Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Содержание
  1. Курсовая работа на тему: Решение систем линейных уравнений. Метод Гаусса
  2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
  3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  4. ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  5. Введение
  6. Одна из трудностей практического решения систем большой размерности связанна с ограниченностью оперативной памяти ЭВМ. Хотя объем оперативной памяти вновь создаваемых вычислительных машин растет очень быстро, тем не менее, еще быстрее возрастают потребности практики в решении задач все большей размерности. В значительной степени ограничения на размерность решаемых систем можно снять, если использовать для хранения матрицы внешние запоминающие устройства. Однако в этом случае многократно возрастают как затраты машинного времени, так и сложность соответствующих алгоритмов. Поэтому при создании вычислительных алгоритмов линейной алгебры большое внимание уделяют способам компактного размещения элементов матриц в памяти ЭВМ.
  7. Множество прикладных и чисто математических задач приводят к необходимости решения систем линейных алгебраических уравнений. Без преувеличения можно утверждать, что это одна из важнейших задач вычислительной математики.
  8. 2. Постановка задачи:
  9. Курсовая работа: Разработка программы решения системы линейных уравнений
  10. Введение
  11. 1 . Описание математических методов решения систем линейных уравнений
  12. 1.1 Метод Гаусса
  13. 1.2 Матричный метод
  14. 1.3 Вычисление определителей второго и третьего порядка
  15. 2. Язык программирования Паскаль
  16. 2.1 Структура программы
  17. 2.2 Описание переменных
  18. 2.3 Основные конструкции языка
  19. 2.4 Структуры данных
  20. 2.4 Процедуры и функции
  21. 3. Описание программы
  22. 3.1 Работа программы
  23. 3.2 Блок-схема программы
  24. Заключение
  25. Список используемых источников и литературы
  26. Приложение
  27. Курсовая работа: «Решение систем n линейных уравнений с n неизвестными».

Видео:Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvyСкачать

Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvy

Курсовая работа на тему: Решение систем линейных уравнений. Метод Гаусса

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Видео:Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Видео:Решение системы уравнений методом ГауссаСкачать

Решение системы уравнений методом Гаусса

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Видео:Решение системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) в Excel МАТРИЧНЫМ МЕТОДОМСкачать

Решение системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) в Excel МАТРИЧНЫМ МЕТОДОМ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им А. И.ГЕРЦЕНА»

Кафедра информационных и коммуникационных технологий

«Решение систем линейных уравнений. Метод Гаусса. Алгоритм оптимального исключения неизвестных по столбцам с выбором главных элементов по строкам преобразовав матрицу А в эквивалентную верхнюю левую треугольную матрицу»

студентка 2 курса 1 гр

кандидат педагогических наук, доцент

Введение Постановка задачи

1) вывод рекуррентной формулы

3) код программы

4) контрольный пример

Видео:Система линейных уравнений. Общее решение. Метод ГауссаСкачать

Система линейных уравнений.  Общее решение. Метод Гаусса

Введение

Решение систем линейных алгебраических уравнений – одна из основных задач вычислительной линейной алгебры. Хотя задача решения системы линейных уравнений сравнительно редко представляет самостоятельный интерес для приложений, от умения эффективно решать такие системы часто зависит сама возможность математического моделирования самых разнообразных процессов с применением ЭВМ. Значительная часть численных методов решения различных (в особенности – нелинейных) задач включает в себя решение систем линейных уравнений как элементарный шаг соответствующего алгоритма.

Видео:Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Одна из трудностей практического решения систем большой размерности связанна с ограниченностью оперативной памяти ЭВМ. Хотя объем оперативной памяти вновь создаваемых вычислительных машин растет очень быстро, тем не менее, еще быстрее возрастают потребности практики в решении задач все большей размерности. В значительной степени ограничения на размерность решаемых систем можно снять, если использовать для хранения матрицы внешние запоминающие устройства. Однако в этом случае многократно возрастают как затраты машинного времени, так и сложность соответствующих алгоритмов. Поэтому при создании вычислительных алгоритмов линейной алгебры большое внимание уделяют способам компактного размещения элементов матриц в памяти ЭВМ.

К счастью, приложения очень часто приводят к матрицам, в которых число ненулевых элементов много меньше общего числа элементов матрицы. Такие матрицы принято называть разреженными. Одним из основных источников разреженных матриц являются математические модели технических устройств, состоящих из большого числа элементов, связи между которыми локальны. Простейшие примеры таких устройств – сложные строительные конструкции и большие электрические цепи.

Известны примеры решенных в последние годы задач, где число неизвестных достигало сотен тысяч. Естественно, это было бы невозможно, если бы соответствующие матрицы не являлись разреженными (матрица системы из 100 тыс. уравнений в формате двойной точности заняла бы около 75 Гбайт).

Видео:Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.

Множество прикладных и чисто математических задач приводят к необходимости решения систем линейных алгебраических уравнений. Без преувеличения можно утверждать, что это одна из важнейших задач вычислительной математики.

Значимость задачи породила целый ряд методов ее решения. Среди этих методов есть универсальные и специализированные (т. е. применимые лишь к системам, имеющим некоторые специальные свойства). Методы отличаются друг от друга эффективностью, требованиями к объемам машинной памяти (при реализации на ЭВМ), закономерностями накопления ошибок в ходе расчетов. Не существует одного метода, который можно было бы во всех случаях предпочесть всем остальным, и поэтому знакомство с несколькими методами является обязательным для квалифицированного вычислителя.

Как известно из курса алгебры, число неизвестных в системе может быть больше числа уравнений или равно ему. Если число неизвестных больше числа уравнений, то на первом этапе стандартными алгебраическими методами задача сводится к промежуточной задаче, в которой число неизвестных равно числу уравнений. С точки зрения вычислителя истинная проблема состоит именно в решении такой системы, и поэтому в данной работе я рассмотрю лишь такую ситуацию.

Итак, перед нами система n линейных алгебраических уравнений с n неизвестными:

Курсовая работа решение системы линейных уравнений(1.1)

Запись матрицы в такой форме достаточно громоздка, и при первой возможности я буду впредь использовать матричную форму записи, совершенно равносильную (1.1):

А — матрица, X – вектор-столбец неизвестных, B- вектор-столбец свободных членов.

Методы решения систем вида (1.1) можно разделить на два класса. К первому относятся прямые методы. С помощью таких методов в принципе можно в результате конечного числа шагов получить точные значения неизвестных. При этом предполагается, что и коэффициенты в правой части, и элементы столбца свободных членов – числа точные, а все вычисления производятся без округлений. Однако практически такое может произойти и в исключительных случаях или может быть связано с решением специального класса задач (например, когда решениями являются только целые числа). К подобным методам относятся:

o Метод определителей (метод Крамера) хорошо известный из курса алгебры;

o Матричное решение: X=A-1B (если известна обратная матрица);

o Различные варианты метода исключения неизвестных (метода Гаусса).

Чаще всего прямые методы реализуются на ЭВМ, и в процессе вычислительной ошибки округления и погрешности арифметических действий неизбежны. В силу этого название «точный» не вполне соответствует существу дела (но является традиционным).

Практическое применение первых двух методов может оказаться неэффективным или вообще невозможным. Если попробовать решать «в лоб» систему 15 линейных уравнений с 15 неизвестными с помощью формулы Крамера, то придется вычислить 16 определителей порядка 15, что приведет к выполнению примерно 2*16*15!*14 умножений и сложений. Для выполнения этих вычислений на ЭВМ с быстродействием 106 арифметических операций в секунду потребуется почти 10 недель непрерывной работы. С практической точки зрения при достаточно больших размерах системы матричное решение также является малопривлекательным, поскольку задача нахождения обратной матрицы сама по себе не проще задачи решения системы.

Ко второму классу методов решения систем линейных алгебраических уравнений относятся различные итерационные методы. К ним относятся:

o Метод простой итерации;

o Метод Зейделя.

Системы линейных алгебраических уравнений можно решать как с помощью прямых, так и итерационных методов. Для систем уравнений средней размерности чаще используют прямые методы.

Итерационные методы применяют главным образом для решения задач большой размерности, когда использование прямых методов невозможно из-за ограничений в доступной оперативной памяти ЭВМ или из-за необходимости выполнения чрезмерно большого числа арифметических операций. Большие системы уравнений, возникающие в основном в приложениях, как правило, являются разреженными. Методы исключения для систем с разреженными матрицами неудобны, например, тем, что при их использовании большое число нулевых элементов превращается в ненулевые и матрица теряет свойство разреженности. В противоположность им при использовании итерационных методов в ходе итерационного процесса матрица не меняется, и она, естественно, остается разреженной. Большая эффективность итерационных методов по сравнению с прямыми методами тесно связанна с возможностью существенного использования разреженности матриц.

Применение итерационных методов для качественного решения большой системы уравнений требует серьезного использования ее структуры, специальных знаний и определенного опыта.

Видео:Решение системы линейных уравнений методом ГауссаСкачать

Решение системы линейных уравнений методом Гаусса

2. Постановка задачи:

Решение систем линейных уравнений. Метод Гаусса. Алгоритм оптимального исключения неизвестных по столбцам и с выбором главных элементов по строкам, преобразовав матрицу А в эквивалентную верхнюю левую треугольную матрицу.

2.1. Вывод рекуррентной формулы

Рассмотрим метод Гаусса оптимального исключения неизвестного по столбцам. В методе оптимального исключения принцип преобразования матрицы аналогичен классическому методу последовательного исключения.

В численном методе Гаусса решения систем линейных уравнений АХ=В преобразуем в Курсовая работа решение системы линейных уравненийэквивалентную треугольную систему.

Решение этой задачи сводится сводиться к двум этапам.

1 этап. Прямой ход.

Матрица А преобразуется в эквивалентную ей левую верхнюю треугольную матрицу, таким же преобразованиям подвергается и вектор-столбец свободных членов В, который обычно присоединяется к матрице А справа как n+1 столбец, но я присоединю его слева как 1 столбец для того, чтобы удобнее было вычислять неизвестные данной нам матрицы.

Курсовая работа решение системы линейных уравненийКурсовая работа решение системы линейных уравнений

2 этап. Обратный ход.

На этом ходе находятся корни уравнений методом обратной подстановки.

Алгоритм действия на 1 этапе.

На этапе прямого хода мы должны получить левую верхнюю треугольную матрицу, диагональные элементы должны быть не единичными.

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Для этого необходимо:

1. преобразование матрицы А начнем из верхнего правого угла, где расположен элемент а1n+1 и будем двигаться сверху вниз и справа налево

2. двигаясь сверху вниз под диагональю в каждом (n-i+1)-том столбце будем получать нули

3. двигаясь справа налево включая столбец свободных членов обеспечивает эквивалентное преобразование элементов начиная с (n+1) столбца.

Рассмотрим подробно вывод рекуррентных формул для первого этапа.

1.Для получения нуля на месте ведомого элемента ak(n-i+1) необходимо получить новый коэффициент преобразования для k-той строки. Он равен:

Курсовая работа решение системы линейных уравнений(2.1)

2.Далее в каждом цикле частичного обнуления (n-i+1)-го столбца из каждой ведомой k-той строки вычитается ведущая строка кратная коэффициенту преобразования Курсовая работа решение системы линейных уравнений, с точки зрения математики это описывается следующим образом:

Курсовая работа решение системы линейных уравнений(2.2)

В данном методе на этапе прямого кода выполняется на n операций делений меньше, чем в методе последовательного исключения поскольку в каждом цикле обнуления столбца на подготовку коэффициентов преобразования Курсовая работа решение системы линейных уравненийтребуется на одно деление меньше по сравнению с количеством делений элементов ведущей строки вместе с тем этот выигрыш является кажущимся, так как на втором этапе (обратный код) требуется ровно на n операций деления больше, чем в методе последовательного исключения диагональные элементы не равны единице.

Алгоритм действий на этапе обратного хода.

В результате преобразования имеем:

Курсовая работа решение системы линейных уравненийКурсовая работа решение системы линейных уравнений

Обобщенные формулы для нахождения корней систем линейных уравнений имеет следующий вид:

Курсовая работа решение системы линейных уравнений(2.3)

Курсовая работа решение системы линейных уравнений(2.4)

Курсовая работа решение системы линейных уравненийКурсовая работа решение системы линейных уравнений

Курсовая работа решение системы линейных уравненийКурсовая работа решение системы линейных уравнений

Курсовая работа решение системы линейных уравненийКурсовая работа решение системы линейных уравнений

Курсовая работа решение системы линейных уравненийКурсовая работа решение системы линейных уравнений

Dim x(3), p, p5, S As Decimal

Dim i, k, n, j, i1, j1, t, m, m5, l, m1, max As Integer

Dim strSt As String

Console. WriteLine(«Метод оптимального исключения по столбцам «)

Console. WriteLine(«с выбором главного элемента по строкам»)

‘вывод матрицы на экран

Console. WriteLine(«Исходная матрица»)

For i = 0 To n — 1

strSt = FormatNumber(mas(i, j), 2)

Console. Write(» «, strSt)

‘выбор главного элемента по строкам

For i = 0 To n — 1

max = Math. Abs(mas(i, n — i))

For j = n — i To 1 Step -1

m5 = Math. Abs(mas(i, j))

If m5 > max Then

If j1 = n — i Then

‘конец алгоритма выбора главного элемента

For l = 0 To n — 1

mas(l, n — i) = mas(l, j1)

Console. WriteLine(«Преобразованная матрица»)

For t = 0 To n — 1

strSt = FormatNumber(mas(t, j), 2)

Console. Write(» «, strSt)

Console. WriteLine(«Преобразовываем матрицу в треугольную левую верхнюю»)

‘процедура прямого хода

‘преобразовываем матрицу в левую верхнюю треугольную

For i = 0 To n — 2

For k = i + 1 To n — 1

p = mas(k, n — i) / mas(i, n — i)

For j = n — i To 0 Step -1

mas(k, j) = mas(k, j) — p * mas(i, j)

‘вывод преобразованной матрицы

For t = 0 To n — 1

strSt = FormatNumber(mas(t, j), 2)

Console. Write(» «, strSt)

‘вывод полученной матрицы

Console. WriteLine(«Полученная матрица»)

For i = 0 To n — 1

strSt = FormatNumber(mas(i, j), 2)

Console. Write(» «, strSt)

‘процедура обратного кода

x(0) = mas(n — 1, 0) / mas(n — 1, 1)

For j = 0 To n — i — 2

S = S + mas(i, j + 1) * x(j)

x(n — i — 1) = (mas(i, 0) — S) / mas(i, n — i)

Loop While i >= 0

Console. WriteLine(«Полученные значения х»)

For i = 0 To n — 1

Console. Write(«x=», i + 1)

strSt = FormatNumber(x(i), 2)

Решить систему линейных уравнений методом Гаусса оптимального исключения неизвестных по столбцам, преобразовав данную матрицу в эквивалентную ей левую верхнюю треугольную матрицу с выбором главного элемента по строкам.

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

1. Получим новый коэффициент преобразования для каждой k-ой строки.

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

2. Для обнуления 5-го столбца из каждой ведомой k-той строки вычитается ведущая строка кратная коэффициенту преобразования Курсовая работа решение системы линейных уравнений.

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

3. Получим новый коэффициент преобразования для каждой k-ой строки.

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

4. Для обнуления 4-го столбца из каждой ведомой k-той строки вычитается ведущая строка кратная коэффициенту преобразования Курсовая работа решение системы линейных уравнений.

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

5. Получим новый коэффициент преобразования для каждой k-ой строки.

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

6. Для обнуления 3-го столбца из каждой ведомой k-той строки вычитается ведущая строка кратная коэффициенту преобразования Курсовая работа решение системы линейных уравнений.

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

7. Вычислим переменные х:

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Сравним полученные результаты с результатом программы

Метод оптимального исключения по столбцам

с выбором главного элемента по строкам

17,00 5,00 2,00 4,00 6,00

13,00 4,00 3,00 1,00 5,00

22,00 6,00 5,00 3,00 8,00

20,00 3,00 10,00 5,00 2,00

17,00 4,00 2,00 5,00 6,00

13,00 1,00 3,00 4,00 5,00

22,00 3,00 5,00 6,00 8,00

20,00 5,00 10,00 3,00 2,00

Преобразовываем матрицу в треугольную левую верхнюю

17,00 4,00 2,00 5,00 6,00

-1,17 -2,33 1,33 -0,17 0,00

-0,67 -2,33 2,33 -0,67 0,00

14,33 3,67 9,33 1,33 0,00

17,00 4,00 2,00 5,00 6,00

-1,17 -2,33 1,33 -0,17 0,00

4,00 7,00 -3,00 0,00 0,00

5,00 -15,00 20,00 0,00 0,00

17,00 4,00 2,00 5,00 6,00

-1,17 -2,33 1,33 -0,17 0,00

4,00 7,00 -3,00 0,00 0,00

31,67 31,67 0,00 0,00 0,00

17,00 4,00 2,00 5,00 6,00

-1,17 -2,33 1,33 -0,17 0,00

4,00 7,00 -3,00 0,00 0,00

31,67 31,67 0,00 0,00 0,00

Полученные значения х

. Теория матриц (издание третье)./. Москва: „Наука”, главная редакция физико-математической литературы, 1967г. Математический энциклопедический словарь. Москва: „Советская энциклопедия”, 1988г. Интернет-ресурсы (*****) Выводила рекуррентные формулы студентка 2 курса института информационных технологий

Видео:Метод Гаусса решения систем линейных уравненийСкачать

Метод Гаусса решения систем линейных уравнений

Курсовая работа: Разработка программы решения системы линейных уравнений

Дальневосточная академия государственной службы

Факультет государственного и муниципального управления

по курсу: Информатика

Разработка программы решения системы линейных уравнений

1 курса 3 годичной

заочной формы обучения

Воищев Алексей Юрьевич

г. Хабаровск 2005

1. Описание математических методов решения систем линейных уравнений

1.1 Метод Гаусса

1.2 Матричный метод

1.3 Вычисление определителей второго и третьего порядка

2. Язык программирования Паскаль

2.1 Структура программы

2.2 Описание переменных

2.3 Основные конструкции языка

2.4 Структуры данных

2.4 Процедуры и функции

3. Описание программы

3.1 Работа программы

3.2 Блок-схема программы

Список используемых источников и литературы

Видео:ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод ПодстановкиСкачать

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод Подстановки

Введение

Последние десятилетия характеризуются бурным развитием вычислительной техники. Расширяются области применения вычислительных машин и совершенствуются методы их использования. Созданы универсальные языки программирования и разработаны мощные операционные системы.

Системы линейных уравнений появляются почти в каждой области прикладной математики. В некоторых случаях эти системы уравнений непосредственно составляют ту задачу, которую необходимо решать, в других случаях задача сводится к такой системе.

Чтобы быстро справится с решением системы линейных уравнений, можно воспользоваться средствами вычислительной техники — составить программу на языке программирования.

Видео:Матричный метод решения систем уравненийСкачать

Матричный метод решения систем уравнений

1 . Описание математических методов решения систем линейных уравнений

Видео:Решение системы уравнений методом Крамера.Скачать

Решение системы уравнений методом Крамера.

1.1 Метод Гаусса

Идея метода Гаусса состоит в последовательном исключении неизвестных. Алгоритм решения системы уравнений этим методом проследим на примере.

Пример 1. Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Выбирается ведущее уравнение с коэффициентом при х1 , равным 1. В нашем примере ведущим уравнением будет второе. Систему лучше переписать, поставив это уравнение на первое место:

Курсовая работа решение системы линейных уравненийКурсовая работа решение системы линейных уравнений

Умножаем первое уравнение на 6 и вычитаем из полученного второе, чтобы исключить из второго неизвестное х1 . Первое уравнение записываем, а на место второго — результат вычитания.

Затем первое уравнение умножим на 3 и складываем с третьим уравнением. Тогда получаем систему

Курсовая работа решение системы линейных уравненийИли

первое уравнение переписываем без изменения, а второе умножаем на 7 и вычитаем из него третье уравнение, умноженное на 15, чтобы избавиться от х2 в третьем уравнении. При этом второе записываем без изменения, на месте третьего — результат вычитания. Тогда

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Из третьего следует х3 =-3, подставим его во второе, получим х2 = — 2. Далее подставим найденные х2 и х3 в первое уравнение, получим х1 = 1.

Примечание: если система уравнений не содержит уравнения с коэффициентом 1 при х1 , тогда исключение х1 из второго и третьего достигается умножением сначала первого на коэффициент второго, а второго на коэффициент первого. Затем умножаем первое на коэффициент третьего, а третье на коэффициент первого. Таким образом при вычитании исключаем х1 .

Видео:Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

1.2 Матричный метод

Запишем систему линейных 3 уравнений с 3 неизвестными

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Составим матрицу из коэффициентов при неизвестных

А = Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Введем в рассмотрение матрицы — столбцы для неизвестных и свободных членов:

Х = Курсовая работа решение системы линейных уравнений; В = Курсовая работа решение системы линейных уравнений.

Тогда систему (2) можно переписать в матричной форме

Умножив это уравнение на Курсовая работа решение системы линейных уравненийслева, получим Курсовая работа решение системы линейных уравнений, откуда Курсовая работа решение системы линейных уравнений=Курсовая работа решение системы линейных уравненийили Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Следовательно, матрица — решение Х находится как произведение Курсовая работа решение системы линейных уравненийна В .

Пример 2. Решить систему уравнений матричным методом

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Решение: определитель матрицы

А=Курсовая работа решение системы линейных уравнений

∆=-1, значит, существует обратная матрица Курсовая работа решение системы линейных уравнений.

Матрица — столбец при неизвестных:

Х = Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Матрица — столбец из свободных членов:

В = Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Тогда решение запишется в виде

Курсовая работа решение системы линейных уравнений=Курсовая работа решение системы линейных уравненийКурсовая работа решение системы линейных уравнений=Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Видео:12. Решение систем линейных уравнений методом ГауссаСкачать

12. Решение систем линейных уравнений методом Гаусса

1.3 Вычисление определителей второго и третьего порядка

Число (а 11 а 22а 12 а 21 ) называется определителем второго порядка и обозначается символом

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Определитель второго порядка содержит две строки и два столбца. Числа а 11 , а 12 , а 21 , а 22 называются элементами определителя. Диагональ определителя, на которой расположены числа а 11 , а 22 — главная, а элементы а 12 , а 21 составляют побочную диагональ.

Определитель 3-го порядка содержит три строки и три столбца:

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Для вычисления определителя третьего порядка существует несколько способов.

Рассмотрим метод вычисления определителя разложением по элементам первой строки.

Введем понятие минора и алгебраического дополнения.

Минором некоторого элемента определителя называется определитель, полученный из данного вычеркиванием той строки и того столбца в которых этот элемент расположен. Обозначается Мij ( i — номер строки, j — номер столбца).

Например, минором элемента а12 является определитель

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Алгебраическим дополнением данного элемента определителя называется его минор, умноженный на (-1) i+ j . Алгебраические дополнения обозначаются буквами Аij, и тогда Аy = (-1) i+ j My .

Определитель вычисляется так:

Курсовая работа решение системы линейных уравнений=Курсовая работа решение системы линейных уравнений.

Так же можно разложить определитель по любой строке или столбцу.

Изложенный метод применим к вычислению определителей 4-го и т.д. порядков.

Пример3. Вычислить определитель разложением по элементам первой строки

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Решение: Элементы первой строки

А11 = (-1) 1+1 . М11 =Курсовая работа решение системы линейных уравнений=4+1=5.

М11 получили, вычеркнув первую строку и первый столбец.

А12 = (-1) 1+2 . М12 = — Курсовая работа решение системы линейных уравнений= — (8+3) = — 11.

М12 получили, вычеркнув первую строку и второй столбец.

А13 = (-1) 1+3 . М13 = Курсовая работа решение системы линейных уравнений= 2-3 = — 1.

М13 получили, вычеркнув первую строку и третий столбец.

Курсовая работа решение системы линейных уравнений= 1.5+2. (-11) — 2. (-1) = — 15

Видео:Общее, частное, базисное решение системы линейных уравнений Метод ГауссаСкачать

Общее, частное, базисное решение системы линейных уравнений Метод Гаусса

2. Язык программирования Паскаль

Видео:метод Гаусса СИСТЕМА ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ решение СЛАУСкачать

метод Гаусса СИСТЕМА ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ решение СЛАУ

2.1 Структура программы

Язык Паскаль, начиная с момента своего создания Н. Виртом в 1971г., играет особую роль м в практическом программировании, и в его обучении. С непревзойденной четкостью в нем реализованы принципы структурного программирования. Трансляторы для программ, написанных на Паскале, разработаны для различных компьютеров и в настоящее время имеют множество разновидностей. Они являются компиляторами, обрабатывающими разработанные программистами тексты программ.

Существует много версий языка Паскаль. Различия между ними порой весьма велики. Так, базовая версия Вирта имеет многократно меньше возможностей, чем версия Турбо-Паскаль 7.0. (первая, фактически — язык для обучения будущих программистов, а вторая — орудие профессиональных разработчиков прикладного программного обеспечения) Тем не менее, это версии одного языка.

Любая Паскаль — программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением. pas. Паскаль — программа имеет вид последовательности символов латинских и русских букв, арабских цифр, знаков операций, скобок, знаков препинания и некоторых дополнительных символов. В нем можно выделить описания данных и операторы, описывающие действия, которые надо выполнить машине над этими данными.

Схематически программа представляется в виде последовательности восьми разделов:

описание внешних модулей, процедур и функций;

описание типов переменных;

описание функций и процедур;

Каждый раздел начинается со служебного слова, назначение которого зафиксировано в Паскале так, что его нельзя употреблять для других целей. Так например, описание заголовка начинается со служебного слова program, описание констант -const, описание переменных — var, раздел операторов начинается с begin. Программа заканчивается служебным словом end, после которого ставится точка. Описания величин и операторы друг от друга отделяются знаком «точка с запятой».

Видео:Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.Скачать

Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.

2.2 Описание переменных

Для обозначения величин используются имена. Они состоят из латинских букв и цифр, причем первым символом должна быть буква.

Постоянные величины (константы) чаще всего бывают числовыми или символьными. Значения символьных констант заключаются в апострофы.

Постоянные величины описываются в разделе констант по схеме:

Данные, обрабатываемые программой, могут быть различных типов (числовые, символьные, строки, массивы и т.д.). Тип определяет область допустимых значений, а также операции и функции, применяемые к величинам этого типа. В Паскале имеется несколько встроенных простых типов со стандартными именами.

Группа типов, значения каждого из которых можно перечислить в некотором списке — скалярные типы. Для них определен порядковая функция ord (x) — номер значения х в списке; функция pred (x) -значение в списке, предшествующее х, и succ (x) — значение в списке, следующее за х.

Упорядоченный тип — это тип, значения которого упорядочены в обычном смысле.

Переменные описываются в раздел описания переменных по схеме:

Имена в списке разделяются запятой. В этом разделе может быть описано несколько переменных разного типа, например:

Var a,b,c,: real; k, i: integer; p: Boolean;

Над целыми величинами (тип integer) определены арифметические операции: * (умножение), div (деление нацело), mod (вычисление остатка от деления), +, — (сложение и вычитание); операции перечислены в порядке старшинства. Целый результат дают некоторые стандартные функции (аргумент заключается в круглые скобки):

-абсолютная величина целого хж

квадрат значения х;

целая часть вещественной величины х;

целое число, полученное из вещественного ч по правилу округления;

случайное целое число из интервала от 0 до х

Над вещественными величинами определены операции: *, +, -, /, а также стандартные функции, при вещественном или целом аргументе: abs (x), sqr (x), sin (x), cos (x), ln (x), sqrt (x) — квадратный корень из х, int (x) — целая часть из х, random — случайное число от 0 до 1. Указанные операции и функции дают вещественный результат.

Множество всех символов образуют символьные величины (тип char), которые являются упорядоченными.

Выражения — это конструкции, задающие правила вычисления значений переменных. В общем случае выражения строятся из переменных, констант, функций с помощью операций и скобок.

Эта роль выражения отражена в основном операторе языка — операторе присваивания. Он имеет следующий вид:

Тип переменной и тип выражения должны быть согласованы (величины принадлежат к одному и тому же типу).

В Паскале можно вводить с клавиатуры числовые и символьные данные. Имеются две встроенные процедуры (подпрограммы) ввода:

Процедура readln отличается от read только тем, что при завершении ввода курсор перемещается в начало строки.

Программа на Паскале может выводить на экран или на принтер значения числовых или символьных выражений. Имеются две процедуры вывода на экран:

Процедура write (x1,x2,x3,…xn) печатает на экран значения выражения из списка х1, х2,…хn. Для вывода на принтер используются те же процедуры с добавлением служебного слова lst перед списком выражений:

Пример: write (lst,’ нет решений‘);

Видео:Решение систем уравнений методом подстановкиСкачать

Решение систем уравнений методом подстановки

2.3 Основные конструкции языка

Паскаль — это язык структурного программирования. Это значит, что программа должна выражать свои мысли очень дисциплинированно, с использованием малого числа четко оговоренных конструкций, используя как чередование их, так и вложения друг в друга. Не рекомендуется (хотя и возможно) использовать оператор перехода goto.

Реализация последовательности действий (т.е. структуры следования) выполняется с помощью составного оператора:

Раздел операторов в программе всегда является составным оператором. Служебные слова begin и end часто называют операторными скобками.

Для реализации развилки в Паскале предусмотрены два оператора: условный оператор и оператор варианта (выбора). Они предназначены для выделения из составляющих их операторов одного, который и выполняется.

Структура и действие условного оператора таковы:

Условный оператор может быть неполным, т.е. не содержать часть “else «. В этом случае, если значение логического выражения равно false, условный оператор не вызывает никаких действий.

Оператор варианта имеет следующую форму:

Выражение, стоящее между служебными словами case и of, должно иметь значение ординального типа. Любой список констант может состоять из одной константы.

Оператор варианта вычисляет значение выражения, записанного после case. Если его значение совпадает с одной из констант в некотором списке, то выполняется оператор, стоящий после этого списка. Если значение выражения не совпало ни с одной константой во всех вариантах, то оператор варианта ничего не делает.

Для реализации циклов в Паскале имеются три оператора. Если число повторений известно заранее, то удобно воспользоваться оператором цикла с параметром. В других случаях следует использовать операторы цикла с предусловием (цикл «пока») или с постусловием (цикл «до»).

Цикл с предусловием является наиболее мощным в Паскале. Другие операторы цикла можно выразить через него. Его форма такова:

Действие: вычисляется значение логического выражения. Если оно равно true, то выполняется оператор, после чего снова вычисляется значение логического выражения, в противном случае действие заканчивается.

Оператор цикла с постусловием имеет форму:

Действие: выполняется последовательность операторов. Далее вычисляется значение логического выражения. Если оно равно true, то действие заканчивается, в противном случае снова выполняется последовательность операторов цикла и т.д.

Оператор цикла с параметром предусматривает повторное выполнение некоторого оператора с одновременным изменением по правилу арифметической прогрессии значения управляющей переменной (параметра) этого цикла. Оператор цикла с параметром имеет две формы.

Параметр, выражение 1, выражение 2 должны быть одного ординального типа. Параметр в этом цикле возрастает. Действие эквивалентно действию следующего составного оператора:

Если в этом описании отношение =, а функцию succ на pred, то параметр в цикле будет убывать, в этом случае цикл с параметром принимает форму 2.

For : = downto do

Видео:ФСР системы линейных уравнений. Алгоритм ГауссаСкачать

ФСР системы линейных уравнений. Алгоритм Гаусса

2.4 Структуры данных

В Паскале кроме простых типов данных: real, integer, boolean, byte, char, программист по своему желанию может определить новый тип путем перечисления его элементов — перечисляемый тип, который относится к простым ординальным типам.

Описание перечисляемого типа выполняется по схеме:

Например, type operator = (plus, minus, multi, divide);

Интервальный тип — это подмножество другого уже определенного ординального типа, называемого базовым. Интервал можно задать в разделе типов указанием наименьшего и наибольшего значений, входящих в него и разделяющихся двумя последовательными точками, например:

Type days = (mon, tue, wed, thu, fri, sat, sun);

Workdays= mon. fri;

Операции и функции — те же, что и для базового типа. Использование интервальных типов в программе позволяет экономить память и проводить во время выполнения программы контроль присваивания.

Естественно и часто очень удобно группировать однотипные данные в последовательности — массивы, строки символов, объединять разнотипные данные в одном и том же объекте в виде записей. Значительное удобство представляются пользователю в Паскале при организации однотипных величин в виде множества с соответствующим набором операций: объединения, пересечения и т.д. Последовательность однотипных величин переменной длины можно представить в Паскале в виде файла данных и хранить на внешних носителях, используя его в разных программах.

Массив -это последовательность, состоящая из фиксированного числа однотипных элементов. Все элементы массива имеют общее имя и различаются индексами. Индексы можно вычислять, их тип должен быть ординальным. В описании массива используются служебные слова array и of. В описании массива указывается тип его элементов и типы их индексов.

2.4 Процедуры и функции

В Паскале подпрограммы называются процедурами и функциями и описываются в разделе с тем же названием.

Все имена, описанные в программе до процедуры, действуют во всей программе и в любой ее подпрограмме. Они называются глобальными, в отличии от локальных имен, описанных в процедуре и действующих лишь в ней.

Данные для обработки могут передаваться процедуре через глобальные имена или через аргументы процедуры. В процедуре каждый аргумент имеет свое имя — формальный параметр, описываемый в заголовке процедуры по схеме

Описание формальных параметров может иметь вид

Оператор вызова процедуры имеет вид

Указанные выражения называются фактическими параметрами. Их список должен точно соответствовать списку описаний формальных параметров процедуры. Во время вызова процедуры каждому параметру-значению присваивается значение соответствующего фактического параметра и поэтому их используют для передачи входных данных. Параметры — переменные используются для представления результатов процедуры.

Функция — это подпрограмма, определяющая единственное скалярное, вещественное или строковое значение. Отличия подпрограммы — функции от процедуры:

заголовок функции начинается со служебного слова function и заканчивается указанием типа значения функции:

function (список описаний формальных параметров): ;

раздел операторов функции должен содержать хотя бы один оператор присваивания имени функции;

обращение к функции — не оператор, а выражение вида:

3. Описание программы

3.1 Работа программы

Для решения систем линейных уравнений методом Гаусса и матричным методом создана программа на языке Паскаль. Программа запрашивает исходные данные (рис.1):

матрицу коэффициентов при неизвестных х;

столбец свободных членов

способ решения системы линейных уравнений — вариант 1 или 2.

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Рисунок 3.1 Ввод исходных данных

В зависимости от выбранного вариант в программе происходит решение системы уравнений методом Гаусса (рис.2) или матричным методом (рис.3) с выдачей на экран результатов:

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Рисунок 3.2 Результаты расчетов системы линейных уравнений методом Гаусса.

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Рисунок 3.3 Результаты расчетов системы линейных уравнений матричным методом.

Программа состоит из 7 подпрограмм — 6 процедур и одной функции:

процедура Gauss обеспечивает решение системы линейных уравнений по методу Гаусса;

процедура matrica обеспечивает решение системы линейных уравнений матричным методом;

процедура PrintMatr2 предназначена для выдачи на экран исходной и обратной матрицы;

процедура MultString предназначена для умножения строк матрицы на число r;

процедура AddStrings прибавляет к i1-ой строке матрицы i2-ю, умноженную на число r;

процедура MultMatr предназначена для умножения матриц.

Функция Sign используется для изменения знака на противоположный при вычислении обратной матрицы.

Программа настроена на решение системы 3-х линейных уравнений с тремя неизвестными. Чтобы решить систему из 2-х уравнений с 2-мя неизвестными необходимо в программе изменить значение константы N с N=3 на N =2 (рис.4).

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Рисунок 3.4. Фрагмент программы с описанием констант и переменных.

3.2 Блок-схема программы

Название: Разработка программы решения системы линейных уравнений
Раздел: Рефераты по информатике, программированию
Тип: курсовая работа Добавлен 22:38:32 18 июля 2010 Похожие работы
Просмотров: 1002 Комментариев: 21 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Заключение

В данной курсовой работе рассмотрены математические методы решения систем линейных уравнений: матричный метод и метод Гаусса, приводятся основные конструкции языка Паскаль. Рассмотренные теоретические вопросы дают возможность создания программы на Паскале для решения систем линейных уравнений. В курсовой работе приводится текст данной программы, рассматривается структура программы, анализируются все подпрограммы. Данная программа может быть использована в различных областях, где требуется решение систем линейных уравнений.

Список используемых источников и литературы

1. А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер «Информатика», Москва, ACADEMA, 2000 г.

2. « Турбо Паскаль 7.0″, Киев, Торгово-издательское бюро BHV, 1997г.

3. С.А. Немнюгин, «Турбо ПАСКАЛЬ», Практикум, Питер, 2002г.

Приложение

«Решение систем линейных уравнений матричным способом и методом Гаусса»

type matr=array [1. n,1. n] of real;

mas=array [1. n] of real;

procedure PrintMatr2 (m,m1: matr; n,nz,nd: integer);

for i: =1 to n do

if (i=1) then write (np: 2,’: ‘)

for j: =1 to n do

write (m [i,j]: nz: nd); write (‘ ‘);

for j: =1 to n do

write (m1 [i,j]: nz: nd);

procedure MultString (var a,b: matr; i1: integer; r: real);

for j: =1 to n do

procedure AddStrings (var а,b: matr; i1, i2: integer; r: real);

for j: =1 to n do

a [i1,j]: =a [i1,j] +r*a [i2,j] ;

b [i1,j]: =b [i1,j] +r*b [i2,j] ;

procedure MultMatr (a,b: matr; var c: matr);

for i: =1 to n do

for j: =1 to n do

for k: =1 to n do

function sign (r: real): shortint;

if (r>=0) then sign: =1 else sign: =-1;

procedure GetMatr (a: matr; var b: matr; m, i,j: integer);

var ki,kj,di,dj: integer;

for ki: =1 to m-1 do

if (ki=i) then di: =1;

for kj: =1 to m-1 do

if (kj=j) then dj: =1;

b [ki,kj]: =a [ki+di,kj+dj] ;

procedure gauss (a: matr; b: mas; var x: mas; n: integer);

For k: =1 to N-1 do

For i: =k+1 to n do

For j: =k+1 to N do

writeln (‘Вывод результатов решения системы уравнений методом Гаусса’);

writeln (‘x [‘,n,’] =’,x [n]: 6: 2);

for i: = (n-1) downto 1 do

For j: =i+1 to n do

x [i]: = (b [i] +s) /a [i, i] ;

writeln (‘x [‘, i,’] =’,x [i]: 6: 2);

procedure matrica (a: matr; y: mas; n: integer);

for i: =1 to n do

for j: =1 to n do z [i,j]: =0;

for i: =1 to n do

for j: =1 to n do

for i: =1 to n do

взятую со знаком i-того элемента j-ой строки. Таким образом,

на месте элементова a [i, i] возникает сумма модулей элементов i-того

столбца (ниже i-ой строки) взятая со знаком бывшего элемента a [i, i],

равенство нулю которой говорит о несуществовании обратной матрицы >

for j: =i+1 to n do

AddStrings (a,z, i,j,sign (a [i, i]) *sign (a [j, i]));

if (abs (a [i, i]) >eps) then

MultString (a,z, i,1/a [i, i]);

for j: =i+1 to n do

AddStrings (a,z,j, i,-a [j, i]);

writeln (‘Обратной матрицы не существует. ‘);

if (a [n,n] >eps) then

for i: =n downto 1 do

for j: =1 to i-1 do

AddStrings (a,z,j, i,-a [j, i]);

else writeln (‘Обратной матрицы не существует. ‘);

writeln (‘Начальная матрица, обратная к ней матрица: ‘);

for i: =1 to n do s [i]: =0;

for i: =1 to n do

for j: =1 to n do

s [i]: =s [i] +z [i,j] *y [j] ;

writeln (‘Вывод результатов решения системы уравненй матричным способом’);

for i: =1 to n do write (‘ ‘, s [i]: 5: 2);

writeln (‘ввод матрицы коэффициентов при неизвестных х’);

for i: =1 to N do

for j: =1 to N do

write (‘ введите a [‘, i,’,’,j,’] => ‘);

writeln (‘ввод столбца свободных членов’);

for i: =1 to N do

write (‘ введите b [‘, i,’] => ‘);

writeln (‘введите вариант ‘);

writeln (‘ 1 — решение системы линейных уравнений методом Гаусса ‘);

write (‘ 2 — решение системы линейных уравнений матричным методом => ‘);

Курсовая работа: «Решение систем n линейных уравнений с n неизвестными».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

1. Решение систем n линейных уравнений с n неизвестными

1.1. Основные понятия

Системой m линейных уравнений с n неизвестными называется система уравнений вида (1):

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Систему линейных уравнений (1) можно записать в матричной форме

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Здесь A – матрица системы; X – матрица- столбец неизвестных; B – матрица-столбец свободных членов.

С системой линейных уравнений (1) связана ещё одна матрица ,

полученная из матриц A добавлением столбца B свободных членов, и называемая расширенной матрицей системы (1):

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Если в системе линейных уравнений (1) все свободные члены равны нулю (т. е. B – нулевая матрица-столбец), то она называется однородной, в противном случае – неоднородной.

Решением системы линейных уравнение называется упорядоченная совокупность n чисел α1,α2,…,αn, которая при подстановке в систему обращает каждое уравнение в тождество.

Если система линейных уравнений имеет хотя бы одно решение, то она называется совместной, в противном случае – несовместной.

Две системы линейных уравнений называются равносильными (эквивалентными), если равны множества их решений.

1.2. Решение системы методом обратной матрицы

Пусть дана система n линейных уравнений с n неизвестными, у которой матрица A системы – невырожденная, т. е. | A |≠0. Запишем систему в матричной форме: AX=B .

Так как | A |≠0, то существует матрица А -1 . Умножим слева обе части матричного уравнения на А -1 : А -1 АХ = А -1 В или

Равенство (4) – матричная форма записи решения системы (1).

Для того чтобы найти элементы матрицы X неизвестных, нужно найти обратную матрицу А -1 и умножить её на столбец свободных членов B .

Решить систему уравнений матричным методом

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Запишем систему в матричном виде:

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Выясним, является ли матрица A системы невырожденной:

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Следовательно, матрица A является невырожденной. Поэтому существует обратная матрица А -1 ; воспользуемся формулой:

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Найдём произведение А -1 В :

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Матрица неизвестных равна:

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Ответ можно записать также в виде .

1.3. Решение системы методом Крамера

Система n линейных уравнений с n неизвестными называется крамеровской, если матрица A системы является невырожденной (т. е. | A |≠0).

Теорема (Крамера). Крамеровская система n линейных уравнений с n неизвестными имеет единственное решение, которое находится по формулам (5) :

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

где | A | − определитель матрицы системы, | Aij | − определитель матрицы, получаемый из матрицы A заменой j -го столбца столбцом свободных членов B .

Заметим, что способ решения системы линейных уравнений, основанный на формулах Крамера, называют методом или правилом Крамера.

Решить систему методом Крамера.

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Данная система линейных уравнений является крамеровской (так как | A |≠0). Согласно формулам (5) имеем:

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Замечание. Метод обратной матрицы и метод Крамера решения систем линейных уравнений становятся трудоёмкими при n ≥4.

1.4. Решение системы уравнений методом Гаусса

Методом Гаусса (методом последовательного исключения неизвестных) можно решить любую систему линейных уравнений. Процесс решения системы по методу Гаусса состоит из двух этапов. На первом этапе (прямой ход) систему с помощью элементарных преобразований приводят к ступенчатому виду (её расширенная матрица − ступенчатая). На втором этапе (обратный ход) из ступенчатой системы последовательно, начиная с последнего уравнения, определяются значения неизвестных.

Эквивалентными (равносильными) преобразованиями системы линейных уравнений называются следующие действия:

1) перестановка местами двух уравнений системы,

2) умножение любого уравнения на число, отличное от нуля,

3) прибавление к одному из уравнений другого уравнения, умноженного на любое число,

4) удаление (вписывание) уравнения вида 0 x 1+0 x 2+…+0 xn =0.

На практике проделывают эквивалентные преобразования не над системой, а над её расширенной матрицей.

Проиллюстрируем применение метода Гаусса.

Методом Гаусса решить систему уравнений:

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Выпишем расширенную матрицу и с помощью эквивалентных преобразований приведем её к ступенчатому виду:

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

1-ю строку прибавим к 3-й, а затем умножим её на (−1) и прибавим к 4-й.

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

В дальнейшем 1-ю строку не трогаем, работаем со 2-й строкой.

Прибавим 2-ю строку к 3-й, а затем прибавим утроенную 2-ю строку к 4-й. Далее первые две строки не трогаем, работаем с 3-й.

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Умножим 3-ю строку на 7 и прибавим к 4-й .

Курсовая работа решение системы линейных уравнений

Таким образом, в результате проведённых преобразовании пришли к следующей системе линейных уравнений, равносильной данной:

Поделиться или сохранить к себе: