Контрольное значение в уравнении с параметром

Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | Математика

Методика обучения решению квадратных уравнений с параметром

Разделы: Математика

Решение задач с параметром вызывает затруднения у учащихся, так как практических заданий по данной теме в школьных учебниках недостаточно.

Цели разработки темы

  • формирование устойчивого интереса к познавательному процессу при изучении математики и оценка возможности овладения предметом с точки зрения дальнейшей перспективы;
  • обеспечение прочного и сознательного усвоения учащимися системой математических знаний, умений и навыков;
  • формирование качества мышления, характерного для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе;
  • выявление и развитие математических способностей учащихся.
  • Задачи разработки темы:
  • показать универсальные алгоритмы для решения квадратных уравнений с параметром;
  • научить приемам решения различного класса задач с параметром, способствовать овладению технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
  • использование новых современных педагогических технологий обучения.

В математике параметр – это постоянная величина, выраженная буквой, сохраняющая свое постоянное значение лишь в условиях данной задачи (“параметр” с греческого “parametron” – отмеривающий)..

Если ставится задача для каждого значения параметра а из некоторого числового множества А решить уравнение F(х;а)= 0 относительно х, то это уравнение называют уравнением с переменной х и параметром а, а множество А – областью изменения параметра. Под областью определения уравнения F(х;а)=0 с параметром а понимаются такие системы значений х и а, при которых F(х;а) имеет смысл. Все значения параметра а, при которых F(х;а) не имеет смысла, включать в число значений параметра, при которых уравнение не имеет решений. Под областью изменения параметра (если не сделано специальных оговорок) берется множество всех действительных чисел, а задачу решения уравнения с параметром формулировать следующим образом: решить уравнение F(х;а)=0 (с переменной х и параметром а) – это значит на множестве действительных чисел решить семейство уравнений, получающихся из данного уравнения при всех действительных значениях параметра или установить, что решений нет.

В связи с тем, что выписать каждое уравнение из бесконечного семейства уравнений невозможно, но каждое уравнение семейства должно быть решено, следовательно, необходимо по некоторому целесообразному признаку разбить множество всех значений параметра на подмножества и решить затем заданное уравнение на каждом из этих подмножеств. Для разбиения множества значений параметра на подмножества, удобно пользоваться теми значениями параметра, при которых или при переходе через которые происходят качественные изменения уравнения. Такие значения параметра называются контрольными.

1. КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ

Задачи с параметрами можно разделить на два больших класса:

  • задачи, в которых необходимо при всех значениях параметра из некоторого множества решить уравнение;
  • задачи, в которых требуется найти все значения параметра, при каждом из которых решение уравнения удовлетворяют некоторым условиям.

В зависимости от типа задачи изменяется и вид ответа. В первом случае в решении и ответе должны быть рассмотрены все возможные значения параметров. Если хотя бы одно значение какого-либо параметра не исследовано, решение задачи не может быть признано полным.

Во втором случае в ответе перечисляются только те значения параметра, при которых выполнены условия задачи, а при решении подобных задач обычно решать заданное уравнение нет необходимости.

Уравнение вида Ах 2 + Вх + С= 0 , где А, В, С — выражения, зависимые от параметра, х – переменная — называется квадратным уравнением с параметром.

Уравнение вида ах 2 +вх+с=0, где Контрольное значение в уравнении с параметром, а, в, с – действительные числа, называют квадратным уравнением. D=в 2 -4ас называется дискриминантом квадратного уравнения (“дискриминант” по – латыни “различитель”).

В зависимости от значения дискриминанта возможны три случая:

D > 0. Данное квадратное уравнение имеет два действительных корня Контрольное значение в уравнении с параметром

D=0. Данное уравнение имеет корень двойной кратности Контрольное значение в уравнении с параметром

D 2 +2кх+с=0 со вторым коэффициентом (в=2к) четным, для нахождения корней удобно пользоваться формулами: Контрольное значение в уравнении с параметром, где D1= Контрольное значение в уравнении с параметром=к 2 -ас.

№ 1.1. Определите все значения параметра а при которых уравнение ах 2 +2(а+1)х+а+3=0 имеет два неравных корня.

Если а=0, то имеем 0·х 2 +2(0+1)х+0+3=0, 2х+3=0 — данное уравнение является линейным, х=-1,5 – единственный корень. Итак, а=0 не удовлетворяет условию задачи.

Если а?0, то уравнение имеет два различных корня, когда дискриминант Контрольное значение в уравнении с параметром>0.

НайдемКонтрольное значение в уравнении с параметром=(а+1) 2 -а(а+3)=-а+1,-а+1>0, а 2 -4(а+1)х+4а+1=0 имеет один корень.

Если а=0, то имеем 2·0·х 2 -4(0+1)х+4·0+1=0, -4х+1=0 — данное уравнение является линейным, х=0,25 – единственный корень. Итак, а=0 удовлетворяет условию задачи.

Если а Контрольное значение в уравнении с параметром0, то исходное уравнение является квадратным и имеет единственный корень при Контрольное значение в уравнении с параметром=0. Найдем Контрольное значение в уравнении с параметром=(2(a+1)) 2 -2a(4а+1) = -4a 2 +6a+4,4a 2 +6a+4=0, а1=2, а2=-0,5.

С учетом а=0, запишем ответ: а=-0,5, а=0, а=2.

№ 1.3. При каких значениях параметра а квадратное уравнение (5а-1)х 2 -(5а+2)х+3а-2=0 не имеет корней?

Если 5а-1=0,а=0,2, то имеем (5*0,2-1)х 2 -(5*0,2+2)х+3*0,2-2=0,

-3х-1,4=0 — данное уравнение является линейным, х = Контрольное значение в уравнении с параметром— единственный корень.

Итак, а=0,2 не удовлетворяет условию задачи.

Если а Контрольное значение в уравнении с параметром0,2, то квадратное уравнение не имеет корней, если дискриминант квадратного уравнения D 2 -4(5a-1)(3а-2)=-35a 2 +72a-4,-35a 2 +72a-4 2 -72a+4>0, а1=2, а2=Контрольное значение в уравнении с параметром, (а-2)(а-Контрольное значение в уравнении с параметром)>0. С учетом а Контрольное значение в уравнении с параметром0,2 ответ: Контрольное значение в уравнении с параметром

№ 1.4. Определите все значения параметра а при которых уравнение (2а-1)х 2 +ах+2а-3=0 имеет не более одного решения.

Если 2а-1=0,а=0,5, то имеем (2·0,5-1)х 2 +0,5·х+2·0,5-3=0, 0,5х-2=0 — данное уравнение является линейным, х=4 — единственный корень.

Итак, а=0,5 удовлетворяет условию задачи.

Если а Контрольное значение в уравнении с параметром0,5, то квадратное уравнение имеет не более одного решения, если дискриминант квадратного уравнения DКонтрольное значение в уравнении с параметром0.

Найдем D=а 2 -4(2a-1)(2а-3)=-15a 2 +32a-12, -15a 2 +32a-12Контрольное значение в уравнении с параметром0,

15a 2 -32a+12?0, а1=Контрольное значение в уравнении с параметром, а2=Контрольное значение в уравнении с параметром, (а-Контрольное значение в уравнении с параметром)(а-Контрольное значение в уравнении с параметром) Контрольное значение в уравнении с параметром0.

С учетом а Контрольное значение в уравнении с параметром0,5, имеем Контрольное значение в уравнении с параметром.

С учетом а=0,5, запишем ответ: Контрольное значение в уравнении с параметром.

2. НЕПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ.

Квадратное уравнение ах 2 +вх+с=0, где а Контрольное значение в уравнении с параметром0 называется неполным, если хотя бы один из коэффициентов в или с равен 0.

Общая схема решения неполных квадратных уравнений с параметрами.

ах 2 =0, где а Контрольное значение в уравнении с параметром0, в=0, с=0. Если а Контрольное значение в уравнении с параметром0 ,то уравнение примет вид: х 2 =0, х=0.

Следовательно, уравнение имеет два совпадающих корня, равных нулю.

Если а=0, то х — любое действительное число.

ах 2 +с=0, где аКонтрольное значение в уравнении с параметром0, в=0, сКонтрольное значение в уравнении с параметром0. Если аКонтрольное значение в уравнении с параметром0,то уравнение примет вид: Контрольное значение в уравнении с параметромследовательно, уравнение имеет корни, то они равны по абсолютной величине, но противоположны по знаку; Контрольное значение в уравнении с параметром2 +вх=0, где аКонтрольное значение в уравнении с параметром0, вКонтрольное значение в уравнении с параметром0, с=0. Если аКонтрольное значение в уравнении с параметром0,то уравнение примет вид: х(а+в)=0,Контрольное значение в уравнении с параметромили Контрольное значение в уравнении с параметромЕсли а=0, то вх=0, х=0.

№ 2.1. При каких значениях параметра а оба корня уравнения 2х 2 +(3а 2 -|а|)х-а 2 -3а=0 равны нулю?

Оба корня квадратного уравнения равны нулю, когда Контрольное значение в уравнении с параметром

№ 2.2. При каких значениях параметра а, корни уравнения 2 х 2 -(5а-3)х+1=0 равны по модулю, но противоположны по знаку?

Корни квадратного уравнения равны по модулю, но противоположны по знаку, когда 5а-3=0,а=0,6, но с учетом того, что имеем уравнение 2х 2 +1=0, х 2 =-0,5, которое корней не имеет. Ответ: Контрольное значение в уравнении с параметром.

№ 2.3. При каких значениях параметра а один из двух различных корней уравнения 3х 2 +х+2а-3=0 равен нулю?

Параметр должен удовлетворять условию: 2а-3=0, а=1,5. Ответ: а=1,5.

№ 2.4. При каких значениях параметра а корни уравнения 3х 2 +(а 2 -4а)х+а-1=0 равны по модулю, но противоположны по знаку?

Корни квадратного уравнения равны по модулю, но противоположны по знаку, когда:

Контрольное значение в уравнении с параметромОтвет: а=0.

№ 2.5. Решить относительно х неполное квадратное уравнение х 2 -2а+1=а.

х 2 =а+2а-1; х 2 =3а-1.

Если 3а-1=0, а= Контрольное значение в уравнении с параметром,то уравнение имеет два совпадающих корня, равных нулю.

Если 3а-1 0. а>Контрольное значение в уравнении с параметром, то уравнение имеет два корня Контрольное значение в уравнении с параметром.

Ответ: при аКонтрольное значение в уравнении с параметромрешений нет; при а= Контрольное значение в уравнении с параметромх=0; при Контрольное значение в уравнении с параметромКонтрольное значение в уравнении с параметром

3. ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРОМ.

№ 3.1. Исследовать и решить уравнение с параметром х 2 –2(а-1)х+2а+1=0.

Найдем дискриминант: Контрольное значение в уравнении с параметромD=(а — 1) 2 -2а – 1= а 2 -2а+1-2а-1= а 2 — 4а.

Контрольное значение в уравнении с параметромD > 0, а 2 — 4а > 0, а (а -4) > 0, а 4, то уравнение имеет два действительных корня Контрольное значение в уравнении с параметром;

Контрольное значение в уравнении с параметромD =0, а (а-4)=0, а=0, то х=а-1, х=0-1, х=-1, а=4,то х=а-1, х=4-1, х=3;

Контрольное значение в уравнении с параметромD 2 +2(а+1)х+а–2= 0.

1) При а-1=0, а=1 имеем линейное уравнение 4х-1=0, х=Контрольное значение в уравнении с параметром– единственное решение.

2) При а Контрольное значение в уравнении с параметром1 уравнение является квадратным, найдем дискриминант:

D1 = (а+1) 2 -(а–1)(2а-2)=а 2 +2а+1-а 2 +2а+а-2=5а-1.

D1>0. 5а-1>0, а>Контрольное значение в уравнении с параметром, а Контрольное значение в уравнении с параметром1, то уравнение имеет два корня Контрольное значение в уравнении с параметром.

D1=0. 5а-1=0, а=Контрольное значение в уравнении с параметром, то уравнение имеет два равных корня Контрольное значение в уравнении с параметром.

х 2 +2х-8–ах+4а=0; х 2 +(2-а)х+4а-8=0. Уравнение является квадратным.

Найдем дискриминант: D=(2-а) 2 -4(4а-8)=4-4а+а 2 -16а+32= а 2 -20а+36.

D>0. а 2 20а+36>0, (а-18)(а -2)>0, а 18, то уравнение имеет два действительных корня Контрольное значение в уравнении с параметром.

D=0. (а-18)(а-2)=0, а=2, то Контрольное значение в уравнении с параметром; а=18, то Контрольное значение в уравнении с параметром;

D 2 равен 1, то уравнение принимает вид х 2 +px+q, где p и q — некоторые числа называется приведенным квадратным уравнением.

Теорема Виета: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

ах 2 +вх+с=0, где х1 и х2 – корни квадратного уравнения, то Контрольное значение в уравнении с параметром

Справедливо утверждение, обратное теореме Виета.

Теорема: Если числа p и q таковы, что их сумма равна -p, а произведение равно q. то эти числа являются корнями уравнения х 2 +px+q=0.

№ 4.1. При каком значении параметра а сумма обратных величин действительных корней уравнения 2х 2 -2ах+а 2 -2=0 равна Контрольное значение в уравнении с параметром?

Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения, по условию Контрольное значение в уравнении с параметром.

По теореме Виета: Контрольное значение в уравнении с параметромИспользуя соотношения между корнями и условие задачи, имеем: Контрольное значение в уравнении с параметром

Найдем дискриминант квадратного уравнения: Контрольное значение в уравнении с параметром

Имеем: Контрольное значение в уравнении с параметромОтвет: при Контрольное значение в уравнении с параметром

№ 4.2. В уравнении (а 2 -5а+3)х 2 +(3а-1)х+2=0 определите а так, чтобы один из корней был вдвое больше другого.

Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения, по условию х1 =2 х2. Заметим, что кратное сравнение выполняется только для положительных чисел.

По теореме Виета и условию задачи имеем систему:

Контрольное значение в уравнении с параметром

Составим и решим уравнение:

Контрольное значение в уравнении с параметром

Можно вычислить дискриминант данного уравнения, а затем проверить, удовлетворяет ли данное значение параметра а условию, что дискриминант неотрицателен, а так же, что корни положительны. Однако в данной задаче значительно проще сделать проверку, подставив это значение а в исходное уравнение.

При Контрольное значение в уравнении с параметромКорни отрицательны и кратно не сравниваются, поэтому задача решений не имеет. Ответ: решений нет.

№ 4.3. Найти все значения параметра а, при которых квадратное уравнение (а+2)х 2 –ах-а=0 имеет два корня, расположенных на числовой прямой симметрично относительно точки х=1.

При а+2=0, а=-2, то 2х+2=0, х=-1 – единственное решение, следовательно данное значение а не удовлетворяет условию задачи.

При аКонтрольное значение в уравнении с параметром-2. Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения, по условию х1 =1-у, х2.=1+у, где у – некоторое действительное число.

По теореме Виета имеем: Контрольное значение в уравнении с параметром

Решим первое уравнение системы: 2(а+2)=а, а=-4.

Найдем дискриминант данного квадратного уравнения:

Контрольное значение в уравнении с параметром

Данное значение а=-4 удовлетворяет полученным значениям. Ответ: а=-4.

Контрольное значение в уравнении с параметром

Контрольное значение в уравнении с параметром

Ответ: при а = — 4.

  1. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
  2. Азаров А.И., Барвенов С.А., Федосенко В.С. Методы решения задач с параметрами. Минск; “Аверсэв”. 2005.
  3. Амелькин В. В., Рабцевич В. Л. Задачи с параметрами. Минск; “Асар”. 1996.
  4. Данкова И. Н., Бондаренко Т. Е., Емелина Л. Л., Плетнева О. К.Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике. Москва; “5 за знания”.2006.
  5. Литвиненко В. Н., Мордкович А. Г.. Практикум по элементарной математике. Москва; “Просвещение”.1991.
  6. Родионов Е. М. Решение задач с параметрами. Москва; “Русь – 90”. 1995.
  7. Студенецкая В. Н., Сагателова Л. С. Математика 8 – 9классы: сборник элективных курсов. Волгоград; “Учитель”. 2006.
  8. Шарыгин И. Ф. Решение задач. Москва; “Просвещение”. 1994.
  9. Шахмейстер А. Х. Уравнения и неравенства с параметрами. Санкт-Петербург; “Петроглиф”. 2006.

Видео:Алгебра 8 класс (Урок№33 - Уравнения с параметром. Контрольный урок.)Скачать

Алгебра 8 класс (Урок№33 - Уравнения с параметром. Контрольный урок.)

Контрольное значение в уравнении с параметром

Видео:Уравнения с параметром. Алгебра, 8 классСкачать

Уравнения с параметром. Алгебра, 8 класс

решение ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ

Глава І

Глава ІІ

Факультативные занятия

Понятие о параметрах. Контрольные значения параметра. Постановка задач с параметрами

Определение. Параметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству.

Независимость параметра заключается в его «неподчинении» свойствам, вытекающим из условия задачи. Например, из неотрицательности левой части уравнения |x|=a–1 не следует неотрицательность значений выражения a–1, и если a–1

Что означает «решить задачу с параметром»?

Естественно, это зависит от вопроса в задаче. Если, например, требуется решить уравнение, неравенство, их систему или совокупность, то это означает предъявить обоснованный ответ либо для любого значения параметра, либо для значения параметра, принадлежащего заранее оговоренному множеству.

Если же требуется найти значения параметра, при которых множество решений уравнения, неравенства и т. д. удовлетворяет объявленному условию, то, очевидно, решение задачи и состоит в поиске указанных значений параметра.

Видео:Корни уравнения с параметромСкачать

Корни уравнения с параметром

Решение уравнений с параметрами

Контрольное значение в уравнении с параметром

Видео:Уравнения с параметром. Алгебра 7 класс.Скачать

Уравнения с параметром. Алгебра 7 класс.

Решение уравнений с параметрами

Иногда в уравнениях некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами.

В этом уравнении х – неизвестное, a, b,c – коэффициенты, которые могут принимать различные числовые значения. Заданные таким образом коэффициенты называются параметрами.

Одно уравнение с параметрами задает множество уравнений (для всех возможных значений параметров).

–102–1000y=Контрольное значение в уравнении с параметром; и т. д.

это все уравнения, которые задает уравнение с параметрами ax+b=c.

Решить уравнение с параметрами – это значит:

1. Указать, при каких значениях параметров уравнение имеет корни и сколько их при разных значениях параметров.

2. Найти все выражения для корней и указать для каждого из них те значения параметров, при которых это выражение определяет корень уравнения.

Обратимся к уже приведенному уравнению с параметрами ax+b=c и решим его.

Если а¹0, то Контрольное значение в уравнении с параметром.

Если а=0, то получаем b=c, если это действительно так, то корнем уравнения является любое действительное число, если же b¹c, то уравнение решений не имеет.

Таким образом, мы получили:

при а¹0, Контрольное значение в уравнении с параметром;

при а=0 и b=c, х – любое действительное число;

при а=0 и b¹c, уравнение корней не имеет.

В процессе решения этого уравнения мы выделили значение параметра а=0, при котором происходит качественное изменение уравнения, такое значение параметра мы в дальнейшем будем называть «контрольным». В зависимости от того, какое уравнение мы имеем, «контрольные» значения параметра находятся по-разному. Рассмотрим различные типы уравнений и укажем способ нахождения «контрольных»значений параметра.

I. Линейные уравнения с параметром и уравнения, приводимые к линейным

В таких уравнениях «контрольными» значениями параметров, как правило, являются значения, обращающие в нуль коэффициенты при х.

Пример 1. Решить уравнение с параметром: 2а(а–2)х=а–2

1. «Контрольными» значениями являются значения, удовлетворяющие условию:

решим это уравнение относительно переменной а.

2. Решим первоначальное уравнение при «контрольных» значениях параметра.

При а=0 имеем 0×х=–2, но это не имеет место ни при каких действительных значениях х, то есть в этом случае уравнение корней не имеет.

При а=2 имеем 0×х=0, это справедливо при любом значении х, значит, корнем уравнения является любое действительное число х.

3. Решим первоначальное уравнение, в случае, когда а¹0 и а¹2, тогда 2а(а–2)¹0 и обе части уравнения можно поделить на 2а(а–2), получим:

Контрольное значение в уравнении с параметром, так как а¹2, то дробь можно сократить на (а–2), тогда имеем Контрольное значение в уравнении с параметром.

Ответ: при а=0, корней нет;

при а=2, корень – любое действительное число;

при а¹0, а¹2, Контрольное значение в уравнении с параметром.

Можно представить алгоритм решения такого типа уравнений.

1. Определить «контрольные» значения параметра.

2. Решить уравнение относительно х, при контрольных значениях параметра.

3. Решить уравнение относительно х, при значениях, отличных от «контрольных».

4. Записать ответ в виде:

Ответ: 1) при значениях параметра. , уравнение имеет корни. ;

2) при значениях параметра. , уравнение имеет корни. ;

3) при значениях параметра. , уравнение корней не имеет.

Пример 2. Решить уравнение с параметром

1. Найдем контрольные значения параметра

2. Решим уравнение при а=1

х=(1+2×1–3) Û 0×х=0 Þ х – любое действительное число.

3. Решим уравнение при а¹1

а2–2а+1¹0 Þ Контрольное значение в уравнении с параметром

разложим числитель и знаменатель дроби на множители

Контрольное значение в уравнении с параметром

так как а¹1, дробь можно сократить

Контрольное значение в уравнении с параметром

4. Ответ: 1) при а=1, х – любое действительное;

2) при а¹1, Контрольное значение в уравнении с параметром.

Пример 3. Решить уравнение с параметром

Контрольное значение в уравнении с параметром

1. Так как параметр а стоит в знаменателе, то а обязательно должно быть отлично от нуля. При а¹0 приведем это уравнение к стандартному виду линейного уравнения, для чего обе части умножим на а.

найдем «контрольные» значения а

2. Решим уравнение при а=2

это равенство не имеет места ни при каких значениях х.

3. Решим уравнение при а¹2

2–а¹0 Þ Контрольное значение в уравнении с параметром.

4. Ответ: 1) при а=2, корней нет;

2) при а¹0, а¹2, Контрольное значение в уравнении с параметром;

3) при а=0 уравнение не имеет смысла.

Пример 4. Решить уравнение с параметром

Контрольное значение в уравнении с параметром

1. Так как параметр а стоит в знаменателе дроби, то чтобы уравнение имело смысл, а+2 обязательно должно быть отлично от нуля

так как х стоит в знаменателе дроби, то х¹0. Преобразуем уравнение

Контрольное значение в уравнении с параметром

Контрольное значение в уравнении с параметром

Контрольное значение в уравнении с параметром

так как х¹0 и а¹2, уравнение равносильно уравнению

найдем контрольные значения параметра

2. Решим уравнение при а=–3.

при любом х равенство места не имеет

Контрольное значение в уравнении с параметром

так как х¹0, то проверим, нет ли значений а, при которых х=0, для этого приравняем полученную дробь к нулю

Контрольное значение в уравнении с параметромÛ Контрольное значение в уравнении с параметром,

поэтому, чтобы уравнение имело смысл Контрольное значение в уравнении с параметром.

4. Ответ: 1) при а=–3, а=–2, Контрольное значение в уравнении с параметром, корней нет;

2) при а¹2, а¹3, Контрольное значение в уравнении с параметром, Контрольное значение в уравнении с параметром.

II. Квадратные уравнения с параметром и уравнения, приводимые к квадратным

В таких уравнениях в качестве «контрольных» берут обычно значения параметра, обращающие в нуль коэффициент при х2, так как в этом случае уравнение становится линейным, а также значение параметра, обращающие в нуль дискриминант уравнения, так как от значения дискриминанта зависит число действительных корней квадратного уравнения.

Пример 5. Решить уравнение с параметром

1. Найдем значения параметра, обращающие в нуль коэффициент при х

2. Решим уравнение при а=1

х2+2(2×1+1)х+4×1+3=0 Û 6х+7=0 Û Контрольное значение в уравнении с параметром.

3. Найдем значения параметра, обращающие в нуль дискриминант уравнения

4(5а+4)=0 Û Контрольное значение в уравнении с параметром.

4. Решим уравнение при Контрольное значение в уравнении с параметром, в этом случае уравнение будет иметь один действительный корень

Контрольное значение в уравнении с параметромÛ Контрольное значение в уравнении с параметромÛ

9х2+6х+1=0 Û (3х+1)2=0 Û Контрольное значение в уравнении с параметром.

5. Решим уравнение при а¹1, Контрольное значение в уравнении с параметром. В этом случае D 0, проверить, удовлетворяют ли они п.1.

7. Записать ответ.

Пример 6. Решить уравнение с параметром

Контрольное значение в уравнении с параметром

1. Так как а стоит в знаменателе дроби, то уравнение имеет смысл только при а¹0. В знаменателе стоят и выражения а2х–2а и 2–ах, которые тоже должны быть отличны от нуля

а2х–2а¹0 Û а(ах–2)¹0 Û а¹0, ах–2¹0 Û а¹0, Контрольное значение в уравнении с параметром;

2–ах¹0 Û Контрольное значение в уравнении с параметром.

Таким образом, мы видим, что Контрольное значение в уравнении с параметром.

2. Решим уравнение при а¹0, Контрольное значение в уравнении с параметром

Контрольное значение в уравнении с параметромÛ Контрольное значение в уравнении с параметромÛ

3. Найдем значения параметра, обращающие в нуль коэффициент при х2

4. Решим уравнение (*) при а=1

сразу проверим, не совпадает ли х с Контрольное значение в уравнении с параметром

а=1 Þ Контрольное значение в уравнении с параметром, значит, при а=1, х=–1.

5. Найдем значение параметра, обращающего в нуль дискриминант уравнения (*)

но при этом значении параметра уравнение не имеет смысла.

Замечаем, что так как D=4а2>0 при любом значении а¹0, поэтому уравнение (*) имеет два действительных корня при а¹1, найдем их

Контрольное значение в уравнении с параметромÞ Контрольное значение в уравнении с параметром.

Проверим, чтобы Контрольное значение в уравнении с параметром

Контрольное значение в уравнении с параметромкорень уравнения при а¹–2.

Найдем чему равен х2 при а=–2

Контрольное значение в уравнении с параметром.

Контрольное значение в уравнении с параметромa2–a–2=0, а это уравнение не имеет действительных корней, то есть

Контрольное значение в уравнении с параметромни при каком а¹1.

6. Ответ: 1) а=0 уравнение не имеет смысла;

3) а¹0, а¹–2, Контрольное значение в уравнении с параметром;

4) а=–2, Контрольное значение в уравнении с параметром.

Пример 7. При каких значениях р корни уравнения х2+6х+р+3=0 будут отрицательными?

1. Квадратное уравнение имеет действительные корни при условии D³0.

Найдем дискриминант этого уравнения и найдем значения параметра, удовлетворяющие этому условию

2. При p£6 корни квадратного уравнения вычисляются по формулам

Контрольное значение в уравнении с параметром

3. Найдем значения р, для которых х1

🎬 Видео

8 класс, 39 урок, Задачи с параметрамиСкачать

8 класс, 39 урок, Задачи с параметрами

Математика | Параметр. Система уравнений с параметромСкачать

Математика | Параметр. Система уравнений с параметром

Решаем квадратное уравнение с параметромСкачать

Решаем квадратное уравнение с параметром

Уравнения с параметром. Контрольный урокСкачать

Уравнения с параметром. Контрольный урок

✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive​​ #041 | Борис ТрушинСкачать

✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive​​ #041 | Борис Трушин

Самая сложная тема из ЕГЭ. Задание с ПАРАМЕТРОМ | Математика TutorOnlineСкачать

Самая сложная тема из ЕГЭ. Задание с ПАРАМЕТРОМ | Математика TutorOnline

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

9 класс, 7 урок, Задачи с параметрамиСкачать

9 класс, 7 урок, Задачи с параметрами

9 класс. Алгебра. Уравнения с параметромСкачать

9 класс. Алгебра. Уравнения с параметром

11 класс, 34 урок, Задачи с параметрамиСкачать

11 класс, 34 урок, Задачи с параметрами

Биквадратное уравнение с параметром ( от израильского абитуриента )Скачать

Биквадратное уравнение с параметром ( от израильского абитуриента )

Как решать уравнение с параметром и модулем ★ Решите уравнение: x-|x|=aСкачать

Как решать уравнение с параметром и модулем ★ Решите уравнение: x-|x|=a

Уравнения с параметром, изящное решениеСкачать

Уравнения с параметром, изящное решение

#83 Урок 8. Рациональные уравнения с параметрами. Алгебра 8 класс.Скачать

#83 Урок 8. Рациональные уравнения с параметрами. Алгебра 8 класс.

Задача 17 ЕГЭ профильный. Параметры с нуляСкачать

Задача 17 ЕГЭ профильный. Параметры с нуля
Поделиться или сохранить к себе: