Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс

Видео:Информатика 8 класс. Правило перевода числа из любой системы счисления в десятичную.Скачать

Информатика 8 класс.  Правило перевода числа из любой системы счисления в десятичную.

Задача №16. Поиск основания системы по окончанию числа, уравнения и различные кодировки, арифметические действия в различных системах.

Перед тем, как приступить к решению задач, нам нужно понять несколько несложных моментов.

Рассмотрим десятичное число 875. Последняя цифра числа (5) – это остаток от деления числа 875 на 10. Последние две цифры образуют число 75 – это остаток от деления числа 875 на 100. Аналогичные утверждения справедливы для любой системы счисления:

Последняя цифра числа – это остаток от деления этого числа на основание системы счисления.

Последние две цифры числа – это остаток от деления числа на основание системы счисления в квадрате.

Например, . Разделим 23 на основание системы 3, получим 7 и 2 в остатке (2 – это последняя цифра числа в троичной системе). Разделим 23 на 9 (основание в квадрате), получим 18 и 5 в остатке (5 = ).

Вернемся опять к привычной десятичной системе. Число = 100000. Т.е. 10 в степени k– это единица и k нулей.

Аналогичное утверждение справедливо для любой системы счисления:

Основание системы счисления в степени k в этой системе счисления записывается как единица и k нулей.

1. Поиск основания системы счисления

Пример 1.

В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 27 записывается в виде 30. Укажите это основание.

Решение:

Обозначим искомое основание x. Тогда .Т.е. x = 9.

Пример 2.

В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 13 записывается в виде 111. Укажите это основание.

Решение:

Обозначим искомое основание x. Тогда

Решаем квадратное уравнение, получаем корни 3 и -4. Поскольку основание системы счисления не может быть отрицательным, ответ 3.

Ответ: 3

Пример 3

Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 29 оканчивается на 5.

Решение:

Если в некоторой системе число 29 оканчивается на 5, то уменьшенное на 5 число (29-5=24) оканчивается на 0. Ранее мы уже говорили, что число оканчивается на 0 в том случае, когда оно без остатка делится на основание системы. Т.е. нам нужно найти все такие числа, которые являются делителями числа 24. Эти числа: 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24. Заметим, что в системах счисления с основанием 2, 3, 4 нет числа 5 (а в формулировке задачи число 29 оканчивается на 5), значит остаются системы с основаниями: 6, 8, 12,

Ответ: 6, 8, 12, 24

Пример 4

Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 71 оканчивается на 13.

Если в некоторой системе число оканчивается на 13, то основание этой системы не меньше 4 (иначе там нет цифры 3).

Уменьшенное на 3 число (71-3=68) оканчивается на 10. Т.е. 68 нацело делится на искомое основание системы, а частное от этого при делении на основание системы дает в остатке 0.

Выпишем все целые делители числа 68: 2, 4, 17, 34, 68.

2 не подходит, т.к. основание не меньше 4. Остальные делители проверим:

68:4 = 17; 17:4 = 4 (ост 1) – подходит

68:17 = 4; 4:17 = 0 (ост 4) – не подходит

68:34 = 2; 2:17 = 0 (ост 2) – не подходит

68:68 = 1; 1:68 = 0 (ост 1) – подходит

2. Поиск чисел по условиям

Пример 5

Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием четыре оканчивается на 11?

Решение:

Для начала выясним, как выглядит число 25 в системе счисления с основанием 4.

. Т.е. нам нужно найти все числа, не больше , запись которых оканчивается на 11. По правилу последовательного счета в системе с основанием 4,
получаем числа и . Переводим их в десятичную систему счисления:

3. Решение уравнений

Пример 6

Ответ запишите в троичной системе (основание системы счисления в ответе писать не нужно).

Переведем все числа в десятичную систему счисления:

Квадратное уравнение имеет корни -8 и 6. (т.к. основание системы не может быть отрицательным). .

Ответ: 20

4. Подсчет количества единиц (нулей) в двоичной записи значения выражения

Для решения этого типа задач нам нужно вспомнить, как происходит сложение и вычитание «в столбик»:

При сложении происходит поразрядное суммирование записанных друг под другом цифр, начиная с младших разрядов. В случае, если полученная сумма двух цифр больше или равна основанию системы счисления, под суммируемыми цифрами записывается остаток от деления этой суммы на основание системы, а целая часть от деления этой суммы на основание системы прибавляется к сумме следующих разрядов.

При вычитании происходит поразрядное вычитание записанных друг под другом цифр, начиная с младших разрядов. В случае, если первая цифра меньше второй, мы «занимаем» у соседнего (большего) разряда единицу. Занимаемая единица в текущем разряде равна основанию системы счисления. В десятичной системе это 10, в двоичной 2, в троичной 3 и т.д.

Пример 7

Сколько единиц содержится в двоичной записи значения выражения: ?

Представим все числа выражения, как степени двойки:

В двоичной записи двойка в степени n выглядит, как 1 и n нулей. Тогда суммируя и , получим число, содержащее 2 единицы:

Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс

Теперь вычтем из получившегося числа 10000. По правилам вычитания занимаем у следующего разряда.

Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс

Теперь прибавляем к получившемуся числу 1:

Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс

Видим, что у результата 2013+1+1=2015 единиц.

Видео:Двоичная система счисления. Урок 1Скачать

Двоичная система счисления. Урок 1

Карточка для практической работы по теме «Уравнения и системы счисления»
учебно-методический материал по информатике и икт (8, 9, 10, 11 класс)

В карточке подробно разобраны различные примеры решения уравнений в разных системах счисления. Далее ребятам предлагаются аналогичные задания для самостоятельного решения и напоследок подборка заданий на повторение предыдущих тем. Часть заданий взята с сайта Константина Юрьевича Полякова

Видео:Информатика 8 класс. Системы счисления. Решение уравненийСкачать

Информатика 8 класс. Системы счисления. Решение уравнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Задания для практической работы29.48 КБ

Видео:Урок 32. Перевод чисел между системами счисленияСкачать

Урок 32. Перевод чисел между системами счисления

Предварительный просмотр:

  1. Изучите способы решения уравнений и законспектируйте в тетрадь все примеры

Решите уравнение 42 5 +х=1122 3 .Ответ запишите в четверичной системе счисления.

Переведем все числа в десятичную систему счисления

4*5 1 +2*5 0 +х=1*3 3 +1*3 2 +2*3 1 +2*3 0

Переведем ответ из десятичной системы счисления в четверичную

22 4 Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс

20 5 4 Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс

Решите уравнение. 104 х +20 х =84 10 . Ответ запишите в двоичной системе счисления.

Переведем все числа в десятичную систему счисления

104 х +20 х =84 10

1*х 2 +0*х 1 + 4*х 0 +2*х 1 +0*х 0 =84

х 1 =8 , х 2 =-10 (не подходит)

Переведем ответ из десятичной системы счисления в двоичную

В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 47 записывается в виде 52. Укажите это основание.

Пусть основание равно х

Решим это уравнение:

Запись числа 65 8 в некоторой системе счисления выглядит так: 311 N . Найдите основание системы счисления N.

Решим это уравнение:

3*N 2 +1*N 1 +1*N 0 =6*8 1 +5*8 0

x 2 не подходит, т.к. отрицательный

  1. Решите уравнение 60 8 +х=120 7 . Ответ запишите в шестеричной системе счисления.
  2. Решите уравнение . Ответ запишите в троичной системе счисления.
  3. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 12 записывается в виде 110. Укажите это основание.
  4. Решите уравнение . Ответ запишите в шестеричной системе счисления.
  5. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 49 записывается в виде 100. Укажите это основание.
  6. Запись числа 57 8 в некоторой системе счисления выглядит так: 2D N . Найдите основание системы счисления N.
  7. Решите уравнение . Ответ запишите в десятичной системе счисления.
  8. Десятичное число 70 в некоторой системе счисления записывается как 64. Определите основание системы счисления.
  9. Определите число N, для которого выполняется равенство 143 N + 25 6 = 138 N+1 .
  10. Запись числа 2B 16 в некоторой системе счисления выглядит так: 111 N . Найдите основание системы счисления N.
  11. Известно, что X = 12 4 + 4 5 + 101 2 . Чему равно число X в десятичной системе счисления?
  12. Выполните арифметические операции:
  1. 7215 8 -676 8
  2. D1C 16 +AF95 16
  3. 1011101 2 ·1100 2
  4. 5414 8 +435 8
  5. 10101100 2 +110001 2
  6. B8D4F 16 -BA76 16
  7. 10010101 2 -11000100 2
  1. Перевести:
  1. 1023 4 =X 7
  2. 2541 7 =X 3
  1. Вычислите сумму чисел x и y при x = D2 16 , y = 37 8 . Результат представьте в двоичной системе счисления.

Видео:Сложение в разных системах счисления (2, 8, 16). Урок 5Скачать

Сложение в разных системах счисления (2, 8, 16). Урок 5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс

Практическая работа «Компьютерные словари и системы машинного перевода текста»

Практическая работа«Компьютерные словари и системы машинного перевода текста»1. Открыть Электронный словарь на сайте www.ver-dict.ru или по выбору.2.

Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс

Инструктивная карточка к практической работе по теме «спирты»

Инструктивная карточка к практической работе по теме «свойства спиртов», 10 (11) класс, органическая химия. Данная карточка позволяет оптимизировать проведение практической работы по органической хими.

Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс

Проверочная работа по по теме «Системы счисления»

Проверочная работа по по теме «Системы счисления» предназначения для проверки знаний учащихся 9 классов. В работе представлены 3 варианта.

Инструктивные карточки к практическим работам по химии

Представлены инструктивные карточки к практическим работам по химии за курс 8-11 класс.

Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс

Контрольная работа по теме «Информация. Системы счисления»

Материал контрольной работы в 2-х вариантах с ответами. Используются как тестовые задания, так и задания, требующие приведения решения.

Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс

инструктивная карточка к практической работе 9 класс

инструктивная карточка к практической работе 9 класс.

Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс

Практическая работа «Строение атома. Периодическая система химических элементов»

Задание1. Дать характеристику химическому элементу №39 по плану:Название, символ _______________________Порядковый номер______________________Атомная масса__________________________Ме, неМе, пер.

Видео:Вся информатика 8 класса с нуля | Информатика ОГЭ УмскулСкачать

Вся информатика 8 класса с нуля | Информатика ОГЭ Умскул

Как решать уравнения по информатике с системами счисления 8 класс

Задание 1. Какому числу в десятичной системе счисления соответствует число 2416?

2416 = 2 * 16 1 + 4 * 16 0 = 32 + 4 = 36

Задание 2. Известно, что X = 124 + 45 + 1012. Чему равно число X в десятичной системе счисления?

Переведем каждое слагаемое в десятичную систему счисления:
124 = 1 * 41 + 2 * 40 = 4 + 2 = 6
45 = 4 * 5 0 = 4
1012 = 1 * 2 2 + 0 * 2 1 + 1 * 2 0 = 4 + 0 + 1 = 5
Находим число: X = 6 + 4 + 5 = 15

Задание 3. Вычислите значение суммы 102 + 458 + 1016 в десятичной системе счисления.

Переведем каждое слагаемое в десятичную систему счисления:
102 = 1 * 2 1 + 0 * 2 0 = 2
458 = 4 * 8 1 + 5 * 8 0 = 37
1016 = 1 * 16 1 + 0 * 16 0 = 16
Сумма равна: 2 + 37 + 16 = 55

Видео:Информатика 8 класс (Урок№2 - Основные сведения о системах счисления.)Скачать

Информатика 8 класс (Урок№2 - Основные сведения о системах счисления.)

Перевод в двоичную систему счисления

Задание 1. Чему равно число 37 в двоичной системе счисления?

Можно выполнить преобразование делением на 2 и комбинацией остатков в обратном порядке.

Другой способ – это разложить число на сумму степеней двойки, начиная со старшей, вычисляемый результат которой меньше данного числа. При преобразовании пропущенные степени числа следует заменять нулями:

3710 = 32 + 4 + 1 = 2 5 + 2 2 + 2 0 = 1 * 2 5 + 0 * 2 4 + 0 * 2 3 + 1 * 2 2 + 0 * 2 1 + 1 * 2 0 = 100101

Задание 2. Сколько значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 73?

Разложим число 73 на сумму степеней двойки, начиная со старшей и умножая пропущенные степени в дальнейшем на нули, а существующие на единицу:

7310 = 64 + 8 + 1 = 2 6 + 2 3 + 2 0 = 1 * 2 6 + 0 * 2 5 + 0 * 2 4 + 1 * 2 3 + 0 * 2 2 + 0 * 2 1 + 1 * 2 0 = 1001001

Ответ. В двоичной записи десятичного числа 73 присутствует четыре значащих нуля.

Задание 3. Вычислите сумму чисел x и y при x = D216, y = 378. Результат представьте в двоичной системе счисления.

Вспомним, что каждая цифра шестнадцатеричного числа формируется четырьмя двоичными разрядами, каждая цифра восьмеричного числа – тремя:

Сложим полученные числа:

Ответ. Сумма чисел D216 и y = 378, представленная в двоичной системе счисления равна 11110001.

Задание 4. Дано: a = D716, b = 3318. Какое из чисел c, записанных в двоичной системе счисления, отвечает условию a Задания на определение значений в различных системах счисления и их оснований

Задание 1. Для кодирования символов @, $, &, % используются двухразрядные последовательные двоичные числа. Первому символу соответствует число 00. С помощью данных символов была закодирована такая последовательность: $%&&@$. Декодируйте данную последовательность и переведите результат в шестнадцатеричную систему счисления.

1. Сопоставим двоичные числа кодируемым ими символам:
00 — @, 01 — $, 10 — &, 11 — %

2. Декодируем заданную последовательность:
$%&&@$ = 01 11 10 10 00 01

3. Переведем двоичное число в шестнадцатеричную систему счисления:
0111 1010 0001 = 7A1

Задание 2. В саду 100x фруктовых деревьев, из которых 33x – яблони, 22x – груши, 16x – сливы, 17x — вишни. Чему равно основание системы счисления (x).

1. Заметим, что все слагаемые – двузначные числа. В любой системе счисления их можно представить так:
a * x 1 + b * x 0 = ax + b, где a и b – это цифры соответствующих разрядов числа.
Для трехзначного числа будет так:
a * x 2 + b * x 1 + c * x 0 = ax 2 + bx + c

2. Условие задачи таково:
33x + 22x + 16x + 17x = 100x
Подставим числа в формулы:
3x + 3 + 2x +2 + 1x + 6 + 1x + 7 = 1x 2 + 0x + 0
7x + 18 = x 2

3. Решим квадратное уравнение:
-x2 + 7x + 18 = 0
D = 7 2 – 4 * (-1) * 18 = 49 + 72 = 121. Квадратный корень из D равен 11.
Корни квадратного уравнения:
x = (-7 + 11) / (2 * (-1)) = -2 или x = (-7 — 11) / (2 * (-1)) = 9

4. Отрицательное число не может быть основанием системы счисления. Поэтому x может быть равен только 9.

Ответ. Искомое основание системы счисления равно 9.

Задание 3. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 12 записывается как 110. Найдите это основание.

Сначала распишем число 110 через формулу записи чисел в позиционных системах счисления для нахождения значения в десятичной системе счисления, а затем найдем основание методом перебора.

110 = 1 * x 2 + 1 * x 1 + 0 * x 0 = x 2 + x

Нам надо получить 12. Пробуем 2: 2 2 + 2 = 6. Пробуем 3: 3 2 + 3 = 12.

Значит основание системы счисления равно 3.

Ответ. Искомое основание системы счисления равно 3.

Задание 4. В какой системе счисления десятичное число 173 будет представлено как 445?

Решение.
Обозначим неизвестное основание за Х. Запишем следующее уравнение:
17310 = 4*Х 2 + 4*Х 1 + 5*Х 0
С учетом того, что любое положительное число в нулевой степени равно 1 перепишем уравнение (основание 10 не будем указывать).
173 = 4*Х 2 + 4*Х + 5
Конечно, подобное квадратное уравнение можно решить с помощью дискриминанта, но есть более простое решение. Вычтем из правой и левой части по 4. Получим
169 = 4*Х 2 + 4*Х + 1 или 13 2 = (2*Х+1) 2
Отсюда получаем 2*Х +1 = 13 (отрицательный корень отбрасываем). Или Х = 6.
Ответ: 17310 = 4456

Задачи на нахождение нескольких оснований систем счисления

Есть группа задач, в которых требуется перечислить (в порядке возрастания или убывания) все основания систем счисления, в которых представление данного числа заканчивается на заданную цифру. Эта задача решается довольно просто. Сначала нужно из исходного числа вычесть заданную цифру. Получившееся число и будет первым основанием системы счисления. А все другие основания могут быть только делителями этого числа. (Данное утверждение доказывается на основе правила перевода чисел из одной системы счисления в другую – см. п.4). Помните только, что основание системы счисления не может быть меньше заданной цифры!

Пример
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 24 оканчивается на 3.

Решение
24 – 3 =21 – это первое основание (1321= 13*21 1 +3*21 0 = 24).
21 делится на 3 и на 7. Число 3 не подходит, т.к. в системе счисления с основанием 3 нет цифры 3.
Ответ: 7, 21

🌟 Видео

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ для новичковСкачать

СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ для новичков

Информатика 8 класс. Сложение чисел в разных системах счисления. (q=2, 8, 16)Скачать

Информатика 8 класс. Сложение чисел в разных системах счисления. (q=2, 8, 16)

Информатика 8 класс. Вычитание чисел в разных системах счисления основанием 2, 8, 16.Скачать

Информатика 8 класс.  Вычитание чисел в разных системах счисления основанием 2, 8, 16.

Видеоуроки по информатике 8 класс. Урок №1 "Системы счисления"Скачать

Видеоуроки по информатике 8 класс. Урок №1 "Системы счисления"

Двоичная система счисления. Перевод с двоичной в десятичную. Кубики. #ОГЭ #ЕГЭ #информатикэ #2ссСкачать

Двоичная система счисления. Перевод с двоичной в десятичную. Кубики. #ОГЭ #ЕГЭ #информатикэ #2сс

Все про системы счисления для ЕНТ по информатикеСкачать

Все про системы счисления для ЕНТ по информатике

Не рискуй!Скачать

Не рискуй!

Информатика 8 класс (Урок№03 - Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.)Скачать

Информатика 8 класс (Урок№03 - Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.)

Арифметические действия в двоичной системе счисленияСкачать

Арифметические действия в двоичной системе счисления

Информатика ЕГЭ ОГЭ Перевод из одной системы счисления в другуюСкачать

Информатика ЕГЭ ОГЭ Перевод из одной системы счисления в другую

Разбор 10 задания ОГЭ по информатике 2023 | Системы счисления ОГЭ | УмскулСкачать

Разбор 10 задания ОГЭ по информатике 2023 | Системы счисления ОГЭ | Умскул

Информатика 8 класс. Системы счисления (УМК БОСОВА Л.Л., БОСОВА А.Ю.)Скачать

Информатика 8 класс. Системы счисления (УМК БОСОВА Л.Л., БОСОВА А.Ю.)

Системы счисления - видеоурокСкачать

Системы счисления - видеоурок
Поделиться или сохранить к себе: