Как решать систему уравнений с заменой переменной

Видео:Алгебра Система уравнений Метод замены переменной № 6.22 9 классСкачать

Алгебра Система уравнений Метод замены переменной № 6.22  9 класс

Методы решения систем уравнений с двумя переменными

п.1. Метод подстановки

Вариант 1
Шаг 1. Из одного уравнения выразить y через x: y(x).
Шаг 2. Подставить полученное выражение во второе уравнение и найти x.
Шаг 3. Подставить найденный x в y(x) и найти y.
Шаг 4. Записать полученные пары решений. Работа завершена.

Вариант 2
Шаг 1. Из одного уравнения выразить x через y: x(y).
Шаг 2. Подставить полученное выражение во второе уравнение и найти y.
Шаг 3. Подставить найденный y в x(y) и найти x.
Шаг 4. Записать полученные пары решений. Работа завершена.

п.2. Метод сложения

п.3. Метод замены переменных

Иногда удобно ввести новые переменные и решить систему для них.
А затем, вернуться к исходным переменным и найти их значения.

п.4. Графический метод

Графический метод подробно рассмотрен в §15 данного справочника.

п.5. Примеры

Пример 1. Решите систему уравнений:
а) ( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. )
Решаем методом подстановки: ( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. )
Для нижнего уравнения: ( mathrm )
Подставляем в верхнее уравнение: ( mathrm )

б) ( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. )
Замена переменных: ( left< begin mathrm & \ mathrm & endright. )
Выразим (x 2 + y 2 ) через a и b:
x 2 + y 2 = (x 2 + y 2 + 2xy) – 2xy = (x + y) 2 – 2xy = a 2 – 2b
Подставляем: ( left< begin mathrm
& \ mathrm & endright.Rightarrow left< begin mathrm & \ mathrm & endright. )
Решаем нижнее уравнение: 2b 2 – 9b + 10 = 0 $$ mathrm< D=9^2-4cdot 2cdot 10=1, b=frac> = left[begin mathrm & \ mathrm & endright. $$ Возвращаемся к исходным переменным: ( left[begin left<begin mathrm & \ mathrm & endright.& \ left<begin mathrm & \ mathrm & endright. endright. )

Метод замены переменной

Метод замены переменной – это такой способ решения, при котором в уравнение (или неравенство) вводится новая переменная, в результате чего оно становится более простым.

Этот метод один из самых популярных при решении сложных заданий, в частности, в ЕГЭ и ОГЭ.

У нас довольно сложное уравнение. А если раскрыть скобки, оно станет еще сложнее. Что делать? Давайте попробуем заменить переменную.

Заменим выражение (x+frac) буквой (t).

Получилось обычное квадратное уравнение! Решив его, найдем чему равно (t), после чего, сделав обратную замену, вычислим (x).

Когда не стоит вводить новую переменную? Когда это не сделает уравнение проще. Например, если старая переменная остается, несмотря на замену:

Попробуем сделать замену здесь.

Заменим выражение (sin x) буквой (t).

Видим, что в этой замене нет никакого смысла – она не упростила уравнение, даже наоборот, усложнила его, потому что теперь у нас в уравнении две переменные.

Видео:Решение уравнения методом замены переменнойСкачать

Решение уравнения методом замены переменной

Примеры использования метода замены переменной

Заметим, что (x^4=(x^2 )^2) (см. свойства степеней ). Тогда наше уравнение приобретает следующий вид.

Теперь используем метод замены.

Вводим новую переменную, заменяя (x^2) на (t).

Мы нашли чему равно (t), но найти-то надо иксы! Поэтому делаем обратную замену.

Ответ: (±1); (±) (frac) .

Весьма частая ошибка при использовании этого метода: забыть «вернуться к иксам», то есть не сделать обратную замену. Помните – нам нужно найти (x), а не (t)! Поэтому возврат к (x) — строго обязателен!

Пример. Решить неравенство: (log^2_3⁡x-log_3⁡x-2>0)

Приступим к решению.

Раскладываем левую часть неравенства на множители .

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Теперь нужно вернуться к исходной переменной – иксу. Для этого перейдем к совокупности , имеющей такое же решение, и сделаем обратную замену.

Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Конспект урока «Решение систем уравнений методом введения новой переменной»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Открытый урок по теме

«Решение систем уравнений второй степени методом замены переменной»

1) Открыть совместно с учащимися новый метод решения систем уравнений (метод введения новых переменных), закрепить навыки решения систем уравнений другими методами (графическим, подстановкой и сложением).

2) Формировать потребность приобретения новых знаний, создать условия для контроля (самоконтроля) усвоения умений и навыков.

3) Развивать математическую речь при комментировании решения.

4) Воспитывать уважение друг к другу, взаимопонимание, уверенность в себе, развивать самостоятельность и творчество.

Оптимально использовать методы обучения, соответствующие возрасту и развитию учащихся, для формирования знаний по изучаемой на уроке теме.

1.Создать условия для развития познавательной деятельности учащихся.

2.Способствовать формированию умений переносить знания в новую ситуацию.

3.Развивать математический кругозор, мышление и речь, внимание и память.

Содействовать воспитанию интереса к математике, формировать у учащихся умение осмысленно, целенаправленно организовывать на уроке свою деятельность, осознавать значимость каждого шага для себя.

Воспитывать ответственность за грамотно сформулированные и лаконичные ответы.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование : мультимедийный проектор, карточки с заданиями, доска.

1. Организационный этап.

Учитель приветствует учеников.

Знакомит учеников с оценочным листом.

Ученики выставляют себе оценки за организационный этап.

2. Актуализация знаний.

Проверим домашнее задание.

Решить систему уравнений тремя различными методами (графическим, подстановкой и сложением)

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Для каждого метода записать алгоритм его использования в тетрадь.

1 метод -графический

Как решать систему уравнений с заменой переменной

1) Как решать систему уравнений с заменой переменной

Графиком этой функции является парабола, «ветви» направлены вверх, вершина в точке (0;-4)

2) Как решать систему уравнений с заменой переменной

Графиком этой функции является прямая.

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Точки пересечения (1;-3);(-3;5).

Алгоритм использования графического метода:

1.Построить графики уравнений в одной системе координат.

2. Найти координаты точки пересечения или указать, что таких точек нет.

3. Записать ответ.

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Из второго уравнения выражаем у:

Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Подставляем в первое уравнение:

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Если Как решать систему уравнений с заменой переменной, тоКак решать систему уравнений с заменой переменной

Если Как решать систему уравнений с заменой переменной, тоКак решать систему уравнений с заменой переменной

Алгоритм использования метода подстановки:

1. Выразить из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую.

2. Подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной равное ему выражение.

3. Решить получившееся уравнение с одной переменной.

4. Найти соответствующее значение второй переменной

5. Записать ответ.

3 метод- алгебраическое сложение

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Сложим уравнения системы, получим:

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Если Как решать систему уравнений с заменой переменной, тоКак решать систему уравнений с заменой переменной

Если Как решать систему уравнений с заменой переменной, тоКак решать систему уравнений с заменой переменной

Алгоритм использования метода алгебраического сложения:

1. Уравнять модули коэффициентов при какой-нибудь переменной.

2. Сложить или вычесть почленно левые и правые части уравнений системы.

3. Решить получившееся уравнение с одной переменной.

4. Найти соответствующее значение второй переменной

5. Записать ответ.

Какой из способов решения системы вам понравился больше?

Ученики ставят себе баллы в оценочный лист.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Решим систему уравнений:

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Какие основные методы решения систем уравнений вы знаете? (графический, подстановкой и сложением)

Какой из этих методов можно было бы применить к этой системе?

Обсуждаем применение графического способа.

Обсуждаем применение способа сложения.

Обсуждаем применение способа подстановки.

Приходим к выводу, что ни один из ранее изученных методов не подходит. Как тогда поступить? Как решать такие системы? Нужен другой метод.

Какую цель мы можем поставить перед собой на сегодняшнем уроке? (изучить другие методы решения систем уравнений второй степени научиться их применять на практике)

4. Первичное усвоение новых знаний .

Итак, решим систему:

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Где мы можем узнать, как решаются такие системы? (в учебнике, в интернете).

Далее реализуется способ достижения информации.

Учитель предлагает ученикам выбрать для себя источник информации и воспользоваться им.

Учащихся предлагают ввести новую переменную.

Введём новую переменную Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Тогда первое уравнение системы можно переписать в виде Как решать систему уравнений с заменой переменной

Умножим обе части уравнения на Как решать систему уравнений с заменой переменной( так как по условию Как решать систему уравнений с заменой переменной).

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Как решать систему уравнений с заменой переменной;Как решать систему уравнений с заменой переменной; Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Делаем обратную замену.

Если Как решать систему уравнений с заменой переменной, то Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Подставляя во второе уравнение системы, получаем: Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Как решать систему уравнений с заменой переменной

это уравнение корней не имеет.

Если Как решать систему уравнений с заменой переменной, то Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Подставляя во второе уравнение системы, получаем: Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Если Как решать систему уравнений с заменой переменной, то Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Если Как решать систему уравнений с заменой переменной, то Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Решим ещё одну систему:

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Учащиеся делают вывод, что для решения этой системы одной переменной недостаточно, надо вводить две переменные, например:

Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Как решать систему уравнений с заменой переменнойКак решать систему уравнений с заменой переменнойКак решать систему уравнений с заменой переменнойКак решать систему уравнений с заменой переменной

Если Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Как решать систему уравнений с заменой переменнойКак решать систему уравнений с заменой переменной

Если Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Как решать систему уравнений с заменой переменнойКак решать систему уравнений с заменой переменной

Давайте уточним цель нашего урока (научиться решать системы уравнений второй степени с помощью метода введения новых переменных).

5. Первичная проверка понимания .

Составление алгоритма использования метода введения новых переменных.

Учащиеся разбиваются на пары и вместе со своими соседями по парте составляют алгоритм использования метода введения новых переменных.

Различные варианты ответов зачитываются с места.

Алгоритм использования метода введения новых переменных:

1. Ввести одну или две новые переменные.

2. Записать новое уравнение или систему уравнений.

3. Решить новое уравнение или систему уравнений и найти значения введённых переменных.

4. Сделать обратную замену и найти значения переменных из условия.

5. Записать ответ.

Ученики ставят себе баллы в оценочный лист.

Как решать систему уравнений с заменой переменной

6. Первичное закрепление

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Чтобы помочь затрудняющимся ученикам, даётся подсказка:

Сделаем замену переменной: Как решать систему уравнений с заменой переменной

Получим новую систему:

Как решать систему уравнений с заменой переменнойКак решать систему уравнений с заменой переменнойКак решать систему уравнений с заменой переменной

3. Если Как решать систему уравнений с заменой переменной, то Как решать систему уравнений с заменой переменной. Если Как решать систему уравнений с заменой переменной, то Как решать систему уравнений с заменой переменной.

4. Получаем две системы:

Как решать систему уравнений с заменой переменнойили Как решать систему уравнений с заменой переменной

Потом на экране выводится правильное решение.

Сделаем замену переменной Как решать систему уравнений с заменой переменной. Получим новую систему:

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Как решать систему уравнений с заменой переменной

Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Если Как решать систему уравнений с заменой переменной, то Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Если Как решать систему уравнений с заменой переменной, то Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Получаем две системы:

Как решать систему уравнений с заменой переменнойили Как решать систему уравнений с заменой переменной

Как решать систему уравнений с заменой переменнойКак решать систему уравнений с заменой переменной

Как решать систему уравнений с заменой переменнойКак решать систему уравнений с заменой переменной

Как решать систему уравнений с заменой переменнойКак решать систему уравнений с заменой переменной

Как решать систему уравнений с заменой переменнойКак решать систему уравнений с заменой переменной

корней нет Как решать систему уравнений с заменой переменной

Если Как решать систему уравнений с заменой переменной, то Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Если Как решать систему уравнений с заменой переменной, то Как решать систему уравнений с заменой переменной.

Ученики ставят себе баллы в оценочный лист.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Найти в Интернете три системы уравнений, которые можно решить методом введения новой переменной.

Записать в тетрадь их условие и решение.

Самые интересные системы будут разобраны на следующем уроке у доски.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Давайте заполним оценочные листы и посмотрим, какие у вас получились оценки.

Чему мы научились на сегодняшнем уроке?

(Решать системы уравнений способом замены переменной)

Что необходимо сделать, для того чтобы решить систему уравнений таким способом?

(сделать замену переменной, решить новое уравнение, выполнить обратную замену)

Что было наиболее сложным (трудным)?

Какие вопросы остались после проведения занятия?

📽️ Видео

Решение систем уравнений методом подстановкиСкачать

Решение систем уравнений методом подстановки

Пример 47. Решить систему методом замены переменнойСкачать

Пример 47. Решить систему методом замены переменной

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод ПодстановкиСкачать

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод Подстановки

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравнений

Метод замены переменной при решении системСкачать

Метод замены переменной при решении систем

Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat Золотой Медалист по бегу)Скачать

Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat  Золотой Медалист по бегу)

9 класс. Алгебра. Решение уравнений методом замены переменной.Скачать

9 класс. Алгебра. Решение уравнений методом замены переменной.

Решение систем уравнений. Методом подстановки. Выразить YСкачать

Решение систем уравнений. Методом подстановки. Выразить Y

Решение систем уравнений. Метод замены переменных. 9 классСкачать

Решение систем уравнений. Метод замены переменных. 9 класс

Метод замены переменной при решении систем уравненийСкачать

Метод замены переменной при решении систем уравнений

СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ В ЕГЭ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэСкачать

СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ В ЕГЭ ЧАСТЬ I #shorts #математика #егэ #огэ #профильныйегэ

Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки. 6 класс.

Решение уравнений методом замены переменной.Скачать

Решение уравнений методом замены переменной.

Подготовка к ЕГЭ #59. Решение систем уравнений методом замены переменнойСкачать

Подготовка к ЕГЭ #59. Решение систем уравнений методом замены переменной

Решение систем уравнений методом сложенияСкачать

Решение систем уравнений методом сложения

Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

Способы решения систем нелинейных уравнений. Практическая часть. 9 класс.
Поделиться или сохранить к себе: