Как приводить уравнение к общему знаменателю

Решение уравнений с дробями

Как приводить уравнение к общему знаменателю

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Видео:Приведение обыкновенных дробей к наименьшему общему знаменателю. 5 класс.Скачать

Приведение обыкновенных дробей к наименьшему общему знаменателю. 5 класс.

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Видео:Математика 5 класс (Урок№51 - Приведение дробей к общему знаменателю.)Скачать

Математика 5 класс (Урок№51 - Приведение дробей к общему знаменателю.)

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Видео:Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Алгебра 8 класс.Скачать

Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Алгебра 8 класс.

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Видео:6 класс, 10 урок, Приведение дробей к общему знаменателюСкачать

6 класс, 10 урок, Приведение дробей к общему знаменателю

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Как приводить уравнение к общему знаменателю Как приводить уравнение к общему знаменателю

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

Как приводить уравнение к общему знаменателю Как приводить уравнение к общему знаменателю

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Видео:Как приводить дроби к общему знаменателю - Часть 1 ( Математика - 5 класс )Скачать

Как приводить дроби к общему знаменателю - Часть 1 ( Математика - 5 класс )

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

Как приводить уравнение к общему знаменателю

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

Как приводить уравнение к общему знаменателю

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

Как приводить уравнение к общему знаменателю

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

Как приводить уравнение к общему знаменателю

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Как приводить уравнение к общему знаменателю

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Видео:Общий знаменатель в примерах и в жизни | Математика | TutorOnlineСкачать

Общий знаменатель в примерах и в жизни | Математика | TutorOnline

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравненияКак приводить уравнение к общему знаменателю

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Как приводить уравнение к общему знаменателю

Переведем новый множитель в числитель..

Как приводить уравнение к общему знаменателю

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение: Как приводить уравнение к общему знаменателю

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Видео:Приведение дробей к общему знаменателю. Общий знаменатель дробейСкачать

    Приведение дробей к общему знаменателю. Общий знаменатель дробей

    Решение уравнений с переменной в знаменателе дроби

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Уравнения, содержащие переменную в знаменателе можно решать двумя способами:

    Приведя дроби к общему знаменателю

    Используя основное свойство пропорции

    Вне зависимости от выбранного способа необходимо после нахождения корней уравнения выбрать из найденных допустимые значения, т.е те, которые не обращают знаменатель в $0$.

    Видео:Как найти общий знаменатель. Математика 6 класс простоСкачать

    Как найти общий знаменатель. Математика 6 класс просто

    1 способ. Приведение дробей к общему знаменателю.

    Решение:

    1.Перенесем дробь из правой части уравнения в левую

    Для того чтобы правильно это сделать, вспомним, что при перенесении элементов в другую часть уравнения меняется знак перед выражениями на противоположный. Значит, если в правой части перед дробью был знак «+», то в левой перед ней будет знак «-».Тогда в левой части получим разность дробей.

    2.Теперь отметим что у дробей разные знаменатели, значит для того, чтобы составить разность необходимо привести дроби к общему знаменателю. Общим знаменателем будет произведение многочленов, стоящих в знаменателях исходных дробей: $(2x-1)(x+3)$

    Для того чтобы получить тождественное выражение, числитель и знаменатель первой дроби необходимо умножить на многочлен $(x+3)$, а второй на многочлен $(2x-1)$.

    Выполним преобразование в числителе первой дроби-произведем умножение многочленов. Вспомним , что для этого необходимо умножить первое слагаемое первого многочлена умножить на каждое слагаемое второго многочлена, затем второе слагаемое первого многочлена умножить на каждое слагаемое второго многочлена и результаты сложить

    [left(2x+3right)left(х+3right)=2хcdot х+2хcdot 3+3cdot х+3cdot 3=^2+6х+3х+9]

    Приведем подобные слагаемые в полученном выражении

    [left(2x+3right)left(х+3right)=2хcdot х+2хcdot 3+3cdot х+3cdot 3=^2+6х+3х+9=] [^2+9х+9]

    Выполним аналогично преобразование в числителе второй дроби-произведем умножение многочленов

    $left(x-5right)left(2х-1right)=хcdot 2х-хcdot 1-5cdot 2х+5cdot 1=^2-х-10х+5=^2-11х+5$

    Тогда уравнение примет вид:

    Теперь дроби с одинаковым знаменателем, значит можно производить вычитание. Вспомним, что при вычитании дробей с одинаковым знаменателем из числителя первой дроби необходимо вычесть числитель второй дроби, знаменатель оставить прежним

    Преобразуем выражение в числителе. Для того, чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-» надо изменить все знаки перед слагаемыми , стоящими в скобках на противоположные

    Приведем подобные слагаемые

    Тогда дробь примет вид

    3.Дробь равна $0$, если ее числитель равен 0. Поэтому мы приравниваем числитель дроби к $0$.

    Решим линейное уравнение:

    4.Проведем выборку корней. Это значит, что необходимо проверить, не обращаются ли знаменатели исходных дробей в $0$ при найденных корнях.

    Поставим условие, что знаменатели не равны $0$

    Значит допустимы все значения переменных, кроме $-3$ и $0,5$.

    Найденный нами корень является допустимым значением, значит его смело можно считать корнем уравнения. Если бы найденный корень был бы не допустимым значением, то такой корень был бы посторонним и ,конечно, не был бы включен в ответ.

    Ответ:$-0,2.$

    Теперь можем составить алгоритм решения уравнения, которое содержит переменную в знаменателе

    Видео:АЛГЕБРА 8 класс : Приведение алгебраических дробей к общему знаменателюСкачать

    АЛГЕБРА 8 класс : Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю

    Алгоритм решения уравнения, которое содержит переменную в знаменателе

    Перенести все элементы из правой части уравнения в левую. Для получения тождественного уравнения необходимо изменить все знаки, стоящие перед выражениями в правой части на противоположные

    Если в левой части мы получим выражение с разными знаменателями, то приводим их к общему, используя основное свойство дроби. Выполнить преобразования, используя тождественные преобразования и получить итоговую дробь равную $0$.

    Приравнять числитель к $0$ и найти корни получившегося уравнения.

    Проведем выборку корней, т.е. найти допустимые значения переменных, которые не обращают знаменатель в $0$.

    Видео:Приведение обыкновенных дробей к наименьшему общему знаменателю. Практическая часть. 5 класс.Скачать

    Приведение обыкновенных дробей к наименьшему общему знаменателю. Практическая часть. 5 класс.

    2 способ. Используем основное свойство пропорции

    Основным свойством пропорции является то, что произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов.

    Используем данное свойство для решения этого задания

    1.Найдем и приравняем произведение крайних и средних членов пропорции.

    Решив полученное уравнение, мы найдем корни исходного

    2.Найдем допустимые значения переменной .

    Из предыдущего решения (1 способ) мы уже нашли , что допустимы любые значения, кроме $-3$ и $0,5$.

    Тогда, установив что найденный корень является допустимым значением, мы выяснили, что $-0,2$ будет являться корнем.

    Ответ:$-0,2.$

    Получи деньги за свои студенческие работы

    Курсовые, рефераты или другие работы

    Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 12 05 2021

    Видео:ПРИВЕДЕНИЕ К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙСкачать

    ПРИВЕДЕНИЕ К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ

    Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю

    Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю выполняется по тем же правилам, что и приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю. Следовательно, чтобы привести алгебраические дроби к общему знаменателю, нужно:

    • найти общий знаменатель для данных дробей;
    • найти дополнительный множитель для каждой дроби;
    • умножить числитель каждой дроби на её дополнительный множитель;
    • записать дроби с найденными новыми числителями и общим знаменателем.

    Чтобы найти наименьший общий знаменатель для дробей, надо разложить знаменатель каждой дроби на множители и взять каждый множитель в наибольшей встречающейся степени.

    Пример 1. Привести дроби к общему знаменателю:

    2b,cиa.
    3a 22b6ab

    Решение: Разложим знаменатели дробей на множители:

    Выпишем множители первого знаменателя и добавим к ним недостающие множители из второго и третьего знаменателя:

    Мы нашли наименьший общий знаменатель для данных дробей. Теперь, чтобы привести дроби к общему знаменателю, нам надо найти для каждой дроби дополнительный множитель. Для этого нужно разделить общий знаменатель на знаменатель каждой дроби:

    Умножаем числитель каждой дроби на её дополнительный множитель:

    Осталось записать дроби с найденными новыми числителями и их общим знаменателем:

    4b 2,3a 2 cиa 2.
    6a 2 b6a 2 b6a 2 b

    Пример 2. Привести дроби к общему знаменателю:

    3aи4.
    a — 2a 2 — 4

    Решение: Разложим на множители знаменатель второй дроби, используя формулу разности квадратов:

    Получившееся произведение и будет общим знаменателем для данных дробей. Значит, для приведения дробей к общему знаменателю, нам нужно только умножить числитель первой дроби на сумму чисел (a + 2).

    В результате у нас получилось:

    3a 2 + 6aи4.
    (a + 2)(a — 2)

    (a + 2)(a — 2)

    Произведение суммы и разности чисел a и 2 можно обратно свернуть в квадрат разности для более краткой записи дробей:

    🔍 Видео

    Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.Скачать

    Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.

    Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.Скачать

    Дробно-рациональные уравнения. 8 класс.

    Приведение обыкновенных дробей к наименьшему общему знаменателю. Практическая часть. 5 класс.Скачать

    Приведение обыкновенных дробей к наименьшему общему знаменателю. Практическая часть. 5 класс.

    Действия с алгебраическими дробями | Математика | TutorOnlineСкачать

    Действия с алгебраическими дробями | Математика | TutorOnline

    §54 Приведение рациональных дробей к общему знаменателюСкачать

    §54 Приведение рациональных дробей к общему знаменателю

    Как найти общий знаменатель - ЛЕГКО !Скачать

    Как найти общий знаменатель - ЛЕГКО !

    Приведение дробей к общему знаменателюСкачать

    Приведение дробей к общему знаменателю

    ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ ЧАСТЬ I #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэСкачать

    ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ ЧАСТЬ I #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэ

    Приведение дробей к наименьшему общему знаменателюСкачать

    Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю
    Поделиться или сохранить к себе: