простые уравнения. Рассмотрим например уравнение x 2 + 2x − 3 = 0 .

      В данном случае левая часть уже не является квадратом суммы или разности. Поэтому нужно искать другие пути решения.

      Заметим, что левая часть уравнения представляет собой квадратный трехчлен. Тогда можно попробовать выделить полный квадрат из этого трёхчлена и посмотреть что это нам даст.

      Выделим полный квадрат из квадратного трёхчлена, располагающего в левой части уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В получившемся уравнении перенесем −4 в правую часть, изменив знак:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Теперь воспользуемся квадратным корнем. В уравнении (x + 1) 2 = 4 выражение (x + 1) представляет собой квадратный корень из числа 4 . Тогда можно записать, что Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры. Вычисление правой части даст выражение x + 1 = ±2 . Отсюда полýчится два уравнения: x + 1 = 2 и x + 1 = −2 , корнями которых являются числа 1 и −3

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Значит корнями уравнения x 2 + 2x − 3 = 0 являются числа 1 и −3 .

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Пример 3. Решить уравнение x 2 − 6x + 9 = 0 , выделив полный квадрат.

      Выделим полный квадрат из левой части:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Далее воспользуемся квадратным корнем и узнáем чему равно x

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Значит корнем уравнения x 2 − 6x + 9 = 0 является 3. Выполним проверку:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Пример 4. Решить квадратное уравнение 4x 2 + 28x − 72 = 0 , выделив полный квадрат:

      Выделим полный квадрат из левой части:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Перенесём −121 из левой части в правую часть, изменив знак:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Воспользуемся квадратным корнем:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Получили два простых уравнения: 2x + 7 = 11 и 2x + 7 = −11. Решим их:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Пример 5. Решить уравнение 2x 2 + 3x − 27 = 0

      Это уравнение немного посложнее. Когда мы выделяем полный квадрат, первый член квадратного трёхчлена мы представляем в виде квадрата какого-нибудь выражения.

      Так, в прошлом примере первым членом уравнения был 4x 2 . Его можно было представить в виде квадрата выражения 2x , то есть (2x) 2 = 2 2 x 2 = 4x 2 . Чтобы убедиться что это правильно, можно извлечь квадратный корень из выражения 4x 2 . Это квадратный корень из произведения — он равен произведению корней:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В уравнении 2x 2 + 3x − 27 = 0 первый член это 2x 2 . Его нельзя представить в виде квадрата какого-нибудь выражения. Потому что нет числá, квадрат которого равен 2. Если бы такое число было, то этим числом был бы квадратный корень из числа 2. Но квадратный корень из числа 2 извлекается только приближённо. А приближённое значение не годится для представления числá 2 в виде квадрата.

      Если обе части исходного уравнения умножить или разделить на одно и то же число, то полýчится уравнение равносильное исходному. Это правило сохраняется и для квадратного уравнения.

      Тогда можно разделить обе части нашего уравнения на 2 . Это позвóлит избавиться от двойки перед x 2 что впоследствии даст нам возможность выделить полный квадрат:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Перепишем левую часть в виде трёх дробей со знаменателем 2

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Сократим первую дробь на 2. Остальные члены левой части перепишем без изменений. Правая часть по-прежнему станет равна нулю:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Выделим полный квадрат.

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      При представлении члена Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыв виде удвоенного произведения, появление множителя 2 привело бы к тому, что этот множитель и знаменатель дроби Квадратные уравнения 8 класс сложные примерысократились бы. Чтобы этого не произошло, удвоенное произведение было домножено на Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры. При выделении полного квадрата всегда нужно стараться сделать так, чтобы значение изначального выражения не изменилось.

      Свернём полученный полный квадрат:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Приведём подобные члены:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Перенесём дробь Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыв правую часть, изменив знак:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Воспользуемся квадратным корнем. Выражение Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыпредставляет собой квадратный корень из числа Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Для вычисления правой части воспользуемся правилом извлечения квадратного корня из дроби:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Тогда наше уравнение примет вид:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Полýчим два уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Значит корнями уравнения 2x 2 + 3x − 27 = 0 являются числа 3 и Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры.

      Корень Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыудобнее оставить в таком виде, не выполняя деления числителя на знаменатель. Так проще будет выполнять проверку.

      Выполним проверку. Подставим найденные корни в исходное уравнение:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В обоих случаях левая часть равна нулю, значит уравнение 2x 2 + 3x − 27 = 0 решено верно.

      Решая уравнение 2x 2 + 3x − 27 = 0 , в самом начале мы разделили обе его части на 2 . В результате получили квадратное уравнение, в котором коэффициент перед x 2 равен единице:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Такой вид квадратного уравнения называют приведённым квадратным уравнением.

      Любое квадратное уравнение вида ax 2 + bx + c = 0 можно сделать приведённым. Для этого нужно разделить обе его части на коэффициент, который располагается перед x². В данном случае обе части уравнения ax 2 + bx + c = 0 нужно разделить на a

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Пример 6. Решить квадратное уравнение 2x 2 + x + 2 = 0

      Сделаем данное уравнение приведённым:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Выделим полный квадрат:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Получили уравнение Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры, в котором квадрат выражения Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыравен отрицательному числу Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры. Такого быть не может, поскольку квадрат любого числа или выражения всегда положителен.

      Следовательно, нет такого значения x , при котором левая часть стала бы равна Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры. Значит уравнение Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыне имеет корней.

      А поскольку уравнение Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыравносильно исходному уравнению 2x 2 + x + 2 = 0 , то и оно (исходное уравнение) не имеет корней.

      Видео:Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

      Решение биквадратных уравнений. 8 класс.

      Формулы корней квадратного уравнения

      Выделять полный квадрат для каждого решаемого квадратного уравнения не очень удобно.

      Можно ли создать универсальные формулы для решения квадратных уравнений? Оказывается можно. Сейчас мы этим и займёмся.

      Взяв за основу буквенное уравнение ax 2 + bx + c = 0 , и выполнив некоторые тождественные преобразования, мы сможем получить формулы для вывода корней квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0 . В эти формулы можно будет подставлять коэффициенты a , b , с и получать готовые решения.

      Итак, выделим полный квадрат из левой части уравнения ax 2 + bx + c = 0. Сначала сделаем данное уравнение приведённым. Разделим обе его части на a

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Теперь в получившемся уравнении выделим полный квадрат:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Перенесем члены Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыи Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыв правую часть, изменив знак:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Приведём правую часть к общему знаменателю. Дроби, состоящие из букв, привóдят к общему знаменателю методом «крест-нáкрест». То есть знаменатель первой дроби станóвится дополнительным множителем второй дроби, а знаменатель второй дроби станóвится дополнительным множителем первой дроби:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В числителе правой части вынесем за скобки a

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Сократим правую часть на a

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Поскольку все преобразования были тождественными, то получившееся уравнение Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыимеет те же корни, что и исходное уравнение ax 2 + bx + c = 0.

      Уравнение Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыбудет иметь корни только тогда, если правая часть больше нуля или равна нулю. Это потому что в левой части выполнено возведéние в квадрат, а квадрат любого числа положителен или равен нулю (если в этот квадрат возвóдится ноль). А чему будет равна правая часть зависит от того, что будет подставлено вместо переменных a , b и c .

      Поскольку при любом a не рáвным нулю, знаменатель правой части уравнения Квадратные уравнения 8 класс сложные примерывсегда будет положительным, то знак дроби Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыбудет зависеть от знака её числителя, то есть от выражения b 2 − 4ac .

      Выражение b 2 − 4ac называют дискриминантом квадратного уравнения. Дискриминант это латинское слово, означающее различитель . Дискриминант квадратного уравнения обозначается через букву D

      Дискриминант позволяет заранее узнать имеет ли уравнение корни или нет. Так, в предыдущем задании мы долго решали уравнение 2x 2 + x + 2 = 0 и оказалось, что оно не имеет корней. Дискриминант же позволил бы нам заранее узнать, что корней нет. В уравнении 2x 2 + x + 2 = 0 коэффициенты a , b и c равны 2, 1 и 2 соответственно. Подставим их в формулу D = b 2 −4ac

      D = b 2 − 4ac = 1 2 − 4 × 2 × 2 = 1 − 16 = −15.

      Видим, что D (оно же b 2 − 4ac ) является отрицательным числом. Тогда нет смысла решать уравнение 2x 2 + x + 2 = 0, выделяя в нём полный квадрат, потому что когда мы дойдем до уравнения вида Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры, окажется что правая часть станет меньше нуля (из-за отрицательного дискриминанта). А квадрат числа не может быть отрицательным. Следовательно, корней у данного уравнения не будет.

      Станóвится понятно почему древние люди считали выражение b 2 − 4ac различителем. Это выражение подобно индикатору позволяет различить уравнение имеющего корни от уравнения, не имеющего корней.

      Итак, D равно b 2 − 4ac . Подставим в уравнении Квадратные уравнения 8 класс сложные примерывместо выражения b 2 − 4ac букву D

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Если дискриминант исходного уравнения окажется меньше нуля (D , то уравнение примет вид:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В этом случае говорят, что у исходного уравнения корней нет, поскольку квадрат любого числа не должен быть отрицательным.

      Если дискриминант исходного уравнения окажется больше нуля (D > 0) , то уравнение примет вид:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В этом случае уравнение будет иметь два корня. Для их вывода воспользуемся квадратным корнем:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Получили уравнение Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры. Из него полýчится два уравнения: Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыи Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры. Выразим x в каждом из уравнений:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Получившиеся два равенства это и есть универсальные формулы для решения квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0. Их называют формулами корней квадратного уравнения .

      Чаще всего эти формулы обозначаются как x1 и x2 . То есть для вычисления первого корня используется формула c индексом 1; для вывода второго корня — формула с индексом 2. Обозначим свои формулы так же:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Очерёдность применения формул не важнá.

      Решим например квадратное уравнение x 2 + 2x − 8 = 0 с помощью формул корней квадратного уравнения. Коэффициенты данного квадратного уравнения это числа 1 , 2 и −8 . То есть, a = 1 , b = 2 , c = −8 .

      Прежде чем использовать формулы корней квадратного уравнения, нужно найти дискриминант этого уравнения.

      Найдём дискриминант квадратного уравнения. Для этого воспользуемся формулой D = b 2 4 ac . Вместо переменных a, b и c у нас будут коэффициенты уравнения x 2 + 2x − 8 = 0

      D = b 2 4ac = 2 2 − 4 × 1 × (−8) = 4 + 32 = 36

      Дискриминант больше нуля. Значит уравнение имеет два корня. Теперь можно воспользоваться формулами корней квадратного уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Значит корнями уравнения x 2 + 2x − 8 = 0 являются числа 2 и −4 . Проверкой убеждаемся, что корни найдены верно:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Наконец, рассмотрим случай когда дискриминант квадратного уравнения равен нулю. Вернёмся к уравнению Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры. Если дискриминант равен нулю, то правая часть уравнения примет вид:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      И в этом случае квадратное уравнение будет иметь только один корень. Воспользуемся квадратным корнем:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Далее выражаем x

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Это ещё одна формула для вывода корня квадратного корня. Рассмотрим её применение. Ранее мы решили уравнение x 2 − 6x + 9 = 0 , имеющее один корень 3. Решили мы его методом выделения полного квадрата. Теперь попробуем решить с помощью формул.

      Найдём дискриминант квадратного уравнения. В этом уравнении a = 1 , b = −6 , c = 9 . Тогда по формуле дискриминанта имеем:

      D = b 2 4ac = (−6) 2 − 4 × 1 × 9 = 36 − 36 = 0

      Дискриминант равен нулю (D = 0) . Это означает, что уравнение имеет только один корень, и вычисляется он по формуле Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Значит корнем уравнения x 2 − 6x + 9 = 0 является число 3.

      Для квадратного уравнения, имеющего один корень также применимы формулы Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыи Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры. Но применение каждой из них будет давать один и тот же результат.

      Применим эти две формулы для предыдущего уравнения. В обоих случаях получим один и тот же ответ 3

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Если квадратное уравнение имеет только один корень, то желательно применять формулу Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры, а не формулы Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыи Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры. Это позволяет сэкономить время и место.

      Пример 3. Решить уравнение 5x 2 − 6x + 1 = 0

      Найдём дискриминант квадратного уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Дискриминант больше нуля. Значит уравнение имеет два корня. Воспользуемся формулами корней квадратного уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Значит корнями уравнения 5x 2 − 6x + 1 = 0 являются числа 1 и Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры.

      Ответ: 1; Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры.

      Пример 4. Решить уравнение x 2 + 4x + 4 = 0

      Найдём дискриминант квадратного уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Дискриминант равен нулю. Значит уравнение имеет только один корень. Он вычисляется по формуле Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Значит корнем уравнения x 2 + 4x + 4 = 0 является число −2 .

      Пример 5. Решить уравнение 3x 2 + 2x + 4 = 0

      Найдём дискриминант квадратного уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Дискриминант меньше нуля. Значит корней у данного уравнения нет.

      Ответ: корней нет.

      Пример 6. Решить уравнение (x + 4) 2 = 3x + 40

      Приведём данное уравнение к нормальному виду. В левой части располагается квадрата суммы двух выражений. Раскрóем его:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Перенесём все члены из правой части в левую часть, изменив их знаки. В правой части останется ноль:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Приведём подобные члены в левой части:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В получившемся уравнении найдём дискриминант:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Дискриминант больше нуля. Значит уравнение имеет два корня. Воспользуемся формулами корней квадратного уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Значит корнями уравнения (x + 4) 2 = 3x + 40 являются числа 3 и −8 .

      Ответ: 3 ; −8.

      Пример 7. Решить уравнение Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Умнóжим обе части данного уравнения на 2 . Это позвóлит нам избавиться от дроби в левой части:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В получившемся уравнении перенесём 22 из правой части в левую часть, изменив знак. В правой части останется 0

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Приведём подобные члены в левой части:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В получившемся уравнении найдём дискриминант:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Дискриминант больше нуля. Значит уравнение имеет два корня. Воспользуемся формулами корней квадратного уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Значит корнями уравнения Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыявляются числа 23 и −1 .

      Ответ: 23; −1.

      Пример 8. Решить уравнение Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Умнóжим обе части на наименьшее общее кратное знаменателей обеих дробей. Это позвóлит избавиться от дробей в обеих частях. Наименьшее общее кратное чисел 2 и 3 это число 6 . Тогда получим:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В получившемся уравнении раскроем скобки в обеих частях:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Теперь перенесём все члены из правой части в левую часть, изменив у них знаки. В правой части останется 0

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Приведём подобные члены в левой части:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В получившемся уравнении найдём дискриминант:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Дискриминант больше нуля. Значит уравнение имеет два корня. Воспользуемся формулами корней квадратного уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Значит корнями уравнения Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыявляются числа Квадратные уравнения 8 класс сложные примерыи 2.

      Видео:Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnlineСкачать

      Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnline

      Примеры решения квадратных уравнений

      Пример 1. Решить уравнение x 2 = 81

      Это простейшее квадратное уравнение, в котором надо определить число, квадрат которого равен 81. Таковыми являются числа 9 и −9. Воспользуемся квадратным корнем для их вывода:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Ответ: 9, −9 .

      Пример 2. Решить уравнение x 2 − 9 = 0

      Это неполное квадратное уравнение. Для его решения нужно перенести член −9 в правую часть, изменив знак. Тогда получим:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Ответ: 3, −3.

      Пример 3. Решить уравнение x 2 − 9x = 0

      Это неполное квадратное уравнение. Для его решения сначала нужно вынести x за скобки:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Левая часть уравнения является произведением. Произведение равно нулю, если хотя один из сомножителей равен нулю.

      Левая часть станет равна нулю, если отдельно x равно нулю, или если выражение x − 9 равно нулю. Получится два уравнения, одно из которых уже решено:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Ответ: 0, 9 .

      Пример 4. Решить уравнение x 2 + 4x − 5 = 0

      Это полное квадратное уравнение. Его можно решить методом выделения полного квадрата или с помощью формул корней квадратного уравнения.

      Решим данное уравнение с помощью формул. Сначала найдём дискриминант:

      D = b 2 − 4ac = 4 2 − 4 × 1 × (−5) = 16 + 20 = 36

      Дискриминант больше нуля. Значит уравнение имеет два корня. Вычислим их:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Ответ: 1, −5 .

      Пример 5. Решить уравнение Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Умнóжим обе части на наименьшее общее кратное чисел 5, 3 и 6. Это позвóлит избавиться от дробей в обеих частях:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В получившемся уравнении перенесём все члены из правой части в левую часть, изменив знак. В правой части останется ноль:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Приведём подобные члены:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Решим получившееся уравнение с помощью формул:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Ответ: 5 , Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры.

      Пример 6. Решить уравнение x 2 = 6

      В данном примере как и в первом нужно воспользоваться квадратным корнем:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Однако, квадратный корень из числа 6 не извлекается. Он извлекается только приближённо. Корень можно извлечь с определённой точностью. Извлечём его с точностью до сотых:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Но чаще всего корень оставляют в виде радикала:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Ответ: Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Пример 7. Решить уравнение (2x + 3) 2 + (x − 2) 2 = 13

      Раскроем скобки в левой части уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      В получившемся уравнении перенесём 13 из правой части в левую часть, изменив знак. Затем приведём подобные члены:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Получили неполное квадратное уравнение. Решим его:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Ответ: 0 , −1,6 .

      Пример 8. Решить уравнение (5 + 7x)(4 − 3x) = 0

      Данное уравнение можно решить двумя способами. Рассмотрим каждый из них.

      Первый способ. Раскрыть скобки и получить нормальный вид квадратного уравнения.

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Приведём подобные члены:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Перепишем получившееся уравнение так, чтобы член со старшим коэффициентом располагался первым, член со вторым коэффициентом — вторым, а свободный член располагался третьим:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Чтобы старший член стал положительным, умнóжим обе части уравнения на −1. Тогда все члены уравнения поменяют свои знаки на противоположные:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Решим получившееся уравнение с помощью формул корней квадратного уравнения:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Второй способ. Найти значения x , при которых сомножители левой части уравнения равны нулю. Этот способ удобнее и намного короче.

      Произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю. В данном случае равенство в уравнении (5 + 7x)(4 − 3x) = 0 будет достигаться, если выражение (5 + 7x) равно нулю, или же выражение (4 − 3x) равно нулю. Наша задача выяснить при каких x это происходит:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Видео:Теорема Виета. 8 класс.Скачать

      Теорема Виета. 8 класс.

      Примеры решения задач

      Предстáвим, что возникла необходимость построить небольшую комнату, площадь которой 8 м 2 . При этом длина комнаты должна быть в два раза больше её ширины. Как определить длину и ширину такой комнаты?

      Сделаем примерный рисунок этой комнаты, который иллюстрирует вид сверху:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Обозначим ширину комнаты через x . А длину комнаты через 2x , потому что по условию задачи длина должна быть в два раза больше ширины. Множитель 2 и выполнит это требование:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Поверхность комнаты (её пол) является прямоугольником. Для вычисления площади прямоугольника, нужно длину данного прямоугольника умножить на его ширину. Сделаем это:

      По условию задачи площадь должна быть 8 м 2 . Значит выражение 2x × x следует приравнять к 8

      Получилось уравнение. Если решить его, то можно найти длину и ширину комнаты.

      Первое что можно сделать это выполнить умножение в левой части уравнения:

      В результате этого преобразования переменная x перешла во вторую степень. А мы говорили, что если переменная, входящая в уравнение, возведенá во вторую степень (в квадрат), то такое уравнение является уравнением второй степени или квадратным уравнением.

      Для решения нашего квадратного уравнения воспользуемся изученными ранее тождественными преобразованиями. В данном случае можно разделить обе части на 2

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Теперь воспользуемся квадратным корнем. Если x 2 = 4 , то Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры. Отсюда x = 2 и x = −2 .

      Через x была обозначена ширина комнаты. Ширина не должна быть отрицательной, поэтому в расчёт берём только значение 2 . Такое часто бывает при решении задачи, в которых применяется квадратное уравнение. В ответе получаются два корня, но условию задачи удовлетворяет только один из них.

      А длина была обозначена через 2x . Значение x теперь известно, подставим его в выражение 2x и вычислим длину:

      Значит длина равна 4 м , а ширина 2 м . Это решение удовлетворяет условию задачи, поскольку площадь комнаты равна 8 м 2

      Ответ: длина комнаты составляет 4 м , а ширина 2 м .

      Пример 2. Огородный участок, имеющий форму прямоугольника, одна сторона которого на 10 м больше другой, требуется обнести изгородью. Определить длину изгороди, если известно, что площадь участка равна 1200 м 2

      Решение

      Длина прямоугольника, как правило, больше его ширины. Пусть ширина участка x метров, а длина (x + 10) метров. Площадь участка составляет 1200 м 2 . Умножим длину участка на его ширину и приравняем к 1200 , получим уравнение:

      Решим данное уравнение. Для начала раскроем скобки в левой части:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Перенесём 1200 из правой части в левую часть, изменив знак. В правой части останется 0

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Решим получившееся уравнение с помощью формул:

      Квадратные уравнения 8 класс сложные примеры

      Несмотря на то, что квадратное уравнение имеет два корня, в расчёт берём только значение 30 . Потому что ширина не может выражаться отрицательным числом.

      Итак, через x была обозначена ширина участка. Она равна тридцати метрам. А длина была обозначена через выражение x + 10 . Подставим в него найденное значение x и вычислим длину:

      x + 10 = 30 + 10 = 40 м

      Значит длина участка составляет сорок метров, а ширина тридцать метров. Эти значения удовлетворяют условию задачи, поскольку если перемножить длину и ширину (числа 40 и 30 ) получится 1200 м 2

      40 × 30 = 1200 м 2

      Теперь ответим на вопрос задачи. Какова длина изгороди? Чтобы её вычислить нужно найти периметр участка.

      Периметр прямоугольника это сумма всех его сторон. Тогда:

      P = 2(a + b) = 2 × (40 + 30) = 2 × 70 = 140 м.

      Ответ: длина изгороди огородного участка составляет 140 м.

      🎬 Видео

      Алгебра 8 класс (Урок№27 - Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения.)Скачать

      Алгебра 8 класс (Урок№27 - Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения.)

      Решаем примеры на вычисление с квадратными корнями.Скачать

      Решаем примеры на вычисление с квадратными корнями.

      Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

      Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

      Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

      Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

      МАТЕМАТИКА 8 класс - Неполные Квадратные Уравнения. Как решать Неполные Квадратные Уравнения?Скачать

      МАТЕМАТИКА 8 класс - Неполные Квадратные Уравнения. Как решать Неполные Квадратные Уравнения?
      Поделиться или сохранить к себе: