Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Видео:Матричный метод решения систем уравненийСкачать

Матричный метод решения систем уравнений

Решение задач по системе счисления. Часть 2

Главная > Решение

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Решение задач по системе счисления. Часть 2.

Учитель информатики Батракова Л.В.

11. Решите уравнение Как решать уравнения с неизвестной системой счисления.
Ответ запишите в четверичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.

Решение: Надо перевести все числа в десятичную систему, решить уравнение и результат перевести в четверичную систему:

1) Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

из уравнения Как решать уравнения с неизвестной системой счисленияполучаем Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

переводим 22 в четверичную систему счисления: Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

12. Запись натурального числа в системах счисления с основанием 4 и 6 заканчивается на 0. Найдите минимальное натуральное число, удовлетворяющее этим условиям.

Решение: если запись числа в системе счисления с основанием N заканчивается на 0, то это число делится на N нацело, поэтому в данной задаче требуется найти наименьшее натуральное число, которое делится одновременно на 4 и на 6, то есть это число12.

13. Укажите, сколько всего раз встречается цифра 3 в записи чисел 13, 14, 15, …, 23 в системе счисления с основанием 4.

Решение (вариант 1):

При решении задачи надо помнить, что в 4-ой системе счисления самая старшая цифра – 3.

Запишем первое и последнее число в заданном диапазоне в системе счисления с основанием 4:

13 = 31 4 , 23 = 113 4 .

Оба они содержат цифру 3, так что, 2 цифры мы уже нашли.

Между 31 4 и 113 4 есть еще числа:

32 4 , 33 4 , 100 4 , 101 4 , 102 4 , 103 4, 110 4 , 111 4 , 112 4 .

В них 4 цифры 3, поэтому всего цифра 3 встречается 6 раз.

Решение (вариант 2):

Можно перевести все указанные числа в систему счисления с основанием 4 и подсчитать количество 3:

13 =31 4 , 14 =32 4 , 15 =33 4 , 16 =100 4 , 17 =101 4 , 18 =102 4 , 19 =103 4 , 20 =110 4 , 21 = 111 4 , 22=112 4 , 23 = 113 4 .

Получается 6 штук.

14. Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 50 двузначна.

Решение: Так как число по условию двухзначное, то достаточно найти первое целое число, квадрат которого больше 50; это — 8, так как:

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Так как Как решать уравнения с неизвестной системой счисления, следовательно, в системе счисления с основанием 7 запись числа 50 будет трехзначна, а в 8-ой системе счисления – двузначной.

15. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием 6 начинается на 4?

Решение: Поскольку Как решать уравнения с неизвестной системой счисления, в интересующих нас числах может быть не более 2 цифр. Есть всего одно однозначное число, начинающееся на 4, это 4. Выпишем все числа в шестеричной системе счисления, которые являются двузначными, начинаются с 4 и не превосходят 25 в десятичной системе. Это числа: 40 6 = 24, 41 6 = 25. Ответ: 4, 24, 25

16. Запись числа 65 8 в некоторой системе счисления выглядит так: 311 N . Найдите основание системы счисления N.

Решение: Из условия задачи следует, что 65 8 = 311 N . Переведем 65 8 в десятичную систему счисления:

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления,

Второе число разложим по основанию счисления N: Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Так как что 65 8 = 311 N , то можно записать: Как решать уравнения с неизвестной системой счисления.

Решаем это уравнение и получаем, что N = 4.

17. Даны 4 числа, они записаны с использованием различных систем счисления. Укажите среди этих чисел то, в двоичной записи которого содержится ровно 5 единиц. Если таких чисел несколько, укажите наибольшее из них.

1) 31 10 * 8 10 + 1 10 2) F0 16 + 1 10 3) 351 8 4) 11100011 2

Решение: Нужно перевести все заданные числа в двоичную систему, подсчитать число единиц и выбрать наибольшее из чисел, в которых ровно 5 единиц.

Для первого варианта переведем оба сомножителя в двоичную систему:

31­ 10 = 11111­ 2 8 10 = 1000­ 2

В первом числе ровно 5 единиц, умножение на второе добавляет в конец три нуля:

31­ 10 * 8 10 = 11111­ 2 * 1000­ 2 = 111110­00 2

то есть в этом числе 5 единиц, но надо добавить еще одну единицу в конец, получим число 11111001, в котором 6 единиц. Так как нам нужны числа с 5-ю единицами, то это число не рассматриваем.

Для второго варианта воспользуемся двоичным представлением 16-ричных чисел: каждую цифру шестнадцатеричного числа можно переводить отдельно в тетраду (4 двоичных цифры):

F­0 16 = 1111­0000 2

после добавления единицы F0 16 + 1 = 1111 0001 2 получаем число, содержащее ровно 5 единиц.

Для третьего варианта используем связь между восьмеричной и двоичной системами: каждую цифру восьмеричного числа переводим отдельно в триаду (группу из трёх) двоичных цифр:

351 8 = 11101001­ 2

это число тоже содержит 5 единиц, но меньше, чем число во втором варианте ответа.

Последнее число 11100011 2 уже записано в двоичной системе, оно тоже содержит ровно 5 единиц, но меньше второго и третьего числа.

Таким образом, только 3 числа, указанные в вариантах ответов, содержат ровно 5 единиц, но наибольшее из них – второе.

18. Даны 4 целых числа, записанные в двоичной системе:
10001011, 10111000, 10011011, 10110100.
Сколько среди них чисел, больших, чем А4 16 +20 8 ?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Решение: Надо перевести А4 16 +20 8 в двоичную систему счисления, разложив их по тетрадам для 16-х чисел и по триадам для 8-х чисел: А4 16 — 10100100 2 и 20 8 — 10000 2 и поразрядно сложить: 10100100 2 + 10000 2 = 10110100 2 .

Сравнив с заданными числами, видим, что только одно число больше полученного, это: 10111000.

19. К записи натурального числа в восьмеричной системе счисления справа приписали два нуля. Во сколько раз увеличилось число? Ответ запишите в десятичной системе счисления.

Решение: Так как приписали 2 нуля, то для решения задачи достаточно вычислить 8 2 =64.

20. Десятичное число 109 в некоторой системе счисления записывается как «214». Определите основание системы счисления.

Решение: Обозначим искомое основание системы счисления через x , тогда можно записать выражение:

109 = 2 x 2 + x +4 или 2 x 2 + x -105 = 0. Решив это уравнение, получим x =7.

Дополнительно (для самых умных):

Запись числа N в системе счисления c основанием 6 содержит две цифры, запись этого числа в системе счисления c основанием 5 содержит три цифры, а запись в системе счисления c основанием 11 заканчивается на 1. Чему равно N? Запишите ответ в десятичной системе счисления.

Решение: Из первых двух условий задачи следует, что 5 2 = 25 ≤ N 2 = 36, следовательно, значение N надо искать из следующего набора чисел: 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35.

Из третьего условия находим число, которое при делении на 11 дает остаток 1, это число 34.

Проверка: 34 = 54 6 =5· 6 1 + 4 · 6 0 , 34 = 114 5 = 1· 5 2 + 1 · 5 1 + 4 · 5 0 , 34 = 31 11 = 3 · 11 1 + 1 · 11 0 .

Найдите основание системы счисления, в которой выполнено сложение: 144 + 24 = 201.

Решение: Так как старшая цифра в выражении 4, то надо рассматривать системы счисления, начиная с 5-ной.

Пятеричная система не подходит, т.к. 4 + 4 в пятеричной системе даст нам последнюю цифру в ответе 3. Шестеричная система так же не подходит – последняя цифра в ответе будет 2. А вот семеричная система подойдет для всех цифр ответа.

Дополнительно (для самых-самых умных):

1. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 31 оканчивается на 11.

неизвестно основание системы счисления, мы обозначим его через Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

пока будем считать, что запись числа 31 в системе с основанием Как решать уравнения с неизвестной системой счислениясостоит из трех цифр, причем две младшие (11) нам даны, а одну (обозначим ее через Как решать уравнения с неизвестной системой счисления) нужно найти:

31 = k 1 1 N = k · N 2 + N 1 + N 0 = k· N 2 + N + 1

можно показать, что при большем количестве разрядов эта формула также верна, то есть, число 31 можно представить как Как решать уравнения с неизвестной системой счисленияпри некотором целом Как решать уравнения с неизвестной системой счисления; например, для числа с пятью разрядами получаем:

4 3 2 1 0 ← разряды

31 = k 4 k 3 k 2 1 1 N = k 4 ·N 4 + k 3 · N 3 + k 2 · N 2 + N 1 + N 0

для Как решать уравнения с неизвестной системой счисления(из первых трех слагаемых вынесли общий множитель Как решать уравнения с неизвестной системой счисления)

Решение: Нужно найти все целые числа Как решать уравнения с неизвестной системой счисления, такие что

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления(**)

где Как решать уравнения с неизвестной системой счисления– целое неотрицательное число (0, 1, 2, …).

Сложность в том, что и Как решать уравнения с неизвестной системой счисления, и Как решать уравнения с неизвестной системой счислениянеизвестны, однако здесь нужно «играть» на том, что это натуральные числа.

Из формулы (**) получаем Как решать уравнения с неизвестной системой счисления, так что задача сводится к тому, чтобы найти все делители Как решать уравнения с неизвестной системой счислениячисла 30 и отобрать только те из них, для которых уравнение (**) разрешимо при целом Как решать уравнения с неизвестной системой счисления, то есть, Как решать уравнения с неизвестной системой счисления– целое число.

Выпишем все делители числа 30, большие или равные 2: 2, 3, 5, 6, 10, 15, 30.

Из всех этих делителей только для 2, 3, 5 и 30 значение Как решать уравнения с неизвестной системой счисления– целое число (оно равно соответственно 7, 3, 1 и 0)

Ответ : 2, 3, 5, 30.

Замечание: Можно, конечно, решить задачу и методом подбора.

31 = 2 5 – 1 = 11111 2

2. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 94 начинается на 23.

Решение: Из условия задачи видно, что искомое основание не меньше 4 (в записи есть цифра 3).

Если запись числа 94 в некоторой системе счисления с основанием Как решать уравнения с неизвестной системой счислениядвузначна (94 = 23 x ), то справедливо равенство Как решать уравнения с неизвестной системой счисления.

Нас интересуют натуральные решения этого уравнения, такие что Как решать уравнения с неизвестной системой счисления, но таких решений нет.

Предположим, что число четырехзначное. Минимальное допустимое четырехзначное число – 2300 x , где Как решать уравнения с неизвестной системой счисления. При минимальном основании (Как решать уравнения с неизвестной системой счисления) оно равноКак решать уравнения с неизвестной системой счисления.

Следовательно, запись нужного нам числа имеет три знака.

Можно записать: Как решать уравнения с неизвестной системой счисления, где Как решать уравнения с неизвестной системой счисления– целое неотрицательное число, такое что Как решать уравнения с неизвестной системой счисления.

Максимальное Как решать уравнения с неизвестной системой счисленияможно определить как решение уравнения Как решать уравнения с неизвестной системой счисления(при Как решать уравнения с неизвестной системой счисления).

Получаем одно из решений – 6,15. Отсюда: 4≤Как решать уравнения с неизвестной системой счисления.

Как решать уравнения с неизвестной системой счисленияопределится как: Как решать уравнения с неизвестной системой счисления.

Подставим поочередно в эту формулу Как решать уравнения с неизвестной системой счисления, пытаясь получить Как решать уравнения с неизвестной системой счисления.

Минимальное Как решать уравнения с неизвестной системой счисления= 4 будет при Как решать уравнения с неизвестной системой счисления, т.е условиеКак решать уравнения с неизвестной системой счислениявыполняется, а при Как решать уравнения с неизвестной системой счисленияполучается Как решать уравнения с неизвестной системой счисления.

Видео:Информатика 8 класс. Системы счисления. Решение уравненийСкачать

Информатика 8 класс. Системы счисления. Решение уравнений

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 18 записывается в виде 30. Укажите это основание.

Составим уравнение: Как решать уравнения с неизвестной системой счислениягде n — основание этой системы счисления. Исходя из уравнения, Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Ответ запишите в троичной системе (основание системы счисления в ответе писать не нужно).

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Основание системы счисления равно 610 = 203.

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Корни квадратного уравнения: 8 и −10. Следовательно, основание системы счисления равно 8.

Переведём все числа в десятичную систему счисления:

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Составим новое уравнение и решим уже его:

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Чему равно наименьшее основание позиционной системы счисления x, при котором 225x = 405y?

Ответ записать в виде целого числа.

Поскольку в левой и в правой частях есть цифра 5, оба основания больше 5, то есть перебор имеет смысл начинать с Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Для каждого x вычисляем значение Как решать уравнения с неизвестной системой счисленияи решаем уравнение Как решать уравнения с неизвестной системой счисления, причем нас интересуют только натуральные Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Для Как решать уравнения с неизвестной системой счисленияи Как решать уравнения с неизвестной системой счислениянужных решений нет, а для Как решать уравнения с неизвестной системой счисленияполучаем Как решать уравнения с неизвестной системой счислениятак что Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Ответ: Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Видео:СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ для новичковСкачать

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ для новичков

Задача №16. Поиск основания системы по окончанию числа, уравнения и различные кодировки, арифметические действия в различных системах.

Перед тем, как приступить к решению задач, нам нужно понять несколько несложных моментов.

Рассмотрим десятичное число 875. Последняя цифра числа (5) – это остаток от деления числа 875 на 10. Последние две цифры образуют число 75 – это остаток от деления числа 875 на 100. Аналогичные утверждения справедливы для любой системы счисления:

Последняя цифра числа – это остаток от деления этого числа на основание системы счисления.

Последние две цифры числа – это остаток от деления числа на основание системы счисления в квадрате.

Например, . Разделим 23 на основание системы 3, получим 7 и 2 в остатке (2 – это последняя цифра числа в троичной системе). Разделим 23 на 9 (основание в квадрате), получим 18 и 5 в остатке (5 = ).

Вернемся опять к привычной десятичной системе. Число = 100000. Т.е. 10 в степени k– это единица и k нулей.

Аналогичное утверждение справедливо для любой системы счисления:

Основание системы счисления в степени k в этой системе счисления записывается как единица и k нулей.

1. Поиск основания системы счисления

Пример 1.

В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 27 записывается в виде 30. Укажите это основание.

Решение:

Обозначим искомое основание x. Тогда .Т.е. x = 9.

Пример 2.

В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 13 записывается в виде 111. Укажите это основание.

Решение:

Обозначим искомое основание x. Тогда

Решаем квадратное уравнение, получаем корни 3 и -4. Поскольку основание системы счисления не может быть отрицательным, ответ 3.

Ответ: 3

Пример 3

Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 29 оканчивается на 5.

Решение:

Если в некоторой системе число 29 оканчивается на 5, то уменьшенное на 5 число (29-5=24) оканчивается на 0. Ранее мы уже говорили, что число оканчивается на 0 в том случае, когда оно без остатка делится на основание системы. Т.е. нам нужно найти все такие числа, которые являются делителями числа 24. Эти числа: 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24. Заметим, что в системах счисления с основанием 2, 3, 4 нет числа 5 (а в формулировке задачи число 29 оканчивается на 5), значит остаются системы с основаниями: 6, 8, 12,

Ответ: 6, 8, 12, 24

Пример 4

Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 71 оканчивается на 13.

Если в некоторой системе число оканчивается на 13, то основание этой системы не меньше 4 (иначе там нет цифры 3).

Уменьшенное на 3 число (71-3=68) оканчивается на 10. Т.е. 68 нацело делится на искомое основание системы, а частное от этого при делении на основание системы дает в остатке 0.

Выпишем все целые делители числа 68: 2, 4, 17, 34, 68.

2 не подходит, т.к. основание не меньше 4. Остальные делители проверим:

68:4 = 17; 17:4 = 4 (ост 1) – подходит

68:17 = 4; 4:17 = 0 (ост 4) – не подходит

68:34 = 2; 2:17 = 0 (ост 2) – не подходит

68:68 = 1; 1:68 = 0 (ост 1) – подходит

2. Поиск чисел по условиям

Пример 5

Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием четыре оканчивается на 11?

Решение:

Для начала выясним, как выглядит число 25 в системе счисления с основанием 4.

. Т.е. нам нужно найти все числа, не больше , запись которых оканчивается на 11. По правилу последовательного счета в системе с основанием 4,
получаем числа и . Переводим их в десятичную систему счисления:

3. Решение уравнений

Пример 6

Ответ запишите в троичной системе (основание системы счисления в ответе писать не нужно).

Переведем все числа в десятичную систему счисления:

Квадратное уравнение имеет корни -8 и 6. (т.к. основание системы не может быть отрицательным). .

Ответ: 20

4. Подсчет количества единиц (нулей) в двоичной записи значения выражения

Для решения этого типа задач нам нужно вспомнить, как происходит сложение и вычитание «в столбик»:

При сложении происходит поразрядное суммирование записанных друг под другом цифр, начиная с младших разрядов. В случае, если полученная сумма двух цифр больше или равна основанию системы счисления, под суммируемыми цифрами записывается остаток от деления этой суммы на основание системы, а целая часть от деления этой суммы на основание системы прибавляется к сумме следующих разрядов.

При вычитании происходит поразрядное вычитание записанных друг под другом цифр, начиная с младших разрядов. В случае, если первая цифра меньше второй, мы «занимаем» у соседнего (большего) разряда единицу. Занимаемая единица в текущем разряде равна основанию системы счисления. В десятичной системе это 10, в двоичной 2, в троичной 3 и т.д.

Пример 7

Сколько единиц содержится в двоичной записи значения выражения: ?

Представим все числа выражения, как степени двойки:

В двоичной записи двойка в степени n выглядит, как 1 и n нулей. Тогда суммируя и , получим число, содержащее 2 единицы:

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Теперь вычтем из получившегося числа 10000. По правилам вычитания занимаем у следующего разряда.

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Теперь прибавляем к получившемуся числу 1:

Как решать уравнения с неизвестной системой счисления

Видим, что у результата 2013+1+1=2015 единиц.

🔍 Видео

Система с тремя переменнымиСкачать

Система с тремя переменными

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Как решить уравнение #россия #сша #америка #уравненияСкачать

Как решить уравнение #россия #сша #америка #уравнения

Урок 32. Перевод чисел между системами счисленияСкачать

Урок 32. Перевод чисел между системами счисления

Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.Скачать

Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.

Найти основание системы счисления. Развернутая форма записи числаСкачать

Найти основание системы счисления. Развернутая форма записи числа

Информатика ЕГЭ ОГЭ Перевод из одной системы счисления в другуюСкачать

Информатика ЕГЭ ОГЭ Перевод из одной системы счисления в другую

Арифметические действия в двоичной системе счисленияСкачать

Арифметические действия в двоичной системе счисления

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Решение систем уравнений методом сложенияСкачать

Решение систем уравнений методом сложения

Системы счисления #1. Подготовка к ЕГЭ по информатике. Видеокурс.Скачать

Системы счисления #1. Подготовка к ЕГЭ по информатике. Видеокурс.

Как решают уравнения в России и США!?Скачать

Как решают уравнения в России и США!?

СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ В ЕГЭ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэСкачать

СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ В ЕГЭ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэ

Система линейных уравнений. Метод обратной матрицы. Матричный метод.Скачать

Система линейных уравнений. Метод обратной матрицы. Матричный метод.

Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.Скачать

Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.

Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.

Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvyСкачать

Метод Крамера за 3 минуты. Решение системы линейных уравнений - bezbotvy
Поделиться или сохранить к себе: