Восьмое задание в модуле алгебре проверяет знания в области обращения со степенями и подкоренными выражениями.
При выполнении задания №4 ОГЭ по математике проверяются не только навыки выполнения вычисления и преобразований числовых выражений, но и умение преобразовывать алгебраические выражения. Возможно, потребуется выполнить действия со степенями с целым показателем, с многочленами, тождественные преобразования рациональных выражений.
В соответствии с материалами проведения основного экзамена могут быть задания, в которых потребуется выполнение тождественных преобразований рациональных выражений, разложение многочленов на множители, использование процентов и пропорций, признаков делимости.
Ответом в задании №8 является одна из цифр 1; 2; 3; 4 соответствующая номеру предложенного варианта ответа к заданию.
- Теория к заданию №4
- Разбор типовых вариантов задания №4 ОГЭ по математике
- Первый вариант задания
- Второй вариант задания
- Третий вариант задания
- Четвертый вариант задания
- Пятый вариант задания (демонстрационный вариант ОГЭ 2017)
- Шестой вариант задания
- Седьмой вариант задания
- Задание 8 ОГЭ по математике. Числа, вычисления и алгебраические выражения.
- Задание №8 ОГЭ по математике
- Теория к заданию №8
- 🔥 Видео
Теория к заданию №4
Из теоретического материала нам пригодятся правила обращения со степенями:
Правила работы с подкоренными выражениями:
В моих разобранных вариантах представлены данные правила — в разборе первого варианта третьего задания представлены правила обращения со степенями, а во втором и третьем варианте разобраны примеры работы подкоренными выражениями.
Разбор типовых вариантов задания №4 ОГЭ по математике
Первый вариант задания
Какое из данных ниже выражений при любых значениях n равно произведению 121 • 11 n ?
Решение:
Для решения данной задачи необходимо вспомнить следующие правила обращения со степенями:
- при умножении степени складываются
- приделении степени вычитаются
- при возведении степени в степень степени перемножаются
- при извлечении корня степени делятся
Кроме того, для решения необходимо представить 121 как степень 11, а именно это 11 2 .
121 • 11 n = 11 2 • 11 n
С учетом правила умножения, складываем степени:
11 2 • 11 n = 11 n+2
Следовательно, нам подходит второй ответ.
Второй вариант задания
Значение какого из данных ниже выражений является наибольшим?
Решение:
Для решения данного задания нужно привести все выражения к общему виду — представить выражения в виде подкоренных выражений:
Переносим 3 под корень:
3√5 = √(3² •5) = √(9•5) = √45
Переносим 2 под корень:
2√11 = √(2² • 11) = √(4 • 11) =√44
Переносим 2 под корень:
2√10 = √(2² • 10) = √(4 • 10) =√40
Возводим 6,5 в квадрат:
Посмотрим на все получившиеся варианты:
Следовательно, правильный ответ первый
Третий вариант задания
Какое из данных чисел является рациональным?
Решение:
Для решения этой задачи нужно действовать следующим образом:
Сначала разберемся, степень какого числа рассмотрена в данном примере — это число 9, так как его квадрат 81, и это уже чем-то похоже на выражения в ответах. Далее рассмотрим формы числа 9 — это могут быть:
Рассмотри каждое из них:
Следовательно, число √0,81 является рациональным, остальные же числа
хотя и похожи на форму 9 в квадрате, не являются рациональными.
Таким образом, правильный ответ третий.
Четвертый вариант задания
По просьбе подписчика моего сообщества Спадило Дианы, привожу разбор следующего задания №4:
Какое из данных ниже чисел является значением выражения?
Решение:
Заметим, что в знаменателе присутствует разность (4 — √14), от которой нам необходимо избавиться. Как же это сделать?
Для этого вспоминаем формулу сокращенного умножения, а именно разность квадратов! Чтобы правильно её применить в этом задании необходимо помнить правила обращения с дробями. В данном случае вспоминаем, что дробь не изменяется, если числитель и знаменатель домножить на одно и то же число или выражение. Для разности квадратов нам не хватает выражения (4 + √14), значит, домножим на него числитель и знаменатель.
После этого в числителе получим 4 + √14, а в знаменателе разность квадратов: 4² — (√14)². После этого знаменатель легко вычисляется:
Суммарно наши действия выглядят так:
Хотите, чтобы ваше задание я разобрал и представил здесь? Подписывайтесь на мою группу Спадило и присылайте задание в личные сообщения группы!
Пятый вариант задания (демонстрационный вариант ОГЭ 2017)
Значение какого из выражений является рациональным числом?
Решение:
В данном задании у нас проверяют навыки операций с иррациональными числами.
Разберем каждый вариант ответа в решении:
√6 само по себе является иррациональным числом, для решения подобных задач достаточно помнить, что рационально извлечь корень можно из квадратов натуральных чисел, например, 4, 9, 16, 25…
При вычитании из иррационального числа любого другого, кроме его же самого, приведет вновь к иррациональному числу, таким образом, в этом варианте получается иррациональное число.
При умножении корней, мы можем извлечь корень из произведения подкоренных выражений, то есть:
Но √15 является иррациональным, поэтому данный вариант ответа не подходит.
При возведении квадратного корня в квадрат, мы получаем просто подкоренное выражение (если уж быть точнее, то подкоренное выражение по модулю, но в случае числа, как в данном варианте, это не имеет значения), поэтому:
Данный вариант ответа нам подходит.
Данное выражение представляет продолжение 1 пункта, но если √6-3 иррациональное число, то никакими известными нам операциями перевести в рациональное его нельзя.
Шестой вариант задания
Найдите значение выражения:
Решение:
В 1-м корне представляем 4900 в виде произведения 49·100. Оба эти числа являются точными квадратами: 49=7 2 и 100=10 2 . И, значит, число под корнем можно полностью вынести из-под него, применив правила работы с подкоренными выражениями. В целом получаем:
По аналогии извлекаем и 2-й корень:
В итоге получаем:
Седьмой вариант задания
Найдите значение выражения:
Решение:
Используем правило умножения и деления степеней с одинаковым основанием. Заключается оно в том, что при их умножении показатели степеней суммируются, а при делении вычитаются (от показателя в числителе вычитается показатель, стоящий в знаменателе). Тогда получаем:
Видео:Задание 9 на ОГЭ по математике 2023 / Разбираем все типы уравнений за 5 минут!Скачать
Задание 8 ОГЭ по математике. Числа, вычисления и алгебраические выражения.
При выполнении задания 8 ОГЭ по математике необходимо: знать свойства степеней и корней, уметь сравнивать рациональные и иррациональные числа, применять формулы сокращённого умножения.
Пример 1. Найдите значение выражения . В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 84 2) 2352 3) 4) 252
Решение. Произведение корней равно корню из произведения, т. е. . Тогда
Ответ: 1.
Пример 2. Найдите значение выражения . В ответе укажите номер правильного варианта.
Ответ: 3.
Пример 3. На рулоне обоев имеется надпись, гарантирующая, что длина полотна обоев находится в пределах 10 ± 0,05 м. Какую длину не может иметь полотно при этом условии?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 10,03 2) 10,05 3) 9,96 4) 10,08
Решение. Длина рулона находится в интервале от 10 — 0,05 = 9,95 м до 10 + 0,05 = 10,05 м. Таким образом, только число 10,08 не попадает в этот диапазон.
Ответ: 4.
Пример 4. Сравните числа и 14. В ответе укажите номер правильного варианта.
Решение. Очевидно, что равенство между заданными числами невозможно. Предположим, что справедливо неравенство Возведём обе части неравенства в квадрат и проведём соответствующие преобразования:
Полученное неравенство неверно, а это значит, что предположение неверно. Тогда верно неравенство .
Ответ: 1.
Пример 5. Укажите наименьшее из чисел. В ответе укажите номер правильного варианта.
Решение. Сравним сначала первые три числа, представив их в виде корней:
Из этих чисел наименьшим является . Осталось сравнить его с четвёртым значением.
Результат очевиден. Наименьшим оказалось число под номером 4.
Ответ: 4.
Пример 6. Представьте выражение в виде степени с основанием m. В ответе укажите номер правильного варианта.
Решение. Используем свойства степеней:
Ответ: 2.
Пример 7. Вычислите . В ответе укажите номер правильного варианта.
Решение. Используем свойства степеней:
Ответ: 3.
Пример 8. Какое из чисел является иррациональным? В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 2) 3) 4) все числа иррациональны
Решение. Если в результате вычислений или преобразований всё равно остаётся корень, то число является иррациональным:
1) (рациональное число)
2) (иррациональное число)
3) (рациональное число)
Ответ: 2.
Пример 9. Какое из числовых выражений является рациональным? В ответе укажите номер правильного варианта.
Решение. Если в результате вычислений корень «исчезнет», то число является рациональным:
Видео:Задание 8 на ОГЭ 2024. Полный разбор всех типов!Скачать
Задание №8 ОГЭ по математике
Восьмое задание в модуле алгебре проверяет знания в области обращения со степенями и подкоренными выражениями. При выполнении задания №8 ОГЭ по математике проверяются не только навыки выполнения вычисления и преобразований числовых выражений, но и умение преобразовывать алгебраические выражения. Возможно, потребуется выполнить действия со степенями с целым показателем, с многочленами, тождественные преобразования рациональных выражений. В соответствии с материалами проведения основного экзамена могут быть задания, в которых потребуется выполнение тождественных преобразований рациональных выражений, разложение многочленов на множители, использование процентов и пропорций, признаков делимости. Ответом в задании №8 является одна из цифр 1; 2; 3; 4 соответствующая номеру предложенного варианта ответа к заданию.
Теория к заданию №8
Из теоретического материала нам пригодятся правила обращения со степенями:
Правила работы с подкоренными выражениями:
Кроме этого, нам понадобятся формулы сокращенного умножения:
(a + b) 2 = a 2 + 2ab + b 2
(a – b) 2 = a 2 – 2ab + b 2
a 2 – b 2 = (a + b)(a – b)
(a + b) 3 = a 3 + 3a 2 b + 3ab 2 + b 3
(a – b) 3 = a 3 – 3a 2 b + 3ab 2 – b 3
a 3 + b 3 = (a + b)( a 2 – ab + b 2 )
a 3 – b 3 = (a – b)( a 2 + ab + b 2 )
Правила операций с дробями:
Какое из данных ниже выражений при любых значениях n равно произведению 121 • 11 n ?
Для решения данной задачи необходимо вспомнить следующие правила обращения со степенями:
- при умножении степени складываются
- приделении степени вычитаются
- при возведении степени в степень степени перемножаются
- при извлечении корня степени делятся
Кроме того, для решения необходимо представить 121 как степень 11, а именно это 11 2 .
121 • 11 n = 11 2 • 11 n
С учетом правила умножения, складываем степени:
11 2 • 11 n = 11 n+2
Следовательно, нам подходит второй ответ.
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить
Значение какого из данных ниже выражений является наибольшим?
Для решения данного задания нужно привести все выражения к общему виду — представить выражения в виде подкоренных выражений:
Переносим 3 под
Корень — осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.
3√5 = √(3² •5) = √(9•5) = √45
Переносим 2 под корень:
2√11 = √(2² • 11) = √(4 • 11) =√44
Переносим 2 под корень:
2√10 = √(2² • 10) = √(4 • 10) =√40
Возводим 6,5 в квадрат:
Посмотрим на все получившиеся варианты:
Следовательно, правильный ответ первый.
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить
Какое из данных чисел является рациональным?
Для решения этой задачи нужно действовать следующим образом:
Сначала разберемся, степень какого числа рассмотрена в данном примере — это число 9, так как его квадрат 81, и это уже чем-то похоже на выражения в ответах. Далее рассмотрим формы числа 9 — это могут быть:
Рассмотри каждое из них:
Следовательно, число √0,81 является рациональным, остальные же числа
хотя и похожи на форму 9 в квадрате, не являются рациональными.
Таким образом, правильный ответ третий.
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить
Какое из данных ниже чисел является значением выражения?
Заметим, что в знаменателе присутствует разность (4 – √14), от которой нам необходимо избавиться. Как же это сделать?
Для этого вспоминаем формулу сокращенного умножения, а именно разность квадратов! Чтобы правильно её применить в этом задании необходимо помнить правила обращения с дробями. В данном случае вспоминаем, что дробь не изменяется, если числитель и знаменатель домножить на одно и то же число или выражение. Для разности квадратов нам не хватает выражения (4 + √14), значит, домножим на него числитель и знаменатель.
После этого в числителе получим 4 + √14, а в знаменателе разность квадратов: 4² – (√14)². После этого знаменатель легко вычисляется:
Суммарно наши действия выглядят так:
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить
Значение какого из выражений является рациональным числом?
В данном задании у нас проверяют навыки операций с иррациональными числами.
Разберем каждый вариант ответа в решении:
√6 само по себе является иррациональным числом, для решения подобных задач достаточно помнить, что рационально извлечь
Корень — осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.
При вычитании из иррационального числа любого другого, кроме его же самого, приведет вновь к иррациональному числу, таким образом, в этом варианте получается иррациональное число.
При умножении корней, мы можем извлечь корень из произведения подкоренных выражений, то есть:
Но √15 является иррациональным, поэтому данный вариант ответа не подходит.
При возведении квадратного
Корень — осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.
Данный вариант ответа нам подходит.
Данное выражение представляет продолжение 1 пункта, но если √6-3 иррациональное число, то никакими известными нам операциями перевести в рациональное его нельзя.
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить
Найдите значение выражения:
Корень — осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить
Используем правило умножения и деления степеней с одинаковым основанием. Заключается оно в том, что при их умножении показатели степеней суммируются, а при делении вычитаются (от показателя в числителе вычитается показатель, стоящий в знаменателе). Тогда получаем:
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить
Найдите значение выражения: (x + 5) 2 — x (x- 10) при x = — 1/20
В данном случае необходимо сначала упростить выражение, для этого раскроем скобки:
(x + 5) 2 – x (x – 10) = x 2 + 2 • 5 • x + 25 – x 2 + 10x
Затем приведем подобные слагаемые:
x 2 + 2 • 5 • x + 25 – x 2 + 10x = 20 x + 25
Далее подставим x из условия:
20 x + 25 = 20 • (-1/20) + 25 = – 1 + 25 = 24
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить
Найдите значение выражения:
при a = 13, b = 6,8
В данном случае, в отличие от первого, мы будем упрощать выражение вынося за скобки, а не раскрывая их.
Сразу можно заметить, что b присутствует у первой дроби в числителе, а у второй – в знаменателе, поэтому можем их сократить. Семь и четырнадцать тоже сокращаются на семь:
Далее выносим из числителя второй дроби a:
Подставляем значение a = 13:
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить
Найдите значение выражения:
при x = √45 , y = 0,5
Итак, в данном задании при вычитании дробей нам необходимо привести их к общему знаменателю. Общий знаменатель – это 15 x y, для этого необходимо первую дробь домножить на 5 y – и числитель и знаменатель, естественно:
Далее, после того как дроби приведены к общему знаменателю, можно производить вычисления. Вычислим числитель:
5 y – (3 x + 5 y) = 5 y – 3 x – 5 y = – 3 x
Тогда дробь примет вид:
Выполнив простые сокращения числителя и знаменателя на 3 и на x, получим: – 1/5 y
Подставим значение y = 0,5: – 1 / (5 • 0,5) = – 1 / 2,5 = – 0,4
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить
Найдите значение выражения
В первую очередь в заданиях такого типа необходимо упростить выражение, а затем подставить числа. Приведем выражение к общему знаменателю – это b, для этого умножим первое слагаемое на b, после этого получим в числителе:
Приведем подобные слагаемые – это 9b² и – 9b², в числителе остается 5a. Запишем конечную дробь:
Вычислим её значение, подставив числа из условия:
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить
Найдите значение выражения при x = 12:
Выполним тождественные преобразования выражения, чтобы упростить его. 1-й шаг – переход от деления дробей к их умножению:
далее в знаменателе второй дроби сворачиваем выражение по формуле сокращенного умножения (используем ф-
Луб — это сложная проводящая ткань, по которой продукты фотосинтеза (органические вещества) транспортируются из листьев ко всем органам растения (к корневищам, плодам, семенам и т. д.).
теперь сокращаем выражение (в числителе первой дроби и в знаменателе второй) и приходим к окончательно упрощенному виду:
Подставляем числовое значение для х в полученное выражение и находим результат:
Ответ: 0,6
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить
Найдите значение выражения:
Упрощение заданного выражения нужно начать с преобразований в скобках. Здесь следует привести дроби к общему знаменателю:
теперь переходим от деления дробей к их умножению:
затем 1) сокращаем дроби на 5ab; 2) в числителе первой дроби раскладываем выражение, используя формулу сокращенного умножения для разности квадратов:
сокращаем выражение на (a–5b): Представим числовые значения для a и b в виде неправильных дробей (для удобства вычислений): Подставим полученные значения в выражение и найдем конечный результат: Ответ: 39
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить
( 3 ∙ 8 ) 7 3 7 ∙ 8 5 . .
В числителе дроби возведем в степень каждый множитель:
( 3 ∙ 8 ) 7 3 7 ∙ 8 5 . . = 3 7 ∙ 8 7 3 7 ∙ 8 5 .
Сократимость — способность мышечных волокон укорачиваться или изменять степень напряжения при возбуждении.
( 3 ∙ 8 ) 7 3 7 ∙ 8 5 . . = 3 7 ∙ 8 7 3 7 ∙ 8 5 . . = 8 2 = 64
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить
🔥 Видео
Все типы 8 задания ОГЭ 2022 | Свойства корнейСкачать
Как решить 7 задание из ОГЭ по Химии #математика #разбор #решение #огэ #химия #огэпохимииСкачать
Задание 8. Степени с нуля | Математика ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
Множества и круги Эйлера для 8 задания на ОГЭ по информатике 2024 | УмскулСкачать
Задание №9 на ОГЭ. Как решать уравнения? Какие типы будут?Скачать
Как решить задание №8 ? Квадратные корни на ОГЭ по математике 2023!Скачать
ОГЭ для НОЛИКОВ, Уравнения N-9Скачать
Разбор реального варианта ОГЭ по математике 2024 на 5 за часСкачать
Как правильно решить задание с корнями на ОГЭ по математике? / Полный разбор задачи №8 на ОГЭ 2021Скачать
Квадратное уравнение. Как решить? | Математика ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать
ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ ЧАСТЬ I #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэСкачать
Уравнения химический реакций на ОГЭ: как составлять без ошибок?Скачать
Решение биквадратных уравнений. 8 класс.Скачать
Алгебра 8 класс с нуля | Математика ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
Разбор 8 задания | ОГЭ по информатике 2023Скачать
Как сдать ОГЭ по математике за 4 минуты? | УмскулСкачать
РАЗБИРАЕМ ДИСКРИМИНАНТ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #дискриминантСкачать