Как решать систему уравнений с корнем

Видео:Система иррациональных уравнений #2Скачать

Система иррациональных уравнений #2

Алгебра

План урока:

Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Иррациональные уравнения

Ранее мы рассматривали целые и дробно-рациональные уравнения. В них выражение с переменной НЕ могло находиться под знаком радикала, а также возводиться в дробную степень. Если же переменная оказывается под радикалом, то получается иррациональное уравнение.

Приведем примеры иррациональных ур-ний:

Заметим, что не всякое уравнение, содержащее радикалы, является иррациональным. В качестве примера можно привести

Это не иррациональное, а всего лишь квадратное ур-ние. Дело в том, что под знаком радикала стоит только число 5, а переменных там нет.

Видео:Система иррациональных уравнений #1Скачать

Система иррациональных уравнений #1

Простейшие иррациональные уравнения

Начнем рассматривать способы решения иррациональных уравнений. В простейшем случае в нем справа записано число, а вся левая часть находится под знаком радикала. Выглядит подобное ур-ние так:

где а – некоторое число (константа), f(x) – рациональное выражение.

Для его решения необходимо обе части возвести в степень n, тогда корень исчезнет:

Получаем рациональное ур-ние, решать которые мы уже умеем. Однако есть важное ограничение. Мы помним, что корень четной степени всегда равен положительному числу, и его нельзя извлекать из отрицательного числа. Поэтому, если в ур-нии

n – четное число, то необходимо, чтобы а было положительным. Если же оно отрицательное, то ур-ние не имеет корней. Но на нечетные n такое ограничение не распространяется.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но квадратный корень (если быть точными, то арифметический квадратный корень) не может быть отрицательным. Поэтому ур-ние корней не имеет.

Ответ: корней нет.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число, но это не является проблемой, ведь кубический корень может быть отрицательным. Возведем обе части в куб:

Конечно, под знаком корня может стоять и более сложное выражение, чем (х – 5).

Пример. Найдите решение ур-ния

Решение. Возведем обе части в пятую степень:

х 2 – 14х – 32 = 0

Получили квадратное ур-ние, которое можно решить с помощью дискриминанта:

D = b 2 – 4ac = (– 14) 2 – 4•1•(– 32) = 196 + 128 = 324

Итак, нашли два корня: (– 2) и 16.

Несколько более сложным является случай, когда справа стоит не постоянное число, а какое-то выражение с переменной g(x). Алгоритм решения тот же самый – необходимо возвести в степень ур-ние, чтобы избавиться от корня. Но, если степень корня четная, то необходимо проверить, что полученные корни ур-ния не обращают правую часть, то есть g(x), в отрицательное число. В противном случае их надо отбросить как посторонние корни.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Возводим обе части во вторую степень:

х – 2 = х 2 – 8х + 16

D = b 2 – 4ac = (– 9) 2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9

Получили два корня, 3 и 6. Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного ур-ния (х – 4):

при х = 3 х – 4 = 3 – 4 = – 1

при х = 6 6 – 4 = 6 – 4 = 2

Корень х = 3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х = 6.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Здесь используется кубический корень, а потому возведем обе части в куб:

3х 2 + 6х – 25 = (1 – х) 3

3х 2 + 6х – 25 = 1 – 3х + 3х 2 – х 3

Получили кубическое ур-ние. Решить его можно методом подбора корня. Из всех делителей свободного коэффициента (– 26) только двойка обращает ур-ние в верное равенство:

Других корней нет. Это следует из того факта, что функция у = х 3 + 9х – 26 является монотонной.

Заметим, что если подставить х = 2 в левую часть исходного ур-ния 1 – х, то получится отрицательное число:

при х = 2 1 – х = 1 – 2 = – 1

Но означает ли это, что число 2 НЕ является корнем? Нет, ведь кубический корень вполне может быть и отрицательным (в отличие от квадратного). На всякий случай убедимся, что двойка – это действительно корень исходного уравнения:

Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Уравнения с двумя квадратными корнями

Ситуация осложняется, если в ур-нии есть сразу два квадратных корня. В этом случае их приходится убирать последовательно. Сначала мы переносим слагаемые через знак «=» таким образом, чтобы слева остался один из радикалов и ничего, кроме него. Возводя в квадрат такое ур-ние, мы избавимся от одного радикала, после чего мы получим более простое ур-ние. После получения всех корней надо проверить, какие из них являются посторонними. Для этого их надо просто подставить в исходное ур-ние.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Перенесем вправо один из корней:

Возведем обе части в квадрат. Обратите внимание, что левый корень при этом исчезнет, а правый – сохранится:

Теперь снова перемещаем слагаемые так, чтобы в одной из частей не осталось ничего, кроме корня:

Снова возведем ур-ние в квадрат, чтобы избавиться и от второго корня:

(2х – 4) 2 = 13 – 3х

4х 2 – 16х + 16 = 13 – 3х

4х 2 – 13х + 3 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 13) 2 – 4•4•3 = 169 –48 = 121

Имеем два корня: 3 и 0,25. Но вдруг среди них есть посторонние? Для проверки подставим их в исходное ур-ние. При х = 0,25 имеем:

Получилось ошибочное равенство, а это значит, что 0,25 не является корнем ур-ния. Далее проверим х = 3

На этот раз получилось справедливое равенство. Значит, тройка является корнем ур-ния.

Видео:Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Введение новых переменных

Предложенный метод последовательного исключения радикалов плохо работает в том случае, если корни не квадратные, а имеют другую степень. Рассмотрим ур-ние

Последовательно исключить корни, как в предыдущем примере, здесь не получится (попробуйте это сделать самостоятельно). Однако помочь может замена переменной.

Для начала перепишем ур-ние в более удобной форме, когда вместо корней используются степени:

х 1/2 – 10х 1/4 + 9 = 0

Теперь введем переменную t = x 1/4 . Тогда х 1/2 = (х 1/4 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид

Это квадратное ур-ние. Найдем его корни:

D = b 2 – 4ac = (– 10) 2 – 4•1•9 = 100 – 36 = 64

Получили два значения t. Произведем обратную замену:

х 1/4 = 1 или х 1/4 = 9

Возведем оба ур-ния в четвертую степень:

(х 1/4 ) 4 = 1 4 или (х 1/4 ) 4 = 3 4

х = 1 или х = 6561

Полученные числа необходимо подставить в исходное ур-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями:

В обоих случаях мы получили верное равенство 0 = 0, а потому оба числа, 1 и 6561, являются корнями ур-ния.

Пример. Решите ур-ние

х 1/3 + 5х 1/6 – 24 = 0

Решение. Произведем замену t = x 1/6 , тогда х 1/3 = (х 1/6 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид:

Его корни вычислим через дискриминант:

D = b 2 – 4ac = 5 2 – 4•1•(– 24) = 25 + 96 = 121

Далее проводим обратную заменуx 1/6 = t:

х 1/6 = – 8 или х 1/6 = 3

Первое ур-ние решений не имеет, а единственным решением второго ур-ния является х = 3 6 = 729. Если подставить это число в исходное ур-ние, то можно убедиться, что это не посторонний корень.

Видео:Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.Скачать

Математика без Ху!ни. Метод Гаусса.

Замена иррационального уравнения системой

Иногда для избавления от радикалов можно вместо них ввести дополнительные переменные и вместо одного иррационального ур-ния получить сразу несколько целых, которые образуют систему. Это один из самых эффективных методов решения иррациональных уравнений.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Заменим первый корень буквой u, а второй – буквой v:

Исходное ур-ние примет вид

Если возвести (1) и (2) в куб и квадрат соответственно (чтобы избавиться от корней), то получим:

Ур-ния (3), (4) и (5) образуют систему с тремя неизвестными, в которой уже нет радикалов:

Попытаемся ее решить. Сначала сложим (4) и (5), ведь это позволит избавиться от переменной х:

(х + 6) + (11 – х) = u 3 + v 2

из (3) можно получить, что v = 5 – u. Подставим это в (6) вместо v:

17 = u 3 + (5 – u) 2

17 = u 3 + u 2 – 10u + 25

u 3 + u 2 – 10u + 8 = 0

Получили кубическое ур-ние. Мы уже умеем решать их, подбирая корни. Не вдаваясь в подробности решения, укажем, что корнями этого ур-ния являются числа

подставим полученные значения в (4):

x + 6 = 1 3 или х + 6 = 2 3 или х + 6 = (– 4) 3

x + 6 = 1 или х + 6 = 8 или х + 6 = – 64

х = – 5 или х = 2 или х = – 70

Итак, нашли три возможных значения х. Но, конечно же, среди них могут оказаться посторонние корни. Поэтому нужна проверка – подставим полученные результаты в исходное ур-ние. При х = – 5 получим

Корень подошел. Проверяем следующее число, х = 2:

Корень снова оказался верным. Осталась последняя проверка, для х = – 70:

Итак, все три числа прошли проверку.

Видео:Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.

Уравнения с «вложенными» радикалами

Порою в ур-нии под знаком радикала стоит ещё один радикал. В качестве примера приведем такую задачу:

При их решении следует сначала избавиться от «внешнего радикала», после чего можно будет заняться и внутренним. То есть в данном случае надо сначала возвести обе части равенства в квадрат:

Внешний радикал исчез. Теперь будем переносить слагаемые, чтобы в одной из частей остался только радикал:

Хочется поделить полученное ур-ние (1) на х, однако важно помнить, что деление на ноль запрещено. То есть, если мы делим на х, то мы должны наложить дополнительное ограничение х ≠ 0. Случай же, когда х всё же равен нулю, мы рассматриваем отдельно. Для этого подставим х = 0 сразу в исходное ур-ние:

Получили верное рав-во, значит, 0 является корнем. Теперь возвращаемся к (1) и делим его на х:

Возводим в квадрат и получаем:

х 2 + 40 = (х + 4) 2

х 2 + 40 = х 2 + 8х + 16

И снова нелишней будет проверка полученного корня:

Видео:9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравненийСкачать

9 класс, 11 урок, Методы решения систем уравнений

Иррациональные неравенства

По аналогии с иррациональными ур-ниями иррациональными неравенствами называют такие нер-ва, в которых выражение с переменной находится под знаком радикала или возводится в дробную степень. Приведем примеры иррациональных нер-в:

Нет смысла решать иррациональные нер-ва, если есть проблемы с более простыми, то есть рациональными нер-вами, а также с их системами. Поэтому на всякий случай ещё раз просмотрите этот и ещё вот этот уроки.

Начнем с решения иррациональных неравенств простейшего вида, у которых в одной из частей стоит выражение под корнем, а в другой – постоянное число. Достаточно очевидно, что нер-во вида

Может быть справедливым только тогда, когда

То есть, грубо говоря, нер-ва можно возводить в степень. Однако при этом могут возникнуть посторонние решения. Дело в том, что нужно учитывать и тот факт, что подкоренное выражение должно быть неотрицательным в том случае, если степень корня является четной. Таким образом, нер-во

при четном n можно заменить системой нер-в

Пример. При каких значениях x справедливо нер-во

Решение. С одной стороны, при возведении нер-ва в квадрат мы получим такое нер-во:

х ⩽ – 5 (знак нер-ва изменился из-за того, что мы поделили его на отрицательное число)

Получили промежуток х∈(– ∞; – 5). Казалось бы, надо записать ещё одно нер-во

чтобы подкоренное выражение было неотрицательным. Однако сравните (1) и (2). Ясно, что если (1) выполняется, то справедливым будет и (2), ведь если какое-то выражение больше или равно двум, то оно автоматически будет и больше нуля! Поэтому (2) можно и не решать.

Теперь посмотрим на простейшие нер-ва с корнем нечетной степени.

Пример. Найдите решение нер-ва

Решение. Всё очень просто – надо всего лишь возвести обе части в куб:

x 2 – 7x– 8 2 – 7x– 8 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 7) 2 – 4•1•(– 8) = 49 + 32 = 81

Далее полученные точки отмечаются на координатной прямой. Они разобьют ее на несколько промежутков, на каждом из которых функция у =x 2 – 7x– 8 сохраняет свой знак. Определить же этот самый знак можно по направлению ветвей параболы, которую рисует схематично:

Видно, что парабола располагается ниже оси Ох на промежутке (– 1; 8). Поэтому именно этот промежуток и является ответом. Нер-во строгое, поэтому сами числа (– 1) и 8 НЕ входят в ответ, то есть для записи промежутка используются круглые скобки.

Обратите внимание: так как в исходном нер-ве используется корень нечетной (третьей) степени, то нам НЕ надо требовать, чтобы он был неотрицательным. Он может быть меньше нуля.

Теперь рассмотрим более сложный случай, когда в правой части нер-ва стоит не постоянное число, а некоторое выражение с переменной, то есть оно имеет вид

Случаи, когда n является нечетным числом, значительно более простые. В таких ситуациях достаточно возвести нер-во в нужную степень.

Пример. Решите нер-во

Решение.Слева стоит кубический корень, а возведем нер-во в третью степень (при этом мы используем формулу сокращенного умножения):

И снова квадратное нер-во. Найдем нули функции записанной слева, и отметим их на координатной прямой:

D = b 2 – 4ac = (– 1) 2 – 4•1•(– 2) = 1 + 8 = 9

Нер-во выполняется при х∈(– ∞; – 1)⋃(2; + ∞). Так как мы возводили нер-во в нечетную степень, то больше никаких действий выполнять не надо.

стоит корень четной степени, то ситуация резко осложняется. Его недостаточно просто возвести его в n-ую степень. Необходимо выполнение ещё двух условий:

f(x) > 0 (подкоренное выражение не может быть отрицательным);

g(x) > 0 (ведь сам корень должен быть неотрицательным, поэтому если g(x)будет меньше нуля, то решений не будет).

Вообще говоря, в таких случаях аналитическое решение найти возможно, но это тяжело. Поэтому есть смысл решить нер-во графически – такое решение будет более простым и наглядным.

Пример. Решите нер-во

Решение. Сначала решим его аналитически, без построения графиков. Возведя нер-во в квадрат, мы получим

х 2 – 10х + 21 > 0(1)

Решением этого квадратного нер-ва будет промежуток (– ∞;3)⋃(7; + ∞). Но надо учесть ещё два условия. Во-первых, подкоренное выражение должно быть не меньше нуля:

Во-вторых, выражение 4 – х не может быть отрицательным:

Получили ограничение 2,5 ⩽ х ⩽ 4, то есть х∈[2,5; 4]. С учетом того, что при решении нер-ва(1) мы получили х∈(– ∞;3)⋃(7; + ∞), общее решение иррационального нер-ва будет их пересечением, то есть промежутком [2,5; 3):

Скажем честно, что описанное здесь решение достаточно сложное для понимания большинства школьников, поэтому предложим альтернативное решение, основанное на использовании графиков. Построим отдельно графики левой и правой части нер-ва:

Видно, что график корня находится ниже прямой на промежутке [2,5; 3). Возникает вопрос – точно ли мы построили график? На самом деле с его помощью мы лишь определили, что искомый промежуток находится между двумя точками. В первой график корня касается оси Ох, а во второй точке он пересекается с прямой у = 4 – х. Найти координаты этих точек можно точно, если решить ур-ния. Начнем с первой точки:

Итак, координата х первой точки в точности равна 2,5. Для нахождения второй точки составим другое ур-ние:

Это квадратное ур-ние имеет корни 3 и 7 (убедитесь в этом самостоятельно). Число 7 является посторонним корнем:

Подходит только число 3, значит, вторая точка имеет координату х = 3, а искомый промежуток – это [2,5; 3).

Ещё тяжелее случаи, когда в нер-ве с корнем четной степени стоит знак «>», а не « 1/2 = х – 3

Видео:Алгебра 9 класс. Графическое решение систем уравненийСкачать

Алгебра 9 класс. Графическое решение систем уравнений

Иррациональные системы уравнений и неравенств с двумя переменными

п.1. Решение иррациональных систем уравнений

п.2. Решение иррациональных систем неравенств

Внимание!
В иррациональных неравенствах возводить одновременно в чётную степень обе стороны можно только при условии, что обе стороны неотрицательны .
При выполнении этого условия знак неравенства сохраняется.
Иначе – знак неравенства не сохраняется, и получаем ложное высказывание.

Возводить одновременно в нечётную степень можно в любом случае.

Как решать систему уравнений с корнем

Решение: ( left< begin mathrm<-2leq x lt frac<sqrt-1>> & \ mathrm & endright. ) прямоугольник на координатной плоскости.

Сторона CD в множество решений не входит.

Видео:10 класс. Алгебра. Системы уравненийСкачать

10 класс. Алгебра. Системы уравнений

Системы иррациональных, логарифмических и показательных уравнений

Как решать систему уравнений с корнем

, зав. кафедрой математики ДВГГУ

Системы иррациональных, логарифмических и показательных уравнений

Традиционно в контрольные измерительные материалы для проведения единого государственного экзамена по математике включаются задачи позволяющие проверить умения выпускников решать различные системы уравнений. Как правило, это системы из двух уравнений с двумя переменными. Уравнения, входящие в систему могут быть как алгебраическими, в том числе иррациональными, так и трансцендентными. В рамках этой статьи рассмотрим основные методы решения систем с двумя переменными иррациональных, логарифмических и показательных уравнений.

Прежде чем непосредственно переходить к методам решения систем уравнений напомним основные определения и свойства различных функций, которые могут входить в уравнения системы.

Напомним, что два уравнения с двумя неизвестными образуют систему уравнений, если ставится задача о нахождении таких значений переменных, которые являются решениями каждого из уравнений.

Решением системы двух уравнений с двумя неизвестными называется упорядоченная пара чисел, при подстановке которых в систему вместо соответствующих переменных, получаются верные числовые равенства.

Решить систему уравнений – означает найти все ее решения.

Процесс решения системы уравнений, как и процесс решения уравнения, состоит в последовательном переходе с помощью некоторых преобразований от данной системы к более простой. Обычно пользуются преобразованиями, которые приводят к равносильной системе, в этом случае не требуется проверка найденных решений. Если же были использованы неравносильные преобразования, то обязательна проверка найденных решений.

Иррациональными называют уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня или под знаком операции возведения в дробную степень.

Следует отметить, что

1. Все корни четной степени, входящие в уравнения, являются арифметическими. Другими словами, если подкоренное выражение отрицательно, то корень лишен смысла; если подкоренное выражение равно нулю, то корень также равен нулю; если подкоренное выражение положительно, то и значение корня положительно.

2. Все корни нечетной степени, входящие в уравнение, определены при любом действительном значении подкоренного выражения. При этом корень отрицателен, если подкоренной выражение отрицательно; равен нулю, если подкоренное выражение равно нулю; положителен, если подкоренное выражение положительно.

Функции y = Как решать систему уравнений с корнеми y = Как решать систему уравнений с корнемявляются возрастающими на своей области определения.

При решении систем иррациональных уравнений используются два основных метода: 1) возведение обеих частей уравнений в одну и туже степень; 2) введение новых переменных.

При решении систем иррациональных уравнений первым методом следует помнить, что при возведении обеих частей уравнения, содержащего корни четной степени, в одну и туже степень, получается уравнение, которое является следствием первоначального, в связи с этим, в процессе решения могут появиться посторонние корни. При решении иррациональных уравнений часто используется формула Как решать систему уравнений с корнем = f(x), применение которой в случае четного n может привести к расширению области определения уравнения. По этим (и по другим) причинам при решении иррациональных уравнений в большинстве случаев необходима проверка найденных решений.

Рассмотрим примеры решения систем иррациональных уравнений различными методами.

Пример 1. Решить систему уравнений Как решать систему уравнений с корнем

Решение. Чтобы избавиться от иррациональности введем новые переменные. Пусть Как решать систему уравнений с корнем……………………… (1),

тогда первоначальная система примет вид: Как решать систему уравнений с корнем. Решая полученную систему, например методом подстановки находим: Как решать систему уравнений с корнем. Подставим найденные значения в систему (1), получим: Как решать систему уравнений с корнем. Возведя обе части первого уравнения в квадрат, второго – в четвертую степень, получим систему: Как решать систему уравнений с корнем, откуда находим: Как решать систему уравнений с корнем

Нетрудно убедиться в том, что найденное решение последней системы является решением исходной системы.

Пример 2. Решить систему уравнений Как решать систему уравнений с корнем

Решение. 1. Из второго уравнения системы имеем: Как решать систему уравнений с корнем. Подставим в первое уравнение системы вместо Как решать систему уравнений с корнемправую часть равенства, получим: Как решать систему уравнений с корнемили Как решать систему уравнений с корнем………………………..(2). Введем новую переменную: положим Как решать систему уравнений с корнем…………………….(3) и подставим в уравнение (2), получим квадратное уравнение от переменной Как решать систему уравнений с корнем: Как решать систему уравнений с корнем. Находим корни этого уравнения, например, по теореме Виета: Как решать систему уравнений с корнем. Корень Как решать систему уравнений с корнемявляется посторонним, так как через Как решать систему уравнений с корнемобозначили арифметический корень. Подставим, Как решать систему уравнений с корнемв (3), получим Как решать систему уравнений с корнем. Возведем обе части уравнения в квадрат и выразим Как решать систему уравнений с корнем: Как решать систему уравнений с корнем.

Подставим, полученное выражение во второе уравнение первоначальной системы: Как решать систему уравнений с корнемКак решать систему уравнений с корнем. Возведем обе части полученного уравнения в квадрат, при этом, чтобы не расширить область допустимых значений полученного уравнения, потребуем, чтобы Как решать систему уравнений с корнем………………………………(4).

Как решать систему уравнений с корнемКак решать систему уравнений с корнемКак решать систему уравнений с корнем; Как решать систему уравнений с корнем.

В силу (4) корень Как решать систему уравнений с корнемявляется посторонним.

Найдем значение у при Как решать систему уравнений с корнем: Как решать систему уравнений с корнем.

Нетрудно убедиться в том, что пара (0; 4) является решением первоначальной системы уравнений.

Пример 3. Решить систему уравнений: Как решать систему уравнений с корнем

Решение. 1. Заметим, что правая часть первого уравнения должна быть неотрицательной, т. е. Как решать систему уравнений с корнем.

2. Возведем обе части первого уравнения в квадрат, получим уравнение: Как решать систему уравнений с корнем. Тогда система примет вид: Как решать систему уравнений с корнем. Из первого уравнения системы находим значения Как решать систему уравнений с корнем. Подставим их во второе уравнение и найдем значения переменной Как решать систему уравнений с корнем:

Как решать систему уравнений с корнем Как решать систему уравнений с корнемКак решать систему уравнений с корнем.Так как найденные значения не удовлетворяют неравенству Как решать систему уравнений с корнем, пара (10; 5) не является решением первоначальной системы.

Как решать систему уравнений с корнем Как решать систему уравнений с корнемКак решать систему уравнений с корнем.Эта пара значений удовлетворяет неравенству Как решать систему уравнений с корнем. Нетрудно убедиться в том, что найденная пара чисел является решением первоначальной системы.

Для успешного решения показательных и логарифмических систем уравнений, вспомним определение и свойства логарифма.

Логарифмом числа b по основанию а, называется показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получить число b.

Основные свойства логарифмов:

1) Как решать систему уравнений с корнем; 6) Как решать систему уравнений с корнем;

2) Как решать систему уравнений с корнем; 7) Как решать систему уравнений с корнем;

3) Как решать систему уравнений с корнем; 8) Как решать систему уравнений с корнем.

4) Как решать систему уравнений с корнем= Как решать систему уравнений с корнем; 9) Как решать систему уравнений с корнем

5) Как решать систему уравнений с корнем= Как решать систему уравнений с корнем;

Перечислим основные свойства показательной и логарифмической функций:

1) Область определения функции Как решать систему уравнений с корнем, где Как решать систему уравнений с корнем— всё множество действительных чисел; функции Как решать систему уравнений с корнем, где Как решать систему уравнений с корнем— множество положительных действительных чисел.

2) Множество значений функции Как решать систему уравнений с корнем— множество положительных действительных чисел; функции Как решать систему уравнений с корнем— всё множество действительных чисел.

3) Промежутки монотонности: если Как решать систему уравнений с корнемобе функции возрастают; если Как решать систему уравнений с корнем— обе функции убывают.

Замечание. В соответствии со вторым свойством, при решении логарифмических уравнений необходимо либо выяснять область допустимых значений уравнения, либо после решения делать проверку.

Показательным называется трансцендентное уравнение, в котором неизвестное входит в показатель степени некоторых величин. При решении показательных уравнений используются два основных метода:

1) переход от уравнения Как решать систему уравнений с корнем……….(1) к уравнению Как решать систему уравнений с корнем;

2) введение новых переменных.

Иногда приходится применять искусственные приемы.

Первый метод решения показательных уравнений основан на следующей теореме:

Если Как решать систему уравнений с корнем, то уравнение равносильно уравнению .

Перечислим основные приемы сведения показательного уравнения к уравнению вида (1).

1. Приведение обеих частей уравнения к одному основанию.

2. Логарифмирование обеих частей уравнения (если они строго положительные) по одинаковому основанию.

Замечание. Логарифмировать можно, вообще говоря, по любому основанию, но обычно логарифмируют по одному из оснований степеней, входящих в уравнение.

3. Разложение левой части уравнения на множители и сведение уравнения к совокупности нескольких уравнений вида (1).

Логарифмическое уравнение – это трансцендентное уравнение, в котором неизвестное входит в аргумент логарифма.

При решении логарифмических уравнений используются два основных метода:

1) переход от уравнения Как решать систему уравнений с корнемк уравнению видаКак решать систему уравнений с корнем;

2) введение новых переменных.

Замечание. Так как область определения логарифмической функции только множество положительных действительных чисел, при решении логарифмических уравнений необходимо либо находить область допустимых значений уравнения (ОДЗ), либо после нахождения решений уравнения делать проверку.

Решение простейшего логарифмического уравнения вида

Как решать систему уравнений с корнем……(1)

основано на следующем важном свойстве логарифмов:

логарифмы двух положительных чисел по одному и тому же положительному отличному от единицы основанию равны тогда и только тогда, когда равны эти числа.

Для уравнения (1) из этого свойства получаем: Как решать систему уравнений с корнем— единственный корень.

Для уравнения вида Как решать систему уравнений с корнем…………..(2)

получаем равносильное уравнение Как решать систему уравнений с корнем.

Пример 4. Найдите значение выражения Как решать систему уравнений с корнем, если пара Как решать систему уравнений с корнемявляется решением системы уравнений Как решать систему уравнений с корнем.

Решение. 1. Исходя из области определения логарифмической функции получаем требования Как решать систему уравнений с корнем.

2. Так как уравнения системы содержат логарифмы по двум разным основаниям, перейдем к одному основанию 3: Как решать систему уравнений с корнем. Воспользовавшись свойствами логарифмов, получим систему: Как решать систему уравнений с корнем. По определению логарифма имеем: Как решать систему уравнений с корнемКак решать систему уравнений с корнем. Из второго уравнения системы получаем значения Как решать систему уравнений с корнем. Учитывая условие Как решать систему уравнений с корнем, делаем вывод что Как решать систему уравнений с корнем— посторонний корень. Из первого уравнения последней системы находим значение Как решать систему уравнений с корнемпри Как решать систему уравнений с корнем: Как решать систему уравнений с корнем. Таким образом пара (9; 3) является единственным решением первоначальной системы уравнений.

3. Найдем значение выражения Как решать систему уравнений с корнем

Пример 5. Найдите наибольшую сумму Как решать систему уравнений с корнем, если пара Как решать систему уравнений с корнемявляется решением системы уравнений Как решать систему уравнений с корнем.

Решение. Имеем систему показательных уравнений. Особенностью этой системы является то, что неизвестные находятся как в показателе степени, так и в ее основании. Первым шагом при решении таких систем обычно стараются оставить неизвестные только в показателе степени.

В нашем случае это нетрудно сделать, выразив Как решать систему уравнений с корнемиз второго уравнения системы: Как решать систему уравнений с корнем. Подставим полученное выражение для Как решать систему уравнений с корнемв первое уравнение системы, получим: Как решать систему уравнений с корнем. Получили показательное уравнение от одной переменной.

Воспользуемся свойствами степени: Как решать систему уравнений с корнем. В уравнение входят степени с двумя разными основаниями. Стандартным приемом перехода к одному основанию является деление обеих частей уравнения на одну из степеней с наибольшим показателем. В нашем случае разделим, например, на Как решать систему уравнений с корнем, получим показательное уравнение: Как решать систему уравнений с корнем. Стандартным методом решения такого вида показательного уравнения является замена переменной. Пусть Как решать систему уравнений с корнем(замечаем, что на основании свойств показательной функции, значение новой переменной должно быть положительным), тогда получим уравнение Как решать систему уравнений с корнем. Находим корни этого уравнения Как решать систему уравнений с корнем; Как решать систему уравнений с корнем. Решаем совокупность двух уравнений: Как решать систему уравнений с корнем. Получаем: Как решать систему уравнений с корнем; Как решать систему уравнений с корнем.

Из уравнения Как решать систему уравнений с корнемнаходим соответствующие значения переменной Как решать систему уравнений с корнем:

Как решать систему уравнений с корнемКак решать систему уравнений с корнем; Как решать систему уравнений с корнемКак решать систему уравнений с корнем. Таким образом, пары Как решать систему уравнений с корнеми Как решать систему уравнений с корнемявляются решениями первоначальной системы.

Найдем суммы вида Как решать систему уравнений с корнеми выберем из них наибольшую, которая очевидно равна 3.

Рассмотрим несколько примеров «комбинированных» систем уравнений в которые входят уравнения различных видов: иррациональные, логарифмические, показательные.

Пример 6. Решить систему уравнений Как решать систему уравнений с корнем

Решение. 1. На основании свойств логарифмической функции, имеем Как решать систему уравнений с корнем, Как решать систему уравнений с корнем

2. Преобразуем систему, воспользовавшись свойствами степени и логарифма:

Как решать систему уравнений с корнем

3. Второе логарифмическое уравнение системы содержит одинаковые логарифмы, рациональным методом решения таких уравнений является метод замены переменной. Пусть Как решать систему уравнений с корнем(1), тогда второе уравнение системы примет вид: Как решать систему уравнений с корнем. Решим это дробно-рациональное уравнение, учитывая, что Как решать систему уравнений с корнем. Получим: Как решать систему уравнений с корнем; Как решать систему уравнений с корнем. Воспользуемся равенством (1) и выразим Как решать систему уравнений с корнемчерез Как решать систему уравнений с корнем.

При Как решать систему уравнений с корнем, Как решать систему уравнений с корнем, откуда Как решать систему уравнений с корнем. Подставим это выражение в первое уравнение последней системы: Как решать систему уравнений с корнем. Решим это уравнение: Как решать систему уравнений с корнем, так как Как решать систему уравнений с корнемдолжен быть положительным, то это посторонний корень; Как решать систему уравнений с корнем, тогда из равенства Как решать систему уравнений с корнем, получаем Как решать систему уравнений с корнем.

При Как решать систему уравнений с корнем, Как решать систему уравнений с корнем, откуда Как решать систему уравнений с корнем. Подставим это выражение в первое уравнение последней системы: Как решать систему уравнений с корнем. Мы уже нашли, что Как решать систему уравнений с корнем, следовательно равен нулю может быть только второй сомножитель произведения: Как решать систему уравнений с корнем. Найдем корни этого уравнения: Как решать систему уравнений с корнем. Очевидно, что Как решать систему уравнений с корнем— посторонний корень. Следовательно, еще одним решением системы является пара Как решать систему уравнений с корнем.

Ответ: Как решать систему уравнений с корнем; Как решать систему уравнений с корнем.

Пример 7. Решить систему Как решать систему уравнений с корнем.

Решение. 1. Отметим, что система смешанного типа, состоит из логарифмического и иррационального уравнений. Учитывая область определения логарифмической функции, имеем: Как решать систему уравнений с корнем; Как решать систему уравнений с корнем……………….(1)

Область допустимых значений иррационального уравнения определять не будем, чтобы не тратить время на решение системы неравенств, которая при этом получиться. Но тогда обязательно, когда найдем значения переменных, необходимо сделать проверку.

2. Воспользовавшись свойствами логарифма преобразуем первое уравнение системы:

Как решать систему уравнений с корнемКак решать систему уравнений с корнемКак решать систему уравнений с корнем.

Таким образом, из второго уравнения системы мы выразили одну переменную через другую.

3. Подставим во второе уравнение системы вместо переменной Как решать систему уравнений с корнемее выражение через Как решать систему уравнений с корнем, получим иррациональное уравнение от одной переменной, которое будем решать возведением обеих частей в квадрат:

Как решать систему уравнений с корнем

Как решать систему уравнений с корнемКак решать систему уравнений с корнем

Как решать систему уравнений с корнем

Найдем корни квадратного уравнения: Как решать систему уравнений с корнем.

Учитывая, что Как решать систему уравнений с корнем, найдем значения переменной Как решать систему уравнений с корнем: Как решать систему уравнений с корнем.

4. Учитывая (1) делаем вывод, что Как решать систему уравнений с корнем— постороннее решение. Следовательно, пара чисел (3; 5) не является решением первоначальной системы. Пара чисел (1; 3) удовлетворяет условию (1). Непосредственной проверкой убеждаемся, что эта пара удовлетворяет и второму уравнению системы.

Пример 8. Решить систему Как решать систему уравнений с корнем

Решение. 1. Рассмотрим второе уравнение системы. Чтобы избавиться от иррациональности, уединим квадратный корень и возведем обе части уравнения в квадрат:

Как решать систему уравнений с корнемКак решать систему уравнений с корнем

Как решать систему уравнений с корнем

Рассмотрим это уравнение как квадратное, относительно переменной Как решать систему уравнений с корнем: Как решать систему уравнений с корнеми найдем его корни: Как решать систему уравнений с корнем; Как решать систему уравнений с корнем.

2. Обе части первого уравнения прологарифмируем по основанию 3, тем самым мы избавимся в уравнении от показательных функций по разным основаниям: Как решать систему уравнений с корнем.

3. Учитывая найденные выражения для переменной Как решать систему уравнений с корнем, решим две системы уравнений:

А) Как решать систему уравнений с корнеми Б) Как решать систему уравнений с корнем.

А) Подставим выражение для Как решать систему уравнений с корнемв первое уравнение системы, получим: Как решать систему уравнений с корнем. Воспользуемся формулой перехода к новому основанию: Как решать систему уравнений с корнем. Тогда из второго уравнения системы имеем: Как решать систему уравнений с корнем. Таким образом, пара Как решать систему уравнений с корнемявляется решением системы А). Непосредственно проверяем, что эта пара удовлетворяет второму уравнению первоначальной системы.

Б) Подставим выражение для Как решать систему уравнений с корнемв первое уравнение системы, получим: Как решать систему уравнений с корнем. Тогда из второго уравнения системы имеем: Как решать систему уравнений с корнем. Таким образом, пара Как решать систему уравнений с корнемявляется решением системы Б). Непосредственно проверяем, что эта пара удовлетворяет второму уравнению первоначальной системы.

Ответ: Как решать систему уравнений с корнем; Как решать систему уравнений с корнем

Задания для самостоятельного решения

1. Решить систему Как решать систему уравнений с корнем

2. Решить систему Как решать систему уравнений с корнем

3. Найти Как решать систему уравнений с корнем, если Как решать систему уравнений с корнем

4. Решить систему Как решать систему уравнений с корнем

5. Решить систему Как решать систему уравнений с корнем

6. Решить систему Как решать систему уравнений с корнем

🔥 Видео

Система иррациональных уравнений #3Скачать

Система иррациональных уравнений #3

Система уравнений. Метод алгебраического сложенияСкачать

Система уравнений. Метод алгебраического сложения

Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shortsСкачать

Уравнения с корнем. Иррациональные уравнения #shorts

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод ПодстановкиСкачать

ПОСМОТРИ это видео, если хочешь решить систему линейных уравнений! Метод Подстановки

Как решать уравнения с дробью? #shortsСкачать

Как решать уравнения с дробью? #shorts

Решение систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 классСкачать

Решение систем уравнений второй степени. Алгебра, 9 класс

Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.Скачать

Решение систем уравнений второго порядка. 8 класс.

Решение систем уравнений с корнямиСкачать

Решение систем уравнений с корнями

Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat Золотой Медалист по бегу)Скачать

Математика | Система уравнений на желтую звездочку (feat  Золотой Медалист по бегу)

Задание №20. Экзамен ОГЭ. Система уравнений #shortsСкачать

Задание №20. Экзамен ОГЭ. Система уравнений #shorts
Поделиться или сохранить к себе: