Цель работы: на основе систематизации знаний о подходах к решению квадратных уравнений с параметрами разработать элективный курс для учащихся 9-х классов. Для достижения цели поставлены следующие задачи: — изучить учебно-методическую и математическую литературу на предмет исследования; — познакомиться с педагогическим опытом обучения решению квадратных уравнений с параметрами;
Содержание
Введение………………………………………………………. 2 1.Теоретические основы решения квадратных уравнений………. 4 1.1. Понятие квадратного уравнения, его виды ………………………4 1.2. Методы решения квадратных уравнений ………………………..5 1.2.1. Аналитический метод…………………………………………. 5 1.2.2. Графический метод……………………………………………. 7 1.3. Прямая и обратная теорема Виета …………………………. 9 1.4. Квадратные уравнения с параметрами…………………………….10 2. Методика обучения решению квадратных уравнений с параметрами………………………………………………………………21 2.1. Профильная дифференциация обучения в современной школе…21 2.2. Анализ учебных пособий на предмет изучения………………….24 3. Разработка занятий элективного курса……………………………..27 Заключение……………………………………………………………….. Список используемых источников………………………………………
Работа состоит из 1 файл
Видео:Решаем квадратное уравнение с параметромСкачать
Квадратные уравнения (Восстановлен).docx
(сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену).
С помощью теоремы Виета выводится формула разложения квадратного трехчлена на множители.
Если х₁ и х₂ – корни квадратного трехчлена ах² + bх + с, то справедливо
Обратное утверждение теоремы Виета: если х ₁ , х ₂ таковы, что
то эти числа – корни уравнения
Пример 5. Решить уравнение х² – 4х + 3 = 0
Решение. По теореме Виета
1.4. Квадратное уравнение с параметрами.
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления у школьников, но их решение вызывает затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений, для каждого из которых должно быть получено решение.
Если в уравнении некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами, то они называются параметрами, а уравнение с параметром.
Решить уравнение – значит найти множество значений неизвестных, удовлетворяющих этому уравнению. Иногда уравнения, кроме букв, обозначающих неизвестное (x, y, z), содержат другие буквы, называемые параметрами (a, b, c). Тогда мы имеем дело не с одним, а с бесконечным множеством уравнений.
При одних значениях параметров уравнения не имеет корней, при других — имеет только один корень, при третьих — два корня, при четвертых — бесконечно много корней.
Существенным этапом решения уравнений с параметрами является запись ответа. Составление ответа — это сбор ранее полученных результатов. И здесь очень важно не забыть отразить в ответе все этапы решения.
Рассмотрим основные типы уравнений с параметрами
Тип 1. Уравнения, которые необходимо решить либо для любого значения параметра (параметров), либо для значений параметра, принадлежащих заранее оговоренному множеству. Этот тип задач является базовым при овладении темой «Задачи с параметрами», поскольку вложенный труд предопределяет успех и при решении задач всех других основных типов.
Тип 2. Уравнения, для которых требуется определить количество решений в зависимости от значения параметра (параметров).
При решении задач данного типа нет необходимости ни решать заданные уравнения, их системы и совокупности и т.д., ни приводить эти решения; такая лишняя в большинстве случаев работа является тактической ошибкой, приводящей к неоправданным затратам времени. Однако иногда прямое решение в соответствии с типом 1 является единственным разумным путем получения ответа при решении задач типа 2.
Тип 3. Уравнения, для которых требуется найти все те значения параметра, при которых указанные уравнения, их системы и совокупности имеют заданное число решений (в частности, не имеют или имеют бесконечное множество решений).
Очевидно, что задачи типа 3 в каком-то смысле обратны задачам типа 2.
Тип 4. Уравнения, для которых при искомых значениях параметра множество решений удовлетворяет заданным условиям в области определения.
Например, найти значения параметра, при которых:
1) уравнение выполняется для любого значения переменной из заданного промежутка;
2) множество решений первого уравнения является подмножеством множества решений второго уравнения и т.д.
Наиболее часто встречающий тип уравнения с параметром – задачи с одной неизвестной и одним параметром.
Рассмотрим квадратное уравнение ах2+ bх + с = 0, учитывая, что параметры а, b и с определяют не только существование и количество корней, но и степень уравнения.
Используя известные свойства дискриминанта D, с учетом того, что уравнение может стать линейным (при а = 0) и квадратным (при а≠0), составим таблицу зависимости между коэффициентами квадратного уравнения и числом его корней (табл.1).
Таблица 1 — Зависимость между коэффициентами квадратного уравнения и числом его корней.
Уравнение ах2+ bх + с = 0
Условия на а, b, c, D
Имеет два различных корня
а ≠ 0, D >0
Имеет единственное решение
а ≠ 0, D = 0
а = 0, b ≠ 0
Не имеет корней
а ≠ 0, D
a = b = 0, c ≠ 0
Имеет бесчисленное множество корней.
a = b = с = 0
На основе теоремы Виета и обратного ему утверждения составим таблицу условий знакопеременности корней (табл. 2).
Таблица 2 – Условия знакопеременности корней
Корни квадратного уравнения ах2+ bх + с = 0
Условия на а, b, c, D
Имеют положительные знаки
D ≥ 0, 0, — 0
Имеют отрицательные знаки
D ≥ 0, 0, — 0
Имеют разные знаки
D ≥ 0, 0
Решить уравнение с параметром – значит указать, при каких допустимых значениях параметра существуют решения, выяснить их число, каковы они; кроме того, обычно при решении уравнений с параметром необходимо выяснить, при каких допустимых значениях параметра решений нет.
Для понимания сущности и структуры задач с параметрами важное значение имеет определение понятия «параметр». Неопределенность ключевого понятия не позволяет в полной мере реализовать их методические и дидактические возможности.
В связи с этим, в широком смысле под параметром в математической задаче понимается математический объект, количественно и качественно характеризующий задачу и влияющий как на процесс, так и на результат ее решения.
В рамках условия конкретной алгебраической задачи параметр можно рассматривать в качестве:
Фиксированного, но неизвестного числа;
Независимой переменной (или функции);
Алгебраического выражения.
Главная задача параметра заключается в его неопределенности. Степень неопределенности зависит от условия конкретной задачи. Решить задачу с параметром – значит указать ее решение для каждого значения параметра из заданного множества, называемого областью изменения параметра.
Алгебраические задачи с параметрами представляют собой содержательный математический объект для исследования.
Обобщенным методом решения задач с параметрами является исследовательский анализ, основу которого составляют функциональный подход и комплексное использование аналитических и конструктивных приемов.
Исследовательский анализ выражения F(х, а) с двумя переменными позволяет получить достаточно рациональное решение задач с параметрами.
У учащихся возникают трудности на этапе систематизации полученных результатов, в том числе и при записи ответов. Для решения этой трудности наиболее рационально использовать графический способ. С целью ее преодоления используется прием получения результата с одновременным изображением его на координатной плоскости.
Рассмотрим основные методы решения задач с параметром.
I.Аналитический метод. Этот метод так называемого прямого решения, повторяющего стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра, используя специальные формулы вычисления корней и свойства квадратного уравнения.
Покажем суть данного метода на конкретном примере.
Пример 6. Решить уравнение ах 2 + 3ах – (а+2) = 0, для любого значения параметра.
При а = 0, -2 = 0, корней нет.
При а ≠ 0, D = 9а 2 + 4а(а+2) = а(13а + 8).
Если D>0, то при а(-∞;-8/13)U(0;∞):
Если D = 0, то при а = — :
II. Графический метод. В зависимости от задачи (с переменной х и параметром а) рассматриваются графики или в координатной плоскости
(х; у), или в координатной плоскости (х; а).
Рассмотрим пример задачи, для решения которой используется графический метод.
Пример 7. При каких значениях параметра а (а ≥ 3) произведение корней уравнения х 2 + 2х достигает наименьшего значения?
Решение. Искомое значение параметра а найдем из условий:
Чтобы не ошибиться, обеспечим наглядность полученной задачи. Для этого в системе координат (а, у) построим параболу у = — а 2 + 3а – 3 и отметим значения параметра а, а ≤ 1 или а ≥ 3.(рис. 5)
Наибольшее значение функции у = — а 2 + 3а – 3 при а ≥ 3 равно -3.
Ответ: при а=3 f(3)=-3 – наименьшее значение
Рассмотрим некоторые примеры решения квадратных уравнений с параметрами.
Пример 8. Решить уравнение (а – 1)х 2 + (а + 1)х + а + 1 = 0.
Решение. При а = 1 уравнение имеет вид 2х + 2 = 0, его корень
При а ≠ 1 уравнение является квадратным. Найдем дискриминант:
Отметим на числовой прямой знаки дискриминанта:
При а [-1; 1] U (1; ] D ≥ 0 и уравнение имеет два действительных корня
Ответ: при а = 1 х = -1;
при а (-∞; -1) U (; +∞) корней нет;
Пример 9. Найти все значения параметра р, при каждом из которых квадратное уравнение рх2+ х + 2 = 0 имеет ровно одно решение.
Решение. При р ≠ 0 исходное уравнение имеет ровно одно решение, если его дискриминант равен нулю. Получаем D = 1 – 8p = 0, откуда р = 1/8.
При р = 0 исходное уравнение становиться линейным, поэтому этот случай не рассматриваем.
Ответ: при р = 1/8 уравнение имеет ровно одно решение.
Пример 10. Найти все значения параметра р, при каждом из которых квадратное уравнение рх2+ х + 2 = 0 имеет ровно одно решение.
Решение. При р ≠ 0 исходное уравнение имеет ровно одно решение, если его дискриминант равен нулю. Получаем D = 1 – 8p = 0, откуда р = .
При р = 0 исходное уравнение становиться линейным, поэтому этот случай не рассматриваем.
Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать
Курсовая работа: Методы решения уравнений, содержащих параметр
Название: Методы решения уравнений, содержащих параметр Раздел: Рефераты по математике Тип: курсовая работа Добавлен 07:41:09 23 марта 2008 Похожие работы Просмотров: 7519 Комментариев: 21 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать
Выпускная квалификационная работа
Выполнил тудент V курса математического факультета Кузнецов Е.М.
Вятский государственный гуманитарный университет
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению уравнений, содержащих параметр. Решение задач с параметрами вызывает большие трудности у учащихся, так как их изучение не является отдельной составляющей школьного курса математики, и рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях.
Трудности при изучении данного вида уравнений связаны со следующими их особенностями:
Обилие формул и методов, используемых при решении уравнений данного вида;
Возможность решения одного и того же уравнения, содержащего параметр различными методами;
Выше изложенное обусловило проблему исследования, которая заключается в исследовании целесообразности и возможности изучения методов решения уравнений, содержащих параметры, в старших классах средней школы и в разработке соответствующей методики. Решение этой проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования является процесс обучения алгебре в 7-9 классах и алгебре и началам анализа в 10-11 классах.
Предметом исследования являются классы уравнений, содержащих параметры, и их методы решения.
Гипотеза исследования: применение разработанной на основе общих методов решения уравнений, содержащих параметры, методики их решения позволит учащимся решать уравнения, содержащие параметры, на сознательной основе, выбирать наиболее рациональный метод решения, применять разные методы решения.
Проблема, предмет, гипотеза исследования обусловили следующие задачи:
проанализировать действующие учебники алгебры и начала анализа для выявления в них использования понятия «параметра» и методов решения уравнений, содержащих параметр;
выделить классы уравнений, содержащих параметры, и их методы решения;
разработать программу факультативных занятий на тему «Методы решения уравнений, содержащих параметр»;
осуществить опытное преподавание.
(F)
с неизвестными х, у, . z и с параметрами . При всякой допустимой системе значений параметров α0, β0, . γ0 уравнение (F) обращается в уравнение
(F0)
с неизвестными х, у. z, не содержащих параметров. Уравнение (F0) имеет некоторое вполне определенное множество (быть, может, пустое) решений.
Аналогично рассматриваются неравенства и системы, содержащие параметры. Допустимыми системами значений параметров считаются системы, допустимые для каждого уравнения в отдельности.
Определение. Решить уравнение, содержащее параметры, это значит, для каждой допустимой системы значений параметров найти множество всех решений данного уравнения.
Понятие эквивалентности применительно к уравнениям, содержащие параметр, устанавливается следующим образом.
Определение. Два уравнения
F(х, у, . z; ) =0 (F),
Ф (х, у, . z; ) =0 (Ф)
с неизвестным х, у. z и с параметрами называются эквивалентными, если для обоих уравнений множество допустимых систем значений параметров одно и то же и при всякой допустимой системе значений, параметров оба уравнения эквивалентны.
Итак, эквивалентные уравнения при всякой допустимой системе значений параметров имеют одно и то же множество решений.
Преобразование уравнения, изменяющее множество допустимых систем значений параметров, приводит к уравнению, не эквивалентному данному уравнению.
Предположим, что каждое из неизвестных, содержащихся в уравнении
F(x, у, z; )=0 (F)
задано в виде некоторой функции от параметров:
х = х();
у = у();
z = z(). (Х)
Говорят, что система функций (Х), заданных совместно, удовлетворяет уравнению (F), если при подстановке этих функций вместо неизвестных х, у. z в уравнение (F) левая его часть обращается в нуль тождественно при всех допустимых значениях параметров:
F (x(), y(),…,z ())≡0.
При всякой допустимой системе численных значений параметров = α0, , . соответствующие значения функций (Х) образуют решение уравнения [1].
Проанализируем действующие учебники курса алгебры и начала анализа, чтобы выяснить, насколько в них представлены задания, использующие понятие «параметр», и методы решения уравнений, содержащих параметр.
Алгебра. 7 класс.
При изучении уравнений представлено два задания с параметром (№№236, 243). Рассматриваются простейшие линейные уравнения, но коэффициент при х является параметром и необходимо исследовать на количество корней или принадлежность корня к целым числам.
Также в данном учебнике в §5 «Линейная функция» (глава 2 «Функции») рассматривается прямая пропорциональность, где, не вводя понятие параметр, его используют. А именно, выясняется расположение графика функции в зависимости от коэффициента , который и является параметром.
Следующие задания с параметром предлагаются уже только в дополнительных заданиях к главе «Системы линейных уравнений» (№№1214-1216), где необходимо найти значение параметра, если известна точка пересечения графиков (см. [28]).
Алгебра 8 класс.
При изучении темы «Квадратные уравнения» в разделе дополнительных упражнений для более углубленного повторения материала предлагаются уравнения, содержащие параметр (№№ 645, 646, 660, 663-672), где необходимо найти значение переменной (параметра), если известен корень уравнения или какое-то соотношение корней. Можно выделить два номера (№№ 661, 662), где необходимо найти значение параметра, если известны знаки корней уравнения.
При изучении остальных тем учебника 8 класса параметр не использовался.
Алгебра. 9 класс.
Использование параметра ведется в главе «Квадратичная функция». При формулировании свойств функции в зависимости от коэффициента , и предлагается для решения задача на нахождение нулей функции, которая зависит от параметра. В разделе «дополнительные задачи» приводятся задания с параметром на исследование:
расположения графика относительно прямой;
вершины параболы; нулей функции;
принадлежность данных точек функции, содержащей два параметра.
При рассмотрении графиков функций и строятся предпосылки для решения уравнений, содержащих параметр, графическим методом (параллельный перенос).
При изучении систем уравнений предлагаются дополнительные задачи с параметром на исследование количества решений системы.
В системе упражнений для повторения курса VII-IX классов заданий, содержащих параметр, не представлено (см. [29]).
Мордкович. А. Г. «Алгебра 7 по 9 класс » и «Алгебра и начала анализа 10 – 11 класс»
Надо отметить, что данное учебное пособие состоит из двух частей: из учебника и задачника (см. [30], [31]).
При изучении линейной функции (7 класс глава 6 §28) рассматривается линейное уравнение с двумя переменными и его график, где учащихся знакомят с параметром в неявном виде, то есть при рассмотрении нахождения корня линейного уравнения с одной неизвестной ставится ограничение на переменную a (a0). При изучении параметра, такие значения переменной и будем называть особыми, для которых будут соответствовать частные решения.
Номера 828-831 задачника содержат задания, в которых требуется нахождение коэффициента уравнения если известно решение уравнения, то есть говорится о том, чтобы найти значения параметра, если известно решение уравнения. В номерах 902-903 необходимо найти значения переменной, если известно, что график функции проходит через данную точку. Эти номера подготавливают ученика к методу «ветвлений» решения уравнений с параметром, о котором расскажем позднее в пункте 4.1.1.
Рассмотрим учебник 8 класса.
В главе «Квадратичная функция. Функция » при изучении функции , ее свойств и графика предлагаются задачи, которые подготавливают ученика к решению уравнений с параметром, где требуется применение производной. А именно номера 474-475, где необходимо найти коэффициенты уравнения данной функции, если известно наибольшее или наименьшее значение функции. И также номера 483-488 в которых известно точки пересечения с осями координат. Особенно нужно выделить следующие номера: № 498-503, где от ученика требуется творческий подход к их решению.
В § 14 «Графическое решение квадратных уравнений» предлагаются задания, где непосредственно представлены уравнения, содержащие параметр. В номерах 518-522 предлагаются уравнения, содержащие параметр, где необходимо найти значение параметра, если дано уравнение, которое имеет определенное количество корней. Эти задания повышенного уровня. Также предлагается домашняя контрольная работа, в которой имеется уравнение, содержащее параметр. Предлагая эти уравнения для решения, учителю необходимо показать некоторые методы решения квадратных уравнений с параметром. В частности два основных метода: аналитический и графический, но так как времени на рассмотрение этих методов школьной программой в 8 классе не предусмотрено, то учителю приходится чаще всего рассматривать эти методы на факультативах.
В главе 4 «Квадратные уравнения» непосредственно приводятся аналитический и графический методы решения уравнений. В задачнике представлены уравнения с параметром, где необходимо: выяснить вид квадратного уравнения и решить его при найденных значениях параметра; найти значения параметра, если известен корень квадратного уравнения.
При нахождении корней квадратного уравнения снова рассматриваются уравнения, содержащие параметр, где необходимо найти значение параметра при данном количестве корней квадратного уравнения (№№ 820, 821). Нужно отметить №838, где необходимо выбрать те уравнения, которые имеют два корня при любом значении параметра. Особенно можно выделить следующие номера: 839-841, где ставится задача решить уравнение с параметром, в №842 – необходимо доказать, что уравнение не имеет единственного корня ни при каком значении параметра.
При изучении теоремы Виета предлагаются задания на нахождение значения параметра при данном количестве корней (№ 969). Имеются задачи (№№971, 972) на применение обратного утверждения теоремы Виета, говорящее о том, что сумма и произведение корней уравнения равны коэффициентам этого уравнения. И предлагаются задания повышенного уровня с параметром – номера 999-1005. В них от ученика требуется полное понимание применения теоремы Виета и обратного утверждения. Имеется домашняя контрольная работа, в которой снова присутствуют уравнения с параметром.
При изучении квадратных неравенств, предлагаются задачи (№№ 1360-1365) на нахождение значений параметра, при которых уравнение имеет или не имеет действительных корней (№№ 1366, 1367). Особенно можно выделить №1363 и №1365, так как параметр содержится в коэффициенте при . Это потребует рассмотреть отдельно случаи, когда этот коэффициент равен нулю (см. [32], [33]).
Начало курса алгебры 9 класса начинается с повторения, где предлагаются задачи с параметром (№11, №17-19, №50): на нахождение значения параметра при данных количествах корней; на нахождение значения параметра, при которых во множестве решений неравенства содержится определенное количество чисел, принадлежащих тому или иному множеству.
Рассматривая следующую главу «Неравенства и системы неравенств», нельзя не отметить систему задач, содержащую задания с параметрами (№№85-87). В этих заданиях предлагаются простейшие системы с параметром (см. [34], [35]).
Рассмотрим учебник алгебры и начала анализа 10-11 класса.
Сначала параметр встречается при изучении арккосинуса, арксинуса, арктангенса, арккотангенса и решении уравнений вида , , , . Рассматривается решение этих уравнений в общем виде, и в зависимости от значения а рассматриваются частные случаи, причем ставится ограничение на множество значений переменной а (, для первых двух уравнений).
Следующие задачи, содержащие параметр, предлагаются при изучении производной функции. Номера 803, 808, 853 содержат задания с параметром, которые предложены для закрепления знаний о касательной.
Отметим следующие задания (№№889, 914-917), содержащие параметр, на исследование функции на монотонность. Также отметим номера 926-929, так как в них необходимо решить уравнения третьей и четвертой степени графическим методом.
Особое геометрическое и алгебраическое значение имеют задачи с параметром, которые предложены в главе «Первообразная и интеграл». Предложено следующее задание (номера 1061, 1062): найти значения параметра, который содержится в функции, если известна площадь фигуры, ограниченной этой функцией.
В конце изучения курса алгебры и начала анализа в 11 классе выделен параграф для решения уравнений, содержащих параметр. В параграфе объясняется, что такое параметр на простейших уравнениях, рассматриваются линейные и квадратные уравнения.
Задачи, которые предлагаются для этой темы, где предложены различные задания для обобщения всех умений решения задач (номера 1855-1880).
Обобщая все задачи с параметром можно заявить, что данный учебник предлагает параметр как для углубленного изучения пройденных тем, как для изучения непосредственно самого параметра (см. [36], [37]).
Алимов Ш.А. и др. «Алгебра с 7 по 9 класс» и «Алгебра и начала анализа 10 – 11 класс»
Начнем анализ этой группы учебников с 7 класса.
Уже при изучении темы «Уравнения с одним неизвестным» предлагаются задания, которые содержит задачи с параметром (№№123-125), где нужно решить простейшие линейные уравнения на нахождение значения параметра, при которых уравнение имеет корни или не имеет корней (№123,124). Особенно можно выделить номер 125, который предлагается в задачах повышенного уровня. Особенность заданий состоит в том, что предлагаются линейные, дробно-рациональные и квадратные уравнения с параметром при старшем коэффициенте.
После рассмотрения различных способов решения систем уравнений с двумя неизвестными предлагаются задачи, одна из которых содержит систему с двумя параметрами, где необходимо найти эти параметры, если система имеет единственное решение; бесконечное множество решений; не имеет решений (см. [25]).
Алгебра 8 класс.
Уравнения, содержащие параметр, встречаются впервые при изучении квадратных уравнений (№№ 414, 428, 442-443, 448). Из них можно выделить номера 442, 443, 448, в которых предлагаются задания на исследование количества корней уравнения в зависимости от значения параметра.
При изучении квадратичной функции рассматривается всего два номера с заданиями, содержащими параметр (№№602, 603). В этих заданиях необходимо найти значение параметра, если известно пересечение двух функций в заданной точке и параметр, содержится в коэффициенте одной из функций.
На этом авторы прекращают использование параметра при изучении тем учебника, но большое внимание уделяют параметру при повторении. Предлагаются задания, содержащие параметр, в основном, для повторения квадратных уравнений ( №№ 791, 792, 809, 818, 819, 822). Все номера одного характера – исследовать корни квадратного уравнения, то есть найти количество корней или сами корни в зависимости от значений параметра.
Уравнения аналогичного характера авторы приводят для внеклассной работы (№№ 889-896, 900, 902).
Выводы: Главным плюсом этого учебника является то, что авторы применяли уравнения, содержащие параметр, именно там, где его использование очень широко – при изучении квадратных уравнений. В этой теме количество задач, содержащих параметр, не может быть ограничено.
При изучении курса алгебры 9 класса уравнения, содержащие параметр предлагаются только в задачах для внеклассной работы (№№ 826-833). Предлагаются квадратные уравнения, где необходимо:
а) найти значения параметра, при которых уравнение имеет или не имеет корни;
б) определить принадлежность корней уравнения тому или иному числовому множеству.
Также предлагаются неравенства с параметром, где необходимо найти значение параметра, если неравенство выполняется при всех значениях неизвестной (см. [26]).
Алгебра и начала анализа 10-11 класс.
В этом учебнике при изучении уравнения рассматривается принадлежность корня множествам , . И это тоже в какой-то степени уравнение с параметром решаемое методом «ветвлений» (пункт 4.1.1). Аналогично при рассмотрении уравнения , , .
Обобщая знания, полученные при изучении третьей главы «Тригонометрические уравнения и неравенства», предложено тригонометрическое уравнение четвертой степени с параметром, классифицированное как задача повышенной трудности.
При повторении курса алгебры и начала анализа 10 класса в системе задач не встречается заданий с параметром и можно утверждать, что в системе изучения этого курса авторы не уделяют внимания к параметру как таковому.
При изучении производной авторы предлагают четыре упражнения с параметром (№№ 544-547), где дана функция, зависящая как от неизвестной, так и от параметра и нужно найти значения параметра, если производная имеет определенный знак или равна нулю.
При изучении же темы «Применение производной к исследованию функций» система задач содержит всего одно задание с параметром (№559).
Аналогично, в системе задач темы «Интеграл» предложена всего одна задача с параметром (№ 670), где нужно найти площадь фигуры, ограниченной параболой, где заключен параметр, и прямой.
При повторении курса алгебры и начала анализа 11 класса предложена одна задача с параметром (№718). В системе задач при итоговом повторении всего курса алгебры содержатся задачи с параметром, аналогичные всем рассмотренным ранее (в предыдущих учебниках и данном). Такими являются: №№ 781, 782 – это при повторении решения уравнений; №№ 828-830 – при повторении решения неравенств.
Выводы: Главным плюсом этого учебника является то, что предложены примерные виды заданий, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в вузы. Одними из таких заданий являются задачи с параметром (№№ 974-976).
В отличие от учебника Мордковича система задач с параметрами предложена только для углубленного изучения и повторения пройденного материала (см. [27]).
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
в каждом проанализированном учебнике задания, содержащие параметр, используется для проверки знаний и умений, приобретенных во время изучения той или иной темы. Предлагаются задания творческого характера, требующие от учащихся применения полученных знаний и умений в нестандартных условиях;
ни в одном из рассмотренных учебников не даётся чёткого определения параметра;
во всех учебниках задания однотипны;
Линейные и квадратные уравнения, содержащие параметр, можно объединить в одну группу – группу уравнений с параметром не выше второй степени.
Уравнения с параметром не выше второй степени являются самыми распространенными в практике итоговых и конкурсных заданий. Их общий вид определяется многочленом . Для таких уравнений всякое частное уравнение не выше второй степени принадлежит одному из следующих типов:
, тогда ,
и , тогда решений нет,
и , тогда ,
, , тогда ,
, , тогда решений нет,
, , тогда .
Контрольные значения параметра определяются уравнением . На выделенных контрольными значениями промежутках допустимых значений параметра дискриминант имеет определенный знак, соответствующие частные уравнения принадлежат одному из двух последних типов.
Тогда решением всякого уравнения с параметром не выше второй степени осуществляется по следующим этапам:
На числовой прямой отмечаются все контрольные значения параметра, для которых соответствующие частные уравнения не определены.
На области допустимых значений параметра исходного уравнения при помощи равносильных преобразований приводится к виду .
Выделяют множество контрольных значений параметра, для которых .
Если уравнение имеет конечное множество решений, то для каждого найденного контрольного значения параметра соответствующее частное уравнение решается отдельно. Проводится классификация частных уравнений по первым трем типам.
На бесконечном множестве решений уравнения проводится решение уравнения , выделяются типы бесконечных и пустых особых частных уравнений. Множеству значений параметра, для которых и , соответствует третий тип не особых частных уравнений.
Выделяются контрольные значения параметра, для которых дискриминант обращается в нуль. Соответствующие не особые частные уравнения имеют двукратный корень .
Найденные контрольные значения параметра разбивают область допустимых значений параметра на промежутки. На каждом из промежутков определяется знак дискриминанта.
Множеству значений параметра, для которых и , соответствует тип не особых частных уравнений, не имеющих решений, для значений параметра из множества, где и , частные уравнения имеют два различных действительных корня (см. [1],[7]).
Пример. Решить уравнение
Решение. Здесь контрольными будут те значения параметра, при которых коэффициент при х обращается в 0. Такими значениями являются, а=0 и а=2. При этих значениях параметра а, невозможно деление обеих частей уравнения на коэффициент при х. В то же время при значениях параметра а≠0 и а≠2 деление возможно. Таким образом, целесообразно множество всех действительных значений параметра разбить на подмножества
и решить уравнение (2) на каждом из этих подмножеств, т. е. решить уравнение (2) как семейство уравнений, получающихся из него при следующих значениях параметра: 1) а=0; 2) а=2; 3) а≠0, а≠2.
Рассмотрим эти случаи.
1) При а=0 уравнение (2) принимает вид 0∙х=2. Это уравнение не имеет корней.
2) При а=2 уравнение (2) принимает вид 0∙х=0. Корнем этого уравнения является любое действительное число.
3) При а≠0, а≠2 уравнение соответствует третьему типу откуда х ==.
0твет: 1) если а=0, то корней нет;
2) если а=2, то х — любое действительное число;
3) если а≠0, а≠2 , то х = .
Пример. Решить уравнение
(а — 1)∙ х2+2∙ (2а+1)∙ х + (4а+3) =0. (3)
Решение. В данном случае контрольным значением параметра a является единица. Дело в том, что при a=1 уравнение (3) является линейным, а при а≠1 оно квадратное (в этом и состоит качественное изменение уравнения). Значит, целесообразно рассмотреть уравнение (3) как семейство уравнений, получающихся из него при следующих значениях параметра: 1) a=1; 2) а≠1.
Рассмотрим эти случаи.
1) При a=1 уравнение (3) примет вид 6х+7=0. Из этого уравнения находим х = – .
2) Из множества значений параметра а≠1 выделим те значения, при которых дискриминант уравнения (3) обращается в 0.
Дело в том, что если дискриминант D=0 при а=ао, то при переходе значения D через точку ао дискриминант может изменить знак (например, при а ао D > 0). Вместе с этим при переходе через точку ао меняется и число действительных корней квадратного уравнения (в нашем примере при а ао D > 0 уравнение имеет два корня). Значит, можно говорить о качественном изменении уравнения. Поэтому значения параметра, при которых обращается в 0 дискриминант квадратного уравнения, также относят к контрольным значениям.
Составим дискриминант уравнения (3):
=(2а+ l)2 — (а — 1) (4а+3). После упрощений получаем = 5а+4.
Из уравнения =0 находим — второе контрольное значение параметра а. При этом если , то D 0,5 х1,2 = 0,5∙(1 ± );
при а = 0,5 х = 0,5;
при а 0,5, следовательно, х1– корень уравнения при а≥1.
при а ≥ 1 х = 0,5∙(1 + );
Область допустимых значений такого уравнения находится как пересечение областей допустимых значений функций f(x) и φ (х). Для решения уравнения (*) необходимо рассмотреть следующие случаи:
При а=b=1 решением уравнения (*) является область его допустимых значений D.
При а=1, b≠1 решением уравнения (*) служит решение уравнения φ(х)=0 на области допустимых значений D.
При а≠1, b=1 решение уравнения (*) находится как решение уравнения f(х) = 0 на области D.
При а=b (а>0, а≠1, b>0, b≠1) уравнение (*) равносильно уравнению f(х) = φ(х) на области D.
При а≠b (а>0, а≠1, b>0, b≠1) уравнение (*) тождественно уравнению (c>0, c≠1) на области D (см. [1]).
Пример. Решить уравнение: а х + 1 = b 3 – х
Решение. ОДЗ уравнения: х R, а > 0, b >0.
1) При а ≤ 0, b ≤ 0 уравнение не имеет смысла;
2) При а = b = 1, х R;
3) При а = 1, b ≠ 1 имеем: b 3 – х = 1 или 3 – х = 0 х = 3;
4) При а ≠ 1, b = 1 получим: а х + 1 = 1 или х + 1 = 0 х = -1;
5) При а = b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) имеем: х + 1 =3 – х х = 1;
6) При , получим: уравнение , которое не имеет решения;
7) При а ≠ b и (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) прологарифмируем исходное уравнение по основанию а, получим:
, х + 1 = (3 – х) log a b , .
Ответ: при а ≤ 0, b ≤ 0 или , уравнение не имеет решений;
при а = b = 1, х R;
при а = 1, b ≠ 1 х = 3;
при а ≠ 1, b = 1 х = -1;
при а = b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) х = 1;
при а ≠ b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) .
Логарифмические уравнения, содержащие параметр
Решение логарифмических уравнений с параметрами сводится к нахождению корней элементарного логарифмического уравнения. Важным моментом решения уравнений такого типа является проверка принадлежности найденных корней ОДЗ исходного уравнения (см. [1]).
Пример. Решить уравнение
2 – log (1 + х) = 3 log а — log (х 2 – 1)2.
Решение. ОДЗ: х > 1, а > 0, а ≠ 1.
Осуществим на ОДЗ цепочку равносильных преобразований исходного уравнения:
log а а2 + log a(х2 — 1) = log а () 3 + log a,
log а (а2 (х2 — 1)) = log а (() 3),
а2 (х2 — 1) = (х — 1) ,
а2 (х — 1) (х + 1) = (х — 1) .
Так как х ≠ -1 и х ≠ 1, сократим обе части уравнения на (х — 1) и на . Тогда получим = .
Возведем обе части полученного уравнения в квадрат:
а4 (х + 1) = х – 1 а4 х + а4 = х – 1 х( 1 — а4 ) = а4 + 1.
Так как а ≠ -1 и а ≠ 1, то .
Для того чтобы значения х являлось решением уравнения, должно выполняться условие х > 1, то есть .
Выясним, при каких значениях параметра а, это неравенство истинно:
, .
Так как а > 0, то полученная дробь положительна, если 1 – а4 > 0, то есть при а 1, значит при 0 1 решений нет;
Видео:8 класс, 39 урок, Задачи с параметрамиСкачать
Курсовая работа квадратные уравнения с параметром
ФБГОУ ВПО «Мордовский государственный
педагогический институт имени М.Е. евсевьева»
Кафедра математики и методики обучения математики
Методика формирования умений решать уравнения и неравенства с параметрами в курсе основной общеобразовательной школе
Автор курсовой работы:
студентка группы МДМ-110 А.И. Зимина
Специальность: 050201.65 «Математика» с дополнительной специальностью 050202 «Информатика»
. Теоретические основы линий уравнений и неравенств в школьном курсе математики
.1 Виды уравнений в школьном курсе математики
.2 Виды неравенств в школьном курсе математики
.3 Особенности решения уравнений с параметрами
.4 Особенности решения неравенств с параметрами
. Методические рекомендации к решению уравнений и неравенств с параметрами
Список используемой литературы
На современном этапе развития школьного образования становятся приоритетными развивающие цели обучения. В связи с этим при изучении математики особую значимость приобретает организованное обучение приемам мышления, рационального выполнения учебной деятельности, что исключительно важно при усвоении трудных тем и решении сложных задач таких, как уравнения и неравенства с параметрами. Именно недостаточная сформированность приемов учебной деятельности является одной из причин того, что большинство учащихся совершает ошибки или испытывает затруднения при решении даже несложных задач такого рода.
Изучением задач с параметрами, их роли в обучении, понятий, связанных с их решением, в разные годы занимались М.И. Башмаков , Г.В. Дорофеев, М.И. Зайкин, Т.А. Иванова, Г.Л. Луканкин, Я.Л. Крейнин, В.К. Марков, А.Г. Мордкович, Н.Х. Розов, Г.И. Саранцев, Р.А. Утеева и др. Многие из них подчеркивали важность обучения школьников приемам решения уравнений и неравенств с параметрами прежде всего в связи с необходимостью подготовки учащихся к выполнению работ итоговой аттестации и различного рода конкурсных испытаний. При этом большинство авторов характеризует задачи с параметрами как исследовательские задачи, требующие высокой логической культуры и техники исследования; как наиболее сложные в логическом и семантическом плане вопросы элементарной математики. В этой связи В.В. Вересова, В.И. Горбачев, Н.С. Денисова, В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович, Т.Н. Полякова, Г.А. Ястребинецкий и др. справедливо замечают, что для описания процесса их решения необходимо использовать систему понятий, математических утверждений и фактов, определяемую фундаментальными математическими идеями; некоторые из них предпринимают попытки к ее разработке. Однако в многочисленных пособиях и руководствах справочного и методического характера для поступающих в вузы рассматриваются лишь частные приемы решения конкретных уравнений и неравенств с параметрами, чаще всего в рамках широкого спектра конкурсных заданий.
Уравнения и неравенства, содержащие параметр, не изучаются систематически в школьном курсе математики, а рассматриваются лишь отдельные их простейшие примеры. Поэтому методы и приемы решения таких задач большинству учащихся не известны.
Актуальность данной темы состоит в том, что анализируя экзаменационные работы по математике, приходишь к выводу, что за курс математики в общеобразовательной школе учащимися должны быть отработаны умения решения задач с параметрами. Кроме непосредственной подготовки учащихся к экзаменам по данному разделу математики (решение задач с параметрами), главная его задача — поднять на более высокий уровень изучение математики в школе, следующий за развитием умений и навыков решения определенного набора стандартных задач.
Объект исследования: процесс формирования умений решать уравнений и неравенств с параметрами в школьном курсе метематике основной школы.
Предмет исследования: уравнения и неравенства с параметрами.
Цель исследования: выделить виды, методы решения уравнений и неравенств с параметрами в школьном курсе математике.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
) Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования;
)Рассмотреть роль уравнений и неравенств в школьном курсе математике;
)Разработка методических рекомендаций к решению уравнений и неравенств с параметрами.
1. Теоретические основы линий уравнений и неравенств в школьном курсе математики
Ввиду важности и обширности материала, связанного с понятием уравнения, его изучение в современной методике математики организовано в содержательно-методическую линию уравнений и неравенств. Здесь рассматриваются вопросы формирования понятий уравнения и неравенства, общих и частных методов их решения, взаимосвязи изучения уравнений и неравенств с числовой, функциональной и другими линиями школьного курса математики.
Выделенным областям возникновения и функционирования понятия уравнения в алгебре соответствуют три основных направления развертывания линии уравнений и неравенств в школьном курсе математики.
а) Прикладная направленность линии уравнений и неравенств раскрывается главным образом при изучении алгебраического метода решения текстовых задач. Этот метод широко применяется в школьной математике, поскольку он связан с обучением приемам, используемым в приложениях математики.
В настоящее время ведущее положение в приложениях математики занимает математическое моделирование. Используя это понятие, можно сказать, что прикладное значение уравнений, неравенств и их систем определяется тем, что они являются основной частью математических средств, используемых в математическом моделировании.
б) Теоретико-математическая направленность линии уравнений и неравенств раскрывается в двух аспектах: во-первых, в изучении наиболее важных классов уравнений, неравенств и их систем и, во-вторых, в изучении обобщенных понятий и методов, относящихся к линии в целом. Оба эти аспекта необходимы в курсе школьной математики. Основные классы уравнений и неравенств связаны с простейшими и одновременно наиболее важными математическими моделями. Использование обобщенных понятий и методов позволяет логически упорядочить изучение линии в целом, поскольку они описывают то общее, что имеется в процедурах и приемах решения, относящихся к отдельным классам уравнений, неравенств, систем. В свою очередь, эти общие понятия и методы опираются на основные логические понятия: неизвестное, равенство, равносильность, логическое следование, которые также должны быть раскрыты в линии уравнений и неравенств.
в) Для линии уравнений и неравенств характерна направленность на установление связей с остальным содержанием курса математики. Эта линия тесно связана с числовой линией. Основная идея, реализуемая в процессе установления взаимосвязи этих линий, — это идея последовательного расширения числовой системы. Все числовые области, рассматриваемые в школьной алгебре и началах анализа, за исключением области всех действительных чисел, возникают в связи с решением каких-либо уравнений, неравенств, систем. Например, числовые промежутки выделяются неравенствами или системами неравенств. Области иррациональных и логарифмических выражений связаны соответственно с уравнениями (k-натуральное число, большее 1.
Связь линии уравнений и неравенств с числовой линией двусторонняя. Приведенные примеры показывают влияние уравнений и неравенств на развертывание числовой системы. Обратное влияние проявляется в том, что каждая вновь введенная числовая область расширяет возможности составления и решения различных уравнений и неравенств.
Линия уравнений и неравенств тесно связана также и с функциональной линией. Одна из важнейших таких связей приложения методов, разрабатываемых в линии уравнений и неравенств, к исследованию функции (например, к заданиям на нахождение области определения некоторых функций, их корней, промежутков знакопостоянства и т.д.). С другой стороны, функциональная линия оказывает существенное влияние как на содержание линии уравнений и неравенств, так и на стиль ее изучения. В частности, функциональные представления служат основой привлечения графической наглядности к решению и исследованию уравнений, неравенств и их систем.
.1 Виды уравнений в школьном курсе математике
уравнение неравенство математика
Понятие «уравнение » относится к важнейшим общематематическим понятиям.
Существуют различные трактовки понятия «уравнение».
И.Я. Виленкин и др. приводит логико — математическое определение уравнения. Пусть на множестве М зафиксирован набор алгебраических операций, х — переменная на М; тогда уравнением на множестве М относительно x называется предикат вида , где и — термы относительно заданных операций, в запись которого входит символ .Аналогично определиться уравнение от двух и более переменных.
Принятые в логики термины «терм» и «предикат» соответствуют такие термины школьной математики как «выражение» и «предложение с переменной». Поэтому наиболее близко к приведенному формальному определению можно считать следующее определение: «Предложение с переменной, имеющий вид равенства между двумя выражениями с этой переменной, называется уравнением». Такое определение приведено в учебнике «Алгебра и начала анализа» А.Н Колмогоров и др. Равенство с переменной называется уравнением. Значение переменной при котором равенство с переменной обращается в верное числовое равенство, называется корнем уравнения.
Часто, особенно в начале систематического курса алгебры, понятие уравнение вводится по средством выделение его из алгебраического метода решения задач. Например, в учебнике Ш.А.Алимова и др. понятие уравнение вводиться на материале текстовой задачи. Переход к понятию уравнения осуществляется на основе анализа некоторых формальных особенностей записи, выражающих содержание данной задачи в алгебраической форме: «Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называется уравнением». Указываемый способ введения понятия уравнения соответствует еще одному компоненту понятия уравнения — прикладному.
Еще один подход к понятию уравнения получается при составления области определения уравнения и множества его корней. Например, в учебнике Д.К.Фадеева «Буквенное равенство, которое не обязательно превращается в верное числовое равенство при допустимых наборов букв, называется уравнение».
Можно встретить и третий вариант определения, роль которого проявляется при изучения графического метода решения уравнений: «Уравнение — это равенство двух функций».
Среди всех изучаемых в курсе математике типов уравнений В.И. Мишин выделяет сравнительно ограничение количество основных типов. к их числу относится: линейное уравнение с одним неизвестным, систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными, квадратные уравнения, простейшие иррациональные и трансцендентные.
Ю.М.Колягин и др. классифицируют по виду функций, представляющих правую и левую части уравнений:
алгебраическим, если и — алгебраические функции;
трансцендентным, если хотя одним из функций и трансцендентная;
рациональным алгебраическим (или просто рациональным) , если алгебраические функции и рациональные;
иррациональным алгебраическим( или просто иррациональным), если хотя бы одна из алгебраических функций и иррациональная;
целым рациональным, если функция и целые рациональные;
дробным рациональным, если хотя бы одна из рациональных функций и дробная рациональная.
Уравнение , где — многочлен стандартного вида, называется линейным (первой степени), квадратным( во второй степени), кубическим (третьей степени) и вообще — ой степени, если многочлен , имеет соответственно первую, вторую, третью и вообще — ую степень.
В школе изучаются несколько типов уравнений. К их числу относятся: линейные уравнения с одной не известной, квадратные уравнения, иррациональные и трансцендентные уравнения, рациональные уравнения. Эти типы уравнений изучаются с большой тщательностью, для них указывается и доводиться до автоматизма выполнение алгоритма решения, указывается форма, в котором должен записываться ответ.
Виды уравнений и методы решения:
Уравнением с одной переменной, называется равенство, содержащее только одну переменную.
Корнем (или решением) уравнения называется такое значение переменной, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.
Найти все корни уравнения или доказать, что их нет — это значит решить уравнение.
Пример 1: Решить уравнение .
Квадратное уравнение — это уравнение вида , где коэффициенты a, b и c — любые действительные числа, причем а?0.
Корнями квадратного уравнения называют такие значения переменной, при которых квадратное уравнение обращается в верное числовое равенство.
Решить квадратное уравнение — значит найти все его корни или установить, что корней нет.
Пример 2: Решить уравнение
Данное уравнение можно решить либо через Теорему Виета, либо через дискриминант.
рациональные уравнения — уравнения вида
где и многочлены, атак же уравнения вида , где и — рациональные.
Пример 3: Решить уравнение
Иррациональные уравнения — это уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня или под знаком операции возведения в дробную степень.
Пример 4: Решить уравнение
Возведем обе части в квадрат:
) Показательные и логарифмические уравнения
При решения показательных уравнений используются два основных метода: а) переход от уравнения к уравнению ;б) введения новых переменных. Иногда приходиться применять исскуственные приемы.
Логарифмические уравнения — решаются тремя методами, то есть переход от уравнения к уравнению — следствию ;метод введения новых переменных логарифмирования, то есть переход от уравнения к уравнению .
А так же во многих случаях при решения логарифмического уравнения приходиться использовать свойства логарифма произведения, частного, степени , корня.
.2 Виды неравенств в школьном курсе
В целом изучение неравенств в школьном курсе математики организовано так же, как и уравнений.
Отметим ряд особенностей изучения неравенств.
. Как и в случае уравнений отсутствует теория равносильности неравенств. Учащимся предлагаются её незначительные фрагменты, приведённые в содержании учебного материала.
. Большинство приёмов решения неравенств состоит в переходе от данного неравенства a>b к уравнению а=b и последующем переходе от найденных корней уравнения к множеству решений исходного неравенства. Например, такая ситуация возникает при решении рациональных неравенств методом интервалов, при решении простейших тригонометрических неравенств.
. В изучении неравенств большую роль играют наглядно — графические средства.
Два выражения (числовые или буквенные), соединённые одним из знаков: «больше» (>), «меньше» ( , a; или если a > b, то b b, то a + c > b + c; или если a b и c > d, то a + c > b + d . То есть, неравенства одного смысла (с одинаковым знаком > или b и c b — d . Или, если a d, то a — c b и m > 0, то ma > mb и a/m > b/m . То есть, обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же положительное число. Неравенство при этом сохраняет свой знак.
. Если a > b и m алгебраические;
Алгебраические неравенства подразделяются на неравенства первой, второй, и т. д. степени.
Неравенство — алгебраическое, первой степени.
Неравенство — алгебраическое, второй степени.
🔍 Видео
Биквадратное уравнение с параметром ( от израильского абитуриента )Скачать
Решить квадратное уравнение с параметром - bezbotvyСкачать