Как решать уравнения в строчку

Начальные классы. Уравнения.

Как решать уравнения в строчку

С уравнениями ученики знакомятся в 1 классе. Сначала решают примеры с окошком: выполняют действия с числами и задания на нахождение неизвестного числа, например было равенство:

Как решать уравнения в строчку

И одно число решили спрятать:

Как решать уравнения в строчку

Нам нужно догадаться, что за число спрятали?
Здесь прекрасно видно, чтобы найти неизвестное число, нужно из 9 — 2
Искомое число – 7.

В нашем равенстве – искомое число называют неизвестным числом.
А равенство, в котором одно число стало неизвестным, называется УРАВНЕНИЕМ.
Никто из вас никогда не видел, чтобы уравнения делали с «окошком». Это неудобно. Гораздо проще неизвестное обозначать буквами.

Неизвестное число обозначают маленькими латинскими буквами

Как решать уравнения в строчку

или любой другой буквой.

И этому числу дают имя – корень уравнения.
Давайте посмотрим записи:
8+х
8+х>5
8+х =10
Только третья запись — уравнение. Потому что здесь есть неизвестное число и знак =.
Нам необходимо узнать это число.
Найти все значения х, при котором равенство будет верным — значит, решить уравнение, т.е. найти его корень.

При решении уравнения учитываем взаимосвязи между целым и частью:
— чтобы найти целое, надо сложить части;
— чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

Если вы хотите более подробно узнать, как связаны целое и части, читайте тут.

Как решать уравнения в строчку

Решение записывается так:

Как решать уравнения в строчку

Корень пишем на следующей строке и подчеркиваем прямой линией.

Корень уравнения = 7, следовательно, наше уравнение решено.
Нам обязательно нужно проверить правильно мы нашли корень уравнения или нет.
Уравнение без проверки – это не уравнение.
Итак, в нашем уравнении корень –7, мы его подчеркнули, а теперь сделаем проверку. Для этого мы переписываем первую строку уравнения, но вместо неизвестного поставим значение корня.
Теперь: знак = пишем под знаком =. Число, записанное справа от знака равно: 9 – переписываем. Выражение, которое находится слева от знака равно: 7 + 2 – считаем. Получится 9. Это число 9 записываем слева от знака =.
Читаем выражение: 9 = 9. Значит, уравнение решили правильно.

Решим еще одно уравнение:

Как решать уравнения в строчку Как решать уравнения в строчку

Ученикам начальной школы нужно обязательно овладеть математической речью. Для этого нужно знать, как называются компоненты при различных действиях, и как находится неизвестный компонент:

Если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое.
Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое.
Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 66

Видео:Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнениеСкачать

Как решать уравнения? уравнение 7 класс. Линейное уравнение

Решение простых линейных уравнений

Как решать уравнения в строчку

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Видео:Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?Скачать

Сложные уравнения. Как решить сложное уравнение?

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство.

Например, возьмем выражение 2 + 4 = 6. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 6 = 6.

Уравнением можно назвать выражение 2 + x = 6, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое при подстановке на место неизвестной уравнивает выражения справа и слева.

Решить уравнение значит найти все возможные корни или убедиться, что их нет.

Решить уравнение с двумя, тремя и более переменными — это два, три и более значения переменных, которые обращают данное выражение в верное числовое равенство.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Видео:ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать

ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ - Как решать линейные уравнения // Подготовка к ЕГЭ по Математике

Какие бывают виды уравнений

Уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные.

Особенность преобразований алгебраических уравнений в том, что в левой части должен остаться многочлен от неизвестных, а в правой — нуль.

Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = -b : а;
  • если а равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Числовой коэффициент — число, которое стоит при неизвестной переменной.

Кроме линейных и квадратных есть и другие виды уравнений, с которыми мы познакомимся в следующий раз:

Онлайн-курсы по математике за 7 класс помогут закрепить новые знания на практике с талантливым преподавателем.

Видео:Как решать линейные уравнения #математика #математика7классСкачать

Как решать линейные уравнения   #математика #математика7класс

Как решать простые уравнения

Чтобы научиться решать простые линейные уравнения, нужно запомнить формулу и два основных правила.

1. Правило переноса. При переносе из одной части в другую, член уравнения меняет свой знак на противоположный.

Для примера рассмотрим простейшее уравнение: x+3=5

Начнем с того, что в каждом уравнении есть левая и правая часть.

Перенесем 3 из левой части в правую и меняем знак на противоположный.

Можно проверить: 2 + 3 = 5. Все верно. Корень равен 2.

Решим еще один пример: 6x = 5x + 10.

Перенесем 5x из правой части в левую. Знак меняем на противоположный, то есть на минус.

Приведем подобные и завершим решение.

2. Правило деления. В любом уравнении можно разделить левую и правую часть на одно и то же число. Это может ускорить процесс решения. Главное — быть внимательным, чтобы не допустить глупых ошибок.

Применим правило при решении примера: 4x=8.

При неизвестной х стоит числовой коэффициент — 4. Их объединяет действие — умножение.

Чтобы решить уравнение, нужно сделать так, чтобы при неизвестной x стояла единица.

Разделим каждую часть на 4. Как это выглядит:

Как решать уравнения в строчку

Теперь сократим дроби, которые у нас получились и завершим решение линейного уравнения:

Рассмотрим пример, когда неизвестная переменная стоит со знаком минус: −4x = 12

    Разделим обе части на −4, чтобы коэффициент при неизвестной стал равен единице.

−4x = 12 | : (−4)
x = −3

Если знак минус стоит перед скобками, и по ходу вычислений его убрали — важно не забыть поменять знаки внутри скобок на противоположные. Этот простой факт позволит не допустить обидные ошибки, особенно в старших классах.

Напомним, что не у каждого линейного уравнения есть решение — иногда корней просто нет. Изредка среди корней может оказаться ноль — ничего страшного, это не значит, что ход решения оказался неправильным. Ноль — такое же число, как и остальные.

Способов решения линейных уравнений немного, нужно запомнить только один алгоритм, который будет эффективен для любой задачки.

Алгоритм решения простого линейного уравнения
  1. Раскрываем скобки, если они есть.
  2. Группируем члены, которые содержат неизвестную переменную в одну часть уравнения, остальные члены — в другую.
  3. Приводим подобные члены в каждой части уравнения.
  4. Решаем уравнение, которое получилось: aх = b. Делим обе части на коэффициент при неизвестном.

Чтобы быстрее запомнить ход решения и формулу линейного уравнения, скачайте или распечатайте алгоритм — храните его в телефоне, учебнике или на рабочем столе.

Как решать уравнения в строчку

Видео:Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?Скачать

Решение простых уравнений. Что значит решить уравнение? Как проверить решение уравнения?

Примеры линейных уравнений

Теперь мы знаем, как решать линейные уравнения. Осталось попрактиковаться на задачках, чтобы чувствовать себя увереннее на контрольных. Давайте решать вместе!

Пример 1. Как правильно решить уравнение: 6х + 1 = 19.

    Перенести 1 из левой части в правую со знаком минус.

Разделить обе части на множитель, стоящий перед переменной х, то есть на 6.

Пример 2. Как решить уравнение: 5(х − 3) + 2 = 3 (х − 4) + 2х − 1.

5х − 15 + 2 = 3х − 12 + 2х − 1

Сгруппировать в левой части члены с неизвестными, а в правой — свободные члены. Не забываем при переносе из одной части уравнения в другую поменять знаки на противоположные у переносимых членов.

5х − 3х − 2х = −12 − 1 + 15 − 2

Приведем подобные члены.

Ответ: х — любое число.

Пример 3. Решить: 4х = 1/8.

    Разделим обе части уравнения на множитель стоящий перед переменной х, то есть на 4.

Пример 4. Решить: 4(х + 2) = 6 − 7х.

  1. 4х + 8 = 6 − 7х
  2. 4х + 7х = 6 − 8
  3. 11х = −2
  4. х = −2 : 11
  5. х = −2/11

Ответ: −2/11 или −(0,18). О десятичных дробях можно почитать в другой нашей статье.

Пример 5. Решить: Как решать уравнения в строчку

  1. Как решать уравнения в строчку
  2. 3(3х — 4) = 4 · 7х + 24
  3. 9х — 12 = 28х + 24
  4. 9х — 28х = 24 + 12
  5. -19х = 36
  6. х = 36 : (-19)
  7. х = — 36/19

Пример 6. Как решить линейное уравнение: х + 7 = х + 4.

5х — 15 + 2 = 3х — 2 + 2х — 1

Сгруппировать в левой части неизвестные члены, в правой — свободные члены:

Приведем подобные члены.

Ответ: нет решений.

Пример 7. Решить: 2(х + 3) = 5 − 7х.

Видео:Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

Линейное уравнение с одной переменной с примерами решения

Содержание:

Видео:Система с тремя переменнымиСкачать

Система с тремя переменными

Линейное уравнение с одной переменной

Уравнение — одно из важнейших понятий не только математики, но и многих прикладных наук. Это наиболее удобная математическая модель, наилучшее средство для решения сложнейших задач. Образно говоря, уравнение — это ключ, которым можно отворять тысячи дверей в неизвестное. Основные темы главы:

  • общие сведения об уравнениях;
  • равносильные уравнения;
  • линейные уравнения;
  • решение задач с помощью уравнений.

Общие сведения об уравнении

Алгебра в течение многих столетий развивалась как наука об уравнениях.

Уравнение — это равенство, содержащее не-известные числа, обозначенные буквами.

Неизвестные числа в уравнении называют переменными. Переменные чаще всего обозначают буквами х, у, z (икс, игрек, зет), хотя их можно обозначить и другими буквами.

Примеры уравнений: Как решать уравнения в строчку

Как решать уравнения в строчку

Рассмотрим уравнение Как решать уравнения в строчку. Если в нём вместо переменной х написать число 5, то будем иметь правильное числовое равенство Как решать уравнения в строчку. Говорят, что «число 5 удовлетворяет данное уравнение».

Число, удовлетворяющее уравнение, называется его корнем.

Уравнение Как решать уравнения в строчкуимеет только один корень: Как решать уравнения в строчку

Уравнение Как решать уравнения в строчкуимеет три корня: Как решать уравнения в строчку

Уравнение Как решать уравнения в строчкуне имеет ни одного корня, так как при каждом значении переменной х число х + 7 на 7 больше, чем х.

Уравнение Как решать уравнения в строчкуимеет бесконечное множество корней.

Решить уравнение — это означает, что надо найти все его корни или показать, что их не существует.

Простейшие уравнения можно решать, пользуясь известными зависимостями между слагаемыми и суммой, между множителями и произведением и т. п.

Пример:

Решите уравнение Как решать уравнения в строчку

Решение:

В данном случае неизвестно вычитаемое. Чтобы найти его, следует от уменьшаемого отнять разность: Как решать уравнения в строчку

Здесь неизвестный множитель х. Чтобы найти его, надо произведение разделить на известный множитель:

Как решать уравнения в строчку

Уравнение — это своеобразный кроссворд. Только в клеточки кроссворда вписывают буквы, чтобы получить нужные слова, а в уравнение вместо переменных подставляют числа, чтобы получались правильные равенства.

Например, уравнение Как решать уравнения в строчкуможно записать в форме числового кроссворда:

Как решать уравнения в строчку

Какое число надо поставить в квадратики, чтобы получилось верное равенство?

Уравнения бывают разных видов, в частности — содержащие неизвестную переменную в квадрате, в кубе, под знаком модуля и т. п. Решим, например, уравнения:

Как решать уравнения в строчку

1) Ответим на вопрос: какое число надо возвести в квадрат, чтобы получить 9? Это числа 3 и -3. Это и есть корни данного уравнения.

2) Разделим обе части уравнения Как решать уравнения в строчкуКакое число, возведённое в куб, равно 8? Таковым является число 2. Значит, решение данного уравнения х = 2.

3) Если модуль числа x — 2, то это число равно 5 или -5. Имеем: x — 2 = 5, отсюда х = 7, или x — 2 = -5, отсюда х = -3. Значит, уравнение Как решать уравнения в строчкуимеет два корня: x = 7 и x = -3.

Пример:

Решите уравнение Как решать уравнения в строчку

Решение:

Как решать уравнения в строчкуКак решать уравнения в строчку

Пример:

Я задумал число. Если его умножить на 3, от результата отнять 4, то получим 5. Какое число я задумал?

Решение:

Обозначим искомое число буквой х. Если умножить его на 3, то получим Зх. Отняв от результата 4, получим Зх — 4. Имеем уравнение: Как решать уравнения в строчку

Решим это уравнение: Как решать уравнения в строчкуОтвет. 3.

Пример:

При каком значении а уравнение Как решать уравнения в строчкубудет иметь корень х = 3?

Решение:

Первый способ. Найдём неизвестный множитель х как частное от деления произведения 12 и известного множителя а + 5:

Как решать уравнения в строчку

По условию x + 3, поэтому Как решать уравнения в строчкуотсюда Как решать уравнения в строчкуа = -1.

Второй способ. Подставим в уравнение Как решать уравнения в строчкувместо переменной х число 3:

Как решать уравнения в строчку

Решим полученное уравнение относительно переменной а. Имеем:

Как решать уравнения в строчкуОтвет. Если а = -1, то уравнение Как решать уравнения в строчкуимеет корень х = 3.

Равносильные уравнения

Рассмотрим два уравнения: Как решать уравнения в строчку. Каждое из них имеет один и тот же корень: х = 5.

Два уравнения называют равносильными, если каждое из них имеет те же корни, что и другое. Равносильными считают и такие уравнения, которые не имеют корней.

Как решать уравнения в строчку

Чтобы решать более сложные уравнения, нужно уметь заменять их более простыми и равносильными данным. Покажем, как это делается.

Из распределительного закона умножения следует, что при любом значении х числа 2x + 5x = 7x. Поэтому равносильными будут такие, например, уравнения: Как решать уравнения в строчку

Из распределительного закона следует, что при каждом значении х числа Как решать уравнения в строчку. Поэтому равносильны и уравнения:

Как решать уравнения в строчку

Вообще, если в любой части уравнения свести подобные слагаемые или раскрыть скобки, то получим уравнение, равносильное данному.

Прибавив к обеим частям верного числового равенства одно и то же число, получим также верное равенство. Подобно этому тела с равными массами, положенные на чаши уравновешенных весов, не нарушают равновесия (рис. 4).

Отсюда следует, что когда, например, к обеим частям уравнения Как решать уравнения в строчку(1) прибавить по -10y, то получим уравнение Как решать уравнения в строчку, равносильное данному. А прибавить к левой и правой частям уравнения (1) по -10y — это то же самое, что перенести 10y из правой части уравнения в левую с противоположным знаком. Вообще, если из одной части уравнения в другую перенести любой его член с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное данному.

Вспомним также, что обе части числового равенства можно умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля. Поэтому если обе части уравнения умножить иди разделить на одно и то же число, отличное от нуля, то получим уравнение, равносильное данному. Например, умножив обе части уравнения Как решать уравнения в строчкуполучим уравнение Как решать уравнения в строчкуимеющее такой же корень, как и данное. А если обе части уравнения Как решать уравнения в строчкуразделим на 20, то будем иметь более простое уравнение Как решать уравнения в строчку, равносильное данному.

Всегда справедливы такие основные свойства уравнений.

  1. В любой части уравнения можно свести подобные слагаемые или раскрыть скобки, если они есть.
  2. Любой член уравнения можно перенести из одной части уравнения в другую, изменив его знак на противоположный.
  3. Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то число, отличное от нуля.

В результате таких преобразований всегда получаем уравнение, равносильное данному.

Сформулированные свойства часто используют для решения уравнений. Для примера решим уравнение:Как решать уравнения в строчку

Решение:

Умножим обе части уравнения на 6:

Как решать уравнения в строчкуПеренесём 4х в правую часть, а -1 — в левую с противоположными знаками:

Как решать уравнения в строчкуСведём подобные члены:

Как решать уравнения в строчку

Разделим обе части уравнения на 2:

Как решать уравнения в строчку

Ответ. Как решать уравнения в строчку

Откуда произошло название науки — алгебра? От названия книги об уравнениях узбекского математика IX в. Мухаммеда аль-Хо-резми (Мухаммеда из Хорезма). В те далёкие времена отрицательные числа не считались настоящими. Поэтому когда в результате перенесения отрицательного члена уравнения из одной его части в другую этот член становился положительным, считалось, что Qh восстанавливался, переходил из ненастоящего в настоящий. Такое преобразование уравнений Мухаммед аль-Хорезми назвал восстановлением (аль-джебр). Свойство об уничтожении одинаковых членов уравнения в обеих частях он назвал противопоставлением (аль-мукабала). Книга об этих преобразованиях называлась «Китаб мухтасар аль-джебр ва-л-мукабала» («Книга о восстановлении и противопоставлении»). Со временем её перевели на латинский Язык, взяв для названия только одно слово, которое стали писать Algebr. Отсюда и пошло название науки — алгебра. Преобразование «аль,-джебр» стало важным шагом в развитии алгебры, так как упростило решение уравнений.

Алгебра, арифметика, геометрия, математический анализ — основные составляющие математики (рис. 5). Арифметику — науку о числах и вычислениях — вы уже изучали на уроках математики. В 7-9 классах будете изучать алгебру и геометрию, с математическим анализом ознакомитесь в старших классах.

Как решать уравнения в строчку

Пример:

Равносильны ли уравнения:

а)Как решать уравнения в строчку

б)Как решать уравнения в строчку

Решение:

а) Если раскрыть скобки в первом уравнении, то получим второе. Значит, уравнения равносильны.

б) Решим первое уравнение:

Как решать уравнения в строчкуотсюда х = 1. Итак, данные уравнения не равносильны.

Ответ. а) Равносильны; б) не равносильны.

Пример:

Как решать уравнения в строчку

Решение:

Раскроем скобки и приведём подобные слагаемые: Как решать уравнения в строчкуПеренесём слагаемое 3 в правую часть, а Зх — в левую, изменив их знаки на противоположные:

Как решать уравнения в строчку

Разделим обе части уравнения на 2. Получим: х = 6. Ответ. х = 6.

Пример:

Найдите корни уравнения: Как решать уравнения в строчку

Решение:

Умножим обе части уравнения на 3. Получим: Как решать уравнения в строчку

Линейные уравнения

Уравнение вида ax = b, где a и b — данные числа, называется линейным уравнением с переменной х.

Числа a и b — коэффициенты уравнения ax = b , a— коэффициент при переменной х,b — свободный член уравнения.

Если Как решать уравнения в строчкуто уравнение ах = b называют уравнением первой степени с одной переменной. Его корень Как решать уравнения в строчку

Каждое уравнение первой степени с одной переменной имеет один корень. Линейное уравнение может не иметь корней, иметь один или бесконечное множество корней.

Линейное уравнение ах = b:

Как решать уравнения в строчку

Например, уравнение 0x = 5 не имеет ни одного корня, так как не существует числа, которое при умножении на 0 в произведении давало бы 5.

Уравнение 0x = 0 имеет бесконечное множество корней, так как его удовлетворяет любое значение переменной х.

Решая уравнение, его сначала стараются упростить, свести к линейному. Делают это преимущественно в такой последовательности.

  1. Избавляются от знаменателей (если они есть).
  2. Раскрывают скобки (если они есть).
  3. Переносят члены, содержащие переменные, в левую часть уравнения, а не содержащие — в правую.
  4. Приводят подобные слагаемые.

В результате такого преобразования получают уравнение, равносильное данному; его корни являются также корнями данного уравнения.

Пример 1. Решите уравнение:

Как решать уравнения в строчку

Решение. Умножим обе части уравнения на 12 — наименьшее общее кратное знаменателей 2, 3, 4 и 12:

Как решать уравнения в строчку

Если коэффициенты уравнения многозначные, его удобно решать, пользуясь калькулятором. Пример 2. Решите уравнение

Как решать уравнения в строчку

Ответ. Как решать уравнения в строчку

Как решать уравнения в строчку

Как решать уравнения в строчку

Найденное значение корня — приближённое. Точное значение пришлось бы записать в виде смешанной дроби, а именно Как решать уравнения в строчкуРешая прикладные задачи, ответ обычно округляют и записывают, например, так: Как решать уравнения в строчку

Уравнение первой степени — это отдельный вид линейных уравнений. Соотношение между этими двумя видами уравнений наглядно проиллюстрировано на рисунке 7.

Ниже приведём примеры линейных уравнений, которые не являются уравнениями первой степени.

Уравнения первой степени

Как решать уравнения в строчку

Как решать уравнения в строчку

Уравнения Как решать уравнения в строчкуне линейные,но сводящиеся к линейным.

Почему уравнение вида ах = b называют линейными, станет понятно, когда вы ознакомитесь с линейными функциями.

Пример:

а) Как решать уравнения в строчкуб) Как решать уравнения в строчку

Решение:

а) Как решать уравнения в строчкуКак решать уравнения в строчку

Как решать уравнения в строчку— уравнение корней не имеет.

б) Как решать уравнения в строчкуКак решать уравнения в строчку

Как решать уравнения в строчку— любое число удовлетворяет уравнение.

Ответ. а) Уравнение корней не имеет;

б) уравнение имеет бесконечное множество корней.

Пример:

Найдите два числа, полусумма которых вдвое больше их полуразности, которая равна 35.

Решение:

Если полуразность чисел равна 35, то разность будет вдвое больше, а именно — 70. Обозначим меньшее число буквой х, тогда большее будет равно

70 + х. По условию задачи Как решать уравнения в строчкуили Как решать уравнения в строчку, отсюда х = 35 — меньшее число, 70 + 35 = 105 — большее число. Ответ. 35 и 105.

Решение задач с помощью уравнений

Чтобы решить задачу с помощью уравнения, сначала надо составить соответствующее этой задаче уравнение. Образно говоря, надо перевести задачу с обычного языка на язык алгебры, то есть составить математическую модель данной задачи. Как это можно сделать, покажем на нескольких примерах.

Пример:

На двух токах 1000т зерна. Сколько зерна на каждом току, если на первом его на 200т меньше, чем на втором?

Решение:

Пусть на первом току Как решать уравнения в строчкузерна. Тогда на втором — Как решать уравнения в строчкуа на обоих — Как решать уравнения в строчкуИмеем уравнение:

Как решать уравнения в строчку

отсюда Как решать уравнения в строчку

Ответ. Как решать уравнения в строчку

Уравнение Как решать уравнения в строчкусоставленное по условию задачи, — это математическая модель данной задачи.

Составить уравнения часто помогает рисунок или схема (рис. 10)

Как решать уравнения в строчку

Данную задачу можно решить и другими способами.

Если на втором току есть у т зерна, то на первом Как решать уравнения в строчку. Так как на втором току зерна на 200 т больше, то Как решать уравнения в строчкуотсюда Как решать уравнения в строчку

Рисунок 10, рисунок 11., уравнение Как решать уравнения в строчку— это три разные математические модели прикладной задачи 1. В математике прикладными называют задачи, условия которых содержат не математические понятия.

Модель всегда подобна оригиналу. В ней отображаются те или иные важные свойства исследуемого объекта. Такими являются уменьшенные модели автомобиля, самолёта, строения. Глобус — модель Земли, кукла — модель человека. Если модель создана на основе уравнений, формул или других математических понятий, её называют математической моделью.

Для решения задач на движение также используют разные модели. Надо помнить, что при равномерном движении пройденное телом расстояние равно произведению скорости на время Как решать уравнения в строчкуПри этом все значения величин следует выражать в соответствующих единицах измерения. Например, если время дано в часах, а расстояние — в километрах, то скорость надо выражать в километрах в час. Если тело движется при наличии течения, то его скорость движения по течению (против течения) равна сумме (разности) его собственной скорости и скорости течения. С помощью схем многие задачи на движение можно решить устно (№ 124). Для решения некоторых сложных задач требуется построение нескольких моделей.

Рассмотрим задачу, составить уравнение к которой помогает таблица — ещё один вид математических моделей.

Пример:

Катер должен был пройти расстояние между городами со скоростью 15 км/ч, а на самом деле шёл со скоростью 12 км/ч и потому опоздал на 3 ч. Найдите расстояние между городами.

Ответ. Построим таблицу и заполним её в соответствии с условием задачи.

Как решать уравнения в строчку

Катер шёл на 3 ч дольше, чем должен был идти. Этому условию соответствует уравнение:

Как решать уравнения в строчкуРешим уравнение:

Как решать уравнения в строчкуОтвет. 180 км.

Решив задачу с помощью уравнения, нужно всегда анализировать полученное значение неизвестного. Может получиться, что найденный корень уравнения не соответствует условию задачи.

Пример:

Периметр треугольника равен 17 см. Найдите его стороны, если одна из них короче другой на 2 см, а третьей — на б см.

Решение:

Пусть длина самой короткой стороны треугольника равна х см. Тогда длины других сторон соответственно будут равны Как решать уравнения в строчку.Получим уравнение: Как решать уравнения в строчку

Решим его: Как решать уравнения в строчку

Если длина первой стороны 3 см, то вторая и третья соответственно будут равны 5 и 9 см.

Существует ли треугольник с такими сторонами? Нет, так как каждая сторона треугольника короче суммы двух других, аКак решать уравнения в строчку

Ответ. Задача не имеет решения.

Решение прикладных задач методом математического моделирования состоит из трёх этапов:

  1. создание математической модели данной задачи;
  2. решение соответствующей математической задачи;
  3. анализ ответа.

Иногда с помощью уравнения решают не всю задачу, а только её часть.

Покажем, например, как можно заполнять пустые клеточки магического квадрата — таблицы чисел с одинаковым количеством строк столбцов, с одинаковой суммой чисел во всех строках, столбцах и по диагоналям.

Пример:

Перерисуйте в тетрадь рисунок 12 и в его пустые клеточки впишите такие числа, чтобы получился магический квадрат.

Решение:

Обозначим буквой х число в правой верхней клеточке Тогда сумма всех чисел первой строки будет равна 5+6+x, или 11 + x Такими же должны быть суммы и в каждой диагонали, и в среднем столбце поэтому в нижней строке следует написать 4, x — 2 , x — 1 (рис. 13). Та как сумма чисел должна быть равна 11 + х, то составим уравнение:

Как решать уравнения в строчку

Подставим вместо х его значение 10, после чего пустые клеточки рисунка 14 заполнить нетрудно. Как решать уравнения в строчкуВ данном случае уравнение Как решать уравнения в строчку— модель части сформулированной задачи, дающая возможность вычислит только значение х.

Пример:

Катер прошёл расстояние между пристанями по течению реки за 2 ч, а обратно — за 2,5 ч. Найдите собственную скорость катера, если скорость течения равна 2 км/ч.

Решение:

Пусть собственная скорость катера равна x км/ч. Тогда:

Как решать уравнения в строчку— его скорость по течению;

Как решать уравнения в строчку— скорость катера против течения;

Как решать уравнения в строчку— такое расстояние катер прошёл по течению;

Как решать уравнения в строчку— такое расстояние катер прошёл против течения.

Расстояния Как решать уравнения в строчкуравны. Итак, получим уравнение

Как решать уравнения в строчку

Пример:

Решите математический кроссворд (рис. 15).

Решение:

В кружки следует вписать два числа так, чтобы их сумма была равна 200, а разность — 10. Если второе число обозначим буквой х, то первое будет равно 200 — х. Их разность равна 10, следовательно, Как решать уравнения в строчку, отсюда 2 Как решать уравнения в строчкуОтвет на рисунке 16.

Как решать уравнения в строчку

Исторические сведения:

Уравнения первой степени с одной переменной люди научились решать очень давно. Египетские учёные почти четыре тысячи лет тому назад искомое неизвестное число называли «аха» (в переводе — «куча») и обозначали специальным знаком. В папирусе, дошедшем до нас, есть такая задача: «Куча и её седьмая часть составляют 19. Найдите кучу». Теперь бы мы сформулировали её так: «Сумма неизвестного числа и его седьмой части равна 19. Найдите неизвестное число».

Задача сводится к уравнению Как решать уравнения в строчку

Подобные задачи умели решать учёные Древней Греции, древних Индии, Китая. Древнегреческий математик Диофант (III в.) решал и более сложные уравнения, в частности такие, которые в современных символах имеют вид Как решать уравнения в строчкуУ Диофанта уравнение Как решать уравнения в строчкузаписывалось таким способом:

Аль-Хорезми и многие его преемники все уравнения записывали словами, не используя математических знаков.

От фамилии аль-Хорезми происходит ещё один важный для современной науки термин — алгоритм. Так называют совокупность правил, пользуясь которыми можно решить любую задачу из определённого класса задач. Например, известный вам способ умножения чисел «столбиком», способ определения наибольшего общего делителя двух или нескольких чисел — это алгоритмы. В современной науке понятие «алгоритм» играет огромную роль, существует даже специальная область математики — теория алгоритмов. Подробнее с алгоритмами вы ознакомитесь в старших классах.

Сначала алгеброй называли науку, изучающую различные способы решения уравнений. Со временем она значительно расширилась, обогатилась новыми идеями. Теперь уравнение — только одна из составляющих алгебры.

Напомню:

Уравнение — это равенство, которое содержит неизвестные числа, обозначенные буквами.

Числа, удовлетворяющие уравнение, — его корни. Решить уравнение — это значит найти все его корни или показать, что их не существует.

Два уравнения называют равносильными, если каждое из них имеет те же корни, что и другое. Уравнения, которые не имеют корней, также считают равносильными друг другу.

Основные свойства уравнений.

  1. В любой части уравнения можно привести подобные слагаемые или раскрыть скобки, если они есть.
  2. Любой член уравнения можно перенести из одной части уравнения в другую, изменив его знак на противоположный.
  3. Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля.

Уравнение вида ах = b, где а и b — произвольные числа, называют линейным уравнением с переменной х. Если Как решать уравнения в строчку, то уравнение ах = b называют уравнением первой степени с одной переменной.

Каждое уравнение первой степени ах = b имеет один корень Как решать уравнения в строчку. Линейное уравнение может иметь один корень, бесконечно много корней или не иметь ни одного корня.

Решение прикладных задач методом математического I моделирования состоит из трёх этапов:

  1. создание математической модели данной задачи;
  2. решение соответствующей математической задачи;
  3. анализ ответа.

Линейное уравнение с одной переменной

Рассмотрим три уравнения:

Как решать уравнения в строчку

Очевидно, что число -1,5 является единственным корнем первого уравнения.

Поскольку произведение любого числа на нуль равно нулю, то корнем второго уравнения является любое число.

Понятно, что третье уравнение корней не имеет.

Несмотря на существенное различие полученных ответов, приведенные уравнения внешне похожи: все они имеют вид Как решать уравнения в строчкугде Как решать уравнения в строчку— переменная, Как решать уравнения в строчку— некоторые числа.

Уравнение вида Как решать уравнения в строчкугде Как решать уравнения в строчку— переменная, Как решать уравнения в строчку— некоторые числа, называют линейным уравнением с одной переменной.

Вот еще примеры линейных уравнений: Как решать уравнения в строчкуКак решать уравнения в строчку

Текст, выделенный жирным шрифтом, разъясняет смысл термина «линейное уравнение». В математике предложение, раскрывающее суть нового термина (слова, понятия, объекта), называют определением.

Итак, мы сформулировали (или говорят: «дали») определение линейного уравнения.

Заметим, что, например, уравнения Как решать уравнения в строчку Как решать уравнения в строчкулинейными не являются.

Если Как решать уравнения в строчкуто, разделив обе части уравнения Как решать уравнения в строчкуна Как решать уравнения в строчкуполучим Как решать уравнения в строчку. Отсюда следует: если Как решать уравнения в строчкуто уравнение Как решать уравнения в строчкуимеет единственный корень, равный Как решать уравнения в строчку

Если же Как решать уравнения в строчкуто линейное уравнение приобретает такой вид: Как решать уравнения в строчкуЗдесь возможны два случая: Как решать уравнения в строчку

В первом случае получаем уравнение Как решать уравнения в строчкуТогда, если Как решать уравнения в строчкуто уравнение Как решать уравнения в строчкуимеет бесконечно много корней: любое число является его корнем.

Во втором случае, когда Как решать уравнения в строчкупри любом значении Как решать уравнения в строчкуполучим неверное равенство Как решать уравнения в строчкуОтсюда, если Как решать уравнения в строчкуи Как решать уравнения в строчкуто уравнение Как решать уравнения в строчкукорней не имеет.

Следующая таблица подытоживает приведенные рассуждения.Как решать уравнения в строчку

Пример:

1) Как решать уравнения в строчку

Решение:

1) Так как произведение нескольких множителей равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю, получаем:Как решать уравнения в строчку

2) Учитывая, что модуль только чисел 4 и -4 равен числу 4, имеем: Как решать уравнения в строчку

Обратим ваше внимание на то, что рассмотренные уравнения не являются линейными, однако решение каждого из них сводится к решению линейных уравнений.

Пример:

Как решать уравнения в строчку

Решение:

1) При Как решать уравнения в строчкууравнение принимает вид Как решать уравнения в строчкуВ этом случае корней нет. При Как решать уравнения в строчкуимеем Как решать уравнения в строчку

Ответ: если Как решать уравнения в строчку, то уравнение не имеет корней; если Как решать уравнения в строчку, то Как решать уравнения в строчку

2) При Как решать уравнения в строчкууравнение принимает вид Как решать уравнения в строчкуВ этом случае корнем уравнения является любое число. При Как решать уравнения в строчкуимеем Как решать уравнения в строчку

Ответ: если Как решать уравнения в строчку, то Как решать уравнения в строчку— любое число; если Как решать уравнения в строчку, то Как решать уравнения в строчку

Решение задач с помощью уравнений

Вам много раз приходилось решать задачи с помощью составления уравнений (текстовые задачи). И разнообразие решенных задач является лучшим подтверждением эффективности и универсальности этого метода. В чем же заключается секрет его силы?

Дело в том, что условия непохожих друг на друга задач удается записать математическим языком. Полученное уравнение — это результат перевода условия задачи с русского языка на математический.

Часто условие задачи представляет собой описание какой-то реальной ситуации. Составленное по этому условию уравнение называют математической моделью этой ситуации.

Конечно, чтобы получить ответ, уравнение надо еще решить. Для этого в алгебре разработаны различные методы и приемы. С некоторыми из них вы уже знакомы, многие другие вам еще предстоит изучить.

Найденный корень — это еще не ответ задачи. Следует выяснить, не противоречит ли полученный результат реальной ситуации, описанной в условии.

Рассмотрим, например, такие задачи:

  1. За 4 ч собрали 6 кг ягод. Сколько ягод собирали за каждый час?
  2. Несколько мальчиков собрали 6 кг ягод. Каждый из них собрал по 4 кг. Сколько мальчиков собирали ягоды?

Обе задачи приводят к одному и тому же уравнению Как решать уравнения в строчку, корнем которого является число 1,5. Но в первой задаче решение «полтора килограмма ягод за час» является приемлемым, а во второй — «ягоды собирали полтора мальчика» — нет.

При решении задач на составление уравнений удобно пользоваться следующей схемой:

  1. по условию задачи составить уравнение (сконструировать математическую модель задачи);
  2. решить уравнение, полученное на первом шаге;
  3. выяснить, соответствует ли найденный корень смыслу задачи, и дать ответ.

Эту последовательность действий, состоящую из трех шагов, можно назвать алгоритмом решения текстовых задач.

Пример:

Рабочий должен был выполнить заказ за 8 дней. Однако, изготавливая ежедневно 12 деталей сверх нормы, он уже за 6 дней работы не только выполнил заказ, но и изготовил дополнительно 22 детали. Сколько деталей ежедневно изготавливал рабочий?

Решение:

Пусть рабочий изготавливал ежедневно Как решать уравнения в строчкудеталей. Тогда по плану он должен был изготавливать ежедневно Как решать уравнения в строчкудеталей, а всего их должно было быть изготовлено Как решать уравнения в строчкуНа самом деле он изготовил Как решать уравнения в строчкудеталей. Так как по условию задачи значение выражения Как решать уравнения в строчкуна 22 больше значения выражения Как решать уравнения в строчкуто

Как решать уравнения в строчку

Как решать уравнения в строчку

Ответ: 37 деталей.

Пример:

Велосипедист проехал 65 км за 5 ч. Часть пути он проехал со скоростью 10 км/ч, а оставшийся путь — со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он ехал со скоростью 10 км/ч и сколько — со скоростью 15 км/ч?

Решение:

Пусть велосипедист ехал Как решать уравнения в строчкуч со скоростью 10 км/ч. Тогда со скоростью 15 км/ч он ехал Как решать уравнения в строчкуч. Первая часть пути составляет Как решать уравнения в строчкукм, а вторая — Как решать уравнения в строчкукм. Имеем:

Как решать уравнения в строчку

Следовательно, со скоростью 10 км/ч велосипедист ехал 2 ч, а со скоростью 15 км/ч — 3 ч.

Видео:Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?Скачать

Решение уравнений в несколько действий. Как объяснить ребенку решение уравнений?

Что такое уравнение, линейное уравнение, что значит решить уравнение

Алгебра длительное время была частью арифметики — одной из древнейших математических дисциплин. Слово «арифметика» в переводе с греческого означает «искусство чисел». Алгебру же после выделения ее в отдельную науку рассматривали как искусство решать уравнения.

В данном разделе мы выясним, что такое уравнение, линейное уравнение, что значит решить уравнение, как решать задачи с помощью уравнений.

Что такое уравнение

Масса 4 больших и 15 малых деталей равна 270 г. Масса большой детали в три раза больше массы малой. Какова масса малой детали?

Как решать уравнения в строчку

Пусть масса малой детали равна Как решать уравнения в строчкуг, тогда масса большой — Как решать уравнения в строчкуг. Масса 15 малых деталей равна Как решать уравнения в строчкуг, а 4 больших — Как решать уравнения в строчку(г). По условию задачи сумма этих масс равна 270 г:

Как решать уравнения в строчку.

Мы пришли к равенству, которое содержит неизвестное число, обозначенное буквой Как решать уравнения в строчку(еще говорят: равенство содержит переменную Как решать уравнения в строчку). Чтобы решить задачу, нужно найти значение Как решать уравнения в строчку, при котором равенство Как решать уравнения в строчкуявляется верным числовым равенством.

Равенство с неизвестным значением переменной называют уравнением с одной переменной (или уравнением с одним неизвестным).

Корень уравнения

Рассмотрим уравнение Как решать уравнения в строчку. Подставляя вместо переменной Как решать уравнения в строчкунекоторые числа, будем получать числовые равенства, которые могут быть верными или неверными. Например:

  • при Как решать уравнения в строчкуполучим равенство Как решать уравнения в строчку, которое является верным;
  • при Как решать уравнения в строчкуполучим равенство Как решать уравнения в строчку, которое является неверным.

Значение переменной, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство, называют корнем, или решением уравнения.

Итак, число 3 является корнем уравнения Как решать уравнения в строчку, а число 4 — нет.

Количество корней уравнения

Уравнения могут иметь разное количество корней. Например:

  • уравнение Как решать уравнения в строчкуимеет только один корень — число 3;
  • уравнение Как решать уравнения в строчкуимеет два корня — числа 2 и 6;

уравнению Как решать уравнения в строчкуудовлетворяет любое число Как решать уравнения в строчку; говорят, что это уравнение имеет бесконечно много корней.

Уравнение может и не иметь корней. Рассмотрим, например, уравнение Как решать уравнения в строчку. Для любого числа Как решать уравнения в строчкузначение левой части уравнения на 1 больше значения правой части. Следовательно, какое бы число Как решать уравнения в строчкумы не взяли, равенство Как решать уравнения в строчкубудет неверным. Поэтому это уравнение не имеет корней.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что корней нет.

Решим уравнение, составленное выше по условию задачи о больших и малых деталях:

Как решать уравнения в строчку Как решать уравнения в строчку Как решать уравнения в строчкуКак решать уравнения в строчку

Таким образом, масса малой детали равна 10 г.

Примеры решения уравнений:

Пример №86

Является ли число 2,5 корнем уравнения Как решать уравнения в строчку?

Решение:

Если Как решать уравнения в строчку, то:

значение левой части уравнения равно: Как решать уравнения в строчку; значение правой части равно: Как решать уравнения в строчку. Значения обеих частей уравнения равны, поэтому Как решать уравнения в строчку— корень данного уравнения.

Пример №87

а) Как решать уравнения в строчку; б) Как решать уравнения в строчку; в) Как решать уравнения в строчку.

а) Как решать уравнения в строчку; Как решать уравнения в строчку; Как решать уравнения в строчку; Как решать уравнения в строчку; Как решать уравнения в строчку. Ответ. 11.

б) Произведение равно нулю только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Следовательно, Как решать уравнения в строчкуили Как решать уравнения в строчку; Как решать уравнения в строчкуили Как решать уравнения в строчку. Ответ.-0,5; 2.

в) Как решать уравнения в строчку; Как решать уравнения в строчку; Как решать уравнения в строчку. Квадрат числа не может быть равен отрицательному числу. Поэтому данное уравнение корней не имеет. Ответ. Уравнение корней не имеет.

Решение уравнений. Свойства уравнений

Решение любого уравнения сводится к выполнению определенных преобразований, в результате которых данное уравнение заменяют более простым.

Решим, например, уравнение:

Как решать уравнения в строчку. (1)

1. Раскроем скобки:

Как решать уравнения в строчку. (2)

2. Приведем подобные слагаемые в левой части уравнения:

Как решать уравнения в строчку. (3)

3. Перенесем слагаемые с переменной Как решать уравнения в строчкув левую часть уравнения, а без переменной — в правую, изменив их знаки на противоположные:

Как решать уравнения в строчку. (4)

4. Приведем подобные слагаемые в каждой части уравнения:

Как решать уравнения в строчку. (5)

5. Разделим обе части уравнения на 2:

Как решать уравнения в строчку.

Таким образом, уравнение (1) имеет единственный корень — число 4.

При решении уравнения (1) мы выполняли некоторые преобразования: раскрывали скобки, приводили подобные слагаемые, переносили слагаемые из одной части уравнения в другую, делили обе части уравнения на число. С этими преобразованиями связаны следующие основные свойства уравнений:

Свойство 1. В любой части уравнения можно раскрыть скобки или привести подобные слагаемые.

Свойство 2. Любое слагаемое можно перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный.

Свойство 3. Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля.

Если в некотором уравнении выполнить одно из преобразований, указанных в свойствах 1, 2 или 3, то получим уравнение, имеющее те же корни, что и начальное уравнение.

Решая уравнение (1), мы последовательно получали уравнения (2), (3), (4), (5). Все они вместе с уравнением (1) имеют один и тот же корень — число 4.

Для тех, кто хочет знать больше

Свойства уравнений можно обосновать, используя следующие свойства числовых равенств:

Если а — b — верное числовое равенство и с — некоторое число, то:

Как решать уравнения в строчку

Если к обеим частям верного числового равенства прибавить одно и то же число, то получим верное числовое равенство.

Как решать уравнения в строчку

Если обе части верного числового равенства умножить на одно и то же число, то получим верное числовое равенство.

Как решать уравнения в строчку

Если обе части верного числового равенства разделить на одно и то же число. отличное от нуля то получим верное числовое равенство.

Из первого свойства числовых равенств можно получить такое следствие: если из одной части верного числового равенства перенести в другую часть слагаемое, изменив его знак на противоположный, то получим верное числовое равенство.

Используя свойства числовых равенств, докажем, например, что уравнение

Как решать уравнения в строчку(6)

имеет тс же корни, что и уравнение

Как решать уравнения в строчку. (7)

(Это свойство 2 для уравнения Как решать уравнения в строчку.)

• Пусть Как решать уравнения в строчку— произвольный корень уравнения (6). Тогда Как решать уравнения в строчку— верное числовое равенство. Перенесем слагаемое Как решать уравнения в строчкув левую часть равенства, изменив его знак на противоположный. Получим верное числовое равенство Как решать уравнения в строчку, из которого следует, что Как решать уравнения в строчкуявляется корнем уравнения (7). Мы доказали, что произвольный корень уравнения (6) является корнем уравнения (7).

Наоборот, пусть Как решать уравнения в строчку— произвольный корень уравнения (7). Тогда числовое равенство Как решать уравнения в строчкуявляется верным. Перенесем слагаемое Как решать уравнения в строчкув правую часть равенства, изменив его знак на противоположный. Получим верное числовое равенство Как решать уравнения в строчку, из которого следует, что Как решать уравнения в строчкуявляется корнем уравнения (6). Мы доказали, что произвольный корень уравнения (7) является корнем уравнения (6). Таким образом, уравнения (6) и (7) имеют одни и тс же корни. • Уравнения, имеющие одни и те же корни, называют равносильными. Следовательно, уравнения (6) и (7) являются равносильными.

Примеры решения уравнений:

Пример №88

Решить уравнение Как решать уравнения в строчку.

Решение:

Умножив обе части уравнения на 14, получим:

Как решать уравнения в строчку; Как решать уравнения в строчку; Как решать уравнения в строчку;

Как решать уравнения в строчку

Пример №89

Решить уравнение Как решать уравнения в строчку.

Решение:

Разделив обе части уравнения на 25, получим:

Как решать уравнения в строчку

Линейные уравнения с одной переменной

Линейные уравнения с одной переменной

Как решать уравнения в строчку

Левая часть каждого из этих уравнений является произведением некоторого числа и переменной, а права часть — некоторым числом. Такие уравнения называют линейными уравнениями с одной переменной.

Определение:

Уравнение вида Как решать уравнения в строчку, где Как решать уравнения в строчку— некоторые известные числа, а Как решать уравнения в строчку— переменная, называют линейным уравнением с одной переменной.

Числа а и b называют коэффициентами линейного уравнения.

Когда при решении уравнения выполняют некоторые преобразования, приводя данное уравнение к более простому, то во многих случаях этим «простым» уравнением является именно линейное уравнение.

Выясним, сколько корней может иметь линейное уравнение. Для этого рассмотрим сначала три следующих уравнения:

1) Как решать уравнения в строчку; 2) Как решать уравнения в строчку; 3) Как решать уравнения в строчку.

  1. Чтобы решить уравнение Как решать уравнения в строчку, достаточно обе его части разделить на 3. Получим один корень: Как решать уравнения в строчку
  2. В уравнении Как решать уравнения в строчкузначение левой части равно 0 для любого числа Как решать уравнения в строчку. Правая же часть уравнения не равна нулю. Следовательно, данное уравнение корней не имеет.
  3. Равенство Как решать уравнения в строчкуявляется верным для любого числа Как решать уравнения в строчку. Поэтому корнем уравнения Как решать уравнения в строчкуявляется любое число (уравнение имеет бесконечно много корней).

В общем случае для линейного уравнения Как решать уравнения в строчку получим:

  • если Как решать уравнения в строчку, то уравнение имеет единственный корень Как решать уравнения в строчку;
  • если Как решать уравнения в строчку, a Как решать уравнения в строчку, то уравнение корней не имеет;
  • если Как решать уравнения в строчкуи Как решать уравнения в строчку, то корнем уравнения является любое число (уравнение имеет бесконечно много корней).

Итог: количество корней линейного уравнения

Как решать уравнения в строчку— линейное

КоэффициентыКорниКак решать уравнения в строчку Как решать уравнения в строчку— единственный корень Как решать уравнения в строчкуи Как решать уравнения в строчкукорней нет Как решать уравнения в строчкуи Как решать уравнения в строчкукорнем является любое число (уравнение имеет бесконечно много корней)

Уравнения с модулями

Напомним, что модулем положительного числа и числа 0 является это же число, модулем отрицательного числа является противоположное ему число:

Как решать уравнения в строчку

Так, Как решать уравнения в строчку. Модуль любого числа Как решать уравнения в строчку является неотрицательным числом, то есть Как решать уравнения в строчку.

Уравнения Как решать уравнения в строчкусодержат переменную под знаком модуля. Такие уравнения называют уравнениями с модулем.

Уравнение вида Как решать уравнения в строчку. Решая уравнение вида Как решать уравнения в строчку, где а — некоторое известное число, можно использовать геометрический смысл модуля числа: модуль числа Как решать уравнения в строчку — это расстояние от начала отсчета до точки, изображающей число Как решать уравнения в строчку на координатной прямой.

Рассмотрим уравнение Как решать уравнения в строчку. На координатной прямой существуют две точки, расположенные на расстоянии 2 единицы от начала отсчета. Это точки, соответствующие числам 2 и -2 (рис. I). Поэтому уравнение Как решать уравнения в строчкуимеет два корня: 2 и -2.

Как решать уравнения в строчку

Уравнение Как решать уравнения в строчкуимеет один корень — число 0, а уравнение Как решать уравнения в строчкуне имеет корней (модуль любого числа Как решать уравнения в строчку является неотрицательным числом и не может быть равен -2).

В общем случае уравнение Как решать уравнения в строчку:

  • имеет два корня а и , если Как решать уравнения в строчку;
  • имеет один корень 0, если Как решать уравнения в строчку;
  • не имеет корней, если Как решать уравнения в строчку

Решение уравнений с модулями, исходя из определения модуля числа

Как решать уравнения в строчку(1)

Это уравнение нельзя привести к виду Как решать уравнения в строчку, где а — некоторое число. Для его решения рассмотрим два случая.

1. Если Как решать уравнения в строчку — неотрицательное число (Как решать уравнения в строчку), то Как решать уравнения в строчкуи уравнение (1) принимает вид Как решать уравнения в строчку, откуда Как решать уравнения в строчку. Число 1 — неотрицательное (удовлетворяет неравенству Как решать уравнения в строчку), поэтому оно является корнем уравнения (1).

2. Если Как решать уравнения в строчку — отрицательное число (Как решать уравнения в строчку), то Как решать уравнения в строчкуи уравнение (1) принимает вид Как решать уравнения в строчку, откуда Как решать уравнения в строчку. Число 2 не является отрицательным (не удовлетворяет неравенству Как решать уравнения в строчку), поэтому оно не является корнем уравнения (1).

Таким образом, уравнение Как решать уравнения в строчкуимеет один корень Как решать уравнения в строчку.

Примеры выполнения заданий:

Пример №90

Решить уравнение Как решать уравнения в строчку.

Решение:

Как решать уравнения в строчку

Пример №91

Решить уравнение Как решать уравнения в строчку.

Решение:

Как решать уравнения в строчку Как решать уравнения в строчкуКак решать уравнения в строчку

Ответ. Уравнение корней не имеет.

Пример №92

Решить уравнение Как решать уравнения в строчку

Решение:

Как решать уравнения в строчку Как решать уравнения в строчкуКак решать уравнения в строчку

Ответ. Корнем уравнения является любое число.

Пример №93

Решить уравнение Как решать уравнения в строчку.

Решение:

Умножив обе части уравнения на 36 (36 — наименьшее общее кратное знаменателей дробей), получим:

Как решать уравнения в строчку Как решать уравнения в строчку Как решать уравнения в строчку Как решать уравнения в строчкуКак решать уравнения в строчку

Итог. При решении уравнения нужно придерживаться следующей схемы:

  1. Если в уравнении есть выражения с дробными коэффициентами, то умножить обе его части на наименьший общий знаменатель дробей.
  2. Раскрыть скобки.
  3. Перенести все слагаемые, содержащие переменную, в одну часть уравнения (как правило, в левую), а слагаемые, не содержащие переменной, — в другую часть (в правую).
  4. Привести подобные слагаемые.
  5. Разделить обе части уравнения на коэффициент при переменной, если он не равен нулю. Если же он равен 0, то уравнение или не имеет корней, или его корнем является любое число.
Пример №94

Решить уравнение Как решать уравнения в строчку.

Решение:

Как решать уравнения в строчку

Если модуль числа равен 3, то этим числом является 3 или -3. Поэтому возможны два случая:

1) Как решать уравнения в строчку2) Как решать уравнения в строчку

Пример №95

Решить уравнение Как решать уравнения в строчку.

Решение:

Как решать уравнения в строчку

Решение задач с помощью уравнений

При решении задач с помощью уравнений в большинстве случаев придерживаются следующей схемы:

  1. выбирают неизвестное и обозначают его буквой Как решать уравнения в строчку (или какой-нибудь другой буквой);
  2. используя условие задачи, составляют уравнение;
  3. решают уравнение и отвечают на вопросы, поставленные в задаче.
Пример №96

В двух цистернах находится 66 т бензина, причем в первой бензина в 1,2 раза больше, чем во второй. Сколько бензина в каждой цистерне?

Как решать уравнения в строчку

Решение:

Пусть во второй цистерне Как решать уравнения в строчкут бензина, тогда в первой — Как решать уравнения в строчкут. В двух цистернах вместе находится Как решать уравнения в строчкут бензина, что по условию равно 66 т. Получаем уравнение:

Как решать уравнения в строчку

Решим это уравнение: Как решать уравнения в строчку.

Таким образом, во второй цистерне 30 т бензина, а в первой — 1,2 • 30 = 36 (т).

Ответ. 36 т, 30 т.

Примечание. Чтобы решить задачу 1, можно рассуждать и так. Пусть во второй цистерне Как решать уравнения в строчкут бензина, тогда в первой — Как решать уравнения в строчкут. В первой цистерне бензина в 1,2 раза больше, чем во второй, поэтому Как решать уравнения в строчку. Остается решить это уравнение и записать ответ задачи.

Пример №97

Из. города А в город В выехал грузовой автомобиль. Через 30 мин навстречу ему из города В выехал легковой автомобиль, скорость которого на 25 км/ч больше скорости грузового. Автомобили встретились через 1,3 ч после выезда грузового автомобиля из города А. Найти расстояние между городами, если за все время движения грузовой автомобиль проехал на 10 км больше, чем легковой.

Решение:

Пусть скорость грузового автомобиля Как решать уравнения в строчку км/ч, тогда скорость легкового — Как решать уравнения в строчкукм/ч.

До момента встречи грузовой автомобиль был в пути 1,3 ч, а легковой на 30 мин = 0,5 ч меньше: 1,3 ч — 0,5 ч = 0,8 ч. За 1,3 ч грузо&ой автомобиль проехал 1,3Как решать уравнения в строчку км, а легковой за 0,8 ч — 0,8 Как решать уравнения в строчкукм. Поскольку грузовой автомобиль проехал на 10 км больше, чем легковой, то разность расстояний 1,3Как решать уравнения в строчку км и 0,8 Как решать уравнения в строчкукм равна 10 км.

Скорость, км/чВремя, чПуть, км
Грузовой автомобильКак решать уравнения в строчку1,31,3Как решать уравнения в строчку
Легковой автомобильКак решать уравнения в строчку0,8Как решать уравнения в строчку

Получили уравнение: Как решать уравнения в строчку

Решим это уравнение:

Как решать уравнения в строчку

Итак, скорость грузового автомобиля равна 60 км/ч.

Расстояние между городами равно сумме расстояний, которые проехали оба автомобиля, то есть Как решать уравнения в строчкукм. Поскольку Как решать уравнения в строчку = 60, то получим:

Как решать уравнения в строчку

Примечание. Опираясь на решение задач 1 и 2, проанализируем первые два шага приведенной выше схемы решения задач с помощью уравнений.

1) Выбор неизвестного, которое мы обозначали буквой, в решениях этих задач был разным. В задаче 1 мы обозначили через Как решать уравнения в строчку т одну из искомых величин (массу бензина во второй цистерне). В задаче 2 искомой величиной является расстояние между городами. Если эту величину обозначить через Как решать уравнения в строчку км, то при составлении уравнения рассуждения будут довольно сложными. Мы же через Как решать уравнения в строчку км/ч обозначили неизвестную скорость грузового автомобиля, выразили через Как решать уравнения в строчку расстояния, пройденные автомобилями, и составили уравнение, зная, что разность расстояний равна 10 км.

Таким образом, обозначать через Как решать уравнения в строчку(или какую-нибудь другую букву) желательно ту неизвестную величину, через которую легче выражаются величины, значения которых можно приравнять.

2) Чтобы составить уравнение, сначала выражаем через Как решать уравнения в строчкуте величины, значения которых будем приравнивать. После этого записываем уравнение.

Математическая модель:

Вам, наверное, уже приходилось видеть модели корабля, самолета, автомобиля, изготавливать модели куба, прямоугольного параллелепипеда. Каждая модель, в зависимости от ее предназначения, отображает некоторые свойства оригинала.

Математическая модель — это описание некоторого реального объекта или процесса на языке математики.

Опишем на языке математики задачу 2. Определяя скорость грузового автомобиля в этой задаче, мы обозначили ее через Как решать уравнения в строчкукм/ч. Скорость легкового автомобиля на 25 км/ч больше, чем скорость грузового, что на языке математики записывают так: скорость легкового автомобиля равна Как решать уравнения в строчкукм/ч.

На языке математики расстояние, пройденное грузовым автомобилем, записывают: 1,3 Как решать уравнения в строчкукм, а расстояние, пройденное легковым автомобилем, — Как решать уравнения в строчкукм.

По условию задачи грузовой автомобиль проехал на 10 км больше, чем легковой, что на языке математики можно выразить так: разность расстояний, пройденных грузовым и легковым автомобилями, равна 10 км, и записать: Как решать уравнения в строчку.

Полученное уравнение и является математической моделью задачи на движение автомобилей. Построив математическую модель, мы свели задачу на движение к математической задаче — решить уравнение.

Кроме уравнений, есть и другие виды математических моделей, с которыми ми познакомимся в процессе изучения алгебры.

Интересно знать. История науки знает немало примеров, когда в рамках удачно построенной математической модели с помощью вычислений, как говорят, «на кончике пера», удавалось предвидеть существование новых физических объектов и явлений. Так, опираясь на математические модели, астрономы Дж. Адамс (Англия) в 1845 году и У. Леверье (Франция) в 1846 году независимо друг от друга пришли к выводу о существовании неизвестной тогда еще планеты и указали ее расположение на небе. По расчетам Леверье астроном Г. Галле (Германия) нашел эту планету. Ее назвали Нептуном.

Интересно знать

На протяжении многих столетий алгебра была наукой об уравнениях и способах их решения. Линейные уравнения умели решать еще древние египтяне и вавилоняне (1 тысячелетие до н. э.).

О состоянии математики в Древнем Египте свидетельствуют математические тексты, написанные на особой бумаге — папирусе, изготовленном из стеблей растения, которое имеет такое же название. Написание некоторых папирусов относят к XVIII в. до н. э., хотя описанные в них математические факты были известны древним египтянам задолго до их изложения.

Один из таких папирусов был найден в 1872 году в одной из египетских пирамид. Его приобрел английский коллекционер древностей Райнд, и сейчас >тот папирус — папирус Райнда — хранится в Лондоне.

В папирусе Райнда особое место занимают задачи на «аха» («хау»).

Это задачи, которые решаются с помощью линейных уравнений с одним нечестным. «Аха» («хау») означает «совокупность», «куча» (неизвестная величина). Пример такой задачи: «Куча. ЕеКак решать уравнения в строчку, ее Как решать уравнения в строчку, ее Как решать уравнения в строчкуи ее целое. Это 33». Если обозначить «кучу» — неизвестную величину — через Как решать уравнения в строчку, то получим уравнение: Как решать уравнения в строчку.

Более заметные успехи в создании начал алгебры были достигнуты в Древнем Вавилоне. До нашего времени сохранились вавилонские глиняные плитки с комбинациями клиновидных черточек — клинописью. Такие плитки имели в Вавилоне то же значение, что и папирусы в Египте. На плитках встречаются и и клинописные математические тексты, которые свидетельствуют, что уже более 4000 лет гому назад в Вавилоне могли решать уравнения, содержащие квадрат неизвестного.

Начиная с VII в. до н. э., древние греки после знакомства с достижениями египтян и вавилонян в сфере математики продолжили их науку. При этом достаточно мало греческих ученых при решении задач использовали уравнения. Одним из тех, кто использовал уравнения, был древнегреческий математик Диофант.

Как решать уравнения в строчку

О Диофанте известно мало, даже точно не установлены годы его жизни. Кое-что о жизни Диофанта и о том, сколько он прожил лет, можно узнать из надписи на его могильной плите.

Надпись на плитеЯзыком алгебры
Путник! Здесь погребен Диофант. И числа поведать могут, о чудо, сколь долог был век его жизни.Как решать уравнения в строчку
Часть шестую его представляло прекрасное детство.Как решать уравнения в строчку
Двенадцатая часть протекла его жизни — покрылся пухом тогда подбородок.Как решать уравнения в строчку
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.Как решать уравнения в строчку
Прошло пятилетие; он был осчастливлен рождением прекрасного первенца-сына,5
коему рок дал половину лишь жизни прекрасной и светлой на земле по сравнению с отцом.Как решать уравнения в строчку
И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял, переживши года четыре с тех пор, как сына лишился.4
Скажи, сколько лет жизни достигнув, смерть воспринял Диофант?Как решать уравнения в строчку

Греческую науку в Средневековье заимствовали ученые Востока — индийцы и арабы. Именно на Востоке в IX в. алгебра становится самостоятельной математической наукой.

Происхождение слова «алгебра» также связано с Востоком.

Город Багдад в VII-IX в. был столицей могущественного Арабского халифата. Багдадские халифы оказывали содействие развитию природоведения и математических наук. За годы правления халифа Гаруна аль-Рашида в Багдаде была оборудована большая библиотека, а халиф аль-Мамун организовал своеобразную академию — «Дом мудрости» и построил хорошо оборудованную обсерваторию.

При дворе аль-Мамуна жил и работал ученый Мухаммед бен Муса аль-Хорезми (около 780 — около 850). Он собрал и систематизировал способы решения уравнений и описал их в работе «Китаб аль-джебр аль-мукабала», что дословно означает «Книга о восстановлении и противопоставлении». В то время отрицательные числа считались «ненастоящими», и, когда в процессе решения уравнения в какой-то его части появлялось отрицательное число, его нужно было перенести в другую часть. Эту операцию называли восстановлением (аль-джебр), то есть переведением «ненастоящих» (отрицательных) чисел в «настоящие» (положительные). С помощью противопоставления (аль-мукабала) отбрасывали одинаковые слагаемые в обеих частях уравнения.

Как решать уравнения в строчку

В XII в. сочинение аль-Хорезми перевели на латинский язык, сохранив в его названии только слово «аль-джебр», которое вскоре стали произносить как алгебра.

Постепенно сформировалась современная алгебра, которая охватывает не только теорию решения уравнений, а и способы проведения операций (действий) с разнообразными объектами (в частности, с числами).

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Математика
  2. Алгебра
  3. Линейная алгебра
  4. Векторная алгебра
  5. Высшая математика
  6. Дискретная математика
  7. Математический анализ
  8. Математическая логика
Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
  • Целые выражения
  • Одночлены
  • Многочлены
  • Формулы сокращенного умножения
  • Отношения и пропорции
  • Рациональные числа и действия над ними
  • Делимость натуральных чисел
  • Выражения и уравнения

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

🔍 Видео

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ЛЕГКО ! 1 КЛАСС МАТЕМАТИКА УРАВНЕНИЯ - ПЕТЕРСОН / ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯСкачать

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ЛЕГКО ! 1 КЛАСС МАТЕМАТИКА УРАВНЕНИЯ - ПЕТЕРСОН / ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ |ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЯ / ПРОСТЫЕ УРАВНЕНИЯ 2 КЛАСС МАТЕМАТИКАСкачать

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ |ПОДРОБНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАК РЕШИТЬ УРАВНЕНИЯ / ПРОСТЫЕ УРАВНЕНИЯ  2 КЛАСС МАТЕМАТИКА

Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по ХимииСкачать

Как Решать Задачи по Химии // Задачи с Уравнением Химической Реакции // Подготовка к ЕГЭ по Химии

Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.Скачать

Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.

УРАВНЕНИЕ 4 КЛАСС МАТЕМАТИКА УЧИМСЯ РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШАЕМ УРАВНЕНИЯ #уравнениеСкачать

УРАВНЕНИЕ  4 КЛАСС МАТЕМАТИКА УЧИМСЯ РЕШАТЬ УРАВНЕНИЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  РЕШАЕМ УРАВНЕНИЯ #уравнение

Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 классСкачать

Химические уравнения // Как Составлять Уравнения Реакций // Химия 9 класс

Решение системы уравнений методом ГауссаСкачать

Решение системы уравнений методом Гаусса

Как решить уравнение #россия #сша #америка #уравненияСкачать

Как решить уравнение #россия #сша #америка #уравнения

Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.Скачать

Сложные уравнения со скобками. Как решать уравнения в несколько действий в 5 классе.

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Простые уравнения. Как решать простые уравнения?Скачать

Простые уравнения. Как решать простые уравнения?

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать

Решение биквадратных уравнений. 8 класс.
Поделиться или сохранить к себе: