Как понять сколько корней имеет уравнение по графику

Видео:Сколько корней имеет уравнение?Скачать

Сколько корней имеет уравнение?

Применение производной для решения нелинейных уравнений и неравенств

п.1. Количество корней кубического уравнения

Кубическое уравнение $$ ax^3+bx^2+cx+d=0 $$ на множестве действительных чисел может иметь один, два или три корня.
С помощью производной можно быстро ответить на вопрос, сколько корней имеет данное уравнение. begin f(x)=ax^3+bx^2+cx+d\ f'(x)=3ax^2+bx+c end Если в уравнении (f'(x)=0) дискриминант (D=4b^2-12ac=4(b^2-3ac)gt 0), кубическая парабола имеет две точки экстремума: (x_=frac<-2bpmsqrt>). Если при этом значения функции в точках экстремума (f(x_1)cdot f(x_2)lt 0), т.е. расположены по разные стороны от оси OX, парабола имеет три точки пересечения с этой осью. Исходное уравнение имеет три корня.
Если две точки экстремума найдены, но (f(x_1)cdot f(x_2)=0), уравнение имеет два корня.
Во всех остальных случаях – у исходного уравнения 1 корень.

Пример 1. Сколько корней имеют уравнения:

1) (x^3+3x^2-4=0)
(b^2-3ac=9gt 0 (c=0) )
(f(x)=x^3+3x^2-4 )
(f'(x)=3x^2+6x=3x(x+2) )
(x_1=0, x_2=-2 )
(f(x_1)=-4, f(x_2)=0 )
(f(x_1)cdot f(x_2)=0Rightarrow) два корня
Как понять сколько корней имеет уравнение по графику
2) (x^3+3x^2-1=0)
(b^2-3ac=9gt 0 )
(f(x)=x^3+3x^2-1 )
(f'(x)=3x^2+6x=3x(x+2) )
(x_1=0, x_2=-2 )
(f(x_1)=-1, f(x_2)=3 )
(f(x_1)cdot f(x_2)lt 0Rightarrow) три корня
Как понять сколько корней имеет уравнение по графику
3) (x^3+3x^2+1=0)
(b^2-3ac=9gt 0)
(f(x)=x^3+3x^2+1 )
(f'(x)=3x^2+6x=3x(x+2) )
(x_1=0, x_2=-2 )
(f(x_1)=1, f(x_2)=5 )
(f(x_1)cdot f(x_2)gt 0Rightarrow) один корень
Как понять сколько корней имеет уравнение по графику
4) (x^3+x^2+x+3=0)
(b^2-3ac=1-3lt 0 )
Один корень
Как понять сколько корней имеет уравнение по графику

п.2. Количество корней произвольного уравнения

Задачи на подсчет количества корней решаются с помощью построения графиков при полном или частичном исследовании функций.

Пример 2. а) Найдите число корней уравнения (frac 1x+frac+frac)
б) Найдите число корней уравнения (frac 1x+frac+frac=k)

Построим график функции слева, а затем найдем для него количество точек пересечения с горизонталью (y=1). Это и будет ответом на вопрос задачи (а).
Исследуем функцию: $$ f(x)=frac1x+frac+frac $$ Алгоритм исследования и построения графика – см. §49 данного справочника.
1) ОДЗ: (xneleft)
Все три точки – точки разрыва 2-го рода. begin lim_left(frac1x+frac+fracright)=-infty-1-frac13=-infty\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=+infty-1-frac13=+infty\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=1-infty-frac12=-infty\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=1+infty-frac12=+infty\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=frac13+frac12-infty=-infty\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=frac13+frac12+infty=+infty end 2) Функция ни четная, ни нечетная.
Функция непериодическая.
3) Асимптоты
1. Вертикальные (x=0, x=1, x=3) – точки разрыва 2-го рода
2. Горизонтальные: begin lim_left(frac1x+frac+fracright)=-0-0-0=-0\ lim_left(frac1x+frac+fracright)=+0+0+0=+0\ end Горизонтальная асимптота (y=0)
На минус бесконечности функция стремится к 0 снизу, на плюс бесконечности – сверху.
3. Наклонные: (k=0), нет.
4) Первая производная $$ f'(x)=-frac-frac-fraclt 0 $$ Производная отрицательная на всей ОДЗ.
Функция убывает.

5) Вторую производную не исследуем, т.к. перегибы не влияют на количество точек пересечения с горизонталью.

6) Точки пересечения с OY – нет, т.к. (x=0) – асимптота
Точки пересечения с OX – две, (0lt x_1lt 1,1lt x_2lt 3)

7) График
Как понять сколько корней имеет уравнение по графику
Получаем ответ для задачи (а) 3 корня.

Решаем более общую задачу (б). Передвигаем горизонталь (y=k) снизу вверх и считаем количество точек пересечения с графиком функции. Последовательно, получаем:
При (klt 0) — три корня
При (k=0) — два корня
При (kgt 0) — три корня

Ответ: а) 3 корня; б) при (k=0) два корня, при (kne 0) три корня.

Пример 3. Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение $$ sqrt+sqrt=a $$ имеет по крайней мере одно решение.

Исследуем функцию (f(x)=sqrt+sqrt)
ОДЗ: ( begin x-1geq 0\ 10-2xgeq 0 end Rightarrow begin xgeq 1\ xleq 5 end Rightarrow 1leq xleq 5 )
Функция определена на конечном интервале.
Поэтому используем сокращенный алгоритм для построения графика.
Значения функции на концах интервала: (f(1)=0+sqrt=2sqrt, f(5)=sqrt+0=2)
Первая производная: begin f'(x)=frac<2sqrt>+frac<2sqrt>=frac<2sqrt>-frac<sqrt>\ f'(x)=0 text 2sqrt=sqrtRightarrow 4(x-1)=10-2xRightarrow 6x=14Rightarrow x=frac73\ fleft(frac73right)=sqrt+sqrt=sqrt+sqrt<frac>=frac<sqrt>=2sqrt end Промежутки монотонности:

(x)1(1; 7/3)7/3(7/3; 5)5
(f'(x))+0
(f(x))(2sqrt)(nearrow )max
(2sqrt)
(searrow )2

Можем строить график:
Как понять сколько корней имеет уравнение по графику
(y=a) — горизонтальная прямая.
Количество точек пересечения (f(x)) и (y) равно количеству решений.
Получаем:

$$ alt 2 $$нет решений
$$ 2leq alt 2sqrt $$1 решение
$$ 2sqrtleq alt 2sqrt $$2 решения
$$ a=2sqrt $$1 решение
$$ agt 2sqrt $$нет решений

По крайней мере одно решение будет в интервале (2leq aleq 2sqrt).

п.3. Решение неравенств с построением графиков

Пример 4. Решите неравенство (fracgt frac)

Разобьем неравенство на совокупность двух систем.
Если (xgt 1), то (x-1gt 0), на него можно умножить слева и справа и не менять знак.
Если (xlt 1), то (x-1lt 0), умножить также можно, только знак нужно поменять.
Сразу учтем требование ОДЗ для логарифма: (xgt 0)

Получаем совокупность: begin left[ begin begin xgt 1\ 2+log_3 xgtfrac end \ begin 0lt xlt 1\ 2+log_3 xltfrac end end right. \ 2+log_3 xgt fracRightarrow log_3 xgt fracRightarrow log_3 xgt frac\ left[ begin begin xgt 1\ log_3 xgtfrac end \ begin 0lt xlt 1\ log_3 xltfrac end end right. end Исследуем функцию (f(x)=frac=frac=1-frac)
Точка разрыва: (x=frac12) – вертикальная асимптота
Односторонние пределы: begin lim_left(1-fracright)=1-frac=+infty\ lim_left(1-fracright)=1-frac=-infty end Второе слагаемое стремится к 0 на бесконечности, и это дает горизонтальную асимптоту: (y=1) begin lim_left(1-fracright)=1-frac=1+0\ lim_left(1-fracright)=1-frac=1-0 end На минус бесконечности кривая стремится к (y=1) сверху, а на плюс бесконечности – снизу.
Первая производная: $$ f'(x)=left(1-fracright)’=fracgt 0 $$ Производная положительная на всей ОДЗ, функция возрастает.
Вторая производная: $$ f»(x)=-frac $$ Одна критическая точка 2-го порядка (x=frac12)

Видео:Как определить уравнение параболы по графику?Скачать

Как определить уравнение параболы по графику?

Как определить a, b и c по графику параболы

Предположим, вам попался график функции (y=ax^2+bx+c) и нужно по этому графику определить коэффициенты (a), (b) и (c). В этой статье я расскажу 3 простых способа сделать это.

Видео:1071 Алгебра 8 класс дана функция сколько корней имеет уравнениеСкачать

1071 Алгебра 8 класс дана функция сколько корней имеет уравнение

1 способ – ищем коэффициенты на графике

Данный способ хорош, когда координаты вершины и точка пересечения параболы с осью (y) – целые числа. Если это не так, советую использовать способ 2.

Коэффициент (a) можно найти с помощью следующих фактов:

— Если (a>0), то ветви параболы направленных вверх, если (a 1), то график вытянут вверх в (a) раз по сравнению с «базовым» графиком (у которого (a=1)). Вершина при этом остается на месте. Это наглядно видно по выделенным точкам.

Как понять сколько корней имеет уравнение по графику

Ищем 3 точки с целыми координатами, принадлежащие параболе.
Пример:

Как понять сколько корней имеет уравнение по графику

Выписываем координаты этих точек и подставляем в формулу квадратичной функции: (y=ax^2+bx+c). Получится система с тремя уравнениями.

Решаем систему.
Пример:

Вычтем из второго уравнения первое:

Подставим (9a) вместо (b):

Первое и второе уравнения совпали (это нормально для точек, симметричных относительно прямой проходящей через вершину – как точки (A) и (B) в нашем случае), но нас это не остановит – мы вычтем из второго уравнение третье:

Подставим в первое уравнение (a):

Получается квадратичная функция: (y=-x^2-9x-15).

Как понять сколько корней имеет уравнение по графику

Сразу заметим, что по графику можно сразу определить, что (c=4). Это сильно облегчит нашу систему – нам хватит 2 точек. Выберем их на параболе: (C(-1;8)), (D(1;2)) (на самом деле, если присмотреться, то можно заметить, что эти точки выделены жирно на изначальной картинке – это вам подсказка от авторов задачи).

Как понять сколько корней имеет уравнение по графику

Таким образом имеем систему:

Сложим 2 уравнения:

Подставим во второе уравнение:

Теперь найдем точки пересечения двух функций:

Теперь можно найти ординату второй точки пересечения:

Видео:Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

3 способ – используем преобразование графиков функций

Этот способ быстрее первого и более универсальный, в частности он может пригодится и в задачах на другие функции.

Главный недостаток этого способа — вершина должна иметь целые координаты.

Сам способ базируется на следующих идеях:

График (y=-x^2) симметричен относительно оси (x) графику (y=x^2).

Как понять сколько корней имеет уравнение по графику

– Если (a>1) график (y=ax^2) получается растяжением графика (y=x^2) вдоль оси (y) в (a) раз.
– Если (a∈(0;1)) график (y=ax^2) получается сжатием графика (y=x^2) вдоль оси (y) в (a) раз.

Как понять сколько корней имеет уравнение по графику

– График (y=a(x+d)^2) получается сдвигом графика (y=ax^2) влево на (d) единиц.
— График (y=a(x-d)^2) получается сдвигом графика (y=ax^2) вправо на (d) единиц.

Как понять сколько корней имеет уравнение по графику

График (y=a(x+d)^2+e) получается переносом графика (y=a(x+d)^2) на (e) единиц вверх.
График (y=a(x+d)^2-e) получается переносом графика (y=a(x+d)^2) на (e) единиц вниз.

Как понять сколько корней имеет уравнение по графику

У вас наверно остался вопрос — как этим пользоваться? Предположим, мы видим такую параболу:

Как понять сколько корней имеет уравнение по графику

Сначала смотрим на её форму и направленность её ветвей. Видим, что форма стандартная, базовая и ветви направлены вверх, поэтому (a=1). То есть она получена перемещениями графика базовой параболы (y=x^2).

Как понять сколько корней имеет уравнение по графику

А как надо было перемещать зеленый график чтоб получить оранжевый? Надо сдвинуться вправо на пять единиц и вниз на (4).

Как понять сколько корней имеет уравнение по графику

То есть наша функция выглядит так: (y=(x-5)^2-4).
После раскрытия скобок и приведения подобных получаем искомую формулу:

Как понять сколько корней имеет уравнение по графику

Чтобы найти (f(6)), надо сначала узнать формулу функции (f(x)). Найдем её:

Парабола растянута на (2) и ветви направлены вниз, поэтому (a=-2). Иными словами, первоначальной, перемещаемой функцией является функция (y=-2x^2).

Как понять сколько корней имеет уравнение по графику

Парабола смещена на 2 клеточки вправо, поэтому (y=-2(x-2)^2).

Парабола поднята на 4 клеточки вверх, поэтому (y=-2(x-2)^2+4).

Видео:256 Алгебра 9 класс. Сколько корней имеет Уравнение. Корень n-й Степени.Скачать

256 Алгебра 9 класс. Сколько корней имеет Уравнение. Корень n-й Степени.

Презентация на тему: Нахождение корней систем уравнений и уравнений с помощью графиков

Нахождение корней систем уравнений и уравнений с помощью графиковУчитель: Коптелова Вера Ивановна

Повторение, алгебра:Свойства и графики функций:Линейная функция: у = Kх+b

Свойства и графики функций:

Свойства и графики функций:

Свойства и графики функций:

Свойства и графики функций:

Свойства и графики функций:

Для какой функции построили график в электронной таблице?

Для какой функции построили график в электронной таблице?

Для какой функции построили график в электронной таблице?

Для какой функции построили график в электронной таблице?

В тетрадях схематически изобразите графики этих функций.

Зная, что прямая х=0 – ось симметрии данного графика, какая из двух кривых является продолжением этого графика

Зная, что точка (0;0) – точка симметрии данного графика, какая из двух кривых является продолжением этого графика

Какие формулы, написанные при построении графиков в электронной таблице, соответствуют функциям:

Расставьте по порядку алгоритм построения графика функции у = 2х3 – 3х2 +4х в электронной таблице:

Почему в электронной таблице в ходе построения графика в таблице значений у появилась запись Ошибка:502Какой из двух графиков соответствует данной функции? Для построения этого графика как надо выделить диапазон, чтобы график получился правильным?

Какая функция соответствует графику, построенных в электронной таблице?

Как вы думаете, сколько раз пересекаются эти графики?Что нужно сделать при построении этих графиков в электронной таблице, чтобы были видны все точки пересечения?А при построении в тетради?

Где проще будет построить график этой функции – в тетради или электронной таблице?Как на построенном графике увидеть нули функции?

Сколько общих точек имеют графики функций?Как можно с помощью графиков узнать сколько решений имеет система уравнений?

1) Как с помощью графиков (в электронной таблице) узнать имеет ли решение система уравнений?Графики пересекаются в двух точкахОтвет: данная система имеет 2 решения

2) Как узнать с помощью графиков сколько решений имеет система уравнений?

3) Как с помощью графиков можно определить количество корней уравнения?1.Строим график функции у = х3 + х — 4 2.На графике находим нули функции (точки пересечения графика с осью абсцисс)

4) Можно ли найти решения данного уравнения? Как это можно сделать?1способ: Построить график функции и на графике найти нули функции.2способ: Построить два графика функций, одна из которых другая: Можно ли второй способ использовать при решении уравнений без электронной таблицы? Алгоритм этого решения…

Закрепление материала:1. В электронной таблице найти количество корней системы уравнений:2. Сколько корней имеет уравнение:

3. Найти количество корней системы уравнений, не используя электронную таблицу ( т.е. схематически изобразив графики функций)4. Найти количество корней уравнения, не используя электронную таблицу

5) Где быстрее строятся графики: в тетради или электронной таблице?) Что нужно соблюдать при построении графиков функций, чтобы получить полную информацию о количестве решений системы уравнений или уравнения?7) Что нужно знать о построении графиков функций, если электронной таблицей нельзя пользоваться?

Задание на дом:1. Найти количество решений систем уравнений.3. Схематически изобразив графики функций, найдите количество решений а) системы уравнений, б)уравнения

💡 Видео

7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать

7 класс, 35 урок, Графическое решение уравнений

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Уравнение прямой по графику. ПримерыСкачать

Уравнение прямой по графику. Примеры

Линейная функция: краткие ответы на важные вопросы | Математика | TutorOnlineСкачать

Линейная функция: краткие ответы на важные вопросы | Математика | TutorOnline

11 класс. Алгебра. Исследование функции и построение графиков с помощью производной.Скачать

11 класс. Алгебра.  Исследование функции и построение графиков с помощью производной.

БЕСКОНЕЧНОЕ количество корнейСкачать

БЕСКОНЕЧНОЕ количество корней

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Определить имеет ли уравнение целые корни #1Скачать

Определить имеет ли уравнение целые корни #1

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | Видеоурок

103 Алгебра 9 класс. Сколько корней имеет Квадратный трехчленСкачать

103 Алгебра 9 класс. Сколько корней имеет Квадратный трехчлен

Как по графику первообразной определить количество корней уравнения y=fxСкачать

Как по графику первообразной определить количество корней уравнения y=fx

ФУНКЦИЯ y = √¯x ( корень из х ) МАТЕМАТИКАСкачать

ФУНКЦИЯ y = √¯x ( корень из х ) МАТЕМАТИКА

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

ВСЁ ПРО ГРАФИКИ ЕГЭ 2024 (Прямая, Парабола, Окружность, Модуль, Гипербола, Корень, Области, Сдвиги)Скачать

ВСЁ ПРО ГРАФИКИ ЕГЭ 2024 (Прямая, Парабола, Окружность, Модуль, Гипербола, Корень, Области, Сдвиги)
Поделиться или сохранить к себе: