Целые рациональные функции от нескольких переменных: В этой главе мы изучим системы уравнений от нескольких переменных. В основном мы будем рассматривать системы алгебраических уравнений, то есть уравнений, обе части которых являются целыми рациональными функциями от неизвестных. Понятие целой рациональной функции от нескольких переменных определяется точно так же, как и в случае одного переменного; исходным, как и тогда, будет служить понятие целого рационального выражения.
Алгебраическое выражение, получающееся из чисел и букв x, у, … , z с помощью операций сложения и умножения, называется целым рациональным выражением от х, у, …, z. Примерами целых рациональных выражений являются:
Как и в случае выражений от одного переменного, каждое целое рациональное выражение от нескольких переменных можно привести к каноническому виду. Речь идет о суммах одночленов, то есть о выражениях вида где буквы х, у,……., z стоят в определенном порядке. Такие суммы мы будем называть многочленами от х, у , …, z. Например, многочленами являются
Правила действия над многочленами вытекают из основных законов алгебры.
- Системы уравнений
- Геометрический смысл решений уравнений и систем уравнений с двумя неизвестными
- Совокупность уравнений
- Равносильные системы уравнений
- Метод подстановки
- Метод алгебраического сложения уравнений
- Метод введения новых неизвестных
- Системы однородных уравнений
- Геометрическая интерпретация решения систем двух уравнений с двумя неизвестными
- Решение других типов систем алгебраических систем уравнений
- Решение системы алгебраических уравнений по правилу Крамера и методом обратной матрицы
- Общий вид системы линейных алгебраических уравнений
- Решение системы линейных алгебраических уравнений методом Гаусса
- Вычисление обратной матрицы методом Гаусса
- Система линейных однородных уравнений
- Урок математики в 9 классе по теме «Геометрическая интерпретация системы двух уравнений с двумя переменными»
- Методические указания по выполнению работ для студентов
- 📺 Видео
Видео:Решение системы неравенств с двумя переменными. 9 класс.Скачать
Системы уравнений
Рассмотрим некоторые общие вопросы теории систем уравнений. Для простоты ограничимся системами уравнений с двумя неизвестными, хотя основные результаты применимы и к системам уравнений с большим числом неизвестных.
Рассмотрим систему уравнений
Она выражает следующую задачу: найти все пары чисел (а, b) такие, что
Пары чисел (а, b), обладающие этим свойством, называют решениями системы (1). Если множество решений системы пусто, то система называется несовместной.
Тот факт, что пара (а, Ь) является решением системы уравнений с неизвестными х и у, записывается обычно в виде:
Например, пара чисел является решением системы уравнений
Помимо решения эта система имеет еще решения
Позже мы увидим, что иных решений она не имеет.
Геометрический смысл решений уравнений и систем уравнений с двумя неизвестными
Возьмем любое уравнение относительно х и у:
и рассмотрим все точки М (х, у) некоторой плоскости, координаты которых удовлетворяют этому уравнению. Эти точки образуют не которое множество Г, и мы будем говорить, что уравнение (1) задает (или выражает) это множество. Обычно множество Г является некоторой линией. В этом случае уравнение (1) называют уравнением линии Г.
Чтобы найти точки линии имеющие абсциссу а, надо подставить в уравнение вместо х значение а. Мы получим уравнение с одним неизвестным:
Может случиться, что это уравнение не имеет ни одного действительного корня. Тогда на линии нет точек с абсциссой х = а. Если же уравнение (2) имеет один или несколько корней, то каждому корню соответствует точка линии, имеющая абсциссу а.
Для некоторых уравнений на плоскости нет ни одной точки, координаты которых удовлетворяли бы этим уравнениям. Примером может служить
Ведь если х и у — действительные числа, то а потому Другим уравнениям соответствует лишь одна точка на плоскости. Например, возьмем уравнение
Так как то это уравнение может удовлетворяться лишь в случае, когда х = 3 и у = 4. Иными словами, уравнение (3) задает на плоскости одну точку М (3, 4).
Однако такие случаи являются в некотором смысле исключи тельными, и мы ограничимся рассмотрением случаев, когда уравнение задает некоторую линию.
Перейдем теперь к выяснению геометрического смысла решений систем уравнений с двумя неизвестными. Возьмем такую систему:
Каждому из этих уравнений соответствует линия, координаты всех точек которой (и только этих точек!) удовлетворяют этому уравнению. Мы же ищем точки М (.х, у), координаты которых удовлетворяют обоим уравнениям. Ясно, что эти точки принадлежат обеим линиям, то есть являются точками их пересечения.
Итак, задача о решении системы уравнений равносильна зада че об отыскании точек пересечения соответствующих линий. Каждой точке пересечения линий соответствует решение системы.
Совокупность уравнений
образуют совокупность, если требуется найти все пары чисел х = а, у = b, удовлетворяющие хотя бы одному из уравнений (1). Все такие пары чисел (а, Ь) будем называть решениями совокупности (1). Геометрически решения совокупности (1) изображаются фигурой, образованной объединением всех кривых
Например, возьмем уравнения Первое из них является уравнением прямой, а второе — уравнением окружности (см. рис. 11). Если рассматривать эти два уравнения как систему
то решения будут изображаться точками пересечения прямой и окружности (то есть точками Л и В на рис. 11). Если же рассматривать эти уравнения как совокупность уравнений
то решение этой совокупности изображаются геометрической фигурой, получаемой объединением прямой и окружности.
Чтобы различать системы уравнений и совокупности уравнений, мы и стали обозначать систему уравнений так:
а совокупность уравнений так:
Можно говорить и о таком более сложном понятии, как совокупность систем уравнений. Например, возьмем такую запись:
Она означает, что надо найти решения системы уравнений
и найти решения системы уравнений
и объединить найденные решения.
Геометрически это изображается так: надо найти точки пересечения линий и точки пересечения линий и и объединить найденные точки в одно множество. Иными словами, если — множество точек плоскости, координаты которых удовлетворяют уравнению — множество точек плоскости, удовлетворяющих уравнению то решения совокупности систем (2) образуют множество
Равносильные системы уравнений
Две системы уравнений
называются равносильными, если всякое решение первой системы является решением второй, а всякое решение второй системы является решением первой.
В частности, любые две несовместные системы уравнений равносильны.
Геометрически это означает следующее: линии и пересекаются в тех же самых точках, что и кривые (см. рис. 12).
Процесс решения системы уравнений заключается в том, что ее последовательно заменяют равносильными ей системами уравнений (или совокупностями систем уравнений) до тех пор, пока не придут к совокупности вида:
Эта совокупность и дает решения заданной системы уравнений.
При решении систем уравнений чаще всего используются следующие теоремы о равносильности.
Теорема:
заменить любое из уравнений равносильным ему уравнением, то получим систему, равносильную первоначальной.
Доказательство:
Пусть равносильно уравнению Обозначим через А множество решений уравнения через А* — множество решений уравнения а через В — множество решений уравнения Тогда множеством решений системы (4) является пересечение а множеством решений системы
является пересечение Поскольку уравнения и равносильны, то
а значит, и то есть системы (4) и (4′) равносильны. Теорема доказана.
Из этой теоремы вытекает такое
Следствие:
Каждая система уравнений
равносильна некоторой системе уравнений вида
В самом деле, уравнение равносильно уравнению а уравнение уравнению
Теорема:
Если функции определены на некотором множестве М, то на этом множестве уравнение
равносильно совокупности уравнений
Доказательство:
Если — решение уравнения (5), то имеет место равенство
Но произведение нескольких чисел может равняться нулю тогда и только тогда, когда равен нулю хотя бы один из сомножителей. Поэтому для некоторого имеем: и, значит одно из решений совокупности (6).
Обратно, если — одно из решений совокупности (6), то по крайней мере для одного k имеем а тогда выполняется равенство (5′), и поэтому — одно из решений уравнения (5).
Из теоремы 2 вытекает.
Следствие:
равносильна совокупности систем уравнений
Например, система уравнений
равносильна совокупности систем
Это следствие позволяет сводить системы к совокупностям более простых систем
Метод подстановки
Теоремы п. 5 относятся по сути дела к отдельным уравнениям, а не к системе в целом. При решении систем уравнений применяются также преобразования уравнений, затрагивающие не одно уравнение, а несколько. Например, для решения системы
мы находим из первого уравнения выражение у через и подставляем это выражение во второе уравнение. Решая полученное уравнение находим корни Так как то оба соответствующих значения неизвестного у равны 6. Значит, решение системы можно записать в виде:
Метод, которым была решена эта система, называется методом подстановки. Он позволяет сводить решение системы уравнений с двумя неизвестными к более простой задаче — решению одного уравнения с одним неизвестным. Выясним теперь, на чем же основан метод подстановки. Для этого докажем следующую теорему.
Теорема:
равносильна системе уравнений
Доказательство:
Пусть — решение системы уравнений (1). Тогда b = f (а) и Ф (а, b)=0. Поэтому Ф (а, f(а)) = 0. Равенства b= f(а) и показывают, что является решением системы уравнений (2).
Обратно, пусть — решение системы уравнений (2). Тогда имеют место равенства Из них вытекает, что А это и означает, что является решением системы уравнений (1).
Тем самым равносильность систем уравнений (1) и (2) доказана.
Из теорем 2 и 3 вытекает
Следствие:
Если уравнение F (х, у)=0 равносильно уравнению , то система уравнений
равносильна системе уравнений
Мы уже говорили, что теорема 3 лежит в основе метода решения систем уравнений с двумя неизвестными, называемого методом исключения неизвестных. Он состоит в следующем.
Пусть задана система уравнений
Выразим из первого уравнения системы у через х, то есть заменим уравнение F(х, у)= 0 равносильным ему уравнением у = f(х). Полученное выражение для у подставим во второе уравнение, то есть заменим систему уравнений (1) равносильной ей системой
Уравнение Ф (х,f(x)) является уже уравнением с одним неизвестным. Решая его, получим корни . Им соответствуют значения неизвестного у. В соответствии с этим получаем решения
Часто приходится заменять уравнение F(х,у)= 0 не одним уравнением вида у = f(х), а совокупностью
таких уравнений. Тогда и система (1) заменяется совокупностью систем
Из каждой системы этой совокупности получаем описанным выше методом решения заданной системы, после чего объединяем их.
Примеры:
- Решить систему уравнений:
Из первого уравнения системы находим . Подставляя это значение во второе уравнение, получаем:
или, после упрощения,
Корнями этого биквадратного уравнения являются числа:
Им соответствуют значения:
Значит, решения заданной системы уравнений имеют вид:
2. Решить систему уравнений:
Из первого уравнения системы получаем:
Значит, нам надо решить совокупность двух систем уравнений:
Делая в первой системе подстановку, получаем:
или Решая (возведением в квадрат) это иррациональное уравнение, находим корни Им соответствуют значения Итак, первая система имеет решения
Точно так же доказывается, что вторая система имеет решения:
Следовательно, заданная система имеет решения:
Метод алгебраического сложения уравнений
Кроме метода подстановки, при решении систем алгебраических уравнений применяется метод алгебраического сложения. Он основан на следующей теореме.
Теорема:
Если к одному из уравнений системы
прибавить другое уравнение, умноженное на любой множитель f(x, y), определенный при всех допустимых значениях неизвестных, а второе уравнение оставим неизменным, то получится система уравнений, равносильная исходной.
Таким образом, система (1) равносильна системе
где множитель f(х,у) определен при всех допустимых значениях неизвестных.
Доказательство:
Пусть х = а, у = b — решение системы (1), то есть F(а, b)=0 и Ф(а, b)= 0.
Умножим обе части равенства Ф(а, b)=0 на число f(а, b) и прибавим к равенству F (а, b)= 0. Мы получим, что F(а, b)+(а, b) Ф(а,b)= 0, а потому х =а, у = b удовлетворяет и системе (2).
Точно так же доказывается, что любое решение системы уравнений (2) удовлетворяет системе уравнений (1). Значит, системы уравнений (1) и (2) равносильны.
Из теоремы 4 вытекает такое
Следствие:
Если к одному из уравнений системы (1) прибавить другое уравнение системы, умноженное на любое число, а второе уравнение оставить неизменным, то получим систему, равносильную первоначальной.
Покажем, как применяются эти утверждения для решения систем уравнений. Пусть дана система уравнений:
Здесь нецелесообразно выражать х через у или у через х, так как мы получили бы довольно сложное иррациональное уравнение. Поэтому поступим иначе. Прибавим к первому уравнению системы второе уравнение, умноженное на 3. В силу формулы для куба суммы получим систему уравнений:
равносильную заданной. Эта система равносильна системе:
(поскольку уравнение равносильно х + у = 3).
А теперь выразим из первого уравнения у через х и подставим во второе уравнение. Мы получим:
Из второго уравнения находим: Соответствующие значения у равны Значит, решениями заданной системы уравнений являются:
Задача:
Массы трех планет равны соответственно М, 2М, ЗM. Через планеты проведена плоскость и на ней выбрана
система координат. Координаты планет равны соответственно A(0,0), В (а, 0), С (2а, b). При каком значении b на плоскости существует точка, в которой притяжение ко всем трем планетам одинаково?
Решение:
По закону всемирного тяготения сила притяжения между телами с массами равна , где у — гравитационная постоянная, а r — расстояние между этими телами. Если D(х, у) — некоторая точка плоскости, то ее расстояние до точки А равно до точки В (2а, 0) равно
а до точки С (b, с) равно
Поэтому силы, с которыми тело массы m, находящееся в точке D, притягивается к планетам, равны
По условию задачи должны выполняться условия или, иначе,
После сокращения обоих уравнений на и освобождения от знаменателей получаем равносильную систему уравнений
Вычтем первое уравнение из второго. Мы получим, что
Подставляя это значение у в первое уравнение, получаем для х квадратное уравнение
Из него находим:
Отсюда получаем, что х принимает действительные значения лишь в случае, когда то есть при Если то искомой точкой является а если то
Метод введения новых неизвестных
Для решения многих систем оказывается удобно ввести вместо х и у новые неизвестные. Рассмотрим следующий пример:
Если положить то получим для определения t и s систему уравнений:
Решая эту систему, получаем, что
Так как то для отыскания х и у получаем две системы уравнений:
Решениями первой системы являются:
Вторая же система не имеет действительных решений.
Общего правила для выбора новых неизвестных не существует. Однако в некоторых случаях можно указать полезные правила.
Системы однородных уравнений
Назовем f (х, у) однородным многочленом относительно х и у степени n, если при замене х на ах и у на ау F (х, у) умножается на
Например, — однородный многочлен второй степени, а — однородный многочлен четвертой степени.
Пусть одно из уравнений системы имеет вид: F (х,у) = 0, где F (х, у)— однородный многочлен. Тогда решение системы сводится к решению двух уравнений, каждое из которых содержит лишь одно неизвестное. Покажем на примере, как это делается.
Пусть дана система уравнений:
Посмотрим сначала, есть ли у этого уравнения решения, для которых х =0. Подставляя х = 0 в оба уравнения системы, получаем систему уравнений:
Эта система несовместна, так как из первого уравнения получаем у = 0, а из второго —
Итак, система не имеет решений, для которых х = 0. Поэтому первое уравнение системы можно разделить на (в общем случае— на где n — степень многочлена F (х, у)). Мы получим уравнение:
Положим у — tх. Мы придем к системе уравнений:
Корнями первого уравнения являются Подставляя во второе уравнение получаем Подставляя же получаем х = ± 1. Так как у=tх, то мы имеем следующие решения системы (1):
В следующем примере система имеет решения, для которых х = 0:
При х = 0 первое уравнение обращается в равенство 0=0, а второе принимает вид Из него находим Мы нашли уже два решения системы:
Другие решения получаются так же, как и в первом случае. Мы делим первое уравнение системы на (случай, когда х = 0 и деление невозможно, уже рассмотрен) и заменяем у на tх. Получаем систему уравнений:
Из первого уравнения находим Подставляя эти решения во второе уравнение и находя х, приходим к следующим решениям системы:
Задача:
От пристани А одновременно отправились вниз по течению катер и плот. Катер спустился вниз по течению на 96 км, затем повернул обратно и вернулся в А через 14 часов. Найти скорость катера в стоячей воде, если известно, что катер встретил плот на обратном пути на расстоянии 24 км от А.
Решение:
Сначала составим систему уравнений. В качестве неизвестных выберем скорость u катера в стоячей воде и скорость течения v. Тогда скорость катера при движении по течению равна u+v, а при движении против течения u-v. Значит, чтобы пройти вниз по течению 96 км, ему надо часов, а вверх по течению часов. Всего он затратит часов. Но по условию задачи он вернулся назад через 14 часов. Значит,
Чтобы получить второе уравнение, найдем, какое время затратил катер до встречи с плотом. Он прошел 96 км вниз по течению и 72 км против течения. На это он затратил часов. Плот же проплыл 24 км со скоростью v и затратил часов. Так как плот и катер одновременно отправились из А , то имеем уравнение
Мы получим систему уравнений:
При замене u на ut и v на vt обе части второго уравнения умножаются на . Поэтому оно является однородным уравнением степени однородности — 1. Так как v = 0 не удовлетворяет уравнению, мы можем положить u = uz. Тогда второе уравнение примет вид:
Освобождаясь от знаменателей, получим:
Так как Следовательно, u =7v. Подставляя u =7v в первое уравнение системы, находим:
откуда v = 2 (км/ч). Поэтому u = 14 км/ч.
Геометрическая интерпретация решения систем двух уравнений с двумя неизвестными
Мы уже знаем, что решение системы двух уравнений с двумя неизвестными
геометрически истолковывается как отыскание точек пересечения двух линий. Этим можно воспользоваться для приближенного решения системы уравнений. Именно, если изобразить линии F(х, у) = 0 и Ф(х, у) = 0, мы сможем найти координаты точек пересечения этих линий и тем самым значения неизвестных. Поскольку линии чертятся лишь приближенно, мы получаем не точные, а приближенные значения решений системы. Тем не менее, решая графически систему, мы можем узнать, сколько она имеет решений, и, хотя бы грубо, найти приближенные значения этих решений.
При графическом решении систем уравнений мы сталкиваемся с различными кривыми. В курсе геометрии были выведены уравнения прямой, окружности, параболы, гиперболы и эллипса. В дальнейшем мы будем пользоваться этими кривыми.
Рассмотрим некоторые примеры систем уравнений.
Пусть дана система
Выразив из уравнения (2) у через х и подставив в первое уравнение, получаем квадратное уравнение:
Подставив их во второе уравнение, получаем:
Итак, система имеет два решения:
Построим теперь линии, выражаемые уравнениями (1) и (2). Уравнение (1) — это уравнение параболы которая получается из параболы у = сдвигом на 2 единицы влево вдоль оси абсциссы. Уравнение же (2) выражает прямую линию у=-2х- 4. Рис. 13 дает геометрическое изображение нашей системы. Мы видим из рисунка, что парабола и прямая пересекаются в двух точках А (—4, 4) и в соответствии с полученным аналитическим путем решением.
Парабола может иметь с прямой линией не две, а одну точку пересечения и даже не иметь ни одной точки пересечения.
Возьмем систему уравнений:
Ее единственное решение:
Из рис. 14 мы видим, что прямая у = 2х касается параболы
тоже имеет одно решение:
Но в этом случае прямая не касается параболы, а пересекает ее (см. рис. 15).
не имеет ни одного решения — здесь прямая и парабола не пересекаются (см. рис. 16).
Теперь рассмотрим систему, геометрический смысл которой заключается в отыскании точек пересечения прямой и гиперболы. Пусть система имеет вид:
Решая ее способом подстановки, находим решения:
Эти же решения получаются графическим способом (см. рис. 17). Однако следует иметь в виду, что графический способ дает лишь приближенные значения корней и, решая систему (6) графически, мы не можем быть уверены, что решение имеет вид х = —4, у = —3, а не, например, х = —4,01, у = —2,99.
Как и в случае параболы, может случиться, что прямая имеет не две, а меньше общих точек с гиперболой.
Перейдем к системам, в которых оба уравнения имеют вторую степень. Можно доказать, что такие системы уравнений имеют не более четырех решений.
Вообще можно доказать, что система двух уравнений с двумя неизвестными такая, что первое уравнение имеет степень m, а второе — степень n, имеет не более mn решений.
Рассмотрим, например, систему:
Первое из этих уравнений представляет параболу с осью, параллельной оси ординат, а второе — параболу с осью, параллельной оси абсцисс (см. рис. 18). Из рисунка видно, что эти параболы пересекаются в четырех точках. Чтобы найти координаты точек пересечения,
решим эту систему методом алгебраического сложения. Именно, вычтем из уравнения (8) уравнение (7). Мы получим равносильную систему уравнений:
Эта система равносильна совокупности систем:
Обе системы этой совокупности решаются методом подстановки. Мы получаем при этом следующие решения заданной системы:
тоже имеет четыре решения. Она выражает задачу об отыскании точек пересечения окружности и гиперболы (см. рис. 19). Что бы решить эту систему, надо прибавить к первому уравнению удвоенное второе уравнение.
В некоторых случаях получается меньше чем четыре решения системы. Например, система
имеет два решения. Она выражает задачу об отыскании точек пересечения параболы и окружности (рис. 20).
Столько же решений имеет система
(пересечение двух окружностей) (рис. 21).
Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
Решение других типов систем алгебраических систем уравнений
Пример:
Решить систему уравнений
Решение:
Из данной системы можно исключить , сложив уравнение (1), умноженное на , с уравнением (2), умноженным на . В результате получим квадратное относительно уравнение
откуда и
Система (1), (2), равносильная системе (1), (3), распадается на две системы:
Из первой системы находим
Из второй системы получаем
Ответ.
Пример:
Решить систему уравнений
Решение:
Если то из данной системы получаем, что т.е. — решение системы.
Пусть тогда разделив уравнения почленно, находим
где Уравнение
имеет корни
Заметим, что при уравнение (6) вместе с уравнением (4) образует систему, равносильную исходной. 2 2
Если т. е. то из уравнения (4) с учетом условия получаем и поэтому
Если то
Ответ.
Пример:
Решить систему уравнений
Решение:
Допустимые значения и определяются условием а произведение правых частей уравнения равно Перемножив уравнения (7) и (8), получим или
Так как обе части уравнений (7) и (8) отличны от нуля, то система (9), (7) равносильна системе (7), (8). Исключая у из системы (9), (7), получаем
Из (10) следует, что а из (9) — что
Ответ.
Пример:
Решить систему уравнений
Решение:
Запишем первое уравнение в виде
Решив это уравнение как квадратное относительно , получим
Таким образом, исходная система распадается на следующие две системы:
Пример:
Решить систему уравнений
Решение:
Исключив из системы, получим уравнение
нахождение корней которого — совсем не простая задача. Более эффективный способ основан на разложении левой части уравнения (12) на множители:
Отсюда вытекает, что система (11), (12) распадается на следующие две системы:
Первая из этих систем не имеет действительных решений, а вторая имеет два решения.
Ответ.
Этот материал взят со страницы решения задач с примерами по всем темам предмета математика:
Возможно вам будут полезны эти страницы:
Видео:Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать
Решение системы алгебраических уравнений по правилу Крамера и методом обратной матрицы
Пусть дана система линейных уравнений, состоящая из n
линейных уравнений с n неизвестными:
Здесь — n неизвестных, —
циенты при неизвестных, — свободные члены.
Определитель, состоящий из коэффициентов при неизвестных,
называется определителем системы.
Для рассматриваемого случая определитель системы имеет вид
Предположим, что этот определитель отличен от нуля. Пусть i —
любое число от 1 до n . Умножим обе части первого равенства
системы уравнений (2.1) на алгебраическое дополнение
получающееся вычеркиванием первой строки и i-го столбца в определителе системы. Обе части второго равенства этой системы умножим на алгебраическое дополнение получающееся вычеркиванием второй строки и i-го столбца в определителе системы, и т.д. В результате получим систему:
Сложим левые и правые части получившейся системы
уравнений, скомпоновав их следующим образом:
Коэффициентом при в этом равенстве является определитель
системы D. При всех остальных х коэффициенты будут равны нулю,
так как они являются суммой произведений всех элементов столбцов
определителя на алгебраические дополнения соответствующих
элементов другого столбца (п. 5 свойств определителей, § 1.9). Правая
часть равенства является определителем, полученным из
определителя системы D после замены в нем i-го столбца столбцом из
свободных членов системы уравнений. Обозначим этот определитель Таким образом, полученное равенство можно записать в виде
Так как то
Этот метод решения системы линейных уравнений называется
правилом Крамера.
Правило Крамера. Пусть D — определитель системы п линейных
уравнений, состоящий из коэффициентов при неизвестных, a — определитель, полученный путем замены в определителе системы i-го столбца столбцом из свободных членов системы уравнений. Тогда, если то система имеет единственное решение, определяемое по формуле
Пример:
Решить систему линейных уравнений:
Решение:
Определитель этой системы отличен от нуля:
После замены в этом определителе соответствующих столбцов
столбцом свободных членов получим
Решение системы уравнений:
Решить систему линейных уравнений можно, используя матричный метод. Для этих целей коэффициенты данной системы, неизвестные и свободные члены представим в виде матриц:
Тогда система линейньк уравнений в матричной форме имеет вид
Умножим слева эту матрицу на
Преобразуем левую часть равенства:
Таким образом, решение в матричной форме можно записать в виде
Пример:
Решить систему линейных уравнений:
Решение:
Определитель данной системы
Обратную матрицу находим по схеме, приведенной в § 1.11:
Находим матрицу решений:
Таким образом, система имеет следующее решение:
Видео:Урок: Геометрическая интерпретация решения системы трёх линейных уравнений. Вырожденный случайСкачать
Общий вид системы линейных алгебраических уравнений
Систему из m линейных уравнений с n неизвестными, или систему m х n, можно записать в общем виде следующим образом:
Если так же, как и в предыдущем разделе, ввести обозначения
то система линейных уравнений в матричной форме и ее решение
примут вид
Решение системы линейных алгебраических уравнений методом Гаусса
Метод Гаусса состоит в последовательном исключении переменных. При этом на первом шаге из второго уравнения исключается
, на втором шаге из третьего уравнения исключается и т. д.
Шаг 1. Предположим, что коэффициент при в первом
уравнении системы (2.4) . Если это не так, то перестановкой
уравнений местами добьемся того, что . Перепишем систему (2.4), изменив все уравнения, кроме первого, по следующему алгоритму. Умножим первое уравнение на сложим со вторым уравнением системы (2.4) и результат запишем в виде второго уравнения системы (2.5):
Умножим первое уравнение на сложим с третьим уравнением системы (2.4) и результат запишем в виде третьего уравнения системы (2.5). Аналогично поступаем с остальными уравнениями системы. Буквами с верхним индексом (1) обозначены новые коэффициенты, полученные после первого шага.
Для удобства записи обычно используют расширенную матрицу системы, отделяя в ней вертикальной чертой столбец свободных членов. После первого шага данная матрица принимает вид:
Шаг 2. Предположим, что коэффициент при во втором
уравнении системы (2.5) Если это не так, то перестановкой
уравнений местами добьемся того, что . Первое и второе уравнения системы (2.5) перепишем в систему (2.7). Умножим второе уравнение системы (2.5) или матрицы (2.6) на сложим с
третьим уравнением системы (2.5) или матрицы (2.6) и результат
запишем в виде третьего уравнения системы (2.7) или матрицы
(2.8). Аналогично поступаем с остальными уравнениями системы:
Продолжая процесс последовательного исключения переменных, после (r-1)-го шага получим систему уравнений и расширенную матрицу:
Последние m-r уравнений в системе (2.9) для совместной
системы (2.4) являются тождествами: Если хотя бы одно из
чисел не равно нулю, то соответствующее равенство противоречиво, и система (2.4) несовместна. В совместной системе при ее решении последние m-r уравнений (2.9) и (2.10) можно не принимать во внимание. Тогда система уравнений (2.9) и
расширенная матрица (2.10) принимают вид
После отбрасывания уравнений, являющихся тождествами,
число оставшихся уравнений может быть либо равно числу
переменных r=n, либо меньше числа переменных. В первом случае
матрица имеет треугольный вид, а во втором — ступенчатый. Переход от системы уравнений (2.4) к равносильной ей системе (2.11)
называется прямым ходом метода Гаусса, а нахождение переменных из системы (2.11) — обратным ходом.
Пример:
Методом Гаусса решить систему уравнений
Решение:
Расширенная матрица этой системы имеет вид
Шаг 1. Расширенную матрицу первого шага получаем за счет
умножения первой строки на —2 и сложения результата со второй
строкой, а также за счет умножения первой строки на -1 и сложения
результата с третьей строкой:
Ш а г 2. Расширенную матрицу первого шага получаем за счет
умножения второй строки на -3 и сложения результата с третьей строкой:
Эта матрица имеет треугольную форму и соответствует системе
линейных уравнений
Отсюда последовательно находим
Пример:
Методом Гаусса решить систему уравнений
Решение:
Расширенная матрица этой системы имеет вид
Ш а г 1. Расширенную матрицу первого шага получаем за счет
умножения первой строки на —2 и сложения результата со второй
строкой, а также за счет умножения первой строки на -4 и сложения результата с третьей строкой:
Ш а г 2. Расширенную матрицу первого шага получаем за счет
умножения второй строки на —1 и сложения результата с третьей строкой:
Уравнение,соответствующее третьей строке последней матрицы, противоречиво. Оно имеет вид 0 = -1. Следовательно, данная система несовместна. ►
Пример:
Методом Гаусса решить систему уравнений
Решение:
Расширенная матрица этой системы имеет вид
Ш а г 1. Первую строку последовательно умножаем на числа -2; —2;
-3 и складываем результат с соответствующими строками исходной
расширенной матрицы:
Ш а г 2. Умножаем вторую строку на и на :
Шаг 3. Умножаем третью строку на -1.
После удаления последнего уравнения приведенная система
уравнений принимает вид
Из этой системы обратным ходом метода Гаусса находим
Так как может принимать любые значения, то исследуемая
система имеет бесконечное множество решений. ►
Вычисление обратной матрицы методом Гаусса
Этот наиболее простой метод вычисления обратной матрицы
состоит в следующем. Пусть А — невырожденная матрица.
Припишем к ней справа единичную матрицу Е. Далее с помощью
элементарных преобразований над строками расширенной матрицы приводим А к единичной матрице Е. В результате получим расширенную матрицу т.е. на месте первоначально приписанной матрицы Е окажется матрица
Пример:
Найти матрицу, обратную исходной:
Решение:
Составим расширенную матрицу:
Приведем левую половину этой матрицы к единичной матрице:
Последний столбец левой половины матрицы принял вид
последнего столбца единичной матрицы:
Последний и предпоследний столбцы левой половины матрицы
приняли вид последнего и предпоследнего столбцов единичной матрицы:
Правая половина этой расширенной матрицы является искомой
обратной матрицей, т.е.
Пример:
Найти матрицу, обратную исходной:
Решение:
Составим расширенную матрицу:
Приведем левую половину этой матрицы к единичной матрице:
Правая половина этой расширенной матрицы является искомой
обратной матрицей, т.е.
Видео:Тема: Системы линейных уравнений. Урок: Системы линейных уравнений. Геометрическая интерпретацияСкачать
Система линейных однородных уравнений
Система m линейных уравнений с n переменными называется системой линейных однородных уравнений, если все ее свободные члены равны нулю.
Такая система имеет вид
Система линейных однородных уравнений всегда совместна, так
как она имеет, по крайней мере, нулевое (тривиальное) решение
Если система (2.13) имеет n линейных уравнений, а ее определитель отличен от нуля, то такая система имеет только нулевое решение. Это следует из правила Крамера. Ненулевое решение возможно для систем линейных однородных уравнений, у которых определитель равен нулю или m Собственные значения и собственные векторы матриц
Пусть матрица имеет порядок n или, что то же самое, размер n х n.
Вектор называется собственным вектором матрицы А, если найдено такое число , что
Число называется собственным значением матрицы А,
соответствующим вектору .
Перенеся правую часть (2.15) в левую и принимая во внимание
соотношение перепишем (2.15) в виде
Уравнение (2.16) эквивалентно системе линейных однородных
уравнений
Для существования ненулевого решения системы линейных
однородных уравнений (2.17) необходимо и достаточно, чтобы
определитель коэффициентов этой системы равнялся нулю, т.е.
Этот определитель является многочленом n-й степени относительно
и называется характеристическим многочленом матрицы А, а
уравнение (2.18) — характеристическим уравнением матрицы А. Корни характеристического уравнения соответствуют собственным числам матрицы А. Определив набор этих чисел, для каждого из них можно найти собственный вектор.
Пример:
Найти собственные числа и собственные векторы
матрицы
Решение:
Характеристическое уравнение этой матрицы имеет вид
Корни характеристического уравнения
Для двух переменных система уравнений (2.17), эквивалентная
уравнению (2.15) собственного вектора, представляется в виде
Подставив сюда значения корней получим две
системы уравнений:
Каждая система является одним уравнением, что и следовало
ожидать. Это связано с тем, что определитель системы равен нулю.
Из первой системы для и из второй для следует, что
координаты собственных векторов связаны соотношениями
Поскольку — произвольное число, то любому собственному
значению матрицы соответствует бесконечное множество собственных векторов различной длины. Положим где — любое число. Тогда собственные векторы можно записать в виде
Решение заданий и задач по предметам:
Дополнительные лекции по высшей математике:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Видео:Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 классСкачать
Урок математики в 9 классе по теме «Геометрическая интерпретация системы двух уравнений с двумя переменными»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Урок математики в 9 классе по теме «Геометрическая интерпретация системы двух уравнений с двумя переменными».
18.02.2020 года учитель математики Бахир С.А.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
v создать условия для закрепления знаний по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными и способы их решения»;
v способствовать получению новых знаний, необходимых при моделировании реальных ситуаций с помощью систем уравнений и знакомству с геометрической интерпретацией систем двух уравнений с двумя переменными; развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся;
v создать условия для формирования математической грамотности и культуры мышления.
Применяемые технологии : технология проблемного обучения, технология развития критического мышления.
Организационные формы работы с учащимися:
Оборудование: учебник, тетради, таблицы, схемы графиков, доска.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Шринивасана Рамануджан: «Для меня уравнение не имеет никакого смысла, если не выражает мысль Бога».
Ребята, как вы, наверное, уже догадались из этих слов индийского мыслителя, сегодня на уроке мы продолжим с вами работу над уравнениями, а именно над их системами. Вспомним основные методы решения уравнений и познакомимся с новым графическим методом решения систем двух уравнений с двумя переменными.
Учащимся предлагаются таблицы, которые необходимо заполнить по ходу урока. На начальном этапе заполняется графа «З», в которую учащиеся вписывают уже имеющиеся у них знания по теме урока. Например:
Что значит решить систему уравнений;
Способы решения систем уравнений:
способ подстановки и способ сложения;
Алгоритм решения систем двух линейных и нелинейных уравнений с двумя переменными.
III. Проверка домашнего задания:
Решить систему уравнений:
а) способом сложения
б) способом подстановки
IV . Изучение нового материала и первичное закрепление знаний
Решим систему уравнений графическим методом.
Для этого построим в одной системе координат графики каждого из уравнений системы. Первое уравнение системы равносильно уравнению у = , графиком которого является гипербола, проходящая через точки (1;1), (0,5;2) (смотрите рисунок 68 на с. 157 учебника).
Графиком второго уравнения системы является парабола с вершиной в точке (1;1), пересекающая ось ординат в точке (0;2). По графикам на рисунке видно, что единственной точкой пересечения параболы и гиперболы является точка(1;1). Данная пара чисел является решением системы двух уравнений с двумя переменными, а полученное нами изображение – геометрической интерпретацией решения этой системы.
Обратите внимание на доску. Здесь мы видим два изображения (рис.3 и рис.4), на которых изображены графики конкретных функций, соответствующих определенным системам уравнений с двумя переменными. Давайте попробуем решить эти системы. (Самостоятельная работа учащихся с последующим объяснением алгоритма решения у доски).
Укажите с помощью изображенных графиков системы уравнений:
1) имеющие два решения,
2) имеющие одно решение,
3) не имеющие решений.
VI .Моделирование реальных процессов с использованием систем уравнений с двумя переменными.
Системы уравнений с двумя переменными помогают нам в моделировании реальных процессов. Обратимся вновь к учебнику и разберем задачу № 2 на с. 162. Из поселка А в поселок В вышел пешеход. Одновременно с ним из поселка В в поселок А выехал велосипедист. Через 50 минут они встретились. Сколько времени потребовалось бы пешеходу для того, чтобы пройти весь путь из А в В, если известно, что велосипедист проделал бы тот же путь на 4 часа быстрее пешехода?
Для решения задачи составим таблицу зависимостей между величинами.
Видео:Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.Скачать
Методические указания по выполнению работ для студентов
Геометрическая интерпретация системы линейных уравнений
Как известно, уравнения с двумя переменными вида
описывают на координатной плоскости Оху прямую. Система двух уравнений такого вида означает, что ее решения как точки на координатной плоскости должны принадлежать одновременно двум прямым, соответствующим уравнениям этой системы. Отсюда возможны следующие варианты: а) обе прямые пересекаются, и тогда система имеет единственное решение; б) прямые параллельны, и система не имеет решения (несовместна); в) прямые совпадают, т.е. ранг системы равен единице, и система имеет бесчисленное множество решений.
Уравнение с тремя переменными вида
описывает плоскость в трехмерном пространстве. Решение системы трех уравнений с тремя неизвестными — это точки пространства, принадлежащие одновременно трем плоскостям, которые описываются уравнениями системы. В этом случае возможны следующие варианты: а) три плоскости пересекаются в одной точке, и система имеет единственное решение; б) три плоскости пересекаются по одной прямой — система имеет бесчисленное множество решений (все точки на этой прямой); в) две плоскости совпадают, а третья пересекает их — бесчисленное множество решений (все точки прямой — на пересечении трех плоскостей), ранг системы равен двум; г) все три плоскости совпадают — все точки общей плоскости являются решениями, и ранг системы равен единице; д) хотя бы одна из плоскостей параллельна какой-либо из двух других — система несовместна; е) плоскости пересекаются попарно по параллельным прямым — система несовместна. В последних двух случаях несовместность системы уравнений обусловлена тем, что нет таких точек трехмерного пространства, которые принадлежали бы одновременно всем трем плоскостям.
В случае системы уравнений с n неизвестными каждое уравнение вида
можно интерпретировать как гиперплоскость в координатном пространстве An. Решение системы (15.1) — это множество точек пространства An, которые принадлежат одновременно всем m гиперплоскостям, соответствующим уравнениям этой системы.
Однородные системы линейных уравнений
Определение 1. Система линейных уравнений называется однородной, если во всех ее уравнениях свободные члены равны нулю.
В общем случае однородная система (или система однородных уравнений) имеет вид
Однородная система уравнений всегда совместна. Действительно, набор значений неизвестных xi = 0 (i = 1, 2. , п) удовлетворяет всем уравнениям системы. Это решение однородной системы называется нулевым, или тривиальным.
Решение системы однородных уравнений
Вопрос о существовании ненулевого решения однородной системы линейных уравнений (15.14) разрешает следующая теорема.
ТЕОРЕМА 3. Однородная система имеет ненулевое решение тогда и только тогда, когда ранг этой системы меньше числа ее неизвестных.
Из этой теоремы вытекают два важных следствия.
Следствие 1. Если число уравнений однородной системы меньше числа ее неизвестных, то эта система имеет ненулевое решение.
Следствие 2. Если в однородной системе число уравнений равно числу неизвестных, то она имеет ненулевое решение тогда и только тогда, когда определитель матрицы системы равен нулю.
Фундаментальная система решений
Решения однородной системы обладают следующими свойствами. Если вектор = (α1, α2. ,αn) является решением системы (15.14), то и для любого числа k вектор k = (kα1, kα2. kαn) будет решением этой системы. Если решением системы (15.14) является вектор = (γ1, γ2, . ,γn), то сумма + также будет решением этой системы. Отсюда следует, что любая линейная комбинация решений однородной системы также является решением этой системы.
Как мы знаем из п. 12.2, всякая система n-мерных векторов, состоящая более чем из п векторов, является линейно зависимой. Таким образом, из множества векторов-решений однородной системы (15.14) можно выбрать базис, т.е. любой вектор-решение данной системы будет линейной комбинацией векторов этого базиса. Любой такой базис называется фундаментальной системой решений однородной системы линейных уравнений. Справедлива следующая теорема, которую мы приводим без доказательства.
ТЕОРЕМА 4. Если ранг r системы однородных уравнений (15.14) меньше числа неизвестных п, то всякая фундаментальная система решений системы (15.14) состоит из п — r решений.
Укажем теперь способ нахождения фундаментальной системы решений (ФСР). Пусть система однородных уравнений (15.14) имеет ранг r ¢ (x), получим вторую производную функции f(x).
т.е. y ¢¢ = (y ¢ ) ¢ или .
Этот процесс можно продолжить и далее, находя производные степени n.
.
Применение элементов линейной алгебры в экономике Использование алгебры матриц Использование элементов алгебры матриц является одним из основных методов решения многих экономических задач. Особенно этот вопрос стал актуальным при разработке и использовании баз данных: при работе с ними почти вся информация хранится и обрабатывается в матричной форме.
Модель Леонтьева многоотраслевой экономики Макроэкономика функционирования многоотраслевого хозяйства требует баланса между отдельными отраслями. Каждая отрасль, с одной стороны, является призводителем, а с другой — потребителем продукции, выпускаемой другими отраслями. Возникает довольно непростая задача расчета связи между отраслями через выпуск и потребление продукции разного вида. Впервые эта проблема была сформулирована в виде математической модели в 1936 г. в трудах известного американского экономиста В.В.Леонтьева, который попытался проанализировать причины экономической депрессии США 1929-1932 гг. Эта модель основана на алгебре матриц и использует аппарат матричного анализа.
Линейная модель торговли Одним из примеров экономического процесса, приводящего к понятию собственного числа и собственного вектора матрицы, является процесс взаимных закупок товаров. Будем полагать, что бюджеты п стран, которые мы обозначим соответственно x1, x2, … , xn расходуются на покупку товаров. Мы будем рассматривать линейную модель обмена, или, как ее еще называют, модель международной торговли.
📺 Видео
Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать
Решение систем уравнений. Метод Крамера для системы линейных уравнений с двумя неизвестными.Скачать
Урок СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ 7 КЛАСССкачать
Нелинейные уравнения с двумя переменными и их геометрический смысл. 9 класс.Скачать
7 класс, 37 урок, Системы двух линейных уравнения с двумя переменными. Основные понятияСкачать
Математика это не ИсламСкачать
Неравенства с двумя переменными. 9 класс.Скачать
ЛИНЕЙНОЕ УРАНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ — Как решать линейное уравнение // Алгебра 7 классСкачать
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. 6 класс.Скачать
Системы уравнений с двумя переменными. Алгебра 9 классСкачать
Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.Скачать
Система с тремя переменнымиСкачать
Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.Скачать