Разделы: Математика
Цель данной работы – изучение различных способов решения задач с параметрами. Возможность и умение решать задачи с параметрами демонстрируют владение методами решения уравнений и неравенств, осмысленное понимание теоретических сведений, уровень логического мышления, стимулируют познавательную деятельность. Для развития этих навыков необходимы длительнее усилия, именно поэтому в профильных 10-11 классах с углубленным изучением точных наук введен курс: “Математический практикум”, частью которого является решение уравнений и неравенств с параметрами. Курс входит в число дисциплин, включенных в компонент учебного плана школы.
Успешному изучению методов решения задач с параметрами могут помочь элективный или факультативный курсы, или компонент за сеткой по теме: “Задачи с параметрами”.
Рассмотрим четыре больших класса задач с параметрами:
- Уравнения, неравенства и их системы, которые необходимо решить для любого значения параметра, либо для значений параметра, принадлежащих определенному множеству.
- Уравнения, неравенства и их системы, для которых требуется определить количество решений в зависимости от значения параметра.
- Уравнения, неравенства и их системы, для которых требуется найти все те значения параметра, при которых указанные уравнения (системы, неравенства) имеют заданное число решений.
- Уравнения, неравенства и их системы, для которых при искомых значениях параметра множество решений удовлетворяет заданным условиям в области определения.
Методы решений задач с параметрами.
1. Аналитический метод.
Это способ прямого решения, повторяющий стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра.
Пример 1. Найдите все значения параметра a, при которых уравнение:
(2a – 1)x 2 + ax + (2a – 3) =0 имеет не более одного корня.
При 2a – 1 = 0 данное уравнение квадратным не является, поэтому случай a =1/2 разбираем отдельно.
Если a = 1/2, то уравнение принимает вид 1/2x – 2 = 0, оно имеет один корень.
Если a ≠ 1/2 , то уравнение является квадратным; чтобы оно имело не более одного корня необходимо и достаточно, чтобы дискриминант был неположителен:
Чтобы записать окончательный ответ, необходимо понять,
2. Графический метод.
В зависимости от задачи (с переменной x и параметром a) рассматриваются графики в координатной плоскости (x;y) или в плоскости (x;a).
Пример 2. Для каждого значения параметра a определите количество решений уравнения .
Заметим, что количество решений уравнения равно количеству точек пересечения графиков функций и y = a.
График функции показан на рис.1.
y = a – это горизонтальная прямая. По графику несложно установить количество точек пересечения в зависимости от a (например, при a = 11 – две точки пересечения; при a = 2 – восемь точек пересечения).
Ответ: при a 25/4 – два решения.
3. Метод решения относительно параметра.
При решении этим способом переменные х и а принимаются равноправными, и выбирается та переменная, относительно которой аналитическое решение становится более простым. После упрощений нужно вернуться к исходному смыслу переменных х и а и закончить решение.
Пример 3. Найти все значения параметра а , при каждом из которых уравнение = —ax +3a +2 имеет единственное решение.
Будем решать это уравнение заменой переменных. Пусть = t , t ≥ 0 , тогда x = t 2 + 8 и уравнение примет вид at 2 + t + 5a – 2 = 0 . Теперь задача состоит в том, чтобы найти все а, при которых уравнение at 2 + t + 5a – 2 = 0 имеет единственное неотрицательное решение. Это имеет место в следующих случаях.
1) Если а = 0, то уравнение имеет единственное решение t = 2.
Решение некоторых типов уравнений и неравенств с параметрами.
Задачи с параметрами помогают в формировании логического мышления, в приобретении навыков исследовательской деятельности.
Решение каждой задачи своеобразно и требует к себе индивидуального, нестандартного подхода, поскольку не существует единого способа решения таких задач.
Задача № 1. При каких значениях параметра b уравнение не имеет корней?
Ⅱ . Степенные уравнения, неравенства и их системы.
Задача №2. Найти все значения параметра a, при которых множество решений неравенства:
содержит число 6, а также содержит два отрезка длиной 6, не имеющие общих точек.
.
Преобразуем обе части неравенства.
Для того, чтобы множество решений неравенства содержало число 6, необходимо и достаточно выполнение условия:
Рис.4
При a > 6 множество решений неравенства: .
Интервал (0;5) не может содержать ни одного отрезка длины 6. Значит, два непересекающихся отрезка длины 6 должны содержаться в интервале (5; a).
Это
Ⅲ . Показательные уравнения, неравенства и системы.
Задача № 3. В области определения функции взяли все целые положительные числа и сложили их. Найти все значения, при которых такая сумма будет больше 5, но меньше 10.
1) Графиком дробно-линейной функции является гипербола. По условию x > 0. При неограниченном возрастании х дробь монотонно убывает и приближается к нулю, а значения функции z возрастают и приближаются к 5. Кроме того, z(0) = 1.
2) По определению степени область определения D(y) состоит из решений неравенства . При a = 1 получаем неравенство, у которого решений нет. Поэтому функция у нигде не определена.
3) При 0 0 , то z(x) > z(0) = 1 . Значит, каждое положительное значение х является решением неравенства . Поэтому для таких а указанную в условии сумму нельзя найти.
4) При a > 1 показательная функция с основанием а возрастает и неравенство равносильно неравенству . Если a ≥ 5 , то любое положительное число является его решением, и указанную в условии сумму нельзя найти. Если 1 . Так как возрастает на , то z(3) .
Решение иррациональных уравнений и неравенств, а также уравнений, неравенств и систем, содержащих модули рассмотрены в Приложении 1.
Задачи с параметрами являются сложными потому, что не существует единого алгоритма их решения. Спецификой подобных задач является то, что наряду с неизвестными величинами в них фигурируют параметры, численные значения которых не указаны конкретно, но считаются известными и заданными на некотором числовом множестве. При этом значения параметров существенно влияют на логический и технический ход решения задачи и форму ответа.
По статистике многие из выпускников не приступают к решению задач с параметрами на ЕГЭ. По данным ФИПИ всего 10% выпускников приступают к решению таких задач, и процент их верного решения невысок: 2–3%, поэтому приобретение навыков решения трудных, нестандартных заданий, в том числе задач с параметрами, учащимися школ по-прежнему остается актуальным.
Видео:Что такое параметр? Уравнения и неравенства с параметром. 7-11 класс. Вебинар | МатематикаСкачать
Аналитические методы решения задач с параметрами
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ
Проблема исследования — Традиционно задачи с параметром включаются в варианты письменных экзаменов в вузы, централизованного тестирования и Единого государственного экзамен, поэтому мною выбрана актуальная тема «Аналитические методы решения задач с параметрами».
Цель работы – систематизировать методы решения задач с параметрами, сводящихся к исследованию квадратного.
В ходе исследования решались следующие задачи –
разработать блок схемы, отображающие всевозможные варианты, возникающие при решении квадратных уравнений с параметрами.
систематизировать наиболее часто встречаемые задачи с параметрами, выделить классы задач, решаемых по единой схеме, выработать приёмы для их решения
Методика – В процессе работы изучалась, обобщалась и анализировалась теория научных работ известных математиков, таких как Г.А. Ястребинского, С.А Шестакова, Е.В Юрченко и других.
Результаты – Разработанные блок – схемы помогут учащимся решать задачи с параметрами, которые включаются в варианты предлагаемого Единого государственного экзамена, а также при подготовке к вступительным экзаменам по математике в вузы.
Аналитические методы решения задач с параметрами
Знаки корней квадратного уравнения…..………… …………..…………..…. 6
Задачи с параметрами являются наиболее трудным разделом в школьном курсе математики. Трудности решения такого рода задач вызваны прежде всего тем, что в любом случае, даже при решении простейших уравнений и неравенств ,содержащих параметры ,приходится производить ветвление всех значений параметров на отдельные классы, при каждом из которых задача имеет решение. При этом необходимо чётко следить за сохранением равносильности решаемых уравнений и неравенств с учётом области определения выражений, входящих в уравнение или неравенство.
Основной целью исследовательской работы была систематизация (в форме блок-схем)наиболее часто встречающихся и наиболее типичных задач с параметром, связанных с исследованием квадратного трехчлена. Используя блок-схемы, выполнено решение ряда заданий из сборника задач лицея ТРТУ.
Традиционно задачи с параметрами включаются в варианты письменных экзаменов в вузы, централизованного тестирования и Единого государственного экзамена.
Аналитические методы решения задач с параметрами
Определение 1 . Уравнение вида ax 2 + bx + c , где a , b , c Є R , a ≠0 , называется квадратным уравнением относительно переменной x .
Ситуации, возникающие при решении квадратных уравнений, отразим в блок-схеме I .
корня
два различных корня
Пример 1 . При каких значениях параметра c уравнение ( c -2) x 2 +2( c -2)+2=0 не имеет корней?
Решение: Рассмотрим два случая:
2) если с-2=0, с=2, то заданное уравнение примет вид 0 x 2 +0 x +2=0, 2=0, т.е.
уравнение не имеет корней.
Пример 2 . При каких значениях параметра a уравнение
(a 2 -6 a +8) x 2 +( a 2 -4) x +10-3 a — a 2 =0 имеет более двух корней?
Решение: Так как квадратное не может иметь более двух корней, а линейное может иметь бесконечно много корней, то в силу схему VI имеем
10-3a-a 2 =0 a=-5, a=2, a=2.
Пример 3 . При каких значениях параметра m уравнение
Решение: Уравнение mx 2 -( m +1) x +2 m -1=0 имеет два различных действительных корня, если D>0, m≠0.
( m +1) 2 -4(2 m -1) m >0 m 2 +2 m +1-8 m 2 +4 m >0
Знаки корней квадратного уравнения .
Всевозможные комбинации знаков корней квадратного уравнения отразим в блок-схеме II.
Корни разных знаков
Корни одного знака
Пример 1. При каких значениях параметра с уравнение
(с-1)x 2 +( c +4) x + c +7=0 имеет отрицательные корни?
Решение: Рассмотрим два случая (линейный и квадратичный):
1)если с-1=0, с=1, то уравнение примет вид 5х+8=0, х=-5/8-отрицательный корень;
2)если с-1≠0, с≠1, то следуя схеме II, получим систему:
с
1
-22/3 2 с
с
-4 1 с
-22/3≤с c ≤2 . Объединяя результаты обоих случаев, получим:
Пример 2. При каких значениях а уравнение (а-1)х 2 +2(2а+1)х+4а+3=0 имеет корни одного знака?
Рашение: Рассмотрим два случая:
1)если а-1=0, а=1, то уравнение примет вид 6х=-7, х=-7/6-один корень.
2)если а-1≠0, а≠1, то следуя схеме II:
Ответ:
Определение. Функция вида y = ax 2 + bx + c , где а≠0 , называется квадратичной. График квадратичной функции называется параболой. Абсциссы точек пересечения параболы y = ax 2 + bx + c с осью (ОХ) являются корнями уравнения ax 2 + bx + c =0 .
Отразим взаимное расположение параболы и оси (ОХ) в блок-схеме III.
Пересекает ось (ОХ)
Касается оси (ОХ)
Не пе ресекает ось (ОХ)
Лежат выше оси (ОХ)
Лежат ниже оси (ОХ)
Пример 1. При каких значениях параметра а вершина параболы
Решение: Пусть (х 0 ; у 0 )- координаты вершины параболы. В силу замечания имеем х 0 =7а, у 0 =а 2 -10 +3а. Так как вершина параболы лежит в третьей четверти, то
-5 a
Пример 2. При каких значениях параметра b график функции лежит ниже оси (ОХ) ?
Решение: Рассмотрим два случая:
1)Если b =2 , то прямая у=8х-1 не лежит ниже оси (ОХ).
2)Если . b =-2 , то прямая у=-1 лежит ниже оси (ОХ) .
2.Пусть 4-b 2 ≠0 , тогда в соответствии со схемой III получим:
Настоящая исследовательская работа «Аналитические методы решения задач с параметрами» посвящена актуальному вопросу, систематизации методов решения задач с параметрами, сводящихся к исследованию квадратного трёхчлена.
В процессе работы были разработаны блок схемы, отображающие всевозможные варианты, возникающие при решении квадратных уравнений, исследованию корней квадратных уравнений.
Разработанные блок – схемы помогут учащимся решать задачи с параметрами, которые традиционно включаются в варианты предлагаемого Единого государственного экзамена, а также при подготовке к вступительным экзаменам по математике в вузы.
В процессе работы изучалась, обобщалась и анализировалась теория научных работ известных математиков, таких как Г.А. Ястребинского, С.А Шестакова, Е.В Юрченко и других.
1. Г. А. Ястребинецкий «Задачи с параметрами» Москва: «Просвещение», 1988 год
2. С. А. Шестаков, Е. В. Юрченко «Уравнения с параметром» Москва, 1993 г
3. И. А. Кушнир «Неравенства» Киев: Астарта, 1996 г.
4. П. И. Горнштейн, В. Б. Полонский «Задачи с параметрами»
М.: Илекса, 1998 г
5. И. А. Лепская, А. Е. Лепский «Методы решения задач с параметрами», материалы II методического семинара, Таганрог: ТРТУ, 2003 г.
Видео:✓ Параметры с нуля и до ЕГЭ | Задание 17. Профильный уровень | #ТрушинLive #041 | Борис ТрушинСкачать
Аналитические методы решения линейных уравнений с параметрами.
консультация по алгебре (11 класс) на тему
В работа рассмотрены различные подходы к решению линейных уравнений с параметрами.
Видео:Профильный ЕГЭ 2023 математика. Задача 17. Параметр. Аналитический методСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parametry.docx | 31.82 КБ |
Видео:Уравнения с параметром. Алгебра 7 класс.Скачать
Предварительный просмотр:
Аналитические методы решения линейных уравнений с параметрами.
В работе рассмотрены различные подходы к решению линейных уравнений с параметрами. Данная тема необходима учащимся для первичного ознакомления с методами решения уравнений с параметрами, которая является опорным пунктом подготовки к ЕГЭ (решение заданий части «С5»).
- Понятие уравнений с параметрами.
- Различные виды и методы решений линейных уравнений с параметрами.
- Задания для самостоятельной работы.
Рассмотрим уравнения, в которых некоторые коэффициенты заданы не конкретными числами, а обозначены буквами. Такие уравнения называются уравнениями с параметрами, а буквы – параметрами. Предполагается, что эти параметры могут принимать любые числовые значения.
Решить уравнение с параметрами – значит, найти множество всех корней данного уравнения в зависимости от допустимого значения параметра. (Т.е. указать, при каких значениях параметра существуют решения, и каковы они, затем исследовать его относительно параметра)
Алгоритм решения уравнений с параметрами примерно таков:
- Разбить область изменения параметра на промежутки, где при изменении параметра в каждом из них полученные уравнения решаются одним и тем же методом.(Границами промежутков служат те значения параметра, в которых, или при переходе через которые, происходит качественное изменение уравнения. Такие значения параметра называют «особыми» или контрольными).
- Отдельно на каждом промежутке находятся корни уравнения, выраженные через значения параметра.
- Ответ уравнения состоит из списков изменения параметра с указанием всех корней для каждого промежутка (или конкретных значений параметра).
Основные методы решения уравнений с параметрами.
- Решение простейших линейных уравнений с параметрами.
Исследуем линейное уравнение вида: ax =b (1)
- а 0, b R, то уравнение (1) имеет единственный корень х= .
- а=0, b=0, уравнение (1) имеет корнем любое действительное число, т.е. х R.
- а 0, 0, уравнение (1) не имеет корней.
Пример №1: ax = 5; при a=0 имеем 0х=5, чего не может быть,
тогда х , при а 0 х= .
Пример №2: 0х=а; при а=0 получим 0х=0 х R, при а 0 х .
Пример №3 : Iхl=а, при а=0 х=0; при а>0 х= а, при а х .
Приведем уравнение к виду: х(а-1)=6;
если а=1, то 0х=6, нет решений;
Ответ: при а 1 х = ; при а=1 нет решений.
- Более сложные линейные уравнения с параметром, при решении которых требуется дополнительная проверка, связанная с ограничением на ОДЗ.
Алгоритм решения таких уравнений:
- Найти ОДЗ.
- Решить уравнение относительно х.
- Определить контрольные значения параметра (к.з.п.)
- Проверить, нет ли таких значений параметра, при которых значение х было бы равно числу, не входящему в ОДЗ.
- ОДЗ: х 2
- К.з.п. а=0.
- Решим уравнение относительно х:
- При а=0 уравнение имеет вид =3. Уравнение корней не имеет.
- При а 0 уравнение имеет вид а=3(х-2), отсюда х=
- Проверим, нет ли таких значений параметра а, при которых х=2, т.е. решим уравнение: =2, а=0 ( т.е. приа=0 нет решений)
Ответ: при а 0 х= ; при а=0 нет решений.
2. Решим уравнение относительно х. Умножим обе части уравнения на а 0: 2(а-1)х=(х-1)а +5;
2ах -2х – ах = 5 – а;
- К.з.п. а = 2, т.к. коэффициент при х обращается в 0 при а=2
- Если а=2, то 0х=3, нет решений;
- Если а 2, то х = .
Ответ: при а=2 нет решений; при а 2 и при а 0 х = ; при а=0 уравнение не имеет смысла.
Примечание. Если при каком-нибудь значении параметра а=а 0 данное уравнение не имеет смысла, то нет и решений при а=а 0. Обратное утверждение не верно. Бывает, что при контрольном значении параметра уравнение имеет корни, но они не входят в ОДЗ.
3.Уравнения, сводящиеся к линейным
Пример №1 Решить уравнение: m = +
- ОДЗ: т 0, х 1.
- Решим уравнение относительно х. Умножим обе части уравнения на т(х-1) 0, получим т 2 (х-1) = х – 1 + т – 1;
Х( т 2 – 1) = т 2 + т – 2;
- К.з.п. т= 1
- Если т=1, то 0х=0, следовательно, х-любое действительное число, где х 1.
- Если т=-1, то 0х=-2, нет решений.
- Если т 1 и т то х= .
- Если т = 0, то нет решений.
- Проверим, нет ли значений параметра а, при которых найденное значение х равно 1:
= 1, т+2=т+1, 0т=1, нет решений.
Ответ: при т=0 и т=-1 нет решений; при т=1 х (-∞;1) (1;+∞); при т 1 и
Пример №2 Решить уравнение: = .
2)Решим уравнение относительно х: (a+b)х = a – b.
3) К.з.п.: a+b = 0, a = -b.
- Если a = -b, то нет решений.
- Если a -b, то х = .
- Найдем значения параметров а и b, при которых полученное значение х=1:
1 = , 2b = 0, b = 0. Следовательно, при b = 0 нет решений.
Ответ: при a -b и b 0 х = ; при a = -b и b=0 нет решений.
Пример №3 (МГУ, 2002) При каких значениях параметра b уравнение
9х+ b 2 – (2 — )b — 2 = b 4 х – b 2 (b + ) не имеет корней?
- ОДЗ: х .
- Решим уравнение относительно х:
(b 4 – 9)х = b 3 + (1+ ) b 2 – (2 — )b -2 ,
Линейное уравнение не имеет корней тогда и только тогда, когда
Первое уравнение системы имеет два корня: b 1 = , b 2 = — .
- Подставим во второе уравнение системы b 1 = , получим: 2 +6 ;
b 2 = — , получим 0=0. Т.е. второму условию удовлетворяет b 1 = .
Ответ: при b= уравнение корней не имеет.
Решить самостоятельно уравнения
1) (а+5)(а-3)х=а 2 — 25 ( при а и а х= ; при а=3 ; при а=-5 х ∊ R)
2) а 2 х = а(х+2) – 2 ( при а и а х= ; при а=0 ∅ ; при а=1 х ∊ R)
3) = — ( при а=-3, а=-2, а=1/2 ∅ ; при а и а х= )
4)1+ = — ( при а и а х= ; при а=-3, а=0, а=1 ∅ )
5) Для каких значений а решение уравнения 10х-15а = 13- 5ах = 2а больше 2? (МГУ, 1982)
- Г.А. Ястребинецкий. Уравнения и неравенства, содержащие параметры. М. Просвещение.1972.
- А.Г. Корянов. Задачи с параметрами. Брянск.2010.
- М.А. Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И. Звавич. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Углубленное изучение математики. М. Просвещение. 1992.
Видео:Реши любой параметр. Задача 18 Профильный ЕГЭСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике 10 класс «Методы решения задач с параметром».
Предлагаемый курс «Методы решения задач с параметром» предназначен для реализации в 10 классах для расширения теоретичес.
Координатно-параметрический метод решения задач с параметрами
Решение задач с параметрами систематизирует знание основных разделов школьной математики, повышает уровень математического и логического мышления, формирует первоначальные навыки исследовательской дея.
Аналитические методы решения задач с параметрами Составитель: Е.М .Чернова МКОУ КГ№ 1
Одними из наиболее сложных задач для учащихся в курсе математики — это задачи с параметрами, так как требуют от них умения рассуждать логически и анализировать полученные решения. С одной сторон.
Графические методы решения уравнений с параметрами
урок в 11 классе.
Применение различных способов и методов решения задач с параметрами
Задачи с параметрами являются сложными потому, что не существует единого алгоритма их решения. Спецификой подобных задач является то, что наряду с неизвестными величинами в них фигурируют параметры, ч.
Основные методы решения задач с параметрами
В действующем формате ЕГЭ по математике (профильный уровень) задания №18 содержат параметры и предполагают исследование свойств различных элементарных функций. Поэтому подготовку к и.
Аналитический способ решения задач с параметром.
Данный материал предназначен для обучающихся 10-11 классов и содержит задания для подготовки к ЕГЭ по теме «Задание №18. Решение задач с параметром». Он направлен на совершенствование умений.
📺 Видео
Самая сложная тема из ЕГЭ. Задание с ПАРАМЕТРОМ | Математика TutorOnlineСкачать
Уравнение с параметром Аналитический методСкачать
Уравнения с параметром. Алгебра, 8 классСкачать
Решаем квадратное уравнение с параметромСкачать
✓ Пять способов решить задачу с параметром | ЕГЭ-2018. Задание 17. Математика | Борис ТрушинСкачать
Аналитический способ решения задания 18 ЕГЭ (профиль) #50Скачать
Задача 17 ЕГЭ профильный. Параметры с нуляСкачать
Как решать уравнение с параметром и модулем ★ Решите уравнение: x-|x|=aСкачать
9 класс, 7 урок, Задачи с параметрамиСкачать
11 класс, 34 урок, Задачи с параметрамиСкачать
8 класс, 39 урок, Задачи с параметрамиСкачать
Корни уравнения с параметромСкачать
Система уравнений с параметром | Графический и аналитический способ | Параметр№8 | ЕГЭ по математикеСкачать
Сможешь решить систему с параметром? Решаем аналитическиСкачать
Сможешь решить уравнение с параметром? Из ЕГЭ 2019Скачать