О чем эта статья:
- Понятие квадратного уравнения
- Приведенные и неприведенные квадратные уравнения
- Полные и неполные квадратные уравнения
- Решение неполных квадратных уравнений
- Как решить уравнение ax 2 = 0
- Как решить уравнение ax 2 + с = 0
- Как решить уравнение ax 2 + bx = 0
- Как разложить квадратное уравнение
- Дискриминант: формула корней квадратного уравнения
- Алгоритм решения квадратных уравнений по формулам корней
- Примеры решения квадратных уравнений
- Формула корней для четных вторых коэффициентов
- Формула Виета
- Упрощаем вид квадратных уравнений
- Связь между корнями и коэффициентами
- Квадратные уравнения и квадратичные неравенства с параметрами
- Общие сведения об уравнениях
- Что такое уравнение?
- Выразить одно через другое
- Правила нахождения неизвестных
- Компоненты
- Равносильные уравнения
- Умножение на минус единицу
- Приравнивание к нулю
- Альтернатива правилам нахождения неизвестных
- Когда корней несколько
- Когда корней бесконечно много
- Когда корней нет
- Буквенные уравнения
- Линейные уравнения с одним неизвестным
Видео:Положительные и отрицательные числа. 6 класс.Скачать
Понятие квадратного уравнения
Уравнение — это равенство, содержащее переменную, значение которой нужно найти.
Например, х + 8 = 12 — это уравнение, которое содержит переменную х.
Корень уравнения — это такое значение переменной, которое при подстановке в уравнение обращает его в верное числовое равенство.
Например, если х = 5, то при подстановке в уравнение мы получим 5 + 8 = 12. 13 = 12 — противоречие. Значит, х = 5 не является корнем уравнения.
А вот если х = 4, то при подстановке в уравнение мы получим 4 + 8 = 12. 12 = 12 — верное равенство. Значит, х = 4 является корнем уравнения.
Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их не существует.
Квадратное уравнение — это уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где a — первый или старший коэффициент, не равный нулю, b — второй коэффициент, c — свободный член.
Чтобы запомнить месторасположение коэффициентов, давайте потренируемся определять их.
Квадратные уравнения могут иметь два корня, один корень или не иметь корней.
Чтобы определить, сколько корней имеет уравнение, нужно обратить внимание на дискриминант. Чтобы его найти, берем формулу: D = b 2 − 4ac. А вот свойства дискриминанта:
- если D 0, есть два различных корня.
С этим разобрались. А сейчас посмотрим подробнее на различные виды квадратных уравнений.
Разобраться в теме еще быстрее с помощью опытного преподавателя можно на курсах по математике в онлайн-школе Skysmart.
Видео:Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать
Приведенные и неприведенные квадратные уравнения
Квадратное уравнение может быть приведенным или неприведенным — все зависит от от значения первого коэффициента.
Приведенное квадратное уравнение — это уравнение, где старший коэффициент, тот который стоит при одночлене высшей степени, равен единице.
Неприведенным называют квадратное уравнение, где старший коэффициент отличается от единицы.
Давайте-ка на примерах — вот у нас есть два уравнения:
- x 2 — 2x + 6 = 0
- x 2 — x — 1/4 = 0
В каждом из них старший коэффициент равен единице (которую мы мысленно представляем при x 2 ), а значит уравнение называется приведенным.
- 2x 2 − 4x — 12 = 0 — первый коэффициент отличен от единицы (2), значит это неприведенное квадратное уравнение.
Каждое неприведенное квадратное уравнение можно преобразовать в приведенное, если произвести равносильное преобразование — разделить обе его части на первый коэффициент.
Пример 1. Превратим неприведенное уравнение: 8x 2 + 20x — 9 = 0 — в приведенное.
Для этого разделим обе части исходного уравнения на старший коэффициент 8:
Ответ: равносильное данному приведенное уравнение x 2 + 2,5x — 1,125 = 0.
Видео:Доказать, что уравнение не имеет положительных корнейСкачать
Полные и неполные квадратные уравнения
В определении квадратного уравнения есть условие: a ≠ 0. Оно нужно, чтобы уравнение ax 2 + bx + c = 0 было именно квадратным. Если a = 0, то уравнение обретет вид линейного: bx + c = 0.
Что касается коэффициентов b и c, то они могут быть равны нулю, как по отдельности, так и вместе. В таком случае квадратное уравнение принято называть неполным.
Неполное квадратное уравнение —— это квадратное уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где оба или хотя бы один из коэффициентов b и c равен нулю.
Полное квадратное уравнение — это уравнение, у которого все коэффициенты отличны от нуля.
Для самых любопытных объясняем откуда появились такие названия: | |
---|---|
Такие уравнения отличны от полного квадратного тем, что их левые части не содержат либо слагаемого с неизвестной переменной, либо свободного члена, либо и того и другого. Отсюда и их название — неполные квадратные уравнения. Видео:Неполные квадратные уравнения. Алгебра, 8 классСкачать Решение неполных квадратных уравненийКак мы уже знаем, есть три вида неполных квадратных уравнений:
Давайте рассмотрим по шагам, как решать неполные квадратные уравнения по видам. Как решить уравнение ax 2 = 0Начнем с решения неполных квадратных уравнений, в которых b и c равны нулю, то есть, с уравнений вида ax 2 = 0. Уравнение ax 2 = 0 равносильно x 2 = 0. Такое преобразование возможно, когда мы разделили обе части на некое число a, которое не равно нулю. Корнем уравнения x 2 = 0 является нуль, так как 0 2 = 0. Других корней у этого уравнения нет, что подтверждают свойства степеней. Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 = 0 имеет единственный корень x = 0. Пример 1. Решить −6x 2 = 0.
Как решить уравнение ax 2 + с = 0Обратим внимание на неполные квадратные уравнения вида ax 2 + c = 0, в которых b = 0, c ≠ 0. Мы давно знаем, что слагаемые в уравнениях носят двусторонние куртки: когда мы переносим их из одной части уравнения в другую, они надевает куртку на другую сторону — меняют знак на противоположный. Еще мы знаем, что если обе части уравнения поделить на одно и то же число (кроме нуля) — у нас получится равносильное уравнение. Ну есть одно и то же, только с другими цифрами. Держим все это в голове и колдуем над неполным квадратным уравнением (производим «равносильные преобразования»): ax 2 + c = 0:
Ну все, теперь мы готовы к выводам о корнях неполного квадратного уравнения. В зависимости от значений a и c, выражение — c/а может быть отрицательным или положительным. Разберем конкретные случаи. Если — c/а 2 = — c/а не имеет корней. Все потому, что квадрат любого числа всегда равен неотрицательному числу. Из этого следует, что при — c/а 0, то корни уравнения x 2 = — c/а будут другими. Например, можно использовать правило квадратного корня и тогда корень уравнения равен числу √- c/а, так как (√- c/а) 2 = — c/а. Кроме того, корнем уравнения может стать -√- c/а, так как (-√- c/а) 2 = — c/а. Ура, больше у этого уравнения нет корней.
Пример 1. Найти решение уравнения 8x 2 + 5 = 0.
Разделим обе части на 8: Ответ: уравнение 8x 2 + 5 = 0 не имеет корней. Как решить уравнение ax 2 + bx = 0Осталось разобрать третий вид неполных квадратных уравнений, когда c = 0. Неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 можно решить методом разложения на множители. Как разложить квадратное уравнение: Разложим на множители многочлен, который расположен в левой части уравнения — вынесем за скобки общий множитель x. Теперь можем перейти от исходного уравнения к равносильному x * (ax + b) = 0. А это уравнение равносильно совокупности двух уравнений x = 0 и ax + b = 0, последнее — линейное, его корень x = −b/a. Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 имеет два корня: Пример 1. Решить уравнение 0,5x 2 + 0,125x = 0 0,5x = 0,125, Ответ: х = 0 и х = 0,25. Как разложить квадратное уравнениеС помощью теоремы Виета можно получить формулу разложения квадратного трехчлена на множители. Выглядит она так: Формула разложения квадратного трехчлена Если x1 и x2 — корни квадратного трехчлена ax 2 + bx + c, то справедливо равенство ax 2 + bx + c = a (x − x1) (x − x2). Видео:Как вычитать отрицательные числа? / Простые примеры из жизни по математикеСкачать Дискриминант: формула корней квадратного уравненияЧтобы найти результат квадратного уравнения, придумали формулу корней. Выглядит она так:
где D = b 2 − 4ac — дискриминант квадратного уравнения. Эта запись означает: Чтобы легко применять эту формулу, нужно понять, как она получилась. Давайте разбираться. Алгоритм решения квадратных уравнений по формулам корнейТеперь мы знаем, что при решении квадратных уравнения можно использовать универсальную формулу корней — это помогает находить комплексные корни. В 8 классе на алгебре можно встретить задачу по поиску действительных корней квадратного уравнения. Для этого важно перед использованием формул найти дискриминант и убедиться, что он неотрицательный, и только после этого вычислять значения корней. Если дискриминант отрицательный, значит уравнение не имеет действительных корней. Алгоритм решения квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0:
Чтобы запомнить алгоритм решения квадратных уравнений и с легкостью его использовать, давайте тренироваться! Примеры решения квадратных уравненийКак решать квадратные уравнения мы уже знаем, осталось закрепить знания на практике. Пример 1. Решить уравнение −4x 2 + 28x — 49 = 0.
Ответ: единственный корень 3,5. Пример 2. Решить уравнение 54 — 6x 2 = 0.
Оставим неизвестное в одной части, остальное перенесем с противоположным знаком в другую Ответ: два корня 3 и — 3. Пример 3. Решить уравнение x 2 — х = 0.
Ответ: два корня 0 и 1. Пример 4. Решить уравнение x 2 — 10 = 39.
Ответ: два корня 7 и −7. Пример 5. Решить уравнение 3x 2 — 4x+94 = 0.
D = (-4) 2 — 4 * 3 * 94 = 16 — 1128 = −1112 Ответ: корней нет. В школьной программе за 8 класс нет обязательного требования искать комплексные корни, но такой подход может ускорить ход решения. Если дискриминант отрицательный — сразу пишем ответ, что действительных корней нет и не мучаемся. Видео:как ЛЕГКО сложить отрицательные числа , ПРИМЕРЫСкачать Формула корней для четных вторых коэффициентовРассмотрим частный случай. Формула решения корней квадратного уравнения , где D = b 2 — 4ac, помогает получить еще одну формулу, более компактную, при помощи которой можно решать квадратные уравнения с четным коэффициентом при x. Рассмотрим, как появилась эта формула. Например, нам нужно решить квадратное уравнение ax 2 + 2nx + c = 0. Сначала найдем его корни по известной нам формуле. Вычислим дискриминант D = (2n) 2 — 4ac = 4n 2 — 4ac = 4(n 2 — ac) и подставим в формулу корней: 2 + 2nx + c = 0″ height=»705″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc11a460e2f8354381151.png» width=»588″> Для удобства вычислений обозначим выражение n 2 -ac как D1. Тогда формула корней квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2·n примет вид:
где D1 = n 2 — ac. Самые внимательные уже заметили, что D = 4D1, или D1= D/4. Проще говоря, D1 — это четверть дискриминанта. И получается, что знак D1 является индикатором наличия или отсутствия корней квадратного уравнения. Сформулируем правило. Чтобы найти решение квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2n, нужно:
Видео:Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать Формула ВиетаЕсли в школьной геометрии чаще всего используется теорема Пифагора, то в школьной алгебре ведущую роль занимают формулы Виета. Теорема звучит так: Сумма корней x 2 + bx + c = 0 равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней равняется свободному члену. Если дано x 2 + bx + c = 0, где x₁ и x₂ являются корнями, то справедливы два равенства: Знак системы, который принято обозначать фигурной скобкой, означает, что значения x₁ и x₂ удовлетворяют обоим равенствам. Рассмотрим теорему Виета на примере: x 2 + 4x + 3 = 0. Пока неизвестно, какие корни имеет данное уравнение. Но в соответствии с теоремой можно записать, что сумма этих корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком. Он равен четырем, значит будем использовать минус четыре: Произведение корней по теореме соответствует свободному члену. В данном случае свободным членом является число три. Значит: Необходимо проверить равна ли сумма корней −4, а произведение 3. Для этого найдем корни уравнения x 2 + 4x + 3 = 0. Воспользуемся формулами для чётного второго коэффициента: Получилось, что корнями уравнения являются числа −1 и −3. Их сумма равняется второму коэффициенту с противоположным знаком, а значит решение верное. Произведение корней −1 и −3 по теореме Виета должно равняться свободному члену, то есть числу 3. Это условие также выполняется: Результат проделанных вычислений в том, что мы убедились в справедливости выражения: Когда дана сумма и произведение корней квадратного уравнения, принято начинать подбор подходящих корней. Теорема, обратная теореме Виета, при таких условиях может быть главным помощником. Вот она: Обратная теорема Виета Если числа x1 и x2 таковы, что их сумма равна второму коэффициенту уравнения x 2 + bx + c = 0, взятому с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену, то эти числа и есть корни x 2 + bx + c = 0. Обычно вся суть обратных теорем в том самом выводе, которое дает первая теорема. Так, при доказательстве теоремы Виета стало понятно, что сумма x1 и x2 равна −b, а их произведение равно c. В обратной теореме это и есть утверждение. Пример 1. Решить при помощи теоремы Виета: x 2 − 6x + 8 = 0.
2 − 6x + 8 = 0″ height=»59″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc101ce2e346034751939.png» width=»117″> Когда у нас есть эти два равенства, можно подобрать подходящие корни, которые будут удовлетворять обоим равенствам системы. Чтобы проще подобрать корни, нужно их перемножить. Число 8 можно получить путем перемножения чисел 4 и 2 либо 1 и 8. Но значения x1 и x2 надо подбирать так, чтобы они удовлетворяли и второму равенству тоже. Можно сделать вывод, что значения 1 и 8 не подходят, так как они не удовлетворяют равенству x1 + x2 = 6. А значения 4 и 2 подходят обоим равенствам: Значит числа 4 и 2 — корни уравнения x 2 − 6x + 8 = 0. p> Упрощаем вид квадратных уравненийЕсли мы ходили в школу всегда одной тропинкой, а потом вдруг обнаружили путь короче — это значит теперь у нас есть выбор: упростить себе задачу и сократить время на дорогу или прогуляться по привычному маршруту. Так же и при вычислении корней квадратного уравнения. Ведь проще посчитать уравнение 11x 2 — 4 x — 6 = 0, чем 1100x 2 — 400x — 600 = 0. Часто упрощение вида квадратного уравнения можно получить через умножение или деление обеих частей на некоторое число. Например, в предыдущем абзаце мы упростили уравнение 1100x 2 — 400x — 600 = 0, просто разделив обе части на 100. Такое преобразование возможно, когда коэффициенты не являются взаимно простыми числами. Тогда принято делить обе части уравнения на наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов. Покажем, как это работает на примере 12x 2 — 42x + 48 = 0. Найдем наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов: НОД (12, 42, 48) = 6. Разделим обе части исходного квадратного уравнения на 6, и придем к равносильному уравнению 2x 2 — 7x + 8 = 0. Вот так просто. А умножение обеих частей квадратного уравнения отлично помогает избавиться от дробных коэффициентов. Умножать в данном случае лучше на наименьшее общее кратное знаменателей его коэффициентов. Например, если обе части квадратного уравнения
умножить на НОК (6, 3, 1) = 6, то оно примет более простой вид x 2 + 4x — 18 = 0. Также для удобства вычислений можно избавиться от минуса при старшем коэффициенте квадратного уравнения — для этого умножим или разделим обе части на −1. Например, удобно от квадратного уравнения −2x 2 — 3x + 7 = 0 перейти к решению 2x 2 + 3x — 7 = 0. Связь между корнями и коэффициентамиМы уже запомнили, что формула корней квадратного уравнения выражает корни уравнения через его коэффициенты:
Из этой формулы, можно получить другие зависимости между корнями и коэффициентами. Например, можно применить формулы из теоремы Виета: Для приведенного квадратного уравнения сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней — свободному члену. Например, по виду уравнения 3x 2 — 7x + 22 = 0 можно сразу сказать, что сумма его корней равна 7/3, а произведение корней равно 22/3. Можно активно использовать уже записанные формулы и с их помощью получить ряд других связей между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Таким образом можно выразить сумму квадратов корней квадратного уравнения через его коэффициенты: Видео:Найдите корни уравнения: cosπ(x−7)/3=1/2 В ответ запишите наибольший отрицательный корень.Скачать Квадратные уравнения и квадратичные неравенства с параметрамиДорогой друг! Если ты никогда не решал задач с параметрами – прочитай статьи «Что такое параметр» и «Графический способ решения задач с параметрами». Квадратные уравнения, а тем более неравенства с параметрами только на первый взгляд кажутся простыми. Чтобы уверенно решать их, надо знать определенные приемы. О некоторых мы расскажем. Разберем сначала подготовительные задачи. А в конце – реальную задачу ЕГЭ. 1. Найдите все значения a, при которых уравнение не имеет действительных корней. Всегда ли это уравнение является квадратным относительно переменной х? – Нет, не всегда. В случае, когда коэффициент при равен нулю, оно станет линейным. Рассмотрим два случая – когда это уравнение квадратное и когда оно линейное. Тогда уравнение примет вид 2 = 0. Такое уравнение не имеет действительных корней, что удовлетворяет условию задачи. Уравнение будет квадратным. Квадратное уравнение не имеет действительных корней тогда и только тогда, когда его дискриминант отрицательный. Если и – корни квадратного уравнения Решим первое неравенство системы Квадратный трехчлен в левой части не имеет корней, так как дискриминант равен -32, то есть отрицателен. Поэтому неравенство будет выполняться для всех действительных значений . Возведем второе уравнение системы в квадрат: Из этих двух уравнений выразим сумму квадратов и . Значит, сумму квадратов корней уравнения можно выразить через параметр График функции — парабола, ее ветви направлены вверх, минимум будет достигаться в ее вершине. Найдем вершину параболы: 3) Найдите все значения , при каждом из которых все решения уравнения Как и в первой задаче, уравнение является квадратным, кроме случая, когда . Рассмотрим этот случай отдельно 1) . Получим линейное уравнение У него единственный корень, причем положительный. Это удовлетворяет условию задачи. 2) При уравнение будет квадратным. Нам надо, чтобы решения существовали, причем были положительными. Раз решения есть, то . Покажем один из приемов решения квадратичных уравнений и неравенств с параметрами. Он основан на следующих простых утверждениях: — Оба корня квадратного уравнения и положительны тогда и только тогда, когда их сумма положительна и произведение положительно. Очевидно, что сумма и произведение двух положительных чисел также положительны. И наоборот – если сумма и произведение двух чисел положительны, то и сами числа положительны. — Оба корня квадратного уравнения и отрицательны тогда и только тогда, когда их сумма отрицательна, а произведение положительно. Корни квадратного уравнения и имеют разные знаки тогда и только тогда, когда их произведение отрицательно. Сумма и произведение корней входят в формулировку теоремы Виета, которой мы и воспользуемся. Получим Второе и третье неравенства имеют одинаковое решение . Решение первого неравенства: С учетом пункта 1 получим ответ 4. При каких значениях параметра a уравнение имеет единственное решение? Уравнение является показательным, причем однородным. Мы умеем решать такие уравнения! Разделим обе части на . Сделаем замену Для того, чтобы исходное уравнение имело единственное решение, нужно, чтобы уравнение относительно t имело ровно один положительный корень. 1) В случае уравнение будет линейным Значит, подходит. В этом случае уравнение имеет единственный положительный корень. 2) Если , уравнение будет квадратным. Дискриминант является полным квадратом и поэтому всегда неотрицателен. Уравнение имеет либо один, либо два корня. В этом случае несложно найти корни в явном виде. Один корень получился не зависящим от параметра, причем положительным. Это упрощает задачу. Для того, чтобы уравнение имело единственный положительный корень, нужно, чтобы либо второй был отрицательным, либо равным нулю, либо чтобы корни совпадали. Рассмотрим все случаи. Объединив все случаи, получим ответ. И наконец – реальная задача ЕГЭ. 5. При каких значениях a система имеет единственное решение? Решением квадратного неравенства может быть: В каких случаях система двух квадратных неравенств имеет единственное решение: 1) единственная общая точка двух лучей-решений ( или интервалов-решений) 2) одно из неравенств имеет решение – точку, которая является решением второго неравенства Рассмотрим первый случай. Если является решением 1 и 2 уравнений, то является решением уравнения (вытекает из второго первое) ⇒ или Если , при этом система примет вид: Второй корень первого уравнения: Второй корень второго первого: Если , при этом система примет вид: – бесконечно много решений, не подходит. Рассмотрим второй случай. – решением является точка, если – является решением второго неравенства. – решением является точка, если – не является решением первого неравенства. Видео:Положительные и отрицательные числа, 6 классСкачать Общие сведения об уравненияхУравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач. С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии. В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно. Видео:Найдите наименьший положительный корень уравнения sin pi x/3=-(корень из 3)/2 (проф. ЕГЭ задача №6)Скачать Что такое уравнение?Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство. Например выражение 3 + 2 = 5 является равенством. При вычислении левой части получается верное числовое равенство 5 = 5 . А вот равенство 3 + x = 5 является уравнением, поскольку содержит в себе переменную x , значение которой можно найти. Значение должно быть таким, чтобы при подстановке этого значения в исходное уравнение, получилось верное числовое равенство. Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части. Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5 Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство. Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет. Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы. Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части. Видео:Сложение и вычитание рациональных чисел. 6 класс.Скачать Выразить одно через другоеИзучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также. Рассмотрим следующее выражение: Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10 Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2. Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8. Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8: Мы выразили число 2 из равенства 8 + 2 = 10 . Как видно из примера, ничего сложного в этом нет. При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении. Так, выражая число 2 из равенства 8 + 2 = 10 мы получили равенство 2 = 10 − 8 . Данное равенство можно прочесть так: 2 есть 10 − 8 То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом: Число 2 есть разность числа 10 и числа 8 Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8. Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий. Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние: Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2 Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние: В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно: Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6 Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить: Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние: Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6 Пример 3. Рассмотрим равенство 3 × 2 = 6 Выразим число 3. Чтобы выразить число 3, нужно 6 разделить 2 Вернем получившееся равенство в первоначальное состояние: Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно 6 разделить 3 Пример 4. Рассмотрим равенство Выразим из этого равенства число 15. Чтобы выразить число 15, нужно перемножить числа 3 и 5 Вернем получившееся равенство 15 = 3 × 5 в первоначальное состояние: Выразим из этого равенства число 5. Чтобы выразить число 5, нужно 15 разделить 3 Видео:3,5 способа отбора корней в тригонометрии | ЕГЭ по математике | Эйджей из ВебиумаСкачать Правила нахождения неизвестныхРассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила. Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2. В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой. Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом: То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8. Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x В этом случае равенство 8 + 2 = 10 превращается в уравнение 8 + x = 10 , а переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного слагаемого Наша задача найти это неизвестное слагаемое, то есть решить уравнение 8 + x = 10 . Для нахождения неизвестного слагаемого предусмотрено следующее правило: Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Что мы в принципе и сделали, когда выражали двойку в равенстве 8 + 2 = 10 . Чтобы выразить слагаемое 2, мы из суммы 10 вычли другое слагаемое 8 А сейчас, чтобы найти неизвестное слагаемое x , мы должны из суммы 10 вычесть известное слагаемое 8: Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x Мы решили уравнение. Значение переменной x равно 2 . Для проверки значение переменной x отправляют в исходное уравнение 8 + x = 10 и подставляют вместо x. Так желательно поступать с любым решённым уравнением, поскольку нельзя быть точно уверенным, что уравнение решено правильно: В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8. В этом уравнении x — это неизвестное слагаемое, 2 — известное слагаемое, 10 — сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое x , нужно из суммы 10 вычесть известное слагаемое 2 Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8. В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом: То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2. Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило: Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое. Что мы и сделали, когда выражали число 8 в равенстве 8 − 2 = 6 . Чтобы выразить уменьшаемое 8, мы к разности 6 прибавили вычитаемое 2. А сейчас, чтобы найти неизвестное уменьшаемое x , мы должны к разности 6 прибавить вычитаемое 2 Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило: Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6. А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6 Вычисляем правую часть и находим значение x Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3. В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом: То есть разделили произведение 6 на множитель 2. Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого. Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило: Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель. Что мы и сделали, когда выражали число 3 из равенства 3 × 2 = 6 . Произведение 6 мы разделили на множитель 2. А сейчас для нахождения неизвестного множимого x , нужно произведение 6 разделить на множитель 2. Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x Это же правило применимо в случае, если переменная x располагается вместо множителя, а не множимого. Представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x . В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель: Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое. Что мы и сделали, когда выражали число 2 из равенства 3 × 2 = 6 . Тогда для получения числа 2 мы разделили произведение 6 на множимое 3. А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3. Вычисление правой части равенства позволяет узнать чему равно x Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя: Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель. Например, решим уравнение 9 × x = 18 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 18 разделить на известный сомножитель 9 Отсюда . Решим уравнение x × 3 = 27 . Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 27 разделить на известный сомножитель 3 Отсюда . Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве требовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное. Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом: То есть умножили частное 3 на делитель 5. Теперь представим, что в равенстве вместо числа 15 располагается переменная x В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого. Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило: Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель. Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства . Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5. А сейчас, чтобы найти неизвестное делимое x , нужно частное 3 умножить на делитель 5 Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x . Теперь представим, что в равенстве вместо числа 5 располагается переменная x . В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя. Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило: Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное. Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства . Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3. А сейчас, чтобы найти неизвестный делитель x , нужно делимое 15 разделить на частное 3 Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x . Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:
Видео:Все про уравнения для задания 9 на ОГЭ 2024 по математикеСкачать КомпонентыКомпонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение Компонентами деления являются делимое, делитель и частное В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть. Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60 45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое: Вычислим правую часть, получим значение x равное 15 Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15. Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить. Пример 2. Решить уравнение Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма. При этом слагаемое 2x содержит переменную x . После нахождения значения переменной x слагаемое 2x примет другой вид. Поэтому слагаемое 2x можно полностью принять за неизвестное слагаемое: Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое: Вычислим правую часть получившегося уравнения: Мы получили новое уравнение . Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое: Вычислим правую часть, получим значение переменной x Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение и подставим вместо x Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56 Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить. Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения: Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое: Отсюда x равен 2 Видео:СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать Равносильные уравненияВ предыдущем примере при решении уравнения 3x + 9x + 16x = 56 , мы привели подобные слагаемые в левой части уравнения. В результате получили новое уравнение 28x = 56 . Старое уравнение 3x + 9x + 16x = 56 и получившееся новое уравнение 28x = 56 называют равносильными уравнениями, поскольку их корни совпадают. Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают. Проверим это. Для уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы нашли корень равный 2 . Подставим этот корень сначала в уравнение 3x + 9x + 16x = 56 , а затем в уравнение 28x = 56 , которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение: Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56 Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными. Для решения уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы воспользовались одним из тождественных преобразований — приведением подобных слагаемых. Правильное тождественное преобразование уравнения позволило нам получить равносильное уравнение 28x = 56 , которое проще решать. Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает. Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному. Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному. Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число. Пример 1. Решить уравнение Вычтем из обеих частей уравнения число 10 Приведем подобные слагаемые в обеих частях: Получили уравнение 5x = 10 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 10 разделить на известный сомножитель 5. Отсюда . Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение 2 Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. Решая уравнение мы вычли из обеих частей уравнения число 10 . В результате получили равносильное уравнение . Корень этого уравнения, как и уравнения так же равен 2 Пример 2. Решить уравнение 4(x + 3) = 16 Раскроем скобки в левой части равенства: Вычтем из обеих частей уравнения число 12 Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения: В левой части останется 4x , а в правой части число 4 Получили уравнение 4x = 4 . Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x , нужно произведение 4 разделить на известный сомножитель 4 Отсюда Вернемся к исходному уравнению 4(x + 3) = 16 и подставим вместо x найденное значение 1 Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. Решая уравнение 4(x + 3) = 16 мы вычли из обеих частей уравнения число 12 . В результате получили равносильное уравнение 4x = 4 . Корень этого уравнения, как и уравнения 4(x + 3) = 16 так же равен 1 Пример 3. Решить уравнение Раскроем скобки в левой части равенства: Прибавим к обеим частям уравнения число 8 Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения: В левой части останется 2x , а в правой части число 9 В получившемся уравнении 2x = 9 выразим неизвестное слагаемое x Отсюда Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение 4,5 Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. Решая уравнение мы прибавили к обеим частям уравнения число 8. В результате получили равносильное уравнение . Корень этого уравнения, как и уравнения так же равен 4,5 Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному. То есть корень уравнения не изменится, если мы перенесем слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак. Это свойство является одним из важных и одним из часто используемых при решении уравнений. Рассмотрим следующее уравнение: Корень данного уравнения равен 2. Подставим вместо x этот корень и проверим получается ли верное числовое равенство Получается верное равенство. Значит число 2 действительно является корнем уравнения . Теперь попробуем поэкспериментировать со слагаемыми этого уравнения, перенося их из одной части в другую, изменяя знаки. Например, слагаемое 3x располагается в левой части равенства. Перенесём его в правую часть, изменив знак на противоположный: Получилось уравнение 12 = 9x − 3x . Приведем подобные слагаемые в правой части данного уравнения: Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель: Отсюда x = 2 . Как видим, корень уравнения не изменился. Значит уравнения 12 + 3x = 9x и 12 = 9x − 3x являются равносильными. На самом деле данное преобразование является упрощенным методом предыдущего преобразования, где к обеим частям уравнения прибавлялось (или вычиталось) одно и то же число. Мы сказали, что в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 3x было перенесено в правую часть, изменив знак. В реальности же происходило следующее: из обеих частей уравнения вычли слагаемое 3x Затем в левой части были приведены подобные слагаемые и получено уравнение 12 = 9x − 3x. Затем опять были приведены подобные слагаемые, но уже в правой части, и получено уравнение 12 = 6x. Но так называемый «перенос» более удобен для подобных уравнений, поэтому он и получил такое широкое распространение. Решая уравнения, мы часто будем пользоваться именно этим преобразованием. Равносильными также являются уравнения 12 + 3x = 9x и 3x − 9x = −12 . В этот раз в уравнении 12 + 3x = 9x слагаемое 12 было перенесено в правую часть, а слагаемое 9x в левую. Не следует забывать, что знаки этих слагаемых были изменены во время переноса Следующее правило, которое позволяет получить равносильное уравнение, выглядит следующим образом: Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному. Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения. Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число. Пример 1. Решить уравнение При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение. В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8: Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8 Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения: В результате останется простейшее уравнение Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4 Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение 4 Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение . Корень этого уравнения, как и уравнения равен 4. Значит эти уравнения равносильны. Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение , мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись: От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения на множитель 8 желательно переписать следующим образом: Пример 2. Решить уравнение Умнóжим обе части уравнения на 15 В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5 Перепишем то, что у нас осталось: Раскроем скобки в правой части уравнения: Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак: Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель: Отсюда Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение 5 Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе го части на 15 . Далее выполняя тождественные преобразования, мы получили уравнение 10 = 2x . Корень этого уравнения, как и уравнения равен 5 . Значит эти уравнения равносильны. Пример 3. Решить уравнение Умнóжим обе части уравнения на 3 В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18 Останется простейшее уравнение . Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель: Отсюда Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение 9 Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. Пример 4. Решить уравнение Умнóжим обе части уравнения на 6 В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель: Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить: Перепишем то, что у нас осталось: Раскроем скобки в обеих частях уравнения: Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное x , сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой: Приведем подобные слагаемые в обеих частях: Теперь найдем значение переменной x . Для этого разделим произведение 28 на известный сомножитель 7 Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение 4 Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. Пример 5. Решить уравнение Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно: Умнóжим обе части уравнения на 15 Раскроем скобки в обеих частях уравнения: Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить: Перепишем то, что у нас осталось: Раскроем скобки там, где это можно: Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные: Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения: Найдём значение x В получившемся ответе можно выделить целую часть: Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение Получается довольно громоздкое выражение. Воспользуемся переменными. Левую часть равенства занесем в переменную A , а правую часть равенства в переменную B Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B Найдем значение выражения, находящегося в переменной А. Значение переменной А равно . Теперь найдем значение переменной B . То есть значение правой части нашего равенства. Если и оно равно , то уравнение будет решено верно Видим, что значение переменной B , как и значение переменной A равно . Это значит, что левая часть равна правой части. Отсюда делаем вывод, что уравнение решено правильно. Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить. Рассмотрим уравнение 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 . Решим его обычным методом: слагаемые, содержащие неизвестные, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение x Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение: Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое: Выполним сокращение в каждом слагаемом: Перепишем то, что у нас осталось: Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями: Получили корень 2 . Значит уравнения 15x + 7x + 7 = 35x − 20x + 21 и 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 равносильны. Деление обеих частей уравнения на одно и то же число позволяет освобождать неизвестное от коэффициента. В предыдущем примере когда мы получили уравнение 7x = 14 , нам потребовалось разделить произведение 14 на известный сомножитель 7. Но если бы мы в левой части освободили неизвестное от коэффициента 7, корень нашелся бы сразу. Для этого достаточно было разделить обе части на 7 Этим методом мы тоже будем пользоваться часто. Видео:Три способа отбора корней в задании 13 ЕГЭ профильСкачать Умножение на минус единицуЕсли обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному. Это правило следует из того, что от умножения (или деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, корень данного уравнения не меняется. А значит корень не поменяется если обе его части умножить на −1 . Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать. Рассмотрим уравнение . Чему равен корень этого уравнения? Прибавим к обеим частям уравнения число 5 Приведем подобные слагаемые: А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения . Это есть произведение минус единицы и переменной x То есть минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x , а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать. Это означает, что уравнение на самом деле выглядит следующим образом: Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти х , нужно произведение −5 разделить на известный сомножитель −1 . или разделить обе части уравнения на −1 , что еще проще Итак, корень уравнения равен 5 . Для проверки подставим его в исходное уравнение. Не забываем, что в исходном уравнении минус стоящий перед переменной x относится к невидимой единице Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно. Теперь попробуем умножить обе части уравнения на минус единицу: После раскрытия скобок в левой части образуется выражение , а правая часть будет равна 10 Корень этого уравнения, как и уравнения равен 5 Значит уравнения и равносильны. Пример 2. Решить уравнение В данном уравнении все компоненты являются отрицательными. С положительными компонентами работать удобнее, чем с отрицательными, поэтому поменяем знаки всех компонентов, входящих в уравнение . Для этого умнóжим обе части данного уравнения на −1 . Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками. Так, умножение уравнения на −1 можно записать подробно следующим образом: либо можно просто поменять знаки всех компонентов: Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время. Итак, умножив обе части уравнения на −1 , мы получили уравнение . Решим данное уравнение. Из обеих частей вычтем число 4 и разделим обе части на 3 Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали. Пример 3. Решить уравнение Умнóжим обе части уравнения на −1 . Тогда все компоненты поменяют свои знаки на противоположные: Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые: Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: Видео:sinπx/3=0,5 В ответе напишите наименьший положительный корень/ наибольший отрицательный кореньСкачать Приравнивание к нулюНедавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному. А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего. В качестве примера рассмотрим уравнение . Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки: Приведем подобные слагаемые в левой части: Прибавим к обеим частям 77 , и разделим обе части на 7 Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать Альтернатива правилам нахождения неизвестныхОчевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных. К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении мы произведение 10 делили на известный сомножитель 2 Но если в уравнении обе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5 Уравнения вида мы решали выражая неизвестное слагаемое: Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении слагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак: Далее разделить обе части на 2 В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда . Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее: В случае с уравнениями вида удобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения: Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме. Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится. Видео:Решите уравнение sin(πx/3) = 1/2 В ответе напишите наименьший положительный корень.Скачать Когда корней несколькоУравнение может иметь несколько корней. Например уравнение x(x + 9) = 0 имеет два корня: 0 и −9 . В уравнении x(x + 9) = 0 нужно было найти такое значение x при котором левая часть была бы равна нулю. В левой части этого уравнения содержатся выражения x и (x + 9) , которые являются сомножителями. Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй). То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю. Приравняв к нулю оба этих выражения, мы сможем найти корни уравнения x(x + 9) = 0 . Первый корень, как видно из примера, нашелся сразу. Для нахождения второго корня нужно решить элементарное уравнение x + 9 = 0 . Несложно догадаться, что корень этого уравнения равен −9 . Проверка показывает, что корень верный: Пример 2. Решить уравнение Данное уравнение имеет два корня: 1 и 2. Левая часть уравнения является произведение выражений (x − 1) и (x − 2) . А произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или сомножитель (x − 1) или сомножитель (x − 2) ). Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули: Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение и убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю: Видео:Теорема Виета. 8 класс.Скачать Когда корней бесконечно многоУравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство. Пример 1. Решить уравнение Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 14 = 14 . Это равенство будет получаться при любом x Пример 2. Решить уравнение Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x Видео:Алгебра 8 класс — Квадратный Корень и его Свойства // Арифметический Квадратный КореньСкачать Когда корней нетСлучается и так, что уравнение вовсе не имеет решений, то есть не имеет корней. Например уравнение не имеет корней, поскольку при любом значении x , левая часть уравнения не будет равна правой части. Например, пусть . Тогда уравнение примет следующий вид Пусть Пример 2. Решить уравнение Раскроем скобки в левой части равенства: Приведем подобные слагаемые: Видим, что левая часть не равна правой части. И так будет при любом значении y . Например, пусть y = 3 . Буквенные уравненияУравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы. Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением: Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении. Полезным навыком является умение выразить любой компонент, входящий в буквенное уравнение. Например, чтобы из уравнения определить расстояние, нужно выразить переменную s . Умнóжим обе части уравнения на t В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось: В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами: У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее. Попробуем из уравнения определить время. Для этого нужно выразить переменную t . Умнóжим обе части уравнения на t В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось: В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось: У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее. Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч А расстояние равно 100 км Тогда буквенное уравнение примет следующий вид Из этого уравнения можно найти время. Для этого нужно суметь выразить переменную t . Можно воспользоваться правилом нахождения неизвестного делителя, разделив делимое на частное и таким образом определить значение переменной t либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t Затем разделить обе части на 50 Пример 2. Дано буквенное уравнение . Выразите из данного уравнения x Вычтем из обеих частей уравнения a Разделим обе части уравнения на b Теперь, если нам попадется уравнение вида a + bx = c , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Те значения, которые будут подставляться вместо букв a, b, c принято называть параметрами. А уравнения вида a + bx = c называют уравнением с параметрами. В зависимости от параметров, корень будет меняться. Решим уравнение 2 + 4x = 10 . Оно похоже на буквенное уравнение a + bx = c . Вместо того, чтобы выполнять тождественные преобразования, мы можем воспользоваться готовым решением. Сравним оба решения: Видим, что второе решение намного проще и короче. Для готового решения необходимо сделать небольшое замечание. Параметр b не должен быть равным нулю (b ≠ 0) , поскольку деление на ноль на допускается. Пример 3. Дано буквенное уравнение . Выразите из данного уравнения x Раскроем скобки в обеих частях уравнения Воспользуемся переносом слагаемых. Параметры, содержащие переменную x , сгруппируем в левой части уравнения, а параметры свободные от этой переменной — в правой. В левой части вынесем за скобки множитель x Разделим обе части на выражение a − b В левой части числитель и знаменатель можно сократить на a − b . Так окончательно выразится переменная x Теперь, если нам попадется уравнение вида a(x − c) = b(x + d) , то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Допустим нам дано уравнение 4(x − 3) = 2(x + 4) . Оно похоже на уравнение a(x − c) = b(x + d) . Решим его двумя способами: при помощи тождественных преобразований и при помощи готового решения: Для удобства вытащим из уравнения 4(x − 3) = 2(x + 4) значения параметров a, b, c, d . Это позволит нам не ошибиться при подстановке: Как и в прошлом примере знаменатель здесь не должен быть равным нулю (a − b ≠ 0) . Если нам встретится уравнение вида a(x − c) = b(x + d) в котором параметры a и b будут одинаковыми, мы сможем не решая его сказать, что у данного уравнения корней нет, поскольку разность одинаковых чисел равна нулю. Например, уравнение 2(x − 3) = 2(x + 4) является уравнением вида a(x − c) = b(x + d) . В уравнении 2(x − 3) = 2(x + 4) параметры a и b одинаковые. Если мы начнём его решать, то придем к тому, что левая часть не будет равна правой части: Пример 4. Дано буквенное уравнение . Выразите из данного уравнения x Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю: Умнóжим обе части на a В левой части x вынесем за скобки Разделим обе части на выражение (1 − a) Линейные уравнения с одним неизвестнымРассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным. Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой». Большинство уравнений, решенных в данном уроке, в конечном итоге сводились к простейшему уравнению, в котором нужно было произведение разделить на известный сомножитель. Таковым к примеру является уравнение 2 (x + 3) = 16 . Давайте решим его. Раскроем скобки в левой части уравнения, получим 2 x + 6 = 16. Перенесем слагаемое 6 в правую часть, изменив знак. Тогда получим 2 x = 16 − 6. Вычислим правую часть, получим 2x = 10. Чтобы найти x , разделим произведение 10 на известный сомножитель 2. Отсюда x = 5. Уравнение 2 (x + 3) = 16 является линейным. Оно свелось к уравнению 2x = 10 , для нахождения корня которого потребовалось разделить произведение на известный сомножитель. Такое простейшее уравнение называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. Слово «канонический» является синонимом слов «простейший» или «нормальный». Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b. Полученное нами уравнение 2x = 10 является линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. У этого уравнения первая степень, одно неизвестное, оно не содержит деления на неизвестное и не содержит корней из неизвестного, и представлено оно в каноническом виде, то есть в простейшем виде при котором легко можно определить значение x . Вместо параметров a и b в нашем уравнении содержатся числа 2 и 10. Но подобное уравнение может содержать и другие числа: положительные, отрицательные или равные нулю. Если в линейном уравнении a = 0 и b = 0 , то уравнение имеет бесконечно много корней. Действительно, если a равно нулю и b равно нулю, то линейное уравнение ax = b примет вид 0x = 0 . При любом значении x левая часть будет равна правой части. Если в линейном уравнении a = 0 и b ≠ 0 , то уравнение корней не имеет. Действительно, если a равно нулю и b равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 5, то уравнение ax = b примет вид 0x = 5 . Левая часть будет равна нулю, а правая часть пяти. А ноль не равен пяти. Если в линейном уравнении a ≠ 0 , и b равно любому числу, то уравнение имеет один корень. Он определяется делением параметра b на параметр a Действительно, если a равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 3 , и b равно какому-нибудь числу, скажем числу 6 , то уравнение примет вид . Существует и другая форма записи линейного уравнения первой степени с одним неизвестным. Выглядит она следующим образом: ax − b = 0 . Это то же самое уравнение, что и ax = b , но параметр b перенесен в левую часть с противоположным знаком. Такие уравнение мы тоже решали в данном уроке. Например, уравнение 7x − 77 = 0 . Уравнение вида ax − b = 0 называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в общем виде. В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным. |