Как умножать обе части уравнения на знаменатель

Решение уравнений с дробями

Как умножать обе части уравнения на знаменатель

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Видео:Свойства уравнений. Умножение и деление обеих частей уравнения на одно и то же число. Алгебра 7 кл.Скачать

Свойства уравнений. Умножение и деление обеих частей уравнения на одно и то же число. Алгебра 7 кл.

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Видео:Как решать уравнения с дробью? #shortsСкачать

Как решать уравнения с дробью? #shorts

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Видео:Как умножать или делить обе части уравнения на одно и тоже число.Скачать

Как умножать или делить обе части уравнения на одно и тоже  число.

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Видео:Теория. Умножение и деление обеих частей уравнения (5-8 класс)Скачать

Теория. Умножение и деление обеих частей уравнения (5-8 класс)

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Как умножать обе части уравнения на знаменатель Как умножать обе части уравнения на знаменатель

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

Как умножать обе части уравнения на знаменатель Как умножать обе части уравнения на знаменатель

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Видео:Решить уравнение с дробями - Математика - 6 классСкачать

Решить уравнение с дробями - Математика - 6 класс

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

Как умножать обе части уравнения на знаменатель

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

Как умножать обе части уравнения на знаменатель

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

Как умножать обе части уравнения на знаменатель

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

Как умножать обе части уравнения на знаменатель

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Как умножать обе части уравнения на знаменатель

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Видео:Уравнения с дробями 5 класс (задания, примеры) - как решать?Скачать

Уравнения с дробями 5 класс (задания, примеры) - как решать?

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравненияКак умножать обе части уравнения на знаменатель

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Как умножать обе части уравнения на знаменатель

Переведем новый множитель в числитель..

Как умножать обе части уравнения на знаменатель

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение: Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Видео:ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать

    ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по Математике

    Рациональные уравнения с примерами решения

    Содержание:

    Видео:Как решать дробно-рациональные уравнения? | МатематикаСкачать

    Как решать дробно-рациональные уравнения? | Математика

    Рациональные уравнения. Равносильные уравнения

    два уравнения называют равносильными, если они имеют одни и те же корни. Равносильными считают и те уравнения, которые корней не имеют.

    Так, например, равносильными будут уравнения Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Уравнения Как умножать обе части уравнения на знаменатель— не равносильны, так как корнем первого уравнения является число 10, а корнем второго — число 9.

    Ранее, в 7 классе, вы знакомились со свойствами, которые преобразуют уравнения в равносильные им уравнения.

    1) Если в любой части уравнения раскрыть скобки или привести подобные слагаемые, то получим уравнение, равносильное данному;

    2) если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак на противоположный, то получим уравнение, равносильное данному;

    3) если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получим уравнение, равносильное данному.

    Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Левая и правая части каждого из них являются рациональными выражениями.

    Уравнении, левая и правая части которых являются рациональными выражениями, называют рациональными уравнениями.

    В первых двух из записанных выше уравнений левая и правая части являются целыми выражениями. Такие уравнения называют целыми рациональными уравнениями. Если хотя бы одна часть уравнения — дробное выражение, то его называют дробным рациональным уравнением. Третье из записанных выше уравнений является дробным рациональным.

    Как решать целые рациональные уравнения, мы рассмотрели при изучении математики в предыдущих классах. Рассмотрим теперь, как решать дробные рациональные уравнения, то есть уравнения с переменной в знаменателе.

    Применение условия равенства дроби нулю

    Напомним, что Как умножать обе части уравнения на знаменателькогда Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Пример №202

    Решите уравнение Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Решение:

    С помощью тождественных преобразований и свойств уравнений приведем уравнение к виду Как умножать обе части уравнения на знаменательгде Как умножать обе части уравнения на знаменательи Как умножать обе части уравнения на знаменатель— целые рациональные выражения. Имеем:

    Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Окончательно получим уравнение: Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Чтобы дробь Как умножать обе части уравнения на знаменательравнялась нулю, нужно, чтобы числитель Как умножать обе части уравнения на знаменательравнялся нулю, а знаменатель Как умножать обе части уравнения на знаменательне равнялся нулю.

    Тогда Как умножать обе части уравнения на знаменательоткуда Как умножать обе части уравнения на знаменательПри Как умножать обе части уравнения на знаменательзнаменатель Как умножать обе части уравнения на знаменательСледовательно, Как умножать обе части уравнения на знаменатель— единственный корень уравнения.

    Решение последнего, равносильного данному, уравнения, учитывая условие равенства дроби нулю, удобно записывать так:

    Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Значит, решая дробное рациональное уравнение, можно:

    1) с помощью тождественных преобразований привести уравнение к виду Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    2) приравнять числитель Как умножать обе части уравнения на знаменатель к нулю и решить полученное целое уравнение;

    3) исключить из его корней те, при которых знаменатель Как умножать обе части уравнения на знаменатель равен нулю, и записать ответ.

    Использование основного свойства пропорции

    Если Как умножать обе части уравнения на знаменательто Как умножать обе части уравнения на знаменательгде Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Пример №203

    Решите уравнение Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Решение:

    Найдем область допустимых значений (ОДЗ) переменной в уравнении. Так как знаменатели дробей не могут равняться нулю, то Как умножать обе части уравнения на знаменательИмеем: Как умножать обе части уравнения на знаменательто есть ОДЗ переменной Как умножать обе части уравнения на знаменательсодержит все числа, кроме 1 и 2.

    Сложив выражения в правой части уравнения, приведем его к виду: Как умножать обе части уравнения на знаменательполучив пропорцию: Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    По основному свойству пропорции имеем:

    Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Решим это уравнение:

    Как умножать обе части уравнения на знаменательоткуда Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Так как число 4 принадлежит ОДЗ переменной исходного уравнения, то 4 является его корнем.

    Запись решения, чтобы не забыть учесть ОДЗ, удобно закончить так:

    Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Таким образом, для решения дробного рационального уравнения можно:

    1) найти область допустимых значений (ОДЗ) переменной в уравнении;

    2) привести уравнение к виду Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    3) записать целое уравнение Как умножать обе части уравнения на знаменатель и решить его;

    4) исключить из полученных корней те, которые не принадлежат ОДЗ, и записать ответ.

    Метод умножения обеих частей уравнения на общий знаменатель дробей

    Пример №204

    Решите уравнение Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Решение:

    Найдем ОДЗ переменной и простейший общий знаменатель всех дробей уравнения, разложив знаменатели на множители:

    Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Областью допустимых значений переменной будут те значения Как умножать обе части уравнения на знаменательпри которых Как умножать обе части уравнения на знаменательто есть все значения Как умножать обе части уравнения на знаменателькроме чисел Как умножать обе части уравнения на знаменательА простейшим общим знаменателем будет выражение Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Умножим обе части уравнения на это выражение:

    Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Получим: Как умножать обе части уравнения на знаменательа после упрощения: Как умножать обе части уравнения на знаменательто есть Как умножать обе части уравнения на знаменательоткуда Как умножать обе части уравнения на знаменательили Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Число 0 не принадлежит ОДЗ переменной исходного уравнения, поэтому не является его корнем.

    Следовательно, число 12 — единственный корень уравнения. Ответ. 12.

    Решая дробное рациональное уравнение, можно:

    3) умножить обе части уравнения на этот общий знаменатель;

    4) решить полученное целое уравнение;

    5) исключить из его корней те, которые не принадлежат ОДЗ переменной уравнения, и записать ответ.

    Пример №205

    Являются ли равносильными уравнения

    Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Решение:

    Поскольку уравнения являются равносильными в случае, когда они имеют одни и те же, или не имеют корней, найдем корни данных уравнений.

    Первое уравнение имеет единственный корень Как умножать обе части уравнения на знаменательа второе — два корня Как умножать обе части уравнения на знаменатель(решите уравнения самостоятельно). Следовательно, уравнения не являются равносильными.

    Степень с целым показателем

    Напомним, что в 7 классе мы изучали степень с натуральным показателем. По определению:

    Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    где Как умножать обе части уравнения на знаменатель— натуральное число, Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    В математике, а также при решении задач практического содержания, например в физике или химии, встречаются степени, показатель которых равен нулю или является целым отрицательным числом. Степень с отрицательным показателем можно встретить и в научной или справочной литературе. Например, массу атома гелия записывают так: Как умножать обе части уравнения на знаменателькг. Как понимать смысл записи Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Рассмотрим степени числа 3 с показателями Как умножать обе части уравнения на знаменатель— это соответственно Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    В этой строке каждое следующее число втрое больше предыдущего. Продолжим строку в противоположном направлении, уменьшая каждый раз показатель степени на 1. Получим: Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Число Как умножать обе части уравнения на знаменательдолжно быть втрое меньше числа Как умножать обе части уравнения на знаменательравного числу 3. Но втрое меньшим числа 3 является число 1, следовательно, Как умножать обе части уравнения на знаменательРавенство Как умножать обе части уравнения на знаменательсправедливо для любого основания Как умножать обе части уравнения на знаменательпри условии, что Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Нулевая степень отличного от нуля числа а равна единице, то есть Как умножать обе части уравнения на знаменатель при Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Вернемся к строке со степенями числа 3, где слева от числа Как умножать обе части уравнения на знаменательзаписано число Как умножать обе части уравнения на знаменательЭто число втрое меньше, чем 1, то есть равно Как умножать обе части уравнения на знаменательСледовательно, Как умножать обе части уравнения на знаменательРассуждая аналогично получаем: Как умножать обе части уравнения на знаменательи т. д.

    Приходим к следующему определению степени с целым отрицательным показателем:

    если Как умножать обе части уравнения на знаменатель натуральное число, то Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Видео:Как решают уравнения в России и СШАСкачать

    Как решают уравнения в России и США

    Урок по теме «Решение дробных рациональных уравнений». 8-й класс

    Разделы: Математика

    Класс: 8

    Цели урока:

    • формирование понятия дробных рационального уравнения;
    • рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений;
    • рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений, включающий условие равенства дроби нулю;
    • обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму;
    • проверка уровня усвоения темы путем проведения тестовой работы.
    • развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;
    • развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций — анализ, синтез, сравнение и обобщение;
    • развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом;
    • развитие критического мышления;
    • развитие навыков исследовательской работы.
    • воспитание познавательного интереса к предмету;
    • воспитание самостоятельности при решении учебных задач;
    • воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.

    Тип урока: урок – объяснение нового материала.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! На доске написаны уравнения посмотрите на них внимательно. Все ли из этих уравнений вы сможете решить? Какие нет и почему?

    Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Итак, открываем тетради и записываем тему урока «Решение дробных рациональных уравнений».

    2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос, устная работа с классом.

    А сейчас мы повторим основной теоретический материл, который понадобиться нам для изучения новой темы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    1. Что такое уравнение? (Равенство с переменной или переменными.)
    2. Как называется уравнение №1? (Линейное.) Способ решения линейных уравнений. (Все с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа — в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель).
    3. Как называется уравнение №3? (Квадратное.) Способы решения квадратных уравнений. (Выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему Виета и ее следствия.)
    4. Что такое пропорция? (Равенство двух отношений.) Основное свойство пропорции. (Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов.)
    5. Какие свойства используются при решении уравнений? (1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.)
    6. Когда дробь равна нулю? (Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.)

    3. Объяснение нового материала.

    Решить в тетрадях и на доске уравнение №2.

    Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, используя основное свойство пропорции? (№5).

    Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    х 2 -4х-2х+8 = х 2 +3х+2х+6

    х 2 -6х-х 2 -5х = 6-8

    Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Решить в тетрадях и на доске уравнение №4.

    Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Какое дробно-рациональное уравнение можно попробовать решить, умножая обе части уравнения на знаменатель? (№6).

    Как умножать обе части уравнения на знаменатель

    Теперь попытайтесь решить уравнение №7 одним из способов.

    📽️ Видео

    Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

    Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

    Уравнение годаСкачать

    Уравнение года

    Решение уравнений ( подобные слагаемые ) . 6 класс .Скачать

    Решение уравнений ( подобные слагаемые ) . 6 класс .

    Решение уравнений, 6 классСкачать

    Решение уравнений, 6 класс

    Диагностическая работа в формате ОГЭ. Задача-4Скачать

    Диагностическая работа в формате ОГЭ. Задача-4

    7 класс// АЛГЕБРА // Умножение одночлена на многочлен, решение уравненийСкачать

    7 класс// АЛГЕБРА // Умножение одночлена на многочлен, решение уравнений

    Пошагово решение неравенств! / Как решать линейные неравенства?Скачать

    Пошагово решение неравенств! / Как решать линейные неравенства?

    Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

    Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

    Алгебра 8 класс (Урок№31 - Решение дробных рациональных уравнений.)Скачать

    Алгебра 8 класс (Урок№31 - Решение дробных рациональных уравнений.)

    ЕГЭ профиль (дробно-рациональное уравнение)Скачать

    ЕГЭ профиль (дробно-рациональное уравнение)

    Уравнения с дробями. Алгебра 7 класс.Скачать

    Уравнения с дробями. Алгебра 7 класс.
    Поделиться или сохранить к себе: