Умение решать задачи по генетике очень важно, особенно, если школьник собирается сдавать Единый Государственный Экзамен по предмету биология. На первый взгляд, генетические задачи представляют собой что-то запутанное и непонятное. Но если разобраться в процессе решения, то все окажется не так уж и страшно. Давайте разберемся, как решать задачи по генетике.
- История
- Законы Менделя
- Общие правила
- Оформление
- Решетка Пеннета
- Многибридное скрещивание
- Дигибридное скрещивание
- Задачи с решеткой Пеннета
- Наследование, сцепленное с полом
- Задачи на группы крови
- Задачи повышенной сложности
- Генетика в Едином Государственном Экзамене
- Методика решения задач по биологии. 9 класс.
- Просмотр содержимого документа «Методика решения задач по биологии. 9 класс.»
- Апгоритм решения задач по общей биологии
- Просмотр содержимого документа «Апгоритм решения задач по общей биологии»
- 🔍 Видео
Видео:26 задания по теме генетический кодСкачать
История
Генетика — это сравнительно новая наука, заключающаяся в изучении наследования и изменчивости живых организмов. Огромный вклад в ее развитие привнес знаменитый ученый-биолог Грегор Мендель. Именно он сформулировал три самых главных закона, от которых в дальнейшем оттолкнулось развитие данной научной области и ввел понятие «генетика».
Несмотря на то, что имя этого выдающегося ученого фигурирует во многих учебниках как имя первооткрывателя данной биологической области, не стоит думать, что он первый задумался о наследственности. За его открытиями и тремя постулатами генетики стоит титанический труд его последователей, пытавшихся изучить данную область. Ведь, как показывает история, уже более шестисот лет назад люди понимали примитивные закономерности наследования, но не могли их объяснить.
Видео:Как легко решать все типы 29 задания второй части? | Биология ОГЭ с Никитой НиколаевымСкачать
Законы Менделя
Без знания трех основных законов наследования и изменчивости невозможно заниматься решением задач по генетике.
Первый закон объясняет принципы единообразия гибридов первого поколения и звучит следующим образом:
При скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных проявлений признака, все первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести проявление признака одного из родителей.
Данный закон означает, что если скрестить две чистые линии по одному признаку, например, зеленый и желтый горох, то абсолютно у всех потомков проявится только один цвет (либо желтый, либо зеленый), в зависимости от того, чей признак более сильный (доминантный).
Второй закон, который объясняет расщепление признаков, звучит следующим образом:
При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом отношении: по фенотипу -3:1, по генотипу — 1:2:1.
Это означает, что у родителей, которые не являются чистыми линиями, в любом случае, с меньшей вероятностью, но появится у потомства внешнее различие, не говоря уже о генотипе.
Третий закон о независимом наследовании звучит как:
При скрещивании двух особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.
Это означает то, что один независимо наследуемый признак никак не может повлиять на проявление или не проявление другого независимого признака.
Видео:Решение генетических задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать
Общие правила
Чтобы научиться решать задачи по генетике, необходимо:
- Уметь читать условие задачи, выбирая из него необходимую информацию.
- Уметь различать аллельные и неаллельные гены.
- Различать наследование, сцепленное с полом и аутосомное.
- Уметь пользоваться терминологией и правилами оформления задач.
- Уметь пользоваться решеткой Пеннета.
Если вы уже имеете представление о генетике как о науке, знаете терминологию и теорию, то половина пути уже пройдена — можно приступать к решению задач.
Видео:Моногибридное скрещивание - правило единообразия и правило расщепленияСкачать
Оформление
Задачи по биологии на генетику имеют свою специфику оформления, для который необходимо знать и уметь пользоваться особой символикой. Данные символы представлены в таблице.
Пользование данной символикой поможет облегчить решение задач и уменьшит громоздкие записи сложных заданий.
Видео:ДНК и РНКСкачать
Решетка Пеннета
Решетка Пеннета — это специальная таблица, которой очень удобно пользоваться при решении задач по генетике, в условиях которых фигурируют более одной пары признаков.
Она представляет собой таблицу, по правую сторону которой вертикально пишется мужской генотип, а горизонтально сверху — женский. Середина заполняется предполагаемым генотипом потомков.
Если задачи по теме генетика даются школьнику с трудом, то рекомендовано решать даже самые легкие из них с помощью этой решетки. Она поможет правильно расписать генотип, не запутавшись.
Видео:БАЗА ГЕНЕТИКИ с НУЛЯ | ЕГЭ по биологии 2023Скачать
Многибридное скрещивание
Теперь, когда основные генетические принципы рассмотрены, можно приступать к объяснению задач по генетике. Начнем изучение с самых простых примеров на моногибридное скрещивание, в которых рассматривается только одна пара признаков.
Возьмем такой пример задачи по генетике: ген глухоты является рецессивным, в отличие от гена нормального слуха. У неслышащего мужчины и нормальной женщины родился ребенок с нарушением слуха. Необходимо определить генотипы всех членов семьи.
Как решить задачу по генетике? Начнем разбор по-порядку:
- Ген глухоты рецессивный, значит обозначим его «а», ген нормального слуха будет «А».
- В задаче ничего не сказано про половые хромосомы, значит ген локализуется в аутосоме.
- Подберем генотип отца. Он не слышит, и, учитывая, что ген глухоты рецессивный, этот мужчина должен иметь чистую линию следующего типа — «аа».
- Тот же принцип будет у потомка. Полная глухота возможна лишь при чистой линии рецессивного признака, иначе бы доминантный ген нормального слуха перекрыл его.
- Подберем генотип матери, у который по условию нормальный слух. Согласно первому закону Менделя о том, что при скрещивании двух чистых линий потомки всегда носят доминантный фенотип, можно сделать вывод, что мать является гетерозиготной по данному признаку.
Таким образом ответ этой задаче по генетике следующий: аа — отец, аа — ребенок, Аа — мать.
Видео:Задача на 1 закон Менделя. ГенетикаСкачать
Дигибридное скрещивание
Решение задач по биологии на генетику такого типа предполагает использование решеток Пеннета. В данных задачах рассматривается наследование двух независимых признаков.
Итак, условие, взятое из учебника:
У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, а гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Скрестили между собой гомозиготные растения томатов с красными и гладкими плодами с гомозиготным растением томатов с желтыми и опушенными плодами. Определите генотип и фенотип потомства.
Приступим к решению данной задачи по генетике:
- Определим важные моменты задачи: красную окраску, которая является более сильным признаком, обозначим, как «А», соответственно желтую, как — «а». Гладкую кожицу, как «В», а кожицу с пушком, как «в».
- Известно, что родители являются чистыми линиями, следовательно их генотипы примут следующий вид: ААВВ и аавв.
- Чтобы определить генотипы и фенотипы потомков в первом поколении не нужно даже составлять решетку Пеннета. Согласно первому закону все потомки будут гетерозиготны (АаВв) и иметь фенотип доминантный фенотип, то есть красную окраску и гладкую кожицу.
Видео:Как Решать Задачи на Моногибридное Скрещивание — Биология 10 класс // Подготовка к ЕГЭ по БиологииСкачать
Задачи с решеткой Пеннета
Рассмотрим задачи по генетике также с дигибридным скрещиванием, но уже по-сложнее.
Возьмем потомков первого поколения из условия выше, то есть томаты с красной гладкой кожицей и генотипом АаВв и скрестим их с рецессивной чистой линией (аавв).
Чтобы узнать генотипы и фенотипы потомков, для удобства нам необходимо составить таблицу.
Родители | АВ | Ав | аВ | ав |
ав | АаВв | Аавв | ааВв | аавв |
Теперь по известным генотипам очень легко определить внешний вид потомков:
- 1 потомок с красной кожурой и гладкой кожицей (АаВв);
- 1 с красной кожурой и пушком (Аавв);
- 1 с желтой кожурой и гладкой кожицей (ааВв);
- 1 желтый с пушком.
Вот так легко решается задача по генетике на скрещивание по двум и более признакам.
Видео:Сокрушительная битва | Электрические цепи-1. 9-11 классСкачать
Наследование, сцепленное с полом
Помимо признаков, наследуемых по аутосомному типу, у человека и животных существует огромное количество признаков, которые локализуются в половых хромосомах.
Известно, что у человека, не страдающего какими-либо серьезными генетическими отклонениями, их две (ХХ у женщин; ХУ у мужчин). Большинство признаков несет именно Х хромосома.
Рассмотрим пример решения задач по генетике на данную тему. Возьмем условие из учебника:
От родителей, по фенотипу имеющих нормальное зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик-дальтоник (не различает красный и зеленый цвета). Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?
Решение данной биологической задачи по генетике будет следующим:
- Как известно, дальтонизм сцеплен с Х хромосомой как рецессивный признак. Обозначим дальтонизм как Х а , а нормальное зрение, как Х А .
- Определим генотип родителем. Если отец имеет нормальное зрение, то он не может быть носителем гена дальтонизма в виду своей половой особенности. Его генотип — Х А У. Учитывая то, что в семье все-же появился дальтоник, мать была носителем этого дефекта, хотя сама им не страдала. Ее генотип Х А Х а .
- Чтобы определить генотипы детей, составим для большего удобства специальную таблицу:
Родители | Х А | У |
Х А | Х А Х А | Х А У |
Х а | Х А Х а | Х а У |
Таким образом мы определили все генотипы в данной задаче по генетике.
Видео:Дигибридное скрещивание. 9 класс.Скачать
Задачи на группы крови
Это особый тип задач, при решении которых надо знать, каким именно образом наследуется та или иная группа крови. Для этого необходимо воспользоваться специальной таблицей, изображенной на рисунке ниже.
Теперь, узнав главные закономерности, давайте попробуем решить задачу по генетике следующего содержания: у матери 1-я группа крови, а у отца — 4-я. Определите группы крови ребенка.
Разберем задачу по-порядку:
- Согласно таблице, данной выше, 1-я группа крови обозначается, как I O I O , а 4-я — I A I B .
- Учитывая генотипы родителей, группа крови ребенка будет либо 2(I A I O ), либо 3 (I B I O ), в соотношении 50 процентов.
Попробуем решить еще одну задачу, но уже на резус-фактор. Для этого воспользуемся другой показательной таблицей, представленной на рисунке.
Итак, дано: оба родителя имею отрицательный резус фактор, а ребенок — положительный. Отец решил сделать тест на подтверждение родства. Какой будет результат данного теста?
Ответ: по результатам теста на определение отцовства, ребенок не будет являться родным. Так как положительный резус-фактор означает, что он должен иметь хотя бы одного родителя с положительным резус-фактором.
Видео:Задание 31. ОГЭ. Биология. 9 классСкачать
Задачи повышенной сложности
Рассмотрев, простые задачи по генетике, давайте попытаемся решить более сложные. Возьмем, пример, задачу, которая будет содержать в совокупности и аутосомные признаки и половые.
Итак, дано: у человека генетически обусловлено доминирование карих глаз над голубыми. А дальтонизм считается рецессивным по отношению к нормальному зрению.
Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей — дальтоников с карими глазами и их пол.
Решаем пошаговым способом:
- Как известно из ранее решенных задач, дальтонизм сцеплен с полом, а, если конкретно, то с Х хромосомой, и обозначается, как Х а . Про признак цвета глаз ничего не сказано, значит делаем вывод, что он аутосомный и обозначаем его В(карие) и в(голубые).
- Определим генотип матери. Известно, что она кареглазая и имеет нормальное зрение, но она не может быть чистой линией, потому что ее отец имел голубые глаза и проблемы с восприятием цвета. Таким образом, ее генотип будет ВвХ А Х а .
- Определим генотип отца. Из условия это сделать не сложно: он имеет голубые глаза и нормальное зрение, значит — ввХ А У.
- Для того, чтобы определить генотип потомков, составляем решетку:
Родители | ВХ А | ВХ а | вХ А | вХ а |
вХ А | ВвХ А Х А | ВвХ А Х а | ввХ А Х А | ввХ А Х а |
вУ | ВвХ А У | ВвХ а У | ввХ А У | ввХ а У |
Наглядные генотипы готовы. Теперь осталось определить вероятность появления в этой семье кареглазых детей с нарушениями цветовосприятия и определить их пол. Для этого внимательно рассмотрим таблицу. Кареглазый дальтоник появится только в одном случае, и это будет мальчик. Таким образом вероятность его появления равна 1/8.
Видео:Биология| Задача по молекулярной биологииСкачать
Генетика в Едином Государственном Экзамене
Выпускники, нацеленные на сдачу биологии в этом году, должны знать, что встречаются в ЕГЭ задачи по генетике. Чтобы успешно сдать экзамен, не достаточно уметь решать простые задания на изменчивость и наследование, но еще обладать навыками решения более сложных заданий.
Согласно статистке в Едином государственном тестировании встречаются несколько вариантов генетических задач, как в первой части, так и в последней, которая дает большее количество баллов.
Задачи по генетике на моногибридное скрещивание очень часто фигурируют в части А демонстрационных вариантов, под номерами (7, 8 и 30).
А вот задания на дигибридное и полигибридное скрещивание, на половое наследование и на группы крови чаще всего составляют последнюю, саму сложную часть вопросов Единого Государственного экзамена. Они фигурируют под номером 6.
За правильно решенную и, что немаловажно, правильно оформленную задачу могут дать три балла.
Также возможно встретить и смешанный тип, который рассмотрен в данной статье как задачи повышенной сложности. Им тоже необходимо уделять внимание при подготовке к поступлению, потому что на первом курсе профиля естественных наук будут решаться такие задачи.
Чтобы успешно сдать ЕГЭ, необходимо уделять внимание не только теоретической подготовке, но и практиковаться в решении задач. Систематичность и регулярность в этом деле вознаградят выпускников высокими баллами за экзамен и поступлением в выбранный институт на хорошую специальность.
Видео:Решение задач синтез белкаСкачать
Методика решения задач по биологии. 9 класс.
Алгоритмы решения задач по биологии помогут обучающимся в решении задач ив подготовке к экзамену по биологии в 9 классе
Просмотр содержимого документа
«Методика решения задач по биологии. 9 класс.»
Задачи по молекулярной биологии
1.1.На участке ДНК 30 адениловых нуклеотидов, что составляет 20% от общего количества нуклеотидов. Определите качественный и количественный состав данной молекулы ДНК. Сколько витков спирали в данной молекуле ДНК (1 виток спирали – 10 пар нуклеотидов).
Дано: A =30 (20%), найти: Т-? Г -? Ц -? витков -?
Решение: 1) А=Т, Г=Ц ( по правилу Чаргаффа). А+Т=30+30=60 – это 20% + 20%=40%
А+Г+Т+ Ц =100 %. Составляем пропорцию:
60 нуклеотидов (А+Т) – 40%
Х нуклеотидов (А+Т+ Ц+Г) — 100%
Х=60 х100/40 =150 нуклеотидов
Ц+Г= 150-60=90; Ц=Г=90/2=45.
2) т.к. 10 пар в одном витке, то в данной молекуле ДНК:
150/20=7,5 витков. Ответ: Т=30, Г=45, Ц =45; 7,5 витков.
1.2.На участке молекулы ДНК 20 адениловых нуклеотидов, что составляет 10% от общего количества нуклеотидов. Определите качественный и количественный состав этого участка молекулы ДНК
Если участок молекулы ДНК содержит 20 адениловых нуклеотидов, что составляет 10% от их общего числа,то по принципу комплиментарности, столько же нуклеотидов (20) приходится на тимиловые нуклеотиды
(тоже10%), что в сумме составит 20% от 100%. Значит 80% будет приходиться на цитидиловые (40%) и гуаниловые (40%) нуклеотиды.
Если 20% ———— 40 нуклеотидов
то 100% ————— х нуклеотидов, отсюда х= 200 нуклеотидов (100 цитидиловых и 100 гуаниловых нуклеотидов. Всего на этом участке ДНК-240 нуклеотидов.
1.3.На участке молекулы ДНК 30 тимидиловых нуклеотидов, что составляет 10% от общего количества нуклеотидов. Определите качественный и количественный состав этого участка молекулы ДНК.
Число тимидиловых = числу адениновых
Число гуаниновых = числу цитозиновых
Если 30 тимидиловых это 10%, то адениновых тоже 30 и тоже 10%,
100%-(10%+10%)=80%-это Г и Ц вместе, значит 80%/2=40% — Г, и 40%- Ц,
Если 10%=30 , то 100%=300, соответственно, Г-40% или 120, а Ц тоже 40% или 120.
Ответ: А=30 Т=30 Г=120 Ц=120
1.4.Последовательность нуклеотидов в кодирующей цепи ДНК имеет такой вид: А-А-Т-Г- Г-А-Т-Т-Т-Ц-Ц-А. Определите последовательность нуклеотидов в антикодонах т- РНК, принимающих участие в биосинтезе белка, который закодирован на данном участке ДНК.
По принципу комплементарности подбираем к цепи ДНК :А-А-Т- Г- Г-А-Т-Т-Т-Ц-Ц-А
и-РНК:У-У-А-Ц-Ц-У-А-А-А-Г-Г-У
по принципу комплементарности строим т-РНК: ААУ, ГГА, УУУ, ЦЦА
1.5.На участке молекулы ДНК 40 тимидиловых нуклеотидов, что составляет 20% от общего количества. Определите качественный и количественный состав этого участка молекулы ДНК.
Т=А
Ц=Г, все 4 вида нуклеотидов составляют в молекуле ДНК 100%.
Если, тимина 20%,то и аденина 20%:
20%+20%=40% (Т+А вместе) – это: 40+40=80 нуклеотидов.
Составим пропорцию:
40% — 80 нуклеотидов (Т+А)
100% — Х нуклеотидов (А+Т+Г+Ц); Х=100% х 80/40= 200
Ц + Г= 200 – 80 = 120; Ц=Г=120/2=60
Ответ: А-40, Ц-60, Г- 60.
1.6.Последовательность нуклеотидов в молекуле информационной РНК имеет следующий вид: А-А-Ц-Г-Ц-Ц-У-Г-Ц-У-Ц-Г. Восстановите последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК (обе цепи), на которой была транскрибирована указанная молекула и-РНК.
1-я цепь ДНК: Т- Т-Г-Ц-Г- Г-А-Ц-Г-А-Г-Ц
2-я цепь ДНК: А- А-Ц-Г-Ц-Ц-Т-Г-Ц-Т-Ц-Г
1.7.Используя таблицу генетического кода, восстановите последовательность аминокислот в белке, информация о котором закодирована в следующей последовательности нуклеотидов смысловой цепи ДНК: А-Т-Г-А-А-А-Т-Т-Т-Ц-Ц-А (таблица прилагается в билете).
Разделим цепь на триплеты: АТГ-ААА-ТТТ-ЦЦА. Используя таблицу генетического кода, найдем последовательность аминокислот в белке: Тирозин-лейцин-лизин-глицин.
1.8.Последовательность антикодонов в молекулах т-РНК, принимающих участие в трансляции, имеет следующий вид: ААЦ; УГУ; ЦГГ; ГЦУ. По указанным антикодонам восстановите последовательность нуклеотидов на кодирующем участке ДНК.
Структурной единицей нуклеиновых кислот (НК) является нуклеотид, их выделяют пять типов- адениловый (А) , тимидиловый (Т) , гуаниловый (Г) , цитидиловый (Ц) , уридиловый (У)
Каждый тип НК содержит только четыре вида нуклеотида, в ДНК – А, Т, Г, Ц; в РНК – А, У, Г, Ц;
Одна аминокислота кодируется тремя стоящими рядом нуклеотидами — ТРИПЛЕТОМ (кодоном) ;
Одна аминокислота транспортируется к месту синтеза одной т-РНК, на вершине которой расположен антикодон;
Нуклеотиды соединяются по принципу комплиментарности: напротив А располагается Т, а напротив Г-Ц.
т-РНК: ААЦ; УГУ; ЦГГ; ГЦУ
1.9. Установите последовательность нуклеотидов в антикодонах т-РНК, участвующих в биосинтезе белка, если последовательность нуклеотидов в кодирующей цепи ДНК имеет следующий вид: Ц-А-А-Ц-Г-А-Ц-Т-А-Ц-Ц-А.
и-РНК: Г-У-У-Г-Ц-У- Г-А-У-Г-Г-У
т-РНК: ЦАА; ЦГА; ЦТА; ЦЦА
1.10.Установите аминокислотную последовательность в молекуле белка, если последовательность нуклеотидов в кодирующей цепи ДНК имеет вид:
А-А-А-Г-Г-А-Т-Т-А-Ц-Ц-А-А-Т-Т. Используйте таблицу генетического кода (прилагается в билете).
Разделим цепь ДНК на триплеты: ААА; ГГА; ТТА; ЦЦА; АТТ, тогда аминокислотная последовательность в молекуле белка будет следующей: Лизин-глицин-лизин-пролин-сто-кодон.
1.11. По предложенной последовательности нуклеотидов в молекуле и-РНК запишите последовательность нуклеотидов (в двух цепях) в молекуле ДНК, с которой данная и- РНК была транскрибирована.
2. Задачи на моногибридное скрещивание при неполном доминировании
2.1.У коров гены красной (R) и белой (r) окраски кодоминантны друг другу (неполное доминирование). Гетерозиготные особи (Rr) – чалые. Какие телята будут рождаться при скрещивании чалой коровы и чалого быка? Составьте схему наследования.
P(родители): (мать) Rr x (отец) Rr
G(гаметы): R r
F¹(потомство): 1 RR (красные) : 2 Rr (чалые) : 1 rr (белые)
2.2. Красная окраска цветков ночной красавицы определяется геном А, а белая окраска – а. Гетерозиготные растения Аа в результате промежуточного наследования имеют розовые цветки. Растения с красными цветками опылили пыльцой с белых цветков. Какой генотип и фенотип будут иметь растения первого поколения? Растения с розовыми цветками опылили пыльцой белых цветков. Определите фенотип и генотип потомства от этого скрещивания.
Р. АА(красные) х аа(белые)
F.: АА(розовые – по фенотипу); по генотипу – гетерозиготы.
Р. Аа(розовые) х АА(красные)
F: по фенотипу: 50%-АА(красные), 50%-Аа(розовые),
по генотипу: 50% — гомозиготы по доминантному признаку, 50 % — гетерозиготы.
3.Задачи на моногибридное скрещивание при полном доминировании
3.1.Нормальный рост овса доминирует над гигантизмом. Скрестили растения с нормальным ростом и получили 200 семян. Гибридные семена высадили и среди растений насчитали 48 растений с гигантским ростом. Составьте схему наследования и укажите, сколько растений, имеющих нормальный рост, будут иметь гомозиготный генотип?
А — нормальный рост
G (гаметы): А а А а
F2: АА — нормальный гомозиготный
Аа — нормальный гетерозиготный
Аа — нормальный гетерозиготный
Расщепление за генотипом — 1:2:1 — 48:96:48
То есть, 48 растений, имеющих, нормальный рост, будут иметь гомозиготный генотип
3.2.У флоксов белая окраска венчика полностью доминирует над кремовой. При скрещивании растений с белыми цветками получили 12 растений с белыми цветками и 4 растения с кремовой окраской венчика. Установите возможные генотипы у родителей и потомков. Составьте схему наследования. Сколько растений среди гибридов будут гетерозиготами?
Дано: Решение:
А – белая окраска Р: ♀ Аа х ♂ Аа
а – кремовая окраска G A а А а
F1: 12 белых и 4 кремовых F1 : АА Аа Аа аа
(3:1) белые белые белые кремовые
По генотипу: 1:2:1; по фенотипу: 1:3
Найти: генотипы Р — ?
Ответ: генотипы родителей ♀ Аа . ♂Аа
генотипы потомков F1:АА, Аа, Аа, аа; геперозиготы — 50 %
3.3. Полидактилия наследуются как доминантный аутосомный ген. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают полидактилией и при этом гетерозиготны по этой паре генов? Составьте схему наследования.
Дано: Решение: Р: ♀ Аа х ♂Аа
А – полидактилия G: А а А а
а — здоровые F1: АА Аа Аа аа
Р : ♀ Аа –полидактилия, больные здоровые
♂ Аа–полидактилия 3 : 1
Найти: F1 без аномалий — ?
Ответ: вероятность рождения детей без аномалий (аа) составляет 1 : 3.
3.4.У морских свинок ген мохнатой шерсти (R) доминирует над геном гладкой шерсти (r). Мохнатая свинка при скрещивании с гладкой свинкой дала 18 мохнатых и 20 гладких потомков. Каков генотип родителей и потомства? Могли бы у этих свинок родиться только гладкие особи?
Дано: R- ген мохнатой шерсти Решение: генотипы родителей —
r- гладкая шерсть Р: ♀ Rr х ♂ rr
Р: ♀ R? х ♂ rr G: R r r
F1:18 мохнатых; F1: Rr rr
20 гладких____ 50 % мохнатые 50% гладкие
Найти: генотипы Р -? F1 -?
Ответ: генотип родителей: один из родителей гетерозиготен, др. – гомозиготен по рецессивному признаку. Генотип потомства: 50% — гетерозиготные (с мохнатой шерстью), 50% — гомозиготные по рецессивному признаку (с гладкой шерстью).
У этих свинок не могут родиться только гладкие особи, для этого оба родителя должны быть гомозиготные по рецессивному признаку.
3.5.При скрещивании серых мух друг с другом в их потомстве F1 наблюдалось расщепление: 1392 особи были серого цвета и 467 особей – черного. Какой признак доминирует? Определить генотипы родителей. Составьте схему наследования.
1392 особи были серого цвета и 467 черных — соотношение 3 : 1 значит ген серого цвета доминантный:
Дано: А – серый Р Аа х Аа
а — черный G A, a A, a
Найти: генотипы Р -? F1 AA, Aa, aA — серые, аа – черные
Ответ: здесь расщепление 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.
Из этого следует, что доминирует серый цвет, а данное расщепление возможно только если оба родителя гетерозиготны.
4.Задачи по экологии
4.1.Какая площадь водной акватории (в м 2 ) необходима для того, чтобы выкормить одну щуку массой 10 кг (на долю воды приходится 60%) в цепи питания: планктон
рыба растительноядная щука. Биопродуктивность планктона составляет 500 г/м 2 .
Дано: m=10 кг (из них 60%-H2O)
Биопродуктивность: 1 м2 планктона= 500 г или 0,5 кг
Цепь питания: планктон→рыба растительноядная→щука
Найти: S(водной акватории)-? м2
Тип данной задачи-на правило экологической пирамиды.
1) Определяем процентное содержание органического вещества в теле щуки:
2) определяем массу органического вещества в теле щуки:
х кг — 40% х=40 х 10/100 = 4 (кг)
3) исходя из правила экологической пирамиды, определяем массу планктона, необходимую для существования щуки, массой 10 кг.
400 кг 40 кг 4 кг
4) Определяем площадь водной акватории, которая необходима, чтобы прокормить одну щуку, массой 10 кг. 1 м 2 — 0,5 кг
х м 2 — 400 кг х = 800 (м 2 )
Ответ: площадь водной акватории составляет 800 м 2 .
4.2.Определите площадь (м 2 ) соответствующего биогеоценоза, на котором может прокормиться волк массой 50 кг (цепь питания: трава — парнокопытные — волк). Биомасса леса составляет 300 г/м 2 . Массовая часть воды от общей массы составляет 70%.
m=50 кг (из них 60%-H 2 O)
1 м 2 биоценоза= 300 г или 0,3 кг
Найти: S(биоценоза)-? м 2
Тип данной задачи-на правило экологической пирамиды.
1) Определяем процентное содержание органического вещества в теле волка:
2) определяем массу органического вещества в теле волка:
х=
3) исходя из правила экологической пирамиды, определяем массу травы, необходимую для существования волка, массой 50 кг.
1500кг 150 кг 15 кг
4) Определяем площадь биоценоза, которая необходима, чтобы прокормить одного волка, массой 50 кг.
х=
Ответ: площадь биоценоза составляет 5000 м 2 .
4.3.Определите площадь акватории реки, которая необходима для того, чтобы прокормить судака массой 1кг (40% сухого вещества). В цепи питания: фитопланктон
травоядная рыба судак. Продуктивность фитопланктона составляет 500г/м 2 .
m=1 кг (из них 40%-сухого вещества)
Биопродуктивность: 1 м 2 фитопланктона= 500 г или 0,5 кг
Цепь питания: фитопланктон→травоядная рыба→судак
Найти: S(акватории реки)-? м2
Решение: Тип данной задачи-на правило экологической пирамиды.
1) определяем массу органического вещества в теле судака:
х кг-40% х= х=0 ,4(кг)
2) исходя из правила экологической пирамиды, определяем массу фитопланктона, необходимую для существования судака, массой 1 кг.
40кг 4 кг 0,4 кг
3) Определяем площадь акватории реки, которая необходима, чтобы прокормить судака, массой 1 кг.
х м2- 40 кг х= х=80 (м2)
Ответ: площадь акватории реки составляет 80 м2.
4.4.Биомасса сухого сена с 1м 2 луга составляет 200 г. Используя правило экологической пирамиды, определите, сколько гектаров луга необходимо, чтобы прокормить одного школьника массой 50 кг (на воду приходится 60%) в цепи питания: трава-корова- человек.
m=50 кг (из них 60%-H2O)
Биопродуктивность: 1 м 2 поля= 200 г или 0,2 кг
Цепь питания: трава→корова→человек
Решение: Тип данной задачи-на правило экологической пирамиды.
1) Определяем каково процентное содержание органического вещества в теле человека:
2) определяем массу органического вещества в теле человека:
х кг-40% х= х=20 (кг)
3) исходя из правила экологической пирамиды, определяем массу травы, необходимую для существования человека, массой 50 кг.
2000 кг 200 кг 20 кг
4) Определяем площадь поля, которая необходима, чтобы прокормить одного школьника, массой 50 кг.
х м2-2000 кг х= х=10000 (м2)
Ответ: площадь поля составляет 10000 м2.
4.5.Какая площадь водной акватории (в м 2 ) необходима для того, чтобы выкормить одного карпа массой 3 кг (на долю воды приходится 60%) в цепи питания: планктон
беспозвоночные животные карп. Биопродуктивность планктона составляет 600 г/м 2 .
m=3 кг (из них 40%-сухого вещества)
Биопродуктивность: 1 м 2 фитопланктона= 600 г или 0,6 кг
Цепь питания: планктон→беспозвоночные животные→карп
Найти: S(акватории реки)-? м2
Решение: Тип данной задачи-на правило экологической пирамиды.
1) определяем массу органического вещества в теле карпа:
х кг-40% х= х=1 ,2(кг)
2) исходя из правила экологической пирамиды, определяем массу фитопланктона, необходимую для существования карпа, массой 1,2 кг.
планктон→ беспозвоночные животные→карп
120кг 12 кг 1,2 кг
3) Определяем площадь акватории реки, которая необходима, чтобы прокормить карпа, массой 3 кг.
х м 2 — 120 кг х= х=200 (м 2 )
Ответ: площадь водной акватории составляет 200 м2.
4.6.Одно взрослое дерево в процессе фотосинтеза за пять весенне-летних месяцев поглощает около 42 кг углекислого газа. Какой объем кислорода за этот период дерево выделит в атмосферу?
6 х 44 г 6 х 22,4 л
М(СО2) = 12+ 16 х 2 = 44 г/моль
6 х 44 – 6 х 22,4 л х = х = 21 382 (л) Ответ: 21 382 л кислорода.
5.Задачи на наследование признака, сцепленного с полом
5.1.Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) расположен в Х-хромосоме. Женщина с нормальным зрением (отец ее был дальтоником) выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, отец которого также был дальтоником. Определите вероятность рождения в этой семье детей с дальтонизмом, укажите их пол.
А – нормальное зрение,
вероятность F1 с дальтонизмом -?
Решение: если у женщины отец был дальтоником, то ее генотип ♀ Х А Х а (т. к. он передал ей G Х а ). Вбраке с мужчиной с нормальным зрением (его генотип ♂ ХА У) у них могут родиться дети:
Видео:Биология | Генетика. Задачи.Скачать
Апгоритм решения задач по общей биологии
В этой работе представлены алгоритмы решения задач по общей биологии
Просмотр содержимого документа
«Апгоритм решения задач по общей биологии»
Алгоритмы и примеры решения задач по Биологии
Разработал: Учитель по биологии I категории Бойко Людмила Ивановна
Алгоритмы решения элементарных задач по общей биологии
1.Алгоритмы вычисления задач на молекулярные основы наследственности
.
2.Алгоритмы определения обмена веществ и энергии в клетке и организме
3.Алгоритм решения задач на фотосинтез и хемосинтез .
4.Алгоритм определения геологического возраста палеонтологических .
5.Алгоритм решения задач по экологии .
6.Алгоритм вычисления моногибридного скрещивания .
7.Алгоритм определения на обратное и анализирующее скрещивание .
8.Алгоритм вычисления задач на неполное доминирование (промежуточное
наследование ) моногибридного скрещивания .
9.Алгоритм решения задач на дигибридное скрещивание
10.Алгоритм решения задач на полигибридное скрещивание .
11.Алгоритм решения задач на взаимодействие неаллельных генов .
12.Алгоритм решения задач на множественный аллелизм .
13.Алгоритм определения групп крови человека.
14.Алгоритм решения задач на плейотропию
15.Алгоритм на определения наследственных признаков сцепленных с полом.
16.Алгоритм решения задач на пенетрантность .
17.Алгоритм на определения сцепления наследственных признаков
18.Алгоритм решения задач на генетику популяций.
19. Алгоритм определения медико-генетической консультации
20.Алгоритм определения вероятности действий предопределённых
генетически .
21.Алгоритм решения задач на мутационную изменчивость .
22.Физические величины используемые при решении задач.
1.Алгоритм вычисления задач на молекулярные основы наследственности
Пример выполнения действий№1
1)Прочитайте текст задачи
1.Белок складывается с 124 аминокислот .Сравните относительно молекулярные массы белка и гена ,который его кодирует .
2).Запишите условия и требование задачи с помощью общепринятых обозначений
2.Дано:
Состав белка -124 аминокислот
Mr(аминокислоты )=100
Mr(нуклеотида )=345
1.Определяем относительно молекулярную массу белка :
124 х 100=12400
2.Определяем количество нуклеотидов в составе гена ,который кодирует данный блок :
124х3х2=744 (нуклеотидов )
3.Определяем относительно молекулярную массу гена :
744х345=256680
4.Определяем во сколько раз ген тяжелее белка :
256680:12400=20,7(раз)
4)Запишем ответ :
Ответ:Относительно молекулярная масса гена в 20,7 раз больше ,чем кодированного им белка .
Пример выполнения действий №2
1)Прочитайте текст задачи.
1.Установленно,что и РНК имеет 30% аденина, 18% гуанина и 20% урацила.Определите часть (у %) каждого нуклеотида в ответственном фрагменте двухцепочной ДНК?
2)Запишите условия и требования задачи с помощью общепринятых обозначений .
2.Дано:
А и РНК=30%
Г иРНК =18%
У и РНК=20%
———————————
Найти:А ДНК -?
Т ДНК-?
Г ДНК-?
Ц ДНК -?
3) Решение :
1. Определяем процент цитозиновых нуклеотидов в данной и РНК :
Ц и РНК=100%-(А и РНК+У и РНК+Г иРНК)=100%-(30%+20%+18 %)=32%
2.Определяем процетн адениновых и тиминовых нуклеотидов в фрагменте ДНК:
А днк =Тднк = А ирнк+У ирнк =(30%+20%):2 =25%
3. Определяем процент гуанинового и цитозиновогонуклеотидов в фрагменте ДНК:
Г днк =Ц днк=(Г ирнк +Ц ирнк ):2=(18%+32%):2=25%
Г днк=Ц днк=25%
4) Запишите отвт :
Ответ:Часть каждого нуклеотида в ответственном фрагменте двухцепочной ДНК составляет 25%
2.Алгоритм определения обмена веществ и энергии в клетке и организме
Пример выполнения действи №1
1)Прочитайте текст задачи
1.На работу мысц в протяжении 1 мин. Необходимо 20 кДж энергии .Человек работал с такой нагрузкой 1 год .Какая масса глюкозы усвоилась в мышцах если половина её потерпела анаеробного ,а половина – полного расцепления ?
2) Запишем условия и требования задачи с помощью общепринятых обозначений
2. Дано :
Потери энергии -20 кДж/ мин
t=1час
Половина глюкозы потерпела анаэробного ,а другая половина полного расщепления
—————————————————
Найти :
m(С6H12O6)-?
3)Решение :
1.Обозначим общие потери энергии за 1 час работы: 20 кДж/мин х 60 мин =1200 кДж
2.Складываем сумарные уравнения разщепления глюкозы
С6Н12О6+6 О2+38АДФ+38 Н3РО4 —— 6СО2+38АТФ+44 Н2О
1520 кДж
С6Н12О6 +2АДФ+2 Н3РО4 ——- 2С3Н6О3+2АТФ+2Н2О;
180 80 кДж
180г +180г=360г С6Н12О6
1520 кДж+80кДж=1600 кДж
4)Обозначим массу глюкозы ,которая потерпела распада во время работы в протяжении 1 часа
4. 360 г С6Н12О6-1600 Дж;
х г С6Н12О6-1200 кДж;
х= (360г х 1200 кДж ): 1600 кДж =270 г С6Н12О6
5)Запишите ответ
Ответ : Усвоилось 270 г глюкозы
Пример выполнения действий №2
1)Прочитайте текст задачи
1. За 50 мин. Плаванья плавец теряет 1200кДж энергии .В протяжении какого времени он сможет плавать с такой же интенсивностью ,если в его организме распалось 400 г глюкозы ,половина которой –в процессе гликолиза ?
2)Запишем условия и требования задачи с помощью общепринятых обозначений .
2 .Дано :
t= 50мин
Потери энергии =1200 кДж
m(С6Н12О6)-400 г (1/2- неполный распад глюкозы )
1.Поскольку первая половина глюкозы потерпела полного ,распада в процессе гликолиза ,слаживаем суммарные уравнения реакций обеих распадов .
С6Н12О6+6О2+38 АДФ+38Н3РО4——6СО2+38 АТФ+44 Н2О;
180 1520 кДж
С6Н12О6+2АДФ+2 Н3РО4——-2С3Н6О3+2 АТФ+2 Н2О
180 80 кДж
180 г+180 г=360г С6Н12О6;
1520кДж+80 кДж=1600кДж
2.Определяем количество энергии .Употреблены мышцами плавца ,при распаде 400 г глюкозы ,половина которой усвоилась в результате полного ,а остальная – неполного распада :
360 г С6Н12О6-160 кДж
400г С6Н12О6-х кДж
х=(400 х 1600):360= 1777,78 (кДж )
3. Определяем ,сколько времени может плыть плавец с такой потерей энергии :
50 мин- 1200 кДж
х мин -1777,78 кДж
х=(50 х 1777,78): 1200=74 мин
4) Запишем ответ :
Ответ: Плавец может плыть 74 минуты .
3.Алгоритм решения задач на фотосинтез и хемосинтез
Пример выполнения действий №1
1)Прочитайте текст задачи
1. За 20 минут побег с площадью листовой поверхности 240 см^2 поглощает 16 мг СО2.Определите интенсивность фотосинтеза (массу СО2,которая поглощается 1 м^2 листовой поверхности за 1 час )
2) Запишите условия и требования задачи с помощью общепринятых обозначений .
2.Дано :
t=20мин
S-240 см^2
m(CO2)=16мг
———————————————-
Найти :интенсивность фотосинтеза -?
3) Запишем решение
3. Решение :
1.Определяем массу СО2 ,поглощенную листовой поверхностью за 1 мин ;
За 20 мин. Поглощается 16 мг СО2 ;
За 1 мин . –х мг СО2;
х=16 :20=0.8(мг СО2)
2.Определяем массу СО2,поглащенную 1 м^ 2 листовой поверхности за 1 мин:
240 см ^2=0.024 м ^2
0.024м^2 листовой поверхности поглощает 0.8 мг СО2;
1 м^2 –х мг СО2;
х=0.8 :0.024 =33.333(мг) СО2 за 1 минуту
4. Определяем массу СО2поглощенного 1 м 33.333 мг мин х 60 мин =1999.999 мг СО2
2000 мг СО2
4. Запишите ответ
Ответ : Интенсивность фотосинтеза составляет 2000 мг СО2 за 1 час
Пример выполнения действий №2
1) Прочитайте текст задачи
1. На часть СО2 преподает 0,3 % воздуха по объему .Какой объём воздуха необходим для составления 120 г глюкозы ( при условии полного поглощения углекислого газа растением во время фотосинтеза ) если масса 1 л воздуха составляет 1,2 г?
2) Запишем условия и требования задачи с помощью общепринятых обозначений .
2. Дано :
w(CO2)-0,3 %
p(воздуха )- 1,2 г/л
m(C6H12O6)-120 г
——————————-
Найти :
v(воздуха )-?
3.Запишите решение
Решение :
1.Определим массу СО2 в 1 л воздуха :
1,2 г-100%
х г – 0,3%
х =(1,2г х 0,3%):100% =0,0036(г)
2. Из суммарного уравнения реакции фотосинтеза определяем массу СО» для образования 120 г глюкозы :
(6 СО2)/264+6Н2О+2800кДж=(С6Н12О6/180 )г +6О2;
264г
264г СО2 образует 180 г С6Н12О6;
Хг СО2-120г С6Н12О6;
Х=(264 х120):180 =176(г) СО2
3. Определим объем воздуха ,что содержит 176 г СО2;
1л воздуха -0,0036 г
Хл-176 г
Х=176 х 1 ): 0,0036 =48888,88 (л )
48 889 л воздуха .
4)Запишем ответ
Ответ:Необходимо 48 889 л воздуха
4.Алгоритм определения геологического возраста палеонтологических остатков
Примеры выполнения действий №1
1)Прочитайте текст задачи
1.В найденных в Причерноморье палеонтологических остатков гиппариона выявлено 97,5% радиоактивного 40 К от его начального состава .Определите геологический возраст ископаемой формы .
2)Решение задачи :
1. Первый период полураспада : 100%—— 50%
Искомая величина находится в первом периоде .
2. Вычисляем ,за сколько лет произошел распад 40К в первом периоде :
100%-97,5 =2.5 %
(100-50)%- 300 мл.лет ;
2,5%-х млн. лет ;
Х:300 мл.лет х 2,5:(100-50)%
Х=300 мл. лет х 2,5:(100-50)%=15 мл.лет
2.Послколько вычисление состава 40 К проводится с определенной погрешностью ,то до ответа вносится поправка +- 3 %
15 мл .лет -100%
Х млн.лет -3%
Х:15 мл. лет =3%:100%
Х=(15 мл .лет х 3%):100%=0,45мл.лет
3.Значит окончательный геологический возраст остатков гиппариона составляет 15 мл. лет +- 0,45мл. лет .
4.Запишем ответ
Ответ :Возраст остатков гиппариона 15 мл. лет +-0,45 мл. лет .
Пример выполнения действий №2
1)Прочитайте текст задачи
1.В палеонтологических остатках археоптерикса находится 75% 40К от начального количества .Вычислите возраст ископаемых остатков археоптерикса .
2.Решение :
Первый период полураспада : 100%—— 50 %
100%-75%=25 %
3.Искомая величина находится в первом периоде полураспада
4. Вычисляем ,за сколько лет произойдет распад 25 % 40 К
(100-50)%-300 мл. лет
25%-Х мл . лет
Х :300 мл. лет =25%:(100-50)%
Х=300 мл .лет х 25% ):(100-50 )%
=150 мл. лет
5.Поскольку определенное количество 40К определенную погрешность ,то к ответу вносят поправку -+3 %
150 мл .лет -100%
Хмл.лет-3%
Х%150 мл .лет =3%:100%
Х=(150 мл .лет х 3% ): (100)%=4,5 мл. лет
6.Значит ,окончательный геологический возраст остатков археоптерикса – 150 мл. лет +- 4,5 мл. лет
7 .Ответ :150 мл. лет +- 4,5 мл . лет
5.Алгоритм решения задач по
экологии
Пример выполнения действий №1
1) Прочитайте текст задачи
1. 1 м ^2 культурного биоценоза дает 800 г сухой биомассы за год . Постройте цепочку питания и определите ,какая площадь этого биоценоза необходима ,чтобы с него смог прокормиться человек массой 70 кг (с них 63% составляет вода )
2) Запишите условия и требования задачи с помощью общепринятых обозначений .
2.Дано :
m(человека)=70 (кг)(из низ 63% Н2О);
Продуктивность 1 м ^2 культурного биоценозы -800 г сухой массы на год ;
Цепочка питания :
Растения —-консументы Iпорядка ——-консументы IIпорядка ——-человек
————————————————————
S(биоценоза )-?
3)Запишим решения
Решение :
1.Определяем часть органического вещества в теле человека :
100%-63%=37%
2. Определяем массу органического вещества в теле человека :
3.Определяем массу сухого органического вещества в первом звене цепи питания :
Продуценты ——- консументы— ———консументы ——— человек
26000 кг 1 порядка 2600 кг 2 порядка 260 кг 26 кг
4. Определяем ,какая площадь биоценоза необходима ,чтоб с него прокормился человек в протяжении года :
S( биоценоза )=26000 кг :0,8 кг /м ^2=32500м ^2
5. Запишем ответ
Ответ :Необходимо 3 ,25 га биоценоза
Пример выполнения действий №2
1)Прочитайте текст задачи
1.С какой эффективностью (в %) использует кукуруза энергию солнечных лучей ,если 1 га кукурузного поля получает в протяжении за сутки в виде прироста сухого вещества накапливается 4830 кДж?
2)Решение :
1.Определяем, эффективность использования кукурузной энергии солнечных лучей за день на 1 га :
210 000 кДж-100%
4830 кДж –Х %
Х:100% =4830:210 000;
Х=(4830 х 10 %): 210 000=2,3 %
3) Запишем ответ
Ответ : Эффективность использования солнечной энергии составляет 2.3%
|6. Алгоритм вычисления моногибридного скрещивания
Пример выполнения задачи №1
1)Прочитайте текст задачи
1.У кроликов нормальная длина шерсти есть доминантным признаком ,короткая –рецессивная .У крольчихи с короткой шерстью родилось 7 крольчат ,с которых 4 были короткошерстными и 3 с обычной длинной шерсти .Определите генотип и фенотип крольчат .
2)Запишите условия и требования задачи с помощью общепринятых обозначений .
А-ген ,(нормальной длины шерсти );
а-ген (короткая шерсть );
АА-нормальная длинна шерсти;
Аа- нормальная длинна шерсти ;
Генотип и фенотип кролика -?
3) Запишите решение
Решение:
р (женской особи)аа х (мужская особь) Аа
F( всех крольчат ) 7, из них
4аа 3Аа
короткая шерсть ) (обычная шерсть )
3)Запишем ответ
Ответ:По генотипу отец крольчат гетерозиготный –Аа ; по фенотипу –у него обычная шерсть .
Пример выполнения действий №2
1)Прочитайте текст задачи
1. Две чёрные самки мыши скрестились с коричневым самцом .Одна самка за несколько раз родила 20 чёрных и 17 коричневых мышат ,а другие – чёрных мышат .Определите генотип родителей и потомства .
2)Запишем условия и требования задачи с помощью общепринятых обозначений .
2. Дано :
А- ген чёрной масти
а-ген коричневой масти
АА-черные мыши
аа- коричневые мыши
————————————————
Найти :
Генотип родителей и потомства -?
3)Запишем решение
Решение :
1.Первая самка
р (женской особи)Аа х (мужская особь) аа
F 20 Aa и 17 аа
Черные коричневые
2.Вторая самка
р (женской особи)АА х (мужская особь) аа
F 33 Aa
черные
4) Запишем ответ
Ответ :По генотипу самец гомозиготный 4 рецессивный (аа).Первая самка –гетерозиготная (Аа),ее 20 мышат –гетерозиготные (Аа) и 17 – гомозиготные рецессивные (аа).Вторая самка –гомозиготная доминантная (АА);все её мышата гетерозиготные (Аа).
7.Алгоритм определения на обратное и анализирующее скрещивание
Примеры выполнения задачи №1
1)Прочитайте текст задачи
1.У собаки черный цвет шерсти доминирует над коричневым .Черную самку несколько раз скрещивали с коричневым самцом ,в следствии чего получили 15 чёрных и 13 коричневых щенков .Определите генотип родителей и потомства .
2)Запишите условия задачи с помощью общепринятых обозначений
2. Дано:
А – ген (чёрный цвет шерсти );
а- ген (коричневый цвет шерсти )
АА- чёрные животные ;
аа- коричневые животные
————————————————-
Найти :
Генотип родителей и потомства -?
3)Запишем решение
3. Решение :
р♀Аа х ♂аа
F 15 Aa : 13 аа
черные1 1 коричневые
4)Запишем ответ
Ответ :Самка гетерозиготная (Аа),а самец гомозиготный рецессивный (аа);
Чёрные щенки –гетерозиготные (Аа),коричневые гомозиготные рецессивные(аа).
8.Алгоритм вычисления задач на неполное доминирование (промежуточное наследование ) моногибридного скрещивания
Пример выполнения действий №1
1) Прочитайте текст задачи
1.Аутосомный ген А с неполным доминированием в гомозиготном
состоянии причиняет сильную деформацию конечностей,но гетерозигот
приводит лишь укорочение пальцев (брахидактилию ).Определите
возможные фенотипы детей в семье ,если один из родителей здоровый ,а у
2) Запишите условия и требования задачи с помощью общепринятых
обозначений .
2.Дано :
А- ген ,определяющий развитие аномалии скелета
а- ген , определяющий отсутствие аномалии скелета
АА- деформация конечностей
Аа-укорочения пальцев
аа- нормальный скелет
Найти :
Фенотип детей ?
Гаметы аА
FAаа
50% 50%
брахидактилия нормальный скелет
4)Запишем ответ
Ответ :Вероятность рождения детей с нормальным скелетом в этой семье составляет 50% и с брахидактилией-50%
Пример выполнения действий №2
1) Прочитайте текст задачи
1.Ген а ,что редко случается ,детерминирует у человека развитие наследственной анофтальмии (отсутствие глазных яблок ).Аллейный ген А способствует нормальному развитию глаз .У гетерозигот глазные яблоки уменьшены .Оба родителей гетерозиготные по гену А.Определите расщепление в F1 по генотипу и фенотипу
2)Запишите условия задачи
Дано :
А-ген ,который определяет нормальное развитие глаз
а-ген ,который определяет анофтальмию
АА-нормальные глазные яблоки
Аа –уменьшенные глазные яблоки
аа-анафтальмия
——————————————
Найти :
Генотипы и фенотипы детей -?
3)Запишем решение
Решение :
АаАа
аа
АА АаАааа
25% 50% 25%
нормальные уменьшенные Анафтальмия
глазные яблоки глазные яблоки
4)Запишем ответ :
Ответ:По генотипу среди потомства возможно расщепление в соотношении 1АА :2Аа:1аа. По фенотипу вероятность рождение детей с с нормальными глазными яблоками составляет 25 %,с уменьшенными -50%, с анафтальмией -25%.
9.Алгоритм решения задач на дигибридное скрещивание
Пример выполнения действий №1
1)Прочитайте текст задачи
1.Плоды томатов бывают красными и желтыми ,гладенькими и пышными. Ген красной окраски – доминантный ,пышности –рецессивный .Обе пары в разных хромосомах .Из собранного урожая образовалось ,36 гладких красных и 12 т красных пышных плодов .
2)Запишите условия и требования задачи с помощью общепринятых обозначений .
2.Дано :
А-ген красного цвета плодов ;
а-ген желтого цвета плодов
В-ген гладкой формы
в- ген пышной формы
АА-красные плоды
Аа- красные плоды
аа- желтые плоды
ВВ- гладкие плоды
вв- пышные плоды
——————————————-
Найти :
m( желтых пышных плодов )-?
3)Запишем решение
Решение
р ♀АаВв х ♂АаВв АВ
Гаметы АВ АВ
АвАв
аВаВ
авав
Используем правило фенотипического радикала :
F 9 А-В- 3 А-вв
красные красные
гладкие 36 т пышные 12т
3ааВ- 1аавв
желтые гладкие желтые пышные
12т 4 т
4)Запишите ответ :
Ответ:Среди собранного урожая помидор было 4 т желтых пышных плодов .
Пример выполнения действий №2
1)Прочитайте текст задачи
1.У собак черный цвет шерсти определяется геном В ,коричневый в ,общее окрашивание – S ,черно-рябое –s.Коричневый отец и черно-рябая мать имеют 5 щенков :1 черного ,1 коричневого ,1 черно-рябого ,2 коричнево-черно-рябых . Определите генотип родителей и потомства .
2) Запишите условия задачи с помощью общепринятых обозначений .
2.Дано :
В- ген черного цвета шерсти
в-ген коричневого цвета
S-ген совместного цвета
s-ген пестроты шерсти
Вв,ВВ-черная шерсть
вв- коричневая шерсть
SS,Ss-совместное окрашивание
ss-рябая шерсть
——————————————
Найти :
Генотипы родителей и потомства ?
3)Запишем решение
Решение:
р ♀ Ввss х ♂ ввss
F1 1ВвSs 1ввSs 1Ввss 2ввss
4) Запишите ответ
Ответ: Генотип матери –Ввss; отца –ввSs; генотипы щенят – ВвSs,ввSs,Ввss,ввss
10.Алгоритм решения задач на полигибридное скрещивание
Пример выполнения задач №1
1 )Прочитайте текст задачи
1.У человека антигены системы АВ детерминированы множественной аллеломорфойI0,IA,IB; резус антиген (Rh+iRh-)аллелями Did;MN группы крови – кодоминантными аллелями MiN.Генотип матери- I0I0NNDd, отца-IAIBMMdd.Какие фенотипы возможны у их детей ?
2)Запишите условия задачи
2.Дано :
I0I0-I группа крови
IAIA илиIAI0- IIгруппа кровии
IBIB или IBI0-IIIгруппа крови
Возможные фенотипы детей -?
3)Запишите решение
Решение :
I0I0NNDdIAIBMMdd
?
I0Nd IBMd
F IAI0MNDd-IIгр.,MN,Rh+ — 25%
IAI0MNdd-IIгр.,MN,Rh- -25%
IBI0MNDd-IIIгр.,MN,Rh+ -25%
IBI0MNDd-IIIгр. ,MN,Rh- -25%
4)Запишитеответ
Ответ: Вэтойсемьемогутродитьсядетичетырехфенотипов :
IIгр.,MN,Rh + 25%
11.Алгоритм решения задач на взаимодействие неаллельных генов
Пример выполнения действий №1
1)Прочитайте условия задачи
1.У коней черная масть обусловлена доминантным геном В,рыжая-рецессивной в .Ген С с другой пары генов эпистатичный относительно генов В и в и дает серую масть .При скрещивании серого животного с генотипом ВВСС и рыжей с генотипом ввсс первое поколение было серой масти .Определите расщепление в другом поколении по фенотипам и генотипам
2) Запишите условия задачи .
Дано :
В-ген обозначающий черную масть
в-ген,обозначающий рыжую масть
С- эпистатичныйген серой масти
с- ген, который способствует проявлению окраски
ВВСС,ВВСс,
ВвСс,ВвСС, — серая масть ;
ввСС,ввСс
ВВсс — черная масть
Ввсс
ввсс – рыжая масть
—————————————
Найти :
Фенотипы и генотипы коней в F2-?
3) Запишем решение
Решение :
р ♀ ВВСС х ♂ ввсс
гаметы ВС вс
F1 ВвСс- 100% серая масть
р ♀ ВвСс х ♂ ВвСс
гаметы ВС ВС
ВсВс
bС bC
bcbc
🔍 Видео
2 закон. Менделя решение задачиСкачать
Основы генетики. Что такое ген, аллельные гены, генотип, фенотип, кариотип? | Биология | TutorOnlineСкачать
Решение задач на энергетический обмен.Скачать
Третий закон Менделя / ЗадачаСкачать
Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать
Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!Скачать