- Пропорции — что это в математике
- Основное свойство пропорции, правило
- Составление и решение пропорций
- Примеры уравнений с решением для 6 класса
- Урок изучения нового материала по теме «Пропорции»
- 1. Орг. момент. (2’)
- 2. Актуализация знаний. Блиц-опрос. (3’)
- 3. Введение в новую тему. Определение темы урока. Сказка. (2’)
- 4. Изучение нового материала. Групповая работа. (5’)
- 5. Физкультминутка (3’)
- 6. Мозаика (групповая работа) (12’)
- Математика. 6 класс
- 🎥 Видео
Видео:Виленкин. 6 класс за 100 минут. Математика: теория чисел, дроби, уравненияСкачать
Пропорции — что это в математике
Валя съела 3 яблока из пяти. Какую часть яблок съела Валя?
Вначале узнаем, какую часть яблок составляет 1 яблоко. Всего у Вали было 5 яблок, значит, одно из них — это 1 5 часть всех яблок. Тогда 3 съеденных яблока составляют 3 5 всех яблок.
Тот же ответ получим, если 3 разделим на пять.
Получается, что 3 яблока соотносятся с пятью яблоками как 3 к 5.
Другой вариант записи ответа отмечают в виде десятичной дроби и процентов: 3 5 = 0 , 6 или 60%.
Отношением двух чисел называют частное этих чисел.
Отношение показывает, во сколько раз одно число больше другого. Или какую часть первое число составляет от второго.
Термин «отношение» применяют в случаях, когда нужно выразить одну величину в долях другой. Например, одну площадь в долях другой площади. Это операцию выполняют с помощью деления.
Делимое в выражении отношения называют предыдущим членом. Делитель называют последующим членом.
В задаче 1 предыдущий член — это 3, последующий — 5.
Если есть два равных отношения, то они образуют пропорцию.
Пропорцией называют равенство двух отношений.
Даны два отношения: 3,8:2 и 5,7:3.
Можно ли составить из этих выражений пропорцию?
Найдем значения каждого из отношений:
3 , 8 : 2 = 1 , 9 ; 5 , 7 : 3 = 1 , 9 .
Значения выражений оказались равными, значит, эти отношения равны.
Тогда можно записать равенство: 3,8:2=5,7:3.
Такое равенство называется пропорцией.
Ответ: да, можно составить из этих отношений чисел пропорцию.
С помощью буквенных символов пропорцию можно записать так: a : b = c : d или a b = c d .
Полученное равенство читают: «Отношение a к b равно отношению c к d» или «a относится к b, как c относится к d».
Числа a и d в пропорции называют крайними членами пропорции.
Числа b и c — средними членами пропорции.
Назовите крайние и средние члены пропорции 42:6=49:7.
Крайние члены пропорции — 42 и 7.
Средние члены пропорции — 6 и 49.
Определите средние члены пропорции 25 5 = 35 7 .
Средние члены пропорции — 5 и 35.
Понятие «пропорция» пришло из латинского языка. Слово в переводе означает соразмерность, определенное соотношение частей между собой.
Видео:Пропорции, 6 классСкачать
Основное свойство пропорции, правило
Основное свойство пропорции
В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов:
Определите, верна ли пропорция 6:2=9:3.
В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов.
Произведение крайних членов равно произведению 6 и 3. Получим 6 * 3 = 18 .
Произведение средних членов равно произведению 2 и 9. Получим 2 * 9 = 18 .
Значит, 6:2=9:3. Пропорция верна.
Обратное утверждение тоже верно:
Если произведение средних членов равно произведению крайних членов, то пропорция верна.
Пропорция 60:12=10:2 верна, потому что 60 * 2 = 12 * 10 = 120 .
Если поменять в это пропорции местами средние члены, получим 60:10=12:2. Эта пропорция тоже верна. При перестановке произведение крайних и средних членов не изменилось.
Если в пропорции поменять крайние члены — 2:10=12:60, то произведение тоже не изменится.
Пропорция будет верной, если поменять местами средние члены или крайние члены.
Если какой-то из членов пропорции неизвестен, то его можно найти.
По основному свойству пропорции можно найти ее неизвестный член, если все остальные компоненты известны.
Найдите неизвестный член пропорции: 4,8:b=8:2,5.
Используем основное свойство пропорции: произведение крайних членов = произведению средних членов.
Получим 4 , 8 * 2 , 5 = b * 8 .
b = 4 , 8 * 2 , 5 : 8 ;
Видео:Пропорция. Основное свойство пропорции. Практическая часть - решение задачи. 2 часть. 6 класс.Скачать
Составление и решение пропорций
Запишите пропорцию: 6 так относится к 18, как 9 относится к 27.
Слово «относится» заменяем на знак деления.
Получаем два отношения: 6:18 и 9:27.
Если эти два отношения равны, то получаем верную пропорцию.
6 : 18 = 9 : 27 ; 1 3 = 1 3 , получили верную пропорцию.
Запишите пропорцию и проверьте ее: отношение 2 к 1 4 равно отношению 3 к 1 15 .
Записываем отношения: 2 1 4 и 3 1 15 .
Составляем пропорцию: 2 1 4 = 3 1 15 .
Проверяем, верна ли пропорция.
Для этого воспользуемся основным свойством пропорции: произведение крайних членов = произведению средних членов.
2 * 1 15 ≠ 1 4 * 3 ; 2 15 ≠ 3 4 . Условие равенства произведений не выполнилось, значит, пропорция не верна.
Определите, верна ли пропорция: 1 , 4 0 , 7 = 3 , 4 1 , 7 .
Чтобы проверить, верна ли пропорция, воспользуемся основным свойством пропорции.
Запишем произведения крайних и средних членов пропорции:
1 , 4 * 1 , 7 = 2 , 38 ; 0 , 7 * 3 , 4 = 2 , 38 .
Значит, произведение крайних членов равно произведению средних членов.
1 , 4 * 1 , 7 = 0 , 7 * 3 , 4 ; 2 , 38 = 2 , 38 .
Вывод: пропорция верна.
Видео:Пропорция. Основное свойство пропорции. Практическая часть - решение задачи. 1 часть. 6 класс.Скачать
Примеры уравнений с решением для 6 класса
Решите уравнение: 8 , 8 4 2 5 = n 0 , 12 .
Чтобы найти неизвестный член пропорции, используем основное свойство пропорции. Находим произведение крайних и средних членов. Выражаем неизвестный компонент.
8 , 8 4 2 5 = n 0 , 12 ; 8 , 8 * 0 , 12 = 4 2 5 * n . Из равенства выражаем n : n = 8 , 8 * 0 , 12 4 2 5 Представим смешанное число 4 2 5 в виде десятичной дроби. Для этого приведем дробную часть смешанного числа к дроби со знаменателем 10 : домножим числитель и знаменатель 2 . 4 2 5 = 4 2 * 2 н а 5 * 2 = 4 4 10 . Такое смешанное число записываем в виде десятичной дроби, отделяя целую часть запятой: 4 4 10 = 4 , 4 . Тогда n = 8 , 8 * 0 , 12 4 , 4 . Сокращаем получившуюся дробь: 0 , 12 и 4 , 4 делятся на 4 . n = 8 , 8 * 0 , 03 1 , 1 ; 8 , 8 и 1 , 1 делятся на 1 , 1 . n = 8 * 0 , 03 1 ; n = 0 , 24 .
Найдите неизвестный член пропорции: 1 1 2 : 2 1 4 = 6 : m .
Используем основное свойство пропорций. Записываем равенства произведений крайних и средних членов.
1 1 2 * m = 2 1 4 * 6 . И выражаем m : m = 2 1 4 * 6 : 1 1 2 . Переводим смешанные числа в неправильные дроби: m = 2 * 4 + 1 4 * 6 : 1 * 2 + 1 2 ; m = 9 4 * 6 : 3 2 . Натуральное число переводим в обыкновенную дробь со знаменателем 1 и умножаем на первую дробь: m = 9 4 * 6 1 : 3 2 ; m = 9 * 6 4 * 1 : 3 2 . Чтобы разделить обыкновенные дроби, нужно домножить дробь на взаимно обратную данной: m = 9 * 6 4 * 1 * 2 3 ; m = 9 * 6 * 2 4 * 1 * 3 . Сокращаем получившееся выражение. 4 и 2 делятся нацело на 2 . 9 и 3 делятся нацело на 3 . m = 3 * 6 * 1 2 * 1 * 1 . Для чисел 6 и 2 общий делитель 2 : m = 3 * 3 * 1 1 * 1 * 1 ; m = 9 .
Решите уравнение: 0,25:x=3,75:3.
По основному свойству пропорции получим: 0 , 25 * 3 = x * 3 , 75 .
x = 0 , 25 * 3 : 3 , 75 ; x = 0 , 75 : 3 , 75 . Делить на десятичную дробь нельзя. Преобразуем ее в натуральное число.
После запятой в дроби 3 , 75 два знака, значит, нужно домножить ее на единицу с таким оличеством нулей. Это сто.
Но чтобы выражение осталось неизменным, нужно домножить на сто и делимое.
x = 0 , 75 * 100 : 3 , 75 * 100 ; x = 75 : 375 ; x = 0 , 2 .
Найдите неизвестное: k : 3 1 2 = 0 , 4 : 2 4 5
Чтобы найти неизвестный компонент пропорции, нужно воспользоваться основным свойством дроби.
По основному свойству дроби произведение крайних членов равно произведению средних членов.
Получим: k * 2 4 5 = 3 1 2 * 0 , 4 .
Выразим k : k = 3 1 2 * 0 , 4 : 2 4 5 .
Переведем 0,4 в обыкновенную дробь: 0 , 4 = 4 10 . Эта дробь сократима: числитель и знаменатель делятся на 2 нацело: 4 10 = 4 : 2 10 : 2 = 2 5 .
Записываем полученное выражение:
k = 3 1 2 * 2 5 : 2 4 5 .
1 действие — умножение.
Переводим смешанное число в неправильную дробь и умножаем на вторую: числитель на числитель, знаменатель на знаменатель.
3 1 2 * 2 5 = 3 * 2 + 1 2 * 2 5 = 7 2 * 2 5 = 7 * 2 2 * 5 .
Сокращаем дробь: есть одинаковые числа в числителе и знаменателе.
2 действие — деление.
Теперь делим полученное число на 2 4 5 .
Смешанное число переводим в неправильную дробь.
Умножаем 7 5 на взаимно обратную дробь.
7 5 : 2 4 5 = 7 5 : 2 * 5 + 4 5 = 7 5 : 14 5 = 7 5 * 5 14 = 7 * 5 5 * 14 = 7 * 5 5 * 14 = 7 14 = 1 2 = 0 , 5 .
Видео:КАК РЕШАТЬ ПРОПОРЦИИ?Скачать
Урок изучения нового материала по теме «Пропорции»
Разделы: Математика
Класс: 6
Ключевые слова: пропорция
Цели урока:
- ввести понятие пропорции; познакомить учащихся с основным свойством пропорции;
- научить выявлять правильную пропорцию;
- научить решать уравнения с помощью пропорций;
- развивать внимательность, умение математически грамотно формулировать свои мысли;
- формировать познавательный интерес к предмету;
- воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: экран, проектор, набор раздаточных материалов на каждую группу, учебник (Математика. 6 класс/ Виленкин Н.Я и др.)
Ход урока
1. Орг. момент. (2’)
Ребята, сегодня на уроке вы будете работать в группах по 4 человека.
— Какие есть положительные моменты работы в группах? (легче работать, можно совещаться, можно помочь друг другу)
— Как нужно работать, чтобы урок был плодотворным? (работать вместе, поддерживать друг друга, быть активным, говорить тихо)
2. Актуализация знаний. Блиц-опрос. (3’)
1) Что называется отношением двух чисел? (частное этих чисел)
2) Закончите фразу: отношение чисел показывает, что во сколько раз число 2….. (меньше числа 10)
3) Чему равно отношение чисел 40 и 10? (4)
4) Отношение числа x к числу 8 равно 2. Чему равен x? (16)
5) Как по-другому можно назвать частное чисел 2 и 17? (две семнадцатых)
6) Какую часть метра составляют 7 см? (0,07)
7) Какую часть килограмма составляют 125 г? (одна восьмая)
8) Какую часть развернутого угла составляет прямой угол? (одну вторую)
3. Введение в новую тему. Определение темы урока. Сказка. (2’)
(картинка для сказки слайд 1)
В некотором царстве математическом государстве жило-было Отношение. И хотя оно было составлено из двух чисел, чувствовало себя очень одиноко и мечтало найти друга. А в другом царстве жило другое Отношение, которое хотя и было составлено из двух других чисел, но тоже было грустным и одиноким. И решили они отправиться искать друзей. Шли они долго дремучими лесами Деления, переправлялись через глубокие реки частного и вот наконец по дороге Равенства пришли в долину Пропорций. И хотя там было много отношений, они сразу узнали друг друга, потому что эти Отношения были равны. Они решили составить пропорцию. И тогда числа, из которых они были составлены, сразу получили названия крайних членов пропорции и средних членов пропорции. И Отношения обнаружили, что произведения их средних членов равно произведению их крайних членов. Наши Отношения очень обрадовались встрече друг с другом и образованию пропорции, тем более что пропорция была верной. И они решили попытаться составить новые пропорции. Думали они, думали и придумали составлять новые пропорции путем перемены мест средних членов со средними и крайних с крайними. И получились у них еще три верных пропорции.
— Какая же тема сегодняшнего урока? (пропорция)
4. Изучение нового материала. Групповая работа. (5’)
У вас на столах лежат листочки с вопросами. Если вы внимательно слушали сказку, то легко на них ответите. Отвечать нужно письменно, посовещавшись.
— Что такое пропорция? (Пропорция это равенство двух отношений)
Пропорцию можно записать
— Как называются числа a и d? (крайние члены)
— Как называются числа b и с? (средние члены)
— Какое основное свойство пропорции мы узнали из сказки? (Произведение крайних членов равно произведению средних членов)
— Прочитайте, что вы записали? (спрашиваем одну группу) Остальные согласны? Какие будут замечания? Дополнения?
Запишите в справочник: (слайд 2)
Итак, как проверить, верна ли пропорция? (перемножить крайние члены, средние члены и сравнить. Если равны, то пропорция верна)
5. Физкультминутка (3’)
Если пропорция верна, поднимаем руки вверх, если не верна, то приседаем
(да)
(нет)
6. Мозаика (групповая работа) (12’)
— Посмотрите на уравнение (слайд 11)
— Мы можем его решить? Как? (использовать свойство пропорции)
(Один ученик у доски показывает решение)
— А теперь у вас будет групповая работа. Нужно раскрасить мозаику, которая лежит у вас на столах. Для этого нужно решить №763 учебника и закрасить полученные ответы столько раз, сколько они встречаются на мозаике. На эту работу вам дается 10 минут. Задания в группе можно распределить, чтобы успеть все.
— Что у вас получилось? (олененок) (открываем слайд 12 презентации и дети проверяют полученную картинку, при необходимости исправляют) (2’)
7. Дифференцированная самостоятельная работа (10’)
Ребята осуществляют взаимопроверку с помощью слайда 14 и оценивают работы по критериям: (выставляют в табель) (5’)
Видео:УРАВНЕНИЯ С ПРОПОРЦИЕЙ. Примеры | МАТЕМАТИКА 6 классСкачать
Математика. 6 класс
Конспект урока
Перечень рассматриваемых вопросов:
- Понятие пропорции.
- Основное свойство пропорции.
- Как правильно составить пропорцию.
- Как найти неизвестный член пропорции.
Равенство двух отношений называют пропорцией.
Основное свойство пропорции: произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов.
- Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 258 с.
- Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина — М.: Просвещение, 2009. — 142 с.
- Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин — М.: Просвещение, 2014. — 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Основное свойство пропорции: произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов.
Если один член пропорции неизвестен и необходимо его определить, то говорят, что нужно решить пропорцию.
Рассмотрим 3 способа нахождения неизвестного члена пропорции.
Разбор решения заданий тренировочного модуля
№1. Тип задания: сортировка элементов по категориям.
№2. Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте.
Найдите неизвестный член пропорции.
Для нахождения неизвестного члена пропорции воспользуемся основным свойством пропорции, из которого следует: чтобы найти неизвестный средний член пропорции, надо произведение крайних членов разделить на известный средний член пропорции.
🎥 Видео
Пропорция. Основное свойство пропорции. 6 класс.Скачать
Решение уравнений, 6 классСкачать
Математика 6 класс (Урок№51 - Решение задач с помощью уравнений. Часть 1.)Скачать
ПРОПОРЦИЯ 6 класс математика отношения и пропорцииСкачать
Пропорции - задачи и примеры. Математика 6 классСкачать
Прямо пропорциональная и обратно пропорциональная зависимость. 6 класс.Скачать
6 класс - Математика - Пропорции. Решение уравнений с помощью пропорцийСкачать
6 класс, 22 урок, Прямая и обратная пропорциональные зависимостиСкачать
6 кл.Пропорция.Решение уравненияСкачать
Решение уравнений ( подобные слагаемые ) . 6 класс .Скачать
Раскрытие скобок. 6 класс.Скачать
Подробно! Пропорции. Уравнения. Математика 6 класс. Много примеров.Скачать
Метод пропорции ⚖️Скачать
6 класс, 21 урок, ПропорцииСкачать