Разделы: Математика
Решение задач с параметром вызывает затруднения у учащихся, так как практических заданий по данной теме в школьных учебниках недостаточно.
Цели разработки темы
- формирование устойчивого интереса к познавательному процессу при изучении математики и оценка возможности овладения предметом с точки зрения дальнейшей перспективы;
- обеспечение прочного и сознательного усвоения учащимися системой математических знаний, умений и навыков;
- формирование качества мышления, характерного для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе;
- выявление и развитие математических способностей учащихся.
- Задачи разработки темы:
- показать универсальные алгоритмы для решения квадратных уравнений с параметром;
- научить приемам решения различного класса задач с параметром, способствовать овладению технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
- использование новых современных педагогических технологий обучения.
В математике параметр – это постоянная величина, выраженная буквой, сохраняющая свое постоянное значение лишь в условиях данной задачи (“параметр” с греческого “parametron” – отмеривающий)..
Если ставится задача для каждого значения параметра а из некоторого числового множества А решить уравнение F(х;а)= 0 относительно х, то это уравнение называют уравнением с переменной х и параметром а, а множество А – областью изменения параметра. Под областью определения уравнения F(х;а)=0 с параметром а понимаются такие системы значений х и а, при которых F(х;а) имеет смысл. Все значения параметра а, при которых F(х;а) не имеет смысла, включать в число значений параметра, при которых уравнение не имеет решений. Под областью изменения параметра (если не сделано специальных оговорок) берется множество всех действительных чисел, а задачу решения уравнения с параметром формулировать следующим образом: решить уравнение F(х;а)=0 (с переменной х и параметром а) – это значит на множестве действительных чисел решить семейство уравнений, получающихся из данного уравнения при всех действительных значениях параметра или установить, что решений нет.
В связи с тем, что выписать каждое уравнение из бесконечного семейства уравнений невозможно, но каждое уравнение семейства должно быть решено, следовательно, необходимо по некоторому целесообразному признаку разбить множество всех значений параметра на подмножества и решить затем заданное уравнение на каждом из этих подмножеств. Для разбиения множества значений параметра на подмножества, удобно пользоваться теми значениями параметра, при которых или при переходе через которые происходят качественные изменения уравнения. Такие значения параметра называются контрольными.
1. КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ
Задачи с параметрами можно разделить на два больших класса:
- задачи, в которых необходимо при всех значениях параметра из некоторого множества решить уравнение;
- задачи, в которых требуется найти все значения параметра, при каждом из которых решение уравнения удовлетворяют некоторым условиям.
В зависимости от типа задачи изменяется и вид ответа. В первом случае в решении и ответе должны быть рассмотрены все возможные значения параметров. Если хотя бы одно значение какого-либо параметра не исследовано, решение задачи не может быть признано полным.
Во втором случае в ответе перечисляются только те значения параметра, при которых выполнены условия задачи, а при решении подобных задач обычно решать заданное уравнение нет необходимости.
Уравнение вида Ах 2 + Вх + С= 0 , где А, В, С — выражения, зависимые от параметра, х – переменная — называется квадратным уравнением с параметром.
Уравнение вида ах 2 +вх+с=0, где , а, в, с – действительные числа, называют квадратным уравнением. D=в 2 -4ас называется дискриминантом квадратного уравнения (“дискриминант” по – латыни “различитель”).
В зависимости от значения дискриминанта возможны три случая:
D > 0. Данное квадратное уравнение имеет два действительных корня
D=0. Данное уравнение имеет корень двойной кратности
D 2 +2кх+с=0 со вторым коэффициентом (в=2к) четным, для нахождения корней удобно пользоваться формулами: , где D1= =к 2 -ас.
№ 1.1. Определите все значения параметра а при которых уравнение ах 2 +2(а+1)х+а+3=0 имеет два неравных корня.
Если а=0, то имеем 0·х 2 +2(0+1)х+0+3=0, 2х+3=0 — данное уравнение является линейным, х=-1,5 – единственный корень. Итак, а=0 не удовлетворяет условию задачи.
Если а?0, то уравнение имеет два различных корня, когда дискриминант >0.
Найдем=(а+1) 2 -а(а+3)=-а+1,-а+1>0, а 2 -4(а+1)х+4а+1=0 имеет один корень.
Если а=0, то имеем 2·0·х 2 -4(0+1)х+4·0+1=0, -4х+1=0 — данное уравнение является линейным, х=0,25 – единственный корень. Итак, а=0 удовлетворяет условию задачи.
Если а 0, то исходное уравнение является квадратным и имеет единственный корень при =0. Найдем =(2(a+1)) 2 -2a(4а+1) = -4a 2 +6a+4,4a 2 +6a+4=0, а1=2, а2=-0,5.
С учетом а=0, запишем ответ: а=-0,5, а=0, а=2.
№ 1.3. При каких значениях параметра а квадратное уравнение (5а-1)х 2 -(5а+2)х+3а-2=0 не имеет корней?
Если 5а-1=0,а=0,2, то имеем (5*0,2-1)х 2 -(5*0,2+2)х+3*0,2-2=0,
-3х-1,4=0 — данное уравнение является линейным, х = — единственный корень.
Итак, а=0,2 не удовлетворяет условию задачи.
Если а 0,2, то квадратное уравнение не имеет корней, если дискриминант квадратного уравнения D 2 -4(5a-1)(3а-2)=-35a 2 +72a-4,-35a 2 +72a-4 2 -72a+4>0, а1=2, а2=, (а-2)(а-)>0. С учетом а 0,2 ответ:
№ 1.4. Определите все значения параметра а при которых уравнение (2а-1)х 2 +ах+2а-3=0 имеет не более одного решения.
Если 2а-1=0,а=0,5, то имеем (2·0,5-1)х 2 +0,5·х+2·0,5-3=0, 0,5х-2=0 — данное уравнение является линейным, х=4 — единственный корень.
Итак, а=0,5 удовлетворяет условию задачи.
Если а 0,5, то квадратное уравнение имеет не более одного решения, если дискриминант квадратного уравнения D0.
Найдем D=а 2 -4(2a-1)(2а-3)=-15a 2 +32a-12, -15a 2 +32a-120,
15a 2 -32a+12?0, а1=, а2=, (а-)(а-) 0.
С учетом а 0,5, имеем .
С учетом а=0,5, запишем ответ: .
2. НЕПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ.
Квадратное уравнение ах 2 +вх+с=0, где а 0 называется неполным, если хотя бы один из коэффициентов в или с равен 0.
Общая схема решения неполных квадратных уравнений с параметрами.
ах 2 =0, где а 0, в=0, с=0. Если а 0 ,то уравнение примет вид: х 2 =0, х=0.
Следовательно, уравнение имеет два совпадающих корня, равных нулю.
Если а=0, то х — любое действительное число.
ах 2 +с=0, где а0, в=0, с0. Если а0,то уравнение примет вид: следовательно, уравнение имеет корни, то они равны по абсолютной величине, но противоположны по знаку; 2 +вх=0, где а0, в0, с=0. Если а0,то уравнение примет вид: х(а+в)=0,или Если а=0, то вх=0, х=0.
№ 2.1. При каких значениях параметра а оба корня уравнения 2х 2 +(3а 2 -|а|)х-а 2 -3а=0 равны нулю?
Оба корня квадратного уравнения равны нулю, когда
№ 2.2. При каких значениях параметра а, корни уравнения 2 х 2 -(5а-3)х+1=0 равны по модулю, но противоположны по знаку?
Корни квадратного уравнения равны по модулю, но противоположны по знаку, когда 5а-3=0,а=0,6, но с учетом того, что имеем уравнение 2х 2 +1=0, х 2 =-0,5, которое корней не имеет. Ответ: .
№ 2.3. При каких значениях параметра а один из двух различных корней уравнения 3х 2 +х+2а-3=0 равен нулю?
Параметр должен удовлетворять условию: 2а-3=0, а=1,5. Ответ: а=1,5.
№ 2.4. При каких значениях параметра а корни уравнения 3х 2 +(а 2 -4а)х+а-1=0 равны по модулю, но противоположны по знаку?
Корни квадратного уравнения равны по модулю, но противоположны по знаку, когда:
Ответ: а=0.
№ 2.5. Решить относительно х неполное квадратное уравнение х 2 -2а+1=а.
х 2 =а+2а-1; х 2 =3а-1.
Если 3а-1=0, а= ,то уравнение имеет два совпадающих корня, равных нулю.
Если 3а-1 0. а>, то уравнение имеет два корня .
Ответ: при арешений нет; при а= х=0; при
3. ИССЛЕДОВАНИЕ И РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРОМ.
№ 3.1. Исследовать и решить уравнение с параметром х 2 –2(а-1)х+2а+1=0.
Найдем дискриминант: D=(а — 1) 2 -2а – 1= а 2 -2а+1-2а-1= а 2 — 4а.
D > 0, а 2 — 4а > 0, а (а -4) > 0, а 4, то уравнение имеет два действительных корня ;
D =0, а (а-4)=0, а=0, то х=а-1, х=0-1, х=-1, а=4,то х=а-1, х=4-1, х=3;
D 2 +2(а+1)х+а–2= 0.
1) При а-1=0, а=1 имеем линейное уравнение 4х-1=0, х=– единственное решение.
2) При а 1 уравнение является квадратным, найдем дискриминант:
D1 = (а+1) 2 -(а–1)(2а-2)=а 2 +2а+1-а 2 +2а+а-2=5а-1.
D1>0. 5а-1>0, а>, а 1, то уравнение имеет два корня .
D1=0. 5а-1=0, а=, то уравнение имеет два равных корня .
х 2 +2х-8–ах+4а=0; х 2 +(2-а)х+4а-8=0. Уравнение является квадратным.
Найдем дискриминант: D=(2-а) 2 -4(4а-8)=4-4а+а 2 -16а+32= а 2 -20а+36.
D>0. а 2 20а+36>0, (а-18)(а -2)>0, а 18, то уравнение имеет два действительных корня .
D=0. (а-18)(а-2)=0, а=2, то ; а=18, то ;
D 2 равен 1, то уравнение принимает вид х 2 +px+q, где p и q — некоторые числа называется приведенным квадратным уравнением.
Теорема Виета: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
ах 2 +вх+с=0, где х1 и х2 – корни квадратного уравнения, то
Справедливо утверждение, обратное теореме Виета.
Теорема: Если числа p и q таковы, что их сумма равна -p, а произведение равно q. то эти числа являются корнями уравнения х 2 +px+q=0.
№ 4.1. При каком значении параметра а сумма обратных величин действительных корней уравнения 2х 2 -2ах+а 2 -2=0 равна ?
Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения, по условию .
По теореме Виета: Используя соотношения между корнями и условие задачи, имеем:
Найдем дискриминант квадратного уравнения:
Имеем: Ответ: при
№ 4.2. В уравнении (а 2 -5а+3)х 2 +(3а-1)х+2=0 определите а так, чтобы один из корней был вдвое больше другого.
Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения, по условию х1 =2 х2. Заметим, что кратное сравнение выполняется только для положительных чисел.
По теореме Виета и условию задачи имеем систему:
Составим и решим уравнение:
Можно вычислить дискриминант данного уравнения, а затем проверить, удовлетворяет ли данное значение параметра а условию, что дискриминант неотрицателен, а так же, что корни положительны. Однако в данной задаче значительно проще сделать проверку, подставив это значение а в исходное уравнение.
При Корни отрицательны и кратно не сравниваются, поэтому задача решений не имеет. Ответ: решений нет.
№ 4.3. Найти все значения параметра а, при которых квадратное уравнение (а+2)х 2 –ах-а=0 имеет два корня, расположенных на числовой прямой симметрично относительно точки х=1.
При а+2=0, а=-2, то 2х+2=0, х=-1 – единственное решение, следовательно данное значение а не удовлетворяет условию задачи.
При а-2. Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения, по условию х1 =1-у, х2.=1+у, где у – некоторое действительное число.
По теореме Виета имеем:
Решим первое уравнение системы: 2(а+2)=а, а=-4.
Найдем дискриминант данного квадратного уравнения:
Данное значение а=-4 удовлетворяет полученным значениям. Ответ: а=-4.
Ответ: при а = — 4.
- ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Азаров А.И., Барвенов С.А., Федосенко В.С. Методы решения задач с параметрами. Минск; “Аверсэв”. 2005.
- Амелькин В. В., Рабцевич В. Л. Задачи с параметрами. Минск; “Асар”. 1996.
- Данкова И. Н., Бондаренко Т. Е., Емелина Л. Л., Плетнева О. К.Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике. Москва; “5 за знания”.2006.
- Литвиненко В. Н., Мордкович А. Г.. Практикум по элементарной математике. Москва; “Просвещение”.1991.
- Родионов Е. М. Решение задач с параметрами. Москва; “Русь – 90”. 1995.
- Студенецкая В. Н., Сагателова Л. С. Математика 8 – 9классы: сборник элективных курсов. Волгоград; “Учитель”. 2006.
- Шарыгин И. Ф. Решение задач. Москва; “Просвещение”. 1994.
- Шахмейстер А. Х. Уравнения и неравенства с параметрами. Санкт-Петербург; “Петроглиф”. 2006.
- Контрольное значение в уравнении с параметром
- решение ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ
- Глава І
- Глава ІІ
- Факультативные занятия
- Понятие о параметрах. Контрольные значения параметра. Постановка задач с параметрами
- Решение уравнений с параметрами
- Решение уравнений с параметрами
- I. Линейные уравнения с параметром и уравнения, приводимые к линейным
- II. Квадратные уравнения с параметром и уравнения, приводимые к квадратным
- 🎬 Видео
Видео:Уравнения с параметром. Алгебра, 8 классСкачать
Контрольное значение в уравнении с параметром
Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать
решение ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ
Глава І
Глава ІІ
Факультативные занятия
Понятие о параметрах. Контрольные значения параметра. Постановка задач с параметрами
Определение. Параметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству.
Независимость параметра заключается в его «неподчинении» свойствам, вытекающим из условия задачи. Например, из неотрицательности левой части уравнения |x|=a–1 не следует неотрицательность значений выражения a–1, и если a–1
Что означает «решить задачу с параметром»?
Естественно, это зависит от вопроса в задаче. Если, например, требуется решить уравнение, неравенство, их систему или совокупность, то это означает предъявить обоснованный ответ либо для любого значения параметра, либо для значения параметра, принадлежащего заранее оговоренному множеству.
Если же требуется найти значения параметра, при которых множество решений уравнения, неравенства и т. д. удовлетворяет объявленному условию, то, очевидно, решение задачи и состоит в поиске указанных значений параметра.
Видео:Алгебра 8 класс (Урок№33 - Уравнения с параметром. Контрольный урок.)Скачать
Решение уравнений с параметрами
Видео:Математика | Параметр. Система уравнений с параметромСкачать
Решение уравнений с параметрами
Иногда в уравнениях некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами.
В этом уравнении х – неизвестное, a, b,c – коэффициенты, которые могут принимать различные числовые значения. Заданные таким образом коэффициенты называются параметрами.
Одно уравнение с параметрами задает множество уравнений (для всех возможных значений параметров).
–102–1000y=; и т. д.
это все уравнения, которые задает уравнение с параметрами ax+b=c.
Решить уравнение с параметрами – это значит:
1. Указать, при каких значениях параметров уравнение имеет корни и сколько их при разных значениях параметров.
2. Найти все выражения для корней и указать для каждого из них те значения параметров, при которых это выражение определяет корень уравнения.
Обратимся к уже приведенному уравнению с параметрами ax+b=c и решим его.
Если а¹0, то .
Если а=0, то получаем b=c, если это действительно так, то корнем уравнения является любое действительное число, если же b¹c, то уравнение решений не имеет.
Таким образом, мы получили:
при а¹0, ;
при а=0 и b=c, х – любое действительное число;
при а=0 и b¹c, уравнение корней не имеет.
В процессе решения этого уравнения мы выделили значение параметра а=0, при котором происходит качественное изменение уравнения, такое значение параметра мы в дальнейшем будем называть «контрольным». В зависимости от того, какое уравнение мы имеем, «контрольные» значения параметра находятся по-разному. Рассмотрим различные типы уравнений и укажем способ нахождения «контрольных»значений параметра.
I. Линейные уравнения с параметром и уравнения, приводимые к линейным
В таких уравнениях «контрольными» значениями параметров, как правило, являются значения, обращающие в нуль коэффициенты при х.
Пример 1. Решить уравнение с параметром: 2а(а–2)х=а–2
1. «Контрольными» значениями являются значения, удовлетворяющие условию:
решим это уравнение относительно переменной а.
2. Решим первоначальное уравнение при «контрольных» значениях параметра.
При а=0 имеем 0×х=–2, но это не имеет место ни при каких действительных значениях х, то есть в этом случае уравнение корней не имеет.
При а=2 имеем 0×х=0, это справедливо при любом значении х, значит, корнем уравнения является любое действительное число х.
3. Решим первоначальное уравнение, в случае, когда а¹0 и а¹2, тогда 2а(а–2)¹0 и обе части уравнения можно поделить на 2а(а–2), получим:
, так как а¹2, то дробь можно сократить на (а–2), тогда имеем .
Ответ: при а=0, корней нет;
при а=2, корень – любое действительное число;
при а¹0, а¹2, .
Можно представить алгоритм решения такого типа уравнений.
1. Определить «контрольные» значения параметра.
2. Решить уравнение относительно х, при контрольных значениях параметра.
3. Решить уравнение относительно х, при значениях, отличных от «контрольных».
4. Записать ответ в виде:
Ответ: 1) при значениях параметра. , уравнение имеет корни. ;
2) при значениях параметра. , уравнение имеет корни. ;
3) при значениях параметра. , уравнение корней не имеет.
Пример 2. Решить уравнение с параметром
1. Найдем контрольные значения параметра
2. Решим уравнение при а=1
0×х=(1+2×1–3) Û 0×х=0 Þ х – любое действительное число.
3. Решим уравнение при а¹1
а2–2а+1¹0 Þ
разложим числитель и знаменатель дроби на множители
так как а¹1, дробь можно сократить
4. Ответ: 1) при а=1, х – любое действительное;
2) при а¹1, .
Пример 3. Решить уравнение с параметром
1. Так как параметр а стоит в знаменателе, то а обязательно должно быть отлично от нуля. При а¹0 приведем это уравнение к стандартному виду линейного уравнения, для чего обе части умножим на а.
найдем «контрольные» значения а
2. Решим уравнение при а=2
это равенство не имеет места ни при каких значениях х.
3. Решим уравнение при а¹2
2–а¹0 Þ .
4. Ответ: 1) при а=2, корней нет;
2) при а¹0, а¹2, ;
3) при а=0 уравнение не имеет смысла.
Пример 4. Решить уравнение с параметром
1. Так как параметр а стоит в знаменателе дроби, то чтобы уравнение имело смысл, а+2 обязательно должно быть отлично от нуля
так как х стоит в знаменателе дроби, то х¹0. Преобразуем уравнение
так как х¹0 и а¹–2, уравнение равносильно уравнению
найдем контрольные значения параметра
2. Решим уравнение при а=–3.
при любом х равенство места не имеет
так как х¹0, то проверим, нет ли значений а, при которых х=0, для этого приравняем полученную дробь к нулю
Û ,
поэтому, чтобы уравнение имело смысл .
4. Ответ: 1) при а=–3, а=–2, , корней нет;
2) при а¹–2, а¹–3, , .
II. Квадратные уравнения с параметром и уравнения, приводимые к квадратным
В таких уравнениях в качестве «контрольных» берут обычно значения параметра, обращающие в нуль коэффициент при х2, так как в этом случае уравнение становится линейным, а также значение параметра, обращающие в нуль дискриминант уравнения, так как от значения дискриминанта зависит число действительных корней квадратного уравнения.
Пример 5. Решить уравнение с параметром
1. Найдем значения параметра, обращающие в нуль коэффициент при х
2. Решим уравнение при а=1
0×х2+2(2×1+1)х+4×1+3=0 Û 6х+7=0 Û .
3. Найдем значения параметра, обращающие в нуль дискриминант уравнения
4(5а+4)=0 Û .
4. Решим уравнение при , в этом случае уравнение будет иметь один действительный корень
Û Û
9х2+6х+1=0 Û (3х+1)2=0 Û .
5. Решим уравнение при а¹1, . В этом случае D 0, проверить, удовлетворяют ли они п.1.
7. Записать ответ.
Пример 6. Решить уравнение с параметром
1. Так как а стоит в знаменателе дроби, то уравнение имеет смысл только при а¹0. В знаменателе стоят и выражения а2х–2а и 2–ах, которые тоже должны быть отличны от нуля
а2х–2а¹0 Û а(ах–2)¹0 Û а¹0, ах–2¹0 Û а¹0, ;
2–ах¹0 Û .
Таким образом, мы видим, что .
2. Решим уравнение при а¹0,
Û Û
3. Найдем значения параметра, обращающие в нуль коэффициент при х2
4. Решим уравнение (*) при а=1
сразу проверим, не совпадает ли х с
а=1 Þ , значит, при а=1, х=–1.
5. Найдем значение параметра, обращающего в нуль дискриминант уравнения (*)
но при этом значении параметра уравнение не имеет смысла.
Замечаем, что так как D=4а2>0 при любом значении а¹0, поэтому уравнение (*) имеет два действительных корня при а¹1, найдем их
Þ .
Проверим, чтобы
корень уравнения при а¹–2.
Найдем чему равен х2 при а=–2
.
a2–a–2=0, а это уравнение не имеет действительных корней, то есть
ни при каком а¹1.
6. Ответ: 1) а=0 уравнение не имеет смысла;
3) а¹0, а¹–2, ;
4) а=–2, .
Пример 7. При каких значениях р корни уравнения х2+6х+р+3=0 будут отрицательными?
1. Квадратное уравнение имеет действительные корни при условии D³0.
Найдем дискриминант этого уравнения и найдем значения параметра, удовлетворяющие этому условию
2. При p£6 корни квадратного уравнения вычисляются по формулам
3. Найдем значения р, для которых х1
🎬 Видео
Уравнения с параметром. Алгебра 7 класс.Скачать
Решаем квадратное уравнение с параметромСкачать
Корни уравнения с параметромСкачать
8 класс, 39 урок, Задачи с параметрамиСкачать
Самая сложная тема из ЕГЭ. Задание с ПАРАМЕТРОМ | Математика TutorOnlineСкачать
Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать
Уравнения с параметром. Контрольный урокСкачать
✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive #041 | Борис ТрушинСкачать
9 класс, 7 урок, Задачи с параметрамиСкачать
Биквадратное уравнение с параметром ( от израильского абитуриента )Скачать
11 класс, 34 урок, Задачи с параметрамиСкачать
Уравнения с параметром, изящное решениеСкачать
9 класс. Алгебра. Уравнения с параметромСкачать
Как решать уравнение с параметром и модулем ★ Решите уравнение: x-|x|=aСкачать
#83 Урок 8. Рациональные уравнения с параметрами. Алгебра 8 класс.Скачать
Задача 17 ЕГЭ профильный. Параметры с нуляСкачать