О чем эта статья:
5 класс, 6 класс, 7 класс
- Понятие дроби
- Основные свойства дробей
- Понятие уравнения
- Понятие дробного уравнения
- Как решать уравнения с дробями
- 1. Метод пропорции
- 2. Метод избавления от дробей
- Что еще важно учитывать при решении
- Универсальный алгоритм решения
- Примеры решения дробных уравнений
- Задачи на дроби
- Задачи на дроби
- Задачи для самостоятельного решения
- 30 thoughts on “Задачи на дроби”
- Презентация по математике на тему «Действия с десятичными дробями. Решение задач с помощью уравнений.
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Краткое описание документа:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
- Дистанционные курсы для педагогов
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Материал подходит для УМК
- Другие материалы
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Автор материала
- Дистанционные курсы для педагогов
- Подарочные сертификаты
- 📺 Видео
Видео:Как решать уравнения с десятичными дробями - математика 5 классСкачать
Понятие дроби
Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.
Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:
- обыкновенный вид — ½ или a/b,
- десятичный вид — 0,5.
Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.
Дроби бывают двух видов:
- Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
- Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.
Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.
Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.
Видео:УРАВНЕНИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ. Примеры | МАТЕМАТИКА 6 классСкачать
Основные свойства дробей
Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.
Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.
Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.
Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.
Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.
Видео:Уравнения с десятичными дробями. Математика 5 классСкачать
Понятие уравнения
Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:
- Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
- Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.
Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.
Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.
Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.
Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.
Линейное уравнение выглядит так | ах + b = 0, где a и b — действительные числа. Что поможет в решении:
|
---|---|
Квадратное уравнение выглядит так: | ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0. |
Видео:Уравнение на десятичные дроби со скобками и делением. Номер 391г.Скачать
Понятие дробного уравнения
Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:
Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.
Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:
На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.
Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.
Видео:ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ 😉 #егэ #егэ #математика #профильныйегэ #shorts #образованиеСкачать
Как решать уравнения с дробями
1. Метод пропорции
Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.
Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:
В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.
После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.
2. Метод избавления от дробей
Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.
В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:
- подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
- умножить на это число каждый член уравнения.
Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!
Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.
Что еще важно учитывать при решении
- если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
- делить и умножать уравнение на 0 нельзя.
Универсальный алгоритм решения
Определить область допустимых значений.
Найти общий знаменатель.
Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.
Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.
Решить полученное уравнение.
Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.
Записать ответ, который прошел проверку.
Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.
Видео:Уравнения с десятичными дробями в 5 классе (на умножение и деление).Скачать
Примеры решения дробных уравнений
Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.
Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.
- Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
- Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
- Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.
Решим обычное уравнение.
Пример 2. Найти корень уравнения
- Область допустимых значений: х ≠ −2.
- Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
- Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.
Переведем новый множитель в числитель..
Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.
Пример 3. Решить дробное уравнение:
- Найти общий знаменатель:
Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:
Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:
Решим полученное квадратное уравнение:
Получили два возможных корня:
Если x = −3, то знаменатель равен нулю:
Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.
Видео:Все действия с десятичными дробями (Сложение, вычитание, деление и умножение)Скачать
Задачи на дроби
Продолжаем изучать элементарные задачи по математике. Данный урок посвящен задачам на дроби.
Прежде чем решать задачи на дроби, необходимо досконально изучить все темы, касающиеся дробей. Ниже приведен список уроков, которые можно повторить.
Каждая задача, приведенная в данном уроке, относится к категории элементарных. Если какая-то задача непонятна, это указывает на то, что предыдущий материал усвоен недостаточно хорошо.
Видео:Уравнение с десятичными дробямиСкачать
Задачи на дроби
Задача 1. В классе школьников составляют отличники. Какую часть составляют остальные? Сделать графическое описание задачи. Рисунок может быть любым.
Решение
Если составляют отличники, то составляют остальные
Задача 2. В классе школьников составляют отличники, составляют хорошисты, составляют троечники. Сделать графическое описание задачи. Рисунок может быть любым.
Задача 3. В классе 24 школьника. школьников составляют отличники, составляют хорошисты, составляют троечники. Сколько в классе отличников, хорошистов и троечников?
Решение
24 : 6 × 1 = 4 × 1 = 4 (отличника)
24 : 6 × 3 = 4 × 3 = 12 (хорошистов)
24 : 6 × 2 = 4 × 2 = 8 (троечников)
Проверка
4 + 12 + 8 = 24 (школьника)
Задача 4. В классе школьников составляют отличники, составляют хорошисты. Какую часть составляют троечники?
Решение
Школьники разделены на 6 частей. На одну из частей приходятся отличники, на три части — хорошисты. Нетрудно догадаться, что на остальные две части приходятся троечники. Значит школьников составляют троечники
Не приводя рисунков можно сложить дроби и , и полученный результат вычесть из дроби , которая выражает всю часть школьников. Другими словами, сложить отличников и хорошистов, затем вычесть этих отличников и хорошистов из общего количества школьников
Задача 5. В классе 16 школьников. Из них составляют отличники, составляют хорошисты. Сколько отличников и хорошистов в классе? Сделать графическое описание задачи. Рисунок может быть любым.
Решение
16 : 4 × 1 = 4 × 1 = 4 (отличника)
16 : 16 × 12 = 1 × 12 = 12 (хорошистов)
Задача 6. В классе 16 школьников. Из них составляют отличники, составляют хорошисты, составляют троечники. Сколько отличников, хорошистов и троечников в классе? Сделать графическое описание задачи. Рисунок может быть любым.
Решение
16 : 8 × 1 = 2 × 1 = 2 (отличника)
16 : 16 × 10 = 1 × 10 = 10 (хорошистов)
16 : 4 = 4 (троечника)
Задача 7. Из зерен пшеницы производят полтавскую крупу, масса которой составляет массы зерна пшеницы, а остальное составляют кормовые отходы. Сколько можно получить полтавской крупы и кормовых отходов из 500 центнеров пшеницы
Решение
Найдем от 500 центнеров:
Теперь найдем массу кормовых отходов. Для этого вычтем из 500 ц массу полтавской крупы:
Значит из 500 центнеров зерен пшеницы можно получить 320 центнеров полтавской крупы и 180 центнеров кормовых отходов.
Задача 8. Килограмм сахара стоит 88 рублей. Сколько стоит кг сахара? кг? кг? кг?
Решение
1) кг это половина одного килограмма. Если один килограмм стоит 88 рублей, то половина килограмма будет стоит половину от 88, то есть 44 рубля. Если найти половину от 88 рублей, мы получим 44 рубля
44 × 1 = 44 рубля
2) кг это четверть килограмма. Если один килограмм стоит 88 рублей, то четверть килограмма будет стоит четверти от 88 рублей, то есть 22 рубля. Если найти от 88 рублей, мы получим 22 рубля
22 × 1 = 22 рубля
3) Дробь означает, что килограмм разделен на восемь частей, и оттуда взято три части. Если один килограмм стоит 88 рублей, то стоимость трех восьми килограмм будут стоить от 88 рублей. Если найти от 88 рублей, мы получим 33 рубля.
4) Дробь означает, что килограмм разделен на восемь частей, и оттуда взято одиннадцать частей. Но невозможно взять одиннадцать частей, если их только восемь. Мы имеем дело с неправильной дробью. Сначала выделим в ней целую часть:
Одиннадцать восьмых это один целый килограмм и килограмма. Теперь мы можем по отдельности найти стоимость одного целого килограмма и стоимость трёх восьмых килограммов. Один килограмм, как было указано выше стоит 88 рублей. Стоимость кг мы также находили и получили 33 рубля. Значит кг сахара будет стоит 88+33 рубля, то есть 121 рубль.
Стоимость можно найти не выделяя целой части. Для этого достаточно найти от 88.
Но выделив целую часть можно хорошо понять, как сформировалась цена на кг сахара.
Задача 9. Финики содержат сахара и минеральных солей. Сколько граммов каждого из веществ содержится в 4 кг фиников?
Решение
Узнаем сколько граммов сахара содержится в одном килограмме фиников. Один килограмм это тысяча грамм. Найдем от 1000 грамм:
В одном килограмме фиников содержится 720 грамм сахара. Чтобы узнать сколько грамм сахара содержится в четырех килограммах, нужно 720 умножить на 4
Теперь узнаем сколько минеральных солей содержится в 4 килограммах фиников. Но сначала узнаем сколько минеральных солей содержится в одном килограмме. Один килограмм это тысяча грамм. Найдем от 1000 грамм:
В одном килограмме фиников содержится 15 грамм минеральных солей. Чтобы узнать сколько грамм минеральных солей содержится в четырех килограммах, нужно 15 умножить на 4
Значит в 4 кг фиников содержится 2880 грамм сахара и 60 грамм минеральных солей.
Решение для данной задачи можно записать значительно короче, двумя выражениями:
Суть в том, что от 4 килограмм нашли и полученные 2,88 перевели в граммы, умножив на 1000. Тоже самое сделали и для минеральных солей — от 4 кг нашли и получившиеся килограммы перевели в граммы, умножив на 1000. Обратите также внимание на то, что дробь от числа найдена упрощенным способом — прямым умножением числа на дробь.
Задача 10. Поезд прошел 840 км, что составляет его пути. Какое расстояние ему осталось пройти? Каково расстояние всего пути?
Решение
В задаче говорится, что 840 км это от его пути. Знаменатель дроби указывает на то, что весь путь разделен на семь равных частей, а числитель указывает на то, что четыре части этого пути уже пройдено и составляют 840 км. Поэтому, разделив 840 км на 4, мы узнаем сколько километров приходится на одну часть:
А поскольку весь путь состоит из семи частей, то расстояние всего пути можно найти, умножив 210 на 7:
210 × 7 = 1470 км.
Теперь ответим на второй вопрос задачи — какое расстояние осталось пройти поезду? Если длина пути 1470 км, а пройдено 840, то оставшийся путь равен 1470−840, то есть 630
Задача 11. Одна из групп, покорившая горную вершину Эверест, состояла из спортсменов, проводников и носильщиков. Спортсменов в группе было 25, число проводников составляло числа спортсменов, а число спортсменов и проводников вместе лишь 9/140 числа носильщиков. Сколько было носильщиков в этой экспедиции?
Решение
Спортсменов группе 25. Проводников составляет числа спортсменов. Найдем от 25 и узнаем сколько в группе проводников:
Спортсменов и проводников вместе — 45 человек. Это число составляет от числа носильщиков. Зная что от числа носильщиков это 45 человек, мы можем найти общее число носильщиков. Для этого найдем число по дроби:
45 : 9 × 140 = 5 × 140 = 700
Задача 12. В школу привезли 900 новых учебников, из них учебники по математике составляли всех книг, учебники по русскому языку всех книг, а остальные книги были по литературе. Сколько привезли книг по литературе
Узнаем сколько составляют учебники по математике:
900 : 25 × 8 = 288 (книг по математике)
Узнаем сколько учебников по русскому языку:
900 : 100 × 33 = 297 (книг по русскому языку)
Узнаем сколько учебников по литературе. Для этого из общего числа книг вычтем учебники по математике и по русскому:
900 – (288+297) = 900 – 585 = 315
Проверка
288 + 297 + 315 = 900
Задача 13. В первый день продали , а во второй день поступившего в магазин винограда. Какую часть винограда продали за два дня?
Решение
За два дня продали винограда. Эта часть получается путем сложения дробей и
Можно представить поступивший в магазин виноград в виде шести гроздей. Тогда винограда это две грозди, винограда — три грозди, а винограда это пять гроздей из шести, проданные за два дня. Ну и нетрудно увидеть, что осталась одна гроздь, выраженная дробь (одна гроздь из шести)
Задача 14. Вера в первый день прочитала книги, а во второй день на меньше. Какую часть книги прочитала Вера во второй день? Успела ли она прочитать книгу за два дня?
Решение
Определим часть книги, прочитанной во второй день. Сказано, что во второй день прочитано на меньше, чем в первый день. Поэтому из нужно вычесть
Во второй день Вера прочитала книги. Теперь ответим на второй вопрос задачи — успела ли Вера прочитать книгу за два дня? Сложим то, что Вера прочитала в первый и во второй день:
За два дня Вера прочитала книги, но осталось ещё книги. Значит Вера не успела прочитать всю книгу за два дня.
Сделаем проверку. Предположим что книга, которую читала Вера, имела 180 страниц. В первый день она прочла книги. Найдем от 180 страниц
180 : 9 × 5 = 100 (страниц)
Во второй день Вера прочитала на меньше, чем в первый. Найдем от 180 страниц, и вычтем полученный результат из 100 листов, прочитанных в первый день
180 : 6 × 1 = 30 × 1 = 30 (страниц)
100 − 30 = 70 (страниц во второй день)
Проверим, являются ли 70 страниц частью книги:
180 : 18 × 7 = 10 × 7 = 70 (страниц)
Теперь ответим на второй вопрос задачи — успела ли Вера прочитать все 180 страниц за два дня. Ответ — не успела, поскольку за два дня она прочла только 170 страниц
100 + 70 = 170 (страниц)
Осталось прочесть еще 10 страниц. В задаче в роли остатка у нас была дробь . Проверим являются ли 10 страниц частью книги?
180 : 18 × 1 = 10 × 1 = 10 (страниц)
Задача 15. В одном пакете кг, а в другом на кг меньше. Сколько килограммов конфет в двух пакетах вместе?
Решение
Определим массу второго пакета. Она на кг меньше, чем масса первого пакета. Поэтому из массы первого пакета вычтем массу второго:
Масса второго пакета кг. Определим массу обоих пакетов. Сложим массу первого и массу второго:
Масса обоих пакетов кг. А килограмма это 800 граммов. Можно решать такую задачу, работая с дробями, складывая и вычитая их. Также можно сначала найти число по данным в задаче дробям и приступить к решению. Так килограмма это 500 граммов, а кг это 200 граммов
1000 : 2 × 1 = 500 × 1 = 500 г
1000 : 5 × 1 = 200 × 1 = 200 г
Во втором пакете на 200 граммов меньше, поэтому чтобы определить массу второго пакета, нужно из 500 г вычесть 200 г
500 − 200 = 300 г
Ну и напоследок сложить массы обоих пакетов:
500 + 300 = 800 г
Задача 16. Туристы прошли путь от турбазы до озера за 4 дня. В первый день они прошли всего пути, во второй оставшегося пути, а в третий и четвертый дни проходили по 12 км. Чему равна длина всего пути от турбазы до озера?
Решение
В задаче сказано, что во второй день туристы прошли оставшегося пути . Дробь означает, что оставшийся путь разделен на 7 равных частей, из них туристы прошли три части, но осталось пройти остальные . На эти приходится то расстояние, которое туристы прошли в третий и четвертый день, то есть 24 км (по 12 км в каждом дне). Нарисуем наглядную схему, иллюстрирующую второй, третий и четвертый дни:
В третий и четвертый день туристы прошли 24 км и это составляет от пути, пройденного во второй, третий и четвертый дни. Зная, что составляют 24 км, мы можем найти весь путь, пройденный во второй, третий и четвертый день:
24 : 4 × 7 = 6 × 7 = 42 км
Во второй, третий и четвертый день туристы прошли 42 км. Теперь найдем от этого пути. Так мы узнаем сколько километров туристы прошли во второй день:
42 : 7 × 3 = 6 × 3 = 18 км
Теперь возвращаемся к началу задачи. Сказано, что в первый день туристы прошли всего пути. Весь путь разделен на четыре части, и на первую часть приходится путь, пройденный в первый день. А путь, который приходится на остальные три части, мы уже нашли — это 42 километра, пройденные во второй, третий и четвертый дни. Нарисуем наглядную схему, иллюстрирующую первый и остальные три дня:
Зная, что пути составляют 42 километра, мы можем найти длину всего пути:
42 : 3 × 4 = 56 км
Значит длина пути от турбазы до озера составляет 56 километров. Сделаем проверку. Для этого сложим все пути, пройденные туристами в каждый из четырех дней.
Сначала найдем путь пройденный в первый день:
56 : 4 × 1 = 14 (в первый день)
14 + 18 + 12 + 12 = 56
Задача из арифметики известного среднеазиатского математика Мухаммеда ибн-Мусы ал-Хорезми (IX век н. э.)
«Найти число, зная, что если отнять от него одну треть и одну четверть, то получится 10»
Изобразим число, которое мы хотим найти, в виде отрезка, разделенного на три части. В первой части отрезка отметим треть, во второй — четверть, оставшаяся третья часть будет изображать число 10.
Сложим треть и четверть:
Теперь изобразим отрезок, разделенный на 12 частей. Отметим на нем дробь , остальные пять частей пойдут на число 10:
Зная, что пять двенадцатых числа составляют число 10, мы можем найти всё число:
10 : 5 × 12 = 2 × 12 = 24
Мы нашли всё число — оно равно 24.
Эту задачу можно решить не приводя рисунков. Для этого, сначала нужно сложить треть и четверть. Затем из единицы, которая играет роль неизвестного числа, вычесть результат сложения трети и четверти. Затем по полученной дроби определить всё число:
Задача 17. Семья, состоящая из четырех человек, в месяц зарабатывает 80 тысяч рублей. Бюджет распланирован следующим образом: на еду, на коммунальные услуги, на Интернет и ТВ, на лечение и походы по врачам, на пожертвование в детский дом, на проживание в съемной квартире, в копилку. Сколько денег выделено на еду, коммунальные услуги, на Интернет и ТВ, на лечение и походы по врачам, пожертвование на детский дом, на проживание в съемной квартире, и на копилку?
Решение
80 : 40 × 7 = 14 (тыс. на еду)
80 : 20 × 1 = 4 × 1 = 4 тыс. (на коммунальные услуги)
80 : 20 × 1 = 4 × 1 = 4 тыс. (на Интернет и ТВ)
80 : 20 × 3 = 4 × 3 = 12 тыс. (на лечение и походы по врачам)
80 : 10 × 1 = 8 × 1 = 8 тыс. (на пожертвование в детский дом)
80 : 20 × 3 = 4 × 3 = 12 тыс. (на проживание в съемной квартире)
80 : 40 × 13 = 2 × 13 = 26 тыс. (в копилку)
Проверка
14 + 4 + 4 + 12 + 8 + 12 + 26 = 80
Задача 18. Туристы во время похода за первый час прошли км, а за второй на км больше. Сколько километров прошли туристы за два часа?
Решение
Найдем числа по дробям. это три целых километра и семь десятых километра, а семь десятых километра это 700 метров:
это один целый километр и одна пятая километра, а одна пятая километра это 200 метров
Определим длину пути, пройденного туристами за второй час. Для этого к 3 км 700 м нужно прибавить 1 км 200 м
3 км 700 м + 1 км 200 м = 3700м + 1200м = 4900м = 4 км 900 м
Определим длину пути, пройденного туристами за два часа:
3 км 700 м + 4 км 900 = 3700м + 4900м = 8600м = 8 км 600 м
Значит за два часа туристы прошли 8 километров и еще 600 метров. Решим эту задачу с помощью дробей. Так её можно значительно укоротить
Получили ответ километра. Это восемь целых километров и шесть десятых километра, а шесть десятых километра это шестьсот метров
Задача 19. Геологи прошли долину, расположенную между горами, за три дня. В первый день они прошли , во второй всего пути и в третий оставшиеся 28 км. Вычислить длину пути, проходящего по долине.
Решение
Изобразим путь в виде отрезка, разделенного на три части. В первой части отметим пути, во второй части пути, в третьей части оставшиеся 28 километров:
Сложим части пути, пройденные в первый и во второй день:
За первый и второй дни геологи прошли всего пути. На остальные пути приходятся 28 километров, пройденные геологами в третий день. Зная, что 28 километров это всего пути, мы можем найти длину пути, проходящего по долине:
28 : 4 × 9 = 7 × 9 = 63 км
Проверка
63 : 9 × 5 = 7 × 5 = 35
63 : 9 × 4 = 7 × 4 = 28
Задача 20. Для приготовления крема использовали сливки, сметану и сахарную пудру. Сметану и сливки составляют 844,76 кг, а сахарная пудра и сливки 739,1 кг. Сколько в отдельности сливок, сметаны и сахарной пудры содержится в 1020,85 кг крема?
Решение
сметана и сливки — 844,76 кг
сахарная пудра и сливки — 739,1 кг
Вытащим из 1020,85 кг крема сметану и сливки (844,76 кг). Так мы найдем массу сахарной пудры:
1020,85 кг — 844,76 кг = 176,09 (кг сахарной пудры)
Вытащим из сахарной пудры и сливок сахарную пудру (176,09 кг). Так мы найдем массу сливок:
739,1 кг — 176,09 кг = 563,01 (кг сливок)
Вытащим сливки из сметаны и сливок. Так мы найдем массу сметаны:
844,76 кг — 563,01 кг = 281,75 (кг сметаны)
176,09 (кг сахарная пудра)
563,01 (кг сливки)
281,75 (кг сметана)
Проверка
176,09 кг + 563,01 кг + 281,75 кг = 1020,85 кг
1020,85 кг = 1020,85 кг
Задача 21. Масса бидона, заполненного молоком равна 34 кг. Масса бидона, заполненного наполовину, равна 17,75 кг. Какова масса пустого бидона?
Решение
Вычтем из массы бидона, заполненного молоком, массу бидона заполненного наполовину. Так мы получим массу содержимого бидона, заполненного наполовину, но уже без учета массы бидона:
34 кг − 17,75 кг = 16,25 кг
16,25 это масса содержимого бидона заполненного наполовину. Умножим эту массу на 2, получим массу бидона заполненного полностью:
16,25 кг × 2 = 32,5 кг
32,5 кг это масса содержимого бидона. Чтобы вычислить массу пустого бидона, нужно из 34 кг вычесть массу его содержимого, то есть 32,5 кг
34 кг − 32,5 кг = 1,5 кг
Ответ: масса пустого бидона составляет 1,5 кг.
Задача 22. Сливки составляют 0,1 массы молока, а сливочное масло составляет 0,3 массы сливок. Сколько сливочного масла можно получить из суточного надоя коровы, равного 15 кг молока?
Решение
Определим сколько килограмм сливок можно получить с 15 кг молока. Для этого найдем 0,1 часть от 15 кг.
15 × 0,1 = 1,5 (кг сливок)
Теперь определим сколько сливочного масла можно получить с 1,5 кг сливок. Для этого найдем 0,3 часть от 1,5 кг
1,5 кг × 0,3 = 0,45 (кг сливочного масла)
Ответ: из 15 кг молока можно получить 0,45 кг сливочного масла.
Задача 23. 100 кг клея для линолеума содержат 55 кг асфальта, 15 кг канифоли, 5 кг олифы и 25 кг бензина. Какую часть этого клея образует каждая из его составляющих?
Решение
Представим, что 100 кг клея как 100 частей. Тогда на 55 частей приходится асфальт, на 15 частей — канифоль, на 5 частей — олифа, на 25 частей — бензин. Запишем эти части в виде дробей, и по возможности сократим получающиеся дроби:
Ответ: клея составляет асфальт, составляет канифоль, составляет олифа, составляет бензин.
Видео:Решение уравнений, 6 классСкачать
Задачи для самостоятельного решения
Решение
Ответ: масса двух пакетов вместе составляет 1 кг 300 г
Решение
Второй способ
Ответ: театральное представление длилось 2 часа 10 минут.
Решение
Определим часть пути, пройденного лыжником за два часа движения. Для этого сложим дроби, выражающие пути пройденные за первый и второй час:
Определим часть пути, пройденного лыжником за третий час. Для этого из всех частей вычтем часть пути, пройденного за первый и второй час движения:
Ответ: в третий час лыжник прошел всего расстояния.
Решение
Определим часть школьников, которые участвовали в футболе, баскетболе и в прыжках:
Определим часть школьников, которые участвовали в беге:
Узнаем на какую часть бегунов больше (или меньше) чем футболистов. Для начала сравним дроби и
Требовалось узнать на какую часть бегунов больше (или меньше) чем футболистов. Мы выяснили, что бегунов меньше, чем футболистов. Выясним на какую часть их меньше:
Бегунов меньше, чем футболистов на часть.
Теперь узнаем на какую часть бегунов больше (или меньше) чем баскетболистов. Для начала сравним дроби и
Требовалось узнать на какую часть бегунов больше (или меньше) чем баскетболистов. Мы выяснили, что бегунов больше, чем баскетболистов. Выясним на какую часть их больше:
Бегунов больше, чем баскетболистов на часть.
Ответ: бегунов было на часть меньше, чем футболистов и на часть больше, чем баскетболистов.
Задача 5. На выставке художественных работ представлена живопись, скульптура и графика. всех работ составляет скульптура, – живопись, оставшуюся часть – графика. Какую часть всех работ составляет графика?
Решение
Сложим дроби, выражающие скульптуру и живопись:
Определим какую часть всех работ составляет графика:
Ответ: всех работ составляет графика.
Задача 6. Рабочие отремонтировали дорогу длиной 820 м за три дня. Во вторник они отремонтировали этой дороги, а в среду оставшейся части. Сколько метров дороги отремонтировали рабочие в четверг?
Решение
Определим длину дороги, отремонтированной во вторник:
820 : 5 × 2 = 328 м
Определим длину дороги, отремонтированной в среду. Известно, что в этот день рабочие отремонтировали оставшейся дороги. Оставшаяся дорога это 820−328, то есть 492
492 : 3 × 2 = 328 м
Определим длину дороги, отремонтированной в четверг. Для этого вычтем из 820 длины дорог, отремонтированных во вторник и в среду:
820 − (328 + 328) = 820 − 656 = 164 м
Ответ: в четверг рабочие отремонтировали 164 метра дороги.
Задача 7. В книге три рассказа. Наташа прочла первый рассказ за ч, на чтение второго рассказа она потратила на ч больше, а чтение третьего рассказа заняло на ч меньше, чем чтение первого и второго рассказов вместе. Сколько времени ушло у Наташи на чтение всей книги?
Решение
Определим время за которое Наташа прочитала первый рассказ. Она прочила его за треть часа. Треть часа это 20 минут
60 : 3 × 1 = 20 минут
Определим время за которое Наташа прочитала второй рассказ. Она прочила его на ч больше. часа это 10 минут. Прибавим к 20 минутам 10 минут, получим время чтения второго рассказа:
20 + 10 = 30 минут
Определим время за которое Наташа прочитала третий рассказ. Она прочитала его на ч меньше, чем чтение первого и второго рассказов вместе. часа это 35 минут. Вычтем 35 из времени, затраченного на чтение первого и второго рассказа вместе (50 м)
Определим сколько времени ушло у Наташи на чтение всей книги:
20 + 30 + 15 = 65 минут = 1 ч 5 минут
На чтение всей книги у Наташи ушел 1 час и 5 минут. Решим эту задачу с помощью дробей. Так ее можно значительно укоротить:
это один целый час и часа, а одну двенадцатую часа составляют 5 минут.
Ответ: на чтение всей книги у Наташи ушло
Задача 8. Из одной тонны хлопка-сырца можно изготовить 3400 м ткани, 1,05 ц пищевого масла и 0,225 т жмыха. Сколько метров ткани, пищевого масла и жмыха можно получить из 32,4 ц хлопка-сырца?
Решение
Переведем 32,4 ц в тонны. Одна тонна составляет 10 центнеров. Чтобы узнать сколько таких десять центнеров (имеется ввиду тонн) в 32,4 центнерах, нужно 32,4 разделить на 10
Определим сколько метров ткани можно получить с 3,24 тонн хлопка-сырца. С одной тонны, как указано в задаче, получается 3400 метров ткани. А с 3,24 тонн будет получено в 3,24 раза больше ткани
3400 × 3,24 = 11016 метров ткани.
Определим сколько пищевого масла можно получить с 3,24 тонн хлопка-сырца. С одной тонны, как указано в задаче, получается 1,05 ц пищевого масла. А с 3,24 тонн будет получено в 3,24 раза больше масла
1,05 × 3,24 = 3,402 центнера пищевого масла
Определим сколько жмыха можно получить с 3,24 тонн хлопка-сырца. С одной тонны, как указано в задаче, получается 0,225 т жмыха. А с 3,24 тонн будет получено в 3,24 раза больше жмыха
0,225 × 3,24 = 0,729 тонн жмыха
Ответ: из 32,4 ц хлопка сырца можно получить 11016 метров ткани, 3,402 ц пищевого масла и 0,729 т жмыха.
Решение
Зная, что 0,2 всего пути составляют 12 км, мы можем найти весь путь. Чтобы найти неизвестное число по десятичной дроби, нужно известное число разделить на десятичную дробь
Ответ: Туристы прошли 60 км.
Решение
Зная, что 0,7 книги составляют 56 страниц, мы можем узнать сколько всего страниц в книге. Чтобы найти неизвестное число по десятичной дроби, нужно известное число разделить на десятичную дробь
56 : 0,7 = 80 (страниц всего)
Узнаем сколько осталось прочитать
80 − 56 = 24 (страницы осталось прочитать)
Ответ: в книге 80 страниц. Прочитать осталось еще 24 страницы.
Решение
Разделим жилых домов на три части:
Теперь на треть многоэтажных домов приходится всех зданий. Изначально все здания были разделены на три равные части. Теперь они разделены на девять равных частей. Жилые дома, которые ранее выражались дробью , теперь выражаются дробью
Чтобы узнать сколько многоэтажных домов приходится на две трети, умножим на 2
Ответ: жилые многоэтажные дома составляют всех зданий в городе.
Решение
Изобразим схематически один метр веревки:
Выделим на этом рисунке метра:
Здесь же выделим метра
Не выделенным на м остался один кусочек. Узнаем, что это за кусочек. Для этого из вычтем
м это часть веревки, которую нужно отрезать. Тогда мы получим м веревки.
Теперь осталось узнать сколько раз м содержит м
Значит, чтобы не производя измерений от м веревки отрезать м, нужно эту веревку сложить вчетверо и отрезать одну часть. Оставшаяся часть и будет половиной от одного метра.
Ответ: чтобы от веревки, длина которой м отрезать м, нужно сложить эту веревку вчетверо и отрезать от неё одну часть. Оставшаяся часть станет м веревки.
Понравился урок?
Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках
Возникло желание поддержать проект?
Используй кнопку ниже
Видео:Уравнение. 5 класс.Скачать
30 thoughts on “Задачи на дроби”
Здравствуйте! Очень благодарна вам за ваши труды. Очень все доступно объясняете.
В задаче №2 есть опечатка. В условии одна целая пять шестых часа, а в решении одна целая две трети.
Добавлю, что задача №2 в разделе самостоятельного решения.
Здравствуйте! Спасибо вам большое за задачи!
Но я никак не могу понять, почему в 16 задаче такое решение. Почему 3/7 оставшегося пути не вычисляются из 24км? Ведь второй день = 3/7 оставшегося пути, этот путь равен 24км. Он не может включать и второй день? Разве нет?
24 км это путь, пройденный в третий и четвертый дни. А во второй день было пройдено совсем другое расстояние.
Вообще, во второй, третий и четвертый дни всего было пройдено 42 км.
Найдите от 42 км сначала 3/7 пути, а потом 4/7 пути. Сразу станет всё понятно 😉
А откуда в 3-й задаче взялась дробь 15 на 15?
Видео:Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.Скачать
Презентация по математике на тему «Действия с десятичными дробями. Решение задач с помощью уравнений.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока Закрепление по теме: «Действия с десятичными дробями. Решение задач с помощью уравнений»
РЕШИТЕ 1) х + 5,9= 8,7 М 7) х + 3,7 = 6,8 Х 2) 7,45 – х = 4,3 К 8) 8,26 — х = 4,2 И 3) х : 3 = 5,2 О 9) х : 2 = 7,4 Ш 4) 9,03 * к= 90,3 Т 10) 8,3 * к = 830 Л 5) 9,5 + а = 16,8 У 11) 10,9 + а = 6,3 О 6) 2,3 * 11 = В 12) 2,3 * 11 = В
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ 3,1 15,6 10 4,06 3,2 14,8 3,15 4,6 100 7,3 25,3
Решение задач с помощью уравнений.
ЗАДАЧА №1 В швейной мастерской было 60,86 м цветной ленты. Красной ленты было меньше, чем синей на 7,26 м. Зелёной в 2 раза больше, чем синей. Сколько метров синей ленты всего было в мастерской? С. – ? К. — ?, на 7,26м меньше, чем С. 60,86м З. — ?, в 2 раза больше, чем С.
РЕШЕНИЕ х + х – 7,26 + 2х = 60,86 4х = 60,86 + 7,26 4Х = 68,12 Х= 68,12 : 4 Х= 17,03 17,03 + 17,03 – 7,26 + 2 · 17,03 = 60,86 Ответ: 17,03 м синей ленты .
ЗАДАЧА №2 В двух корзинах 2,24 кг яблок. В одной корзине в 3 раза больше яблок, чем в другой. Сколько килограммов яблок в каждой корзине?
Спасибо, ребята, за активную работу.
Краткое описание документа:
Дети, приступившие к обучению, поднимают ладошку . Каждому ребёнку даётся по 2-3 секунды для приветствия.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Задачи: Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. эмоциональный настрой.
Ребята, вы отлично поработали с заданиями на сайте Учи.ру. Команда сайта отметила вашу активность грамотами. Надеюсь, что сегодня мы с таким же боевым настроем будем систематизировать полученные знания.
Объявляет тему урока.
Мы сегодня будем работать командами. Команда девочек , команда мальчиков
Каждый ученик, правильно ответивший на вопрос будет в чате получать цветок своей команды. В конце урока мы посмотрим, у какой команды букет получился более пышным.
Кто готов к уроку, поднимите
в знакомой ситуации (типовые)
Спрашивает, как можно объяснить правила вычисления десятичных дробей.
Спрашивает, кому из учащихся нужно ещё раз повторить данные темы. Если возникают вопросы, повторяет на примере данную тему.
Предполагаемый правильный ответ:
Если записать десятичные дроби «в столбик» так, что запятая окажется под запятой, то будет выполняться поразрядное сложение чисел. Что для наглядности можно написать незначащие нули после запятой в одном из чисел, чтобы уровнять в числа количество знаков после запятой. Главное, чтобы при записи в столбик запятая оказалась под запятой.
Предполагаемый правильный ответ:
Если при умножении на 10,100,1000 запятая переносится вправо на столько цифр, сколько нулей.
При делении влево….
Предполагаемый правильный ответ:
Напоминает, что при умножении в столбик запись чисел производится, не обращая внимания на запятые. После вычисления, влево отсчитывается столько цифр, сколько цифр всего после запятой.
Предлагает учащимся выполнить задание, чтобы систематизировать знания по темам «Действия с десятичными дробями» и «Решение уравнений».
Команда Ромашка выполняет задания первого столбика, команда Колокольчик, задания второго столбика.
Выполняют задание учителя.
Когда закончили работу, поднимают ладошку.
Отвечают те, кому учитель даёт слово.
Изучает результаты выполнения теста учащимися, при необходимости даѐт дополнительные комментарии к выполненным заданиям.
Вопрос 1
Поочерёдно даёт слово учащимся, поднявшим
Если ученик даёт неправильный ответ, предлагает вспомнить и объяснить правило умножения, сложения, или вычитания дробей.
Вопрос 2
Спрашивает, кто из учащихся согласен с этим предложением.
Вопрос 3
Спрашивает, что интересного заметили в предложенных заданиях.
Вопрос 4
Просит объяснить, ссылаясь на определения – «уравнения», «числовые выражения»
Вопрос 5
Спрашивает каким способом пользовались,умножая на 11.
Изучают результаты проверки теста и комментарии к выполненным заданиям. Разбираются с допущенными ошибками.
Все, кроме 12 и 6 заданий, уравнения
Предполагаемый правильный ответ:
Уравнение — это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
Числовое выражение – это любая запись из чисел, знаков арифметических действий и скобок.
Одному ученику предоставляется возможность написать на доске и объяснить способ умножения на 11.
Зарядка для глаз.
Глазами следят за движениями воздушных шариков.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Предлагает применить полученные знания по теме «Действия с десятичными дробями» при решении задач с помощью уравнений.
Просит записать задачу так, чтобы учащиеся смогли ответить на вопросы после того, как текст задачи будет убран с экрана.
1. Предлагает ученикам кратко записать условие задачи, в виде схемы в тетради.
2. Предлагает поиск пути решения задачи и составление плана её решения.
3.Предлагает сделать проверку, обращает внимание на подчёркнутые числа в презентации.
Просит поделиться своими соображениями учеников.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют краткую запись.
Проверяют краткую запись по презентации.
Предполагаемый правильный ответ:
Поскольку одна из нужных нам величин для решения задачи неизвестна. Решаем задачу с помощью уравнения.
Поочерёдно объясняют ход составления уравнения к задаче.
Составленное уравнение один ученик пишет на доске.
Решают уравнение в тетради. Один ученик у доски.
Проверяют по презентации.
Предполагаемый правильный ответ:
Четыре одинаковых слагаемых можем заменит умножением.
Выполняют физкультминутку, повторяя движения мультипликационных героев.
Предлагает самостоятельно записать краткую запись задачи, составить уравнение и решить в тетради.
Учитель записывает решение задачи под диктовку учащихся на доске,
Учащиеся, по одному, комментируют решение задачи, обращая внимание на правила сложения, умножения десятичных дробей.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Оценка работы учащихся. Выставление оценок.
Подведение итогов соревнования между командами Ромашка и Колокольчик.
Просит выслать фото классной работы на почту или в ватсап.
Обращается к учащимся:
Наш урок подходит к концу. Скажите, вы не изменили своего мнения, по поводу отгадки кроссворда в начале урока? Подумайте о том, как всѐ происходило, что ты узнал и что ещѐ предстоит узнать?
Сегодня я узнал(а).
На этом уроке мне было интересно.
Сегодня я научился(научилась).
Мне ещѐ предстоит научиться.
Тяжело ли было работать дистанционно?
Когда интереснее на уроках?
Примечание: Детям можно рекомендовать задание в учи ру «Решение текстовых .задач»
Ученики, поднимают ладошку.
Высказывают своё мнение.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 945 человек из 80 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 687 человек из 75 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
- Сейчас обучается 315 человек из 69 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Видео:Пропорция. Основное свойство пропорции. Практическая часть - решение задачи. 2 часть. 6 класс.Скачать
Дистанционные курсы для педагогов
«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 593 013 материалов в базе
Материал подходит для УМК
«Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.
§ 34. Умножение десятичных дробей
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»
«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
- 18.05.2020
- 139
- 5
- 04.05.2020
- 413
- 44
- 15.04.2020
- 126
- 1
- 02.04.2020
- 1684
- 457
- 02.04.2020
- 280
- 3
- 02.04.2020
- 378
- 3
- 01.04.2020
- 381
- 25
- 30.03.2020
- 230
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Добавить в избранное
- 21.05.2020 554
- PPTX 20.1 мбайт
- 27 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Смирнова Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
- На сайте: 6 лет и 3 месяца
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 3490
- Всего материалов: 6
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Видео:КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЕ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ? Примеры | МАТЕМАТИКА 5 классСкачать
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Приемная кампания в вузах начнется 20 июня
Время чтения: 1 минута
Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад
Время чтения: 1 минута
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах
Время чтения: 0 минут
Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
📺 Видео
Решение уравнений и пропорций с десятичными дробямиСкачать
УМНОЖЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ #егэ #егэ #математика #профильныйегэ #shorts #образованиеСкачать
Уравнения с десятичными дробями в 5 классе (на сложение и вычитание).Скачать
426 Математика 6 класс. Решите уравнение с десятичными дробямиСкачать
Действия с десятичными дробями 😈Скачать
5 класс. Задача №1 на движение. "Умножение и деление десятичных дробей"Скачать
Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать