Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Какое уравнение не имеет корней? Примеры уравнений

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Решение уравнений в математике занимает особое место. Этому процессу предшествует множество часов изучения теории, в ходе которых ученик узнает способы решения уравнений, определения их вида и доводит навык до полного автоматизма. Однако далеко не всегда поиск корней имеет смысл, так как их может попросту не быть. Существуют особые приемы нахождения корней. В данной статье мы разберем основные функции, их области определения, а также случаи, когда их корни отсутствуют.

Видео:6. ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ ПАРАМЕТРА УРАВНЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ КОРНЕЙСкачать

6. ПРИ КАКИХ ЗНАЧЕНИЯХ ПАРАМЕТРА УРАВНЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ КОРНЕЙ

Какое уравнение не имеет корней?

Уравнение не имеет корней в том случае, если не существует таких действительных аргументов х, при которых уравнение тождественно верно. Для неспециалиста данная формулировка, как и большинство математических теорем и формул, выглядит очень размытой и абстрактной, однако это в теории. На практике все становится предельно просто. Например: уравнение 0 * х = -53 не имеет решения, так как не найдется такого числа х, произведение которого с нулем дало бы что-то, кроме нуля.

Сейчас мы рассмотрим самые базовые типы уравнений.

Видео:Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 класс

1. Линейное уравнение

Уравнение называется линейным, если его правая и левая части представлены в виде линейных функций: ax + b = cx + d или в обобщенном виде kx + b = 0. Где а, b, с, d — известные числа, а х — неизвестная величина. Какое уравнение не имеет корней? Примеры линейных уравнений представлены на иллюстрации ниже.

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В основном линейные уравнения решаются простым переносом числовой части в одну часть, а содержимого с х — в другую. Получается уравнение вида mx = n, где m и n — числа, а х — неизвестное. Чтобы найти х, достаточно разделить обе части на m. Тогда х = n/m. В основном линейные уравнения имеют только один корень, однако бывают случаи, когда корней либо бесконечно много, либо нет вовсе. При m = 0 и n = 0 уравнение принимает вид 0 * х = 0. Решением такого уравнения будет абсолютно любое число.

Однако какое уравнение не имеет корней?

При m = 0 и n = 0 уравнение не имеет корней из множества действительных чисел. 0 * х = -1; 0 * х = 200 — эти уравнения не имеют корней.

Видео:Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

2. Квадратное уравнение

Квадратным уравнением называется уравнение вида ax 2 + bx + c = 0 при а = 0. Самым распространенным способом решения квадратного уравнения является решение через дискриминант. Формула нахождения дискриминанта квадратного уравнения: D = b 2 — 4 * a * c. Далее находится два корня х1,2= (-b ± √D) / 2 * a.

При D > 0 уравнение имеет два корня, при D = 0 — корень один. Но какое квадратное уравнение не имеет корней? Пронаблюдать количество корней квадратного уравнения проще всего по графику функции, представляющем собой параболу. При а > 0 ветви направлены вверх, при а 2 – 8x + 72 = 0 не имеет корней, так как имеет отрицательный дискриминант D = (–8) 2 – 4 * 1 * 72 = -224. Это значит, что парабола не касается оси абсцисс и функция никогда не принимает значение 0, следовательно, уравнение не имеет действительных корней.

Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

3. Тригонометрические уравнения

Тригонометрические функции рассматриваются на тригонометрической окружности, однако могут быть представлены и в декартовой системе координат. В данной статье мы рассмотрим две основные тригонометрические функции и их уравнения: sinx и cosx. Так как данные функции образуют тригонометрическую окружность с радиусом 1, |sinx| и |cosx| не могут быть больше 1. Итак, какое уравнение sinx не имеет корней? Рассмотрим график функции sinx, представленный на картинке ниже.

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Мы видим, что функция является симметричной и имеет период повторения 2pi. Исходя их этого, можно говорить, что максимальным значением этой функции может быть 1, а минимальным -1. Например, выражение cosx = 5 не будет иметь корней, так как по модулю оно больше единицы.

Это самый простой пример тригонометрических уравнений. На самом деле их решение может занимать множество страниц, в конце которых вы осознаете, что использовали неправильную формулу и все нужно начинать сначала. Порой даже при правильном нахождении корней вы можете забыть учесть ограничения по ОДЗ, из-за чего в ответе появляется лишний корень или интервал, и весь ответ обращается в ошибочный. Поэтому строго следите за всеми ограничениями, ведь не все корни вписываются в рамки задачи.

Видео:СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

4. Системы уравнений

Система уравнений представляет собой совокупность уравнений, объединенных фигурной или квадратной скобками. Фигурные скобки обозначают совместное выполнение всех уравнений. То есть если хотя бы одно из уравнений не имеет корней или противоречит другому, вся система не имеет решения. Квадратные скобки обозначают слово «или». Это значит, что если хотя бы одно из уравнений системы имеет решение, то вся система имеет решение.

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Ответом системы с квадратными скобками является совокупность всех корней отдельных уравнений. А системы с фигурным скобками имеют только общие корни. Системы уравнений могут включать абсолютно разнообразные функции, поэтому такая сложность не позволяет сказать сразу, какое уравнение не имеет корней.

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Обобщение и советы по нахождению корней уравнения

В задачниках и учебниках встречаются разные типы уравнений: такие, которые имею корни, и не имеющие их. В первую очередь, если у вас не получается найти корни, не думайте, что их нет совсем. Возможно, вы совершили где-нибудь ошибку, тогда достаточно лишь внимательно перепроверить ваше решение.

Мы рассмотрели самые базовые уравнения и их виды. Теперь вы можете сказать, какое уравнение не имеет корней. В большинстве случаев сделать это совсем не трудно. Для достижения успеха в решении уравнений требуется лишь внимание и сосредоточенность. Практикуйтесь больше, это поможет вам ориентироваться в материале гораздо лучше и быстрее.

Итак, уравнение не имеет корней, если:

  • в линейном уравнении mx = n значение m = 0 и n = 0;
  • в квадратном уравнении, если дискриминант меньше нуля;
  • в тригонометрическом уравнении вида cosx = m / sinx = n, если |m| > 0, |n| > 0;
  • в системе уравнений с фигурными скобками, если хотя бы одно уравнение не имеет корней, и с квадратными скобками, если все уравнения не имеют корней.

Видео:Отрицательный дискриминантСкачать

Отрицательный дискриминант

Квадратные уравнения и квадратичные неравенства с параметрами

Дорогой друг! Если ты никогда не решал задач с параметрами – прочитай статьи «Что такое параметр» и «Графический способ решения задач с параметрами». Квадратные уравнения, а тем более неравенства с параметрами только на первый взгляд кажутся простыми. Чтобы уверенно решать их, надо знать определенные приемы. О некоторых мы расскажем.

Разберем сначала подготовительные задачи. А в конце – реальную задачу ЕГЭ.

1. Найдите все значения a, при которых уравнение не имеет действительных корней.

Всегда ли это уравнение является квадратным относительно переменной х? – Нет, не всегда. В случае, когда коэффициент при равен нулю, оно станет линейным.

Рассмотрим два случая – когда это уравнение квадратное и когда оно линейное.

Тогда уравнение примет вид 2 = 0. Такое уравнение не имеет действительных корней, что удовлетворяет условию задачи.

Уравнение будет квадратным. Квадратное уравнение не имеет действительных корней тогда и только тогда, когда его дискриминант отрицательный.

Если и – корни квадратного уравнения
, то по теореме Виета:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Решим первое неравенство системы

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Квадратный трехчлен в левой части не имеет корней, так как дискриминант равен -32, то есть отрицателен. Поэтому неравенство будет выполняться для всех действительных значений .

Возведем второе уравнение системы в квадрат:

Из этих двух уравнений выразим сумму квадратов и .

Значит, сумму квадратов корней уравнения можно выразить через параметр

График функции — парабола, ее ветви направлены вверх, минимум будет достигаться в ее вершине. Найдем вершину параболы:

3) Найдите все значения , при каждом из которых все решения уравнения

Как и в первой задаче, уравнение является квадратным, кроме случая, когда . Рассмотрим этот случай отдельно

1) . Получим линейное уравнение

У него единственный корень, причем положительный. Это удовлетворяет условию задачи.

2) При уравнение будет квадратным. Нам надо, чтобы решения существовали, причем были положительными. Раз решения есть, то .

Покажем один из приемов решения квадратичных уравнений и неравенств с параметрами. Он основан на следующих простых утверждениях:

— Оба корня квадратного уравнения и положительны тогда и только тогда, когда их сумма положительна и произведение положительно.

Очевидно, что сумма и произведение двух положительных чисел также положительны. И наоборот – если сумма и произведение двух чисел положительны, то и сами числа положительны.

— Оба корня квадратного уравнения и отрицательны тогда и только тогда, когда их сумма отрицательна, а произведение положительно.

Корни квадратного уравнения и имеют разные знаки тогда и только тогда, когда их произведение отрицательно.

Сумма и произведение корней входят в формулировку теоремы Виета, которой мы и воспользуемся. Получим

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Второе и третье неравенства имеют одинаковое решение . Решение первого неравенства:
.

С учетом пункта 1 получим ответ

4. При каких значениях параметра a уравнение

имеет единственное решение?

Уравнение является показательным, причем однородным. Мы умеем решать такие уравнения! Разделим обе части на .

Сделаем замену Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Для того, чтобы исходное уравнение имело единственное решение, нужно, чтобы уравнение относительно t имело ровно один положительный корень.

1) В случае уравнение будет линейным

Значит, подходит. В этом случае уравнение имеет единственный положительный корень.

2) Если , уравнение будет квадратным.

Дискриминант является полным квадратом и поэтому всегда неотрицателен. Уравнение имеет либо один, либо два корня. В этом случае несложно найти корни в явном виде.

Один корень получился не зависящим от параметра, причем положительным. Это упрощает задачу.

Для того, чтобы уравнение имело единственный положительный корень, нужно, чтобы либо второй был отрицательным, либо равным нулю, либо чтобы корни совпадали. Рассмотрим все случаи.

Объединив все случаи, получим ответ.

И наконец – реальная задача ЕГЭ.

5. При каких значениях a система имеет единственное решение?

Решением квадратного неравенства может быть:

В каких случаях система двух квадратных неравенств имеет единственное решение:

1) единственная общая точка двух лучей-решений ( или интервалов-решений)

2) одно из неравенств имеет решение – точку, которая является решением второго неравенства

Рассмотрим первый случай.

Если является решением 1 и 2 уравнений, то является решением уравнения (вытекает из второго первое) ⇒ или

Если , при этом система примет вид:

Второй корень первого уравнения:

Второй корень второго первого:

Если , при этом система примет вид:

– бесконечно много решений, не подходит.

Рассмотрим второй случай.

– решением является точка, если – является решением второго неравенства.

– решением является точка, если – не является решением первого неравенства.

Видео:Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

Общие сведения об уравнениях

Уравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач.

С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.

В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

Видео:МАТЕМАТИКА 8 класс - Неполные Квадратные Уравнения. Как решать Неполные Квадратные Уравнения?Скачать

МАТЕМАТИКА 8 класс - Неполные Квадратные Уравнения. Как решать Неполные Квадратные Уравнения?

Что такое уравнение?

Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

Например выражение 3 + 2 = 5 является равенством. При вычислении левой части получается верное числовое равенство 5 = 5 .

А вот равенство 3 + x = 5 является уравнением, поскольку содержит в себе переменную x , значение которой можно найти. Значение должно быть таким, чтобы при подстановке этого значения в исходное уравнение, получилось верное числовое равенство.

Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части.

Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5

Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы.

Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части.

Видео:Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 класс

Выразить одно через другое

Изучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также.

Рассмотрим следующее выражение:

Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10

Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2.

Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8.

Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8:

Мы выразили число 2 из равенства 8 + 2 = 10 . Как видно из примера, ничего сложного в этом нет.

При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении.

Так, выражая число 2 из равенства 8 + 2 = 10 мы получили равенство 2 = 10 − 8 . Данное равенство можно прочесть так:

2 есть 10 − 8

То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом:

Число 2 есть разность числа 10 и числа 8

Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8.

Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий.

Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние:

Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2

Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние:

В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно:

Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6

Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить:

Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6

Пример 3. Рассмотрим равенство 3 × 2 = 6

Выразим число 3. Чтобы выразить число 3, нужно 6 разделить 2

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Вернем получившееся равенство Когда уравнение не имеет отрицательных корнейв первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно 6 разделить 3

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Пример 4. Рассмотрим равенство Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Выразим из этого равенства число 15. Чтобы выразить число 15, нужно перемножить числа 3 и 5

Вернем получившееся равенство 15 = 3 × 5 в первоначальное состояние:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Выразим из этого равенства число 5. Чтобы выразить число 5, нужно 15 разделить 3

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Видео:Почему нельзя извлечь квадратный корень из отрицательного числа?Скачать

Почему нельзя извлечь квадратный корень из отрицательного числа?

Правила нахождения неизвестных

Рассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила.

Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2.

В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой.

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом:

То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8.

Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае равенство 8 + 2 = 10 превращается в уравнение 8 + x = 10 , а переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного слагаемого

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Наша задача найти это неизвестное слагаемое, то есть решить уравнение 8 + x = 10 . Для нахождения неизвестного слагаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Что мы в принципе и сделали, когда выражали двойку в равенстве 8 + 2 = 10 . Чтобы выразить слагаемое 2, мы из суммы 10 вычли другое слагаемое 8

А сейчас, чтобы найти неизвестное слагаемое x , мы должны из суммы 10 вычесть известное слагаемое 8:

Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x

Мы решили уравнение. Значение переменной x равно 2 . Для проверки значение переменной x отправляют в исходное уравнение 8 + x = 10 и подставляют вместо x. Так желательно поступать с любым решённым уравнением, поскольку нельзя быть точно уверенным, что уравнение решено правильно:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8.

В этом уравнении x — это неизвестное слагаемое, 2 — известное слагаемое, 10 — сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое x , нужно из суммы 10 вычесть известное слагаемое 2

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8.

В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом:

То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2.

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Что мы и сделали, когда выражали число 8 в равенстве 8 − 2 = 6 . Чтобы выразить уменьшаемое 8, мы к разности 6 прибавили вычитаемое 2.

А сейчас, чтобы найти неизвестное уменьшаемое x , мы должны к разности 6 прибавить вычитаемое 2

Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6.

А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6

Вычисляем правую часть и находим значение x

Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3.

В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

То есть разделили произведение 6 на множитель 2.

Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого.

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 3 из равенства 3 × 2 = 6 . Произведение 6 мы разделили на множитель 2.

А сейчас для нахождения неизвестного множимого x , нужно произведение 6 разделить на множитель 2.

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x

Это же правило применимо в случае, если переменная x располагается вместо множителя, а не множимого. Представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x .

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель:

Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое.

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Что мы и сделали, когда выражали число 2 из равенства 3 × 2 = 6 . Тогда для получения числа 2 мы разделили произведение 6 на множимое 3.

А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3.

Вычисление правой части равенства Когда уравнение не имеет отрицательных корнейпозволяет узнать чему равно x

Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя:

Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель.

Например, решим уравнение 9 × x = 18 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 18 разделить на известный сомножитель 9

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Отсюда Когда уравнение не имеет отрицательных корней.

Решим уравнение x × 3 = 27 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 27 разделить на известный сомножитель 3

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Отсюда Когда уравнение не имеет отрицательных корней.

Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве Когда уравнение не имеет отрицательных корнейтребовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное.

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом:

То есть умножили частное 3 на делитель 5.

Теперь представим, что в равенстве Когда уравнение не имеет отрицательных корнейвместо числа 15 располагается переменная x

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого.

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5.

А сейчас, чтобы найти неизвестное делимое x , нужно частное 3 умножить на делитель 5

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Теперь представим, что в равенстве Когда уравнение не имеет отрицательных корнейвместо числа 5 располагается переменная x .

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя.

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3.

А сейчас, чтобы найти неизвестный делитель x , нужно делимое 15 разделить на частное 3

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое;
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое;
  • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность;
  • Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель;
  • Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое;
  • Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель;
  • Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Видео:311 Алгебра 9 класс. При каких значениях t Уравнение не имеет корнейСкачать

311 Алгебра 9 класс. При каких значениях t Уравнение не имеет корней

Компоненты

Компонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство

Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Компонентами деления являются делимое, делитель и частное

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть.

Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60

45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:

Вычислим правую часть, получим значение x равное 15

Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15.

Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить.

Пример 2. Решить уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x

В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

При этом слагаемое 2x содержит переменную x . После нахождения значения переменной x слагаемое 2x примет другой вид. Поэтому слагаемое 2x можно полностью принять за неизвестное слагаемое:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Вычислим правую часть получившегося уравнения:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Мы получили новое уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Вычислим правую часть, получим значение переменной x

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корнейи подставим вместо x

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56

Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить.

Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Отсюда x равен 2

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Видео:Корень n-ой степени. Алгебра, 9 классСкачать

Корень n-ой степени. Алгебра, 9 класс

Равносильные уравнения

В предыдущем примере при решении уравнения 3x + 9x + 16x = 56 , мы привели подобные слагаемые в левой части уравнения. В результате получили новое уравнение 28x = 56 . Старое уравнение 3x + 9x + 16x = 56 и получившееся новое уравнение 28x = 56 называют равносильными уравнениями, поскольку их корни совпадают.

Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

Проверим это. Для уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы нашли корень равный 2 . Подставим этот корень сначала в уравнение 3x + 9x + 16x = 56 , а затем в уравнение 28x = 56 , которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными.

Для решения уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы воспользовались одним из тождественных преобразований — приведением подобных слагаемых. Правильное тождественное преобразование уравнения позволило нам получить равносильное уравнение 28x = 56 , которое проще решать.

Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает.

Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение

Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Вычтем из обеих частей уравнения число 10

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получили уравнение 5x = 10 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 10 разделить на известный сомножитель 5.

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Отсюда Когда уравнение не имеет отрицательных корней.

Вернемся к исходному уравнению Когда уравнение не имеет отрицательных корнейи подставим вместо x найденное значение 2

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корнеймы вычли из обеих частей уравнения число 10 . В результате получили равносильное уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Корень этого уравнения, как и уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корнейтак же равен 2

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Пример 2. Решить уравнение 4(x + 3) = 16

Раскроем скобки в левой части равенства:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Вычтем из обеих частей уравнения число 12

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Когда уравнение не имеет отрицательных корнейВ левой части останется 4x , а в правой части число 4

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получили уравнение 4x = 4 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 4 разделить на известный сомножитель 4

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Отсюда Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Вернемся к исходному уравнению 4(x + 3) = 16 и подставим вместо x найденное значение 1

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение 4(x + 3) = 16 мы вычли из обеих частей уравнения число 12 . В результате получили равносильное уравнение 4x = 4 . Корень этого уравнения, как и уравнения 4(x + 3) = 16 так же равен 1

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Пример 3. Решить уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Раскроем скобки в левой части равенства:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Прибавим к обеим частям уравнения число 8

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В левой части останется 2x , а в правой части число 9

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В получившемся уравнении 2x = 9 выразим неизвестное слагаемое x

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Отсюда Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Вернемся к исходному уравнению Когда уравнение не имеет отрицательных корнейи подставим вместо x найденное значение 4,5

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корнеймы прибавили к обеим частям уравнения число 8. В результате получили равносильное уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Корень этого уравнения, как и уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корнейтак же равен 4,5

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений.

Рассмотрим следующее уравнение:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Корень данного уравнения равен 2. Подставим вместо x этот корень и проверим получается ли верное числовое равенство

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получается верное равенство. Значит число 2 действительно является корнем уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корней.

Теперь попробуем поэкспериментировать со слагаемыми этого уравнения, перенося их из одной части в другую, изменяя знаки.

Например, слагаемое 3x располагается в левой части равенства. Перенесём его в правую часть, изменив знак на противоположный:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получилось уравнение 12 = 9x − 3x . Приведем подобные слагаемые в правой части данного уравнения:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Отсюда x = 2 . Как видим, корень уравнения не изменился. Значит уравнения 12 + 3x = 9x и 12 = 9x − 3x являются равносильными.

На самом деле данное преобразование является упрощенным методом предыдущего преобразования, где к обеим частям уравнения прибавлялось (или вычиталось) одно и то же число.

Мы сказали, что в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 3x было перенесено в правую часть, изменив знак. В реальности же происходило следующее: из обеих частей уравнения вычли слагаемое 3x

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Затем в левой части были приведены подобные слагаемые и получено уравнение 12 = 9x − 3x. Затем опять были приведены подобные слагаемые, но уже в правой части, и получено уравнение 12 = 6x.

Но так называемый «перенос» более удобен для подобных уравнений, поэтому он и получил такое широкое распространение. Решая уравнения, мы часто будем пользоваться именно этим преобразованием.

Равносильными также являются уравнения 12 + 3x = 9x и 3x − 9x = −12 . В этот раз в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 12 было перенесено в правую часть, а слагаемое 9x в левую. Не следует забывать, что знаки этих слагаемых были изменены во время переноса

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом:

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения.

Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней

При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение.

В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В результате останется простейшее уравнение

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Вернемся к исходному уравнению Когда уравнение не имеет отрицательных корнейи подставим вместо x найденное значение 4

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Корень этого уравнения, как и уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корнейравен 4. Значит эти уравнения равносильны.

Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней, мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корнейна множитель 8 желательно переписать следующим образом:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Пример 2. Решить уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Умнóжим обе части уравнения на 15

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Перепишем то, что у нас осталось:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Раскроем скобки в правой части уравнения:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Отсюда Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Вернемся к исходному уравнению Когда уравнение не имеет отрицательных корнейи подставим вместо x найденное значение 5

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе го части на 15 . Далее выполняя тождественные преобразования, мы получили уравнение 10 = 2x . Корень этого уравнения, как и уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корнейравен 5 . Значит эти уравнения равносильны.

Пример 3. Решить уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Умнóжим обе части уравнения на 3

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Останется простейшее уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Отсюда Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Вернемся к исходному уравнению Когда уравнение не имеет отрицательных корнейи подставим вместо x найденное значение 9

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 4. Решить уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Умнóжим обе части уравнения на 6

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Перепишем то, что у нас осталось:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное x , сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Теперь найдем значение переменной x . Для этого разделим произведение 28 на известный сомножитель 7

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Вернемся к исходному уравнению Когда уравнение не имеет отрицательных корнейи подставим вместо x найденное значение 4

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 5. Решить уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Умнóжим обе части уравнения на 15

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Перепишем то, что у нас осталось:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Раскроем скобки там, где это можно:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Найдём значение x

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В получившемся ответе можно выделить целую часть:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получается довольно громоздкое выражение. Воспользуемся переменными. Левую часть равенства занесем в переменную A , а правую часть равенства в переменную B

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B

Найдем значение выражения, находящегося в переменной А.

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Значение переменной А равно Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Теперь найдем значение переменной B . То есть значение правой части нашего равенства. Если и оно равно Когда уравнение не имеет отрицательных корней, то уравнение будет решено верно

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Видим, что значение переменной B , как и значение переменной A равно Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Это значит, что левая часть равна правой части. Отсюда делаем вывод, что уравнение решено правильно.

Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить.

Рассмотрим уравнение 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 . Решим его обычным методом: слагаемые, содержащие неизвестные, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение x

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Выполним сокращение в каждом слагаемом:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Перепишем то, что у нас осталось:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получили корень 2 . Значит уравнения 15x + 7x + 7 = 35x − 20x + 21 и 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 равносильны.

Деление обеих частей уравнения на одно и то же число позволяет освобождать неизвестное от коэффициента. В предыдущем примере когда мы получили уравнение 7x = 14 , нам потребовалось разделить произведение 14 на известный сомножитель 7. Но если бы мы в левой части освободили неизвестное от коэффициента 7, корень нашелся бы сразу. Для этого достаточно было разделить обе части на 7

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Этим методом мы тоже будем пользоваться часто.

Видео:Когда квадратное неравенство не имеет решения. Задание №13 ОГЭСкачать

Когда квадратное неравенство не имеет решения. Задание №13 ОГЭ

Умножение на минус единицу

Если обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному.

Это правило следует из того, что от умножения (или деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, корень данного уравнения не меняется. А значит корень не поменяется если обе его части умножить на −1 .

Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

Рассмотрим уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Чему равен корень этого уравнения?

Прибавим к обеим частям уравнения число 5

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Приведем подобные слагаемые:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Это есть произведение минус единицы и переменной x

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

То есть минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x , а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать. Это означает, что уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корнейна самом деле выглядит следующим образом:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти х , нужно произведение −5 разделить на известный сомножитель −1 .

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

или разделить обе части уравнения на −1 , что еще проще

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Итак, корень уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корнейравен 5 . Для проверки подставим его в исходное уравнение. Не забываем, что в исходном уравнении минус стоящий перед переменной x относится к невидимой единице

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно.

Теперь попробуем умножить обе части уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корнейна минус единицу:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

После раскрытия скобок в левой части образуется выражение Когда уравнение не имеет отрицательных корней, а правая часть будет равна 10

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Корень этого уравнения, как и уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корнейравен 5

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Значит уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корнейи Когда уравнение не имеет отрицательных корнейравносильны.

Пример 2. Решить уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В данном уравнении все компоненты являются отрицательными. С положительными компонентами работать удобнее, чем с отрицательными, поэтому поменяем знаки всех компонентов, входящих в уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Для этого умнóжим обе части данного уравнения на −1 .

Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

Так, умножение уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корнейна −1 можно записать подробно следующим образом:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

либо можно просто поменять знаки всех компонентов:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время.

Итак, умножив обе части уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корнейна −1 , мы получили уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Решим данное уравнение. Из обеих частей вычтем число 4 и разделим обе части на 3

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали.

Пример 3. Решить уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Умнóжим обе части уравнения на −1 . Тогда все компоненты поменяют свои знаки на противоположные:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Видео:8 класс, 6 урок, Степень с целым отрицательным показателемСкачать

8 класс, 6 урок, Степень с целым отрицательным показателем

Приравнивание к нулю

Недавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего.

В качестве примера рассмотрим уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Приведем подобные слагаемые в левой части:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Прибавим к обеим частям 77 , и разделим обе части на 7

Видео:5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

Альтернатива правилам нахождения неизвестных

Очевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных.

К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении Когда уравнение не имеет отрицательных корнеймы произведение 10 делили на известный сомножитель 2

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Но если в уравнении Когда уравнение не имеет отрицательных корнейобе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Уравнения вида Когда уравнение не имеет отрицательных корнеймы решали выражая неизвестное слагаемое:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении Когда уравнение не имеет отрицательных корнейслагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Далее разделить обе части на 2

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда Когда уравнение не имеет отрицательных корней.

Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В случае с уравнениями вида Когда уравнение не имеет отрицательных корнейудобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме.

Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится.

Видео:Как решить квадратное уравнение за 30 секунд#математика #алгебра #уравнение #дискриминант #репетиторСкачать

Как решить квадратное уравнение за 30 секунд#математика #алгебра #уравнение #дискриминант #репетитор

Когда корней несколько

Уравнение может иметь несколько корней. Например уравнение x(x + 9) = 0 имеет два корня: 0 и −9 .

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В уравнении x(x + 9) = 0 нужно было найти такое значение x при котором левая часть была бы равна нулю. В левой части этого уравнения содержатся выражения x и (x + 9) , которые являются сомножителями. Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю.

Приравняв к нулю оба этих выражения, мы сможем найти корни уравнения x(x + 9) = 0 . Первый корень, как видно из примера, нашелся сразу. Для нахождения второго корня нужно решить элементарное уравнение x + 9 = 0 . Несложно догадаться, что корень этого уравнения равен −9 . Проверка показывает, что корень верный:

Пример 2. Решить уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Данное уравнение имеет два корня: 1 и 2. Левая часть уравнения является произведение выражений (x − 1) и (x − 2) . А произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или сомножитель (x − 1) или сомножитель (x − 2) ).

Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корнейи убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Видео:Как считать корни? #shortsСкачать

Как считать корни? #shorts

Когда корней бесконечно много

Уравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство.

Пример 1. Решить уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 14 = 14 . Это равенство будет получаться при любом x

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Пример 2. Решить уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x

Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | Математика

Когда корней нет

Случается и так, что уравнение вовсе не имеет решений, то есть не имеет корней. Например уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корнейне имеет корней, поскольку при любом значении x , левая часть уравнения не будет равна правой части. Например, пусть Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Тогда уравнение примет следующий вид

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Пусть Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Пример 2. Решить уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Раскроем скобки в левой части равенства:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Приведем подобные слагаемые:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Видим, что левая часть не равна правой части. И так будет при любом значении y . Например, пусть y = 3 .

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Видео:Найдите корни уравнения: cosπ(x−7)/3=1/2 В ответ запишите наибольший отрицательный корень.Скачать

Найдите корни уравнения: cosπ(x−7)/3=1/2 В ответ запишите наибольший отрицательный корень.

Буквенные уравнения

Уравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы.

Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении.

Полезным навыком является умение выразить любой компонент, входящий в буквенное уравнение. Например, чтобы из уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корнейопределить расстояние, нужно выразить переменную s .

Умнóжим обе части уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корнейна t

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее.

Попробуем из уравнения Когда уравнение не имеет отрицательных корнейопределить время. Для этого нужно выразить переменную t .

Умнóжим обе части уравнения на t

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее.

Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч

А расстояние равно 100 км

Тогда буквенное уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корнейпримет следующий вид

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Из этого уравнения можно найти время. Для этого нужно суметь выразить переменную t . Можно воспользоваться правилом нахождения неизвестного делителя, разделив делимое на частное и таким образом определить значение переменной t

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Затем разделить обе части на 50

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Пример 2. Дано буквенное уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Выразите из данного уравнения x

Вычтем из обеих частей уравнения a

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Разделим обе части уравнения на b

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Теперь, если нам попадется уравнение вида a + bx = c , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Те значения, которые будут подставляться вместо букв a, b, c принято называть параметрами. А уравнения вида a + bx = c называют уравнением с параметрами. В зависимости от параметров, корень будет меняться.

Решим уравнение 2 + 4x = 10 . Оно похоже на буквенное уравнение a + bx = c . Вместо того, чтобы выполнять тождественные преобразования, мы можем воспользоваться готовым решением. Сравним оба решения:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Видим, что второе решение намного проще и короче.

Для готового решения необходимо сделать небольшое замечание. Параметр b не должен быть равным нулю (b ≠ 0) , поскольку деление на ноль на допускается.

Пример 3. Дано буквенное уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Выразите из данного уравнения x

Раскроем скобки в обеих частях уравнения

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Воспользуемся переносом слагаемых. Параметры, содержащие переменную x , сгруппируем в левой части уравнения, а параметры свободные от этой переменной — в правой.

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В левой части вынесем за скобки множитель x

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Разделим обе части на выражение a − b

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В левой части числитель и знаменатель можно сократить на a − b . Так окончательно выразится переменная x

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Теперь, если нам попадется уравнение вида a(x − c) = b(x + d) , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения.

Допустим нам дано уравнение 4(x − 3) = 2(x + 4) . Оно похоже на уравнение a(x − c) = b(x + d) . Решим его двумя способами: при помощи тождественных преобразований и при помощи готового решения:

Для удобства вытащим из уравнения 4(x − 3) = 2(x + 4) значения параметров a, b, c, d . Это позволит нам не ошибиться при подстановке:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Как и в прошлом примере знаменатель здесь не должен быть равным нулю (a − b ≠ 0) . Если нам встретится уравнение вида a(x − c) = b(x + d) в котором параметры a и b будут одинаковыми, мы сможем не решая его сказать, что у данного уравнения корней нет, поскольку разность одинаковых чисел равна нулю.

Например, уравнение 2(x − 3) = 2(x + 4) является уравнением вида a(x − c) = b(x + d) . В уравнении 2(x − 3) = 2(x + 4) параметры a и b одинаковые. Если мы начнём его решать, то придем к тому, что левая часть не будет равна правой части:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Пример 4. Дано буквенное уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корней. Выразите из данного уравнения x

Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Умнóжим обе части на a

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

В левой части x вынесем за скобки

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Разделим обе части на выражение (1 − a)

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Линейные уравнения с одним неизвестным

Рассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным.

Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой».

Большинство уравнений, решенных в данном уроке, в конечном итоге сводились к простейшему уравнению, в котором нужно было произведение разделить на известный сомножитель. Таковым к примеру является уравнение 2 (x + 3) = 16 . Давайте решим его.

Раскроем скобки в левой части уравнения, получим 2 x + 6 = 16. Перенесем слагаемое 6 в правую часть, изменив знак. Тогда получим 2 x = 16 − 6. Вычислим правую часть, получим 2x = 10. Чтобы найти x , разделим произведение 10 на известный сомножитель 2. Отсюда x = 5.

Уравнение 2 (x + 3) = 16 является линейным. Оно свелось к уравнению 2x = 10 , для нахождения корня которого потребовалось разделить произведение на известный сомножитель. Такое простейшее уравнение называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. Слово «канонический» является синонимом слов «простейший» или «нормальный».

Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b.

Полученное нами уравнение 2x = 10 является линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. У этого уравнения первая степень, одно неизвестное, оно не содержит деления на неизвестное и не содержит корней из неизвестного, и представлено оно в каноническом виде, то есть в простейшем виде при котором легко можно определить значение x . Вместо параметров a и b в нашем уравнении содержатся числа 2 и 10. Но подобное уравнение может содержать и другие числа: положительные, отрицательные или равные нулю.

Если в линейном уравнении a = 0 и b = 0 , то уравнение имеет бесконечно много корней. Действительно, если a равно нулю и b равно нулю, то линейное уравнение ax = b примет вид 0x = 0 . При любом значении x левая часть будет равна правой части.

Если в линейном уравнении a = 0 и b ≠ 0 , то уравнение корней не имеет. Действительно, если a равно нулю и b равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 5, то уравнение ax = b примет вид 0x = 5 . Левая часть будет равна нулю, а правая часть пяти. А ноль не равен пяти.

Если в линейном уравнении a ≠ 0 , и b равно любому числу, то уравнение имеет один корень. Он определяется делением параметра b на параметр a

Когда уравнение не имеет отрицательных корней

Действительно, если a равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 3 , и b равно какому-нибудь числу, скажем числу 6 , то уравнение Когда уравнение не имеет отрицательных корнейпримет вид Когда уравнение не имеет отрицательных корней.
Отсюда Когда уравнение не имеет отрицательных корней.

Существует и другая форма записи линейного уравнения первой степени с одним неизвестным. Выглядит она следующим образом: ax − b = 0 . Это то же самое уравнение, что и ax = b , но параметр b перенесен в левую часть с противоположным знаком. Такие уравнение мы тоже решали в данном уроке. Например, уравнение 7x − 77 = 0 . Уравнение вида ax − b = 0 называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в общем виде.

В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным.

Поделиться или сохранить к себе: