Какое уравнение имеет иррациональные корни

Алгебра

План урока:

Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Иррациональные уравнения

Ранее мы рассматривали целые и дробно-рациональные уравнения. В них выражение с переменной НЕ могло находиться под знаком радикала, а также возводиться в дробную степень. Если же переменная оказывается под радикалом, то получается иррациональное уравнение.

Приведем примеры иррациональных ур-ний:

Заметим, что не всякое уравнение, содержащее радикалы, является иррациональным. В качестве примера можно привести

Это не иррациональное, а всего лишь квадратное ур-ние. Дело в том, что под знаком радикала стоит только число 5, а переменных там нет.

Видео:Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Простейшие иррациональные уравнения

Начнем рассматривать способы решения иррациональных уравнений. В простейшем случае в нем справа записано число, а вся левая часть находится под знаком радикала. Выглядит подобное ур-ние так:

где а – некоторое число (константа), f(x) – рациональное выражение.

Для его решения необходимо обе части возвести в степень n, тогда корень исчезнет:

Получаем рациональное ур-ние, решать которые мы уже умеем. Однако есть важное ограничение. Мы помним, что корень четной степени всегда равен положительному числу, и его нельзя извлекать из отрицательного числа. Поэтому, если в ур-нии

n – четное число, то необходимо, чтобы а было положительным. Если же оно отрицательное, то ур-ние не имеет корней. Но на нечетные n такое ограничение не распространяется.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но квадратный корень (если быть точными, то арифметический квадратный корень) не может быть отрицательным. Поэтому ур-ние корней не имеет.

Ответ: корней нет.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число, но это не является проблемой, ведь кубический корень может быть отрицательным. Возведем обе части в куб:

Конечно, под знаком корня может стоять и более сложное выражение, чем (х – 5).

Пример. Найдите решение ур-ния

Решение. Возведем обе части в пятую степень:

х 2 – 14х – 32 = 0

Получили квадратное ур-ние, которое можно решить с помощью дискриминанта:

D = b 2 – 4ac = (– 14) 2 – 4•1•(– 32) = 196 + 128 = 324

Итак, нашли два корня: (– 2) и 16.

Несколько более сложным является случай, когда справа стоит не постоянное число, а какое-то выражение с переменной g(x). Алгоритм решения тот же самый – необходимо возвести в степень ур-ние, чтобы избавиться от корня. Но, если степень корня четная, то необходимо проверить, что полученные корни ур-ния не обращают правую часть, то есть g(x), в отрицательное число. В противном случае их надо отбросить как посторонние корни.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Возводим обе части во вторую степень:

х – 2 = х 2 – 8х + 16

D = b 2 – 4ac = (– 9) 2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9

Получили два корня, 3 и 6. Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного ур-ния (х – 4):

при х = 3 х – 4 = 3 – 4 = – 1

при х = 6 6 – 4 = 6 – 4 = 2

Корень х = 3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х = 6.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Здесь используется кубический корень, а потому возведем обе части в куб:

3х 2 + 6х – 25 = (1 – х) 3

3х 2 + 6х – 25 = 1 – 3х + 3х 2 – х 3

Получили кубическое ур-ние. Решить его можно методом подбора корня. Из всех делителей свободного коэффициента (– 26) только двойка обращает ур-ние в верное равенство:

Других корней нет. Это следует из того факта, что функция у = х 3 + 9х – 26 является монотонной.

Заметим, что если подставить х = 2 в левую часть исходного ур-ния 1 – х, то получится отрицательное число:

при х = 2 1 – х = 1 – 2 = – 1

Но означает ли это, что число 2 НЕ является корнем? Нет, ведь кубический корень вполне может быть и отрицательным (в отличие от квадратного). На всякий случай убедимся, что двойка – это действительно корень исходного уравнения:

Видео:Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shortsСкачать

Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shorts

Уравнения с двумя квадратными корнями

Ситуация осложняется, если в ур-нии есть сразу два квадратных корня. В этом случае их приходится убирать последовательно. Сначала мы переносим слагаемые через знак «=» таким образом, чтобы слева остался один из радикалов и ничего, кроме него. Возводя в квадрат такое ур-ние, мы избавимся от одного радикала, после чего мы получим более простое ур-ние. После получения всех корней надо проверить, какие из них являются посторонними. Для этого их надо просто подставить в исходное ур-ние.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Перенесем вправо один из корней:

Возведем обе части в квадрат. Обратите внимание, что левый корень при этом исчезнет, а правый – сохранится:

Теперь снова перемещаем слагаемые так, чтобы в одной из частей не осталось ничего, кроме корня:

Снова возведем ур-ние в квадрат, чтобы избавиться и от второго корня:

(2х – 4) 2 = 13 – 3х

4х 2 – 16х + 16 = 13 – 3х

4х 2 – 13х + 3 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 13) 2 – 4•4•3 = 169 –48 = 121

Имеем два корня: 3 и 0,25. Но вдруг среди них есть посторонние? Для проверки подставим их в исходное ур-ние. При х = 0,25 имеем:

Получилось ошибочное равенство, а это значит, что 0,25 не является корнем ур-ния. Далее проверим х = 3

На этот раз получилось справедливое равенство. Значит, тройка является корнем ур-ния.

Видео:Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.

Введение новых переменных

Предложенный метод последовательного исключения радикалов плохо работает в том случае, если корни не квадратные, а имеют другую степень. Рассмотрим ур-ние

Последовательно исключить корни, как в предыдущем примере, здесь не получится (попробуйте это сделать самостоятельно). Однако помочь может замена переменной.

Для начала перепишем ур-ние в более удобной форме, когда вместо корней используются степени:

х 1/2 – 10х 1/4 + 9 = 0

Теперь введем переменную t = x 1/4 . Тогда х 1/2 = (х 1/4 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид

Это квадратное ур-ние. Найдем его корни:

D = b 2 – 4ac = (– 10) 2 – 4•1•9 = 100 – 36 = 64

Получили два значения t. Произведем обратную замену:

х 1/4 = 1 или х 1/4 = 9

Возведем оба ур-ния в четвертую степень:

(х 1/4 ) 4 = 1 4 или (х 1/4 ) 4 = 3 4

х = 1 или х = 6561

Полученные числа необходимо подставить в исходное ур-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями:

В обоих случаях мы получили верное равенство 0 = 0, а потому оба числа, 1 и 6561, являются корнями ур-ния.

Пример. Решите ур-ние

х 1/3 + 5х 1/6 – 24 = 0

Решение. Произведем замену t = x 1/6 , тогда х 1/3 = (х 1/6 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид:

Его корни вычислим через дискриминант:

D = b 2 – 4ac = 5 2 – 4•1•(– 24) = 25 + 96 = 121

Далее проводим обратную заменуx 1/6 = t:

х 1/6 = – 8 или х 1/6 = 3

Первое ур-ние решений не имеет, а единственным решением второго ур-ния является х = 3 6 = 729. Если подставить это число в исходное ур-ние, то можно убедиться, что это не посторонний корень.

Видео:Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Замена иррационального уравнения системой

Иногда для избавления от радикалов можно вместо них ввести дополнительные переменные и вместо одного иррационального ур-ния получить сразу несколько целых, которые образуют систему. Это один из самых эффективных методов решения иррациональных уравнений.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Заменим первый корень буквой u, а второй – буквой v:

Исходное ур-ние примет вид

Если возвести (1) и (2) в куб и квадрат соответственно (чтобы избавиться от корней), то получим:

Ур-ния (3), (4) и (5) образуют систему с тремя неизвестными, в которой уже нет радикалов:

Попытаемся ее решить. Сначала сложим (4) и (5), ведь это позволит избавиться от переменной х:

(х + 6) + (11 – х) = u 3 + v 2

из (3) можно получить, что v = 5 – u. Подставим это в (6) вместо v:

17 = u 3 + (5 – u) 2

17 = u 3 + u 2 – 10u + 25

u 3 + u 2 – 10u + 8 = 0

Получили кубическое ур-ние. Мы уже умеем решать их, подбирая корни. Не вдаваясь в подробности решения, укажем, что корнями этого ур-ния являются числа

подставим полученные значения в (4):

x + 6 = 1 3 или х + 6 = 2 3 или х + 6 = (– 4) 3

x + 6 = 1 или х + 6 = 8 или х + 6 = – 64

х = – 5 или х = 2 или х = – 70

Итак, нашли три возможных значения х. Но, конечно же, среди них могут оказаться посторонние корни. Поэтому нужна проверка – подставим полученные результаты в исходное ур-ние. При х = – 5 получим

Корень подошел. Проверяем следующее число, х = 2:

Корень снова оказался верным. Осталась последняя проверка, для х = – 70:

Итак, все три числа прошли проверку.

Видео:8 класс, 38 урок, Иррациональные уравненияСкачать

8 класс, 38 урок, Иррациональные уравнения

Уравнения с «вложенными» радикалами

Порою в ур-нии под знаком радикала стоит ещё один радикал. В качестве примера приведем такую задачу:

При их решении следует сначала избавиться от «внешнего радикала», после чего можно будет заняться и внутренним. То есть в данном случае надо сначала возвести обе части равенства в квадрат:

Внешний радикал исчез. Теперь будем переносить слагаемые, чтобы в одной из частей остался только радикал:

Хочется поделить полученное ур-ние (1) на х, однако важно помнить, что деление на ноль запрещено. То есть, если мы делим на х, то мы должны наложить дополнительное ограничение х ≠ 0. Случай же, когда х всё же равен нулю, мы рассматриваем отдельно. Для этого подставим х = 0 сразу в исходное ур-ние:

Получили верное рав-во, значит, 0 является корнем. Теперь возвращаемся к (1) и делим его на х:

Возводим в квадрат и получаем:

х 2 + 40 = (х + 4) 2

х 2 + 40 = х 2 + 8х + 16

И снова нелишней будет проверка полученного корня:

Видео:СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

Иррациональные неравенства

По аналогии с иррациональными ур-ниями иррациональными неравенствами называют такие нер-ва, в которых выражение с переменной находится под знаком радикала или возводится в дробную степень. Приведем примеры иррациональных нер-в:

Нет смысла решать иррациональные нер-ва, если есть проблемы с более простыми, то есть рациональными нер-вами, а также с их системами. Поэтому на всякий случай ещё раз просмотрите этот и ещё вот этот уроки.

Начнем с решения иррациональных неравенств простейшего вида, у которых в одной из частей стоит выражение под корнем, а в другой – постоянное число. Достаточно очевидно, что нер-во вида

Может быть справедливым только тогда, когда

То есть, грубо говоря, нер-ва можно возводить в степень. Однако при этом могут возникнуть посторонние решения. Дело в том, что нужно учитывать и тот факт, что подкоренное выражение должно быть неотрицательным в том случае, если степень корня является четной. Таким образом, нер-во

при четном n можно заменить системой нер-в

Пример. При каких значениях x справедливо нер-во

Решение. С одной стороны, при возведении нер-ва в квадрат мы получим такое нер-во:

х ⩽ – 5 (знак нер-ва изменился из-за того, что мы поделили его на отрицательное число)

Получили промежуток х∈(– ∞; – 5). Казалось бы, надо записать ещё одно нер-во

чтобы подкоренное выражение было неотрицательным. Однако сравните (1) и (2). Ясно, что если (1) выполняется, то справедливым будет и (2), ведь если какое-то выражение больше или равно двум, то оно автоматически будет и больше нуля! Поэтому (2) можно и не решать.

Теперь посмотрим на простейшие нер-ва с корнем нечетной степени.

Пример. Найдите решение нер-ва

Решение. Всё очень просто – надо всего лишь возвести обе части в куб:

x 2 – 7x– 8 2 – 7x– 8 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 7) 2 – 4•1•(– 8) = 49 + 32 = 81

Далее полученные точки отмечаются на координатной прямой. Они разобьют ее на несколько промежутков, на каждом из которых функция у =x 2 – 7x– 8 сохраняет свой знак. Определить же этот самый знак можно по направлению ветвей параболы, которую рисует схематично:

Видно, что парабола располагается ниже оси Ох на промежутке (– 1; 8). Поэтому именно этот промежуток и является ответом. Нер-во строгое, поэтому сами числа (– 1) и 8 НЕ входят в ответ, то есть для записи промежутка используются круглые скобки.

Обратите внимание: так как в исходном нер-ве используется корень нечетной (третьей) степени, то нам НЕ надо требовать, чтобы он был неотрицательным. Он может быть меньше нуля.

Теперь рассмотрим более сложный случай, когда в правой части нер-ва стоит не постоянное число, а некоторое выражение с переменной, то есть оно имеет вид

Случаи, когда n является нечетным числом, значительно более простые. В таких ситуациях достаточно возвести нер-во в нужную степень.

Пример. Решите нер-во

Решение.Слева стоит кубический корень, а возведем нер-во в третью степень (при этом мы используем формулу сокращенного умножения):

И снова квадратное нер-во. Найдем нули функции записанной слева, и отметим их на координатной прямой:

D = b 2 – 4ac = (– 1) 2 – 4•1•(– 2) = 1 + 8 = 9

Нер-во выполняется при х∈(– ∞; – 1)⋃(2; + ∞). Так как мы возводили нер-во в нечетную степень, то больше никаких действий выполнять не надо.

стоит корень четной степени, то ситуация резко осложняется. Его недостаточно просто возвести его в n-ую степень. Необходимо выполнение ещё двух условий:

f(x) > 0 (подкоренное выражение не может быть отрицательным);

g(x) > 0 (ведь сам корень должен быть неотрицательным, поэтому если g(x)будет меньше нуля, то решений не будет).

Вообще говоря, в таких случаях аналитическое решение найти возможно, но это тяжело. Поэтому есть смысл решить нер-во графически – такое решение будет более простым и наглядным.

Пример. Решите нер-во

Решение. Сначала решим его аналитически, без построения графиков. Возведя нер-во в квадрат, мы получим

х 2 – 10х + 21 > 0(1)

Решением этого квадратного нер-ва будет промежуток (– ∞;3)⋃(7; + ∞). Но надо учесть ещё два условия. Во-первых, подкоренное выражение должно быть не меньше нуля:

Во-вторых, выражение 4 – х не может быть отрицательным:

Получили ограничение 2,5 ⩽ х ⩽ 4, то есть х∈[2,5; 4]. С учетом того, что при решении нер-ва(1) мы получили х∈(– ∞;3)⋃(7; + ∞), общее решение иррационального нер-ва будет их пересечением, то есть промежутком [2,5; 3):

Скажем честно, что описанное здесь решение достаточно сложное для понимания большинства школьников, поэтому предложим альтернативное решение, основанное на использовании графиков. Построим отдельно графики левой и правой части нер-ва:

Видно, что график корня находится ниже прямой на промежутке [2,5; 3). Возникает вопрос – точно ли мы построили график? На самом деле с его помощью мы лишь определили, что искомый промежуток находится между двумя точками. В первой график корня касается оси Ох, а во второй точке он пересекается с прямой у = 4 – х. Найти координаты этих точек можно точно, если решить ур-ния. Начнем с первой точки:

Итак, координата х первой точки в точности равна 2,5. Для нахождения второй точки составим другое ур-ние:

Это квадратное ур-ние имеет корни 3 и 7 (убедитесь в этом самостоятельно). Число 7 является посторонним корнем:

Подходит только число 3, значит, вторая точка имеет координату х = 3, а искомый промежуток – это [2,5; 3).

Ещё тяжелее случаи, когда в нер-ве с корнем четной степени стоит знак «>», а не « 1/2 = х – 3

Видео:Иррациональные выражения в ЕГЭ✅Скачать

Иррациональные выражения в ЕГЭ✅

Как решать иррациональные уравнения. Примеры.

Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называт иррациональными.

Методы решения иррациональных уравнений, как правило, основаны на возможности замены (с помощью некоторых преобразований) иррационального уравнения рациональным уравнением, которое либо эквивалентно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. Чаще всего обе части уравнения возводят в одну и ту же степень. При этом получается уравнение, являющееся следствием исходного.

При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:

1) если показатель корня — четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательно; при этом значение корня также является неотрицательным (опредедение корня с четным показателем степени);

2) если показатель корня — нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак корня совпадает со знаком подкоренного выражения.

Пример 1. Решить уравнениеКакое уравнение имеет иррациональные корни

Возведем обе части уравнения в квадрат.
x 2 — 3 = 1;
Перенесем -3 из левой части уравнения в правую и выполним приведение подобных слагаемых.
x 2 = 4;
Полученное неполное квадратное уравнение имеет два корня -2 и 2.

Произведем проверку полученных корней, для этого произведем подстановку значений переменной x в исходное уравнение.
Проверка.
При x1 = -2 Какое уравнение имеет иррациональные корни— истинно:
При x2 = -2Какое уравнение имеет иррациональные корни— истинно.
Отсюда следует, что исходное иррациональное уравнение имеет два корня -2 и 2.

Пример 2. Решить уравнение Какое уравнение имеет иррациональные корни.

Это уравнение можно решить по такой же методике как и в первом примере, но мы поступим иначе.

Найдем ОДЗ данного уравнения. Из определения квадратного корня следует, что в данном уравнении одновременно должны выполнятся два условия:

а) x — 9Какое уравнение имеет иррациональные корни0;

xКакое уравнение имеет иррациональные корни9;

б) 1 — xКакое уравнение имеет иррациональные корни0;

-xКакое уравнение имеет иррациональные корни-1 ;

xКакое уравнение имеет иррациональные корни1.

ОДЗ данного уранения: xКакое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни.

Ответ: корней нет.

Пример 3. Решить уравнениеКакое уравнение имеет иррациональные корни=Какое уравнение имеет иррациональные корни+ 2Какое уравнение имеет иррациональные корни.

Нахождение ОДЗ в этом уравнении представляет собой достаточно трудную задачу. Возведем обе части уравнения в квадрат:
x 3 + 4x — 1 — 8Какое уравнение имеет иррациональные корни= x 3 — 1 + 4Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни+ 4x;
Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни=0;
x1=1; x2=0.
Произведя проверку устанавливаем, что x2=0 лишний корень.
Ответ: x1=1.

Пример 4. Решить уравнение x =Какое уравнение имеет иррациональные корни.

В этом примере ОДЗ найти легко. ОДЗ этого уравнения: xКакое уравнение имеет иррациональные корни[-1;Какое уравнение имеет иррациональные корни).

Возведем обе части этого уравнения в квадрат, в результате получим уравнение x 2 = x + 1. Корни этого уравнения:

x1 =Какое уравнение имеет иррациональные корни

x2 =Какое уравнение имеет иррациональные корни

Произвести проверку найденных корней трудно. Но, несмотря на то, что оба корня принадлежат ОДЗ утверждать, что оба корня являются корнями исходного уравнения нельзя. Это приведет к ошибке. В данном случае иррациональное уравнение равносильно совокупности двух неравенств и одного уравнения:

x + 1Какое уравнение имеет иррациональные корни0 и xКакое уравнение имеет иррациональные корни0 и x 2 = x + 1, из которой следует, что отрицательный корень для иррационального уравнения является посторонним и его нужно отбросить.

Ответ:Какое уравнение имеет иррациональные корни

Пример 5 . Решить уравнениеКакое уравнение имеет иррациональные корни+Какое уравнение имеет иррациональные корни= 7.

Возведем обе части уравнения в квадрат и выполним приведение подобных членов, перенес слагаемых из одной части равенства в другую и умножение обеих частей на 0,5. В результате мы получим уравнение
Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни= 12, (*) являющееся следствием исходного. Снова возведем обе части уравнения в квадрат. Получим уравнение (х + 5)(20 — х) = 144, являющееся следствием исходного. Полученное уравнение приводится к виду x 2 — 15x + 44 =0.

Это уравнение (также являющееся следствием исходного) имеет корни x1 = 4, х2 = 11. Оба корня, как показывает проверка, удовлетворяют исходному уравнению.

Замечание. При возведении уравнений в квадрат учащиеся нередко в уравнениях типа (*) производят перемножение подкоренных выражений, т. е. вместо уравненияКакое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни= 12, пишут уравнение Какое уравнение имеет иррациональные корни= 12. Это не приводит к ошибкам, поскольку уравнения являются следствиями уравнений. Следует, однако, иметь в виду, что в общем случае такое перемножение подкоренных выражений дает неравносильные уравнения.

В рассмотренных выше примерах можно было сначала перенести один из радикалов в правую часть уравнения. Тогда в левой части уравнения останется один радикал и после возведения обеих частей уравнения в квадрат в левой части уравнения получится рациональная функция. Такой прием (уединение радикала) довольно часто применяется при решении иррациональных уравнений.

Пример 6. Решить уравнениеКакое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни= 3.

Уединив первый радикал, получаем уравнение
Какое уравнение имеет иррациональные корни=Какое уравнение имеет иррациональные корни+ 3, равносильное исходному.

Возводя обе части этого уравнения в квадрат, получаем уравнение

x 2 + 5x + 2 = x 2 — 3x + 3 + 6Какое уравнение имеет иррациональные корни, равносильное уравнению

4x — 5 = 3Какое уравнение имеет иррациональные корни(*). Это уравнение является следствием исходного уравнения. Возводя обе части уравнения в квадрат, приходим к уравнению
16x 2 — 40x + 25 = 9(x 2 — Зх + 3), или

7x 2 — 13x — 2 = 0.

Это уравнение является следствием уравнения (*) (а значит, и исходного уравнения) и имеет корни. Первый корень x1 = 2 удовлетворяет исходному уравнению, а второй x2 =Какое уравнение имеет иррациональные корни— не удовлетворяет.

Заметим, что если бы мы сразу, не уединив один из радикалов, возводили обе части исходного уравнения в квадрат нам бы пришлось выполнить довольно громозкие преобразования.

При решении иррациональных уравнений, кроме уединения радикалов используют и другие методы. Рассмотрим пример использования метода замены неизвестного (метод введения вспомогательной переменной).

Пример 7. Решить уравнение 2x 2 — 6x +Какое уравнение имеет иррациональные корни+ 2 = 0.

Введем вспомогательную переменную. Пусть y =Какое уравнение имеет иррациональные корни, где yКакое уравнение имеет иррациональные корни0, тогда получим уравнение 2y 2 + y — 10 = 0;
y1 = 2; y2 = —Какое уравнение имеет иррациональные корни. Второй корень не удовлетворяет условию yКакое уравнение имеет иррациональные корни0.
Возвращаемся к x:
Какое уравнение имеет иррациональные корни= 2;
x 2 — 3x + 6 = 4;
x 2 -3x + 2 = 0;
x1 = 1; x2 = 2. Проверкой устанавливаем, что оба корня являются корнями иисходного уравнения.
Ответ: x1 = 1; x2 = 2.

Пример 8. Решить уравнениеКакое уравнение имеет иррациональные корни+Какое уравнение имеет иррациональные корни=Какое уравнение имеет иррациональные корни

ПоложимКакое уравнение имеет иррациональные корни= t, Тогда уравнение примет вид t +Какое уравнение имеет иррациональные корни=Какое уравнение имеет иррациональные корниоткуда получаем следствие: 2t 2 — 5t + 2 = 0 Решая это квадратное уравнение, находим два корня: t1 = 2 t2 =Какое уравнение имеет иррациональные корни. Задача сводится теперь к решению следующих двух уравнений:
Какое уравнение имеет иррациональные корни= 2,(*)Какое уравнение имеет иррациональные корни=Какое уравнение имеет иррациональные корни(**)

Возводя обе части уравнения (*) в куб, получаем 12 — 2x = 8x — 8; x1 = 2.

Аналогично, решив (**), находим x2 =Какое уравнение имеет иррациональные корни.

Оба найденных корня удовлетворяют исходному уравнению, так как в процессе решения мы использовали (кроме замены неизвестного) только преобразование вида [f(x) = g(x)]Какое уравнение имеет иррациональные корни[f n (x) = g n (x)], а при таком преобразовании, как было отмечено выше, получается равносильное уравнение.

Ответ: х1 = 2, x2 =Какое уравнение имеет иррациональные корни.

Видео:Решите уравнение с корнями ★ Иррациональное уравнениеСкачать

Решите уравнение с корнями ★ Иррациональное уравнение

Иррациональные уравнения в математике с примерами решения и образцами выполнения

Задача:

В треугольнике ABC (рис. 75):

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корни

AD = 2 см, DC = 5 см,
АВ + ВС = 9 см.
Найти BD.

Решение:

Пусть длина отрезка BD равна х см. Тогда

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Получилось уравнение, в котором неизвестное входит в подкоренное выражение. Такое уравнение называется иррациональным. Решение этого уравнения приведено на странице 310.

Определение:

Уравнение, в котором неизвестное входит в какое-либо выражение, стоящее под знаком корня, называется иррациональным.

Во многих случаях иррациональное уравнение, как это ниже показано на примерах, может быть преобразовано в рациональное, являющееся его следствием. Но прежде чем показать это на примерах, мы изложим предварительные сведения, необходимые для понимания процесса решения иррациональных уравнений.

1. Всякий корень четной степени из положительного числа, входящий в иррациональное уравнение, мы будем считать, как и раньше, арифметическим. Поясним это. Если А > 0 и в иррациональное уравнение входит Какое уравнение имеет иррациональные корни, то всегда будем считать, что

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Принимая во внимание сказанное выше, мы должны считать, что, например, уравнение

Какое уравнение имеет иррациональные корни

не имеет корней. Действительно,

при Какое уравнение имеет иррациональные корни
при Какое уравнение имеет иррациональные корни
при Какое уравнение имеет иррациональные корни— мнимое число.

Таким образом, Какое уравнение имеет иррациональные корниникогда не может равняться числу — 1, а это и значит, что уравнение

Какое уравнение имеет иррациональные корни

корней не имеет.

Было бы ошибкой считать число 4 корнем уравнения Какое уравнение имеет иррациональные корни, так как Какое уравнение имеет иррациональные корни. Аналогично можно убедиться, что ни одно из следующих уравнений Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корнитакже не имеет корней.

Теорема:

Если обе части уравнения А=В возвысить в квадрат, то полученное уравнение Какое уравнение имеет иррациональные корнибудет иметь своими корнями все корни данного уравнения А = В и корни уравнения А = — В, (Уравнение А = —В будем называть сопряженным уравнению А = В.) Но прежде чем доказывать эту теорему, поясним ее содержание на примере. Рассмотрим уравнение х + 1 = 5 и уравнение, ему сопряженное, т. е. х + 1 = —5. У первого уравнения имеется единственный корень 4, а у второго —6. Возведя левую и правую части уравнения х + 1 = 5 в квадрат, получим, что Какое уравнение имеет иррациональные корни

Решив это уравнение, убедимся, что его корнями будут числа 4 и — 6, т. е. только корни данного уравнения х + 1 = 5 и сопряженного ему уравнения х + 1 = —5 .

Как раз в этом и заключается смысл сформулированной выше теоремы.

Доказательство:

Уравнение Какое уравнение имеет иррациональные корниравносильно уравнению Какое уравнение имеет иррациональные корни, или уравнению Какое уравнение имеет иррациональные корни. Но. это последнее уравнение удовлетворяется как при А = В, так и при А = — В и никогда больше. Теорема доказана.

Следствие:

Из доказанной теоремы вытекает, что при переходе от уравнения А = В к уравнению Какое уравнение имеет иррациональные корнипотери корней не произойдет, но могут появиться посторонние корни, а именно корни уравнения
А = —В.

Если окажется, что уравнение А = — В не имеет корней, то не появляется и посторонних корней.

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Видео:Рациональные и иррациональные числа за 5 минутСкачать

Рациональные и иррациональные числа за 5 минут

Иррациональные уравнения, содержащие только один радикал

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Уединив корень, получим:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Возведем обе части этого уравнения в квадрат. В результате получим рациональное уравнение

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Решив последнее уравнение, получим, что

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Теперь необходимо проверить, являются ли числа 6 и 1 корня-ми данного уравнения. Проверка показывает, что число 6 является корнем уравнения Какое уравнение имеет иррациональные корни, а число 1 его корнем не является. Мы возводили в квадрат левую и правую части уравнения Какое уравнение имеет иррациональные корни. Значит, число 1 есть корень сопряженного уравнения, т. е. уравнения

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Итак, иррациональное уравнение

Какое уравнение имеет иррациональные корни

имеет лишь один корень, равный числу 6.

Возьмем еще одно уравнение, содержащее только один радикал, а именно:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Здесь корень уже уединен. Поэтому, возведя обе части уравнения в квадрат, получим:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Проверка показывает, что число 105 является корнем данного уравнения. Здесь мы не получили постороннего корня, потому что сопряженное уравнение, т. е. уравнение Какое уравнение имеет иррациональные корни, корней не имеет.

Примеры:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Проверка показывает, что оба числа 5 и —55 являются корнями уравнения

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Значит, сопряженное уравнение, т. е. уравнение

Какое уравнение имеет иррациональные корни

корней не имеет.

Видео:ЕГЭ по математике // Задание 5, 7 // Иррациональное уравнениеСкачать

ЕГЭ по математике // Задание 5, 7 // Иррациональное уравнение

Уравнения, содержащие два квадратных радикала

Пример:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Уединим один из корней:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Возведем в квадрат левую и правую части последнего уравнения:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Уединим один оставшийся корень:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Проверкой устанавливаем, что данное уравнение Какое уравнение имеет иррациональные корниимеет только один корень, равный числу 20.

Пример:

В качестве второго примера решим уравнение

Какое уравнение имеет иррациональные корни

составленное по условиям задачи, поставленной в начале настоящей главы.

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Легко убедиться, что оба числа Какое уравнение имеет иррациональные корниявляются корнями уравнения Какое уравнение имеет иррациональные корни. Но мы знаем, что не всякий корень уравнения, составленного по условиям задачи, обязательно должен являться и решением самой задачи. В данном случае решением задачи будет только положительный корень Какое уравнение имеет иррациональные корни. Значит, искомая высота BD треугольника ABC будет равна Какое уравнение имеет иррациональные корнисм.

Пример:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Уединим один из корней: Какое уравнение имеет иррациональные корни

Возведем в квадрат левую и правую части этого уравнения:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Последнее уравнение корней не имеет, ибо его левая часть есть отрицательное число, а правая часть ни при каком значении х не может быть числом отрицательным. Значит, и первоначальное уравнение корней не имеет.

Видео:ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнемСкачать

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА неравенства с корнем

Искусственные приемы решения иррациональных уравнений

Пример:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Примем Какое уравнение имеет иррациональные корниновое неизвестное и положим, что Какое уравнение имеет иррациональные корниТогда Какое уравнение имеет иррациональные корнии данное уравнение примет вид: ^-3(/ + 2 = 0.

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Отсюда Какое уравнение имеет иррациональные корни

Приняв Какое уравнение имеет иррациональные корни, получим, что Какое уравнение имеет иррациональные корни

Приняв затем Какое уравнение имеет иррациональные корни. получим, что Какое уравнение имеет иррациональные корни. Оба числа 8 и 1 являются корнями данного уравнения.

Пример:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Положим, что Какое уравнение имеет иррациональные корниТогда Какое уравнение имеет иррациональные корнии Какое уравнение имеет иррациональные корниОтносительно нового неизвестного у данное уравнение примет вид:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Освободившись от корня, получим:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Отсюда Какое уравнение имеет иррациональные корни

Значение Какое уравнение имеет иррациональные корниследует отбросить, так как буквой у мы
обозначили Какое уравнение имеет иррациональные корникоторый отрицательных значений принимать не может.

Взяв у = 2 и подставив это значение неизвестного у в уравнение Какое уравнение имеет иррациональные корниполучим Какое уравнение имеет иррациональные корниили Какое уравнение имеет иррациональные корниОткуда Какое уравнение имеет иррациональные корни

Числа 0 и 2 являются корнями первоначального уравнения. Других действительных корней данное уравнение не имеет.

Пример:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Подстановкой убеждаемся, что 1 не есть корень данного уравнения. Поэтому, разделив обе части уравнения на Какое уравнение имеет иррациональные корниполучим уравнение

Какое уравнение имеет иррациональные корни

После сокращения последнее уравнение принимает вид:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Обозначив Какое уравнение имеет иррациональные корничерез у, получим:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Составим производную пропорцию, воспользовавшись тем, что сумма членов первого отношения так относится к их разности, как сумма членов второго отношения к их разности. Получим, что

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Видео:Система иррациональных уравнений #1Скачать

Система иррациональных уравнений #1

Способ решения иррационального уравнения с помощью системы рациональных уравнений

Решение всякого иррационального уравнения можно свести к решению соответствующей системы рациональных уравнений. Общий метод, позволяющий это сделать, покажем на примерах.

1. Решить уравнение

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Пользуясь тем, что

Какое уравнение имеет иррациональные корни

и тем, что Какое уравнение имеет иррациональные корниполучим уравнение

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Отсюда 1) аb = 6 и 2) аb = 44.

Теперь остается решить две системы:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Первая система дает а = 2, b = 3 и а = 3, b = 2.
Вторая система действительных решений не имеет.

Пользуясь, например, уравнением Какое уравнение имеет иррациональные корнии полученными значениями неизвестного а, найдем действительные корни данного иррационального уравнения:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

2. Решить уравнение:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корни

или равносильную ей систему:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Отсюда а = 6.

Из уравнения Какое уравнение имеет иррациональные корнинаходим, что х = 29.

3. Решить уравнение:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Из последних двух равенств будем иметь:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корни

илн равносильную ей систему:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Пользуясь уравнением Какое уравнение имеет иррациональные корнии найденными значениями неизвестного а, найдем корни первоначального уравнения:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Видео:Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Избавление от иррациональности. 8 класс.Скачать

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Избавление от иррациональности. 8 класс.

Дополнение к иррациональным уравнениям и примеры с решением

Уравнения, в которых переменная находится под знаком корня, называются иррациональными. Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального уравнения к рациональному путем возведения обеих частей уравнения в степень, равную показателю степени корня. Если показатель степени четный, то необходимо либо предварительно выписывать ограничения: подкоренное выражение должно быть неотрицательным, выражение, равное арифметическому корню, также должно быть неотрицательным, т. к. в четную степень без приобретения посторонних корней можно возводить только неотрицательные выражения, либо делать проверку полученных решений.

Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни

Этот материал взят со страницы решения задач по математике:

Возможно вам будут полезны эти страницы:

Видео:Иррациональное уравнение 1 задание ЕГЭ профильная математикаСкачать

Иррациональное уравнение 1 задание ЕГЭ профильная математика

Уравнения, содержащие знак модуля

1.Методы решения иррациональных уравнений, как правило, основаны на возможности замены (с помощью некоторых преобразований) иррационального уравнения рациональным уравнением, которое либо равносильно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. Чаще всего обе части уравнения возводят в одну и ту же степень. При этом получается уравнение, являющееся следствием исходного.

При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:

1) если показатель радикала — четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательным; при этом значение радикала также является неотрицательным;

2) если показатель радикала — нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак радикала совпадает со знаком подкоренного выражения.

Рассмотрим уравнение вида

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Если Какое уравнение имеет иррациональные корнито уравнение (1) не имеет корней, так как левая часть уравнения (1) не может принимать отрицательные значения ни при каких значениях Какое уравнение имеет иррациональные корни.

Если же Какое уравнение имеет иррациональные корнито при возведении обеих частей уравнения (1) в квадрат получим равносильное уравнение. Таким образом, уравнение (1) равносильно системе

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Замечание:

При решении уравнения (1) нет необходимости предварительно находить ОДЗ левой части (1), решая неравенство Какое уравнение имеет иррациональные корникоторое может оказаться довольно сложным. Достаточно найти корни уравнения (2) и, не прибегая к непосредственной подстановке этих корней в уравнение (1), выяснить, какие из найденных корней удовлетворяют неравенству (3). Эти корни, и только они, являются корнями уравнения (1).

2.Из определения модуля (абсолютной величины) числа следует, что

1)Какое уравнение имеет иррациональные корни

2) Какое уравнение имеет иррациональные корни

3) если Какое уравнение имеет иррациональные корнии Какое уравнение имеет иррациональные корни— произвольные точки числовой оси, то расстояние между ними равно Какое уравнение имеет иррациональные корни

Пример:

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Решение:

Уравнение (4) равносильно системе

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Уравнение (5), равносильное каждому из уравнений Какое уравнение имеет иррациональные корниимеет корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корнииз которых лишь корень Какое уравнение имеет иррациональные корниудовлетворяет условию (6).

Ответ. Какое уравнение имеет иррациональные корни

Пример:

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Решение:

Возведя обе части уравнения (7) в квадрат, получим уравнение

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

равносильное (7), так как обе части уравнения (7) неотрицательны. Уравнение (8) равносильно уравнению

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Возведя в квадрат обе части уравнения (9), получим уравнение

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

которое имеет корни Какое уравнение имеет иррациональные корни

Заметим, что уравнение (11) является следствием уравнения (7), так как Какое уравнение имеет иррациональные корниЧисло Какое уравнение имеет иррациональные корни— корень уравнения (7), а число Какое уравнение имеет иррациональные корни— посторонний корень для уравнения (7): при Какое уравнение имеет иррациональные корнилевая часть уравнения (7) больше четырех.

Ответ. Какое уравнение имеет иррациональные корни

В рассмотренном примере можно было сначала перенести один из радикалов в правую часть уравнения (метод уединения радикала), а затем возвести обе части полученного уравнения в квадрат.

Воспользуемся этим приемом при решении следующего примера.

Пример:

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Решение:

Применив метод уединения радикала, получим уравнение

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

равносильное уравнению (12).

Заметим, что нет необходимости находить ОДЗ уравнения (13), но следует обратить внимание на подкоренные выражения. Если ввести новое неизвестное (выполнить замену переменной), полагая Какое уравнение имеет иррациональные корни, то уравнение (13) примет вид

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

При Какое уравнение имеет иррациональные корни(в ОДЗ уравнения (14)) это уравнение равносильно каждому из уравнений

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Корни Какое уравнение имеет иррациональные корнии Какое уравнение имеет иррациональные корниуравнения (15) удовлетворяют условию Какое уравнение имеет иррациональные корнии поэтому являются корнями уравнения (14).

Если Какое уравнение имеет иррациональные корнито Какое уравнение имеет иррациональные корниоткуда Какое уравнение имеет иррациональные корниЕсли Какое уравнение имеет иррациональные корнито Какое уравнение имеет иррациональные корниоткуда Какое уравнение имеет иррациональные корни

Ответ. Какое уравнение имеет иррациональные корни

В примерах 1-3 был использован метод возведения обеих частей уравнения в квадрат. В отдельных случаях применяются другие приемы, которые могут оказаться более эффективными.

Пример:

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Решение:

Положим Какое уравнение имеет иррациональные корнитогда Какое уравнение имеет иррациональные корнии уравнение (16) примет вид

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Уравнение (17) равносильно каждому из уравнений

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Используя тождество Какое уравнение имеет иррациональные корнизапишем уравнение (18) в виде

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Так как Какое уравнение имеет иррациональные корнито уравнение (18) и равносильное ему уравнение (19) можно записать в виде Какое уравнение имеет иррациональные корниоткуда Какое уравнение имеет иррациональные корнит. е.Какое уравнение имеет иррациональные корни

Ответ. Какое уравнение имеет иррациональные корни

Пример:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Решение:

Полагая Какое уравнение имеет иррациональные корнипреобразуем уравнение к виду

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Уравнение (20) имеет корни Какое уравнение имеет иррациональные корниЕсли Какое уравнение имеет иррациональные корнито Какое уравнение имеет иррациональные корниоткуда Какое уравнение имеет иррациональные корниЕсли Какое уравнение имеет иррациональные корнито Какое уравнение имеет иррациональные корниоткуда Какое уравнение имеет иррациональные корни

Оба найденных корня являются корнями исходного уравнения, так как в процессе решения было использовано (наряду с заменой неизвестного) только преобразование вида Какое уравнение имеет иррациональные корнипри котором получается равносильное уравнение.

Ответ. Какое уравнение имеет иррациональные корни

Пример:

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Решение:

Так как Какое уравнение имеет иррациональные корнии Какое уравнение имеет иррациональные корни— это расстояния от искомой точки Какое уравнение имеет иррациональные корнидо точек Какое уравнение имеет иррациональные корнии Какое уравнение имеет иррациональные корнисоответственно, то из равенства (21) следует, что искомая точка Какое уравнение имеет иррациональные корнинаходится на одинаковом расстоянии от точек Какое уравнение имеет иррациональные корнии Какое уравнение имеет иррациональные корни. Таким образом, точка Какое уравнение имеет иррациональные корни— середина отрезка Какое уравнение имеет иррациональные корнии поэтому Какое уравнение имеет иррациональные корни

Ответ. Какое уравнение имеет иррациональные корни

Пример:

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Решение:

Полагая Какое уравнение имеет иррациональные корниполучаем уравнение

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Если Какое уравнение имеет иррациональные корнито (23) имеет вид Какое уравнение имеет иррациональные корниоткуда находим Какое уравнение имеет иррациональные корни

Поскольку при замене Какое уравнение имеет иррациональные корнина Какое уравнение имеет иррациональные корниуравнение (23) не меняется, число Какое уравнение имеет иррациональные корнитакже является корнем уравнения (23), а корни уравнения (2) — числа Какое уравнение имеет иррациональные корнии Какое уравнение имеет иррациональные корни

Ответ. Какое уравнение имеет иррациональные корни

Пример:

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Решение:

Положим Какое уравнение имеет иррациональные корнитогда уравнение (24) примет вид

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Решить уравнение (25) — значит найти все такие точки числовой оси Какое уравнение имеет иррациональные корни(рис. 8.1), для которых сумма расстояний от каждой из них до точек 1 и 3 равна 6. Заметим, что искомые точки лежат вне отрезка [1,3], так как сумма расстояний от любой точки отрезка до его концов равна 2.

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Пусть Какое уравнение имеет иррациональные корни— искомая точка, лежащая правее точки 3; Какое уравнение имеет иррациональные корни-расстоя-ние от точки Какое уравнение имеет иррациональные корнидо точки 3, Какое уравнение имеет иррациональные корни— сумма расстояний от точки Какое уравнение имеет иррациональные корнидо точек 3 и 1. Тогда Какое уравнение имеет иррациональные корниоткуда Какое уравнение имеет иррациональные корниа точке Какое уравнение имеет иррациональные корнисоответствует число Какое уравнение имеет иррациональные корниАналогично, корнем уравнения (25) является точка Какое уравнение имеет иррациональные корнинаходящаяся на расстоянии 2 от точки 1.

Таким образом, задача сводится к решению уравнений Какое уравнение имеет иррациональные корниПервое из них не имеет действительных корней, а второе имеет два корня.

Ответ. Какое уравнение имеет иррациональные корни

Пример:

Какое уравнение имеет иррациональные корниКакое уравнение имеет иррациональные корни

Решение:

Функция Какое уравнение имеет иррациональные корнименяет знак при Какое уравнение имеет иррациональные корниа функция Какое уравнение имеет иррациональные корни— при Какое уравнение имеет иррациональные корнии Какое уравнение имеет иррациональные корнипричем Какое уравнение имеет иррациональные корнипри Какое уравнение имеет иррациональные корнии Какое уравнение имеет иррациональные корниПоэтому

Какое уравнение имеет иррациональные корни

а уравнение (26), записанное без знака модуля на промежутках Какое уравнение имеет иррациональные корниравносильно совокупности следующих систем:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Первой из этих систем удовлетворяют все значения Какое уравнение имеет иррациональные корнииз промежутка Какое уравнение имеет иррациональные корнивторой системе — значение Какое уравнение имеет иррациональные корниостальные две системы не имеют решений.

Ответ. Какое уравнение имеет иррациональные корни

Решение иррациональных уравнений

Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни

Решение заданий и задач по предметам:

Дополнительные лекции по высшей математике:

Какое уравнение имеет иррациональные корни

Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни Какое уравнение имеет иррациональные корни

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

💡 Видео

Как считать корни? #shortsСкачать

Как считать корни? #shorts

Квадратный корень. 8 класс.Скачать

Квадратный корень. 8 класс.

Посторонние корни иррационального уравненияСкачать

Посторонние корни иррационального уравнения

Система иррациональных уравнений #3Скачать

Система иррациональных уравнений #3

«Иррациональное уравнение» #умскул #math #умскул_профильнаяматематика #аделияадамова #mathematicsСкачать

«Иррациональное уравнение» #умскул #math #умскул_профильнаяматематика #аделияадамова #mathematics
Поделиться или сохранить к себе: