Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Решение уравнений с модулем методом интервалов

Видео:Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Уравнения с несколькими модулями в одной части

Чем больше модулей, тем больше приходиться их раскрывать и тем больше получается различных уравнений. Когда модулей один или два — это не сложно. Сложность возникает когда модулей больше двух. Человек может забыть рассмотреть какой-то из случаев, и получится что уравнение решено не полностью.

Давайте решим следующее уравнение:

У данного уравнения два модуля в левой части. Оно решается путем раскрытия модулей. Не будем комментировать решение, а сразу приведём его:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Такой вид уравнения удобнее решать методом интервалов (или более точно — методом промежутков). Суть этого метода в том, чтобы разбить координатную прямую на несколько промежутков, а затем решить уравнение на каждом из этих промежутков. Модули исходного уравнения на каждом промежутке будут раскрываться по разному.

Решим уравнение |x − 5| − |x| = 1 методом интервалов.

Для начала нарисуем координатную прямую и обозначим её как x

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Если координатная прямая содержит все числа, которые существуют в природе, то логично что она содержит и корни нашего уравнения.

Теперь надо разбить координатную прямую на промежутки. Для этого сначала нужно найти на ней те точки, на которых модули нашего уравнения будут менять свой порядок раскрытия. То есть, найти точки перехода для модулей |x − 5| и |x| .

Чтобы найти точки перехода, нужно выяснить при каких значениях x подмодульные выражения равны нулю. Узнать это можно приравняв к нулю подмодульные выражения обоих модулей, и решить обычные линейные уравнения:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Для модуля |x − 5| точкой перехода будет 5 . Для модуля |x| точкой перехода будет 0 .

Теперь отметим точки перехода на координатной прямой. Мéньшие числа нужно отмечать левее, большие числа правее:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Проведем дуги от точек перехода:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

С помощью неравенств подпишем каждый промежуток. Получится три промежутка: от минус бесконечности до нуля, от нуля до пяти, и от пяти до плюс бесконечности. То есть: x x значение 0 не включено в данный промежуток. Но зато это значение включено во второй промежуток 0 ≤ x .

Во втором же промежутке 0 ≤ x значение 5 не включено в данный промежуток, но зато оно включено в третий промежуток x ≥ 5 .

Проще говоря, каждый промежуток включает в себя левый конец, и не включает правый. Сделано это специально, чтобы не допустить потерь значений переменной x. Описать с помощью неравенств нужно все значения на координатной прямой, не допуская их потерь.

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Включение левого конца в рассматриваемый промежуток и исключение его из правого это лишь общепринятое правило. На самом деле концы рассматриваемого промежутка можно включать в любой из соседствующих промежутков. Например, значение 0 можно было включить в первый промежуток. Тогда он принял бы вид x ≤ 0 , а второй промежуток принял бы вид 0 , потому что ноль уже был включен в первый промежуток.

Но лучше всего исходить из ситуации, потому что в каких-то случаях левый конец промежутка целесообразнее исключить из рассматриваемого промежутка и включить его в правый конец соседнего промежутка. Об этом мы поговорим позже.

Теперь выясним как будут вести себя модули |x − 5| и |x| на каждом из этих промежутков. От этого будет зависеть то, как они будут раскрываться.

Начнем с первого промежутка x x , то при любом значении x на данном промежутке подмодульное выражение x − 5 станет отрицательным, а значит модуль |x − 5| на промежутке x −(x − 5) + x = 1 , которое получилось после раскрытия модулей на промежутке x

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Это уравнение решений не имеет. Значит на промежутке x исходное уравнение не имеет корней. Проще говоря, корень уравнения не является числом меньшим нуля.

Следующий промежуток, на котором нужно решить уравнение это промежуток 0 ≤ x .

Если x больше или равно нулю, но меньше пяти, то подмодульное выражение x − 5, станет отрицательным, а значит модуль |x − 5| на промежутке 0 ≤ x будет раскрываться со знаком минус. Второй модуль |x| на промежутке 0 ≤ x будет раскрываться с плюсом.

В результате после раскрытия модулей на промежутке 0 ≤ x уравнение с модулем |x − 5| |x| = 1 примет вид −(x − 5) − x = 1

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Решим это уравнение:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Получили корень 2. Чтобы проверить действительно ли это число является корнем исходного уравнения, нужно посмотреть принадлежит ли это число рассматриваемому промежутку 0 ≤ x . Принадлежит? Да. Значит число 2 является корнем уравнения |x − 5| |x| = 1 . Проверка также показывает это:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Следующий промежуток, который нужно рассмотреть это промежуток x ≥ 5 .

Если x больше или равно пяти, то модуль |x − 5| на промежутке x ≥ 5 будет раскрываться со знаком плюс. Второй модуль |x| на промежутке x ≥ 5 тоже будет раскрываться с плюсом.

В результате после раскрытия модулей на промежутке x ≥ 5 уравнение с модулем |x − 5| |x| = 1 примет вид x − 5 − x = 1 .

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Решим это уравнение:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Это уравнение не имеет решений. Значит на промежутке x ≥ 5 исходное уравнение корней не имеет. Проще говоря, корень уравнения не является числом, бóльшим либо равным пяти.

В итоге корнем уравнения является число 2, которое мы нашли решив исходное уравнение на промежутке 0 ≤ x

Пример 2. Решить уравнение |x − 3| + |x + 2| = 7

Решение

Шаг 1. Находим точки перехода для модулей |x − 3| и |x + 2|

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Шаг 2. Отметим на координатной прямой найденные точки перехода и выделим получившиеся промежутки:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Шаг 3. Решим исходное уравнение на каждом промежутке. Для этого посмóтрим как будут раскрываться модули |x − 3| и |x + 2| на этих промежутках.

На промежутке x модуль |x − 3| будет раскрываться с минусом. Можно проверить это, подставив в данный модуль любое число из промежутка x . Например, числа −4 или −9

Следующий модуль |x + 2| на промежутке x тоже будет раскрываться с минусом. Убедимся в этом подставив любые два числа из промежутка x в подмодульное выражение. Например, числа −6 и −8

Значит после раскрытия модулей на промежутке x исходное уравнение |x − 3| + |x + 2| = 7 принимает следующий вид:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Обязательно нужно проверить входит ли найденный корень −3 в рассматриваемый промежуток x x найденный корень −3 и проверить верное ли оно. В данном случае неравенство −3 верно, значит корень −3 входит в промежуток x и соответственно является корнем исходного уравнения.

На следующем промежутке −2 ≤ x x ≥ 3 исходное уравнение |x − 3| + |x + 2| = 7 принимает следующий вид:

Решим это уравнение:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Этот корень входит в рассматриваемый промежуток x ≥ 3, значит является корнем исходного уравнения. Проверка также показывает это:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Ответ: −3 и 4.

Пример 3. Решить уравнение |2x − 3| + |2x + 7| = 16

Решение

Найдём точки перехода для модулей |2x − 3| и |2x + 7|

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Отметим точки перехода на координатной прямой. Меньшие числа нужно отмечать левее, большие правее:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Решим исходное уравнение |2x − 3| + |2x + 7| = 16 на промежутке Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Оба модуля на этом промежутке будут раскрываться с минусом:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Корень −5 принадлежит промежутку Как решать уравнение с 2 модулями в одной части, значит является корнем исходного уравнения.

Теперь решим исходное уравнение на промежутке Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Модуль |2x − 3| на этом промежутке раскрывается с минусом, а модуль |2x + 7| — с плюсом:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Видим, что на промежутке исходное уравнение не имеет решений (корней).

Теперь решим исходное уравнение на промежутке Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Оба модуля на данном промежутке раскрываются с плюсом:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Корень 3 принадлежит промежутку Как решать уравнение с 2 модулями в одной части, значит является корнем исходного уравнения.

Ответ: −5 и 3 .

Пример 4. Решить уравнение |x − 2| + 3x = |x − 5| − 18

Решение

Найдём точки перехода для модулей |x − 2| и |x 5|

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Отметим точки перехода на координатной прямой:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Решим исходное уравнение на промежутке x . Модули |x − 2| и |x 5| на этом промежутке раскрываются с минусом:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Число −5 принадлежит промежутку x , значит является корнем исходного уравнения.

Решим исходное уравнение на промежутке 2 ≤ x . Модуль |x − 2| на этом промежутке раскрывается с плюсом, а модуль |x 5| — с минусом:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Число Как решать уравнение с 2 модулями в одной частине принадлежит промежутку 2 ≤ x , значит не является корнем исходного уравнения.

Решим исходное уравнение на промежутке x ≥ 5 . Модули |x − 2| и |x 5| на этом промежутке будут раскрываться с плюсом:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Число −7 не принадлежит промежутку x ≥ 5 , значит не является корнем исходного уравнения.

Ответ: −5

Пример 5. Решить уравнение |x| + |x − 7| + 2|x − 4| = 2

Решение

Найдём точки перехода для модулей |x|, |x − 7| и |x 4|

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Отметим точки перехода на координатной прямой:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Решим исходное уравнение на промежутке x . Все три модуля: |x|, |x − 7| и |x 4| на этом промежутке раскрываются с минусом:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Число Как решать уравнение с 2 модулями в одной частине принадлежит промежутку x , значит не является корнем исходного уравнения.

Решим теперь исходное уравнение на промежутке 0 ≤ x |x| на этом промежутке раскрывается с плюсом, а модули |x − 7| и |x 4| — с минусом:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Число Как решать уравнение с 2 модулями в одной частине принадлежит промежутку 0 ≤ x , значит не является корнем исходного уравнения.

Решим теперь исходное уравнение на промежутке 4 ≤ x . Модуль |x| на этом промежутке раскрывается с плюсом; модуль |x − 7| — с минусом; модуль |x 4| — с плюсом:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Число Как решать уравнение с 2 модулями в одной частине принадлежит промежутку 4 ≤ x , значит не является корнем исходного уравнения.

Решим исходное уравнение на промежутке x ≥ 7 . Все три модуля: |x|, |x − 7| и |x 4| на этом промежутке раскрываются с плюсом:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Число Как решать уравнение с 2 модулями в одной частине принадлежит промежутку x ≥ 7 , значит не является корнем исходного уравнения.

Решив исходное уравнение на каждом промежутке, мы не нашли корней, удовлетворяющих этому уравнению. Значит данное уравнение не имеет корней.

В ответе можно написать словами, что корней нет (или решений нет), либо указать символ пустого множества. Этот символ будет указывать, что множество корней уравнения |x| + |x − 7| + 2|x − 4| = 2 пусто.

Ответ: ø.

Пример 6. Решить уравнение Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Решение

Найдём точки перехода для модулей Как решать уравнение с 2 модулями в одной частии Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Если методом интервалов нужно решить уравнение с модулем, который в свою очередь содержит внутри себя другой модуль, то точки перехода надо искать для случаев: когда внутренний модуль раскрывается с плюсом и когда он раскрывается с минусом. Точки перехода будут меняться в зависимости от этих случаев. Давайте посмотрим как это происходит.

Если у модуля Как решать уравнение с 2 модулями в одной частивнутренний модуль раскроется с плюсом, то есть если 2x − 1 ≥ 0 (что равносильно Как решать уравнение с 2 модулями в одной части), то исходное уравнение примет вид |2x − 1 − 5| + x = |6 − x| . Здесь и далее надо учесть, что внутренний модуль будет раскрываться с плюсом при тех значениях x, которые будут больше либо равны Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Отметим эту точку на координатной прямой.

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Теперь найдем точки перехода. Поскольку исходное уравнение приняло вид |2x − 1 − 5| + x = |6 − x| , то точки перехода надо найти для модулей |2x − 1 − 5| и |6 − x| .

Для модуля |2x − 1 − 5| точкой перехода будет число 3 , а для модуля |6 − x| — число 6 . Отметим эти числа на той же координатной прямой где мы отметили точку Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Сейчас нас интересуют только те значения x , которые удовлетворяют условию Как решать уравнение с 2 модулями в одной части, потому что только при этом условии внутренний модуль исходного уравнения раскрывается с плюсом. Поэтому рассматривать промежуток Как решать уравнение с 2 модулями в одной частимы не будем. Рассмотреть нужно те промежутки где x удовлетворяет условию Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Первый промежуток на котором мы будем решать уравнение это Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. На нем модуль |2x − 1 − 5| раскрывается с минусом, а модуль |6 − x| с плюсом:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Получили тождество — равенство верное при любом значении x . В данном случае решением исходного уравнения является любое число из промежутка Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Любое число из этого промежутка также удовлетворяют условию Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Теперь решим исходное уравнение на промежутке 3 ≤ x . Оба модуля на этом промежутке раскрываются с плюсом. Тогда:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Корень 3 принадлежит рассматриваемому промежутку. Также этот корень удовлетворяет условию Как решать уравнение с 2 модулями в одной части, согласно которому внутренний модуль исходного уравнения раскрывается с плюсом.

Теперь решим исходное уравнение на промежутке x ≥ 6 . На этом промежутке модуль |2x − 1 − 5| раскрывается с плюсом, а модуль |6 − x| с минусом. Тогда:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Корень 0 не удовлетворяет условию x ≥ 6 , значит на данном промежутке исходное уравнение корней не имеет.

Итак, если внутренний модуль уравнения Как решать уравнение с 2 модулями в одной частираскрывается с плюсом, то решениями уравнения являются: промежуток Как решать уравнение с 2 модулями в одной части, а также число 3. Запишем эти решения одним промежутком:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Теперь решим исходное уравнение для случая когда внутренний модуль раскрывается с минусом. То есть когда 2x − 1 (что равносильно неравенству Как решать уравнение с 2 модулями в одной части). В этом случае исходное уравнение примет вид:

Отметим точку Как решать уравнение с 2 модулями в одной частина координатной прямой.

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Нас будут интересовать те значения x которые располагаются слева от Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Это те значения при которых внутренний модуль исходного уравнения раскрывается с минусом.

Найдем точки перехода для модулей |−2x + 1 − 5| и |6 − x| . Для первого модуля это число −2, для второго модуля — число 6

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Рассматривать будем только те промежутки, которые располагаются слева от Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Только при них внутренний модуль исходного уравнения раскрывается с минусом

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Решим уравнение на промежутке x . На этом промежутке оба модуля раскрываются с плюсом. Тогда:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Это уравнение решений не имеет. Значит на промежутке x исходное уравнение не имеет корней.

Решим теперь уравнение на промежутке Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Замечаем, что при подстановке левого конца этого промежутка (числа −2) в модуль |−2x + 1 − 5| данный модуль раскрывается с плюсом, а при остальных значениях промежутка Как решать уравнение с 2 модулями в одной частимодуль |−2x + 1 − 5| раскрывается с минусом.

Поэтому число −2 разумнее включить в промежуток x , который мы уже рассмотрели. На промежутке x модуль раскрывался с плюсом, и при включении числа −2 в данный промежуток, он также будет раскрываться с плюсом.

На промежутке Как решать уравнение с 2 модулями в одной частимодуль |−2x + 1 − 5| раскрывается с минусом, а модуль |6 − x| с плюсом. Тогда:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Получится корень который не удовлетворяет условию Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Несмотря на это число Как решать уравнение с 2 модулями в одной частиявляется корнем исходного уравнения, потому что мы получили его когда решали уравнение для случая 2x − 1 ≥ 0 .

Видео:Уравнения с модулем. Часть 2 | Математика | TutorOnlineСкачать

Уравнения с модулем. Часть 2  | Математика | TutorOnline

Задания для самостоятельного решения

Примечание: Решения, не удовлетворяющие исходному уравнению, подчёркнуты красным.

Видео:Уравнение с двумя модулями: особенности решенияСкачать

Уравнение с двумя модулями: особенности решения

Метод интервалов для решения уравнений и неравенств с несколькими модулями

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

«Метод интервалов для решения уравнений и неравенств с несколькими модулями»

Определение модуля. Решение по определению.

Модуль числа всегда неотрицателен. Рассмотрим примеры.

Здесь разбор случаев устраивать не нужно, потому что абсолютная величина числа всегда неотрицательна, и значит, данное уравнение не имеет решений.

Запишем решение этих простейших уравнений в общем виде:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Пример 2. Решить уравнение |x| = 2 – x.

Решение. При x >0 имеем уравнение x = 2 – x, т.е. x = 1. Поскольку 1 > 0, x = 1 – корень исходного уравнения. Во втором случае (x

Пример 3. Решить уравнение 3|x – 3| + x = –1.

Решение. Здесь разбиение на случаи определяется знаком выражения x – 3. При x – 3 ³ 0 имеем 3x – 9 + x = –1 Û x = 2. Но 2 – 3 0.

Ответ: уравнение корней не имеет.

Пример 4. Решить уравнение |x – 1| = 1 – x.

Решение. Поскольку 1 – x = – (x – 1), непосредственно из определения модуля следует, что уравнению удовлетворяют те и только те x, для которых x – 1 >0. Это уравнение свелось к неравенству, и ответом является целый промежуток (луч).

Решение уравнений с модулем с помощью систем.

1-е правило: |f(x)| = g(x) Û Как решать уравнение с 2 модулями в одной части(1)
2-е правило: |f(x)| = g(x) Û Как решать уравнение с 2 модулями в одной части(2)

Поясним используемые здесь обозначения. Фигурные скобки обозначают системы, а квадратные – совокупности.

Решения системы уравнений – это значения переменной, одновременно удовлетворяющие всем уравнениям системы.

Решениями совокупности уравнений являются все значения переменной, каждое из которых есть корень хотя бы одного из уравнений совокупности.

Два уравнения равносильны, если любое решение каждого из них является и решением другого, иначе говоря, если множества их решений совпадают.

Если уравнение содержит несколько модулей, то от них можно избавляться по очереди, пользуясь приведенными правилами. Но обычно есть более короткие пути. Мы познакомимся с ними позже, а сейчас рассмотрим решение самого простого из таких уравнений:

|f(x)| = |g(x)| Û Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Эта равносильность следует из того очевидного факта, что если равны модули двух чисел, то сами числа либо равны, либо противоположны.

Пример 1 . Решить уравнение |x 2 – 7x + 11| = x + 1.
Решение. Избавимся от модуля двумя описанными выше способами:

1 способ: Как решать уравнение с 2 модулями в одной части2 способ: Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Как видим, в обоих случаях приходится решать те же самые два квадратных уравнения , но в первом случае их сопровождают квадратные неравенства , а во втором – линейное. Поэтому второй способ для данного уравнения проще. Решая квадратные уравнения, находим корни первого Как решать уравнение с 2 модулями в одной части, оба корня удовлетворяют неравенству Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Дискриминант второго уравнения отрицателен, следовательно, уравнение корней не имеет.

Ответ: Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.
Пример 2. Решить уравнение |x 2 – x – 6| = |2x 2 + x – 1|.

Решение. Мы уже знаем, что рассматривать (целых 4) варианта распределения знаков выражений под модулями здесь не нужно: это уравнение равносильно совокупности двух квадратных уравнений без каких-либо дополнительных неравенств: Как решать уравнение с 2 модулями в одной частиКоторая равносильна: Как решать уравнение с 2 модулями в одной частиПервое уравнение совокупности решений не имеет (его дискриминант отрицателен), второе уравнение имеет два корня Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

Ответ: Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

Задачи с несколькими модулями. Методы решения.

Последовательное раскрытие модулей.

Его идея в том, что сначала один из модулей изолируется в одной части уравнения (или неравенства) и раскрывается одним из описанных ранее методов. Затем то же самое повторяется с каждым из получившихся в результате уравнений с модулями и так продолжается, пока мы не избавимся ото всех модулей.

Пример1. Решить уравнение: Как решать уравнение с 2 модулями в одной части+ Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Решение. Уединим второй модуль и раскроем его, пользуясь первым способом, то есть просто определением абсолютной величины:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

К полученным двум уравнениям применяем второй способ освобождения от модуля:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Наконец, решаем получившиеся четыре линейных уравнения и отбираем те их корни, которые удовлетворяют соответствующим неравенствам. В результате остаются лишь два значения: x = –1 и Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

Ответ: -1; Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

Параллельное раскрытие модулей.

Пример 2 . Как решать уравнение с 2 модулями в одной части+ Как решать уравнение с 2 модулями в одной части
Решение.

Рассмотрим 4 возможных набора знаков выражений под модулями.

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Лишь первый и третий из этих корней удовлетворяют соответствующим неравенствам, а значит, и исходному уравнению.

Ответ: -1; Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

Аналогично можно решать любые задачи с несколькими модулями. Но, как всякий универсальный метод, этот способ решения далеко не всегда оптимален. Ниже мы увидим, как его можно усовершенствовать.

Метод интервалов в задачах с модулями

Присмотревшись внимательнее к условиям, задающим разные варианты распределения знаков подмодульных выражений в предыдущем решении, мы увидим, что одно их них, 1 – 3x

Представьте, что мы решаем уравнение, в которое входят три модуля от линейных выражений; например, |x – a| + |x – b| + |x – c| = m.

Первый модуль равен x – a при x ³ a и a – x при x b и x

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Они образуют четыре промежутка. На каждом из них каждое из выражений под моду­лями сохраняет знак, следовательно, и уравнение в целом после раскрытия модулей имеет на каждом промежутке один и тот же вид. Итак, из 8 теоретически возможных вариан­тов раскрытия модулей нам оказалось достаточно только 4!

Так же можно решать любую задачу с несколькими модулями. Именно, числовая ось разбива­ется на промежутки знакопостоянства всех выражений, стоящих под модулями, а затем на каждом из них решается то уравнение или неравенство, в которое превращается данная задача на этом промежутке. В частности, если все выражения под модулями рациональны , то достаточно отметить на оси их корни, а также точки, где они не определены, то есть корни их знаменателей. Отмеченные точки и задают искомые промежутки знакопостоянства. Точно так же мы действуем при решении рациональных неравенств методом интервалов. И описанный нами метод решения задач с модулями имеет то же название.

Пример 1 . Решите уравнение Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

Решение. Найдем нули функции Как решать уравнение с 2 модулями в одной части, откуда Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Решаем задачу на каждом интервале:

1) Как решать уравнение с 2 модулями в одной части;

2) Как решать уравнение с 2 модулями в одной части;

3) Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

Итак, данное уравнение не имеет решений.

Ответ: Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

Пример 2 . Решите уравнение Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

Решение. Найдем нули функции Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Решаем задачу на каждом интервале:

1) Как решать уравнение с 2 модулями в одной части(решений нет);

2) Как решать уравнение с 2 модулями в одной части;

3) Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

Ответ: Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

Пример 3 . Решите уравнение Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

Решение. Выражения, стоящие под знаком абсолютной величины обращаются в ноль при Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Соответственно нам нужно рассмотреть три случая:

1) Как решать уравнение с 2 модулями в одной части;

2) Как решать уравнение с 2 модулями в одной части— корень уравнения;

3) Как решать уравнение с 2 модулями в одной части— корень данного уравнения.

Ответ: Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

Решения уравнений с несколькими модулями, используя метод интервалов.

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части Как решать уравнение с 2 модулями в одной части Как решать уравнение с 2 модулями в одной части Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части Как решать уравнение с 2 модулями в одной части Как решать уравнение с 2 модулями в одной части Как решать уравнение с 2 модулями в одной части Как решать уравнение с 2 модулями в одной частиХ+2

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части Как решать уравнение с 2 модулями в одной части Как решать уравнение с 2 модулями в одной части— 2 1 Х Х-1

х=2 – не удовлетворяет

Решите уравнение: Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Решение:

1) Находим нули подмодульных выражений

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Нули подмодульных выражений разбивают числовую ось на несколько интервалов. Расставляем знаки подмодульных выражений на этих интервалах.

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

На каждом интервале раскрываем модули и решаем полученное уравнение. После нахождения корня проверяем, чтобы он принадлежал интервалу, на котором мы в данный момент работаем.

1. Как решать уравнение с 2 модулями в одной части :

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части– подходит.

2. Как решать уравнение с 2 модулями в одной части :

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части– не подходит.

3. Как решать уравнение с 2 модулями в одной части :

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части подходит.

4. Как решать уравнение с 2 модулями в одной части :

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части– не подходит. Ответ: Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Решения неравенств с несколькими модулями, используя метод интервалов.

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части
Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Решение. Точки Как решать уравнение с 2 модулями в одной частии Как решать уравнение с 2 модулями в одной части(корни выражений, стоящих под модулем) разбивают всю числовую ось на три интервала, на каждом из которых следует раскрыть модули.

1) При Как решать уравнение с 2 модулями в одной частивыполняется Как решать уравнение с 2 модулями в одной части0 endright.»>, и неравенство имеет вид Как решать уравнение с 2 модулями в одной части, то есть Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. В этом случае ответ Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

2) При Как решать уравнение с 2 модулями в одной частивыполняется Как решать уравнение с 2 модулями в одной части, неравенство имеет вид Как решать уравнение с 2 модулями в одной части, то есть Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Это неравенство верно при любых значениях переменной Как решать уравнение с 2 модулями в одной части, и, с учетом того, что мы решаем его на множестве Как решать уравнение с 2 модулями в одной части, получаем ответ во втором случае Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

3) При Как решать уравнение с 2 модулями в одной частивыполняется Как решать уравнение с 2 модулями в одной части, неравенство преобразуется к Как решать уравнение с 2 модулями в одной части, и решение в этом случае Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Общее решение неравенства — объединение трех полученных ответов.

Ответ. Как решать уравнение с 2 модулями в одной части.

Таким образом, для решения уравнений и неравенств, содержащих несколько модулей, удобно использовать метод интервалов. Для этого надо найти нули вех подмодульных функций, обозначить их на ОДЗ уравнения и неравенств.

Видео:Уравнения с модулемСкачать

Уравнения с модулем

Уравнения с модулем

Эта статья посвящена приёмам решения различных уравнений и неравенств, содержащих
переменную под знаком модуля.

Если на экзамене вам попадётся уравнение или неравенство с модулем, его можно решить,
вообще не зная никаких специальных методов и пользуясь только определением модуля. Правда,
занять это может часа полтора драгоценного экзаменационного времени.

Поэтому мы и хотим рассказать вам о приёмах, упрощающих решение таких задач.

Прежде всего вспомним, что

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Рассмотрим различные типы уравнений с модулем. (К неравенствам перейдём позже.)

Видео:Как решать уравнение с модулем Уравнение с модулями как решать Как раскрыть модуль в уравненииСкачать

Как решать уравнение с модулем Уравнение с модулями как решать Как раскрыть модуль в уравнении

Слева модуль, справа число

Это самый простой случай. Решим уравнение

Есть только два числа, модули которых равны четырём. Это 4 и −4. Следовательно, уравнение
равносильно совокупности двух простых:

Второе уравнение не имеет решений. Решения первого: x = 0 и x = 5.

Видео:Уравнение с двумя модулями - bezbotvyСкачать

Уравнение с двумя модулями - bezbotvy

Переменная как под модулем, так и вне модуля

Здесь приходится раскрывать модуль по определению. . . или соображать!

Уравнение распадается на два случая, в зависимости от знака выражения под модулем.
Другими словами, оно равносильно совокупности двух систем:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной частиКак решать уравнение с 2 модулями в одной части

Решение первой системы: . У второй системы решений нет.
Ответ: 1.

Первый случай: x ≥ 3. Снимаем модуль:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Число , будучи отрицательным, не удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому не является корнем исходного уравнения.

Выясним, удовлетворяет ли данному условию число . Для этого составим разность и определим её знак:

Значит, больше трёх и потому является корнем исходного уравнения

Стало быть, годятся лишь и .

Ответ: Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Видео:Решение уравнения с модулем |x+8|+|x-3|+|x+2|=1.Скачать

Решение уравнения с модулем |x+8|+|x-3|+|x+2|=1.

Квадратные уравнения с заменой |x| = t

Поскольку , удобно сделать замену |x| = t. Получаем:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Видео:Контрольная работа. Уравнения с МОДУЛЕМСкачать

Контрольная работа. Уравнения с МОДУЛЕМ

Модуль равен модулю

Речь идёт об уравнениях вида |A| = |B|. Это — подарок судьбы. Никаких раскрытий модуля по определению! Всё просто:

Например, рассмотрим уравнение: . Оно равносильно следующей совокупности:

Остаётся решить каждое из уравнений совокупности и записать ответ.

Видео:Метод промежутков. Уравнения с Модулем Часть 2 из 3Скачать

Метод промежутков. Уравнения с Модулем Часть 2 из 3

Два или несколько модулей

Не будем возиться с каждым модулем по отдельности и раскрывать его по определению — слишком много получится вариантов. Существует более рациональный способ — метод интервалов.

Выражения под модулями обращаются в нуль в точках x = 1, x = 2 и x = 3. Эти точки делят числовую прямую на четыре промежутка (интервала). Отметим на числовой прямой эти точки и расставим знаки для каждого из выражений под модулями на полученных интервалах. (Порядок следования знаков совпадает с порядком следования соответствующих модулей в уравнении.)

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Таким образом, нам нужно рассмотреть четыре случая — когда x находится в каждом из интервалов.

Случай 1: x ≥ 3. Все модули снимаются «с плюсом»:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Полученное значение x = 5 удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому является корнем исходного уравнения.

Случай 2: 2 ≤ x ≤ 3. Последний модуль теперь снимается «с минусом»:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Полученное значение x также годится — оно принадлежит рассматриваемому промежутку.

Случай 3: 1 ≤ x ≤ 2. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Мы получили верное числовое равенство при любом x из рассматриваемого промежутка [1; 2] служат решениями данного уравнения.

Случай 4: x ≤ 1 ≤ 1. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Ничего нового. Мы и так знаем, что x = 1 является решением.

Видео:Уравнения с модулем. Что такое модуль числа. Алгебра 7 класс.Скачать

Уравнения с модулем. Что такое модуль числа. Алгебра 7 класс.

Модуль в модуле

Начинаем с раскрытия внутреннего модуля.

1) x ≤ 3. Получаем:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Выражение под модулем обращается в нуль при Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Данная точка принадлежит рассматриваемому
промежутку. Поэтому приходится разбирать два подслучая.

1.1) Как решать уравнение с 2 модулями в одной частиПолучаем в этом случае:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Это значение x не годится, так как не принадлежит рассматриваемому промежутку.

1.2) Как решать уравнение с 2 модулями в одной части. Тогда:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Это значение x также не годится.

Итак, при x ≤ 3 решений нет. Переходим ко второму случаю.

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Здесь нам повезло: выражение x + 2 положительно в рассматриваемом промежутке! Поэтому никаких подслучаев уже не будет: модуль снимается «с плюсом»:

Как решать уравнение с 2 модулями в одной части

Это значение x находится в рассматриваемом промежутке и потому является корнем исходного уравнения.

Так решаются все задачи данного типа — раскрываем вложенные модули по очереди, начиная с внутреннего.

Читайте также о том, как решать неравенства с модулем.

💥 Видео

Уравнение с двумя модулями #1Скачать

Уравнение с двумя модулями #1

Как решить уравнение с двумя модулями?Скачать

Как решить уравнение с двумя модулями?

Линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. 6 класс.Скачать

Линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. 6 класс.

Как решать неравенства с модулем. Два модуля в неравенстве.Скачать

Как решать неравенства с модулем. Два модуля в неравенстве.

Неравенства с модулем | Математика | TutorOnlineСкачать

Неравенства с модулем | Математика | TutorOnline

Как решить уравнение с двумя модулямиСкачать

Как решить уравнение с двумя модулями

Уравнение с модулем #2Скачать

Уравнение с модулем #2

Уравнение с двумя модулями #3Скачать

Уравнение с двумя модулями #3

УРАВНЕНИЯ С МОДУЛЕМ | метод интерваловСкачать

УРАВНЕНИЯ С МОДУЛЕМ | метод интервалов

Неравенство с двумя модулями. Задание 14 ЕГЭ по профильной математикеСкачать

Неравенство с двумя модулями. Задание 14 ЕГЭ по профильной математике
Поделиться или сохранить к себе: