Какие 2 неизвестных в сложном уравнении будущего цивилизации выделил автор

Видео:Линейное уравнение с двумя неизвестными.Скачать

Линейное уравнение с двумя неизвестными.

Какие 2 неизвестных в сложном уравнении будущего цивилизации выделил автор

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «наука». Какие два «неизвестных в сложном уравнении будущего цивилизации» выделил автор? Найдите в тексте характеристику каждого «неизвестного», объясняющую подобную оценку.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Производство знаний — процесс бесконечный. Вряд ли когда-либо наступят времена, когда мы получим ключ ко всем тайнам, разрешение одних загадок будет неизменно ставить перед учёными всё новые и новые. Но существует ли «чистое знание», стоящее вне добра и зла?

На протяжении всей истории становления и развития науки одни её достижения используются во вред, другие — на пользу человеку. Общеизвестна история создания и применения ядерного, химического, биологического оружия, ставшего причиной гибели миллионов. Таков пример аморального использования научного знания. Но другие открытия учёных помогают спасать жизни — так, использование методов генной инженерии в сельском хозяйстве позволило частично решить продовольственную проблему, чего невозможно было достичь обычными путями. Медицина также переходит на принципиально новый уровень.

Однако новые открытия ставят и новые проблемы, в том числе и морально-этического свойства. На заре атомной физики человеку казалось, что он может выступать в роли наблюдателя, который стоит вне исследуемой им и подвергающейся его воздействию Природы. Вскоре, когда стало ясно, что радиоактивное излучение смертельно опасно, пришло понимание, что человек не может отойти от природы на почтительное расстояние и отстранённо лицезреть происходящее, оставаясь вне зоны досягаемости. Но, осознав в той или иной мере свою неотделимость от природы, он всё же думает, что может защититься от нежелательных последствий своих манипуляций. Однако генная инженерия, например, т. е. прямое и ничем не контролируемое вмешательство в эволюцию живой материи, такой возможности, пусть даже косвенной, человеку не оставляет. Сегодня никто не может даже приблизительно оценить те последствия, которые повлечёт за собой размножение искусственно созданной живой материи. Таким образом, наука приобрела качественно новое, до сих пор неизвестное моральное измерение.

Вмешательство в эволюцию живого — не единственное неизвестное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, — речь идёт об информатизации

Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведёт к скорой смене цивилизационного развития. Дело в том, что в ближайшие 50—70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы — нефть, газ и уголь Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего.

Видео:Уравнение с двумя переменными и его график. Алгебра, 9 классСкачать

Уравнение с двумя переменными и его график. Алгебра, 9 класс

Образец выполнения заданий, связанных с анализом текста.

«Вмешательство в эволюцию живого – не единственное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, – речь идёт об информатизации. В конце ХХ столетия, когда заговорили о создании единого мирового информационного пространства, знания стали использоваться для наращивания экономической мощи. Появились «ноу-хау» — научные тайны, которые тщательно охраняются корпорациями и государством и зачастую направлены на достижение превосходства над другими народами. События последних лет наглядно демонстрируют, как, обладая высокими технологиями, сильные державы подавляют более слабые, навязывая им свою волю. Для подобных действий уже изобретён свой термин – «гуманитарная интервенция». Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведёт к скорой смене цивилизационного развития. Причина чисто экономическая и даже – энергетическая. Дело в том, что в ближайшие 50-70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы – нефть, газ, уголь. Какими бы хитроумными электронными системами управления ни был оснащён автомобиль, самолёт или океанский лайнер, принципиально ничего не изменится, поскольку в основе действия механизма всё равно останется двигатель внутреннего сгорания. Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего».

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ И ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ НА НИХ С КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНКИ.

1. Какие два ключевых процесса современной цивилизации назвал автор?

ОТВЕТ: Должны быть названы следующие процессы:

1) вмешательство в эволюцию живого; 2) информатизация.

Названы два процесса – 2 балла; назван один любой процесс – 1 балл;

ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл – 2 балла.

2. Какие проявления (последствия) создания единого мирового информационного пространства указал автор? Назовите любые три последствия.

ОТВЕТ: Могут быть указаны следующие последствия:

1) использование знаний для наращивания экономической мощи; 2) появление научных тайн, тщательно охраняемых корпорациями и государством; 3) развёртывание «гуманитарной интервенции»; 4) информационная революция.

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.

Названы три последствия – 2 балла; названы любые два последствия – 1 балл; Названо любое одно последствие, или ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл – 2 балла.

3. Какой прогноз развития человечества в XXI веке дал автор? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите другой пример, подтверждающий прогноз автора.

СОДЕРЖАНИЕ ВЕРНОГО ОТВЕТА И УКАЗАНИЯ К ЕГО ОЦЕНИВАНИЮ.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) прогноз, данный автором: «развитие человечества в XXI веке, скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы»;

2) пример, приведённый автором: какими бы хитроумными электронными системами ни был оснащён автомобиль, самолёт или океанский лайнер, принципиально ничего не изменится, поскольку в основе действия механизма всё равно останется двигатель внутреннего сгорания»;

3) собственный пример, допустим: сбои в снабжении электроэнергией мегаполисов (например, Москвы) вызывают транспортный коллапс.

Позиции 1) и 2) могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. Может быть приведён другой пример.

Даны авторский прогноз и пример, приведён собственный пример – 3 балла;

Даны авторский прогноз и пример, или дан авторский прогноз, приведён собственный пример, или приведены авторский и собственный примеры – 2 балла; дан авторский прогноз, или приведен авторский пример, или приведён собственный пример – 1 балл; ответ неправильный – 0 баллов.

4. Автор пишет о появившихся в современном мире научных тайнах, тщательно охраняющихся корпорациями и государством. Опираясь на текст, знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите два положительных и два отрицательных последствия существования подобных тайн.

СОДЕРЖАНИЕ ВЕРНОГО ОТВЕТА И УКАЗАНИЯ К ЕГО ОЦЕНИВАНИЮ.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) положительные последствия, например, контроль над открытиями и технологиями с трудно предсказуемыми последствиями применения; контроль над открытиями и технологиями, способными уничтожить жизнь на Земле;

2) отрицательные последствия, например, возможность сокрытия и последующего коммерческого использования открытий и технологий, способные победить неизлечимые пока болезни, продлить жизнь человека; возможность использования подобных тайн как средства навязывания политической воли.

Могут быть приведены другие положительные и отрицательные последствия.

Приведены два положительных и два отрицательных последствия – 3 балла;

Приведены два положительных и одно отрицательное последствие, или одно положительное и два отрицательных последствия – 2 балла; приведены два положительных или два отрицательных последствия, или приведено по одному положительному и отрицательному последствию – 1 балл; приведено одно положительное или одно отрицательное последствие, или ответ неверный – 0 баллов. Максимальный балл – 3 балла.

Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

кос по истории. Инструкция для экспертаэкзаменатора по процедуре оценки итоговых образовательных результатов по профессиональному модулю

НазваниеИнструкция для экспертаэкзаменатора по процедуре оценки итоговых образовательных результатов по профессиональному модулю
Дата21.11.2018
Размер320 Kb.
Формат файлаКакие 2 неизвестных в сложном уравнении будущего цивилизации выделил автор
Имя файлакос по истории.doc
ТипИнструкция
#57146
страница2 из 4
Подборка по базе: 2185_р от 26.10.2017 Инструкция(2).docx, Установка ОМП по прямой ссылке Андроид — инструкция.pdf, ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ.docx, 7. Инструкция по ПБ в автогараже.pdf, Приложение №1. Инструкция по делопроизводству кадровой службы..d, 22-ЭА-026_Приложение № 3_Содержание заявки на закупку и инструкц, СОЦИУМ инструкция.pdf, Долж инструкция Старший бухгалтер 3.docx, IV. Требование к содержанию, составу заявки инструкция по заполн, Должностная инструкция.docx

Превентивная дипломатия — это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты. В рамках превентивной дипломатии предусматривается возможность превентивного развертывания сил … в случае создания демилитаризованных зон. Кроме того, превентивное развертывание может быть использовано, когда какая-то страна ощущает угрозу и просит обеспечить соответствующее присутствие лишь с ее стороны границы. Способствование миру — это процесс урегулирования разногласий и разрешения проблем, которые ведут к конфликту, главным образом путем дипломатии, посреднической деятельности, переговоров или других форм мирного урегулирования.

Поддержание мира — предполагает ведение небоевых военных операций, которые предпринимаются с согласия воюющих сторон и предназначены для контроля и содействия заключению перемирия. Эти действия можно рассматривать как действия по поддержанию перемирия или соглашений по прекращению огня.

Принуждение к миру является формой боевого вооруженного вмешательства или его физической угрозы. Оно может проводиться в соответствии с решением мирового сообщества на использование военной силы с целью заставить участников конфликта согласиться с международными санкциями или резолюциями. Главная цель операций по принуждению к миру — сохранение или восстановление мира на условиях, определенных мировым сообществом. Вне зависимости от того, кто санкционировал проведение миротворческих операций, ее участники обязаны в полном объеме соблюдать положения международного права. В традиционной миротворческой операции статус войск в стране пребывания определяется соответствующим соглашением.

На основе текста, а также пользуясь своими знаниями по истории, ответьте на вопросы:

1. Назовите международную организацию, о которой идёт речь в тексте. Укажите год её создания.

2. Назовите основные цели и задачи данной организации (приведите не менее четырёх суждений).

3. Какой вид миротворческих операций является наиболее эффективным, в качестве пояснения приведите два метода данной операции в современной международной политике (приведите не менее трёх суждений).

Задание №1: Вариант 7 Прочитайте текст

Развитие современной науки Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика — взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология — взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира. Оказывается, что различные понятия и области вовсе не изолированы друг от друга какой-то резкой границей, а переплетаются друг с другом, пронизывают друг друга; они находятся в определенной функциональной связи друг с другом, что одно вытекает из другого как причина и следствие. Метафизический способ мышления ошибочно предполагает, что, например, необходимость радикально отличается от случайности, пространство — от времени и т.д., то есть что противоречия не являются функцией другого противоречия, а что оба они независимы друг от друга. Так мир рассекается метафизикой на массу не связанных друг с другом частей. В противоположность метафизике диалектика показывает, что все понятия взаимно обосновывают друг друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости, которую и необходимо вскрыть. (. ) Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (. ) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (. ) Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (. ) Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука — это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, выявляют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень. (И. Земан.)
На основе текста, а также пользуясь своими знаниями по истории, ответьте на вопросы:

1. Какой процесс происходит в современной науке? Чем он обусловлен? (приведите на менее трёх суждений)

2. Какой пример, свидетельствующий об объединении наук, приводит автор? С опорой на знания курса, сообщения СМИ и социальный опыт приведите два собственных примера сближения наук (приведите три суждения).

3. Автор пишет о создании машин для обработки информации, которые помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки. О переходе к какому типу общества свидетельствует данный факт? Укажите любые две специфические характеристики общества данного типа (приведите три суждения).
Задание №1: Вариант 8 Прочитайте текст

Производство знаний Производство знаний — процесс бесконечный. Вряд ли когда-либо наступят времена, когда мы получим ключ ко всем тайнам, разрешение одних загадок будет неизменно ставить перед учёными всё новые и новые. Но существует ли «чистое знание», стоящее вне добра и зла? На протяжении всей истории становления и развития науки одни её достижения используются во вред, другие — на пользу человеку.

Общеизвестна история создания и применения ядерного, химического, биологического оружия, ставшего причиной гибели миллионов. Таков пример аморального использования научного знания. Но другие открытия учёных помогают спасать жизни — так, использование методов генной инженерии в сельском хозяйстве позволило частично решить продовольственную проблему, чего невозможно было достичь обычными путями. Медицина также переходит на принципиально новый уровень. Однако новые открытия ставят и новые проблемы, в том числе и морально-этического свойства. На заре атомной физики человеку казалось, что он может выступать в роли наблюдателя, который стоит вне исследуемой им и подвергающейся его воздействию Природы.

Вскоре, когда стало ясно, что радиоактивное излучение смертельно опасно, пришло понимание, что человек не может отойти от природы на почтительное расстояние и отстранённо лицезреть происходящее, оставаясь вне зоны досягаемости. Но, осознав в той или иной мере свою неотделимость от природы, он всё же думает, что может защититься от нежелательных последствий своих манипуляций. Однако генная инженерия, например, т.е. прямое и ничем не контролируемое вмешательство в эволюцию живой материи, такой возможности, пусть даже косвенной, человеку не оставляет.

Сегодня никто не может даже приблизительно оценить те последствия, которые повлечёт за собой размножение искусственно созданной живой материи. Таким образом, наука приобрела качественно новое, до сих пор неизвестное моральное измерение. Вмешательство в эволюцию живого — не единственное неизвестное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, — речь идёт об информатизации Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведёт к скорой смене цивилизационного развития. Дело в том, что в ближайшие 50—70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы — нефть, газ и уголь Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего. (В. Садовничий)

На основе текста, а также пользуясь своими знаниями по истории, ответьте на вопросы:

1. Почему, по мнению автора, производство знаний — бесконечный процесс? Какую проблему, связанную с производством знаний в современном мире, поставил автор? (Приведите два суждения)

2. Какие два «неизвестных в сложном уравнении будущего цивилизации» выделил автор? Найдите в тексте характеристику каждого «неизвестного», объясняющую подобную оценку (приведите четыре суждения).

3. Предположите, какие принципы могут стать основой «морального измерения науки». Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три принципа (приведите три суждения).

Задание №1: Вариант 9 Прочитайте текст

Мировой социокультурный процесс Некоторые считают, что в сегодняшнем мире происходит становление “универсальной цивилизацией”. Термин подразумевает культурное объединение человечества и все возрастающее принятие людьми всего мира общих ценностей, верований, порядков, традиций и институтов. Во-первых, если универсальная цивилизация, общая для всего человечества, существует, то какими терминами нам тогда пользоваться для описания главных культурных общностей человечества, кроме “человеческая раса”? Человечество разделено на подгруппы – племена, национальности и этносы.

Если термин “цивилизация” поднять и распространить на все, что есть общего у человечества в целом, то нам придется изобретать новый термин для обозначения самых крупных общностей людей. Вацлав Гавел, например, утверждал, что “мы сейчас живем в одной глобальной цивилизации”. Во-вторых, термином “универсальная цивилизация” можно было бы обозначать то общее, что есть у цивилизованных обществ, например города и грамотность, то, что отличает их от примитивных обществ и варваров. Это узкое понимание термина времен 18 века, и в этом смысле универсальная цивилизация действительно зарождается, к огромному ужасу антропологов и всех остальных, кто наблюдает за исчезновением примитивных народов.

Цивилизация в этом смысле постоянно, в течение всей истории человечества, расширялась, и рост цивилизованности был вполне совместим с существованием множества цивилизаций. В-третьих, термин “универсальная цивилизация” может относиться к предположениям, ценностям и доктринам, которые сейчас разделяют многие на Западе и некоторые в других цивилизациях. Каждый год около тысячи бизнесменов, банкиров, правительственных чиновников, интеллектуалов и журналистов из десятков стран встречаются в Швейцарии на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Почти у всех этих людей есть университетские степени по точным наукам, общественным наукам, бизнесу, праву; они работают со словами и/или числами, довольно бегло говорят по-английски; работают на правительства, корпорации и академические учреждения, у которых сильны международные связи, и часто выезжают за пределы своей родной страны. Они, как правило, разделяют веру в индивидуализм, рыночную экономику и политическую демократию, что также широко распространено среди людей западной цивилизации. Люди из Давоса контролируют практически все международные институты, многие правительства мира, а также значительную долю мировой экономики и военного потенциала.

Таким образом, давосская культура крайне важна. Однако сколько человек по всему миру разделяют эту культуру? Вне Запада ее разделяют, пожалуй, менее 50 миллионов, или 1% мирового населения. Это далеко не универсальная цивилизация, и те лидеры, которые привержены давосской культуре, не обязательно прочно держат власть в руках в своих собственных обществах. В-четвертых, была выдвинута идея о том, что рост западных моделей потребления и популярной культуры по всему миру создает универсальную цивилизацию. Нововведения в одной цивилизации часто принимаются другими. За столетия, предшествующие нашему, западный мир не раз охватывало увлечение теми или иными атрибутами китайской или индийской культуры. В восемнадцатом веке предметы культурного импорта с Запада приобрели популярность в Китае и Индии, потому что они казались воплощением западного могущества. Выдвигаемый аргумент о том, что распространение по всему миру поп-культуры и потребительских товаров олицетворяет триумф западной цивилизации – это опошление западной культуры.

На основе текста, а также пользуясь своими знаниями по истории, ответьте на вопросы:

1. Каким термином определяется процесс, описанный в тексте? Назовите этап развития общества, в котором проявляется данный процесс.

2. Назовите не менее 3-х проблем, связанных с формированием «универсальной цивилизации»

3. На основе текста и исторических знаний назовите негативные проявления описанного в тексте процесса (назовите не менее четырёх суждений).

Задание №1: Вариант 10 Прочитайте текст

Новое искусство XXI века В ХХ веке в искусстве используются несуществующие ранее источники звука, цвета, света. В каждом доме, благодаря телевидению, видео, радио, могут услышать исполнение музыкальной классики Святославом Рихтером, увидеть шедевры лучших музеев мира, посмотреть кинофильмы и театральные постановки величайших режиссеров современности. Однако массовое производство и репродуцирование произведений искусства оборачивается появлением стандарта не только в материальной, но и духовной сфере, а это, в свою очередь, приводит к выработке усредненного вкуса.

Можете ли вы отличить в том потоке музыке, который обрушивается на вас ежедневно, художественное от нехудожественного, искусство от псевдоискусства, эрзац-культуры? Стандартизация вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. Искусство начинает подчиняться законам рынка, где создание художественных произведений зависит от спроса и предложения. Идет острая конкурентная борьба за зрителя, и не случайно мы говорим о целой системе ….. В …. доминируют чувственная экспрессия, получение удовольствия. Эту особенность духовной культуры подметил испанский культуролог ХХ века Х. Ортега-иГассет, предложивший концепцию элитарной и …. культур. Еще в средние века, когда общество было разделено на два социальных слоя — знатных и плебеев — существовало благородное искусство, которое было условным, идеалистическим, то есть художественным, и народное — реалистическое и сатирическое. “Новое искусство, — считает Ортега-и-Гассет, — разделяет публику на два класса — тех, кто понимает и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются.”

Другой современный мыслитель Г.Г. Гадамер размышляет о происхождении кича, “безвкусицы в искусстве”, относящейся к самым нижним пластам массовой культуры: “Человек в состоянии слышать только то, что он когда-то уже слышал. . Это равнозначно стремлению человека, усвоившего язык искусства, ощутить именно желанность его воздействия. Всякий кич содержит в себе это намерение, часто благое, и все же именно он и разрушает искусство.” В словарь: Этимология слова “кич” восходит к английскому “for the kitchen” — для кухни, немецкому музыкальному жаргону начала ХХ века “Kitch” — халтура. Законы “кичевого” искусства одни, будь то литература, музыка или кино: повторяемость, погоня за внешними эффектами и примитив с точки зрения содержания. Голландский культуролог Й. Хейзинга, подвергая критике современную культуру, считал, что механизация, погоня за эффектами и появление рынка в сфере искусства приводит к утрате игрового начала и кризисным явлениям в искусстве. Безусловно, …. имеет свои положительные моменты. Развлекая, доставляя чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако, произведения ….. или кича сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект.

На основе текста, а также пользуясь своими знаниями по истории, ответьте на вопросы:

1. Назовите тип культуры, описанный в тексте.

2. Найдите в тексте и назовите основополагающие черты типа культуры, описанного в тексте (приведите не менее трёх суждений).

3. Назовите негативные проявления типа культуры, описанного в тексте. Могут быть приведены конкретные примеры (приведите не менее трёх суждений).

4. Назовите основные позитивные проявления типа культуры, описанного в тексте. Могут быть приведены конкретные примеры (приведите не менее двух суждений)

Задание №1: Вариант 11 Прочитайте текст

Международное гуманитарное право Международное гуманитарное право состоит из двух разделов, именуемых «правом Гааги» и «правом Женевы». Исторически первичным является «право Гааги», или «право войны», которое устанавливает права и обязанности воюющих сторон при проведении боевых операций и ограничивает методы и средства нанесения ущерба противнику во избежание чрезмерных страданий, излишних, а равно и неоправданных военной необходимостью человеческих жертв и разрушений. Новый этап в развитии международного гуманитарного права, в основы которого были положены принципы и нормы человеческого измерения, наступил после принятия Устава ООН, поставившего войну вне закона.

На этот же период приходится интенсивное развитие женевского права, рождение нормативной базы которого обычно связывают с Женевской конвенцией от 22 августа 1864 года об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях во время сухопутной войны. Этим документом в международное право того времени вводился новый и очень важный принцип нейтральности медицинского персонала, согласно которому медицинская помощь должна оказываться всем пострадавшим участникам военных действий независимо от того, на чьей стороне они воевали. Был установлен принцип соблюдения строгого равновесия между требованиями гуманности и военной необходимости.

В современном виде женевское право, или собственно гуманитарное право. представляет собой систему принципов и норм, прямо направленных на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера. Международное гуманитарное право предоставляет защиту тем, кто не принимает участия в военных действиях, то есть гражданскому населению и медицинскому персоналу. Под его защитой также находятся лица, прекратившие участие в боевых действиях, а именно: раненные, потерпевшие кораблекрушение, больные и пленные. Женевское право запрещает нападать на лиц, находящихся под его покровительством, посягать на их физическую неприкосновенность, подвергать их оскорбительному и унижающему их достоинство обращению. Разработаны нормы о предоставлении военнопленным и задержанным в ходе конфликта лицам необходимого питания, жилья, судебных гарантий. По мере развития международного нормотворчества и принятия новых документов в области прав человека международное гуманитарное право обогащается принципами и нормами, гарантирующими индивиду право пользоваться основными правами и свободами в период вооруженных конфликтов, минимизируя бедствия, причиняемые вооруженными действиями и защищая человека от произвола и насилия. Для защиты прав человека важное значение имеет распространение действия международного гуманитарного права на вооруженные конфликты немеждународного характера, которые ограничены территорией одного государства и происходят между вооруженными силами и антиправительственными вооруженными группировками. (И.А Ледях)
На основе текста, а также пользуясь своими знаниями по истории, ответьте на вопросы:

1. Какие два раздела составляют международное гуманитарное право? Дайте им краткую характеристику (приведите три суждения).

2. Опираясь на текст, назовите любые три категории субъектов международного гуманитарного права, которым оно предоставляет защиту (приведите 4 суждения).

3. Автор текста показывает историю появления отдельных норм права в международном гуманитарном праве. Опираясь на текст, назовите три основополагающих документа, направленных на защиту прав человека.

Задание №2. 1. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

2. Приведите три примера технического прогресса в современном обществе.

3. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.

4. В решении глобальных проблем современности выделились два направления ученых: неомальтузианцы, полагающие, что рост человечества необходимо строго контролировать и ограничить потребности, и корнукопианцы, полагающие, что технический прогресс и открытия способны сделать ресурсы, необходимые для жизни людей, безграничными. Какую точку зрения вы поддерживаете и почему, приведите три аргумента.

5. Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

6. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

7. Современный мир не избавлен от ряда локальных войн, вооружённых конфликтов. Многие мыслители относят локальные войны современности к глобальным проблемам, угрозам, стоящим перед всем человечеством. Приведите три аргумента в обоснование приведённой позиции.

8. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

9. С помощью трёх примеров покажите проявление роли образования в жизни современного общества. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует.

10. Многие видные учёные и общественные деятели полагают, что ведущей ценностью современного общества является инновация. Основатель компании «Эппл» Стив Джобс говорил: «Инновация делает лидера». Приведите любые три аргумента в обоснование приведённой точки зрения.

11. Современный мир называют сетевым. Многие ученые отмечают, что символами современного мира и человека стали компьютер и Интернет. Сформулируйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни современного общества. Приведите два аргумента в её обоснование.

12. Назовите основные источники международного права и проиллюстрируйте каждый из них примером (ответ должен содержать три положения).

3.2.Инструмент оценки сформированности знаний:

— основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI в.);

— сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX — начале XXI в.;

— основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

— назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

— о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

— содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

Выберете правильный ответ

1. Затяжной экономический кризис 2008-2012 гг. привёл к дефолту одной из стран-участниц ЕС, это…

2.В мировой торговле для современной России характерна …. направленность экспорта

3.Одна из передовых стран мировой глобальной экономики, главным фактором экономической мощи которой являются высокие технологии и наукоёмкое производство —

4.Процесс формирования единой общемировой экономической системы называется… a. Глобализация

5.Экономическая организация, которая ведёт бизнес в разных регионах планеты, называется…

b. Транснациональная корпорация

6.Одна из основных социально-демографических тенденций современной Европы – a. Рост сельского населения

b. Старение населения

c. Рост молодёжи

d. Сокращение продолжительности жизни

7.Одна из основных социально-демографических тенденций современного мира –

a. Сокращение общей численности населения

b. Перенаселение планеты

c. Сокращение численности многодетных семей

d. Рост численности населения Европы

8.Для современного мира характерны миграционные потоки…

a. Из Азии и Африки в Европу

b. Из Северной Америки в Южную Америку

c. Из Азии в Африку

d. Из Европы в Азию

9.Современный этап развития стран Европы и Северной Америки —

10.Организация стран экспортёров нефти известна в мировой политике и экономике под аббревиатурой …

11.Россия вступила во всемирную торговую организацию в … году

12. Международная организация, созданная в 1995 г. с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов известна в мировой экономике под названием …

13.Старейшая международная организация, решающая экономические и финансовые споры как на межгосударственном, так и на частном уровне – это…

a. Международный уголовный суд

b. Европейский суд по правам человека

c. Международный арбитражный суд

d. Международный трибунал

14.Правящей партией в современной Китайской Народной Республике является…

a. Либеральная партия Китая

b. Коммунистическая партия Китая

c. Христианские демократы Китая

d. Социал-демократическая партия Китая

15.Бессменный лидер Ливии с 1969 г., глава Джамахирии, убитый в ходе гражданской войны в октябре 2011 г. …

a. Саддам Хусейн

b. Муаммар Каддафи

d. Хосни Мубарак

16.Официальной причиной вторжения сил США и их союзников в Ирак в 2003 г. стало утверждение представителей США о наличии на территории Ирака…

a. Штаб-квартиры террористической организации Аль-Каиды

b. Предприятий по разработке бактериологического и химического оружия

c. Атомных ракетоносителей

d. Предприятий по разработке атомного оружия

17.Примером локального конфликта в современной мировой истории является…

a. Чеченская война в России (1999 — 2009)

b. Ввод войск США и их союзников на территорию Ирака

c. Террористический акт в Беслане в 2004 г.

d. Волна революций, путчей, мятежей и гражданских войн в арабских государствах в 2010-2013 гг.

18.«Арабская весна» 2010-2013 гг. является примером …

a. Межгосударственного конфликта

b. Регионального конфликта

c. Локального конфликта

d. Межконфессионального конфликта

19.ООН оформилась в ….

a. Годы первой мировой войны

b. Годы второй мировой войны

c. Период Суэцкого кризиса

d. Период Карибского кризиса

20.Широкая кампания мирных протестов, митингов, пикетов, забастовок, которая происходила в ряде городов Украины с 22 ноября 2004 года по январь 2005 года, вошла в историю под названием…

a. Бархатная революция

b. Оранжевая революция

d. Зелёная улица

21.Один из самых разрушительных и кровопролитных терактов в истории США, связанный со взрывом Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, произошёл ….

a. 12 декабря 2004 г.

b. 9 сентября 1999 г.

c. 11 сентября 2001 г.

d. 2 сентября 2004 г.

22.Одной из главных причин Арабо-Израильского конфликта, развивающегося на протяжении 20 и 21 века стали….

a. Религиозные противоречия между иудеями и мусульманами, проживающими в приграничных территориях

b. Территориальные противоречия из-за спорной территории Палестины

c. Социально-экономические противоречия

d. Политико-правовые противоречия, связанные с образованием нового государства Израиль в 1948 г.

23.Примером межгосударственного конфликта в современной мировой истории является…

a. Чеченская война в России (1999 — 2009)

b. Террористический акт в Нью-Йорке в 2001 г..

c. Ввод войск США и их союзников на территорию Ирака

d. Арабо-Израильский конфликт

24.Конфликт в Северной Ирландии (Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии) имеет в своей основе территориальные и межнациональные противоречия и поэтому носит характер …

25.День 8 августа 2008 г. в современной мировой истории ознаменовался региональным конфликтом между…

a. Северной и Южной Осетией

b. Грузией и Северной Осетией

c. Грузией и Россией

d. Грузией и Южной Осетией

26.Концепция построения мировой политической системы в 21 веке на основе формирования единого политического пространства под властью европейских держав и США получила название….

a. Новый мировой порядок

c. Великая шахматная доска

27. Крах построения мультикультурного общества в современной Европе многие политологи связывают с трагическим событием…

a. Террористические акты в Норвегии 22 июля 2011 года в Осло и на острове Утойа

b. Террористический акт в Нью-Йорке в 2001 г.

c. Террористический акт 1 сентября 2004 г. в Беслане.

d. Ввод войск США и их союзников на территорию Ирака

28.В 2009 г. нобелевскую премию мира получил…

a. Альберт Гор — за изучение последствий глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человека

b. Международная организация «Врачи без границ» — за гуманитарную деятельность и помощь пострадавшим во время вооруженных конфликтов и от природных, техногенных катастроф

c. Барак Обама — за огромные усилия по укреплению международной дипломатии и сотрудничества между народами

d. Далай-Лама — за неустанную проповедь добросердечия, любви и терпимости в отношениях между отдельными людьми, сообществами и народами

29.Религиозное движение 20 и 21 века, направленное на слияние всех христианских конфессий в одну единую церковь, называется ….

30.К культурно-историческим объектам России, которые входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО относится…

a. Архитектурный ансамбль Погоста в Кижах

b. Валаамский архипелаг

c. Командорские острова

d. Магаданский заповедник

31. Московский Международный театральный фестиваль, который организуется 1 раз в 2 года, носит имя великого драматурга …

32.Международный кинофестиваль, главным призом которого является «Золотой медведь», ежегодно проходит в феврале в городе…

33.Культура, ценности которой создаются с целью коммерческой выгоды, — это…

a. Элитарная культура

b. Массовая культура

c. Народная культура

d. Молодёжная субкультура

34.К мировым религиям относится

35.Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует создание условий для реализации обучающимися своих интересов и дальнейших (послешкольных) жизненных планов?

36.Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует использование в учебном процессе мультимедийных обучающих программ?

37.Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует применение новейших средств информационной технологии в организации учебного процесса, обучении различным предметам?

38.О какой тенденции в развитии современного образования свидетельствует повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе?

39.Модернизация системы образования в России особое внимание школы, педагогов обращает на личность учащегося, его интересы, запросы, индивидуальные особенности. О какой тенденции развития российского образования идет речь?

40.В связи с подписанием Болонской конвенции высшая школа России перешла на двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратуру. Какую тенденцию в развитии образования иллюстрирует данный факт?

41.Творчество рок-группы U-2 основано на синтезе современной рок-музыки и традиционных кельтских мелодий. Группа проводит мировые турне и собирает на свои концерты 20-ти тысячные стадионы, имеет коммер­ческий успех. Данный пример позволяет проиллюстрировать взаимосвязь между такими формами культуры, как

a. массовая и элитарная

b. элитарная и народная

c. массовая и народная

d. традиционная и элитарная

42.Международная организация, структурная часть ООН, курирующая вопросы культуры, науки и образования –

43.Система международного права — это:

a. целостная правовая система, включающая в себя правовые системы государств, политические и дипломатические договоренности по международным правоотношениям;

b. международно-правовые обычаи и договоренности, принятые международным законодательством и исполняемые субъектами международных отношений;

c. совокупность взаимосвязанных отраслей международного права, объединенных общими принципами, а также имеющих свои принципы и подразделяющихся на институты и подотрасли, состоящие из действующих норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами;

44.Международное право регулирует:

a. отношения между гражданами и юридическими лицами разных государств;

b. межгосударственные отношения;

c. конфликтные межгосударственные отношения;

d. отношения, возникающие в период военного конфликта

45.Объектом международно-правого регулирования являются:

a. правоотношения между международными межправительственными и неправительственными организациями, государствами, нациями и народами;

b. публичные (межвластные) отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий;

c. отношения между субъектами, осуществляющими дипломатические и экономические связи,

d. частные отношения, возникающие между гражданами разных стран

46.Субъекты в международном праве — это:

b. транснациональные корпорации

c. межправительственные и неправительственные организации;

d. суверенные государства

47.Наиболее авторитетные международно-правовые документы, закрепляющие основные принципы международного права, —

это: a. Устав ООН

b. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

c. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.

d. Статут Международного суда ООН

48. Принцип территориальной целостности государств — это:

a. отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем;

b. запрещение насильственного захвата, присоединения или расчленения территории иностранного государства;

c. признание существующих границ,

d. признание права нации на исконные исторические территории.

49.Международно-правовой обычай — это:

a. сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер;

b. норма международной вежливости

c. неписанная норма права, соблюдение которой носит добровольный характер

d. источник права, который является приоритетным в международном гуманитарном праве.

50.Какие из перечисленных органов не входят в систему ООН:

a. Совет безопасности;

b. Экономический суд;

c. Всемирный почтовый союз;

51.Виды территорий, определяемые в международном праве:

a. государственная территория, территории с международным режимом, территории со смешанным режимом;

b. поверхность Земного шара и космических тел, поверхности под морями и другими водоемами;

c. открытые и закрытые территории, специализированные территории, территории с двойным режимом,

d. особо охраняемые природные территории.

52.Виды ответственности в международном праве:

a. политическая ответственность, уголовная ответственность, гражданско-правовая ответственность;

c. дипломатическая ответственность, консульская ответственность:

d. морально-этическая ответственность

53.Мирные средства разрешения международных споров:

a. мирные конференции и челночная дипломатия;

b. переговоры, консультации сторон, международный арбитраж, судебное разбирательство;

c. встречи «без галстука:

d. организация мирных парадов, акций протеста и митингов.

54.К видам преступлений против человечности относятся:

a. международный терроризм,

b. незаконный оборот наркотиков

c. применение оружия массового уничтожения

55.Под геноцидом в международном праве понимается:

a. бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления власти одной расовой группы;

b. действия, направленные на уничтожение расовой группы;

c. действия, направленные на уничтожение экологических систем и объектов

d. действия, которые могут привести к уничтожению человечества.

a. выдача преступника другому государству;

b. согласие на исполнение дипломатом его обязанностей;

c. доступ в открытые морские порты;

d. получение двойного гражданства.

57.Категории населения государства:

a. граждане, иностранцы, лица без гражданства;

b. мужское население, женское население, взрослые, подростки, дети;

c. совершеннолетние, несовершеннолетние,

d. дееспособные, недееспособные.

58.Какие споры вправе принимать к рассмотрению Международный Суд ООН:

a. экономические споры между государствами;

b. споры между государством и гражданином;

c. политические споры между государствами;

d. экономические споры между частной компанией и государством.

59.Правовой статус воздушного судна:

a. воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту управления им гражданами того или иного государства;

b. воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту использования воздушного пространства того или иного государства;

c. воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту его регистрации в том или ином государстве,

d. воздушное судно обладает национальной принадлежностью по факту производства его в той или иной стране.

60. Правовой статус космических объектов:

a. космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту государства постройки;

b. космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту национальной регистрации;

c. космический объект является общим наследием всего человечества и национальная юрисдикция на него не распространяется,

d. космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту использования космодрома, находящегося в той или иной стране.

61.При избрании непостоянных членов Совета Безопасности ООН учитываются следующие факторы:

a. степень участия государства в поддержании международного мира и безопасности; b. величина государственной территории;

c. принцип справедливого географического распределения

d. статус нейтрального государства.

62. Какой из органов ООН вправе принять решение о применении вооруженной силы ООН:

a. Генеральная Ассамблея;

b. Совет Безопасности;

c. Генеральный секретарь ООН

d. Специальное заседание СБСЕ.

63. Натурализация – это:

a. приобретение гражданства по рождению;

b. восстановление гражданства;

c. приобретение гражданства по ходатайству самого индивида,

d. приобретение гражданства по факту вступления в брак.

64. Резиденция Международных судебных органов располагаются в голландском городе…

65. Постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности, существующий с 2002 года – это…

a. Международный уголовный суд

b. Европейский суд по правам человека

c. Международный арбитражный суд

d. Международный трибунал

66.Механизм защиты прав человека реализует международная организация …

a. Европейский суд по правам человека

b. Международный уголовный суд

c. Международный арбитражный суд

d. Международный трибунал

67. Резиденция Европейского суда по правам человека располагается во французском городе…

d. Гаага
3.3.Критерии оценки показателей сформированности умений

Задание №1.

Вариант 2.

Примерное содержание ответа и указания к оцениваниюБаллы
Правильный ответ содержит два аргумента авторскому выводу о противоречивости современных процессов: Например, 1. Процессы глобализации и информатизации не только открывают новые возможности, но и повышают уязвимость человека, создают определённые вызовы. 2. В России, несмотря на определенные позитивные сдвиги в динамике макроэкономических показателей, не снижается острота таких проблем социальной сферы.Указаны два аргумента – 2 балла. Указан 1 аргумент – 1 балл.
Вопрос №2. Правильный ответ содержит пример взаимосвязи экономических гарантий как фактора экономического роста в стране: Например, 1.Низкий уровень зарплат в российской бюджетной сфере не может обеспечить стабильный рост спроса на товары народного потребления и таким образом тормозит развитие мелкого и среднего бизнеса в России. 2. Недостаточное развитие мелкого и среднего бизнеса в России создаёт ситуацию социальноэкономической нестабильности в стране.Указано одно суждение – – 1 балл
Вопрос №3. Правильный ответ содержит три суждения о мерах по социальной защищённости и развитию человеческих ресурсов страны: Например, 1. материнский капитал, направлен на социальную защиту матери и ребёнка, 2. Пенсионное обеспечение население, представляющее собой социальную гарантию защиты человека в старости, 3. Налоговые льготы и облегчённая процедура регистрации индивидуального предпринимательства направлены на расширение и развитияе мелкого частного бизнеса.Указаны три суждения – 3 балла, два суждения – 2, одно суждение – 1 балл.
Вопрос №4 Правильный ответ содержит три суждения о направлениях бюджетной политики РФ. Например, 1. Национальные проекты – «Образование», «Здравоохранение», 2. Поддержка молодых учёных – гранты и именные стипендии. 3. Государственная программа «Доступная среда» Допускаются иные формулировки и суждения, не искажающие суть социальной бюджетной политики РФ.Указаны три суждения – 3 балла, два суждения – 2, одно суждение – 1 балл.
Максимальное количество баллов за выполненную практическую работу – 9 баллов.
Примерное содержание ответа и указания к оцениваниюБаллы
Вопрос №1. Правильный ответ содержит четыре суждения. Например, 1. Доминирующий фактор – производство знаний. 2. Доля продаж «ноу-хау в экономике начинает превышать доли продукции производящего сектора экономики. 3. Сфера услуг превышает сферу производства. 4. Развитие Интернет. 5. «Кризис человека», связанный с ограниченными возможностями обработки возрастающего объёма информации.Указаны четыре суждения – 4 балла, указаны три суждения – 3 балла, указаны два суждения – 2 балла, указано одно суждение – 1 балл.

Вопрос №2. Правильный ответ содержит два суждения. Например, 1. Технотронное. 2. Постиндустриальное.

Указаны два суждения – 2 балла. Указан одно суждение – 1

Видео:Математика. Линейные диофантовы уравнения с двумя неизвестными. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать

Математика. Линейные диофантовы уравнения с двумя неизвестными. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Будущее цивилизации: вариантность или единственная магистраль?

Какие 2 неизвестных в сложном уравнении будущего цивилизации выделил автор

Какие 2 неизвестных в сложном уравнении будущего цивилизации выделил автор

В некоторых футурологических прогнозах встречаются такие, в которых говорится о системном кризисе и ставится вопрос о завершении планетарного цикла истории. В других, наоборот, говорится о веере различных сценариев грядущего. Что же ожидает нас в дальнейшем: финал или новый виток развития?

Какие 2 неизвестных в сложном уравнении будущего цивилизации выделил автор Какие 2 неизвестных в сложном уравнении будущего цивилизации выделил автор

1. Вступительные замечания

Чем нас влечет будущее? Нашим разумом владеет неуемное желание узнать то, чего еще нет, увидеть то, что ожидает человечество и определит облик следующей эпохи. Эта жажда познания подталкивает ученых исследовать будущее, создавая его теоретические модели. В общей массе футурологических прогнозов встречаются такие, в которых ведется речь о системном масштабном кризисе и ставится вопрос о завершении планетарного цикла истории. В других же, наоборот, говорится о вариантности будущего – веере различных сценариев грядущего. Что же ожидает нас в дальнейшем: финал или новый виток развития? И какие моменты необходимо учитывать при создании объективной картины будущего?

Первое. Должен быть проведен системный анализ как прошлых этапов земной эволюции, так и ее настоящего с выявлением общих закономерностей. Не поняв логики происходящих и происходивших ранее преобразований, мы не сможем оценить специфику будущего.

Второе. Эволюцию следует рассматривать в генетическом единстве ее исторических фаз, связанных с появлением качественно новых форм материи. Каждая из них придает мощный импульс земному развитию, ускоряя его темп. Так было с зарождением и тотальной экспансией живого вещества, преобразовавшего облик планеты и сформировавшего биосферу. Подобное происходило и с выходом на авансцену человека, деятельность которого приобрела масштабный характер, затрагивая все поверхностные оболочки Земли и ее орбитальное пространство. Но то же самое наблюдается в настоящее время и с техносферой, влияние которой стремительно и неуклонно растет.

Третье. Существовавший ранее разрыв между изучением неживой и живой природы, а также социальной формы организации и искусственных систем постепенно будет устранен. Методология исследования планетарной эволюции приобретет междисциплинарный статус.

2. Детерминизм или индетерминизм?

При всей, казалось бы, изученности, земная эволюция таит в себе еще много неизвестного. И сегодня наступает коренной перелом в наших воззрениях на планетарное развитие и место в нем человека. Наука устанавливает особенности и черты, позволяющие совершенно по-иному осмыслить глобальные процессы.

Во-первых, открываются универсальные механизмы эволюции, свойственные всем ее разнокачественным этапам (здесь реализуются эволюционно-синергетические подходы). Оказывается, существуют единые скрепы, стягивающие все фазы земной истории и присущие этим фазам формы организации.

Во-вторых, приходит понимание четкой направленности (векторности) планетарно-эволюционных преобразований, а это позволяет прогнозировать будущее.

В-третьих, анализ принципиально нового состояния – искусственного, а также определение внутреннего противоречия, свойственного цивилизации, дает основание для утверждения об этапности человека, смене его главенствующей роли и быстром выходе на лидирующие позиции искусственной материи, которая обусловит своеобразие и стратегию дальнейших изменений.

По мнению исследователей (например, Д.Белла), будущее не предначертано заранее, оно малопредсказуемо в силу того, что течение событий часто подвержено влиянию случайностей, превращая занятие прогнозированием во что-то вроде игры в рулетку. Они считают, что неопределенность насквозь пронизывает всю историю человечества. Поскольку анализ любого факта будет зависеть от невозможности его установления с достаточной степенью достоверности и разногласий в его интерпретации.

Так как же обстоит дело в реальности: соткан ли мир из случайностей или все же его эволюционные тренды носят детерминированный характер, отражая четкую ориентированность земных преобразований? Существует точка зрения, что метод прогнозирования на основе экстраполяции – логического продолжения существующих тенденций в будущее, обычно приводит к краху. Так как футуролог может легко ошибиться в их идентификации. Опыт науки показывает: в будущем ведущими становятся тенденции, в настоящем или прошлом отсутствующие или малозаметные и незначительные. Но так ли они неразличимы и трудновыявляемы, что исследователи на современном этапе не могут их зафиксировать и включить в качестве звеньев глобальных процессов, формируя новую картину мира?

Зародыш будущего уже содержится в настоящем, а его возникновение обусловлено цепью предыдущих исторических событий. Поэтому, опираясь на их анализ и используя различные теоретические принципы, в частности, принцип системного морфогенеза, можно рельефно представить будущее.

Мощь человеческого разума настолько велика, что позволяет ему охватывать в синтезе поистине колоссальные, просто несоизмеримые с земными системы, такие как эволюционирующая Вселенная. Поэтому скептикам не стоит сомневаться в способностях цивилизации осмыслить свое предназначение и определить ступени и направленность собственного развития.

3. Заблуждения массового сознания

Весьма опасной чертой массового сознания, мешающей реалистичному прогнозированию, является антропоцентризм, ставящий человека в центр мироздания. Он еще довлеет над научной и философской мыслью. Приверженцы антропоцентризма заявляют: человечество обладает несомненной свободой выбора путей развития, курс прогресса цивилизации определяется самим человеком и его потребностями. В действительности оказывается, цивилизация уже втянута в русло преобразований, сценарий которых никак не может быть изменен, либо скорректирован человеком. Ибо он сам выступает переходным звеном масштабных трансформаций, выталкивающих на мировую сцену уже принципиально иные, качественно новые системы – искусственные, формирующие техносферу. Знаем ли мы об этом или нет, не имеет никакого значения, так же как и наша общая оценка научно-технической революции (положительная или отрицательная).

Иногда цивилизацию сравнивают с кораблем, которому в безбрежном океане вариантов развития необходимо выбрать правильный курс. От наших решений, мол, зависит будущее. На самом деле корабль движется по локальному, сжатому берегами руслу, влекомый мощным потоком научно-технического прогресса, а впереди слышен рёв Ниагарского водопада. И всякий, имеющий разум, должен услышать этот предостерегающий звук, отбросить шоры антропоцентризма и ясно взглянуть на мир. Ибо от правильной оценки глобальной обстановки и принятия верных решений зависит выживание самого человечества. Всем нам необходимо избавиться от иллюзий – не мы управляем планетарной эволюцией, она реализуется на основе объективных (естественных) законов.

Ученые и философы давно строят сценарии будущего. Каких только не выдвигалось гипотез. Самое главное здесь то, что будущее не похоже ни на прошлое, ни на настоящее. И это действительно так. Проблема будущего настолько фундаментальна, что ее серьезное теоретическое изучение только начинается. Оно приведет нас к существенному расширению горизонта познания, к новому пониманию реальности, где прошлое, настоящее и будущее тесно переплетены, отражая четкую направленность и этапность масштабных изменений.

Человечество, проходя фазы глобализации, превращается в единое целое – антропосферу, обретая планетарное мышление и общую историю. И здесь нужно указать на несколько укоренившихся в массовом сознании заблуждений:

  1. Человека представляют высшим продуктом эволюции. Отсюда логически вытекает невозможность появления других – качественно иных форм земной материи. Но это совсем не соответствует реальности, ибо новая сущность уже порождена и имя ей «техносфера».
  2. Полагают, что человек как биологический вид может совершенствоваться бесконечно. На самом деле каждый биологический вид имеет весьма ограниченный (по историческим меркам) срок развития.
  3. Считается, что со временем человечество покинет свою земную колыбель, устремляясь в космическое пространство, заселяя другие планеты и зоны Вселенной. Но этого не произойдет, т.к. основным препятствием выступает биологическая (земная) сущность самого человека.

Распространено мнение о том, что свое будущее и будущее человечества мы творим сами. Здесь отметим важный момент – возможны лишь те формы организации, которые соответствуют законам мироздания, в противном случае они бы не получили реального воплощения. Таким образом, и социальное, и научно-техническое развитие находятся в русле общепланетарных эволюционных трендов. Изменения происходят независимо от наших знаний о них. Планетарная эволюция, включающая цивилизацию в качестве одного из этапов, развертывается по собственным законам. Методы прогнозирования, состоящие из экстраполяции, аналогий, моделирования, метода экспертных оценок и сценирования будущего, по мнению ученых, обеспечивают создание прогнозов на 50-200 лет, т.е. на обозримое будущее. Что касается стратегических перспектив – будущего отдаленного, то здесь царит полная неопределенность, ведь множественность вариантов развития не позволяет сформировать долгосрочные прогнозы. Так ли это? Все-таки, веер возможностей или локализация на конкретном направлении – что ждет земную цивилизацию?

Окружающий мир меняется буквально на наших глазах. Стихийность, глобальность и глубина изменений потрясают воображение и затушевывают самое главное – их направленный характер, определенную векторность. Можно бесконечно долго дискутировать на тему будущего, рассматривая разные сценарии дальнейших преобразований, обсуждая своеобразие новых форм реальности, таких, например, как технологическая сингулярность. А можно подойти к исследованию будущего системно, охватив все предыдущие этапы земной истории, выявив мегатренды и внутреннюю сущность этих преобразований. Тогда станет очевидной закономерность чередования фаз планетарной эволюции, понятна качественная специфика формирующихся новых систем, закономерность картины будущего.

Некоторые мыслители полагают, что разумная структура сама выбирает, как и куда ей развиваться, поэтому не подчиняется единым природным эволюционным законам. Человек, по их логике, является творцом эволюции, контролируя процесс своего развития и развития Вселенной. Посоветуем приверженцам такой точки зрения отбросить манию величия. Позвольте спросить, о каком контроле и управлении глобальными процессами может идти речь? Что, человеческий разум может управлять эволюцией звезд, ну хотя бы одной из них – ближайшей и главной для нас – Солнца? Сама цивилизация, да и планета в целом с ее гидро-, атмо-, магнитосферой и гравитационным полем полностью зависят от функционирования и ритмов этого космического объекта.

Буйная фантазия отдельных авторов затмевает их разум, рисуя картины колонизации человеком Солнечной системы, освоения просторов нашей Галактики и даже «черных дыр», перехода в иные пространственно-временные измерения. Таким смельчакам мысли посоветуем освоить некоторые земные системы, например, пожить в действующей доменной печи. Вряд ли кто-нибудь из них на это согласится: реальность и чувство самосохранения все же отрезвляют. Да и нам всем понятно – телесная оболочка человека просто не выдержит подобных физико-химических условий. Но значит ли это, что колонизации космоса как масштабного явления не будет? Да, это так: допустимо практическое освоение лишь локальной зоны ближнего космоса. Нам следует понять простую истину: не ученые ставят пределы экспансии человека в иные миры, эти границы объективно предопределены самой его биологической сущностью.

4. Задача современной футурологии

Чем манит нас сверхдалекое будущее, в чем заключается необходимость стратегического видения? Человеку важно знать – в каком направлении развивается цивилизация. Прогнозы будущего становятся все более востребованными по мере ускорения темпа научно-технического прогресса и в связи с обострением мирового кризиса. И чем резче растет скорость техногенеза, который круша и ломая наши представления о мире, нашу психологию, стремительно меняет облик самого земного мира (в первую очередь экологическую обстановку), тем нужнее человеку прогнозные модели. Это позволит избежать так называемого «шока будущего». Впереди уже маячит технологическая сингулярность – эпоха радикальных технических изменений. Они охватят все социальные структуры, но главное, затронут саму сущность человека – его сознание и психику, мировоззрение, ценностные установки и биологическую основу, которую станет возможно менять за счет генной инженерии и нанотехнологий.

Одни футурологи полагают, что дальнейшая эволюция пойдет по пути возникновения и совершенствования все более сложных форм социума. Да, несомненно, подобные процессы будут иметь место, но не они определят своеобразие будущего. Это всего лишь частные тенденции и на их основе нельзя создавать образ мироустройства. Другие акцентируют внимание на таком аспекте, как информатизация общества, глобализация и интеграция информационно-компьютерных средств. Все это верно, однако, бурное развитие техники, в том числе информационной, а также информационных технологий далее невозможно без принципиально нового объекта – искусственного разума. Именно он станет логическим завершением интеллектуализации техносферы, освобождая человека от функций управления в различных областях (производстве, транспорте, связи, энергетике, военной отрасли и т.д.).

Задача современной футурологии состоит не в том, чтобы дать количественную оценку и детальную хронологию глобальным процессам, а в том, чтобы выявить вектор долгосрочного планетарного развития, т.е. отразить качественную специфику грядущего. Функция футурологии заключается не в угадывании будущего, а в определении его картины на основе объективно существующих тенденций.

Уже в ХХI веке в человеческий мозг могут быть внедрены интеллектуальные наноблоки. Станет ли это столбовой дорогой эволюции или наоборот будет ее тупиковой ветвью? Киборги как симбиоз человека и компьютера, этакие техноантропоиды (полулюди-полумашины), телесная оболочка которых наполнена электроникой и искусственными объектами, конечно же, появятся. Это вызвано расширением либо восстановлением функций тех органов и систем, которые были утрачены конкретным субъектом в ходе аварий и катастроф, либо вследствие оперативного (хирургического) вмешательства как ликвидация врожденных пороков или приобретенных заболеваний.

По своей сути цивилизация уже в настоящее время является человеко-машинной или техногенной. Посредством искусственных систем (машин, механизмов, робототехники и технологических процессов) реализуются тысячи видов деятельности многократно эффективнее человека. Все большее количество профессий осваивается роботами и компьютерами. Что свидетельствует о вытеснении людей из различных сфер их функционирования вплоть до интеллектуальной.

5. Выбор модели эволюции

Планетарная эволюция – явление сложное и многоаспектное. Когда мы рассматриваем ее модели, то выделяем одну из них, доминирующую в рациональном познании и обыденных представлениях, а именно – линейную. Здесь события происходят поочередно друг за другом, как бы нанизываясь на ось, направленную из прошлого в будущее. Главное в этой модели – необратимость времени. Каждый из развивающихся объектов имеет свою собственную индивидуальную линию времени, ограниченную сроком его существования (жизни). Вместе с тем проявляется и суммарный вектор эволюции системы, состоящей из однотипных объектов, например, конкретного биологического вида. Этот вектор подобен канату, сплетенному из множества различных нитей, отражающих индивидуальные линии времени отдельных объектов, образующих систему.

Достижения современной науки показывают: реальность выглядит несколько сложнее. Эволюцию глобальных систем, оказывается, нельзя свести только к образу прямой линии. В природе проявляется свойство ветвления, когда одна система может порождать несколько разнокачественных систем, выходящих на новые, совершенно различные линии эволюции. Такие точки называют бифуркациями. В данном случае земная материя подобна древу – из единого ствола отходят ветви. В некоторых из них развитие консервируется на длительный срок и системы сохраняются практически неизменными в течение длительного времени. В других заходит в тупик и гаснет – наблюдается исчезновение тех или иных видов. В-третьих, наоборот, развитие получает мощный импульс и та или иная система сама начинает ветвиться, порождая качественно новые объекты. Так человеческая цивилизация порождает три новых ветви: 1) искусственные органические системы, получаемые путем генных модификаций, 2) искусственные неживые (технические) системы, составляющие техносферу и 3) искусственную или виртуальную реальность.

Но этого мало, ибо данная картина хоть и более объективная, но все же не полная. Дело в том, что планетарная эволюция, рассматриваемая на очень больших промежутках времени, характеризуется таким важнейшим свойством, как цикличность. Проиллюстрируем данный факт. Если вначале земной истории доминировала неживая (неорганическая) материя, то с появлением на современном этапе искусственных техногенных объектов эволюция как бы вновь возвращается назад в то же состояние, только на ином, более высоком качественном уровне. Поэтому налицо не замкнутый цикл, а виток спирали, выводящий земную материю на новый уровень самоорганизации.

Устраняет ли этот образ векторность как свойство эволюции? Вовсе нет, т.к. спираль оказывается дискретной, с ветвлением отдельных ее участков. Каждый из них можно сравнить с дельтой реки, где, несмотря на многочисленные рукава и ответвления, сохраняется общее направление потока. Но тогда и всю земную эволюцию можно представлять по-разному: и в виде единого вектора, и в виде спирали, и в виде ветвления отдельных фаз, участков. Поэтому становится понятным, почему не стыкуются отдельные интерпретации земного развития и почему картина планетарной эволюции должна иметь комплексный характер.

6. Принцип интеллектуализации

Невозможно отрицать факт появления техники, да и искусственных систем в целом, образующих техносферу, – это очевидно. Но психологически очень трудно признать техносферу в виде нового, самостоятельного этапа планетарного развития. Мысль спотыкается об уже упомянутый антропоцентризм, не допускающий иных форм эволюции в виде самостоятельных сущностей. Везде и всюду упоминается человек, как главный вершитель судеб и ключевое звено эволюции, которая будет развиваться далее исключительно благодаря ему. Очень распространенный сегодня стереотип!

Но ведь эмпирические обобщения позволяют сделать вывод о наличии в планетарной эволюции и функционального вектора. Он описывается так называемым принципом интеллектуализации. Об этом указано в работах американского исследователя Дж.Дана (он назвал это явление цефализацией) еще до создания Ч.Дарвиным своей знаменитой эволюционной теории. Об этом утверждал и выдающийся российский ученый В.И.Вернадский, разрабатывая учение о переходе биосферы в ноосферу. Если на определенном этапе земной истории происходила интеллектуализация живой материи, завершившаяся появлением человеческого интеллекта, то в настоящее время наблюдается интенсивная интеллектуализация техники, которая уже в ближайшее время приведет к созданию интеллекта искусственного. Именно искусственный (электронный) разум ознаменует открытие новой эпохи. Он выступит основополагающим элементом самоорганизации, дальнейшего совершенствования и усиления техносферы. Планетарная эволюция входит в иное русло, это будет сопровождаться коренной ломкой всех познавательных парадигм. Важно понять – данная стадия масштабных преобразований вполне закономерна. Эволюционный водоворот втягивает в себя и подчиняет общей логике направленных изменений человеческую цивилизацию. А возможно и другие цивилизационные образования космоса, развивающиеся по сходным с ней сценариям.

7. Ключ к пониманию будущего

Признание искусственного разума как нового феномена планетарной эволюции очень важно для самой цивилизации, потому что даст ей ориентир в долгосрочное будущее. Но, может быть, всё это досужие размышления или просто фантастика, не имеющая под собой никакого теоретического фундамента – и искусственный разум, и новая эпоха? Может, человечество и в дальнейшем сохранит главенствующее положение на планете, лишь совершенствуя технику?

Чтобы понять, где содержится эмбрион будущего и почему грядущее предопределено, и эволюция станет развиваться именно в указанном направлении, нам следует обратиться к сущности самого человека. А она представлена единством двух противоборствующих структур – биологической (био) и интеллектуальной (ноо). Человечество в целом выступает как промежуточный этап перехода земной эволюции от биологической формы к интеллектуальной, от биосферы к ноосфере: «био» — «био-ноо» — «ноо». Следовательно, как ни наращивай человеческий разум компонентами интеллектуальной техники (вживленными микрочипами и прочее), это никогда не приведет к разрешению основного противоречия современности «био-ноо». А оно уже достигло пика напряженности и может быть успешно завершено только путем выхода интеллектуальной составляющей на внешние (интерсубъективные) носители, т.е. созданием новой сущности – искусственного разума.

Таким образом, появление искусственного интеллекта уже запрограммировано в бинарной структуре человека. Именно там сокрыт ключ к пониманию будущего! Оказывается, тайна заключена в самом человеке. Вот уж поистине верное высказывание: познай себя и ты познаешь мир!

Поэтому нет нужды создавать футурологические прогнозы и сценарии долгосрочного будущего, ибо оно заранее предопределено природой человека, заложено в нем самом. Ведь через него проходит вектор эволюционной магистрали. И именно глубинная структура человека обусловливает направленность этого вектора и предсказывает появление качественно новых планетарных форм грядущего. Образно скажем так: человечество беременно электронной цивилизацией будущего. Человек порождает ее и дает импульс к совершенствованию своей интеллектуальной энергией. Научная мысль, по В.И.Вернадскому, становится планетным явлением, мощным фактором земной эволюции, формирующим будущее.

У планетарной эволюции нет иного «материала» для продуцирования новых форм реальности, кроме человека. А это служит не только канализированности – выделению конкретного направления дальнейшего развития, но и предвосхищает специфику масштабных новообразований.

8. Человек в постчеловеческой истории

Совместное влияние на человека и общество суперсовременной электроники, информационных технологий и виртуальной реальности резко возрастает. Высказываются даже соображения о превращении Homo sapiens в новый вид – eHOMO (по версии А.Нариньяни). Станет ли eHOMO качественно новой, революционной вехой планетарного развития? Лавинообразное проникновение искусственного в телесную оболочку человека и его сознание имеет вполне определенные границы. И говорить о том, что человек будущего есть сверхпрорыв в эволюции не совсем верно, т.к. не меняется качественная специфика данной системы – ее двойственная природа. Все происходящие изменения важны лишь для нас с вами, поскольку мы вовлечены в эти глобальные процессы. Но наши ощущения субъективны.

Как это ни парадоксально, но человечество являет собой пройденный этап. На мировой арене уже действует другой игрок – мощный, динамичный, не скованный узкими рамками планетарных условий, внедряющийся во все сферы реальности, в том числе во внутренний мир человека. А человеческая цивилизация оказывается на пути догоняющего развития, пытаясь хоть на какое-то время не отстать от стремительно удаляющейся в будущее техносферы. Именно техносфера становится локомотивом постчеловеческой истории, даже если кому-то и покажется обидным такое положение дел.

Как человеку ХIХ века невозможно было бы объяснить такие реалии современности, как нанотехнологии, компьютеры, виртуальная реальность, атомные станции, роботы и космические корабли, так и человеку ХХI столетия трудно осознать своеобразие электронной цивилизации будущего. Существует определенный порог восприятия нового. Должна произойти парадигмальная перестройка массового сознания, чтобы открыть шлюзы потоку новой реальности

Бытует мнение, что постчеловеческая фаза обеспечит комфортное существование человеку. Но здесь возникает резонный вопрос: а стремительное развитие цивилизации разве привело к процветанию биосферы? Совсем наоборот, происходило массовое и быстрое исчезновение биологических видов, вытесняемых и уничтожаемых техногенной цивилизацией. Мы даже в качестве своего оправдания создали так называемую «Красную книгу», куда вписываем те виды, которые уже безвозвратно утрачены.

На настоящий момент неизвестно конкретное воплощение искусственного разума (будет ли это феномен сетевых технологий или локализованный техногенный объект) и специфика его будущих отношений с человеком. Один из жестких сценариев развития событий изложен в концепции проф. А.Болонкина. Возможно, наши тревожные ожидания не имеют под собой никаких оснований, и искусственный интеллект станет развиваться по еще неведомым законам, смещая свое функционирование из области вещественно-энергетических взаимодействий в сферу виртуальной реальности.

У внимательного читателя возникнет вопрос о некорректности изложения: то автор говорит о ноосфере, то утверждает что будущее за техносферой. Да, исторический переход в ноосферу действительно реализуется. Но этот масштабный процесс колоссально растянут во времени и имеет промежуточную фазу, именуемую техносферой. Электронный разум выступит управляющей подсистемой техносферы, обеспечивая ее автономизацию. И лишь когда искусственный интеллект перейдет в самоорганизующуюся структурно-информационную реальность, тогда и возникнет подлинная ноосфера.

9. О космических цивилизациях

Определив контуры земного будущего, мы можем подняться и на более высокий уровень абстрагирования, спроецировав выявленные тенденции на иные цивилизационные структуры Вселенной. Что происходит с любой космической цивилизацией по мере ее взросления? Во-первых, она должна достигать формы, не сдерживающей ее дальнейшее совершенствование и пространственную экспансию в космические просторы. А биологическая (органическая) оболочка для этого совсем не подходит, т.к. ее существование допустимо в очень узких рамках физико-химических условий. Цивилизации такого типа привязаны к вполне конкретным локальным объектам, например, планетам. Отсюда можно сделать логическое заключение: высокоразвитая цивилизация базируется на неорганической или полевой основе – в виде сгустков энергетических полей. Вспомним пророческие слова К.Э.Циолковского о том, что по мере эволюции человечество перейдет в лучистую энергию. Полевая форма является наиболее оптимальной для бескрайних просторов мироздания. Здесь мы выходим на другую фундаментальную проблему познания – поиск внеземных цивилизаций. Но это уже тема отдельного исследования.

🌟 Видео

Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.Скачать

Линейное уравнение с двумя переменными. 7 класс.

Уравнение с двумя неизвестными. Решить в целых числах. ЗадачаСкачать

Уравнение с двумя неизвестными. Решить в целых числах. Задача

Решение систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 классСкачать

Решение систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 класс

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.Скачать

Линейное уравнение с одной переменной. 6 класс.

ЛИНЕЙНОЕ УРАНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ — Как решать линейное уравнение // Алгебра 7 классСкачать

ЛИНЕЙНОЕ УРАНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ — Как решать линейное уравнение // Алгебра 7 класс

Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.

2 уравнения и 3 неизвестных — система, которая на олимпиаде вынесла почти всехСкачать

2 уравнения и 3 неизвестных — система, которая на олимпиаде вынесла почти всех

Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙСкачать

Урок 7 ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.

Уравнения первой степени с двумя неизвестнымиСкачать

Уравнения первой степени с двумя неизвестными

Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнениеСкачать

Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнение

Алгебра 7 класс (Урок№43 - Решение линейных уравнений с одним неизвестным.)Скачать

Алгебра 7 класс (Урок№43 - Решение линейных уравнений с одним неизвестным.)

Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

9 класс. Алгебра. Решение уравнений с двумя неизвестнымиСкачать

9 класс. Алгебра. Решение уравнений с двумя неизвестными

Решения линейного уравнения с двумя неизвестнымиСкачать

Решения линейного уравнения с двумя неизвестными
Поделиться или сохранить к себе: