Как составлять электронные уравнения с хлором

Видео:ЭТОТ метод поможет на уроках ХИМИИ / Химия 9 классСкачать

ЭТОТ метод поможет на уроках ХИМИИ / Химия 9 класс

Метод электронного баланса и ионно-электронный метод (метод полуреакций)

Спецификой многих ОВР является то, что при составлении их уравнений подбор коэффициентов вызывает затруднение.

Для облегчения подбора коэффициентов чаще всего используют метод электронного баланса и ионно-электронный метод (метод полуреакций). Рассмотрим применение каждого из этих методов на примерах.

Видео:Составление ур-й окислительно-восст. реакций методом ионно-электронного баланса. 1ч. 10 класс.Скачать

Составление ур-й окислительно-восст. реакций методом ионно-электронного баланса. 1ч. 10 класс.

Метод электронного баланса

В его основе метода электронного баланса лежит следующее правило: общее число электронов, отдаваемое атомами-восстановителями, должно совпадать с общим числом электронов, которые принимают атомы-окислители .

В качестве примера составления ОВР рассмотрим процесс взаимодействия сульфита натрия с перманганатом калия в кислой среде.

1) Составить схему реакции:

Записать исходные вещества и продукты реакции, учитывая, что в кислой среде MnO4 — восстанавливается до Mn 2+ (см. схему):

Найдем степень окисления элементов:

Из приведенной схемы понятно, что в процессе реакции происходит увеличение степени окисления серы с +4 до +6. S +4 отдает 2 электрона и является восстановителем. Степень окисления марганца уменьшилась от +7 до +2, т.е. Mn +7 принимает 5 электронов и является окислителем.

3) Составить электронные уравнения и найти коэффициенты при окислителе и восстановителе.

S +4 – 2e — = S +6 | 5 восстановитель, процесс окисления

Mn +7 +5e — = Mn +2 | 2 окислитель, процесс восстановления

Чтобы число электронов, отданных восстановителем, было равно числу электронов, принятых восстановителем, необходимо:

  • Число электронов, отданных восстановителем, поставить коэффициентом перед окислителем.
  • Число электронов, принятых окислителем, поставить коэффициентом перед восстановителем.

Таким образом, 5 электронов, принимаемых окислителем Mn +7 , ставим коэффициентом перед восстановителем, а 2 электрона, отдаваемых восстановителем S +4 коэффициентом перед окислителем:

4) Уравнять количества атомов элементов, не изменяющих степень окисления

Соблюдаем последовательность: число атомов металлов, кислотных остатков, количество молекул среды (кислоты или щелочи). В последнюю очередь подсчитывают количество молекул образовавшейся воды.

Итак, в нашем случае число атомов металлов в правой и левой частях совпадают.

По числу кислотных остатков в правой части уравнения найдем коэффициент для кислоты.

В результате реакции образуется 8 кислотных остатков SO4 2- , из которых 5 – за счет превращения 5SO3 2- → 5SO4 2- , а 3 – за счет молекул серной кислоты 8SO4 2- — 5SO4 2- = 3SO4 2- .

Таким образом, серной кислоты надо взять 3 молекулы:

Аналогично, находим коэффициент для воды по числу ионов водорода, во взятом количестве кислоты

6H + + 3O -2 = 3H2O

Окончательный вид уравнения следующий:

Признаком того, что коэффициенты расставлены правильно является равное количество атомов каждого из элементов в обеих частях уравнения.

Видео:Строение атома. Как составить электронную и электронно-графическую формулы?Скачать

Строение атома. Как составить электронную и электронно-графическую формулы?

Ионно-электронный метод (метод полуреакций)

Реакции окисления-восстановления, также как и реакции обмена, в растворах электролитов происходят с участием ионов. Именно поэтому ионно-молекулярные уравнения ОВР более наглядно отражают сущность реакций окисления-восстановления.

При написании ионно-молекулярных уравнений, сильные электролиты записывают в виде ионов, а слабые электролиты, осадки и газы записывают в виде молекул (в недиссоциированном виде).

При написании полуреакций в ионной схеме указывают частицы, подвергающиеся изменению их степеней окисления, а также характеризующие среду, частицы:

H +кислая среда, OH —щелочная среда и H2Oнейтральная среда.

Пример 1.

Рассмотрим пример составления уравнения реакции между сульфитом натрия и перманганатом калия в кислой среде.

1) Составить схему реакции:

Записать исходные вещества и продукты реакции:

2) Записать уравнение в ионном виде

В уравнении сократим те ионы, которые не принимают участие в процессе окисления-восстановления:

SO3 2- + MnO4 — + 2H + = Mn 2+ + SO4 2- + H2O

3) Определить окислитель и восстановитель и составить полуреакции процессов восстановления и окисления.

В приведенной реакции окислитель — MnO4 — принимает 5 электронов восстанавливаясь в кислой среде до Mn 2+ . При этом освобождается кислород, входящий в состав MnO4 — , который, соединяясь с H + образует воду:

MnO4 — + 8H + + 5e — = Mn 2+ + 4H2O

Восстановитель SO3 2- — окисляется до SO4 2- , отдав 2 электрона. Как видно образовавшийся ион SO4 2- содержит больше кислорода, чем исходный SO3 2- . Недостаток кислорода восполняется за счет молекул воды и в результате этого происходит выделение 2H + :

SO3 2- + H2O — 2e — = SO4 2- + 2H +

4) Найти коэффициенты для окислителя и восстановителя

Необходимо учесть, что окислитель присоединяет столько электронов, сколько отдает восстановитель в процессе окисления-восстановления:

MnO4 — + 8H + + 5e — = Mn 2+ + 4H2O |2 окислитель, процесс восстановления

SO3 2- + H2O — 2e — = SO4 2- + 2H + |5 восстановитель, процесс окисления

5) Просуммировать обе полуреакции

Предварительно умножая на найденные коэффициенты, получаем:

2MnO4 — + 16H + + 5SO3 2- + 5H2O = 2Mn 2+ + 8H2O + 5SO4 2- + 10H +

Сократив подобные члены, находим ионное уравнение:

2MnO4 — + 5SO3 2- + 6H + = 2Mn 2+ + 5SO4 2- + 3H2O

6) Записать молекулярное уравнение

Молекулярное уравнение имеет следующий вид:

Пример 2.

Далее рассмотрим пример составления уравнения реакции между сульфитом натрия и перманганатом калия в нейтральной среде.

В ионном виде уравнение принимает вид:

Также, как и предыдущем примере, окислителем является MnO4 — , а восстановителем SO3 2- .

В нейтральной и слабощелочной среде MnO4 — принимает 3 электрона и восстанавливается до MnО2. SO3 2- — окисляется до SO4 2- , отдав 2 электрона.

Полуреакции имеют следующий вид:

MnO4 — + 2H2O + 3e — = MnО2 + 4OH — |2 окислитель, процесс восстановления

SO3 2- + 2OH — — 2e — = SO4 2- + H2O |3 восстановитель, процесс окисления

Запишем ионное и молекулярное уравнения, учитывая коэффициенты при окислителе и восстановителе:

Пример 3.

Составление уравнения реакции между сульфитом натрия и перманганатом калия в щелочной среде.

В ионном виде уравнение принимает вид:

В щелочной среде окислитель MnO4 — принимает 1 электрон и восстанавливается до MnО4 2- . Восстановитель SO3 2- — окисляется до SO4 2- , отдав 2 электрона.

Полуреакции имеют следующий вид:

MnO4 — + e — = MnО2 |2 окислитель, процесс восстановления

SO3 2- + 2OH — — 2e — = SO4 2- + H2O |1 восстановитель, процесс окисления

Запишем ионное и молекулярное уравнения, учитывая коэффициенты при окислителе и восстановителе:

Необходимо отметить, что не всегда при наличии окислителя и восстановителя, возможно самопроизвольное протекание ОВР. Поэтому для количественной характеристики силы окислителя и восстановителя и для определения направления реакции пользуются значениями окислительно-восстановительных потенциалов.

Еще больше примеров составления окислительно-восстановительных реакций приведены в разделе Задачи к разделу Окислительно-восстановительные реакции. Также в разделе тест Окислительно-восстановительные реакции

Видео:8 класс. Распределение электронов в атоме. Электронные формулы.Скачать

8 класс. Распределение электронов в атоме. Электронные формулы.

Соединения хлора: решение задач методом электронного баланса

Подробно решение уравнений окислительно-восстановительных реакций (ОВР) методом электронного баланса разобраны на странице «Метод электронного баланса».

Ниже приведены примеры решения уравнений окислительно-восстановительных реакций соединений хлора:

Если в окислительно-восстановительной реакции принимают участие простые вещества, молекулы которых состоят из двух или более атомов элементов, то в электронном балансе кол-во отданных и полученных электронов определяют с учётом кол-ва атомов в молекуле: H2 0 -2e — → 2H +1 .

Видео:8 класс. ОВР. Окислительно-восстановительные реакции.Скачать

8 класс. ОВР. Окислительно-восстановительные реакции.

Уравнения окислительно-восстановительных реакций соединений хлора

1. Уравнение реакции соляной кислоты с кислородом (HCl+O2):

2. Уравнение реакции соляной кислоты с перманганатом калия (HCl+KMnO4):

Следует обратить внимание, что часть хлорид-ионов соляной кислоты окисляется до хлора, а другая часть переходит в состав молекул хлорида калия и хлорида магния без изменения своей степени окисления, поэтому, коэффициенты в первую очередь ставятся перед Cl2, KCl, MnCl2 и только потом, перед HCl.

3. Уравнение реакции соляной кислоты с хромом на воздухе (HCl+Cr):

4. Уравнение реакции соляной кислоты с манганатом калия (HCl+K2MnO4):

5. Уравнение реакции разбавленной соляной кислоты с кальцием (HCl+Ca):

6. Уравнение реакции разбавленной соляной кислоты с гидридом кальция с образованием хлорида кальция и водорода:

7. Уравнение реакции хлорида кальция с водородом с образованием гидрида кальция и соляной кислоты:

8. Уравнение реакции хлорида железа (II) с водородом с образованием железа и соляной кислоты:

9. Уравнение реакции хлорида железа с хлором в нейтральной среде с образованием метагидроксида железа и соляной кислоты:

10. Уравнение реакции окисления на воздухе хлорида железа (III):

11. Уравнение реакции хлорида железа (III) с водородом с образованием хлорида железа (II) и соляной кислоты:

12. Уравнение реакции хлорида меди с алюминием с образованием хлорида алюминия и меди:

13. Уравнение реакции хлорида аммония с нитратом калия с образованием оксида азота, хлорида калия и воды:

14. Уравнение реакции хлорида аммония с магнием с образованием хлорида магния, аммиака и водорода:

15. Уравнение реакции разложения гипохлорита натрия с образованием хлората и хлорида натрия:

16. Уравнение реакции разложения хлората калия с образованием хлорида калия и кислорода:

17. Уравнение реакции хлората калия с алюминием:

18. Уравнение реакции хлората калия с концентрированной соляной кислотой:

19. Уравнение реакции хлората калия с концентрированной серной кислотой:

20. Уравнение реакции хлората калия с серой:

21. Уравнение реакции хлората калия с красным фосфором:

22. Уравнение реакции хлората калия с гидридом кальция:

23. Уравнение реакции разложения хлорной кислоты:

24. Уравнение реакции разложения перхлората калия:

25. Уравнение реакции разложения хлорита натрия:

26. Уравнение реакции гипохлорита кальция с пероксидом водорода:

27. Уравнение реакции хлорноватистой кислоты с иодоводородом:

28. Уравнение реакции разложения оксида хлора (I):

29. Уравнение реакции разложения диоксида хлора при нагревании (сопровождается большим выделением тепла — взрывом):

30. Уравнение реакции диоксида хлора с гидроксидом калия:

31. Уравнение реакции диоксида хлора с озоном:

32. Уравнение реакции диоксида хлора с пероксидом водорода:

33. Уравнение реакции дихлоргексаоксида с гидроксидом калия:

34. Уравнение реакции разложения оксида хлора (VII):

Если вам понравился сайт, будем благодарны за его популяризацию 🙂 Расскажите о нас друзьям на форуме, в блоге, сообществе. Это наша кнопочка:

Как составлять электронные уравнения с хлором

Код кнопки: Как составлять электронные уравнения с хлором
Политика конфиденциальности Об авторе

Видео:Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать

Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 класс

Основные сведения о хлоре как химическом элементе

Видео:ОВР и Метод Электронного Баланса — Быстрая Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

ОВР и Метод Электронного Баланса — Быстрая Подготовка к ЕГЭ по Химии

История открытия хлора

Хлор — химический элемент с атомным номером 17. Принадлежит к 17-й группе периодической таблицы химических элементов, находится в третьем периоде таблицы. Обозначается символом Cl. Активный неметалл. Галоген. Молекула хлора состоит из двух атомов. Кристаллическая решетка хлора ромбическая. Молярная масса хлора (M (Cl)) составляет 35,446-35,457 г/моль.

Ковалентная связь хлора:

В 1772 году Джозеф Пристли впервые получил первое соединение с хлором — газообразный хлороводород.

В 1774 году хлор был получен шведским ученым Вильгельмом Шееле, который описал выделение хлора при взаимодействии пиролюзита с соляной кислотой: 4 H C l + M n O 2 = C l 2 + M n C l 2 + 2 H 2 O

Шееле вывел хлор со следующими характеристиками:

  • отбеливающие свойства;
  • запах, как у водки;
  • взаимодействие с Au(золото) и киноварью.

Однако Вильгельм, используя теорию флогистона, сделал предположение о том, что хлор состоит из дефлогистированной муриевой (соляной) кислоты.

В 1810 году Г. Дэви с помощью процесса электролиза разложил поваренную соль на хлор и натрий, тем самым доказав элементарную природу хлора. В 1811 году ученый предложил новое название для элемента — «хлорин». А спустя год Ж. Гей-Люссак доработал окончательное название, которое мы используем по сей день — хлор. В 1811 также Иоганн Швейгер хотел предложить для хлора название галоген, но вскоре для всей 17 группы элементов закрепился этот термин.

В 1826 году химиком Йёнсом Якобом Берцелиусом была определена точная атомная масса хлора 35,446. 35,457 а. е. м

Видео:Как решать 1 задание из ЕГЭ по химии "Электронная конфигурация атома"Скачать

Как решать 1 задание из ЕГЭ по химии "Электронная конфигурация атома"

Физические и химические свойства

К физическим свойствам хлора относят:

  1. Цвет — желто-зеленый.
  2. Тяжелее воздуха.
  3. Резкий сладковатый запах.
  4. Температура кипения: -34 °С.
  5. Температура плавления: -100 °С.
  6. Плотность 3,214 г/л.
  7. Устойчивые степени окисления -1, 0, +1, +3, (+4), +5, (+6), +7.
  8. Хлор в состоянии газа легко сжимается. При давлении в 0,8 МПа (8 атмосфер), хлор будет жидким уже при температуре от +20 °С. Жидкий хлор — желто-зеленая жидкость, обладающая очень высоким коррозионным действием.

К химическим свойствам относят:

  • хлор реагирует почти что со всеми металлами (чтобы взаимодействовать с некоторыми из них, нужны условия влаги или нагревания):

C l 2 + 2 H B r → B r 2 + 2 H C l — при таких реакциях хлор вытесняет бром из соединений с водородом или металлом;

2 N a + C l 2 → 2 N a C l — при взаимодействии натрия и хлора мы получаем хлорид натрия;

2 F e + 3 C l 2 → 2 F e C l 3 — при взаимодействии железа и хлора мы получим хлорид железа(III);

  • хлорированием сухого гидроксида кальция получают хлорную известь: C l 2 + C a ( O H ) 2 → C a C l ( O C l ) + H 2 O ;
  • под действием хлора на аммиак можно получить трихлорид азота: 4 N H 3 + 3 C l 2 → N C l 3 + 3 N H 4 C l ;
  • при растворении в воде или щелочах:

C l 2 + H 2 O ⇄ H C l + H C l O

C l 2 + 2 N a O H → N a C l + N a C l O + H 2 O ;

  • в реакции с монооксидом углерода образуется фосген: C l 2 + C O → C O C l 2 ;
  • взаимодействие с неметаллами (кроме азота, кислорода, углерода, фтора и инертных газов): 5 C l 2 + 2 P → 2 P C l 5
  • при взаимодействии водорода и хлора образуется активная реакция, иногда со взрывом, по радикально-цепному механизму, посмотрим на формулу:

H 2 + C l 2 → 2 H C l ;

  • с кислородом хлор напрямую не реагирует, а только образует оксиды: C l 2 O 7 , C l 2 O , C l 2 O 5 , C l O 2 , при этом степень окисления хлора варьируется от +1 до +7;
  • при реакции с фтором: C l 2 + 3 F 2 → 2 C l F 3 . Известны такие фториды как: фторид хлора(III), фторид хлора(I) и фторид хлора(V). Степень окисления хлора меняется в зависимости от условий синтеза. По физическим свойствам представляют собой бесцветные тяжелые газы с резким запахом. Являются сильными окислителями, реагируют как с водой, так и со стеклом. Используются как фторирующие агенты.

Видео:Составление формул соединений. 8 класс.Скачать

Составление формул соединений. 8 класс.

Строение электронной оболочки

Электронная оболочка — совокупность всех электронов в атоме, которые окружают ядро.

На валентном уровне атома хлора содержится 1 неспаренный электрон: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p5. За счет присутствия в атоме хлора незанятой орбитали d-подуровня, атом хлора может проявлять и прочие степени окисления.

Обратимся к схеме возбужденных состояний атомов хлора:

ВалентностьВозможные
степени окисления
Электронное состояние
валентного уровня
Пример соединений
I+1, −1, 03s2 3p5N a C l , N a C l O , C l 2
III+33s2 3p4 3d1N a C l O 2
V+53s2 3p3 3d2K C l O 3
VII+73s1 3p3 3d3K C l O 4

Видео:Учимся составлять электронный баланс/овр/8классСкачать

Учимся составлять электронный баланс/овр/8класс

Нахождение в природе

В природе хлор встречается только в виде соединений: сильвина KCl, галита NaCl, сильвинита K C l * N a C l , карналлита K C L * M g C l 2 * 6 H 2 O , каинита K C L * M g S O 4 * 3 H 2 O , бишофита M g C l 2 * 6 H 2 O . В земной коре хлор — самый распространенный галоген. Примерное содержание хлора в земной коре составляет 0,013%. Самые большие запасы хлора находятся в морских водах, где содержание составляет около 18 , 8 г / л . Содержание хлора в литосфере 0 , 25 м а с с . %

Биологическая роль хлора

Ионы хлора жизненно необходимы растениям, потому что они участвуют в энергетическом обмене у растений. Человек потребляет 5-10 г NaCl в сутки. Каждый день с пищей человек получает 3-6 г хлора, что абсолютно покрывает потребность в этом элементе откуда-либо из внешней среды.

Хлорные каналы присутствуют во многих типах митохондриальных мембран, скелетных мышцах и клетках. Эти каналы выполняют исключительные функции в нормализации объема жидкости, участвуют в поддержании кислотно-щелочного баланса — рН клеток. Всасывание хлора происходит в толстой кишке.

Видео:Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по Химии

Получение и применение хлора

Получение хлора в химии

Хлор, который производят, хранится в специальных «танках» или закачивается в стальные баллоны высокого давления. Баллоны с жидким хлором под давлением имеют специальную окраску — болотный цвет.

В настоящее время химические методы получения хлора не используют, так как они являются очень ресурсозатратными и малоэффективными.

Метод Дикона

В 1867 году ученым химиком Диконом был разработан метод получения хлора каталитическим окислением хлороводорода кислородом воздуха: 4 H C l + O 2 → 2 H 2 O + 2 C l 2 ↑

Современные лабораторные методы

На данный момент хлор используется в лабораториях в баллонах.

Получение хлора в лабораториях осуществляется посредством реакции кислот на гипохлорит натрия: 4 N a O C l + 4 C H 3 C O O H = 4 N a C H 3 C O O + 2 C l 2 ↑ + O 2 ↑ + 2 H 2 O .

Для того чтобы получить небольшое количество хлора, обычно используют процессы, основанные на окислении хлороводорода более сильными окислителями. Чаще всего это перманганат калия или диоксид марганца: 2 K M n O 4 + 16 H C l → 2 K C l + 2 M n C l 2 + 5 C l 2 ↑ + 8 H 2 O

Электрохимические методы

При невозможности использования сжиженного хлора в баллонах, используют электрохимические методы.

На сегодняшний день в промышленных масштабах хлор получают вместе с гидроксидом натрия и водородом путем электролиза раствора поваренной соли: 2 N a C l + 2 H 2 O + 2 e — → 2 N a O H + C l 2 ↑ + H 2 ↑

В промышленности применяются три варианта электрохимического метода: два из них — электролиз с твердым катодом, третий — электролиз с жидким ртутным катодом (ртутный метод производства). При таких методах качество получаемого хлора почти не отличается.

Мембранный метод

Мембранный метод производства хлора наиболее энергоэффективен, но при этом довольно сложен в организации и эксплуатации.

В мембранном методе катодное и анодное пространства полностью разделены непроницаемой для анионов катионообменной мембраной. Поэтому в мембранном электролизере два потока.

В анодное пространство поступает поток раствора соли. А в катодное — деионизированная вода. Все потоки предварительно очищаются от всевозможных примесей.

Применение хлора

  • беление бумаги и тканей;
  • получение хлорида олова для дымовых завес;
  • хлорирование воды в бассейнах;
  • получение красителей;
  • получение растворителей и отбеливателей;
  • получение при производстве синтетического каучука;
  • получение синтетических волокон;
  • получение средств для защиты растений и деревьев;
  • получение и изготовление пластмассы;
  • изготовление дезинфицирующих средств.

Видео:РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА, ИОННОЕ УРАВНЕНИЕ - Урок Химия 9 класс / Подготовка к ЕГЭ по Химии

Реакции с органическими веществами

С насыщенными соединениями: C H 3 — C H 3 + C l 2 → C 2 H 5 C l + H C l

Замещение атомов водорода в молекулах О В :

Ароматические соединения замещают атом водорода на хлор в присутствии катализаторов: C 6 H 6 + C l 2 → C 6 H 5 C l + H C l

Присоединение молекул C l 2 по месту разрыва кратных углерод-углеродных связей: H 2 C = C H 2 + C l 2 → C l H 2 C — C H 2 C l — 1 , 2 -дихлорэтан

Видео:Электронная формула хлораСкачать

Электронная формула хлора

Особенности работы с хлором

Хлор — токсичный удушливый газ, который при попадании в легкие вызывает ожог легочной ткани или удушье. Раздражающее действие на дыхательные пути начинается при сосредоточении в воздухе около 0 , 006 м г / л . Хлор был использован в войнах одним из первых в качестве отравляющего вещества. При работе с хлором обязательно нужно использовать защитную спецодежду, противогаз, перчатки.

💡 Видео

ХЛОР | Химия 9 классСкачать

ХЛОР | Химия 9 класс

Окислительно-восстановительные реакции. 1 часть. 9 класс.Скачать

Окислительно-восстановительные реакции. 1 часть. 9 класс.

ВАЛЕНТНОСТЬ. Графические формулы веществ | Химия | TutorOnlineСкачать

ВАЛЕНТНОСТЬ. Графические формулы веществ | Химия | TutorOnline

Хлор. 9 класс.Скачать

Хлор. 9 класс.

Как быстро составить электронную конфигурацию атома? [Лайфхак] Урок 5Скачать

Как быстро составить электронную конфигурацию атома? [Лайфхак] Урок 5

Составление уравнений химических реакций. 1 часть. 8 класс.Скачать

Составление уравнений химических реакций.  1 часть. 8 класс.

БЕЗ ЭТОГО НЕ СДАТЬ ЕГЭ по Химии — Электронная конфигурация атомаСкачать

БЕЗ ЭТОГО НЕ СДАТЬ ЕГЭ по Химии — Электронная конфигурация атома
Поделиться или сохранить к себе: