Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Видео:Алгебра 8 класс (Урок№6 - Решение уравнений графическим способом.)Скачать

Алгебра 8 класс (Урок№6 - Решение уравнений графическим способом.)

Решение систем уравнений

Содержание:

Графический метод решения систем уравнений

Вспоминаем то, что знаем

Что такое график уравнения с двумя неизвестными?

Что представляет собой график линейного уравнения с двумя неизвестными?

Решите графическим методом систему линейных уравнений:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способомОткрываем новые знания

Решите графическим методом систему уравнений:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Как можно решить систему двух уравнений с двумя неизвестными с помощью графиков уравнений этой системы? Отвечаем, проверяем себя по тексту

В курсе алгебры 7-го класса вы изучали системы линейных уравнений.

Для их решения вы применяли три метода: графический, метод подстановки и метод алгебраического сложения. Эти же методы служат и для решения других систем двух уравнений с двумя неизвестными, в которых могут содержаться уравнения второй степени или другие рациональные уравнения — как целые, так и дробные.

По этой ссылке вы найдёте полный курс лекций по высшей математике:

Начнём с графического метода

Этот метод основан на том, что каждому уравнению с двумя неизвестными соответствует некоторое множество точек координатной плоскости (график этого уравнения). Построив графики уравнений, мы найдём точки пересечения этих графиков (если они есть), и пары чисел — координаты точек пересечения — будут представлять собой решения системы уравнений.

Найденные решения будут, вообще говоря, приближёнными, в зависимости от точности построений соответствующих графиков.

Таким образом, решить графически систему уравнений — значит найти общие точки графиков уравнений, входящих в систему.

Возможно вам будут полезны данные страницы:

Примеры с решением

Пример 1:

Решим систему уравнений:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Построим графики уравнений Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Графиком первого уравнения является парабола, с вершиной в точке (0; 1) и ветвями, направленными вверх, графиком второго — прямая, проходящая через точки (0; 3) и (-3; 0).

Как решать системы квадратных уравнений графическим способомПарабола и прямая пересекаются в точках А(2; 5) и В(— 1; 2).

Проверкой убеждаемся, что найденные пары чисел действительно являются решениями системы.

Ответ: (2; 5) и (-1; 2).

Пример 2:

Выясним количество решений системы уравнений:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Построим графики уравнений Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Графики этих уравнений — окружности. Центр первой окружности — начало координат, а её радиус равен 2; центр второй окружности — точка Р(1; — 1), её радиус равен 3.

Как решать системы квадратных уравнений графическим способомОкружности пересекаются в двух точках М и N, координаты которых можно найти приближённо. Поскольку нам нужно определить только количество решений, мы делать этого не будем.

Ответ: Два решения.

Решение систем уравнений методом подстановки

Вспоминаем то, что знаем

Расскажите, как решить систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными методом подстановки.

Решите систему линейных уравнений методом подстановки:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Открываем новые знания

Как вы думаете, можно ли применять метод подстановки при решении систем, где не все уравнения являются линейными? При каком условии это удастся сделать?

Решите систему уравнений методом подстановки:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Как решить систему двух уравнений с двумя неизвестными методом подстановки?

Всякую ли систему двух уравнений с двумя неизвестными можно решить методом подстановки?

Ранее вы решали системы уравнений первой степени.

Теперь познакомимся с системами, в которых хотя бы одно уравнение не является линейным. Как и прежде, распространённым методом решения систем является метод подстановки.

Пример 3:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Пусть (х; у) — решение системы.

Выразим х из уравнения Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Подставим найденное выражение в первое уравнение:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Решим полученное уравнение:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Убедиться, что найденные пары чисел действительно являются решениями системы, можно подстановкой.

Чуть сложнее дело обстоит в следующем примере.

Пример 4:

Решим систему уравнений:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Пусть (х; у) — решение системы.

Выразим у из линейного уравнения:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Подставим найденное выражение в первое уравнение системы:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

После преобразований получим:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Ответ: (-0,5; 0,5), (4; 5).

Если это целесообразно, то можно осуществлять подстановку некоторого выражения «в целом».

Пример 5:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Подставим во второе уравнение Как решать системы квадратных уравнений графическим способомтогда его можно переписать в виде:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Теперь выразим х через у из первого уравнения системы:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Подставим в полученное ранее уравнение ху = 2:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Корни этого уравнения: Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом.

Иногда решить систему можно, используя метод алгебраического сложения.

Пример 6:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Сложим уравнения, предварительно умножив первое уравнение на —1. В результате получим:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом.

Корни этого уравнения: Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Подставим найденные значения в первое уравнение. Рассмотрим два случая:

1) Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

2) Как решать системы квадратных уравнений графическим способом, получим уравнение Как решать системы квадратных уравнений графическим способомкорней нет.

Иногда упростить решение удаётся, используя различные варианты замены неизвестных.

Пример 7:

Решим систему уравнений:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Обозначим Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Второе уравнение системы примет вид:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Решим полученное уравнение. Получим, умножая обе части на 2а:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Осталось решить методом подстановки линейные системы:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Ответ: (2; 1), (1; 2). Решение задач с помощью систем уравнений Знакомимся с новыми знаниями

Напомним, что при решении задач обычно действуют следующим образом:

1) обозначают буквами какие-нибудь неизвестные величины, выражают через них другие величины, составляют систему уравнений;

2) решают полученную систему;

3) отвечают на вопрос задачи.

Пример 8:

Периметр прямоугольника равен 34 см, а его диагональ 13 см. Найдите стороны прямоугольника.

Пусть х см — длина, у см — ширина (х у), тогда периметр прямоугольника — Как решать системы квадратных уравнений графическим способомсм.

Воспользуемся теоремой Пифагора: Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Решим систему. Выразим из первого уравнения у:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Подставим во второе уравнение:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Корни уравнения: Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Найдём Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

С учётом условия Как решать системы квадратных уравнений графическим способомполучим ответ: длина — 12 см, ширина — 5 см.

Пример 9:

Если произведение двух положительных чисел увеличить на первое из них, то получится 128. Если это же произведение увеличить на второе из них то получится 135. Найдите эти числа.

Пусть х — первое число, у — второе число.

Тогда: Как решать системы квадратных уравнений графическим способом— произведение, увеличенное на первое число, ху 4-у — произведение, увеличенное на второе число.

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Вычтем из второго уравнения первое. Получим:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Дальше будем решать методом подстановки:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Подставим в первое уравнение выражение для у:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Корни уравнения: Как решать системы квадратных уравнений графическим способом(не подходит по смыслу задачи).

Найдём у из уравнения:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Получим ответ: 16 и 7.

Симметричные системы уравнений с двумя неизвестными

Уравнение с двумя неизвестными называется симметричным, если при перестановке этих неизвестных местами уравнение не меняется. Например, уравнение Как решать системы квадратных уравнений графическим способомсимметричное, так как при перестановке входящих в него неизвестных оно приобретает вид Как решать системы квадратных уравнений графическим способом, то есть не меняется. А вот уравнение Как решать системы квадратных уравнений графическим способомне симметричное, так как при перестановке входящих в него неизвестных оно приобретает вид Как решать системы квадратных уравнений графическим способом, то есть меняется.

Система двух уравнений с двумя неизвестными называется симметричной, если каждое уравнение этой системы симметричное.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В определении симметричной системы уравнений требуется, чтобы каждое уравнение в отдельности не менялось.

Например, если в системе уравнений

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

переставить местами неизвестные х и у, то получим систему:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Видно, что система в целом не изменилась (уравнения поменялись местами по сравнению с первоначальной системой). Но такая система не является симметричной, так как каждое из уравнений в отдельности изменилось.

Убедитесь, что симметричные системы с двумя неизвестными х и у можно решать с помощью замены неизвестных:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Сначала научитесь выражать через неизвестные Как решать системы квадратных уравнений графическим способомвыражения:

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Как решать системы квадратных уравнений графическим способомКак решать системы квадратных уравнений графическим способом

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Видео:Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 классСкачать

Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 класс

Системы уравнений с двумя переменными

п.1. Понятие системы уравнений с двумя переменными и её решения

п.2. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными

Поскольку каждое из уравнений с двумя переменными можно изобразить в виде графика на плоскости, графический метод решения систем таких уравнений достаточно удобен.

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

п.3. Примеры

Пример 1. Решите графическим способом систему уравнений:
а) ( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. )
( mathrm ) – окружность с центром в начале координат
( mathrm ) – прямая ( mathrm )

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Система имеет два решения (–3; 4) и (3; –4)
Ответ: .

б) ( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. )
( mathrm ) – гипербола ( mathrm )
y – x = 4 – прямая y = x + 4

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Система имеет два решения (–5; –1) и (1; 5)
Ответ: .

в) ( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. )
x 2 + y = 1 – парабола y = –x 2 + 1
x 2 – y = 7 – парабола y = x 2 – 7

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Система имеет два решения (–2; –3) и (2; –3)
Ответ: .

г) ( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. )
xy = 1 – гипербола ( mathrm )
x 2 + y 2 = 2 – окружность с центром в начале координат, радиусом ( mathrm<sqrt> )

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Система имеет два решения (–1; –1) и (1; 1)
Ответ: .

Пример 2*. Решите графическим способом систему уравнений
a) ( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. )
x 3 – y = 1 – кубическая парабола y = x 3 – 1, смещённая на 1 вниз.
( mathrm ) – гипербола ( mathrm ), смещённая на 1 вниз

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Система имеет два решения (–1; –2) и (1; 0)
Ответ: .

б) ( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. )
|x| + |y| = 2 – квадрат с диагоналями 4, лежащими на осях
x 2 + y 2 = 4 – окружность с центром в начале координат, радиусом 2

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Система имеет четыре решения (2; 0), (0; 2) , (–2; 0) и (0; –2)
Ответ: .

в) ( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. )
y – x 2 = 4x + 6 – парабола y = (x 2 + 4x + 4) + 2 = (x + 2) 2 + 2, ветками вверх, смещённая на 2 влево и на 2 вверх
y + |x| = 6 – ломаная, y = –|x| + 6. Для x > 0, y = –x + 6, для x 0, y = x, для x

Видео:Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.

Графическое решение квадратных уравнений

Разделы: Математика

На уроке учащиеся продемонстрировали знания и умения программы:

– распознавать виды функции, строить их графики;
– отрабатывали навыки построения квадратичной функции;
– отрабатывали графические способы решения квадратных уравнений, используя метод выделения полного квадрата.

Мне захотелось уделить особое внимание решению задач с параметром, так как ЕГЭ по математике предлагает очень много заданий такого типа.

Возможность применить на уроке такой вид работы дали мне сами ученики, так как они имеют достаточную базу знаний, которые можно углубить и расширить.

Заранее подготовленные учащимися шаблоны позволили экономить время урока. В ходе урока мне удалось реализовать поставленные задачи в начале урока и получить ожидаемый результат.

Использование физкультминутки помогло избежать переутомления учащихся, сохранить продуктивную мотивацию получения знаний.

В целом результатом урока я довольна, но думаю, что есть еще резервные возможности: современные инновационные технологические средства, которыми мы, к сожалению, не имеем возможности пользоваться.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цели урока:

  • Общеобразовательные и дидактические:
    • развивать разнообразные способы мыслительной деятельности учащихся;
    • формировать способности самостоятельного решения задач;
    • воспитывать математическую культуру учащихся;
    • развивать интуицию учащихся и умение пользоваться полученными знаниями.
  • Учебные цели:
    • обобщить ранее изученные сведения по теме «Графическое решение квадратных уравнений»;
    • повторить построение графиков квадратичной функции;
    • сформировать навыки использования алгоритмов решения квадратичных уравнений графическим методом.
  • Воспитательные:
    • привитие интереса к учебной деятельности, к предмету математики;
    • формирование толерантности (терпимости), умения работать в коллективе.

I. Организационный момент

– Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим графическое решение квадратных уравнений различными способами.
В дальнейшем эти навыки нам будут нужны в старших классах на уроках математики при решении тригонометрических и логарифмических уравнений, нахождения площади криволинейной трапеции, а также на уроках физики.

II. Проверка домашней работы

Разберем на доске № 23.5(г).

Решить это уравнение с помощью параболы и прямой.

х 2 + х – 6 = 0
Преобразуем уравнение: х 2 = 6 – х
Введем функции:

у = х 2 ; квадратичная функция у = 6 – х линейная,
графиком явл. парабола, графиком явл. прямая,

Строем в одной системе координат графики функций (по шаблону)

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом

Получили две точки пересечения.

Решением квадратного уравнения являются абсциссы этих точек х1 = – 3, х2 = 2.

III. Фронтальный опрос

  • Что является графиком квадратичной функции?
  • Скажите алгоритм построения графика квадратичной функции?
  • Что называется квадратичным уравнением?
  • Приведите примеры квадратичных уравнений?
  • Запишите на доске свой пример квадратичного уравнения, Назовите, чему равны коэффициенты?
  • Что значит решить уравнение?
  • Сколько способов вы знаете графического решения квадратных уравнений?
  • В чем заключается графические способы решение квадратных уравнений:

IV. Закрепление материала

На доске решают учащиеся первым, вторым, третьим способами.

Класс решает четвертым

Как решать системы квадратных уравнений графическим способомПреобразую квадратное уравнение, выделяя полный квадрат двучлена:

– х 2 + 6х – 5 = – (х 2 – 6х + 5) = – (х 2 – 6х + 32 – 9 + 5) = – ((х – 3) 2 – 4) = – (х – 3) 2 + 4

Получили квадратное уравнение:

у = – (х 2 – 3) 2 + 4

Квадратичная функция вида у = а (х + L) 2 + m

Графиком явл. парабола, ветви направлены вниз, сдвиг основной параболы по оси Ох в право на 3 ед., по оси Оу вверх на 4 ед., вершина (3; 4).

Строим по шаблону.

Нашли точки пересечения параболы с осью Ох. Абсциссы этих точек явл. решением данного уравнения. х = 1, х = 5.

Давайте посмотрим другие графические решение у доски. Прокомментируйте свой способ решения квадратных уравнений.

1 ученик

Как решать системы квадратных уравнений графическим способом– х 2 + 6х – 5 = 0

Введем функцию у = – х + 6х – 5, квадратичная функция, графиком является парабола, ветви направлены вниз, вершина

х0 = – в/2а
х0 = – 6/– 2 = 3
у0 = – 3 2 + 18 = 9; точка (3; 9)
ось симметрии х = 3

Строим по шаблону

Получили точки пересечения с осью Ох, абсциссы этих точек являются решением квадратного уравнения. Два корня х1 = 1, х2 = 5

2 ученик

Преобразуем: – х 2 + 6х = 5

Как решать системы квадратных уравнений графическим способомВведем функции: у1 = – х 2 + 6х, у2 = 5, линейная функция, квадратичная функция, графиком графиком явл. прямая у || Ох явл. парабола, ветви направлены вниз, вершина х0 = – в/2а
х0 = – 6/– 2 = 3
у0 = – 3 2 + 18 = 9;
(3; 9).
ось симметрии х = 3
Строим по шаблону
Получили точки пересечения
параболы и прямой, их абсциссы являются решением квадратного уравнения. Два корня х1 = 1, х2 = 5
Итак, одно и тоже уравнение можно решать различными способами, а ответ получаться должен один и тот же.

V. Физкультминутка

VI. Решение задачи с параметром

При каких значениях р уравнение х 2 + 6х + 8 = р:
– Не имеет корней?
– Имеет один корень?
– Имеет два корня?
Чем отличается это уравнение от предыдущего?
Правильно, буквой!
Эту букву в дальнейшем мы будем называть параметром, Р.
Пока она вам ни о чем не говорит. Но мы будем в дальнейшем решать различные задачи с параметром.
Сегодня решим квадратное уравнение с параметром графическим методом, используя третий способ с помощью параболы и прямой параллельной оси абсцисс.
Ученик помогает учителю решать у доски.
С чего начнем решать?

Как решать системы квадратных уравнений графическим способомЗададим функции:

у1 = х 2 + 6х + 8 у2 = р линейная функция,
квадратичная функция, графиком является прямая
графиком явл. парабола,
ветви направлены вниз, вершина

Ось симметрии х = 3, таблицу строить не буду, а возьму шаблон у = х 2 и приложу к вершине параболы.
Парабола построена! Теперь надо провести прямую у = р.
– Где надо начертить прямую р, чтобы получить два корня?
– Где надо начертить прямую р, чтобы получить один корень?
– Где надо начертить прямую р, чтобы не было корней?
– Итак, сколько наше уравнение может иметь корней?
– Понравилась задача? Спасибо за помощь! Оценка 5.

VII. Самостоятельная работа по вариантам (5 мин.)

у = х 2 – 5х + 6 у = – х 2 + х – 6

Решить квадратное уравнение графическим способом, выбирая для вас удобный способ. Если кто-то справится с заданием раньше, проверьте свое решение другим способом. За это будет выставляться дополнительная оценка.

VIII. Итог урока

– Чему научились вы на сегодняшнем уроке?
– Сегодня на уроке мы с вами квадратные уравнения решали графическим методом, используя различные способы решения, и рассмотрели графический способ решения квадратного уравнения с параметром!
– Переходим к домашнему заданию.

IХ. Домашнее задание

1. Домашняя контрольная работа на стр. 147, из задачника Мордковича по вариантам I и II.
2. На кружке, в среду, будем решать V-м способом, (гипербола и прямая).

Х. Литература:

1. А.Г. Мордкович. Алгебра-8. Часть 1. Учебник для учащихся образовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008 г.
2. А.Г. Мордкович, Л.А.Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. Алгебра – 8. Часть 2. Задачник для учащихся образовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008 г.
3. А.Г. Мордкович. Алгебра 7-9. Методическое пособие для учителя.М.: Мнемозина, 2004 г.
4. Л.А. Александрова. Алгебра-8. Самостоятельные работы для учащихся образовательных учреждений./Под ред. А.Г. Мордковича. М.: Мнемозина, 2009 г.

💥 Видео

8 класс, 21 урок, Графическое решение уравненийСкачать

8 класс, 21 урок, Графическое решение уравнений

7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать

7 класс, 35 урок, Графическое решение уравнений

Решение системы уравнений графическим методомСкачать

Решение системы уравнений графическим методом

Алгебра 9 класс. Графическое решение систем уравненийСкачать

Алгебра 9 класс. Графическое решение систем уравнений

Графический метод решения уравнений 8 классСкачать

Графический метод решения уравнений   8 класс

АЛГЕБРА 8 класс : Графическое решение квадратных уравнений | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 8 класс : Графическое решение квадратных уравнений | Видеоурок

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Как решать систему уравнений графическим методом? | Математика | TutorOnlineСкачать

Как решать систему уравнений графическим методом? | Математика | TutorOnline

Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.Скачать

Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.

Решение квадратных неравенств графическим методом. 8 класс.Скачать

Решение квадратных неравенств графическим методом. 8 класс.

Урок по теме ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ 7 КЛАСССкачать

Урок по теме ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ 7 КЛАСС

Как решать уравнение графически. 3 способа графического решения квадратного уравнения.Скачать

Как решать уравнение графически.  3 способа графического решения квадратного уравнения.

Решение системы линейных уравнений графическим методом. Практическая часть. 7 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений графическим методом. Практическая часть. 7 класс.

Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.Скачать

Способы решения систем нелинейных уравнений. 9 класс.

Графический способ решения систем уравнений | Алгебра 9 класс #18 | ИнфоурокСкачать

Графический способ решения систем уравнений | Алгебра 9 класс #18 | Инфоурок

Графическое решение квадратных уравнений | Алгебра 8 класс #32 | ИнфоурокСкачать

Графическое решение квадратных уравнений | Алгебра 8 класс #32 | Инфоурок

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?Скачать

5 способов решения квадратного уравнения ➜ Как решать квадратные уравнения?
Поделиться или сохранить к себе: