В уроке 14 «Расчеты по уравнениям химических реакций» из курса «Химия для чайников» мы научимся решать задачи, используя уравнения химических реакций.
Вещества вступают в химические реакции в определенных массовых и количественных соотношениях. Следовательно, при проведении реакций в лабораториях и на химических заводах расходуются определенные массы исходных веществ для получения заданной массы продуктов реакции.
Эти расчеты проводят по уравнениям реакций. Единицы величин, которыми пользуются в химии, представлены в таблице 6.
При проведении любого вычисления по уравнению реакции нужно внимательно прочитать условие задачи. Особое в нимание обратите на расстановку коэффициентов, так как соотношение числа структурных единиц реагирующих веществ и получающихся продуктов реакции выражается в уравнениях коэффициентами так же, как и мольные отношения.
Для решения расчетной задачи необходим определенный порядок действий. Рассмотрим его на нескольких примерах.
Пример 1. Железо масс о й 224 г полностью прореагировало с хлором. Рассчитайте массу образовавшегося вещества FeCl3.
Видео:Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Расчёты по уравнениям химических реакций.
Стехиометрия – количественные соотношения между вступающими в реакцию веществами.
Если реагенты вступают в химическое взаимодействие в строго определенных количествах, а в результате реакции образуются вещества, количество которых можно расчитать, то такие реакции называются стехиометрическими.
Законы стехиометрии:
Коэффициенты в химических уравнениях перед формулами химических соединений называются стехиометрическими.
Все расчёты по химическим уравнениям основаны на использовании стехиометрических коэффициентов и связаны с нахождением количеств вещества (чисел молей).
Количество вещества в уравнении реакции (число молей) = коэффициенту перед соответствующей молекулой.
Моль – это такое количество вещества, в котором содержится определённое число частиц (молекул, атомов, ионов), равное постоянной Авогадро:
Выход реакции η – отношение реальной массы продукта mp к теоретически возможной mт, выраженное в долях единицы или в процентах.
Если в условии выход продуктов реакции не указан, то в расчетах его принимают равным 100% (количественный выход).
Схема расчёта по уравнениям химических реакций:
- Составить уравнение химической реакции.
- Над химическими формулами веществ написать известные и неизвестные величины с единицами измерения.
- Под химическими формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.
- Составить и решить пропорцию.
Пример. Вычислить массу и количество вещества оксида магния, образовавшегося при полном сгорании 24 г магния.
1. Составим уравнение химической реакции:
2. Под формулами веществ укажем количество вещества (число молей), которое соответствует стехиометрическим коэффициентам:
3. Определим молярную массу магния:
Относительная атомная масса магния Ar(Mg) = 24.
Т.к. значение молярной массы равно относительной атомной или молекулярной массе, то M(Mg) = 24 г/моль.
4. По массе вещества, заданной в условии, вычислим количество вещества:
5. Над химической формулой оксида магния MgO, масса которого неизвестна, ставим x моль, над формулой магния Mg пишем его молярную массу:
6. Составим пропорцию:
По правилам решения пропорции:
Количество оксида магния ν(MgO) = 1 моль.
Видео:Расчеты по уравнениям химических реакций. 2 часть. 8 класс.Скачать
Расчеты по химическим уравнением
Разделы: Химия
Чему бы ты ни учился, ты
учишься для себя.
Петроний
Цели урока:
- познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:
- находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,
- продолжить формирование навыков работы с текстом задачи, умение аргументировано выбирать способ решения учебной задачи, умения составлять уравнения химических реакций.
- развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять план действия, делать выводы.
- воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ
Ход и содержание урока
I Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня, мы с вами научимся решать задачи по уравнениям химических реакций. Слайд 1 (cм. презентацию).
Цели урока Слайд 2.
II.Актуализация знаний, умений, навыков.
Химия очень интересная и в то же время сложная наука. Для того чтобы знать и понимать химию, надо не только усваивать материал, но и уметь применять полученные знания. Вы узнали какие признаки указывают на протекание химических реакций, научились составлять уравнения химических реакций. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на мои вопросы
Какое явление не является признаком химических превращений:
а) появление осадка; в) изменение объема;
а) уравнения реакций соединения
б) уравнения реакций замещения
в) уравнения реакций разложения Слайд 4
- Новая тема.
Для того, чтобы научиться решать задачи, необходимо составить алгоритм действий, т.е. определить последовательность действий.
Алгоритм для расчета по химическим уравнениям (у каждого учащегося на столе)
Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:
1. Составить уравнение химической реакции.
2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.
3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.
4. Составить и решить пропорцию.
5. Записать ответ.
Приступаем к решению задач, применяя алгоритм
Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции
Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения
порции воды массой 9 г.
Найдем молярную массу воды и кислорода:
Запишем уравнение химической реакции:
Над формулой в уравнении реакции запишем найденное
значение количества вещества, а под формулами веществ —
стехиометрические соотношения, отображаемые
Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.
Для этого составляем пропорцию
откуда х = 0,25 моль Слайд 7
Следовательно, n(O2)=0,25 моль
Найдем массу вещества, которую требуется вычислить
m(O2) = 0,25 моль • 32 г/моль = 8 г
Ответ: m(О2) = 8 г Слайд 8
Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции
Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.
Vm=22,4л/моль Слайд 9
Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты
Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ — стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением
Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию
откуда х = 0,25 моль
Найдем объем вещества, который требуется вычислить
Ответ: 5,6 л Слайд 11
III.Закрепление изученного материала.
Задачи для самостоятельного решения:
1.При восстановлении углем оксидов Fe2O3 и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?
2.В каком случае образуется больше воды:
а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или
б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)? Слайд 12
Проверим решение задачи 1
M(Fe)=56г/моль,
m(Fe2O3)=, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6г
Проверим решение задачи 2
4.
х моль = 0,07моль,
m (H2O) = ;
n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль
х моль = 0,125моль, n(H2O)=0,125 моль
Ответ: 2,25г Слайд 15
Домашнее задание: изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу
Какую массу оксида кальция и какой объм углекислого газа (н.у.)
можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?
CaCO3 = CaO + CO Cлайд 16.
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.
2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.
3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 — 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.
4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.
5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.
6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000
Расчеты по химическим уравнениям
Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:
1. Составить уравнение химической реакции.
2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.
3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.
4. Составить и решить пропорцию.
5. Записать ответ.
Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц
Масса (m) : г ; кг ; мг
Кол-во в-ва (n) : моль ; кмоль ; ммоль
Молярная масса (M): г/моль ; кг/кмоль ; мг/ммоль
Объём (V) : л ; м 3 /кмоль; мл
Молярный объём(Vm) : л/моль ; м 3 /кмоль; мл/ммоль
Число частиц (N): 6•1023 (число Авагадро – NA); 6•1026 ; 6•1020
🔥 Видео
Расчеты по уравнениям химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать
Химия 8 класс (Урок№10 - Расчёты по уравнениям химических реакций.)Скачать
Количественные расчёты по химическим уравнениям. Урок 5. Химия 8 класс.Скачать
Как решать задачи по химии? Расчет по уравнениям химических реакций | TutorOnlineСкачать
8 класс.Ч.1.Решение задач по уравнению реакций.Скачать
Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Химия ПростоСкачать
Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать
10 класс § 5 "Расчеты по уравнениям химических реакций"Скачать
Повторение химии VII класса. Кол. понятия в химии. Тема 8. Количественные расчеты по уравнениямСкачать
Решение задач по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. 1 ч. 9 класс.Скачать
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ: Химическое Количество Вещества, Моль, Молярная Масса и Молярный ОбъемСкачать
Расстановка Коэффициентов в Химических Реакциях // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать
Повторение химии VII класса. Кол. понятия в химии. Тема 7. Количественные расчеты по уравнениямСкачать
Типы Химических Реакций — Химия // Урок Химии 8 КлассСкачать
Химические уравнения - Как составлять уравнения реакций // Составление Уравнений Химических РеакцийСкачать
Химия. 10 класс. Расчеты по уравнениям химических реакций /04.11.2020/Скачать
8 класс. Составление уравнений химических реакций.Скачать
Химия 8 класс: Расчеты по химическим уравнениямСкачать