- Если несколько линейных уравнений с одними теми же неизвестными рассматривают совместно, то говорят, что это система линейных уравнений с несколькими неизвестными.
- Решить систему с двумя неизвестными – это значит найти все пары значений переменных, которые удовлетворяют каждому из заданных уравнений. Каждая такая пара называется решением системы.
- Как решить систему линейных уравнений?
- Алгебра. 7 класс
- Урок по теме «Решение систем линейных уравнений, содержащих параметры»
- Ход урока
- 🎬 Видео
Если несколько линейных уравнений с одними теми же неизвестными рассматривают совместно, то говорят, что это система линейных уравнений с несколькими неизвестными.
Решить систему с двумя неизвестными – это значит найти все пары значений переменных, которые удовлетворяют каждому из заданных уравнений. Каждая такая пара называется решением системы.
Пример:
Пара значений (x=3);(y=-1) является решением первой системы, потому что при подстановке этих тройки и минус единицы в вместо (x) и (y), оба уравнения превратятся в верные равенства (begin3-2cdot (-1)=5 \3 cdot 3+2 cdot (-1)=7 end)
А вот (x=1); (y=-2) — не является решением первой системы, потому что после подстановки второе уравнение «не сходится» (begin1-2cdot(-2)=5 \3cdot1+2cdot(-2)≠7 end)
Отметим, что такие пары часто записывают короче: вместо «(x=3); (y=-1)» пишут так: ((3;-1)).
Видео:Алгебраическое определение количества решений системы линейных уравнений | Алгебра IСкачать
Как решить систему линейных уравнений?
Есть три основных способа решения систем линейных уравнений:
Возьмите любое из уравнений системы и выразите из него любую переменную.
Полученное выражение подставьте вместо этой переменной в другое линейное уравнение системы.
Ответ запишите парой чисел ((x_0;y_0))
Замечание к шагу 1: нет никакой разницы какую переменную и из какого уравнения выражать. Обычно более удобно выражать ту переменную, перед которой нет коэффициента или, говоря точнее, коэффициент которой равен единице (в примере выше это был икс в первом уравнении).
Почему так? Потому что во всех остальных случаях у нас при выражении переменной получилась бы дробное выражение . Попробуем, например, выразить икс из второго уравнения системы:
И сейчас нам нужно будет эту дробь подставлять в первое уравнение и решать то, что получиться. До верного ответа мы бы всё равно дошли, но идти было бы неудобнее
Способ алгебраического сложения.
Равносильно преобразовывая каждое уравнение в отдельности, запишите систему в виде:(begina_1 x+b_1 y=c_1\a_2 x+b_2 y=c_2end).
Теперь нужно сделать так, чтоб коэффициенты при одном из неизвестных стали одинаковы (например, ((3) и (3)) или противоположны по значению (например, (5) и (-5)). В нашем примере уравняем коэффициенты при игреках. Для этого первое уравнение домножим на (2), а второе — на (3).
(begin2x+3y=13 |cdot 2\ 5x+2y=5 |cdot 3end)(Leftrightarrow)(begin4x+6y=26\15x+6y=15end)(Leftrightarrow)
Сложите (или вычтите) почленно обе части уравнения так, чтобы получилось уравнение с одним неизвестным.
Найдите неизвестное из полученного уравнения.
Подставьте найденное значение неизвестного в любое из исходных уравнений и найдите второе неизвестное.
Ответ запишите парой чисел ((x_0;y_0)).
Замечание к шагу 3: В каком случае уравнения складывают, а в каком вычитают? Ответ прост – делайте так, чтоб пропала переменная: если «уравненные» коэффициенты имеют один и тот же знак – вычитайте, а если разные – складывайте.
Пример. Решите систему уравнений: (begin12x-7y=2\5y=4x-6end)
Приводим систему к виду (begina_1 x+b_1 y=c_1\a_2 x+b_2 y=c_2end) преобразовывая второе уравнение.
«Уравняем» коэффициенты при иксах. Для этого домножим второе уравнение на (3).
Знаки при иксах разные, поэтому чтоб иксы пропали, уравнения надо сложить.
Делим уравнение на (8), чтобы найти (y).
Игрек нашли. Теперь найдем (x), подставив вместо игрека (-2) в любое из уравнений системы.
Икс тоже найден. Пишем ответ.
Приведите каждое уравнение к виду линейной функции (y=kx+b).
Постройте графики этих функций. Как? Можете прочитать здесь .
Ответ: ((4;2))
Матхак. Если сомневаетесь в правильности ответа (неважно каким способом вы решали), проверьте подстановкой значений (x_0) и (y_0) в каждое уравнение. Если оба уравнения превратятся в верные равенства, то ответ правильный.
Пример: решая систему (begin3x-8=2y\x+y=6end), мы получили ответ ((4;2)). Проверим его, подставив вместо икса (4), а вместо игрека (2).
Оба уравнения сошлись, решение системы найдено верно.
Пример. Решите систему уравнений: (begin3(5x+3y)-6=2x+11\4x-15=11-2(4x-y)end)
Перенесем все выражения с буквами в одну сторону, а числа в другую.
Во втором уравнении каждое слагаемое — четное, поэтому упрощаем уравнение, деля его на (2).
Эту систему линейных уравнений можно решить любым из способов, но мне кажется, что способ подстановки здесь удобнее всего. Выразим y из второго уравнения.
Подставим (6x-13) вместо (y) в первое уравнение.
Первое уравнение превратилась в обычное линейное . Решаем его.
Сначала раскроем скобки.
Перенесем (117) вправо и приведем подобные слагаемые.
Поделим обе части первого уравнения на (67).
Ура, мы нашли (x)! Подставим его значение во второе уравнение и найдем (y).
Видео:#75 Урок 36. Определение количества решений системы уравнений. Алгебра 7 класс.Скачать
Алгебра. 7 класс
Конспект урока
Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Систематизация решений систем уравнений.
- Использование отношений коэффициентов при решении систем уравнений.
- Практическое применение теоремы.
Пусть дана система уравнений:
где все коэффициенты отличны от нуля.
а) имеет единственное решение, если ;
б) не имеет решений, если ;
в) имеет бесконечно много решений, если , и при этом все решения можно записать в виде , где ─ любое число.
1. Никольский С. М. Алгебра: 7 класс. // Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 287 с.
1. Чулков П. В. Алгебра: тематические тесты 7 класс. // Чулков П. В. – М.: Просвещение, 2014 – 95 с.
2. Потапов М. К. Алгебра: дидактические материалы 7 класс. // Потапов М. К., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 96 с.
3. Потапов М. К. Рабочая тетрадь по алгебре 7 класс: к учебнику С. М. Никольского и др. «Алгебра: 7 класс». 1, 2 ч. // Потапов М. К., Шевкин А. В. – М.: Просвещение, 2017. – 160 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными.
Пусть дана система двух линейных уравнений с двумя неизвестными.
Перенеся все члены правых частей этих уравнений в левые части, и приведя подобные члены, получим равносильную данной систему вида:
где ─ некоторые числа.
Мы уже знаем, как решать такую систему, когда все коэффициенты при неизвестных отличны от нуля. Мы знаем так же, что если коэффициенты при неизвестных непропорциональны, то решение системы существует и единственно; если же коэффициенты при неизвестных системы пропорциональны, то либо решений бесконечно много, либо нет ни одного решения.
Нам остаётся рассмотреть те случаи, когда некоторые коэффициенты при неизвестных равны нулю. Рассмотрим это на характерных примерах.
Пример 1. Решим систему уравнений:
Второе уравнение этой системы имеет отличные от нуля коэффициенты при неизвестных, а первое уравнение имеет коэффициент при , отличный от нуля, и коэффициент при , равный нулю.
Эту систему проще решить методом подстановки. Найдем из первого уравнения:
И подставим его во второе. Получим:
Таким образом, пара чисел есть единственное решение системы.
Пример 2. Решим систему уравнений:
Система есть частный случай системы , где
Единственным решением этой системы является пара чисел
Пример 3. Решим систему уравнений:
Из каждого уравнения системы получим
Так как систему мы рассматриваем как частный случай системы , где то система может быть записана так:
Здесь может быть любым числом, а .
Таким образом, решения системы записываются в виде пар чисел , где ─ любое число.
Пример 4. Решим систему уравнений
Эта система противоречива (не имеет решений), потому что не может одновременно равняться и 1, и .
Пример 5. Решим систему уравнений:
Если , то эта система противоречива, потому что никакая пара чисел не удовлетворяет второму уравнению системы
Если , то второе уравнение обращается в верное равенство при любых Остаётся только первое уравнение. Оно уже рассматривалось. Следовательно, все решения первого уравнения являются решениями системы.
О количестве решений системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными.
Пусть дана система уравнений:
где все коэффициенты отличны от нуля.
а) имеет единственное решение, если ;
б) не имеет решений, если ;
в) имеет бесконечно много решений, если , и при этом все решения можно записать в виде , где ─ любое число.
Из первого уравнения системы получим, что:
. Подставив полученное выражение вместо во второе уравнение системы и учитывая, что получим уравнение:
Здесь возможны три случая.
- Если:
то уравнение имеет единственный корень, поэтому и система имеет единственное решение.
Так как и то условие можно записать в виде
- Если:
то уравнение не имеет корней и система не имеет решений.
Так как то условия можно записать в виде
- Если:
то уравнение имеет бесконечно много корней, поэтому и система имеет бесконечно много решений.
Так как то условия можно записать в виде
если то система имеет единственное решение;
если то система не имеет решений;
если то система имеет бесконечно много решений, и эти решения задаются парами , где любое число.
Пример 1. Определим число решений системы уравнений:
а) Так как выполняется условие , то система имеет единственное решение.
б) Так как выполняется условие , то система имеет бесконечно много решений.
в) Так как выполняется условие то система не имеет решений.
Ответ: а) единственное решение; б) бесконечно много решений; в) нет решений.
Пример 2. При каком значении система
не имеет решений?
Система не имеет решений, если выполняется условие
. Условие выполняется лишь при При этом условие также выполняется. Следовательно, система не имеет решений при
Пример 3. Существует ли значение , при котором система не имеет решений?
Система не имеет решений, если выполняется условие . Условие выполняется лишь при При этом условие не выполняется. Следовательно, таких не существует.
Ответ: не существует.
Разбор решения заданий тренировочного модуля.
№1. Тип задания: ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
Впишите пропущенные элементы при решении системы.
Перенесем из первого уравнения в правую часть 4, получим
Найдем отношение коэффициентов при х и у в системе:
‑ так как отношения __ равны, значит, система имеет одно решение. Решим систему способом подстановки:
Перенесем из первого уравнения в левую часть 4, получим:
Найдем отношение коэффициентов при х и у в системе:
‑ так как отношения не равны, значит, система имеет одно решение. Решим систему способом подстановки:
№2. Тип задания: восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.
Решите систему двух уравнений:
Значит, система имеет единственное решение.
Так как отношение коэффициентов равно —
Значит, система имеет единственное решение.
Так как отношение коэффициентов равно —
Значит, система имеет единственное решение.
Перенесем в первом уравнении из левой части в правую 4:
Видео:Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать
Урок по теме «Решение систем линейных уравнений, содержащих параметры»
Разделы: Математика
Если в задаче меньше трех переменных, это не задача; если больше восьми – она неразрешима. Энон.
Задачи с параметрами встречаются во всех вариантах ЕГЭ, поскольку при их решении наиболее ярко выявляется, насколько глубоки и неформальны знания выпускника. Трудности, возникающие у учащихся при выполнении подобных заданий, вызваны не только относительной их сложностью, но и тем, что в учебных пособиях им уделяется недостаточно внимания. В вариантах КИМов по математике встречается два типа заданий с параметрами. Первый: «для каждого значения параметра решить уравнение, неравенство или систему». Второй: «найти все значения параметра, при каждом из которых решения неравенства, уравнения или системы удовлетворяют заданным условиям». Соответственно и ответы в задачах этих двух типов различаются по существу. В первом случае в ответе перечисляются все возможные значения параметра и для каждого из этих значений записываются решения уравнения. Во втором – перечисляются все значения параметра, при которых выполнены условия задачи. Запись ответа является существенным этапом решения, очень важно не забыть отразить все этапы решения в ответе. На это необходимо обращать внимание учащихся.
В приложении к уроку приведен дополнительный материал по теме «Решение систем линейных уравнений с параметрами», который поможет при подготовке учащихся к итоговой аттестации.
- систематизация знаний учащихся;
- выработка умений применять графические представления при решении систем уравнений;
- формирование умения решать системы линейных уравнений, содержащих параметры;
- осуществление оперативного контроля и самоконтроля учащихся;
- развитие исследовательской и познавательной деятельности школьников, умения оценивать полученные результаты.
Урок рассчитан на два учебных часа.
Ход урока
- Организационный момент
Сообщение темы, целей и задач урока.
- Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашней работы. В качестве домашнего задания учащимся было предложено решить каждую из трех систем линейных уравнений
а) б) в)
графически и аналитически; сделать вывод о количестве полученных решений для каждого случая
Ответы:
Заслушиваются и анализируются выводы, сделанные учащимися. Результаты работы под руководством учителя в краткой форме оформляются в тетрадях.
В общем виде систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными можно представить в виде: .
Решить данную систему уравнений графически – значит найти координаты точек пересечения графиков данных уравнений или доказать, что таковых нет. Графиком каждого уравнения этой системы на плоскости является некоторая прямая.
Возможны три случая взаимного расположения двух прямых на плоскости:
- если (если хотя бы один из знаменателей равен нулю, последнее неравенство надо понимать как ), то прямые пересекаются в одной точке; в этом случае система имеет единственное решение
- если то прямые не имеют общих точек, т.е. не пересекаются; а значит, система решений не имеет
- если то прямые совпадают. В этом случае система имеет бесконечно много решений
К каждому случаю полезно выполнить рисунок.
Сегодня на уроке мы научимся решать системы линейных уравнений, содержащие параметры. Параметром будем называть независимую переменную, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству. Решить систему уравнений с параметром – значит установить соответствие, позволяющее для любого значения параметра найти соответствующее множество решений системы.
Решение задачи с параметром зависит от вопроса, поставленного в ней. Если нужно просто решить систему уравнений при различных значениях параметра или исследовать ее, то необходимо дать обоснованный ответ для любого значения параметра или для значения параметра, принадлежащего заранее оговоренному в задаче множеству. Если же необходимо найти значения параметра, удовлетворяющие определенным условиям, то полного исследования не требуется, и решение системы ограничивается нахождением именно этих конкретных значений параметра.
Пример 1. Для каждого значения параметра решим систему уравнений
- Система имеет единственное решение, если
В этом случае имеем
- Если а = 0, то система принимает вид
Система несовместна, т.е. решений не имеет.
- Если то система запишется в виде
Очевидно, что в этом случае система имеет бесконечно много решений вида x = t; где t-любое действительное число.
- при система имеет единственное решение
- при а = 0 — нет решений;
- при а = 3 — бесконечно много решений вида где t R
Пример 2. При каких значениях параметра a система уравнений
- имеет единственное решение;
- имеет множество решений;
- не имеет решений?
- система имеет единственное решение, если
- подставим в пропорцию значение а = 1, получим , т.е. система имеет бесконечно много решений;
- при а = -1 пропорция примет вид: . В этом случае система не имеет решений.
- при система имеет единственное решение;
- при система имеет бесконечно много решений;
- при система не имеет решений.
Пример 3. Найдем сумму параметров a и b, при которых система
имеет бесчисленное множество решений.
Решение. Система имеет бесчисленное множество решений, если
То есть если a = 12, b = 36; a + b = 12 + 36 =48.
- Закрепление изученного в ходе решения задач
- № 15.24(а) [1]. Для каждого значения параметра решите систему уравнений
- № 15.25(а) Для каждого значения параметра решите систему уравнений
- При каких значениях параметра a система уравнений
а) не имеет решений; б) имеет бесконечно много решений.
Ответ: при а = 2 решений нет, при а = -2 бесконечное множество решений
- Практическая работа в группах
Класс разбивается на группы по 4-5 человек. В каждую группу входят учащиеся с разным уровнем математической подготовки. Каждая группа получает карточку с заданием. Можно предложить всем группам решить одну систему уравнений, а решение оформить. Группа, первой верно выполнившая задание, представляет свое решение; остальные сдают решение учителю.
Карточка. Решите систему линейных уравнений
при всех значениях параметра а.
Ответ: при система имеет единственное решение ; при нет решений; при а = -1бесконечно много решений вида , (t; 1- t) где t R
Если класс сильный, группам могут быть предложены разные системы уравнений, перечень которых находится в Приложении1. Тогда каждая группа представляет классу свое решение.
Отчет группы, первой верно выполнившей задание
Участники озвучивают и поясняют свой вариант решения и отвечают на вопросы, возникшие у представителей остальных групп.
- При каком значении k система имеет бесконечно много решений?
- При каком значении p система не имеет решений?
- При каком значении k система имеет бесконечно много решений?
- При каком значении p система не имеет решений?
- Итоги урока
Решение систем линейных уравнений с параметрами можно сравнить с исследованием, которое включает в себя три основных условия. Учитель предлагает учащимся их сформулировать.
При решении следует помнить:
- для того, чтобы система имела единственное решение, нужно, чтобы прямые, отвечающие уравнению системы, пересекались, т.е. необходимо выполнение условия;
- чтобы не имела решений, нужно, чтобы прямые были параллельны, т.е. выполнялось условие,
- и, наконец, чтобы система имела бесконечно много решений, прямые должны совпадать, т.е. выполнялось условие.
Учитель оценивает работу на уроке класса в целом и выставляет отметки за урок отдельным учащимся. После проверки самостоятельной работы оценку за урок получит каждый ученик.
При каких значениях параметра b система уравнений
- имеет бесконечно много решений;
- не имеет решений?
Графики функций y = 4x + b и y = kx + 6 симметричны относительно оси ординат.
- Найдите b и k,
- найдите координаты точки пересечения этих графиков.
Решите систему уравнений при всех значениях m и n.
Решите систему линейных уравнений при всех значениях параметра а (любую на выбор).
- Алгебра и начала математического анализа: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – М. : Просвещение, 2008.
- Математика : 9 класс : Подготовка к государственной итоговой аттестации / М. Н. Корчагина, В. В. Корчагин – М. : Эксмо, 2008.
- Готовимся в вуз. Математика. Часть 2. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ, участию в централизованном тестировании и сдаче вступительных испытаний в КубГТУ / Кубан. гос. технол. ун-т; Ин-т совр. технол. и экон.; Сост.: С. Н. Горшкова, Л. М. Данович, Н.А. Наумова, А.В. Мартыненко, И.А. Пальщикова. – Краснодар, 2006.
- Сборник задач по математике для подготовительных курсов ТУСУР: Учебное пособие / З. М. Гольдштейн, Г. А. Корниевская, Г. А. Коротченко, С.Н. Кудинова. – Томск: Томск. Гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 1998.
- Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену/ О. Ю. Черкасов, А.Г.Якушев. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.
🎬 Видео
Алгебра 7 класс (Урок№48 - Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными.)Скачать
Система уравнений не имеет решений или имеет бесчисленное множество решенийСкачать
Математика без Ху!ни. Метод Гаусса. Совместность системы. Ранг матрицы.Скачать
Урок СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ 7 КЛАСССкачать
Система линейных уравнений. Графическое решение системы | Алгебра 7 класс #45 | ИнфоурокСкачать
СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ. Контрольная №7. 7 классСкачать
Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
15. Однородная система линейных уравнений / фундаментальная система решенийСкачать
Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvyСкачать
Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.Скачать
Система уравнений. Метод алгебраического сложенияСкачать
Количество решений системы линейных уравненийСкачать
7 класс, 37 урок, Системы двух линейных уравнения с двумя переменными. Основные понятияСкачать
СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ В ЕГЭ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэСкачать
Решение системы линейных уравнений графическим методом. Практическая часть. 7 класс.Скачать
Алгебра 7. Урок 8 - Системы линейных уравненийСкачать
Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать