Как неравенства и уравнения с модулем

Видео:НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМСкачать

НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ

Уравнения с модулем

Эта статья посвящена приёмам решения различных уравнений и неравенств, содержащих
переменную под знаком модуля.

Если на экзамене вам попадётся уравнение или неравенство с модулем, его можно решить,
вообще не зная никаких специальных методов и пользуясь только определением модуля. Правда,
занять это может часа полтора драгоценного экзаменационного времени.

Поэтому мы и хотим рассказать вам о приёмах, упрощающих решение таких задач.

Прежде всего вспомним, что

Как неравенства и уравнения с модулем

Рассмотрим различные типы уравнений с модулем. (К неравенствам перейдём позже.)

Видео:Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | МатематикаСкачать

Как решать уравнения с модулем или Математический торт с кремом (часть 1) | Математика

Слева модуль, справа число

Это самый простой случай. Решим уравнение

Есть только два числа, модули которых равны четырём. Это 4 и −4. Следовательно, уравнение
равносильно совокупности двух простых:

Второе уравнение не имеет решений. Решения первого: x = 0 и x = 5.

Видео:Неравенства с модулем | Математика | TutorOnlineСкачать

Неравенства с модулем | Математика | TutorOnline

Переменная как под модулем, так и вне модуля

Здесь приходится раскрывать модуль по определению. . . или соображать!

Уравнение распадается на два случая, в зависимости от знака выражения под модулем.
Другими словами, оно равносильно совокупности двух систем:

Как неравенства и уравнения с модулемКак неравенства и уравнения с модулем

Решение первой системы: . У второй системы решений нет.
Ответ: 1.

Первый случай: x ≥ 3. Снимаем модуль:

Как неравенства и уравнения с модулем

Как неравенства и уравнения с модулем

Число , будучи отрицательным, не удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому не является корнем исходного уравнения.

Выясним, удовлетворяет ли данному условию число . Для этого составим разность и определим её знак:

Значит, больше трёх и потому является корнем исходного уравнения

Стало быть, годятся лишь и .

Ответ: Как неравенства и уравнения с модулем

Видео:Уравнения с модулемСкачать

Уравнения с модулем

Квадратные уравнения с заменой |x| = t

Поскольку , удобно сделать замену |x| = t. Получаем:

Как неравенства и уравнения с модулем

Видео:Неравенства с модулем. Как правильно раскрывать модульСкачать

Неравенства с модулем. Как правильно раскрывать модуль

Модуль равен модулю

Речь идёт об уравнениях вида |A| = |B|. Это — подарок судьбы. Никаких раскрытий модуля по определению! Всё просто:

Например, рассмотрим уравнение: . Оно равносильно следующей совокупности:

Остаётся решить каждое из уравнений совокупности и записать ответ.

Видео:6 класс, 24 урок, Модульные уравнения и неравенства с одной переменнойСкачать

6 класс, 24 урок, Модульные уравнения и неравенства с одной переменной

Два или несколько модулей

Не будем возиться с каждым модулем по отдельности и раскрывать его по определению — слишком много получится вариантов. Существует более рациональный способ — метод интервалов.

Выражения под модулями обращаются в нуль в точках x = 1, x = 2 и x = 3. Эти точки делят числовую прямую на четыре промежутка (интервала). Отметим на числовой прямой эти точки и расставим знаки для каждого из выражений под модулями на полученных интервалах. (Порядок следования знаков совпадает с порядком следования соответствующих модулей в уравнении.)

Как неравенства и уравнения с модулем

Таким образом, нам нужно рассмотреть четыре случая — когда x находится в каждом из интервалов.

Случай 1: x ≥ 3. Все модули снимаются «с плюсом»:

Как неравенства и уравнения с модулем

Полученное значение x = 5 удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому является корнем исходного уравнения.

Случай 2: 2 ≤ x ≤ 3. Последний модуль теперь снимается «с минусом»:

Как неравенства и уравнения с модулем

Полученное значение x также годится — оно принадлежит рассматриваемому промежутку.

Случай 3: 1 ≤ x ≤ 2. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

Как неравенства и уравнения с модулем

Мы получили верное числовое равенство при любом x из рассматриваемого промежутка [1; 2] служат решениями данного уравнения.

Случай 4: x ≤ 1 ≤ 1. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

Как неравенства и уравнения с модулем

Ничего нового. Мы и так знаем, что x = 1 является решением.

Видео:11 класс, 29 урок, Уравнения и неравенства с модулямиСкачать

11 класс, 29 урок, Уравнения и неравенства с модулями

Модуль в модуле

Начинаем с раскрытия внутреннего модуля.

1) x ≤ 3. Получаем:

Как неравенства и уравнения с модулем

Выражение под модулем обращается в нуль при Как неравенства и уравнения с модулем. Данная точка принадлежит рассматриваемому
промежутку. Поэтому приходится разбирать два подслучая.

1.1) Как неравенства и уравнения с модулемПолучаем в этом случае:

Как неравенства и уравнения с модулем

Это значение x не годится, так как не принадлежит рассматриваемому промежутку.

1.2) Как неравенства и уравнения с модулем. Тогда:

Как неравенства и уравнения с модулем

Это значение x также не годится.

Итак, при x ≤ 3 решений нет. Переходим ко второму случаю.

Как неравенства и уравнения с модулем

Здесь нам повезло: выражение x + 2 положительно в рассматриваемом промежутке! Поэтому никаких подслучаев уже не будет: модуль снимается «с плюсом»:

Как неравенства и уравнения с модулем

Это значение x находится в рассматриваемом промежутке и потому является корнем исходного уравнения.

Так решаются все задачи данного типа — раскрываем вложенные модули по очереди, начиная с внутреннего.

Читайте также о том, как решать неравенства с модулем.

Видео:8 класс. Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем. Алгебра.Скачать

8 класс. Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем. Алгебра.

Модуль числа знак, свойства, действия, как найти, примеры графиков

Как неравенства и уравнения с модулем

Модуль числа легко найти, и теория, которая лежит в его основе, важна при решении задач.

Свойства и правила раскрытия, используемые при решении упражнений и на экзаменах, будут полезны школьникам и студентам.

Видео:Контрольная работа. Уравнения с МОДУЛЕМСкачать

Контрольная работа. Уравнения с МОДУЛЕМ

Что такое модуль в математике

Модуль числа описывает расстояние на числовой линии от нуля до точки без учета того, в каком направлении от нуля лежит точка. Математическое обозначение: |x|.

Как неравенства и уравнения с модулем

Иными словами, это абсолютная величина числа. Определение доказывает, что значение никогда не бывает отрицательным.

Видео:Уравнения с модулем. Часть 2 | Математика | TutorOnlineСкачать

Уравнения с модулем. Часть 2  | Математика | TutorOnline

Свойства модуля

Важно помнить о следующих свойствах:

  1. Правило раскрытия: абсолютная величина любого числа больше или равна нулю: Как неравенства и уравнения с модулем
  2. Если абсолютные значения содержат выражения противоположных значений, они равны: Как неравенства и уравнения с модулем
  3. Значение числа не превышает величину его модуля: Как неравенства и уравнения с модулем
  4. Правило раскрытия при произведении: Как неравенства и уравнения с модулем
  5. Правило, применимое при делении: Как неравенства и уравнения с модулем
  6. При возведении в степень: Как неравенства и уравнения с модулем
  7. Сумма величин: Как неравенства и уравнения с модулем
  8. Двойной модуль: Как неравенства и уравнения с модулем

Видео:Как решать уравнение с модулем Уравнение с модулями как решать Как раскрыть модуль в уравненииСкачать

Как решать уравнение с модулем Уравнение с модулями как решать Как раскрыть модуль в уравнении

Модуль комплексного числа

Абсолютной величиной комплексного числа называют длину направленного отрезка, проведенного от начала комплексной плоскости до точки (a, b).

Как неравенства и уравнения с модулем

Этот направленный отрезок также является вектором, представляющим комплексное число a + bi, поэтому абсолютная величина комплексного числа – это то же самое, что и величина (или длина) вектора, представляющего a+ bi.

Видео:МодульСкачать

Модуль

Как решать уравнения с модулем

Уравнение с модулем – это равенство, которое содержит выражение абсолютного значения. Если для действительного числа оно представляет его расстояние от начала координат на числовой линии, то неравенства с модулем являются типом неравенств, которые состоят из абсолютных значений.

Уравнения типа |x| = a

Уравнение |x| = a имеет два ответа x = a и x = –a, потому что оба варианта находятся на координатной прямой на расстоянии a от 0.

Равенство с абсолютной величиной не имеет решения, если величина отрицательная.

Если |x| &lt, a представляет собой расстояние чисел от начала координат, это значит, что нужно искать все числа, чье расстояние от начала координат меньше a.

Уравнения типа |x| = |y|

Когда есть абсолютные значения по обе стороны уравнений, нужно рассмотреть обе возможности для приемлемых определений – положительные и отрицательные выражения.

Например, для равенства |x − a| = |x + b| есть два варианта: (x − a) = − (x + b) или (x − a) = (x + b).

Далее простая арифметика − нужно решить два равенства относительно x.

Уравнения типа |x| = y

Уравнения такого вида содержат абсолютную величину выражения с переменной слева от нуля, а справа – еще одну неизвестную. Переменная y может быть как больше, так и меньше нуля.

Для получения ответа в таком равенстве нужно решить систему из нескольких уравнений, в которой нужно убедиться, что y – неотрицательная величина:

Как неравенства и уравнения с модулем

Видео:Решение линейных неравенств с одной переменной, содержащих переменную под знаком модуля. 6 класс.Скачать

Решение линейных неравенств с одной переменной, содержащих переменную под знаком модуля. 6 класс.

Решение неравенств с модулем

Чтобы лучше понять, как раскрыть модуль в разных типах равенств и неравенств, нужно проанализировать примеры.

Уравнения вида |x| = a

Пример 1 (алгебра 6 класс). Решить: |x| + 2 = 4.

Решение.

Такие уравнения решаются так же, как и равенства без абсолютных значений. Это означает, что, перемещая неизвестные влево, а константы – вправо, выражение не меняется.

После перемещения константы вправо получено: |x| = 2.

Поскольку неизвестные связаны с абсолютным значением, это равенство имеет два ответа: 2 и −2.

Ответ: 2 и −2.

Пример 2 (алгебра 7 класс). Решить неравенство |x + 2| ≥ 1.

Решение.

Первое, что нужно сделать, это найти точки, где абсолютное значение изменится. Для этого выражение приравнивается к 0. Получено: x = –2.

Это означает, что –2 – поворотная точка.

Далее определяется знак на интервалах: на промежутке величина будет отрицательной, а на интервале будет положительной.

Разделим интервал на 2 части:

Как неравенства и уравнения с модулем

Общим ответом для этих двух неравенств является интервал [−1, + ∞).

Как неравенства и уравнения с модулем

Общим ответом для этих двух неравенств является интервал (−∞, –3].

Окончательное решение – объединение ответов отдельных частей:

Ответ: x ∈ (–∞, –3] ∪ [–1, + ∞).

Уравнения вида |x| = |y|

Пример 1 (алгебра 8 класс). Решить уравнение с двумя модулями: 2 * |x – 1| + 3 = 9 – |x – 1|.

Решение:

Как неравенства и уравнения с модулем

Ответ: x1 = 3, x2 = − 1.

Пример 2 (алгебра 8 класс). Решить неравенство:

Как неравенства и уравнения с модулем

Решение:

Как неравенства и уравнения с модулем

Уравнения вида |x| = y

Пример 1 (алгебра 10 класс). Найти x:

Как неравенства и уравнения с модулем

Решение:

Как неравенства и уравнения с модулем

Очень важно провести проверку правой части, иначе можно написать в ответ ошибочные корни. Из системы видно, что не лежит в промежутке .

Ответ: x = 0.

Видео:Неравенства с модулем Часть 1 из 2 Простейшие неравенстваСкачать

Неравенства с модулем Часть 1 из 2 Простейшие неравенства

Модуль суммы

Как неравенства и уравнения с модулем

Видео:МОДУЛЬ 😉 #егэ #математика #профильныйегэ #shorts #огэСкачать

МОДУЛЬ 😉 #егэ #математика #профильныйегэ #shorts #огэ

Модуль разности

Абсолютная величина разности двух чисел x и y равна расстоянию между точками с координатами X и Y на координатной прямой.

Пример 1.

Как неравенства и уравнения с модулем

Пример 2.

Как неравенства и уравнения с модулем

Видео:Уравнение с двумя модулями: особенности решенияСкачать

Уравнение с двумя модулями: особенности решения

Модуль отрицательного числа

Для нахождения абсолютного значения числа, которое меньше нуля, нужно узнать, как далеко оно расположено от нуля. Поскольку расстояние всегда является положительным (невозможно пройти «отрицательные» шаги, это просто шаги в другом направлении), результат всегда положительный. То есть,

Как неравенства и уравнения с модулем

Проще говоря, абсолютная величина отрицательного числа имеет противоположное значение.

Видео:Линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. 6 класс.Скачать

Линейные уравнения с одной переменной, содержащие переменную под знаком модуля. 6 класс.

Модуль нуля

Как неравенства и уравнения с модулем

Вот почему нельзя сказать, что абсолютная величина – положительное число: ноль не является ни отрицательным, ни положительным.

Видео:Модуль в математике. Уравнения и неравенства | Математика ЕГЭ | УмскулСкачать

Модуль в математике. Уравнения и неравенства | Математика ЕГЭ | Умскул

Модуль в квадрате

Модуль в квадрате всегда равен выражению в квадрате:

Как неравенства и уравнения с модулем

Видео:Уравнение с модулемСкачать

Уравнение с модулем

Примеры графиков с модулем

Часто в тестах и на экзаменах встречаются задания, которые возможно решить, лишь проанализировав графики. Рассмотрим такие задания.

Пример 1.

Дана функция f(x) = |x|. Необходимо построить график от – 3 до 3 с шагом 1.

Решение:

Как неравенства и уравнения с модулем

Объяснение: из рисунка видно, что график симметричен относительно оси Y.

Пример 2. Необходимо нарисовать и сравнить графики функций f(x) = |x–2| и g(x) = |x|–2.

Решение:

Как неравенства и уравнения с модулем

Объяснение: константа внутри абсолютной величины перемещает весь график вправо, если ее значение отрицательное, и влево, если положительное. Но постоянная снаружи будет передвигать график вверх, если значение положительное, и вниз, если оно отрицательное (как –2 в функции g (x)).

Координата вершины x (точка, в которой соединяются две линии, вершина графа) – это число, на которое график сдвигается влево или вправо. А координата y – это значение, на которое график сдвигается вверх или вниз.

Строить такие графики можно с помощью онлайн приложений для построения. С их помощью можно наглядно посмотреть, как константы влияют на функции.

Видео:Как решать уравнения и неравенства с модулем. Выпуск 1.Скачать

Как решать уравнения и неравенства с модулем. Выпуск 1.

Метод интервалов в задачах с модулем

Метод интервалов – один из лучших способов найти ответ в задачах с модулем, особенно если в выражении их несколько.

Для использования метода нужно совершить следующие действия:

  1. Приравнять каждое выражение к нулю.
  2. Найти значения переменных.
  3. Нанести на числовую прямую точки, полученные в пункте 2.
  4. Определить на промежутках знак выражений (отрицательное или положительное значение) и нарисовать символ – или + соответственно. Проще всего определить знак с помощью метода подстановки (подставив любое значение из промежутка).
  5. Решить неравенства с полученными знаками.

Пример 1. Решить методом интервалов.

Как неравенства и уравнения с модулем

Решение:

Как неравенства и уравнения с модулем

Как неравенства и уравнения с модулем

Результатом будет сумма всех подходящих интервалов.

Как неравенства и уравнения с модулем

Модуль в модуле

Среди примеров часто встречаются уравнения, где нужно найти корни равенств такого вида: ||ax – b| – c| = kx + m.

Лучше всего понять принцип на примере.

Пример 1. Решить

Как неравенства и уравнения с модулем

Решение:

Первым делом нужно раскрыть внутренний модуль. Для этого рассматривается два варианта:

Как неравенства и уравнения с модулем

В первом случае выражение положительное, а во втором отрицательное. Исходя из этого, получаем:

Как неравенства и уравнения с модулем

Нужно упростить два уравнения:

Как неравенства и уравнения с модулем

Далее каждое из равенств разделяется еще на два:

Как неравенства и уравнения с модулем

Получено четыре результата:

Как неравенства и уравнения с модулем

Как неравенства и уравнения с модулем

Заключение

Самое важное, что нужно знать: модуль не может быть отрицательным.

Поэтому, если представлено выражение, похожее на |2 – 4x| = –7 стоит помнить, что равенство неверно даже без поисков ответов.

В качестве итогов, напомним все свойства, которые помогут в решении задач:

  • когда положительное число находится внутри модуля, достаточно просто избавиться от него,
  • если есть выражение, нужно его упростить, прежде чем найти абсолютное значение,
  • если равенство содержит две переменные, нужно решать его с помощью системы уравнений и за основу брать методы решения выражений с абсолютными величинами.

Решать равенства и неравенства можно разными способами, но лучше всего использовать графический способ или метод интервалов.

Е.П. Нелин, В.А. Лазарев

АЛГЕБРА

и начала математического

анализа

10 класс

учреждений. Базовый и

§ 5. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля

(Оформление и автор интерактивных технологий Морозова Е.)

Как неравенства и уравнения с модулем

Как неравенства и уравнения с модулемКак неравенства и уравнения с модулем

Объяснение и обоснование

Решать любое уравнение или неравенство, содержащее знак модуля, можно одним из трех основных способов: по определению модуля, исходя из геометрического смысла модуля или по общей схеме. Некоторые уравнения или неравенства с модулем могут быть также решены с использованием специальных соотношений.

В зависимости от выбранного способа решения получаем разные записи решения.

Пример Решите уравнение | 2x – 4 | = 6.

I способ (по определению модуля)

Как неравенства и уравнения с модулем

II способ (использование геометрического смысла модуля)

Как неравенства и уравнения с модулем

Замечание. При решении уравнения с использованием геометрического смысла модуля знак модуля раскрывается неявно, то есть определение модуля в явном виде не применяется.

Общая схема решения уравнений и неравенств, содержащих знак модуля — это фактически немного измененный метод интервалов. Поясним содержание этой схемы на примере уравнения с двумя модулями вида

|f (x)| + |g (x)| = a (a > 0).

Чтобы решить это уравнение, необходимо раскрыть знаки модулей, а для этого необходимо знать, где функции f (x) и g (x) будут положительными, а где — отрицательными. То есть фактически мы должны решить неравенства

Каждое из этих неравенств мы умеем решать методом интервалов. Перестроим прием решения неравенств методом интервалов таким образом, чтобы он давал возможность одновременно решать каждое из последних неравенств. Как известно, решение неравенства (1) методом интервалов начинается с нахождения его ОДЗ (то есть области определения функции f (x)), а решение неравенства (2) — с нахождения его ОДЗ (то есть области определения функции g (x)). Чтобы начать одновременно решать оба неравенства, необходимо найти общую область определения для функций f (x) и g (x), то есть найти ОДЗ данного уравнения (это и есть первый из ориентиров необходимой схемы).

Чтобы продолжить решение неравенств f (x) ≥или≤0 и g (x) ≥или≤ 0 методом интервалов, необходимо найти нули функций f (x) и g (x), то есть найти нули всех подмодульных функций (это и есть второй ориентир).

Если далее применить схему метода интервалов одновременно для двух неравенств, необходимо на ОДЗ отметить нули подмодульных функций и разбить ОДЗ на промежутки (это третий ориентир).

В каждом из полученных промежутков знаки функций f (x) и g (x) не могут измениться. Тогда мы можем найти знаки подмодульных функций на каждом промежутке (в любой точке этого промежутка), раскрыть знаки модулей и найти решение данного уравнения в каждом из этих промежутков (это и есть четвертый ориентир общей схемы).

Обоснование возможности применения приведенной схемы к решению неравенств с модулями проводится аналогично.

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Как неравенства и уравнения с модулем Как неравенства и уравнения с модулем

Как неравенства и уравнения с модулем

Как неравенства и уравнения с модулем

Как неравенства и уравнения с модулем Как неравенства и уравнения с модулем

Как неравенства и уравнения с модулем

Как неравенства и уравнения с модулем

Вопросы для контроля

  1. Объясните, какими способами можно решать уравнения и неравенства, содержащие знак модуля. Проиллюстрируйте эти способы на примерах.
  2. Обоснуйте специальные соотношения. Проиллюстрируйте их применение к решению уравнений и неравенств, содержащих знак модуля.
  3. Обоснуйте обобщения использования геометрического смысла модуля. Проиллюстрируйте их применение к решению уравнений и неравенств, содержащих знак модуля.

Упражнения

Решите уравнения и неравенства, содержащие знак модуля (1–15).

Поделиться или сохранить к себе: