Как решают уравнения в разных странах

Как преподают математику в разных странах

Как решают уравнения в разных странах

Система образования и манера преподавания отличаются в разных странах, но набор учебных дисциплин во всём мире плюс-минус одинаковый. В новой статье разбираем опыт зарубежных коллег и делимся любопытными приёмами преподавания математики.

Подход, объём занятий, оценка и результат обучения в виде математических знаний и умения применять их в реальной жизни за рубежом сильно отличаются от наших. Например, в большинстве стран математику традиционно преподают мужчины, где их больше половины, а в Японии — даже более 70 %. Только в России и Израиле свыше 90 % учителей математики — женщины.
Наши учителя тратят больше времени на подготовку к урокам, проверку домашних работ, общение с учениками и их родителями, то есть глубже погружены в профессию. И хотя российская математическая школа по-прежнему высоко котируется на мировом уровне, интересные идеи можно подсмотреть и у зарубежных преподавателей.

Видео:Как решают уравнения в России и СШАСкачать

Как решают уравнения в России и США

Как учат математике в Англии?

У британских школьников широкий математический кругозор. Дети идут в школу в 4 года и сразу начинают заниматься математикой. Чтобы им не было скучно, занятия проходят в игровой форме: малыши делят пиццу, раскладывают кубики Lego. К 6 они уже работают с дробями и знают, что половина, 50 %, ½ и даже угол 180 градусов — это одно и то же. Причём это не зазубренные термины, а основанное на практике понимание.

Математика прочно связана с реальной жизнью, и задания не кочуют из одного издания в другое с незапамятных времён, а адаптируются под нынешние реалии, то, с чем ребята сталкиваются ежедневно или столкнутся в ближайшем будущем. Это конвертация валют или бюджет на покупки. Основы геометрии подаются через дом, участок. Например, сколько краски потребуется, чтобы сделать ремонт.

Важный методический момент — цикличность обучения. Одни и те же темы повторяются от года к году, но каждый раз на более высоком уровне. Скажем, дроби с процентами есть как для пятилеток, так и в выпускном классе. Эта повторяемость помогает избежать пробелов и провалов в образовании, поскольку маленький ребёнок ещё не осознаёт, какие темы действительно важные и системообразующие.

Видео:Русские vs американцы. Как решаем мы, а как они | МатематикаСкачать

Русские vs американцы. Как решаем мы, а как они | Математика

Как учат математике в США?

При общности подходов — изучении тем по несколько лет на разных уровнях сложности, обилии практических задач — математическое образование в США отличается от британского. Американцы сильно продвинулись в плане стандартизации и формализации программы. В учебниках и пособиях есть абсолютно всё для успешной сдачи экзамена. Ситуация, когда на аттестации попадётся задание, которое не разобрано подробно в учебной программе, невозможна.

«Разжёвывается» материал максимально понятно и доступно, а сам курс шире и объёмнее российского, однако обширность приводит к поверхностности. Особенно это касается тех, кто выбрал обычную, а не углублённую программу по математике. Такие дети осваивают по всем темам только базовые, простейшие задания. Остальные учатся более интенсивно, участвуют в олимпиадах. Выбор ученики делают сами уже в шестом классе. Процесс обучения устроен неформально, дети много общаются с учителем и между собой, хорошо социализируются.

Активное использование калькулятора и других средств автоматизации зачастую приводит к отсутствию базовых навыков устного счёта, а впоследствии — к непониманию иррациональных чисел. Сложности возникают у американских школьников и с доказательством теорем, поскольку в геометрии упор также сделан на вычислительные задачи, а не на усвоение закономерностей. Если российскую методику обучения математике обычно критикуют за излишнюю академичность, но в США налицо другая крайность — недостаток академических знаний.

Видео:Как умножают в разных странахСкачать

Как умножают в разных странах

Как учат математику в Китае?

В китайских школах упор сделан на интерактивное обучение, в котором участвует весь класс — такие упражнения занимают три четверти всего урока. Объясняется всё в игровой форме и на основе междисциплинарных связей. Например, учитель может с помощью класса выиграть у компьютера партию в шашки на интерактивной доске, а затем показать географическую карту и объяснить, что координаты их города в виде пары чисел и вообще система GPS устроены по тому же принципу, что и ходы в игре. Упражнения по тригонометрии для ребят постарше помогают нарисовать логотип МакДоналдса, и подобных заданий в китайских школах много.

Преимущество интерактивного метода в ускорении процесса для каждого ученика. Учитель просит всех поднять карточки с ответом на вопрос или задачу. Если много ошибок, это позволяет сразу понять, что детям нужна помощь, и непонятный момент разбирают сразу всем классом. Если учитель видит, что кто-то всё равно отстал, то обязательно просит родителей позаниматься дополнительно дома и наверстать. При этом общий объём домашних работ снижается. В начальной школе ученики могут получить на дом задание программировать или играть на пианино.

Высокие требования предъявляют и к педагогам. Кроме того, в Китае сильнейшие учителя работают не с самыми талантливыми детьми, а с самыми слабыми и проблемными, что выравнивает общий уровень подготовки. Образование здесь — главный способ подняться по социальной лестнице. На уроках царит строгая дисциплина, всё расписано по минутам.

Видео:Как решают уравнения в России и США!?Скачать

Как решают уравнения в России и США!?

Как учат математике в Сингапуре?

Сингапур — для многих экзотическая страна, однако её экономика и образование за последние полвека совершили мощнейший скачок и потому достойны серьёзного изучения. Сингапурская система использует эвристический подход, идёт от частного к общему. Сначала дети решают много практических задач без теории, а потом, основываясь на личном опыте, делают выводы и обобщают.

Основная цель — совместная деятельность учителя и детей. Тему урока анонсирует не учитель — её выводят вместе через проблемные ситуации и диалог. Сингапурская система хорошо развивает коммуникабельность, критическое мышление и креативность, поскольку основана на командной работе и создании психологически комфортной, безопасной среды для учащихся.

Ученики сидят за столом по четыре человека, у каждого есть партнёр по лицу (тот, кто сидит напротив тебя) и партнёр по плечу (тот, что сидит рядом). Много работы в парах, где один из партнёров имитирует роль учителя — так дети учатся говорить, слушать и исправлять ошибки друг друга. При решении задач используют схемы и рисунки, не составляя уравнения. Сингапурские дети не отрабатывают вычисления на примерах — всё это изучают и осваивают через задачи. Большое внимание уделяется логике, которая у нас порой даётся сжато.

Несмотря на существенные различия в подходах — будь то либеральный американский, где детям предоставлено много свободы, или основанный на дисциплине китайский, — идеальной методики не существует. Однако черпая у коллег, в том числе и зарубежных, лучшее, мы быстрее приблизимся к этому идеалу.

А чтобы у вас оставалось время на новые идеи, воспользуйтесь базой «ЯКласс» — задания по математике, алгебре и геометрии доступны в разделе «Предметы».

Видео:Как решают уравнения в разных странах | Россия/Америка/КитайСкачать

Как решают уравнения в разных странах | Россия/Америка/Китай

Самый простой способ решения квадратичных уравнений упускается из виду в течение 4000 лет

Как решают уравнения в разных странах

Профессор математики открыл новый способ решения квадратных уравнений. Это вычислительно эффективнее и проще для запоминания, чем традиционная квадратичная формула. Удивительно, что такой простой метод оставался незамеченным в течение 4000 лет.

В элементарной алгебре квадратные уравнения могут быть решены с использованием различных методов, таких как факторинг, построение графиков, построение квадратов и другие.

История квадратичной формулы — формула обеспечивает решение (я) квадратного уравнения — может быть прослежена до древне-вавилонского периода около 2000–1600 гг. До н.э. Многие великие математики оставили свой след на этом предмете, и формула стала одной из самых важных частей в алгебре.

Формула, однако, довольно сложна, и ее вычисления несколько запутаны. Это может быть сложной задачей для начинающих изучающих алгебру.

Недавно математик из Университета Карнеги-Меллона в Питтсбурге опубликовал более простое решение для любого квадратного уравнения. Этот новый метод прост в запоминании и эффективен в вычислительном отношении.

По словам его автора, По-Шен Ло , он имеет потенциал для демистификации квадратичной формулы для студентов во всем мире.

Видео:Как решают квадратные уравнения в России и в КитаеСкачать

Как решают квадратные уравнения в России и в Китае

Альтернативный метод решения квадратичных задач

Самый первый шаг — посмотреть, можно ли разложить квадратное уравнение следующим образом:

Как решают уравнения в разных странах

Если факторизация возможна, то квадратичная функция равна нулю при X=R или X=S. Согласно традиционному методу, если сумма и произведение R и S равно -B и C соответственно, то будет полным набором корней.

А вот теперь начинается поворот.

Два числа суммируют с -B именно тогда, когда их среднее значение равно -B / 2. Рассмотрим эти два числа в виде -B / 2 ± z, где z — неизвестная величина, а произведение этих чисел равно C.

Как решают уравнения в разных странах

Если z оказывается равным нулю, то мы разложим с R = S = (- B / 2), в противном случае,

Как решают уравнения в разных странах

Квадратный корень всегда существует (с учетом комплексных чисел), поэтому искомые R и S всегда существуют для любого квадратичного уравнения. Таким образом, исходные корни могут быть выражены как

Как решают уравнения в разных странах

А, это новая квадратичная формула; гораздо проще и легче запомнить, чем предыдущий.

Видео:Китайский способ умноженияСкачать

Китайский способ умножения

Почему сейчас?

Новый метод интуитивно понятен и не требует запоминания формулы вообще. Однако, более интересный вопрос, почему никто не думал об этом раньше.

Автор исследовал 4000-летнюю историю по этой теме: он изучал различные подходы, построенные древними вавилонянами, греками, индийцами, арабами и китайцами, а также современными математиками, но не нашел ничего похожего на его метод.

По-Шен Ло считает, что это связано с тем, как традиционный метод доказывает, что квадратные уравнения имеют два корня. Обычно считается, что квадратное уравнение всегда имеет два корня, и эти корни имеют произведение C и -B.

Возможно, к тому времени, когда математика продвинулась до «приличного уровня», Вавилонская техника исчезла из недавней памяти, и люди нашли подход завершения квадрата достаточно хорошим, чтобы интегрироваться в основную учебную программу.

Теперь вопрос в том, как быстро и насколько широко он будет распространяться.

Видео:Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?Скачать

Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?

Методы решения уравнений в странах древнего мира

История алгебры уходит своими корнями в древние времена. Задачи, связанные с уравнениями, решались ещё в Древнем Египте и Вавилоне. Теория уравнений интересовала и интересует математиков всех времён и народов.

В Древнем Египте и Вавилоне использовался метод ложного положения (“фальфивое правило”)

Уравнение первой степени с одним неизвестным можно привести всегда к виду ах + Ь == с, в котором а, Ь, с — целые числа. По правилам арифметических действий ах = с — b,

Как решают уравнения в разных странах

Если Ь > с, то с — b число отрицательное. Отрицательные числа были египтянам и многим другим более поздним народам неизвестны (равноправно с положительными числами их стали употреблять в математике только в семнадцатом веке).

Для решения задач, которые мы теперь решаем уравнениями первой степени, был изобретен метод ложного положения.

В папирусе Ахмеса 15 задач решается этим методом. Решение первой из них позволяет понять, как рассуждал автор.

Египтяне имели особый знак для обозначения неизвестного числа, который до недавнего прошлого читали “хау” и переводили словом “куча” (“куча” или “неизвестное количество” единиц). Теперь читают немного менее неточно: “ага”.

bqt задача № 24 сборника Ахмеса:

“Куча. Ее седьмая часть (‘подразумевается: “дают в сумме”) 19. Найти кучу”.

Запись задачи нашими знаками:

Как решают уравнения в разных странах

Решение Ахмеса может быть представлено в наших символах в следующих четырех столбцах:

Как решают уравнения в разных странах

Во многих задачах в начале или в конце встречаются слова: “Делай как делается”, другими словами: “Делай, как люди делают”.

Смысл решения Ахмеса легко понять.

Делается предположение, что. куча есть 7; тогда Как решают уравнения в разных странахее часть есть 1. Это записано в первом столбце.

Во втором столбце записано, что при предположении х=7 куча и ее Как решают уравнения в разных странахчасть дали бы 8 вместо 19. Удвоение предположения дает 16. Автор, в уме очевидно, прикидывает, что дальше удваивать предположение нельзя, так как тогда получится больше 19. Он записывает 16, ставит перед числом две точки для обозначения удвоения первоначального предположения и отмечает значком (у нас — звездочкой) результат; для получения в сумме 19 первоначальное предположение надо умножить -на 2 с некоторым добавлением, так как для получения точного результата, 19, не хватает еще 19—16=3. Ахмес находит Как решают уравнения в разных странахот 8, получает 4. Так как это больше нехватки 3, то на Как решают уравнения в разных странахпредположение умножить нельзя. Но Как решают уравнения в разных странахот 8 есть 2, Как решают уравнения в разных странахот восьми 1. Ахмес видит, что Как решают уравнения в разных странахи Как решают уравнения в разных странахпервоначального результата дают точно те 3 единицы, которых не хватало. Отметив Как решают уравнения в разных странахи Как решают уравнения в разных странахзначками, Ахмес убедился, что первоначальное предположение для кучи (7) надо помножить на Как решают уравнения в разных странах

Умножение числа 7 на смешанное число Как решают уравнения в разных странахАхмес заменяет умножением смешанного числа Как решают уравнения в разных странахна 7. В третьем столбце выписаны: Как решают уравнения в разных странахчасть искомой кучи есть Как решают уравнения в разных странах, удвоенное это число: Как решают уравнения в разных странахи учетверенное: Как решают уравнения в разных странах. Сумма этих трех чисел, равная числу Как решают уравнения в разных странах, есть произведение первоначального предположения 7 на Как решают уравнения в разных странах.

Итак, куча равна Как решают уравнения в разных странах.

В последнем столбце Ахмес делает проверку, складывая полученное значение для кучи Как решают уравнения в разных странахи его Как решают уравнения в разных странахчасти Как решают уравнения в разных странах. В сумме получается 19, и решение заканчивается обычным для автора заключением: “Будет хорошо”.

Способ решения, примененный Ахмесом, называется методом одного ложного положения. При помощи этого метода решаются уравнения вида ах == b. Его применяли как египтяне, так и вавилоняне.

У разных народов применялся метод двух ложных положений. Арабами этот метод был механизирован и получил ту форму, в которой он перешел в учебники европейских народов, в том числе в “Арифметику” Магницкого. Магницкий называет способ решения “фальшивым правилом” и пишет о части своей книги, излагающей этот метод:

Зело бо хитра есть сия часть,

Яко можеши ею все класть (вычислить. — И . Д.)

Не токмо что есть во гражданстве,

Но и высших наук в пространстве,

Яже числятся в сфере неба,

Якоже мудрым есть потреба.

Содержание стихов Магницкого можно вкратце передать так: эта часть арифметики весьма хитрая. При помощи ее можно вычислить не только то, что понадобится в житейской практике, но она решает и вопросы “высшие”, которые встают перед “мудрыми”.

Магницкий пользуется “фальшивым правилом” в форме, какую ему придали арабы, называя его “арифметикой двух ошибок” или “методой весов”.

Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне

Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н. э. вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения:

Как решают уравнения в разных странах

Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены.

Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, • в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.

. Как составлял и решал Диофант квадратные уравнения ,

В “Арифметике” Диофанта нет систематического изложения алгебры, однако в ней содержится систематизированный ряд задач, сопровождаемых объяснениями и решаемых при помощи составления уравнений разных степеней.

При составлении уравнений Диофант для упрощения решения умело выбирает неизвестные.

Вот, к примеру, одна из его задач.

“Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а произведение — 96”.

Диофант рассуждает следующим образом: из условия задачи вытекает, что искомые числа не равны, так как если бы они были равны, то их произведение равнялось бы не 96, а 100. Таким образом, одно из них будет больше половины их суммы, т. е. 10 + х, другое же меньше, т. е. 10 — х. Разность между ними 2х. Отсюда уравнение

Как решают уравнения в разных странах

Как решают уравнения в разных странах

Отсюда х = 2. Одно из искомых чисел равно 12, другое 8. Решение х = —2 для Диофанта не существует, так как греческая математика знала только положительные числа.

Если мы решим эту задачу, выбирая в качестве неизвестного одно из искомых чисел, то мы придем к решению уравнения

Как решают уравнения в разных странах

Ясно, что, выбирая в качестве неизвестного полу разность искомых чисел, Диофант упрощает решение; ему удается свести задачу к решению неполного квадратного уравнения (1).

Квадратные уравнения в Индии.

Задачи на уравнения встречаются уже в астрономическом трактате “Ариабхаттаим”, составленном в 449 г. индийским математиком и астрономом Арибхаттой. Но это уже раннее средневековье.

В Алгебраическом трактате ал-Хорезми даётся классификация линейных и квадратных уравнений.

Индий учёные знали решения неопределённых уравнений в целых числах (в том числе и в отрицательных, чего сам Диофант избегал).

Формула решений квадратного уравнения.

Греческий математик Герон (I или II век нашего летоисчисления) вывел формулу для решения квадратного равнения ax 2 + bx = c умножением всех членов на а и

прибавлением к обеим половинам уравнения Как решают уравнения в разных странах:

Как решают уравнения в разных странах

В индии пришли к более простому способу вывода, который встречается в школьных учебниках: они умножали на 4a и к обеим половинам по b 2 . Это даёт:

Как решают уравнения в разных странах

Индийские математики часто давали задачи в стихах.

Задача о лотосе.

Над озером тихим, с полмеры над водой,

Был виден лотоса цвет.

Он рос одиноко, и ветер волной

Нагнул его в сторону – и уж нет

Цветка над водой.

Нашёл его глаз рыбака

В двух мерах от места, где рос.

Сколько озера здесь вода глубока?

Тебе предложу я вопрос.

Ответ:Как решают уравнения в разных странах

Из истории решения системы уравнений, содержащей одно уравнение второй степени и одно линейное

В древневавилонских текстах, написанных в III—II тысячелетиях до н. э., содержится немало задач, решаемых с помощью составления систем уравнений, в которые входят и уравнения второй степени. Вот одна из них.

. “Площади двух своих квадратов я сложил: Как решают уравнения в разных странах.Сторона второго квадрата равна Как решают уравнения в разных странахстороны первого и еще 5”.

Соответствующая система уравнений в современной записи имеет вид:

Как решают уравнения в разных странах

Для решения системы (1) вавилонский автор возводит во втором уравнении у в квадрат и согласно формуле квадрата суммы, которая ему, видимо, была известна, получает:

Как решают уравнения в разных странах

Подставляя это значение у в первое из системы уравнений (1), автор приходит к квадратному уравнению:

Как решают уравнения в разных странах

Решая это уравнение по правилу, применяемому нами в настоящее время, автор находит х, после чего определяет у. Итак, хотя вавилоняне и не имели алгебраической символики, они решали задачи алгебраическим методом.

Диофант, который не имел обозначений для многих неизвестных, прилагал немало усилий для выбора неизвестного таким образом, чтобы свести решение системы к решению одного уравнения. Вот один пример из его “Арифметики”.

Задача 21. “Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а сумма их квадратов — 208”.

Эту задачу мы решили бы путем составления системы уравнений:

Как решают уравнения в разных странах

Диофант же, выбирая в качестве неизвестного половину разности искомых чисел, получает (в современных обозначениях):

Как решают уравнения в разных странах

Складывая эти уравнения, а затем вычитая одно из другого (все это Диофант производит устно), получаем

x = 2 + 10; у = 10 —2.

х 2 + у 2 = (г + lO) 2 + (10 — г) 2 == 2z 2 + 200.

z = 2; х = 2 + 10 = 12; у = 10 — 2 = 8.

Задача Диофанта №80 (Из II книги его “Арифметики”)

Найти 2 таких числа, чтобы сумма квадрата каждого из них с другим искомым числом дала полный квадрат,

Пусть первое число (I) будет s. Чтобы квадрат его •при прибавлении второго числа дал квадрат, второе число должно быть 2s + 1, так как в таком случае выполняется требование задачи: квадрат первого числа. сложенный со вторым, дает

s 2 + 2s + 1, то есть полный квадрат (s + 1) 2 .

Квадрат второго числа, сложенный с первым, должен также дать квадрат, то есть число (2s + I) 2 + s, равное

4s 2 + 5s + 1 == t 2

Положим, что t = 2s — 2; тогда t 2 = 4s 2 — 8s + 4. Это выражение должно равняться 4s 2 + 5s + 1. Итак, должно быть:

4s 2 — 8s + 4 == 4s 2 + 5s + l откуда s=Как решают уравнения в разных странах

Значит, задаче удовлетворяют числа:

Как решают уравнения в разных странах.

Как решают уравнения в разных странах

Почему Диофант делает предположение, что t==2s—2, он не объясняет. Во всех своих задачах (в дошедших до нас шести книгах его их 189) он делает то или другое предположение, не давая никакого обоснования.

Вообще содержание 6 книг таково:

В “Арифметике” 189 задач, каждая снабжена одним или несколькими решениями. Задачи ставятся в общем виде, затем берутся конкретные значения входящих в нее величин и даются решения.

Задачи книги I в большинстве определенные. В ней имеются и такие, которые решаются с помощью систем двух уравнений с двумя неизвестными, эквивалентных квадратному уравнению. Для его разрешимости Диофант выдвигает условие, чтобы дискриминант был полным квадратом. Так, задача 30— найти таких два числа, чтобы их разность и произведение были заданными числами,— приводится к системе

Диофант выдвигает “условие формирования”: требуется, чтобы учетверенное произведение чисел, сложенное с квадратом разности их, было квадратом, т. е. 4b + а 2 = с 2 .

В книге II решаются задачи, связанные с неопределенными уравнениями и системами таких уравнений с 2, 3, 4, 5, 6 неизвестными степени не выше второй.

Диофант применяет различные приемы. Пусть необходимо решить неопределенное уравнение второй степени с двумя неизвестными f 2 (х, у) ==0. Если у него есть рациональное решение (x 0 , y 0 ), то Диофант вводит подстановку

в которой k рационально. После этого основное уравнение преобразуется в квадратное относительно t, у которого свободный член f 2 ( x 0 , у 0 ) = 0. Из уравнения получается t 1 == 0 (это значение Диофант отбрасывает), t 2 — рациональное число. Тогда подстановка дает рациональные х и у.

В случае, когда задача приводилась к уравнению у 2 = ax 2 + bx + с, очевидно рациональное решение x 0 = О, y 0 =±C . Подстановка Диофанта выглядит так:

Другим методом при решении задач книги II Диофант пользовался, когда они приводили к уравнению у 2 == = a 2 x 2 + bx + с. Он делал подстановку

после чего х и у выражались рационально через параметр k:

Как решают уравнения в разных странах

Диофант, по существу, применял теорему, состоящую в том,; что если неопределенное уравнение имеет хотя бы одно рациональное решение, то таких решений будет бесчисленное множество, причем значения х и у могут быть представлены в виде рациональных функций некоторого параметра”

В книге II есть задачи, решаемые с помощью “двойного неравенства”, т. е. системы

Диофант рассматривает случай а = с, но впоследствии пишет, что метод можно применить и при а : с = т 2 , Когда а == с, Диофант почленным вычитанием одного равенства из другого получает и 2 — и 2 = b — d. Затем разность b — d раскладывается на множители b — d = п1 и приравнивает и + v = I, и — v = п, после чего находит

и = (I + п)/2, v = (I — n)/2, х — ( l 2 + п 2 >/4a — <b + d)/2a.

Если задача сводится к системе из двух или трех уравнений второй степени, то Диофант находит такие рациональные выражения неизвестных через одно неизвестное и параметры, при которых все уравнения, кроме одного, обращаются в тождества. Из оставшегося уравнения он выражает основное неизвестное через параметры, а затем находит и другие неизвестные.

Методы, разработанные в книге II, Диофант применяет к более трудным задачам книги III, связанным с системами трех, четырех и большего числа уравнений степени не выше второй. Он, кроме того, до формального решения задач проводит исследования и находит условия, которым должны удовлетворять параметры, чтобы решения существовали.

В книге IV встречаются определенные и неопределенные уравнения третьей и более высоких степеней. Здесь дело обстоит значительно сложнее, потому что, вообще говоря, неизвестные невозможно выразить как рациональные функции одного параметра. Но, как и раньше, если известны одна или две рациональные точки кубической кривой fз (х, у) == 0, то можно найти и другие точки. Диофант при решении задач книги IV применяет новые методы”

Книга V содержит наиболее сложные задачи; некоторые из них решаются с помощью уравнений третьей и четвертой степеней от трех и более неизвестных. Есть и такие, в которых требуется разложить данное целое число на сумму двух, трех или четырех квадратов, причем эти квадраты должны удовлетворить определенным неравенствам.,

При решении задач Диофант дважды рассматривает уравнение Пелля ax 2 + 1 = у 2 .

Задачи книги VI касаются прямоугольных треугольников с рациональными сторонами. К условию х 2 + у 2 == z 2 в них добавляются еще условия относительно площадей, периметров, сторон треугольников.

В книге VI доказывается, что если уравнение ax 2 + b == у 2 имеет хотя бы одно рациональное решение, то их будет бесчисленное множество. Для решения задач книги VI Диофант применяет все употребляемые им способы.

Кстати, в одном из древних рукописных сборников задач в стихах жизнь Диофанта описывается в виде следующей алгебраиче-юй загадки, представляющей надгробную надпись на его могиле

Прах Диофанта гробница покоит; дивись ей—и камень

Мудрым искусством его скажет усопшего век.

Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком.

И половину шестой встретил с пушком на щеках.

Только минула седьмая, с подругою он обручился.

С нею пять лет проведя, сына дождался мудрец;

Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил.

Отнят он был у отца ранней могилой своей.

Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе,

Тут и увидел предел жизни печальной своей.

Задача-загадка сводится к составлению и решению уравнения:

Как решают уравнения в разных странахоткуда х = 84 = вот сколько лет жил Диофант.

Неопределённое уравнение x 2 + y 2 = z 2

Такое неопределённое уравнение исследовали пиффагорийцы, целые решения которого поэтому называют “пифагоровыми тройками”, они нашли бесконечно много таких троек, имеющих вид:

Как решают уравнения в разных странах

Более систематическое исследование задач, эквивалентных кубическим уравнениям, относится только к эпохе эллинизма. Архимед в сочинении “О шаре и цилиндре” (книга II, предложение 4) свел задачу о рассечении шара плоскостью на два сегмента, объемы которых имели бы заданное отношение т : п (т > п), к нахождению высоты х большего сегмента из пропорции

Как решают уравнения в разных странах(1)

где а — радиус шара.

Архимед обобщает задачу: рассечь заданный отрезок а на две части х и а — х так, чтобы

(а — х) : с = S : х 2 , (2)

где с и S — заданные отрезок и площадь.

Заметив, что при такой общей постановке задача не всегда разрешима (имеются в виду только положительные действительные решения), Архимед приступает к ее исследованию с тем, чтобы наложить ограничения на с и S. Он говорит, что изложит полное решение задачи “в конце”, однако соответствующее место не сохранилось. Жившие на столетие позже Архимеда греческие геометры Диокл и Дионисодор уже не знали его. Они предложили собственные, гораздо более сложные решения, но никто из них не сумел провести анализ общего случая.

Только в VI в. н. э. комментатор Архимеда Евтокий нашел утраченное место. Архимед решает задачу с помощью двух конических сечений:

Как решают уравнения в разных странах(3)

Как решают уравнения в разных странах(4)

(здесь положено S = pb ). Оба уравнения легко получить из пропорции (2). Для выяснения необходимых условий Архимед переходит от пропорции (2) к кубическому уравнению

которое он выражает словесно как соотношение между объемами. Ясно, что уравнение (5) может иметь положительные корни, если

Как решают уравнения в разных странах

Итак, проблема сводится к нахождению экстремума х 2 (а — х).

Оставим пока в стороне вопрос о методе экстремумов Архимеда, мы вернемся к этому, когда будем говорить об инфинитезимальных методах древних. Скажем только, что Архимед полностью исследовал условия существования положительных вещественных корней уравнения (5), а именно:

1) если Sc 3 /27, то на участке (0, а) имеются два таких корня;

2) если Sc = 4a з /27, то имеется один корень (как сказали бы мы,— двукратный);

3) если Sc > 4a з /27, то корня нет.

Здесь 4а 3 /27 есть максимум х 2 (а — х) , достигаемый при х = 2а/3 . В конце письма, предпосланного книге “О коноидах и сфероидах” (греки называли сфероидами эллипсоиды вращения, прямоугольными коноидами — параболоиды вращения, а тупоугольными коноидами — полости двуполостных гиперболоидов вращения), Архимед пишет, что с помощью доказанных в книге теорем можно решить ряд задач, как, например: от данного сфероида или коноида отсечь сегмент плоскостью, проведенной параллельно заданной, так, чтобы отсеченный сегмент был равен данному конусу, цилиндру или шару. Перечисленные задачи, так же как и задачи о делении шара, сводятся к кубическим уравнениям, причем в случае тупоугольного коноида уравнение будет иметь вид

Из текста Архимеда можно заключить, что он проанализировал и решил это уравнение. Таким образом, Архимед рассмотрел кубические уравнения вида х 3 + ax + b = 0 при различных значениях a и b и дал метод их решения. Однако исследование кубических уравнений оставалось для греков трудной задачей, с которой, в ее общем виде никто, кроме Архимеда, не мог справиться. Решение отдельных задач, эквивалентных кубическим уравнениям, греческие математики получали с помощью нового геометрического аппарата конических сечений. Этот метод впоследствии восприняли математики стран ислама, которые сделали попытку провести полный анализ всех уравнений третьей степени.

Но еще до этого, и притом греческими математиками, был сделан новый решительный шаг в развитии алгебры: геометрическая оболочка была сброшена, и началось построение буквенной алгебры на основе арифметики. Это произошло в первые века нашей эры.

“История математики в древности” Э. Кольман.

“Решение уравнений в целых числах” Гельфонд.

“В мире уравнений” В.А.Никифоровский.

“История математики в школе” Г.И.Глейзер.

“Рассказы о старой и новой алгебре” И.Депман.

“Пифагор: рассказы о математике” Чистаков.

“Краткий очерк истории математики” Стройк Д.Я.

“Очерки по истории математики” Болгарский Б.В.

“История математики” (энциклопедия) под редакцией Юшкевича.

“Энциклопедический словарь юного математика” под редакцией Гнеденко.

🎥 Видео

Считаем в уме за секунду. #математика #арифметика #счет #ментальнаяарифметика #simplemathСкачать

Считаем в уме за секунду. #математика #арифметика #счет #ментальнаяарифметика #simplemath

Как решать Диофантовы уравнения ★ 9x+13y=-1 ★ Решите уравнение в целых числахСкачать

Как решать Диофантовы уравнения ★ 9x+13y=-1 ★ Решите уравнение в целых числах

Как решить уравнение #россия #сша #америка #уравненияСкачать

Как решить уравнение #россия #сша #америка #уравнения

США Кое что из математики Как у Нас и Как ЗдесьСкачать

США Кое что из математики Как у Нас и Как Здесь

Узнал как японских детей учат умножать числа с помощью рисунка, даже таблица умножения не нужна!Скачать

Узнал как японских детей учат умножать числа с помощью рисунка, даже таблица умножения не нужна!

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.Скачать

Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.

Вот почему в США уравнения решают быстрееСкачать

Вот почему в США уравнения решают быстрее

Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнениеСкачать

Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнение

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Как решать уравнения с дробью? #shortsСкачать

Как решать уравнения с дробью? #shorts

Простые уравнения. Как решать простые уравнения?Скачать

Простые уравнения. Как решать простые уравнения?
Поделиться или сохранить к себе: