Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН III

§ 53. Исследование знаков корней квадратного уравнения по его коэффициентам

Используя теорему Виета, можно, не решая уравнения x 2 + px + q = 0. определить, какими будут его корни: положительными или отрицательными. Но при этом, конечно, нужно быть уверенным в том, что рассматриваемое уравнение имеет корни. Если же корней нет, то говорить о знаках корней не имеет смысла. Поэтому на протяжении всего этого параграфа мы будем предполагать, что рассматриваемое приведенное квадратное уравнение x 2 + px + q = 0 имеет корни, то есть дискриминант его неотрицателен.

1) Пусть q > 0; тогда оба корня имеют одинаковые знаки, поскольку x1 • х2= q > 0.
Если к тому же р 0, значит, оба корня положительны.
Если р > 0, то x1 + х2 = — р 0, то x1 + х2 = — р 0. Это возможно только тогда, когда положительный корень больше абсолютной величины отрицательного корня.
При р = 0 x1 + х2 = 0, откуда x1= — х2 в этом случае корни равны по абсолютной величине и противоположны по знаку.

3) Осталось рассмотреть случай, когда q = 0. Тогда x1 • х2 = 0, поэтому хотя бы один из корней равен нулю.
Пусть для определенности x1 = 0, тогда другой корень найдется из условия x1 + х2 = — р, откуда х2 = — р. Значит, в этом случае один корень равен нулю, а другой представляет собой число, противоположное коэффициенту р.
Если же и р = 0, то уравнение имеет , два равных корня: x1= х2 = 0.

Полученные результаты исследования знаков корней представлены в таблице .

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Еще раз отметим, что приведенные здесь рассуждения верны лишь в предположении, что исследуемое уравнение имеет действительные корни, то есть его дискриминант неотрицателен.

Рассмотрим несколько примеров на исследование знаков корней квадратных уравнений.

1) x 2 — 8х — 9 = 0. Дискриминант этого уравнения равен D = 64 + 36 = 100 > 0. Поэтому уравнение имеет два различных действительных корня.
Вследствие того, что x1 • х2 = — 9, корни должны иметь разные знаки,
а так как x1 + х2 = 8, то абсолютная величина отрицательного корня меньше положительного корня.

2) x 2 + 7х + 10 = 0. Дискриминант этого уравнения равен D = 49 — 40 = 9 > 0. Поэтому уравнение имеет два различных действительных корня.
Так как x1 • х2 = 10 > 0, то корни имеют одинаковые знаки.
Кроме того, x1 + х2 = —7, значит, оба корня отрицательны.

3) x 2 — х + 1 = 0. Для данного уравнения

D = (—1) 2 — 4 = — 3 2 + bx + c = 0 . Для этого сначала нужно посредством деления на а привести данное уравнение к приведенному квадратному уравнению x 2 + b /a х + c /a = 0, а затем для этого уравнения провести описанные выше рассуждения.

Пусть, например, нужно исследовать знаки корней уравнения —3x 2 + 5х — 2 == 0. Дискриминант этого уравнения равен D = 25 — 24 = 1 > 0. Поэтому оно имеет два различных действительных корня.

Разделив обе части уравнения на — 3, получим: x 2 — 5 /3х + 2 /3 = 0. Отсюда видно, что корни данного уравнения имеют одинаковые знаки, так как x1 • х2 = 2 /3 > 0. Кроме того, x1 + х2 = 5 /3 > 0. Следовательно, оба корня положительны.

Не решая данных уравнений (№ 391—400), определить знаки их корней:

Проверить себя, да и вообще исследовать квадратные уравнения полные и приведенные можно, с помощью соответствующих алгоритмов в программе EXCEL. Алгоритм можно усовершенствовать для отображения промежуточных результатов вычислений.

401. При каких значениях а корни уравнения

имеют одинаковые знаки и при каких — разные?

402. При каких значениях а корни уравнения

имеют одинаковые знаки и при каких — разные?

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Квадратные уравнения и квадратичные неравенства с параметрами

Дорогой друг! Если ты никогда не решал задач с параметрами – прочитай статьи «Что такое параметр» и «Графический способ решения задач с параметрами». Квадратные уравнения, а тем более неравенства с параметрами только на первый взгляд кажутся простыми. Чтобы уверенно решать их, надо знать определенные приемы. О некоторых мы расскажем.

Разберем сначала подготовительные задачи. А в конце – реальную задачу ЕГЭ.

1. Найдите все значения a, при которых уравнение не имеет действительных корней.

Всегда ли это уравнение является квадратным относительно переменной х? – Нет, не всегда. В случае, когда коэффициент при равен нулю, оно станет линейным.

Рассмотрим два случая – когда это уравнение квадратное и когда оно линейное.

Тогда уравнение примет вид 2 = 0. Такое уравнение не имеет действительных корней, что удовлетворяет условию задачи.

Уравнение будет квадратным. Квадратное уравнение не имеет действительных корней тогда и только тогда, когда его дискриминант отрицательный.

Если и – корни квадратного уравнения
, то по теореме Виета:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Решим первое неравенство системы

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Квадратный трехчлен в левой части не имеет корней, так как дискриминант равен -32, то есть отрицателен. Поэтому неравенство будет выполняться для всех действительных значений .

Возведем второе уравнение системы в квадрат:

Из этих двух уравнений выразим сумму квадратов и .

Значит, сумму квадратов корней уравнения можно выразить через параметр

График функции — парабола, ее ветви направлены вверх, минимум будет достигаться в ее вершине. Найдем вершину параболы:

3) Найдите все значения , при каждом из которых все решения уравнения

Как и в первой задаче, уравнение является квадратным, кроме случая, когда . Рассмотрим этот случай отдельно

1) . Получим линейное уравнение

У него единственный корень, причем положительный. Это удовлетворяет условию задачи.

2) При уравнение будет квадратным. Нам надо, чтобы решения существовали, причем были положительными. Раз решения есть, то .

Покажем один из приемов решения квадратичных уравнений и неравенств с параметрами. Он основан на следующих простых утверждениях:

— Оба корня квадратного уравнения и положительны тогда и только тогда, когда их сумма положительна и произведение положительно.

Очевидно, что сумма и произведение двух положительных чисел также положительны. И наоборот – если сумма и произведение двух чисел положительны, то и сами числа положительны.

— Оба корня квадратного уравнения и отрицательны тогда и только тогда, когда их сумма отрицательна, а произведение положительно.

Корни квадратного уравнения и имеют разные знаки тогда и только тогда, когда их произведение отрицательно.

Сумма и произведение корней входят в формулировку теоремы Виета, которой мы и воспользуемся. Получим

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Второе и третье неравенства имеют одинаковое решение . Решение первого неравенства:
.

С учетом пункта 1 получим ответ

4. При каких значениях параметра a уравнение

имеет единственное решение?

Уравнение является показательным, причем однородным. Мы умеем решать такие уравнения! Разделим обе части на .

Сделаем замену Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Для того, чтобы исходное уравнение имело единственное решение, нужно, чтобы уравнение относительно t имело ровно один положительный корень.

1) В случае уравнение будет линейным

Значит, подходит. В этом случае уравнение имеет единственный положительный корень.

2) Если , уравнение будет квадратным.

Дискриминант является полным квадратом и поэтому всегда неотрицателен. Уравнение имеет либо один, либо два корня. В этом случае несложно найти корни в явном виде.

Один корень получился не зависящим от параметра, причем положительным. Это упрощает задачу.

Для того, чтобы уравнение имело единственный положительный корень, нужно, чтобы либо второй был отрицательным, либо равным нулю, либо чтобы корни совпадали. Рассмотрим все случаи.

Объединив все случаи, получим ответ.

И наконец – реальная задача ЕГЭ.

5. При каких значениях a система имеет единственное решение?

Решением квадратного неравенства может быть:

В каких случаях система двух квадратных неравенств имеет единственное решение:

1) единственная общая точка двух лучей-решений ( или интервалов-решений)

2) одно из неравенств имеет решение – точку, которая является решением второго неравенства

Рассмотрим первый случай.

Если является решением 1 и 2 уравнений, то является решением уравнения (вытекает из второго первое) ⇒ или

Если , при этом система примет вид:

Второй корень первого уравнения:

Второй корень второго первого:

Если , при этом система примет вид:

– бесконечно много решений, не подходит.

Рассмотрим второй случай.

– решением является точка, если – является решением второго неравенства.

– решением является точка, если – не является решением первого неравенства.

Видео:Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Общие сведения об уравнениях

Уравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач.

С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.

В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

Видео:Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 класс

Что такое уравнение?

Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

Например выражение 3 + 2 = 5 является равенством. При вычислении левой части получается верное числовое равенство 5 = 5 .

А вот равенство 3 + x = 5 является уравнением, поскольку содержит в себе переменную x , значение которой можно найти. Значение должно быть таким, чтобы при подстановке этого значения в исходное уравнение, получилось верное числовое равенство.

Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части.

Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5

Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы.

Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части.

Видео:Преобразование выражений, содержащих кв.корни. Внесение и вынесения из, под знак кв. корня. 8 класс.Скачать

Преобразование выражений, содержащих кв.корни. Внесение и вынесения из, под знак кв. корня. 8 класс.

Выразить одно через другое

Изучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также.

Рассмотрим следующее выражение:

Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10

Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2.

Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8.

Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8:

Мы выразили число 2 из равенства 8 + 2 = 10 . Как видно из примера, ничего сложного в этом нет.

При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении.

Так, выражая число 2 из равенства 8 + 2 = 10 мы получили равенство 2 = 10 − 8 . Данное равенство можно прочесть так:

2 есть 10 − 8

То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом:

Число 2 есть разность числа 10 и числа 8

Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8.

Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий.

Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние:

Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2

Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние:

В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно:

Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6

Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить:

Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6

Пример 3. Рассмотрим равенство 3 × 2 = 6

Выразим число 3. Чтобы выразить число 3, нужно 6 разделить 2

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Вернем получившееся равенство Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковв первоначальное состояние:

Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно 6 разделить 3

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Пример 4. Рассмотрим равенство Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Выразим из этого равенства число 15. Чтобы выразить число 15, нужно перемножить числа 3 и 5

Вернем получившееся равенство 15 = 3 × 5 в первоначальное состояние:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Выразим из этого равенства число 5. Чтобы выразить число 5, нужно 15 разделить 3

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Видео:Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравненияСкачать

Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравнения

Правила нахождения неизвестных

Рассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила.

Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2.

В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой.

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом:

То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8.

Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае равенство 8 + 2 = 10 превращается в уравнение 8 + x = 10 , а переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного слагаемого

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Наша задача найти это неизвестное слагаемое, то есть решить уравнение 8 + x = 10 . Для нахождения неизвестного слагаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Что мы в принципе и сделали, когда выражали двойку в равенстве 8 + 2 = 10 . Чтобы выразить слагаемое 2, мы из суммы 10 вычли другое слагаемое 8

А сейчас, чтобы найти неизвестное слагаемое x , мы должны из суммы 10 вычесть известное слагаемое 8:

Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x

Мы решили уравнение. Значение переменной x равно 2 . Для проверки значение переменной x отправляют в исходное уравнение 8 + x = 10 и подставляют вместо x. Так желательно поступать с любым решённым уравнением, поскольку нельзя быть точно уверенным, что уравнение решено правильно:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8.

В этом уравнении x — это неизвестное слагаемое, 2 — известное слагаемое, 10 — сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое x , нужно из суммы 10 вычесть известное слагаемое 2

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8.

В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом:

То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2.

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Что мы и сделали, когда выражали число 8 в равенстве 8 − 2 = 6 . Чтобы выразить уменьшаемое 8, мы к разности 6 прибавили вычитаемое 2.

А сейчас, чтобы найти неизвестное уменьшаемое x , мы должны к разности 6 прибавить вычитаемое 2

Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x

Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6.

А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6

Вычисляем правую часть и находим значение x

Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3.

В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

То есть разделили произведение 6 на множитель 2.

Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого.

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 3 из равенства 3 × 2 = 6 . Произведение 6 мы разделили на множитель 2.

А сейчас для нахождения неизвестного множимого x , нужно произведение 6 разделить на множитель 2.

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x

Это же правило применимо в случае, если переменная x располагается вместо множителя, а не множимого. Представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x .

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель:

Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое.

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Что мы и сделали, когда выражали число 2 из равенства 3 × 2 = 6 . Тогда для получения числа 2 мы разделили произведение 6 на множимое 3.

А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3.

Вычисление правой части равенства Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковпозволяет узнать чему равно x

Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя:

Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель.

Например, решим уравнение 9 × x = 18 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 18 разделить на известный сомножитель 9

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Отсюда Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков.

Решим уравнение x × 3 = 27 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 27 разделить на известный сомножитель 3

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Отсюда Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков.

Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковтребовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное.

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом:

То есть умножили частное 3 на делитель 5.

Теперь представим, что в равенстве Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковвместо числа 15 располагается переменная x

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого.

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5.

А сейчас, чтобы найти неизвестное делимое x , нужно частное 3 умножить на делитель 5

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Теперь представим, что в равенстве Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковвместо числа 5 располагается переменная x .

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя.

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3.

А сейчас, чтобы найти неизвестный делитель x , нужно делимое 15 разделить на частное 3

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x .

Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое;
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое;
  • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность;
  • Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель;
  • Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое;
  • Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель;
  • Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

Видео:СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

Компоненты

Компонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство

Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Компонентами деления являются делимое, делитель и частное

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть.

Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60

45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:

Вычислим правую часть, получим значение x равное 15

Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15.

Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить.

Пример 2. Решить уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x

В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

При этом слагаемое 2x содержит переменную x . После нахождения значения переменной x слагаемое 2x примет другой вид. Поэтому слагаемое 2x можно полностью принять за неизвестное слагаемое:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Вычислим правую часть получившегося уравнения:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Мы получили новое уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Вычислим правую часть, получим значение переменной x

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знакови подставим вместо x

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56

Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить.

Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Отсюда x равен 2

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Видео:АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | Видеоурок

Равносильные уравнения

В предыдущем примере при решении уравнения 3x + 9x + 16x = 56 , мы привели подобные слагаемые в левой части уравнения. В результате получили новое уравнение 28x = 56 . Старое уравнение 3x + 9x + 16x = 56 и получившееся новое уравнение 28x = 56 называют равносильными уравнениями, поскольку их корни совпадают.

Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

Проверим это. Для уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы нашли корень равный 2 . Подставим этот корень сначала в уравнение 3x + 9x + 16x = 56 , а затем в уравнение 28x = 56 , которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными.

Для решения уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы воспользовались одним из тождественных преобразований — приведением подобных слагаемых. Правильное тождественное преобразование уравнения позволило нам получить равносильное уравнение 28x = 56 , которое проще решать.

Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает.

Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение

Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Вычтем из обеих частей уравнения число 10

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получили уравнение 5x = 10 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 10 разделить на известный сомножитель 5.

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Отсюда Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков.

Вернемся к исходному уравнению Когда уравнение имеет корни одинаковых знакови подставим вместо x найденное значение 2

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковмы вычли из обеих частей уравнения число 10 . В результате получили равносильное уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Корень этого уравнения, как и уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковтак же равен 2

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Пример 2. Решить уравнение 4(x + 3) = 16

Раскроем скобки в левой части равенства:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Вычтем из обеих частей уравнения число 12

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковВ левой части останется 4x , а в правой части число 4

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получили уравнение 4x = 4 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 4 разделить на известный сомножитель 4

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Отсюда Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Вернемся к исходному уравнению 4(x + 3) = 16 и подставим вместо x найденное значение 1

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение 4(x + 3) = 16 мы вычли из обеих частей уравнения число 12 . В результате получили равносильное уравнение 4x = 4 . Корень этого уравнения, как и уравнения 4(x + 3) = 16 так же равен 1

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Пример 3. Решить уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Раскроем скобки в левой части равенства:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Прибавим к обеим частям уравнения число 8

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В левой части останется 2x , а в правой части число 9

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В получившемся уравнении 2x = 9 выразим неизвестное слагаемое x

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Отсюда Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Вернемся к исходному уравнению Когда уравнение имеет корни одинаковых знакови подставим вместо x найденное значение 4,5

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Решая уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковмы прибавили к обеим частям уравнения число 8. В результате получили равносильное уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Корень этого уравнения, как и уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковтак же равен 4,5

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений.

Рассмотрим следующее уравнение:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Корень данного уравнения равен 2. Подставим вместо x этот корень и проверим получается ли верное числовое равенство

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получается верное равенство. Значит число 2 действительно является корнем уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков.

Теперь попробуем поэкспериментировать со слагаемыми этого уравнения, перенося их из одной части в другую, изменяя знаки.

Например, слагаемое 3x располагается в левой части равенства. Перенесём его в правую часть, изменив знак на противоположный:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получилось уравнение 12 = 9x − 3x . Приведем подобные слагаемые в правой части данного уравнения:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Отсюда x = 2 . Как видим, корень уравнения не изменился. Значит уравнения 12 + 3x = 9x и 12 = 9x − 3x являются равносильными.

На самом деле данное преобразование является упрощенным методом предыдущего преобразования, где к обеим частям уравнения прибавлялось (или вычиталось) одно и то же число.

Мы сказали, что в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 3x было перенесено в правую часть, изменив знак. В реальности же происходило следующее: из обеих частей уравнения вычли слагаемое 3x

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Затем в левой части были приведены подобные слагаемые и получено уравнение 12 = 9x − 3x. Затем опять были приведены подобные слагаемые, но уже в правой части, и получено уравнение 12 = 6x.

Но так называемый «перенос» более удобен для подобных уравнений, поэтому он и получил такое широкое распространение. Решая уравнения, мы часто будем пользоваться именно этим преобразованием.

Равносильными также являются уравнения 12 + 3x = 9x и 3x − 9x = −12 . В этот раз в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 12 было перенесено в правую часть, а слагаемое 9x в левую. Не следует забывать, что знаки этих слагаемых были изменены во время переноса

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом:

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения.

Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число.

Пример 1. Решить уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение.

В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В результате останется простейшее уравнение

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Вернемся к исходному уравнению Когда уравнение имеет корни одинаковых знакови подставим вместо x найденное значение 4

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Корень этого уравнения, как и уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковравен 4. Значит эти уравнения равносильны.

Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков, мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковна множитель 8 желательно переписать следующим образом:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Пример 2. Решить уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Умнóжим обе части уравнения на 15

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Перепишем то, что у нас осталось:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Раскроем скобки в правой части уравнения:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Отсюда Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Вернемся к исходному уравнению Когда уравнение имеет корни одинаковых знакови подставим вместо x найденное значение 5

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе го части на 15 . Далее выполняя тождественные преобразования, мы получили уравнение 10 = 2x . Корень этого уравнения, как и уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковравен 5 . Значит эти уравнения равносильны.

Пример 3. Решить уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Умнóжим обе части уравнения на 3

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Останется простейшее уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Отсюда Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Вернемся к исходному уравнению Когда уравнение имеет корни одинаковых знакови подставим вместо x найденное значение 9

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 4. Решить уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Умнóжим обе части уравнения на 6

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Перепишем то, что у нас осталось:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное x , сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Теперь найдем значение переменной x . Для этого разделим произведение 28 на известный сомножитель 7

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Вернемся к исходному уравнению Когда уравнение имеет корни одинаковых знакови подставим вместо x найденное значение 4

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

Пример 5. Решить уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Умнóжим обе части уравнения на 15

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Перепишем то, что у нас осталось:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Раскроем скобки там, где это можно:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Найдём значение x

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В получившемся ответе можно выделить целую часть:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получается довольно громоздкое выражение. Воспользуемся переменными. Левую часть равенства занесем в переменную A , а правую часть равенства в переменную B

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B

Найдем значение выражения, находящегося в переменной А.

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Значение переменной А равно Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Теперь найдем значение переменной B . То есть значение правой части нашего равенства. Если и оно равно Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков, то уравнение будет решено верно

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Видим, что значение переменной B , как и значение переменной A равно Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Это значит, что левая часть равна правой части. Отсюда делаем вывод, что уравнение решено правильно.

Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить.

Рассмотрим уравнение 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 . Решим его обычным методом: слагаемые, содержащие неизвестные, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение x

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Выполним сокращение в каждом слагаемом:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Перепишем то, что у нас осталось:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получили корень 2 . Значит уравнения 15x + 7x + 7 = 35x − 20x + 21 и 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 равносильны.

Деление обеих частей уравнения на одно и то же число позволяет освобождать неизвестное от коэффициента. В предыдущем примере когда мы получили уравнение 7x = 14 , нам потребовалось разделить произведение 14 на известный сомножитель 7. Но если бы мы в левой части освободили неизвестное от коэффициента 7, корень нашелся бы сразу. Для этого достаточно было разделить обе части на 7

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Этим методом мы тоже будем пользоваться часто.

Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

Умножение на минус единицу

Если обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному.

Это правило следует из того, что от умножения (или деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, корень данного уравнения не меняется. А значит корень не поменяется если обе его части умножить на −1 .

Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

Рассмотрим уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Чему равен корень этого уравнения?

Прибавим к обеим частям уравнения число 5

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Приведем подобные слагаемые:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Это есть произведение минус единицы и переменной x

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

То есть минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x , а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать. Это означает, что уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковна самом деле выглядит следующим образом:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти х , нужно произведение −5 разделить на известный сомножитель −1 .

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

или разделить обе части уравнения на −1 , что еще проще

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Итак, корень уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковравен 5 . Для проверки подставим его в исходное уравнение. Не забываем, что в исходном уравнении минус стоящий перед переменной x относится к невидимой единице

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно.

Теперь попробуем умножить обе части уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковна минус единицу:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

После раскрытия скобок в левой части образуется выражение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков, а правая часть будет равна 10

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Корень этого уравнения, как и уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковравен 5

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Значит уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знакови Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковравносильны.

Пример 2. Решить уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В данном уравнении все компоненты являются отрицательными. С положительными компонентами работать удобнее, чем с отрицательными, поэтому поменяем знаки всех компонентов, входящих в уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Для этого умнóжим обе части данного уравнения на −1 .

Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

Так, умножение уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковна −1 можно записать подробно следующим образом:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

либо можно просто поменять знаки всех компонентов:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время.

Итак, умножив обе части уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковна −1 , мы получили уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Решим данное уравнение. Из обеих частей вычтем число 4 и разделим обе части на 3

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали.

Пример 3. Решить уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Умнóжим обе части уравнения на −1 . Тогда все компоненты поменяют свои знаки на противоположные:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Видео:Преобразование выражений, содержащих кв.корни. Внесение и вынесения из, под знак кв. корня. 8 класс.Скачать

Преобразование выражений, содержащих кв.корни. Внесение и вынесения из, под знак кв. корня. 8 класс.

Приравнивание к нулю

Недавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего.

В качестве примера рассмотрим уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Приведем подобные слагаемые в левой части:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Прибавим к обеим частям 77 , и разделим обе части на 7

Видео:Математика 2 класс 72 урокСкачать

Математика 2 класс 72 урок

Альтернатива правилам нахождения неизвестных

Очевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных.

К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковмы произведение 10 делили на известный сомножитель 2

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Но если в уравнении Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковобе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Уравнения вида Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковмы решали выражая неизвестное слагаемое:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковслагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Далее разделить обе части на 2

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков.

Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В случае с уравнениями вида Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковудобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме.

Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится.

Видео:ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать

ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по Математике

Когда корней несколько

Уравнение может иметь несколько корней. Например уравнение x(x + 9) = 0 имеет два корня: 0 и −9 .

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В уравнении x(x + 9) = 0 нужно было найти такое значение x при котором левая часть была бы равна нулю. В левой части этого уравнения содержатся выражения x и (x + 9) , которые являются сомножителями. Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю.

Приравняв к нулю оба этих выражения, мы сможем найти корни уравнения x(x + 9) = 0 . Первый корень, как видно из примера, нашелся сразу. Для нахождения второго корня нужно решить элементарное уравнение x + 9 = 0 . Несложно догадаться, что корень этого уравнения равен −9 . Проверка показывает, что корень верный:

Пример 2. Решить уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Данное уравнение имеет два корня: 1 и 2. Левая часть уравнения является произведение выражений (x − 1) и (x − 2) . А произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или сомножитель (x − 1) или сомножитель (x − 2) ).

Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знакови убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Видео:Целое уравнение и его корни. Алгебра, 9 классСкачать

Целое уравнение и его корни. Алгебра, 9 класс

Когда корней бесконечно много

Уравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство.

Пример 1. Решить уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 14 = 14 . Это равенство будет получаться при любом x

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Пример 2. Решить уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x

Видео:Старая вступительная задача в ОксфордСкачать

Старая вступительная задача в Оксфорд

Когда корней нет

Случается и так, что уравнение вовсе не имеет решений, то есть не имеет корней. Например уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковне имеет корней, поскольку при любом значении x , левая часть уравнения не будет равна правой части. Например, пусть Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Тогда уравнение примет следующий вид

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Пусть Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Пример 2. Решить уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Раскроем скобки в левой части равенства:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Приведем подобные слагаемые:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Видим, что левая часть не равна правой части. И так будет при любом значении y . Например, пусть y = 3 .

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Видео:5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?

Буквенные уравнения

Уравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы.

Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении.

Полезным навыком является умение выразить любой компонент, входящий в буквенное уравнение. Например, чтобы из уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковопределить расстояние, нужно выразить переменную s .

Умнóжим обе части уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковна t

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее.

Попробуем из уравнения Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковопределить время. Для этого нужно выразить переменную t .

Умнóжим обе части уравнения на t

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее.

Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч

А расстояние равно 100 км

Тогда буквенное уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковпримет следующий вид

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Из этого уравнения можно найти время. Для этого нужно суметь выразить переменную t . Можно воспользоваться правилом нахождения неизвестного делителя, разделив делимое на частное и таким образом определить значение переменной t

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Затем разделить обе части на 50

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Пример 2. Дано буквенное уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Выразите из данного уравнения x

Вычтем из обеих частей уравнения a

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Разделим обе части уравнения на b

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Теперь, если нам попадется уравнение вида a + bx = c , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Те значения, которые будут подставляться вместо букв a, b, c принято называть параметрами. А уравнения вида a + bx = c называют уравнением с параметрами. В зависимости от параметров, корень будет меняться.

Решим уравнение 2 + 4x = 10 . Оно похоже на буквенное уравнение a + bx = c . Вместо того, чтобы выполнять тождественные преобразования, мы можем воспользоваться готовым решением. Сравним оба решения:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Видим, что второе решение намного проще и короче.

Для готового решения необходимо сделать небольшое замечание. Параметр b не должен быть равным нулю (b ≠ 0) , поскольку деление на ноль на допускается.

Пример 3. Дано буквенное уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Выразите из данного уравнения x

Раскроем скобки в обеих частях уравнения

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Воспользуемся переносом слагаемых. Параметры, содержащие переменную x , сгруппируем в левой части уравнения, а параметры свободные от этой переменной — в правой.

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В левой части вынесем за скобки множитель x

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Разделим обе части на выражение a − b

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В левой части числитель и знаменатель можно сократить на a − b . Так окончательно выразится переменная x

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Теперь, если нам попадется уравнение вида a(x − c) = b(x + d) , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения.

Допустим нам дано уравнение 4(x − 3) = 2(x + 4) . Оно похоже на уравнение a(x − c) = b(x + d) . Решим его двумя способами: при помощи тождественных преобразований и при помощи готового решения:

Для удобства вытащим из уравнения 4(x − 3) = 2(x + 4) значения параметров a, b, c, d . Это позволит нам не ошибиться при подстановке:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Как и в прошлом примере знаменатель здесь не должен быть равным нулю (a − b ≠ 0) . Если нам встретится уравнение вида a(x − c) = b(x + d) в котором параметры a и b будут одинаковыми, мы сможем не решая его сказать, что у данного уравнения корней нет, поскольку разность одинаковых чисел равна нулю.

Например, уравнение 2(x − 3) = 2(x + 4) является уравнением вида a(x − c) = b(x + d) . В уравнении 2(x − 3) = 2(x + 4) параметры a и b одинаковые. Если мы начнём его решать, то придем к тому, что левая часть не будет равна правой части:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Пример 4. Дано буквенное уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков. Выразите из данного уравнения x

Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Умнóжим обе части на a

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

В левой части x вынесем за скобки

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Разделим обе части на выражение (1 − a)

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Видео:Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Линейные уравнения с одним неизвестным

Рассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным.

Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой».

Большинство уравнений, решенных в данном уроке, в конечном итоге сводились к простейшему уравнению, в котором нужно было произведение разделить на известный сомножитель. Таковым к примеру является уравнение 2 (x + 3) = 16 . Давайте решим его.

Раскроем скобки в левой части уравнения, получим 2 x + 6 = 16. Перенесем слагаемое 6 в правую часть, изменив знак. Тогда получим 2 x = 16 − 6. Вычислим правую часть, получим 2x = 10. Чтобы найти x , разделим произведение 10 на известный сомножитель 2. Отсюда x = 5.

Уравнение 2 (x + 3) = 16 является линейным. Оно свелось к уравнению 2x = 10 , для нахождения корня которого потребовалось разделить произведение на известный сомножитель. Такое простейшее уравнение называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. Слово «канонический» является синонимом слов «простейший» или «нормальный».

Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b.

Полученное нами уравнение 2x = 10 является линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. У этого уравнения первая степень, одно неизвестное, оно не содержит деления на неизвестное и не содержит корней из неизвестного, и представлено оно в каноническом виде, то есть в простейшем виде при котором легко можно определить значение x . Вместо параметров a и b в нашем уравнении содержатся числа 2 и 10. Но подобное уравнение может содержать и другие числа: положительные, отрицательные или равные нулю.

Если в линейном уравнении a = 0 и b = 0 , то уравнение имеет бесконечно много корней. Действительно, если a равно нулю и b равно нулю, то линейное уравнение ax = b примет вид 0x = 0 . При любом значении x левая часть будет равна правой части.

Если в линейном уравнении a = 0 и b ≠ 0 , то уравнение корней не имеет. Действительно, если a равно нулю и b равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 5, то уравнение ax = b примет вид 0x = 5 . Левая часть будет равна нулю, а правая часть пяти. А ноль не равен пяти.

Если в линейном уравнении a ≠ 0 , и b равно любому числу, то уравнение имеет один корень. Он определяется делением параметра b на параметр a

Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков

Действительно, если a равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 3 , и b равно какому-нибудь числу, скажем числу 6 , то уравнение Когда уравнение имеет корни одинаковых знаковпримет вид Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков.
Отсюда Когда уравнение имеет корни одинаковых знаков.

Существует и другая форма записи линейного уравнения первой степени с одним неизвестным. Выглядит она следующим образом: ax − b = 0 . Это то же самое уравнение, что и ax = b , но параметр b перенесен в левую часть с противоположным знаком. Такие уравнение мы тоже решали в данном уроке. Например, уравнение 7x − 77 = 0 . Уравнение вида ax − b = 0 называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в общем виде.

В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным.

📺 Видео

Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнениеСкачать

Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнение

Как вычислить любой неизвлекаемый кореньСкачать

Как вычислить любой неизвлекаемый корень

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Сколько корней имеет уравнение.ОГЭ-2022.Скачать

Сколько корней имеет уравнение.ОГЭ-2022.

Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать

Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | Математика
Поделиться или сохранить к себе: