Разделы: Математика
Класс: 10
Цели:
- Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения рациональных неравенств.
- Содействовать развитию математического мышления учащихся,умению комментировать,тренировать память.
- Воспитание ответственного отношения к учебному труду,чувства товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал(разноуровневые карточки с практическими заданиями).
Структура урока:
- Сообщение темы и цели урока (1 мин.)
- Проверка домашнего задания (5 мин.)
- Систематизация знаний и умений по пройденному материалу (10 мин.)
- Инструктирование по выполнению заданий в группах (3 мин.)
- Выполнение заданий в группах (15 мин.)
- Проверка и обсуждение полученных результатов (8 мин.)
- Постановка домашнего задания (2 мин.)
- Подведение итогов урока (1 мин.)
- Ход урока
- I. Сообщение темы и цели урока.
- II. Проверка домашнего задания.
- III. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.
- V. Выполнение заданий в группах.
- VI. Проверка и обсуждение полученных результатов.
- Показательные уравнения и неравенства
- Показательная функция
- Что такое показательная функция?
- Решение показательных неравенств
- Показательные уравнения и неравенства с примерами решения
- Решении показательных уравнений
- Показательные уравнения и их системы
- Пример №1
- Пример №2
- Пример №3
- Пример №4
- Пример №5
- Пример №6
- Системы простейших показательных уравнений
- Пример №7
- Пример №8
- Пример №9
- Приближенное решение уравнений
- Пример №10
- Нахождение приближенного корня с заданной точностью
- Пример №11
- 💡 Видео
Видео:Как решать уравнения и неравенства? | Ботай со мной #072 | Борис Трушин |Скачать
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем решать неравенства методом интервалов и методом замены переменных. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Ньютона:“При изучении наукпримеры не менее поучительны,нежели правила” и слова Ломоносова: “Примеры учат больше,чем теория”.
II. Проверка домашнего задания.
На дом были даны неравенства. Проверьте ваше решение по интерактивной доске.
Отметим на числовой оси корни числителя и знаменателя.
Ответ: Є (-3; 1]
≥
Преобразуем исходное неравенство
– ≥ 0
≥ 0
≥ 0
≥ 0
Применим метод интервалов.
III. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.
Решим методом интервалов следующее неравенство. (Учитель на доске дает образец решения неравенств).
≥ 0
Рассмотрим функцию
1. Область определения функции f(x)находим из системы неравенств
Область определения: [-4; 3) U (3; 4]
2. Уравнение f (x) ═ 0 имеет корни: -4; 4; 3,5
Ответ: [-4; 3) U [3,5; 4]
Следующее неравенство решим методом замены переменных.
()² + 7 () +12 0
≤ 0 ≥ 0
V. Выполнение заданий в группах.
VI. Проверка и обсуждение полученных результатов.
Проверьте по интерактивной доске решение работы.
Учащиеся осуществляют самопроверку и самооценку заданий. Получают разъяснения по возникающим при этом вопросам.
Ответы к рассмотренному варианту.
Воспользуемся методом интервалов, получим :
≤ 0
Замена
Тогда t-1 — ≤ 0
Видео:решение УРАВНЕНИЙ решение НЕРАВЕНСТВ 10 11 классСкачать
Показательные уравнения и неравенства
Решение большинства математических задач так или иначе связано с преобразованием числовых, алгебраических или функциональных выражений. Сказанное в особенности относится к решению показательных уравнений и неравенств. В вариантах ЕГЭ по математике к такому типу задач относится, в частности, задача C3. Научиться решать задания C3 важно не только с целью успешной сдачи ЕГЭ, но и по той причине, что это умение пригодится при изучении курса математики в высшей школе.
Выполняя задания C3, приходится решать различные виды уравнений и неравенств. Среди них — рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические, содержащие модули (абсолютные величины), а также комбинированные. В этой статье рассмотрены основные типы показательных уравнений и неравенств, а также различные методы их решений. О решении остальных видов уравнений и неравенств читайте в рубрике «Методическая копилка репетитора по физике и математике» в статьях, посвященных методам решения задач C3 из вариантов ЕГЭ по математике.
Прежде чем приступить к разбору конкретных показательных уравнений и неравенств, как репетитор по математике, предлагаю вам освежить в памяти некоторый теоретический материал, который нам понадобится.
Видео:Как решать неравенства? Математика 10 класс | TutorOnlineСкачать
Показательная функция
Что такое показательная функция?
Функцию вида y = a x , где a > 0 и a ≠ 1, называют показательной функцией.
Основные свойства показательной функции y = a x :
Свойство | a > 1 | 0 только в показателях каких-либо степеней. Для решения показательных уравнений требуется знать и уметь использовать следующую несложную теорему: Помимо этого, полезно помнить об основных формулах и действиях со степенями: 0,, b>0: \ a^0 = 1, 1^x = 1; \ a^<frac>=sqrt[n] , (kin Z,, nin N);\ a^ = frac; \ a^xcdot a^y = a^; \ frac=a^; \ (a^x)^y = a^; \ a^xcdot b^x = (ab)^x; \ frac=left(fracright)^x.\ end> ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> Пример 1. Решите уравнение: Решение: используем приведенные выше формулы и подстановку: Уравнение тогда принимает вид: Дискриминант полученного квадратного уравнения положителен: 0. ]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> Это означает, что данное уравнение имеет два корня. Находим их: Переходя к обратной подстановке, получаем: Второе уравнение корней не имеет, поскольку показательная функция строго положительна на всей области определения. Решаем второе: С учетом сказанного в теореме 1 переходим к эквивалентному уравнению: x = 3. Это и будет являться ответом к заданию. Ответ: x = 3. Пример 2. Решите уравнение: Решение: ограничений на область допустимых значений у уравнения нет, так как подкоренное выражение имеет смысл при любом значении x (показательная функция y = 9 4 -x положительна и не равна нулю). Решаем уравнение путем равносильных преобразований с использованием правил умножения и деления степеней: Последний переход был осуществлен в соответствии с теоремой 1. Пример 3. Решите уравнение: Решение: обе части исходного уравнения можно поделить на 0,2 x . Данный переход будет являться равносильным, поскольку это выражение больше нуля при любом значении x (показательная функция строго положительна на своей области определения). Тогда уравнение принимает вид: Ответ: x = 0. Пример 4. Решите уравнение: Решение: упрощаем уравнение до элементарного путем равносильных преобразований с использованием приведенных в начале статьи правил деления и умножения степеней: Деление обеих частей уравнения на 4 x , как и в предыдущем примере, является равносильным преобразованием, поскольку данное выражение не равно нулю ни при каких значениях x. Ответ: x = 0. Пример 5. Решите уравнение: Решение: функция y = 3 x , стоящая в левой части уравнения, является возрастающей. Функция y = —x-2/3, стоящая в правой части уравнения, является убывающей. Это означает, что если графики этих функций пересекаются, то не более чем в одной точке. В данном случае нетрудно догадаться, что графики пересекаются в точке x = -1. Других корней не будет. Ответ: x = -1. Пример 6. Решите уравнение: Решение: упрощаем уравнение путем равносильных преобразований, имея в виду везде, что показательная функция строго больше нуля при любом значении x и используя правила вычисления произведения и частного степеней, приведенные в начале статьи: Ответ: x = 2. Видео:Равносильность уравнений и неравенств. Видеоурок 7. Алгебра 10 классСкачать Решение показательных неравенствПоказательными называются неравенства, в которых неизвестная переменная содержится только в показателях каких-либо степеней. Для решения показательных неравенств требуется знание следующей теоремы: Теорема 2. Если a > 1, то неравенство a f(x) > a g(x) равносильно неравенству того же смысла: f(x) > g(x). Если 0 f(x) > a g(x) равносильно неравенству противоположного смысла: f(x) 2x , при этом (в силу положительности функции y = 3 2x ) знак неравенства не изменится: Тогда неравенство примет вид: Итак, решением неравенства является промежуток: переходя к обратной подстановке, получаем: Левое неравенства в силу положительности показательной функции выполняется автоматически. Воспользовавшись известным свойством логарифма, переходим к эквивалентному неравенству: Поскольку в основании степени стоит число, большее единицы, эквивалентным (по теореме 2) будет переход к следующему неравенству: Итак, окончательно получаем ответ: Пример 8. Решите неравенство: Решение: используя свойства умножения и деления степеней, перепишем неравенство в виде: Введем новую переменную: С учетом этой подстановки неравенство принимает вид: Умножим числитель и знаменатель дроби на 7, получаем следующее равносильное неравенство: Итак, неравенству удовлетворяют следующие значения переменной t: Тогда, переходя к обратной подстановке, получаем: Поскольку основание степени здесь больше единицы, равносильным (по теореме 2) будет переход к неравенству: Окончательно получаем ответ: Пример 9. Решите неравенство: Решение: Делим обе части неравенства на выражение: Оно всегда больше нуля (из-за положительности показательной функции), поэтому знак неравенства изменять не нужно. Получаем: Воспользуемся заменой переменной: Исходное уравнение тогда принимает вид: Итак, неравенству удовлетворяют значения t, находящиеся в промежутке: Переходя к обратной подстановке получаем, что исходное неравенство распадается на два случая: Первое неравенство решений не имеет в силу положительности показательной функции. Решаем второе: Поскольку основание степени в данном случае оказалось меньше единицы, но больше нуля, равносильным (по теореме 2) будет переход к следующему неравенству: Итак, окончательный ответ: Пример 10. Решите неравенство: Решение: Ветви параболы y = 2x+2-x 2 направлены вниз, следовательно она ограничена сверху значением, которое она достигает в своей вершине: Ветви параболы y = x 2 -2x+2, стоящей в показателе, направлены вверх, значит она ограничена снизу значением, которое она достигает в своей вершине: Вместе с этим ограниченной снизу оказывается и функция y = 3 x 2 -2x+2 , стоящая в правой части уравнения. Она достигает своего наименьшего значения в той же точке, что и парабола, стоящая в показателе, и это значение равно 3 1 = 3. Итак, исходное неравенство может оказаться верным только в том случае, если функция слева и функция справа принимают в одной точке значение, равное 3 (пересечением областей значений этих функций является только это число). Это условие выполняется в единственной точке x = 1. Ответ: x = 1. Для того, чтобы научиться решать показательные уравнения и неравенства, необходимо постоянно тренироваться в их решении. В этом нелегком деле вам могут помочь различные методические пособия, задачники по элементарной математике, сборники конкурсных задач, занятия по математике в школе, а также индивидуальные занятия с профессиональным репетитором. Искренне желаю вам успехов в подготовке и блестящих результатов на экзамене. P. S. Уважаемые гости! Пожалуйста, не пишите в комментариях заявки на решение ваших уравнений. К сожалению, на это у меня совершенно нет времени. Такие сообщения будут удалены. Пожалуйста, ознакомьтесь со статьёй. Возможно, в ней вы найдёте ответы на вопросы, которые не позволили вам решить своё задание самостоятельно. Видео:Профильный ЕГЭ 2023. Задача 14. Неравенства. Метод интервалов. 10 классСкачать Показательные уравнения и неравенства с примерами решенияСодержание: Рассмотрим уравнения, в которых переменная (неизвестное) находится в показателе степени. Например: Уравнения такого вида принято называть показательными. Видео:Алгебра 10 класс (Урок№20 - Иррациональные уравнения и неравенства.)Скачать Решении показательных уравненийПри решении показательных уравнений нам будет полезно следствие из теоремы о свойствах показательной функции. Пусть Каждому значению показательной функции соответствует единственный показатель s. Пример: Решение: Согласно следствию из равенства двух степеней с одинаковым основанием 3 следует равенство их показателей. Таким образом, данное уравнение равносильно уравнению Пример: Решение: а) Данное уравнение равносильно (поясните почему) уравнению Если степени с основанием 3 равны, то равны и их показатели: Решив это уравнение, получим Ответ: При решении каждого уравнения из примера 2 сначала обе части уравнения представили в виде степени с одним и тем же основанием, а затем записали равенство показателей этих степеней. Пример: Решение: а) Данное уравнение равносильно уравнению Решая его, получаем: Так как две степени с одинаковым основанием 2 равны, то равны и их показатели, т. е. откуда находим б) Разделив обе части уравнения на получим уравнение равносильное данному. Решив его, получим Ответ: При решении примера 3 а) левую часть уравнения разложили на множители. Причем за скобку вынесли такой множитель, что в скобках осталось числовое выражение, не содержащее переменной. Пример: Решить уравнение Решение: Обозначим тогда Таким образом, из данного уравнения получаем откуда находим: Итак, с учетом обозначения имеем: При решении примера 4 был использован метод введения новой переменной, который позволил свести данное уравнение к квадратному относительно этой переменной. Пример: Решить уравнение Решение: Можно заметить, что 2 — корень данного уравнения. Других корней уравнение не имеет, так как функция, стоящая в левой части уравнения, возрастающая, а функция, стоящая в правой части уравнения, убывающая. Поэтому уравнение имеет не более одного корня (см. теорему из п. 1.14). Пример: Решить уравнение Решение: Пример: При каком значении а корнем уравнения является число, равное 2? Решение: Поскольку х = 2 — корень, то верно равенство Решив это уравнение, найдем Ответ: при Показательные уравнения и их системыПоказательным уравнением называется уравнение, в ко тором неизвестное входит в показатель степени. При решении показательных уравнений полезно использовать следующие тождества: Приведем методы решения некоторых типов показательных уравнений. 1 Приведение к одному основанию. Метод основан на следующем свойстве степеней: если две степени равны и равны их основания, то равны и их показатели, т.е. уравнения надо попытаться привести к виду . Отсюда Пример №1Решите уравнение Решение: Заметим, что и перепишем наше уравнение в виде Применив тождество (1), получим Зх — 7 = -7х + 3, х = 1. Пример №2Решить уравнение Решение: Переходя к основанию степени 2, получим: Согласно тождеству (2), имеем Последнее уравнение равносильно уравнению 4х-19 = 2,5х. 2 Введение новой переменной. Пример №3Решить уравнение Решение: Применив тождество 2, перепишем уравнение как Введем новую переменную: Получим уравнение которое имеет корни Однако кореньне удовлетворяет условию Значит, Пример №4Решить уравнение Решение: Разделив обе части уравнения на получим: последнее уравнение запишется так: Решая уравнение, найдем Значение не удовлетворяет условию Следовательно, Пример №5Решить уравнение Решение: Заметим что Значит Перепишем уравнение в виде Обозначим Получим Получим Корнями данного уравнения будут Следовательно, III Вынесение общего множителя за скобку. Пример №6Решить уравнение Решение: После вынесения за скобку в левой части , а в правой , получим Разделим обе части уравнения на получим Системы простейших показательных уравненийПример №7Решите систему уравнений: Решение: По свойству степеней система уравнений равносильна следующей системе :Отсюда получим систему Очевидно, что последняя система имеет решение Пример №8Решите систему уравнений: Решение: По свойству степеней система уравнений равносильна следующей системе: Последняя система, в свою очередь, равносильна системе: Умножив второе уравнение этой системы на (-2) и сложив с первым, получим уравнение —9х=-4. Отсюда, найдем Подставив полученное значение во второе уравнение, получим Пример №9Решите систему уравнений: Решение: Сделаем замену: Тогда наша система примет вид: Очевидно, что эта система уравнений имеет решение Тогда получим уравнения Приближенное решение уравненийПусть многочлен f(х) на концах отрезка [a,b] принимает значения разных знаков, то есть . Тогда внутри этого отрезка существует хотя бы одно решение уравнения Дх)=0. Это означает, что существует такое (читается как «кси»), что Это утверждение проиллюстрировано на следующем чертеже. Рассмотрим отрезок содержащий лишь один корень уравнения . Метод последовательного деления отрезка пополам заключается в последовательном разделении отрезка [a, b] пополам до тех пор, пока длина полученного отрезка не будет меньше заданной точности
Метод последовательного деления пополам проиллюстрирован на этом чертеже: Для нахождения интервала, содержащего корень уравнения вычисляются значения Оказывается, что для корня данного уравнения выполнено неравенство. Значит, данное уравнение имеет хотя бы один корень, принадлежащий интервалу (-1 -А; 1+А). Для приближенного вычисления данного корня найдем целые и удовлетворяющие неравенству Пример №10Найдите интервал, содержащий корень уравнения Решение: Поделив обе части уравнения на 2 , получим, Так как, для нового уравнения Значит, в интервале, уравнение имеет хотя бы один корень. В то же время уравнение при не имеет ни одного корня, так как, выполняется. Значит, корень уравнения лежит в (-2,5; 0). Для уточнения этого интервала положим Для проверим выполнение условия Значит, уравнение имеет корень, принадлежащий интервалу (-1; 0). Нахождение приближенного корня с заданной точностьюИсходя из вышесказанного, заключаем, что если выполнено неравенство корень уравнения принадлежит интервалу ПустьЕсли приближенный корень уравнения с точностью . Если то корень лежит в интервале если то корень лежит в интервале . Продолжим процесс до нахождения приближенного значения корня с заданной точностью. Пример №11Найдите приближенное значение корня уравнения с заданной точностью Решение: Из предыдущего примера нам известно, что корень лежит в интервале (-1; 0). Из того, что заключаем, что корень лежит в интервале (-0,5; 0). Так как, |(-0,25)41,5(-0,25)2+2,5(-0,25)+0,5| = |-0,046| 1. Если Пусть Изображения графиков показательной функции подсказывают это свойство. На рисунке 27 видно, что при а > 1 большему значению функции соответствует большее значение аргумента. А на рисунке 30 видно, что при 0 При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC. Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг. 💡 ВидеоАлгебра 10 класс (Урок№19 - Равносильные уравнения и неравенства.)Скачать Как понять неравенства? Квадратные неравенства. Линейные и сложные неравенства | TutorOnlineСкачать Как решать неравенства? 9 - 11 класс. Вебинар | Математика TutorOnlineСкачать Урок 10. Сложные уравнения и неравенства. Решение уравнений высоких степеней. Вебинар | МатематикаСкачать Решение неравенства методом интерваловСкачать Подготовка к ОГЭ . Рациональные неравенства | Математика | TutorOnlineСкачать 10 класс, 22 урок, Простейшие тригонометрические уравнения неравенстваСкачать СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать Неравенства. Метод интервалов | Математика ЕГЭ для 10 класса | УмскулСкачать Как решать неравенства? Часть 1| МатематикаСкачать Алгебра 10 класс (Урок№3 - Квадратные уравнения, неравенства и их системы.)Скачать Как решить неравенства с модулем?Скачать |