Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Уравнения с одной переменной

Уравнением с одной переменной — это равенство, содержащее только одну переменную. Корнем (или решением) уравнения называется такое значение переменной, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.

Содержание:

Содержание
  1. Определение уравнения. Корни уравнения
  2. Пример 1.
  3. Пример 2.
  4. Пример 3.
  5. Равносильность уравнений
  6. Линейные уравнения
  7. Пример 1.
  8. Пример 2.
  9. Квадратные уравнения
  10. Пример 1.
  11. Пример 2.
  12. Пример 3.
  13. Рациональные уравнения
  14. Пример:
  15. Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители
  16. Пример 1.
  17. Пример 2.
  18. Решение уравнений методом введения новой переменной
  19. Пример 1.
  20. Пример 2.
  21. Биквадратные уравнения
  22. Пример:
  23. Решение задач с помощью составления уравнений
  24. Иррациональные уравнения
  25. Пример 1.
  26. Пример 2.
  27. Пример 3.
  28. Показательные уравнения
  29. Пример 1.
  30. Пример 2.
  31. Пример 3.
  32. Логарифмические уравнения
  33. Пример 1.
  34. Пример 2.
  35. Пример 3.
  36. Примеры решения показательно-логарифмических уравнений
  37. Пример 1.
  38. Пример 2.
  39. Пример 3.
  40. Решение простых линейных уравнений
  41. Понятие уравнения
  42. Какие бывают виды уравнений
  43. Как решать простые уравнения
  44. Примеры линейных уравнений
  45. Решение линейных уравнений с одной переменной
  46. Что такое линейное уравнение
  47. Принцип решения линейных уравнений
  48. Примеры решения линейных уравнений
  49. 🎥 Видео

Определение уравнения. Корни уравнения

Равенство с переменной f(x) = g (х) называют уравнением с одной переменной х, если поставлена задача найти все те же значения х, при которых равенство с переменной обращается в верное числовое равенство. Всякое значение переменной, при котором выражения /(х) и g(x) принимают равные числовые значения, называют корнем уравнения.

Решить уравнение — это значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Пример 1.

Уравнение 3 + х = 7 имеет единственный корень 4, так как при этом и только при этом значении переменной равенство 3 + х = 7 является верным.

Пример 2.

Уравнение (х — 1)(х — 2) = 0 имеет два корня: 1 и 2.

Пример 3.

Уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойне имеет действительных корней.

Заметим, что можно говорить и о мнимых корнях уравнений. Так, уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойимеет два мнимых корня: Каковы этапы решения уравнения с одной переменной(см. п. 47). Всюду ниже речь идет только о действительных корнях уравнений.

Равносильность уравнений

Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными. Равносильными считаются и уравнения, каждое из которых не имеет корней.

Например, уравнения х + 2 = 5 и х + 5 = 8 равносильны, так как каждое из них имеет единственный корень — число 3. Равносильны и уравнения Каковы этапы решения уравнения с одной переменной— ни одно из них не имеет корней.

Уравнения Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойнеравносильны, так как первое имеет только один корень 6, тогда как второе имеет два корня: 6 и — 6.

В процессе решения уравнения его стараются заменить более простым, но равносильным данному. Поэтому важно знать, при каких преобразованиях данное уравнение переходит в равносильное ему уравнение.

Теорема 1.

Если в уравнении какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойравносильно уравнению Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Теорема 2.

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Например, уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойравносильно уравнению Каковы этапы решения уравнения с одной переменной(обе части первого уравнения мы умножили на 3).

Линейные уравнения

Линейным уравнением с одной переменной х называют уравнение вида

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

где Каковы этапы решения уравнения с одной переменной— действительные числа; Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойназывают коэффициентом при переменной, Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойсвободным членом.

Для линейного уравнения Каковы этапы решения уравнения с одной переменноймогут представиться три случая:

1) Каковы этапы решения уравнения с одной переменной; в этом случае корень уравнения равен Каковы этапы решения уравнения с одной переменной;

2) Каковы этапы решения уравнения с одной переменной; в этом случае уравнение принимает вид Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, что верно при любом х, т. е. корнем уравнения служит любое действительное число;

3) Каковы этапы решения уравнения с одной переменной; в этом случае уравнение принимает вид Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, оно не имеет корней.

Многие уравнения в результате преобразований сводятся к линейным.

Пример 1.

Решить уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

По теореме 1 (см. п. 135), данное уравнение равносильно уравнению Каковы этапы решения уравнения с одной переменной. Если разделить обе части этого уравнения на коэффициент при х, то по теореме 2 получим равносильное данному уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменной. Итак, Каковы этапы решения уравнения с одной переменной— корень уравнения.

Пример 2.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Это уравнение сводится к линейному уравнению. Умножив обе части уравнения на 12 (наименьшее общее кратное знаменателей 3, 4, 6,12), получим

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Квадратные уравнения

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

где Каковы этапы решения уравнения с одной переменной— действительные числа, причем Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, называют квадратным уравнением. Если Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, то квадратное уравнение называют приведенным, если Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, то неприведенным. Коэффициенты Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойимеют следующие названия: Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойпервый коэффициент, Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойвторой коэффициент, с — свободный член. Корни уравнения Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойнаходят по формуле

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Выражение Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойназывают дискриминантом квадратного уравнения (1). Если D О, то уравнение имеет два действительных корня.

В случае, когда D = О, иногда говорят, что квадратное уравнение имеет два одинаковых корня.

Используя обозначение Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, можно переписать формулу (2) в виде Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойЕсли Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, то формулу (2) можно упростить:

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Формула (3) особенно удобна, если Каковы этапы решения уравнения с одной переменной— целое число, т. е. коэффициент Каковы этапы решения уравнения с одной переменной— четное число.

Пример 1.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Здесь Каковы этапы решения уравнения с одной переменной. Имеем:

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Так как Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, то уравнение имеет два корня, которые найдем по формуле (2):

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Итак, Каковы этапы решения уравнения с одной переменной Каковы этапы решения уравнения с одной переменной— корни заданного уравнения.

Пример 2.

Решить уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Здесь Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойПо формуле (3) находим Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойт. е. х = 3 — единственный корень уравнения.

Пример 3.

Решить уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Здесь Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойКаковы этапы решения уравнения с одной переменнойТак как D 0, откуда х>3, и 5 — х > 0, откуда х 5, тогда как для уравнения (2) областью определения служит вся числовая прямая. Поэтому найденное значение х = 4, являющееся корнем уравнения (2), может оказаться посторонним корнем для уравнения (1). В данном случае именно это и происходит, поскольку х = 4 не принадлежит области определения уравнения (1) (не удовлетворяет неравенству х > 5). Итак, х = 4 — посторонний корень, т. е. заданное уравнение не имеет корней.

Рациональные уравнения

Уравнение f(x) = g(x) называют рациональным, если f(x) и g(x) — рациональные вьфажения. При этом если f(x) и g(x) — целые выражения, то уравнение называют целым; если же хотя бы одно из выражений f(х), g(x) является дробным, то рациональное уравнение f(x) = g(x) называют дробным.

Например, целыми являются линейные (см. п. 136), квадратные (см. п. 137) уравнения.

Чтобы решить рациональное уравнение, нужно:

1) найти общий знаменатель всех имеющихся дробей;

2) заменить данное уравнение целым, умножив обе его части на общий знаменатель;

3) решить полученное целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Пример:

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Общим знаменателем имеющихся дробей является 2х(2 — х). Найдя дополнительные множители для каждой дроби, освободимся от знаменателей. Имеем:

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Из уравнения Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойнаходим Каковы этапы решения уравнения с одной переменной(см. п. 137). Осталось проверить, обращают ли найденные корни выражение 2х(2 — х) в нуль, т. е. проверить выполнение условия Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойЗамечаем, что 2 не удовлетворяет этому условию, а 4 удовлетворяет. Значит, х = 4 — единственный корень уравнения.

Решение уравнения р(х) = 0 методом разложения его левой части на множители

Суть этого метода состоит в следующем. Пусть нужно решить уравнение р(х) = 0, где р(х) — многочлен степени Каковы этапы решения уравнения с одной переменной. Предположим, что удалось разложить многочлен на множители:Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, где Каковы этапы решения уравнения с одной переменной— многочлены более низкой степени, чем Каковы этапы решения уравнения с одной переменной. Тогда уравнение р(х) = 0 принимает вид Каковы этапы решения уравнения с одной переменной. Если Каковы этапы решения уравнения с одной переменной— корень уравнения Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойа потому хотя бы одно из чисел Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойравно нулю.

Значит, Каковы этапы решения уравнения с одной переменной— корень хотя бы одного из уравнений

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Верно и обратное: если Каковы этапы решения уравнения с одной переменной— корень хотя бы одного из уравнений Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойто Каковы этапы решения уравнения с одной переменной— корень уравнения Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойт. е. уравнения р (х) = 0.

Итак, если Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, где Каковы этапы решения уравнения с одной переменной— многочлены, то вместо уравнения р(х) = 0 нужно решить совокупность уравнений Каковы этапы решения уравнения с одной переменной Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойВсе найденные корни этих уравнений, и только они, будут корнями уравнения р(х) = 0.

Пример 1.

Решить уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойКаковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Разложим на множители левую часть уравнения. Имеем Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойоткуда Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Значит, либо х + 2 = 0, либо Каковы этапы решения уравнения с одной переменной. Из первого уравнения находим х = — 2, второе уравнение не имеет корней. Итак, получили ответ: -2.

Метод разложения на множители применим к любым уравнениям вида р(х) = 0, где р(х) необязательно многочлен. Пусть Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойно среди выражений Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойесть выражения более сложного вида, чем многочлены (например, иррациональные, логарифмические и т. д.). Среди корней уравнений Каковы этапы решения уравнения с одной переменной Каковы этапы решения уравнения с одной переменноймогут быть посторонние для уравнения р(х) = 0.

Пример 2.

Решить уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Имеем Каковы этапы решения уравнения с одной переменной; значит, либо Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, либо Каковы этапы решения уравнения с одной переменной.Из уравнения Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойнаходим х = 0, из уравнения Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойнаходим Каковы этапы решения уравнения с одной переменной.

Но х = -3 не удовлетворяет исходному уравнению, так как при этом значении не определено выражение Каковы этапы решения уравнения с одной переменной. Это посторонний корень.

Итак, уравнение имеет два корня: 3; 0.

Решение уравнений методом введения новой переменной

Суть этого метода поясним на примерах.

Пример 1.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Положив Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, получим уравнение

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

откуда находим Каковы этапы решения уравнения с одной переменной. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Первое квадратное уравнение не имеет действительных корней, так как его дискриминант отрицателен.

Из второго квадратного уравнения находим Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойКаковы этапы решения уравнения с одной переменной. Это корни заданного уравнения.

Пример 2.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Положим Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, тогда

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

и уравнение примет вид

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решив это уравнение (см. п. 145), получим

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Но Каковы этапы решения уравнения с одной переменной. Значит, нам остается решить совокупность уравнений

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Из первого уравнения находим Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, Каковы этапы решения уравнения с одной переменной; из второго уравнения получаем Каковы этапы решения уравнения с одной переменной Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойТем самым найдены четыре корня заданного уравнения.

Биквадратные уравнения

Биквадратным уравнением называют уравнение вида

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Биквадратное уравнение решается методом введения новой переменной: положив Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, придем к квадратному уравнению Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Пример:

Решить уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменной.

Решение:

Положив Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, получим квадратное уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, откуда находим Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойКаковы этапы решения уравнения с одной переменной. Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойПервое уравнение не имеет действительных корней, из второго находим Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойЭто — корни заданного биквадратного уравнения.

Решение задач с помощью составления уравнений

С помощью уравнений решаются многочисленные задачи, к которым приводят самые разнообразные вопросы физики, механики, экономики и т. д. Прежде всего напомним общий порядок решения задач с помощью уравнений.

1) Вводят переменные, т. е. буквами х, у, z обозначают неизвестные величины, которые либо требуется найти в задаче, либо они необходимы для отыскания искомых величин.

2) С помощью введенных переменных и данных в задаче чисел и их соотношений составляют систему уравнений (или одно уравнение).

3) Решают составленную систему уравнений (или уравнение) и из полученных решений отбирают те, которые подходят по смыслу задачи.

4) Если буквами х, у, z обозначили не искомые величины, то с помощью полученных решений находят ответ на вопрос задачи.

Задача 1.

Для перевозки 60 т груза из одного места в другое затребовали некоторое количество машин. Ввиду неисправности дороги на каждую машину пришлось грузить на 0,5 т меньше, чем предполагалось, поэтому дополнительно потребовались 4 машины. Какое количество машин было затребовано первоначально?

Решение: Обозначим через х количество машин, затребованных первоначально. Тогда на самом деле было вызвано (х + 4) машин. Так как надо было перевезти 60 т груза, то предполагалось, что на одну машину будут грузить Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойт груза, а на самом деле грузили Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойт груза, что на 0,5 т меньше, чем предполагалось. В результате мы приходим к уравнению

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Это уравнение имеет два корня: х = -24, х = 20. Ясно, что по смыслу задачи значение х = —24 не подходит. Таким образом, первоначально было затребовано 20 машин.

Задача 2.

Моторная лодка, движущаяся со скоростью 20 км/ч, прошла расстояние между двумя пунктами по реке туда и обратно без остановок за 6 ч 15 мин. Расстояние между пунктами равно 60 км. Найти скорость течения реки.

Решение:

Пусть х км/ч — скорость течения реки. Тогда лодка, собственная скорость которой 20 км/ч, идет по течению со скоростью (20 + х) км/ч, а против течения — со скоростью (20 — х) км/ч. Время, за которое лодка пройдет путь между пунктами по течению, составит Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойч, а время, за которое лодка пройдет обратный путь, составит Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойч. Так как путь туда и обратно лодка проходит за 6 ч 15 мин, т. е. Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойч, приходим к уравнению

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

решив которое, находим два корня: х = 4, х = -4. Ясно, что значение х = -4 не подходит по смыслу задачи. Итак, скорость течения реки равна 4 км/ч.

Задача 3.

Найти двузначное число, зная, что цифра его единиц на 2 больше цифры десятков и что произведение искомого числа на сумму его цифр равно 144.

Решение:

Напомним, что любое двузначное число может быть записано в виде 10х + у, где х — цифра десятков, а у — цифра единиц. Согласно условию, если х — цифра десятков, то цифра единиц равна х + 2 и мы получаем

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решив это уравнение, найдем Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Второй корень не подходит по смыслу задачи.

Итак, цифра десятков равна 2, цифра единиц равна 4; значит, искомое число равно 24.

Задача 4.

Двое рабочих, работая вместе, выполнили некоторую работу за 6 ч. Первый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу на 5 ч скорее, чем второй рабочий, если последний будет работать отдельно. За сколько часов каждый из них, работая отдельно, может выполнить всю работу?

Решение:

Производительность труда, т. е. часть работы, выполняемая в единицу времени (обозначим ее через А), и время, необходимое для выполнения всей работы (обозначим его через t), — взаимно обратные величины, т. е. At = 1. Поэтому если обозначить через х ч время, необходимое для выполнения всей работы первому рабочему, а через (х + 5) ч — второму, то часть работы, выполняемая первым рабочим за 1 ч, равна Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, а часть работы, выполняемая вторым рабочим за 1 ч, равна Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойСогласно условию, они, работая вместе, выполнили всю работу за 6 ч. Доля работы, выполненная за 6 ч первым рабочим, есть Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, а доля работы, выполненная за 6 ч вторым рабочим, есть Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойТак как вместе они выполнили всю работу, т. е. доля выполненной работы равна 1, получаем уравнение

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

решив которое, найдем х = 10.

Итак, первый рабочий может выполнить всю работу за 10 ч, а второй — за 15 ч.

Задача 5.

Из сосуда емкостью 54 л, наполненного кислотой, вылили несколько литров и долили сосуд водой, потом опять вылили столько же литров смеси. Тогда в оставшейся в сосуде смеси оказалось 24 л чистой кислоты. Сколько кислоты вылили в первый раз?

Решение:

Пусть в первый раз было вылито х л кислоты. Тогда в сосуде осталось (54 — х) л кислоты. Долив сосуд водой, получили 54 л смеси, в которой растворилось (54 — х) л кислоты. Значит, в 1 л смеси содержится Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойл кислоты (концентрация раствора). Во второй раз из сосуда вылили х л смеси, в этом количестве смеси содержалось Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойл кислоты. Таким образом, в первый раз было вылито х л кислоты, во второй Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойл кислоты, а всего

за два раза вылито 54 — 24 = 30 л кислоты. В результате приходим к уравнению

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решив это уравнение, найдем два корня: Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойи Каковы этапы решения уравнения с одной переменной. Ясно, что значение 90 не удовлетворяет условию задачи.

Итак, в первый раз было вылито 18 л кислоты.

Задача 6.

Имеется кусок сплава меди с оловом массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 40% меди?

Решение:

Пусть масса добавленного олова составляет х кг. Тогда получится сплав массой (12 + х) кг, содержащий 40% меди. Значит, в новом сплаве имеется 0,4(12 + х) кг меди. Исходный сплав массой 12 кг содержал 45% меди, т. е. меди в нем было Каковы этапы решения уравнения с одной переменной. Так как масса меди и в имевшемся, и в новом сплаве одна и та же, приходим к уравнению

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решив это уравнение, получим х = 1,5. Таким образом, к исходному сплаву надо добавить 1,5 кг олова.

Задача 7.

Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько стали того и другого сорта надо взять, чтобы после переплавки получить 140 т стали с содержанием никеля 30% ?

Решение:

Пусть масса стали первого сорта равна х т, тогда стали второго сорта надо взять (140 — х) т. Содержание никеля в стали первого сорта составляет 5%; значит, в х т стали первого сорта содержится 0,05л; т никеля. Содержание никеля в стали второго сорта составляет 40%; значит, в (140 — х) т стеши второго сорта содержится 0,4 (140 — х) т никеля. По условию после соединения взятых двух сортов должно получиться 140 т стали с 30% -ным содержанием никеля, т. е. после переплавки в полученной стали должно быть 0,3 * 140 т никеля. Но это количество никеля складывается из 0,05л; т, содержащихся в стали первого сорта, и из 0,4 (140 — х) т, содержащихся в стали второго сорта. Таким образом, приходим к уравнению

0,05х + 0,4 (140 — х) = 0,3 * 140,

из которого находим х = 40. Следовательно, надо взять 40 т стали с 5% -ным и 100 т стали с 40% -ным содержанием никеля.

Иррациональные уравнения

Иррациональным называют уравнение, в котором переменная содержится под знаком радикала или под знаком возведения в дробную степень. Например, иррациональными являются уравнения Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойКаковы этапы решения уравнения с одной переменной

Используются два основных метода решения иррациональных уравнений:

1) метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень;

2) метод введения новых переменных (см. п. 147).

Метод возведения обеих частей уравнения в одну

и ту же степень состоит в следующем:

а) преобразуют заданное иррациональное уравнение к виду

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

б) возводят обе части полученного уравнения в п-ю степень:

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

в) учитывая, что Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, получают уравнение

г) решают уравнение и, в случае четного п, делают проверку, так как возведение обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень может привести к появлению посторонних корней (см. п. 142). Эта проверка чаще всего осуществляется с помощью подстановки найденных значений переменной в исходное уравнение.

Пример 1.

Решить уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Возведем обе части уравнения в шестую степень; получим х — 3 = 64, откуда х = 67.

Проверка:

Подставив 67 вместо х в данное уравнение, получим Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, т. е. 2 = 2 — верное равенство.

Ответ: 67.

Пример 2.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Преобразуем уравнение к виду

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

и возведем обе части его в квадрат. Получим

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Еще раз возведем обе части уравнения в квадрат:

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

откуда Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Проверка:

1) При х = 5 имеем

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной— верное равенство.

Таким образом, х = 5 является корнем заданного уравнения.

2) При х = 197 имеем Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойТаким образом, х = 197 — посторонний корень.

Ответ: 5.

Пример 3.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Применим метод введения новой переменной.

Положим Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойи мы получаем уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, откуда находим Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Теперь задача свелась к решению совокупности уравнений

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Возведя обе части уравнения Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойв пятую степень, получим х — 2 = 32, откуда х = 34.

Уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойне имеет корней, поскольку под знаком возведения в дробную степень может содержаться только неотрицательное число, а любая степень неотрицательного числа неотрицательна.

Ответ: 34.

Показательные уравнения

Показательное уравнение вида

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

где Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойравносильно уравнению f(х) = g(x).

Имеются два основных метода решения показательных уравнений:

1) метод уравнивания показателей, т. е. преобразование заданного уравнения к виду Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойа затем к виду f(х) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Решить уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Данное уравнение равносильно уравнению Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойоткуда находим Каковы этапы решения уравнения с одной переменной Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойРешив это квадратное уравнение, получим Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Пример 2.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Приведем все степени к одному основанию Каковы этапы решения уравнения с одной переменной. Получим уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменной Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойкоторое преобразуем к виду Каковы этапы решения уравнения с одной переменной Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойУравнение равносильно уравнению х = 2х — 3, откуда находим х = 3.

Пример 3.

Решить уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Применим метод введения новой переменной. Так как Каковы этапы решения уравнения с одной переменной,то данное уравнение можно переписать в виде

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Введем новую переменную, положив Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойПолучим квадратное уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойс корнями Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойТеперь задача сводится к решению совокупности уравнений Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Из первого уравнения находим х = 2. Второе уравнение не имеет корней, так как Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойпри любых значениях х.

Ответ: 2.

Логарифмические уравнения

Чтобы решить логарифмическое уравнение вида

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

где Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойнужно:

1) решить уравнение f(x) = g(x);

2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенствам f(x) > 0 и g(x) > 0; остальные корни уравнения f(x) = g(x) являются посторонними для уравнения (1).

Имеются два основных метода решения логарифмических уравнений:

1) метод, заключающийся в преобразовании уравнения к виду Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойзатем к виду f(x) = g(x);

2) метод введения новой переменной.

Пример 1.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Перейдем от заданного уравнения к уравнению Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойи решим его. Имеем Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойПроверку найденных значений х выполним с помощью неравенств Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойЧисло -3 этим неравенствам удовлетворяет, а число 4 — нет. Значит, 4 — посторонний корень.

Ответ: -3.

Пример 2.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Воспользовавшись тем, что сумма логарифмов равна логарифму произведения (см. п. 120), преобразуем уравнение к виду

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Из последнего уравнения находим Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Осталось сделать проверку. Ее можно выполнить с помощью системы неравенств

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Подставив поочередно найденные значения -1 и -5,5 в эти неравенства, убеждаемся, что -1 удовлетворяет всем неравенствам, а -5,5 — нет, например при этом значении не выполняется первое неравенство. Значит, -5,5 — посторонний корень.

Ответ: -1.

Пример 3.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Так как Каковы этапы решения уравнения с одной переменной Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойзаданное уравнение можно переписать следующим образом:

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Введем новую переменную, положив Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойПолучим

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Но Каковы этапы решения уравнения с одной переменной; из уравнения Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойнаходим х = 4.

Ответ: 4.

Примеры решения показательно-логарифмических уравнений

Пример 1.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Решение:

Область определения уравнения: х > 0. При этом условии выражения, входящие в обе части уравнения (1), принимают только положительные значения. Прологарифмировав обе части уравнения (1) по основанию 10, получим уравнение

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

равносильное уравнению (1). Далее имеем Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойКаковы этапы решения уравнения с одной переменной

Полагая Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойполучим уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойКаковы этапы решения уравнения с одной переменной, откуда Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойОстается решить совокупность уравнений Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойИз этой совокупности получим Каковы этапы решения уравнения с одной переменной— корни уравнения (1).

Здесь применен метод логарифмирования, заключающийся в переходе от уравнения f(x) = g(x) к уравнению

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Пример 2.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной(2)

Решение:

Воспользовавшись определением логарифма, преобразуем уравнение (2) к виду

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Полагая Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, получим уравнение Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойкорнями которого являются Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Так как Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, а -1 0 и мы получаем

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

если Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, то D = 0 и мы получаем Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, т. е. (поскольку Каковы этапы решения уравнения с одной переменной) Каковы этапы решения уравнения с одной переменной.

Итак, если Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойто действительных корней нет; если Каковы этапы решения уравнения с одной переменной= 1, то Каковы этапы решения уравнения с одной переменной; если Каковы этапы решения уравнения с одной переменной,то Каковы этапы решения уравнения с одной переменной; если Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойи Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, то

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Пример 3.

При каких значениях параметра Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойуравнение

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

имеет два различных отрицательных корня?

Решение:

Так как уравнение должно иметь два различных действительных корня Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойего дискриминант должен быть положительным. Имеем

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Значит, должно выполняться неравенство Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойКаковы этапы решения уравнения с одной переменной

По теореме Виета для заданного уравнения имеем

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Так как, по условию, Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, то Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойи Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

В итоге мы приходим к системе неравенств (см. п. 177):

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Из первого неравенства системы находим (см. п. 180, 183) Каковы этапы решения уравнения с одной переменной; из второго Каковы этапы решения уравнения с одной переменной; из третьего Каковы этапы решения уравнения с одной переменной. С помощью координатной прямой (рис. 1.107) находим, что либо Каковы этапы решения уравнения с одной переменной, либо Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Эта лекция взята со страницы полного курса лекций по изучению предмета «Математика»:

Смотрите также дополнительные лекции по предмету «Математика»:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Каковы этапы решения уравнения с одной переменнойКаковы этапы решения уравнения с одной переменной

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Видео:Алгебра 7 Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

Алгебра 7 Линейное уравнение с одной переменной

Решение простых линейных уравнений

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

О чем эта статья:

Видео:Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙСкачать

Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство.

Например, возьмем выражение 2 + 4 = 6. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 6 = 6.

Уравнением можно назвать выражение 2 + x = 6, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое при подстановке на место неизвестной уравнивает выражения справа и слева.

Решить уравнение значит найти все возможные корни или убедиться, что их нет.

Решить уравнение с двумя, тремя и более переменными — это два, три и более значения переменных, которые обращают данное выражение в верное числовое равенство.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Видео:Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.

Какие бывают виды уравнений

Уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные.

Особенность преобразований алгебраических уравнений в том, что в левой части должен остаться многочлен от неизвестных, а в правой — нуль.

Линейное уравнение выглядят так: ах + b = 0, где a и b — действительные числа. Вот, что поможет в решении:

если а ≠ 0 — уравнение имеет единственный корень: х = -b : а;

если а = 0 — уравнение корней не имеет;

если а и b равны нулю, то корнем уравнения является любое число.

Квадратное уравнение выглядит так: ax2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Числовой коэффициент — число, которое стоит при неизвестной переменной.

Кроме линейных и квадратных есть и другие виды уравнений, с которыми мы познакомимся в следующий раз:

Онлайн-курсы по математике за 7 класс помогут закрепить новые знания на практике с талантливым преподавателем.

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Как решать простые уравнения

Чтобы научиться решать простые линейные уравнения, нужно запомнить формулу и два основных правила.

1. Правило переноса. При переносе из одной части в другую, член уравнения меняет свой знак на противоположный.

Для примера рассмотрим простейшее уравнение: x+3=5.

Начнем с того, что в каждом уравнении есть левая и правая часть.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Перенесем 3 из левой части в правую и меняем знак на противоположный.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Можно проверить: 2 + 3 = 5. Все верно. Корень равен 2.

Решим еще один пример: 6x = 5x + 10.

Перенесем 5x из правой части в левую. Знак меняем на противоположный, то есть на минус.

Приведем подобные и завершим решение.

2. Правило деления. В любом уравнении можно разделить левую и правую часть на одно и то же число. Это может ускорить процесс решения. Главное — быть внимательным, чтобы не допустить глупых ошибок.

Применим правило при решении примера: 4x=8.

При неизвестной х стоит числовой коэффициент — 4. Их объединяет действие — умножение.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Чтобы решить уравнение, нужно сделать так, чтобы при неизвестной x стояла единица.

Разделим каждую часть на 4. Как это выглядит:

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Теперь сократим дроби, которые у нас получились и завершим решение линейного уравнения:

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Рассмотрим пример, когда неизвестная переменная стоит со знаком минус: -4x = 12

    Разделим обе части на -4, чтобы коэффициент при неизвестной стал равен единице.

-4x = 12 | : (-4)
x = −3

Если знак минус стоит перед скобками, и по ходу вычислений его убрали — важно не забыть поменять знаки внутри скобок на противоположные. Этот простой факт позволит не допустить обидные ошибки, особенно в старших классах.

Напомним, что не у каждого линейного уравнения есть решение — иногда корней просто нет. Изредка среди корней может оказаться ноль — ничего страшного, это не значит, что ход решения оказался неправильным. Ноль — такое же число, как и остальные.

Способов решения линейных уравнений немного, нужно запомнить только один алгоритм, который будет эффективен для любой задачки.

Алгоритм решения простого линейного уравнения
  1. Раскрываем скобки, если они есть.
  2. Группируем члены, которые содержат неизвестную переменную в одну часть уравнения, остальные члены — в другую.
  3. Приводим подобные члены в каждой части уравнения.
  4. Решаем уравнение, которое получилось: aх = b. Делим обе части на коэффициент при неизвестном.

Чтобы быстрее запомнить ход решения и формулу линейного уравнения, скачайте или распечатайте алгоритм — храните его в телефоне, учебнике или на рабочем столе.

Каковы этапы решения уравнения с одной переменной

Видео:7 класс, 4 урок, Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

7 класс, 4 урок, Линейное уравнение с одной переменной

Примеры линейных уравнений

Теперь мы знаем, как решать линейные уравнения. Осталось попрактиковаться на задачках, чтобы чувствовать себя увереннее на контрольных. Давайте решать вместе!

Пример 1. Как правильно решить уравнение: 6х + 1 = 19.

ЮПеренести 1 из левой части в правую со знаком минус.

Разделить обе части на множитель, стоящий перед переменной х, то есть на 6.

Пример 2. Как решить уравнение: 5(х − 3) + 2 = 3(х − 4) + 2х − 1.

5х − 15 + 2 = 3х − 12 + 2х − 1

Сгруппировать в левой части члены с неизвестными, а в правой — свободные члены. Не забываем при переносе из одной части уравнения в другую поменять знаки на противоположные у переносимых членов.

5х − 3х − 2х = −12 − 1 + 15 − 2

Приведем подобные члены.

Ответ: х — любое число.

Пример 3. Решить: 4х = 1/8.

Разделим обе части уравнения на множитель стоящий перед переменной х, то есть на 4.

Пример 4. Решить: 4(х + 2) = 6 − 7х.

Видео:Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

Линейное уравнение с одной переменной

Решение линейных уравнений с одной переменной

В данной статье рассмотрим принцип решения таких уравнений как линейные уравнения. Запишем определение этих уравнений, зададим общий вид. Разберем все условия нахождения решений линейных уравнений, используя, в том числе, практические примеры.

Обратим внимание, что материал ниже содержит информацию по линейным уравнениям с одной переменной. Линейные уравнения с двумя переменными рассматриваются в отдельной статье.

Видео:Уравнения с одной переменной 9 класс МакарычевСкачать

Уравнения с одной переменной 9 класс Макарычев

Что такое линейное уравнение

Линейное уравнение – это уравнение, запись которого такова:
a · x = b , где x – переменная, a и b – некоторые числа.

Такая формулировка использована в учебнике алгебры ( 7 класс) Ю.Н.Макарычева.

Примерами линейных уравнений будут:

3 · x = 11 (уравнение с одной переменной x при а = 5 и b = 10 );

− 3 , 1 · y = 0 (линейное уравнение с переменной y, где а = — 3 , 1 и b = 0 );

x = − 4 и − x = 5 , 37 (линейные уравнения, где число a записано в явном виде и равно 1 и — 1 соответственно. Для первого уравнения b = — 4 ; для второго — b = 5 , 37 ) и т.п.

В различных учебных материалах могут встречаться разные определения. К примеру, Виленкин Н.Я. к линейным относит также те уравнения, которые возможно преобразовать в вид a · x = b при помощи переноса слагаемых из одной части в другую со сменой знака и приведения подобных слагаемых. Если следовать такой трактовке, уравнение 5 · x = 2 · x + 6 – также линейное.

А вот учебник алгебры ( 7 класс) Мордковича А.Г. задает такое описание:

Линейное уравнение с одной переменной x – это уравнение вида a · x + b = 0 , где a и b – некоторые числа, называемые коэффициентами линейного уравнения.

Примером линейных уравнений подобного вида могут быть:

3 · x − 7 = 0 ( a = 3 , b = − 7 ) ;

1 , 8 · y + 7 , 9 = 0 ( a = 1 , 8 , b = 7 , 9 ) .

Но также там приведены примеры линейных уравнений, которые мы уже использовали выше: вида a · x = b , например, 6 · x = 35 .

Мы сразу условимся, что в данной статье под линейным уравнением с одной переменной мы будем понимать уравнение записи a · x + b = 0 , где x – переменная; a , b – коэффициенты. Подобная форма линейного уравнения нам видится наиболее оправданной, поскольку линейные уравнения – это алгебраические уравнения первой степени. А прочие уравнения, указанные выше, и уравнения, приведенные равносильными преобразованиями в вид a · x + b = 0 , определим, как уравнения, сводящиеся к линейным уравнениям.

При таком подходе уравнение 5 · x + 8 = 0 – линейное, а 5 · x = − 8 — уравнение, сводящееся к линейному.

Видео:Уравнения с одной переменной. Видеоурок по алгебре за 7 класс.Скачать

Уравнения с одной переменной. Видеоурок по алгебре за 7 класс.

Принцип решения линейных уравнений

Рассмотрим, как определить, будет ли заданное линейное уравнение иметь корни и, если да, то сколько и как их определить.

Факт наличия корней линейного уравнения определятся значениями коэффициентов a и b . Запишем эти условия:

  • при a ≠ 0 линейное уравнение имеет единственный корень x = — b a ;
  • при a = 0 и b ≠ 0 линейное уравнение не имеет корней;
  • при a = 0 и b = 0 линейное уравнение имеет бесконечно много корней. По сути в данном случае любое число может стать корнем линейного уравнения.

Дадим пояснение. Нам известно, что в процессе решения уравнения возможно осуществлять преобразование заданного уравнения в равносильное ему, а значит имеющее те же корни, что исходное уравнение, или также не имеющее корней. Мы можем производить следующие равносильные преобразования:

  • перенести слагаемое из одной части в другую, сменив знак на противоположный;
  • умножить или разделить обе части уравнения на одно и то же число, не равное нулю.

Таким образом, преобразуем линейное уравнение a · x + b = 0 , перенеся слагаемое b из левой части в правую часть со сменой знака. Получим: a · x = − b .

Далее мы разделим обе части равенства на число а , при этом условившись, что это число отлично от нуля, иначе деление станет невозможным. Случай, когда а = 0 , рассмотрим позже.

Итак, производим деление обеих частей уравнения на не равное нулю число а, получив в итоге равенство вида x = — b a . Т.е., когда a ≠ 0 , исходное уравнение a · x + b = 0 равносильно равенству x = — b a , в котором очевиден корень — b a .

Методом от противного возможно продемонстрировать, что найденный корень – единственный. Зададим обозначение найденного корня — b a как x 1 . Выскажем предположение, что имеется еще один корень линейного уравнения с обозначением x 2 . И конечно: x 2 ≠ x 1 , а это, в свою очередь, опираясь на определение равных чисел через разность, равносильно условию x 1 − x 2 ≠ 0 . С учетом вышесказанного мы можем составить следующие равенства, подставив корни:
a · x 1 + b = 0 и a · x 2 + b = 0 .
Свойство числовых равенств дает возможность произвести почленное вычитание частей равенств:

a · x 1 + b − ( a · x 2 + b ) = 0 − 0 , отсюда: a · ( x 1 − x 2 ) + ( b − b ) = 0 и далее a · ( x 1 − x 2 ) = 0 . Равенство a · ( x 1 − x 2 ) = 0 является неверным, поскольку ранее условием было задано, что a ≠ 0 и x 1 − x 2 ≠ 0 . Полученное противоречие и служит доказательством того, что при a ≠ 0 линейное уравнение a · x + b = 0 имеет лишь один корень.

Обоснуем еще два пункта условий, содержащие a = 0 .

Когда a = 0 линейное уравнение a · x + b = 0 запишется как 0 · x + b = 0 . Свойство умножения числа на нуль дает нам право утверждать, что какое бы число не было взято в качестве x, подставив его в равенство 0 · x + b = 0 , получим b = 0 . Равенство справедливо при b = 0 ; в прочих случаях, когда b ≠ 0 , равенство становится неверным.

Таким образом, когда a = 0 и b = 0 , любое число может стать корнем линейного уравнения a · x + b = 0 , поскольку при выполнении этих условий, подставляя вместо x любое число, получаем верное числовое равенство 0 = 0 . Когда же a = 0 и b ≠ 0 линейное уравнение a · x + b = 0 вовсе не будет иметь корней, поскольку при выполнении указанных условий, подставляя вместо x любое число, получаем неверное числовое равенство b = 0 .

Все приведенные рассуждения дают нам возможность записать алгоритм, дающий возможность найти решение любого линейного уравнения:

  • по виду записи определяем значения коэффициентов a и b и анализируем их;
  • при a = 0 и b = 0 уравнение будет иметь бесконечно много корней, т.е. любое число станет корнем заданного уравнения;
  • при a = 0 и b ≠ 0 заданное уравнение не будет иметь корней;
  • при a , отличном от нуля, начинаем поиск единственного корня исходного линейного уравнения:
  1. перенесем коэффициент b в правую часть со сменой знака на противоположный, приводя линейное уравнение к виду a · x = − b ;
  2. обе части полученного равенства делим на число a , что даст нам искомый корень заданного уравнения: x = — b a .

Собственно, описанная последовательность действий и есть ответ на вопрос, как находить решение линейного уравнения.

Напоследок уточним, что уравнения вида a · x = b решаются по похожему алгоритму с единственным отличием, что число b в такой записи уже перенесено в нужную часть уравнения, и при a ≠ 0 можно сразу выполнять деление частей уравнения на число a .

Таким образом, чтобы найти решение уравнения a · x = b , используем такой алгоритм:

  • при a = 0 и b = 0 уравнение будет иметь бесконечно много корней, т.е. любое число может стать его корнем;
  • при a = 0 и b ≠ 0 заданное уравнение не будет иметь корней;
  • при a , не равном нулю, обе части уравнения делятся на число a , что дает возможность найти единственный корень, который равен b a .

Видео:Линейное уравнение с одной переменнойСкачать

Линейное уравнение с одной переменной

Примеры решения линейных уравнений

Необходимо решить линейное уравнение 0 · x − 0 = 0 .

Решение

По записи заданного уравнения мы видим, что a = 0 и b = − 0 (или b = 0 , что то же самое). Таким образом, заданное уравнение может иметь бесконечно много корней или любое число.

Ответ: x – любое число.

🎥 Видео

Линейные уравнения с одной переменной . Алгебра . 7 класс .Скачать

Линейные уравнения с одной переменной . Алгебра . 7 класс .

Линейное уравнение с одной переменной. Практическая часть. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. Практическая часть. 6 класс.

7 класс, 5 урок, Задачи на составление линейных уравнений с одной переменнойСкачать

7 класс, 5 урок, Задачи на составление линейных уравнений с одной переменной

Целое уравнение и его корни. Алгебра, 9 классСкачать

Целое уравнение и его корни. Алгебра, 9 класс

ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ 7 класс МакарычевСкачать

ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ 7 класс Макарычев

Решение линейных уравнений с одной переменной. Алгебра 7 класс.Скачать

Решение линейных уравнений с одной переменной. Алгебра 7 класс.

Линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. 6 класс.Скачать

Линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. 6 класс.

Линейное уравнение с одной переменной. Практическая часть. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. Практическая часть. 6 класс.

Математика. 6 класс. Равносильные уравнения. Линейное уравнение с одной переменной /13.01.2021/Скачать

Математика. 6 класс. Равносильные уравнения. Линейное уравнение с одной переменной /13.01.2021/

6 класс, 18 урок, Линейные уравнения с одной переменнойСкачать

6 класс, 18 урок, Линейные уравнения с одной переменной

Линейное уравнение с одной переменной | Алгебра 7 класс #17 | ИнфоурокСкачать

Линейное уравнение с одной переменной | Алгебра 7 класс #17 | Инфоурок
Поделиться или сохранить к себе: