Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Содержание
  1. Реакции разбавленных кислот с карбонатами. Практическая работа № 3 «Взаимодействие карбонатов с разбавленными кислотами. Качественные реакции на углекислый газ.»
  2. 7.2.2.3 Исследовать реакции разбавленных кислот с некоторыми карбонатами
  3. и осуществлять на практике качественную реакцию на углекислый газ
  4. Задания
  5. (с) Как без помощи специальных индикаторов можно определить природные кислоты и щелочи?
  6. b) Какая реакция произошла при обработке руки раствором пищевой соды?
  7. Химические свойства карбоновых кислот
  8. Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции
  9. I. Реакции с разрывом связи О-Н
  10. Свойства солей карбоновых кислот
  11. II. Реакции с разрывом связи C-О
  12. III. Реакции с разрывом связи C-Н у ɑ-углеродного атома
  13. V.Реакции каталитического восстановления
  14. Особенности строения и свойства муравьиной кислоты
  15. 🎦 Видео

Видео:Химия 8 класс Взаимодействие карбоната натрия и соляной кислотыСкачать

Химия 8 класс Взаимодействие карбоната натрия и соляной кислоты

Реакции разбавленных кислот с карбонатами. Практическая работа № 3 «Взаимодействие карбонатов с разбавленными кислотами. Качественные реакции на углекислый газ.»

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Раздел долгосрочного планирования: 7.3.А

Школа: Г. У. «Валихановская средняя школа»

Реакции разбавленных кислот с карбонатами.

Практическая работа № 3 «Взаимодействие карбонатов с разбавленными кислотами. Качественные реакции на углекислый газ.»

Учебные цели: 7.2.2.3.

Исследовать реакции разбавленных кислот с некоторыми карбонатами и осуществлять на практике качественную реакцию на углекислый газ.

Все учащиеся записывают словесно реакции взаимодействия разбавленных кислот с карбонатами

Большинство учащихся определяют продукты реакции разбавленных кислот с некоторыми карбонатами.

Некоторые учащиеся объясняют, процесс образования углекислого газа делают выводы

— записывают словесно уравнения взаимодействия разбавленных кислот с карбонатами;

— определяют продукты реакции разбавленных кислот с некоторыми карбонатами.

— объясняют, процесс образования углекислого газа

Используют новые химические термины и фразы при выполнении практической работы: «карбонаты». «известковая вода». «мрамор».

Сотрудничество, уважение, дружелюбие

Формирование интереса учащихся к изучению науки и самообразованию способствует становлению интеллектуального потенциала Казахстана, конкурентоспособного специалиста в исследовании химических процессов (4 ценность «Мәңғіліқ Ел»)

Естествознание «Строение и свойства веществ». География «Атмосфера». Химия «Реакции разбавленных кислот с металлами».

Химия 7 класс «Реакции разбавленных кислот с металлами».

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Работа в группах

Создание положительного настроя,

Приветствие стратегия “Здравствуйте!” Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Класс делится на три группы посредством стратегии «Уберите лишнее»

(кислоты, металлы, неметаллы)

На карточках написаны названия кислот, металлов, неметаллов.

I Актуализация знаний.

«Химический диктант» стратегия «Тарелка»

1. Дайте Определение кислот.

2. Кислоты вызывают химический ………………….кожи и других тканей.

По быстроте действия и по скорости разрушения тканей тела кислоты располагаются в следующем порядке, начиная

При разбавлении кислот, ……………… льют по ………………… палочке с предохранительным резиновым кольцом внизу.

Склянку с кислотой нельзя ……………… руками к груди, т. к. возможно ………………… и …………..

Первая помощь. Пораженный кислотой участок кожи ………. струей холодной ………….. в течение ………………. мин. После ………………… на обожженное место накладывают пропитанную водным раствором …………. марлевую повязку или ватный тампон. Через 10 мин. повязку ………. кожу ………….,

и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощущений.

Группы обмениваются тарелками

Обсуждение в группах

Устное формативное оценивание поддержка и поощрение учащихся

Вводное слово учителя

I Изучение нового материала.

Практическая работа № 3 «Взаимодействие карбонатов с разбавленными кислотами. Качественные реакции на углекислый газ.»

1 группа «Кислоты».

Опыт1 В пробирку положите несколько кусочков мела и прилейте немного разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.

Задание: что происходит, если на мел действуют соляной кислотой?

Опыт №2 Конец трубки опустите в стакан и проверьте наличие газа горячей лучинкой.

Задание: Напишите словесное уравнение и укажите какие свойства углекислого газа лежат в основе этого опыта.

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

2 группа «Металлы».

Опыт №3 Налейте известковую воду в стакан, в котором содержится углекислый газ и перемешайте жидкость.

Опыт №4 В другую пробирку налейте 2 мл. разбавленного раствора гидрооксида натрия и добавьте к нему несколько капель фенолфталеина. Затем через раствор пропустите углекислый газ. Напишите словесное уравнение.

Задание :почему фенолфталеин обесцвечивается при пропускании углекислого газа через раствор щелочи натрия.

3 группа «Неметаллы»

Опыт №5 Конец трубки опустите в другую пробирку в которой находится 2 мл. известковой воды.

Задание почему произошло помутнение известковой воды?

Опыт №6 Налейте в пробирку 3 мл. дисциллированной воды и добавьте несколько капель лакмуса. Затем через воду пропустите углекислый газ до изменения окраски индикатора.

Задание что происходит при пропускании углекислого газа через дистиллированную воду? Почему изменяется цвет лакмуса?

-выполняет эксперимент и записывает наблюдения в таблицу результатов;

Взаимодействие карбоната кальция с разбавленной соляной кислотой

Действие тлеющей лучинки

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой

-записывает словесные уравнения реакции взаимодействия некоторых разбавленных кислот с карбонатами;

— формулирует вывод о том, какое вещество образуется при действии растворов кислот на некоторые карбонаты.

Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.

Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

1.«Глазки».Чтобы зоркими нам быть — нужно глазками крутить. Вращать Глазами по кругу по2-3 секунды.

2.«»Глазки».Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле. В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

3.«»Глазки». Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Глазами и
выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из
стороны в сторону)

4. «Глазки».Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала.
Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону,
затем в левую сторону.

Суммативное оценивание за раздел 7.3 А «Химические реакции»

Цель обучения.3.4.1 Знать, что свойства «кислотность» и «мылкость» могут быть признаками

некоторых природных кислот и щелочей

7.3.4.4 Понять нейтрализацию кислот на примере применения антацидных средств

7.2.2.2 Исследовать реакции разбавленных кислот с различными металлами

и осуществлять на практике качественную реакцию на водород

Видео:КИСЛОТЫ В ХИМИИ — Химические Свойства Кислот. Реакция Кислот с Основаниями, Оксидами и МеталламиСкачать

КИСЛОТЫ В ХИМИИ — Химические Свойства Кислот. Реакция Кислот с Основаниями, Оксидами и Металлами

7.2.2.3 Исследовать реакции разбавленных кислот с некоторыми карбонатами

Видео:Химия. 7 класс. Реакции разбавленных кислот с карбонатами /02.02.2021/Скачать

Химия. 7 класс. Реакции разбавленных кислот с карбонатами /02.02.2021/

и осуществлять на практике качественную реакцию на углекислый газ

Критерий оценивания Обучающийся

    Называет природные кислоты и щелочи и характеризует их свойства Объясняет нейтрализующее действие кислот и щелочей друг на друга Устанавливает возможность взаимодействия разбавленных кислот с различными металлами и доказывает наличие водорода Анализирует продукты реакций разбавленных кислот с некоторыми карбонатами

Уровень мыслительных навыков Знание и понимание

Навыки высокого порядка

Видео:Взаимодействие кислот с щелочами и карбонатами. 7 классСкачать

Взаимодействие кислот с щелочами и карбонатами. 7 класс

Задания

уксус, зубная паста, лимонный сок.

(a) Природные кислоты: __________________________________________________________

(b) Природные щелочи___________________________________________________________

Видео:Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать

Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 класс

(с) Как без помощи специальных индикаторов можно определить природные кислоты и щелочи?

(a) Какую реакцию среды имеет раствор пищевой соды?

Видео:Взаимодействие карбонатов и гидрокарбонатов с соляной кислотойСкачать

Взаимодействие карбонатов и гидрокарбонатов с соляной кислотой

b) Какая реакция произошла при обработке руки раствором пищевой соды?

(с) Запишите словесное уравнение данной реакции

Видео:Взаимодействие металлов с кислотами. 8 класс.Скачать

Взаимодействие металлов с кислотами. 8 класс.

Химические свойства карбоновых кислот

Разделы: Химия

Цели:

  • на примере уксусной кислоты изучить химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот;
  • показать сходство и отличие неорганических и органических кислот;
  • развивать умение записывать химические реакции с участием органических веществ;
  • воспитывать самостоятельность мышления и аккуратность в обращении с химическими веществами.

Тип урока: изучения нового материала.

Методы и методические приемы: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный, исследовательская работа.

Оборудование и реактивы:

а) на столах у учащихся: штативы с 5 пробирками, в 1-ой пробирке – раствор уксусной кислоты, в остальных – магний, оксид магния, гидроксид меди и карбонат кальция; лакмусовая бумажка, инструктивные карточки для выполнения практической работы;
б) на демонстрационном столе: 8 химических стаканов (50 мл), из них в 4 –х стаканах – раствор соляной кислоты, в 4-х других – магний, оксид магния, гидроксид меди, карбонат кальция; этиловый спирт, уксусная кислота, концентрированная серная кислота; пробирка, спиртовка, спички, пробиркодержатель.

Ход урока

I. Организация.

II. Проверка домашнего задания (7 мин).

— На прошлом уроке вы познакомились с новым классом кислородсодержащих органических веществ – карбоновыми кислотами. Вы узнали как классифицируют кислоты, познакомились с отдельными представителями веществ этого класса. Ответьте на вопросы.

  1. Какие вещества называют карбоновыми кислотами?
  2. Как классифицируют карбоновые кислоты?
  3. Каким способом получают карбоновые кислоты?
  4. С какой кислоты начинается гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот? Чем она отличается от гомологов по строению и свойствам?
  5. Какие физические свойства характерны для муравьиной и уксусной кислот?
  6. Каковы области применения муравьиной кислоты и уксусной кислоты?

III. Изучение нового материала.

— На сегодняшнем уроке продолжим изучать кислоты. Выясним, какие химические свойства характерны для них, отличаются ли химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот от химических свойств неорганических кислот. Запишите дату и тему урока.

— Вспомните, с какими классами веществ взаимодействуют неорганические кислоты.

Планируемый ответ ученика.

(Неорганические кислоты изменяют цвет индикаторов, взаимодействуют с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и с солями.)

Учитель демонстрирует опыты, подтверждающие химические свойства соляной кислоты:

1) изменение цвета индикатора,
2) взаимодействие с магнием,
3) взаимодействие с оксидом магния,
4) взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди,
5) взаимодействие с карбонатом кальция.

— Химические свойства карбоновых кислот обусловлены подвижность атома водорода гидроксогруппы в карбоксиле. Для выяснения химических свойств карбоновых кислот вы проведёте небольшое исследование.

Рассмотрите выданные вам наборы веществ, внимательно прочитайте инструктивную карточку. По ходу выполнения опытов заполните второй и третий столбцы таблицы. Соблюдайте правила проведения опытов.

(На выполнение работы и обсуждение её результатов – 30 мин).

Содержание инструктивной карточки

  1. Выполните опыты, указанные в таблице.
  2. Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.
  3. В третьем столбце запишите выводы. Если затрудняетесь сделать вывод самостоятельно, заполнение столбца оставьте до обсуждения.
№ опытаОпытЧто наблюдалиВывод
1.В пробирку с уксусной кислотой опустите лакмусовую бумажку.
2.В пробирку с магнием прилейте уксусную кислоту.
3.Прилейте уксусную кислоту в пробирку с оксидом магния.
4.Прилейте уксусную кислоту в пробирку с гидроксидом меди.
5.Прилейте уксусную кислоту в пробирку с карбонатом кальция.

— Вы провели исследование химических свойств карбоновых кислот. Ответьте на вопросы:

1. Как изменяет свой цвет лакмусовая бумажка в растворе уксусной кислоты?

Планируемый ответ ученика.

(В растворе уксусной кислоты лакмусовая бумажка краснеет.)

— Подобно неорганическим кислотам, карбоновые кислоты являются слабыми электролитами, а потому диссоциируют обратимо:

— Что вы наблюдали при проведении второго опыта? Какой вывод можно сделать?

Планируемый ответ ученика.

(Видели, что при взаимодействии уксусной кислоты с магнием выделялся газ. Значит, уксусная кислота взаимодействует с металлами.)

— Уксусная кислота взаимодействует с металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода:

Соли уксусной кислоты называются ацетатами, соли муравьиной кислоты – формиатами.

— Что вы наблюдали при проведении третьего опыта? Какой вывод можно сделать?

Планируемый ответ ученика.

(При проведении третьего опыта мы наблюдали исчезновение порошка оксида магния в растворе уксусной кислоты. Это говорит о том, что уксусная кислота взаимодействует с оксидами металлов.)

— Уксусная кислота взаимодействует с основными оксидами и амфотерными оксидами с образованием соли и воды:

— Каковы результаты четвертого опыта?

Планируемый ответ ученика.

(В четвертом опыте мы наблюдали исчезновение осадка гидроксида меди. Уксусная кислота взаимодействует с основаниями.)

— Уксусная кислота взаимодействует с основаниями и амфотерными гидроксидами. Запишем уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с гидроксидом меди и гидроксидом цинка:

— Что можно сказать о результатах пятого опыта? Какой вывод можно сделать?

Планируемый ответ ученика.

(При взаимодействии уксусной кислоты с карбонатом кальция наблюдали бурное течение реакции с выделением газа. Это говорит о том, что уксусная кислота взаимодействует с солями.)

— Уксусная кислота как слабый электролит взаимодействует с солями более слабых кислот:

— Вспомните, при каких условиях реакции идут до конца?

Планируемый ответ ученика.

(Реакции идут до конца, если выпадает осадок, выделяется газ или образуется малодиссоциируемое вещество или вода.)

— Подведем итоги проведенного исследования. Какие химические свойства характерны для одноосновных карбоновых кислот?

Планируемый ответ ученика.

(Предельные одноосновные карбоновые кислоты диссоциируют, взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода, основными и амфотерными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями.)

— Вы увидели, что для предельных одноосновных карбоновых кислот характерны такие же свойства, что и для неорганических кислот. В этом заключается их сходство. Но предельные одноосновные карбоновые кислоты вступают и в такие реакции, которые мы не рассматривали у неорганических кислот.

В пробирку с уксусной кислотой прильем этилового спирта (демонстрация опыта). Сначала мы не заметим каких – либо признаков реакции. Но если добавить немного серной кислоты и смесь подогреть, то вскоре появляется приятный запах этилового эфира уксусной кислоты:

Как вы знаете, эта реакция называется реакцией этерификации, в результате которой образуется сложный эфир.

Все свойства кислот, с которыми вы познакомились, связаны с присутствием в их молекуле гидроксильной группы.

IV. Закрепление.

Беседа по вопросам.

  1. Какие свойства являются общими для неорганических и органических кислот?
  2. Какая реакция называется реакцией этерификации?
  3. Наличие какой группы в молекуле карбоновых кислот обуславливает рассмотренные химические свойства?
  4. Как называются соли муравьиной и уксусной кислот?

V. Домашнее задание.

§12, с.89 — 90. Написать уравнения реакций взаимодействия муравьиной кислоты с магнием, оксидом кальция, гидроксидом натрия, силикатом натрия. Дать названия продуктам реакций.

Видео:Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой I ЕГЭ по химииСкачать

Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой I ЕГЭ по химии

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Для насыщенных монокарбоновых кислот характерна высокая реакционная способность. Она определяется в основном наличием в их структуре карбоксильной группы.

Карбоксильная группа представляет собой сопряженную систему, в которой неподеленная пара электронов атома кислорода гидроксильной группы вступает в сопряжение с π-электронами карбонильной группы (р,π-сопряжение). Вследствие +М-эффекта со стороны группы –ОН электронная плотность в сопряженной системе смещена в сторону атома кислорода карбонильной группы Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакциинеподеленные пары электронов которого не участвуют в сопряжении. В результате смещения электронной плотности связь О-Н оказывается сильно поляризованной (по сравнению со спиртами и фенолами), что приводит к появлению в карбоксильной группе ОН-кислотного центра.

Но в то же время за счет +М-эффекта со стороны группы –ОН в молекулах карбоновых кислот в некоторой степени уменьшается частичный положительный заряд (δ+) на атоме углерода карбонильной группы по сравнению с альдегидами и кетонами.

Кроме того, вследствие –I-эффекта карбоксильной группы в молекуле карбоновой кислоты происходит смещение электронной плотности с углеводородного остатка, что приводит к появлению СН-кислотного центра у α-углеродного атома.

Исходя из строения, в молекулах карбоновых кислот можно выделить реакционные центры, определяющие возможные реакции с их участием. Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

1. Кислотные свойства кабоновых кислот проявляются в реакциях с основаниями за счет ОН-кислотного центра.

2. С участием электрофильного центра (атома углерода карбоксильной группы) происходят реакции нуклеофильного замещения в карбоновых кислотах и их функциональных производных.

3. Основный центр – карбонильная группа (оксогруппа) со своей электронной парой – протонируется на стадии катализа в реакциях нуклеофильного замещения.

4. СН-кислотный центр определяет возможность замещения атома водорода в алкильном радикале и реакции конденсации.

Карбоновые кислоты вступают в реакции с различными веществами и образуют разнообразные соединения, среди которых большое значение имеют функциональные производные, т.е. соединения, полученные в результате реакций по карбоксильной группе.

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

I. Реакции с разрывом связи О-Н

(кислотные свойства карбоновых кислот обусловлены подвижностью атома водорода карбоксильной группы и их способностью отщеплять его в виде протона)

Предельные монокарбоновые кислоты обладают всеми свойствами обычных кислот.

Карбоновые кислоты изменяют окраску индикаторов.

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

1. Диссоциация

В водных растворах монокарбоновые кислоты ведут себя как одноосновные кислоты: они диссоциируют с образованием протона (Н + ) и кислотного остатка (карбоксилат-иона):

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Уравнение реакции, учитывающее участие молекулы воды:

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Растворы карбоновых кислот изменяют окраску индикаторов, имеют кислый вкус, проводят электрический ток.

В карбоксилат-ионе оба атома кислорода равноценны, а отрицательный заряд равномерно делокализован (рассредоточен) между ними.

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

В результате делокализации отрицательного заряда карбоксилат-ион обладает высокой устойчивостью. Сила кислоты определяется устойчивостью образующегося аниона, поэтому карбоновые кислоты превосходят по кислотным свойствам спирты и фенолы, где возможность делокализации заряда в анионе меньшая.

Тем не менее, монокарбоновые кислоты являются слабыми кислотами. Наиболее сильной в гомологическом ряду насыщенных кислот является муравьиная кислота, в которой группа –СООН связана с атомом водорода.

Заместители, присутствующие в молекуле карбоновой кислоты, сильно влияют на ее кислотность вследствие оказываемого ими индукционного эффекта.

Алкильные радикалы, связанные с карбоксильной группой, обладают положительным индукционным эффектом (+І). Они отталкивают от себя электронную плотность, тем самым уменьшая частичный положительный заряд (δ+) на атоме углерода карбоксильной группы. Положительный индукционный эффект возрастает по мере увеличения длины углеводородного радикала, что в свою очередь ослабляет полярность связи О-Н. Алкильные группы понижают кислотность.

В гомологическом ряду предельных монокарбоновых кислот кислотные свойства уменьшаются от муравьиной кислоты к высшим карбоновым кислотам.Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Такие заместители, как хлор или фенильный радикал, оттягивают на себя электронную плотность и, следовательно, вызывают отрицательный индукционный эффект ( I). Оттягивание электронной плотности от карбоксильного атома водорода приводит к повышению кислотности карбоновой кислоты.

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Карбоновые кислоты – слабые электролиты. Равновесие процесса диссоциации сильно смещено влево, об этом свидетельствует тот факт, что даже сильноразбавленные водные растворы кислот имеют резкий запах.

Видеоопыт «Растворимость в воде различных карбоновых кислот»

Видеоопыт «Карбоновые кислоты — слабые электролиты»

2. Образование солей

Карбоновые кислоты проявляют все свойства минеральных кислот. Карбоновые кислоты при взаимодействии с активными металлами, основными оксидами, основаниями и солями слабых кислот образую соли.

а) взаимодействие с активными металлами

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Цинк и уксусная кислота

Карбоновые кислоты реагируют с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода.

Видеоопыт «Взаимодействие уксусной кислоты с металлами»

б) взаимодействие c ос­но­ва­ни­я­ми (реакция нейтрализации)

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Видеоопыт «Взаимодействие уксусной кислоты с раствором щелочи»

в) взаимодействие с ос­нов­ны­ми и амофтерными ок­си­да­ми

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Оксид меди(II) и уксусная кислота

Видеоопыт «Взаимодействие уксусной кислоты с оксидом меди (II)»

г) взаимодействие с со­ля­ми более сла­бых кис­лот

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Видеоопыт «Взаимодействие уксусной кислоты с карбонатом натрия»

д) взаимодействие с аммиаком или гидроксидом аммония

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Названия солей составляют из названий остатка RCOO– (карбоксилат-иона) и металла. Например, CH3COONa – ацетат натрия, (HCOO)2Ca – формиат кальция, C17H35COOK – стеарат калия и т.п.

Отличие карбоновых кислот от минеральных заключается в возможности образования ряда функциональных производных.

Видеоопыт «Свойства карбоновых кислот»

Свойства солей карбоновых кислот

1) Взаимодействие с сильными кислотами

Карбоновые кислоты – слабые, поэтому сильные минеральные кислоты вытесняют их из соответствующих солей.

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Из неорганических кислот лишь угольная кислота слабее рассматриваемых кислот и может вытесняться ими из её солей — карбонатов и гидрокарбонатов.

Качественная реакция на ацетат-ион СН3СОО — ! Запах уксусной кислоты.

2) Гидролиз по аниону

Натриевыс и калиевые соли карбоновых кислот в водных растворах находятся частично в гидролизованном состояния.

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Этим объясняется щелочная реакция мыльного раствора.

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Видеоопыт «Гидролиз ацетата натрия»

3) Электролиз солей активных металлов (реакция Кольбе)

Одним из применений солей карбоновых кислот является электролиз их водных растворов, в результате которого образуются насыщенные углеводороды:

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Электролизом раствора соли карбоновой кислоты можно получить алкан с удлиненной цепью.

4) Пиролиз солей карбоновых кислот

При пиролизе (термическое разложение) кальциевых, бариевых солей карбоновых кислот образуются соответствующие карбонильные соединения. Из смешанной соли муравьиной и другой карбоновой кислоты получают альдегиды, а в остальных случаях образуются кетоны:

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

4) Декарбоксилирование солей щелочных металлов (реакция Дюма)

В процессе сплавления солей карбоновых кислот с твердой щелочью происходит расщепление углеродной связи и образуются алканы с числом атомов углерода на один меньше, чем у исходной кислоты:

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

II. Реакции с разрывом связи C

Пониженная электронная плотность (δ+) на атоме углерода в карбоксильной группе обусловливает возможность реакций нуклеофильного замещения группы –ОН с образованием функциональных производных карбоновых кислот (сложных эфиров, амидов, ангидридов и галогенангидридов).

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

1. Взаимодействие со спиртами с образованием сложных эфиров (реакция этерификации)

Карбоновые кислоты при нагревании в присутствии кислотного катализатора реагируют со спиртами, образуя сложные эфиры:

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Механизм этой реакции был установлен методом меченых атомов. С этой целью использовали спирт, меченный изотопом кислорода 18 О. После реакции изотоп кислорода был обнаружен в молекуле сложного эфира.

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

2. Взаимодействие с аммиаком с образованием амидов

Амиды получают из карбоновых кислот и аммиака через стадию образования аммониевой соли, которую затем нагревают:

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Вместо карбоновых кислот чаще используют их галогенангидриды:

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Амиды образуются также при взаимодействии карбоновых кислот (их галогенангидридов или ангидридов) с органическими производными аммиака (аминами):

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Амиды играют важную роль в природе. Молекулы природных пептидов и белков построены из α-аминокислот с участием амидных групп — пептидных связей.

3. Взаимодействие с галогенидами фосфора или тионилхлоридом с образованием галогенангидридов карбоновых кислот

Наибольшее значение имеют хлорангидриды. Хлорирующие реагенты –галогениды фосфора PCl3, PCl5, тионилхлорид SOCl2.

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Для получения хлорангидридов чаще используют тионилхлорид, так как в этом случае образуются газообразные побочные продукты.

Галогенангидриды карбоновых кислот — весьма реакционноспособные вещества, широко применяемые в органическом синтезе.

4. Образование ангидридов кислот (межмолекулярная дегидратация)

Ангидриды кислот образуются в результате межмолекулярной дегидратации кислот при их нагревании в присутствии оксида фосфора (V) в качестве водоотнимающего средства.

Вещества, которые образуются при отщеплении воды от органических кислот, называются ангидридами.

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Смешанные ангидриды карбоновых кислот можно получить при взаимодействии хлорангидрида одной кислоты с безводной солью другой карбоновой кислоты:Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Муравьиная кислота не образует ангидрида. Дегидратация ее приводит к образованию оксида углерода (II).

Наиболее широкое применение находит уксусный ангидрид. Большое количество его расходуется для синтеза ацетилцеллюлозы, которая идет на изготовление искусственного шелка. Уксусный ангидрид используется также для получения аспирина.

III. Реакции с разрывом связи C-Н у ɑ-углеродного атома

(реакции с участием радикала)

1. Реакции замещения (с галогенами)

Атомы водорода у ɑ-углеродного атома более подвижны, чем другие атомы водорода в радикале кислоты и могут замещаться на атомы галогена с образование ɑ-галогенкарбоновых кислот.

Карбоновые кислоты взаимодействуют с галогенами в присутствии красного фосфора (реакция Геля-Фольгарда-Зелинского):

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

2-Хлорпропионовая кислота – промежуточный продукт для получения аминокислот. Действием на 2-хлорпропионовую кислоту аммиака получают 2-аминопропионовую кислоту (аланин):

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакцииПри пропускании хлора через кипящую уксусную кислоту в присутствии красного фосфора образуется кристаллическое вещество – хлоруксусная кислота:

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Дальнейшее хлорирование приводит к образова­нию дихлоруксусной и трихлоруксусной кислот:

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции
IV. Реакции окисления (горение)

В атмосфере кислорода карбоновые кислоты сгорают с образованием оксида углерода (IV) СО2 и Н2О:

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Видеоопыт «Горение уксусной кислоты на воздухе»

В отличие от альдегидов, карбоновые кислоты достаточно устойчивы к действию даже такого сильного окислителя, как перманганат калия. Исключение составляет муравьиная кислота, которая проявляет восстановительные свойства благодаря наличию альдегидной группы.

V. Реакции каталитического восстановления

Карбоновые кислоты с трудом восстанавливаются каталитическим гид-рированием, однако при взаимодействии с алюмогидридом лития (LiAlH4) или дибораном (В2Н6) восстановление осуществляется достаточно энергично:

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Особенности строения и свойства муравьиной кислоты

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакцииМуравьиная (метановая) кислота НСООН по своему строению и свойствам отличается от остальных членов гомологического ряда предельных монокарбоновых кислот.

В отличие от других карбоновых кислот в молекуле муравьиной кислоты функциональная карбоксильная группа Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

связана не с углеводородным радикалом, а с атомом водорода. Поэтому муравьиная кислота является более сильной кислотой по сравнению с другими членами своего гомологического ряда.

Все предельные карбоновые кислоты устойчивы к действия концентрированной серной и азотной кислот. Но муравьиная кислота при нагревании с концентрированной серной кислотой разлагается на воду и монооксид углерода (угарный газ).

1. Разложение при нагревании

При нагревании с концентрированной H2SO4 муравьиная кислота разлагается на оксид углерода (II) и воду:

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Данную реакцию используют в лаборатории для получения чистого оксида углерода (II).

Видеоопыт «Разложение муравьиной кислоты»

Молекула муравьиной кислоты, в отличие от других карбоновых кислот, наряду с карбоксильной группой содержит в своей структуре и альдегидную группу.

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Поэтому муравьиная кислота вступает в реакции, характерные как для кислот, так и для альдегидов. Как и альдегиды, НСООН проявляет восстановительные свойства. Проявляя свойства альдегида, муравьиная кислота легко окисляется до угольной кислоты:

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

2. Окисление перманганатом калия

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Видеоопыт «Окисление муравьиной кислоты раствором перманганата калия»

Муравьиная кислота окисляется аммиачным раствором Ag2О и гидроксидом меди (II) Cu (OH)2, т.е. дает качественные реакции на альдегидную группу!

3. Реакция «серебряного зеркала»

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

или в упрощенном видеКак взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

4. Окисление гидроксидом меди (II)

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

5. Окисление хлором, хлоридом ртути

Муравьиная кислота окисляется и другими окислителями (Сl2, HgCl2).

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Формиаты щелочных металлов при сплавлении образуют соли щавелевой кислоты — оксалаты:

Как взаимодействуют кислоты с карбонатами запишите уравнение реакции

Видеоопыт «Взаимодействие бромной воды с олеиновой кислотой»

🎦 Видео

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии

ОКСИДЫ, КИСЛОТЫ, СОЛИ И ОСНОВАНИЯ ХИМИЯ 8 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIVСкачать

ОКСИДЫ, КИСЛОТЫ, СОЛИ И ОСНОВАНИЯ ХИМИЯ 8 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии - INTENSIV

СОЛИ ХИМИЯ 8 КЛАСС: Химические Свойства Солей и Получение // Реакция Солей с Кислотами и МеталламиСкачать

СОЛИ ХИМИЯ 8 КЛАСС: Химические Свойства Солей и Получение // Реакция Солей с Кислотами и Металлами

Химия | Молекулярные и ионные уравненияСкачать

Химия | Молекулярные и ионные уравнения

Уксусная кислота.Свойства.Эксперименты .Скачать

Уксусная кислота.Свойства.Эксперименты .

ОСНОВАНИЯ В ХИМИИ — Химические свойства оснований. Реакции оснований с кислотами и солямиСкачать

ОСНОВАНИЯ В ХИМИИ — Химические свойства оснований. Реакции оснований с кислотами и солями

Составление уравнений химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать

Составление уравнений химических реакций.  1 часть. 8 класс.

8 класс. Составление уравнений химических реакций.Скачать

8 класс. Составление уравнений химических реакций.

Реакция уксусной кислоты с карбонатом натрияСкачать

Реакция уксусной кислоты с карбонатом натрия

Химия 9 класс (Урок№19 - Угольная кислота.)Скачать

Химия 9 класс (Урок№19 - Угольная кислота.)

Неметаллы. Тема 25. Угольная кислота и ее соли. Видеоопыт «Взаимодействие карбонатов с кислотамиСкачать

Неметаллы. Тема 25. Угольная кислота и ее соли. Видеоопыт «Взаимодействие карбонатов с кислотами

Взаимодействие уксусной кислоты с карбонатом натрияСкачать

Взаимодействие уксусной кислоты с карбонатом натрия
Поделиться или сохранить к себе: