Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Отбор корней в тригонометрическом уравнение

В этой статье и постараюсь объяснить 2 способа отбора корней в тригонометрическом уравнение: с помощью неравенств и с помощью тригонометрической окружности. Перейдем сразу к наглядному примеру и походу дела будем разбираться.

а) Решить уравнение sqrt(2)cos^2x=sin(Pi/2+x)
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [-7Pi/2; -2Pi]

Решим пункт а.

Воспользуемся формулой приведения для синуса sin(Pi/2+x) = cos(x)

sqrt(2)cos^2x — cosx = 0

cosx(sqrt(2)cosx — 1) = 0

x1 = Pi/2 + Pin, n ∈ Z

sqrt(2)cosx — 1 = 0

x2 = arccos(sqrt(2)/2) + 2Pin, n ∈ Z
x3 = -arccos(sqrt(2)/2) + 2Pin, n ∈ Z

x2 = Pi/4 + 2Pin, n ∈ Z
x3 = -Pi/4 + 2Pin, n ∈ Z

Решим пункт б.

1) Отбор корней с помощью неравенств

Здесь все делается просто, полученные корни подставляем в заданный нам промежуток [-7Pi/2; -2Pi], находим целые значения для n.

-7Pi/2 меньше или равно Pi/2 + Pin меньше или равно -2Pi

Сразу делим все на Pi

-7/2 меньше или равно 1/2 + n меньше или равно -2

-7/2 — 1/2 меньше или равно n меньше или равно -2 — 1/2

-4 меньше или равно n меньше или равно -5/2

Целые n в этом промежутку это -4 и -3. Значит корни принадлежащие этому промежутку буду Pi/2 + Pi(-4) = -7Pi/2, Pi/2 + Pi(-3) = -5Pi/2

Аналогично делаем еще два неравенства

-7Pi/2 меньше или равно Pi/4 + 2Pin меньше или равно -2Pi
-15/8 меньше или равно n меньше или равно -9/8

Целых n в этом промежутке нет

-7Pi/2 меньше или равно -Pi/4 + 2Pin меньше или равно -2Pi
-13/8 меньше или равно n меньше или равно -7/8

Одно целое n в этом промежутку это -1. Значит отобранный корень на этом промежутку -Pi/4 + 2Pi*(-1) = -9Pi/4.

Значит ответ в пункте б: -7Pi/2, -5Pi/2, -9Pi/4

2) Отбор корней с помощью тригонометрической окружности

Чтобы пользоваться этим способом надо понимать как работает эта окружность. Постараюсь простым языком объяснить как это понимаю я. Думаю в школах на уроках алгебры эта тема объяснялась много раз умными словами учителя, в учебниках сложные формулировки. Лично я понимаю это как окружность, которую можно обходить бесконечное число раз, объясняется это тем, что функции синус и косинус периодичны.

Обойдем раз против часовой стрелки

Обойдем 2 раза против часовой стрелки

Обойдем 1 раз по часовой стрелки (значения будут отрицательные)

Вернемся к нашем вопросу, нам надо отобрать корни на промежутке [-7Pi/2; -2Pi]

Чтобы попасть к числам -7Pi/2 и -2Pi надо обойти окружность против часовой стрелки два раза. Для того, чтобы найти корни уравнения на этом промежутке надо прикидывать и подставлять.

Рассмотри x = Pi/2 + Pin. Какой приблизительно должен быть n, чтобы значение x было где-то в этом промежутке? Подставляем, допустим -2, получаем Pi/2 — 2Pi = -3Pi/2, очевидно это не входит в наш промежуток, значит берем меньше -3, Pi/2 — 3Pi = -5Pi/2, это подходит, попробуем еще -4, Pi/2 — 4Pi = -7Pi/2, также подходит.

Рассуждая аналогично для Pi/4 + 2Pin и -Pi/4 + 2Pin, находим еще один корень -9Pi/4.

Сравнение двух методов.

Первый способ (с помощью неравенств) гораздо надежнее и намного проще для пониманию, но если действительно серьезно разобраться с тригонометрической окружностью и со вторым методом отбора, то отбор корней будет гораздо быстрее, можно сэкономить около 15 минут на экзамене.

Видео:ЕГЭ по математике. Профильный уровень. Задание 5. Найдите корень уравненияСкачать

ЕГЭ по математике. Профильный уровень. Задание 5. Найдите корень уравнения

Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях

Класс: 10

Автор проекта:
Шелкова Полина,
Класс: 10

Руководитель:
Злобова Людмила Викторовна,
учитель математики

ВВЕДЕНИЕ

Слово «тригонометрия» греческое, оно переводится как «измерение треугольников» (τρίγονον — «тригон» — треугольник и μετρειν — «метрео» — измеряю).

Тригонометрия, как и всякая другая наука, выросла из практической деятельности человека. Потребности развивающегося мореплавания, для которого требовалось умение правильно определять курс корабля в открытом море по положению небесных светил, оказали большое влияние на развитие астрономии и тесно связанной с ней тригонометрией. Предполагают, что основополагающее значение для развития тригонометрии в эпоху ее зарождения, имели работы древнегреческого астронома Гиппарха Никейского (180-125 лет до н. э.) (прил. №3). Систематическое использование полной окружности в 360° установилось в основном благодаря Гиппарху и его таблице хорд (прил. №2). Т.е. таблицы, которые выражают длину хорды для различных центральных углов в круге постоянного радиуса, что является аналогом современных таблиц тригонометрических функций. Впрочем, до нас не дошли оригинальные таблицы Гиппарха, как и почти все, что им написано. И мы, можем составить себе о них представление главным образом по сочинению «Великое построение» или «Альмагесту» знаменитого астронома Клавдия Птолемея, жившего в середине II века н.э.

Несмотря на то, что в работах ученых древности нет «тригонометрии» в строгом смысле этого слова, но по существу они, пользуясь известными им средствами элементарной геометрии, решали те задачи, которыми занимается тригонометрия. Например, задачи на решение треугольников (определение всех сторон и углов треугольника по трем его известным элементам), теоремы Евклида и Архимеда представленные в геометрическом виде, эквивалентны специфическим тригонометрическим формулам. Главным достижением средневековой Индии стала замена хорд синусами. Это позволило вводить различные функции, связанные со сторонами и углами прямоугольного треугольника. Таким образом, в Индии было положено начало тригонометрии, как учению о тригонометрических величинах.

Учёные стран Ближнего и Среднего Востока с VIII века развили тригонометрию своих предшественников. Уже в середине IX века среднеазиатский учёный аль-Хорезми написал сочинение «Об индийском счёте». После того, как трактаты мусульманских ученых были переведены на латынь, многие идеи греческих, индийских и мусульманских математиков стали достоянием европейской, а затем и мировой науки. В дальнейшем потребности географии, геодезии, военного дела, способствовали развитию тригонометрии. Особенно усиленно шло ее развитие в средневековое время. Большая заслуга в формировании тригонометрии как отдельной науки принадлежит азербайджанскому ученому Насир ад-Дину ат-Туси (1201-1274), написавшему «Трактат о полном четырехстороннике». Творения ученых этого периода привели к выделению тригонометрии как нового самостоятельного раздела науки. Однако в их трудах еще не была введена необходимая символика. Современный вид тригонометрия получила в трудах Леонарда Эйлера (1707-1783). На основании трудов Эйлера были составлены учебники тригонометрии, излагавшие ее в строгой научной последовательности (прил. №4). Тригонометрические вычисления применяются во многих областях человеческой деятельности: в геометрии, в физике, в астрономии, в архитектуре, в геодезии, инженерном деле, в акустике, в электронике и т.д.

I РАЗДЕЛ (теоретический)

Тема проекта и её актуальность: почему я выбрала тему «Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях»?

  • Расширить и углубить свои знания, полученные в курсе геометрии 8-9 класса.
  • Тригонометрические уравнения рассматриваются в курсе алгебры и начал математического анализа 10-11 класса.
  • Тригонометрические уравнения включены в КИМы ЕГЭ по математике.

Решение тригонометрических уравнений и отбор корней, принадлежащих заданному промежутку — это одна из сложнейших тем математики, которая выносится на Единый Государственный Экзамен. По результатам анкетирования многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать тригонометрические уравнения и особенно затрудняются в отборе корней, принадлежащих промежутку. Немаловажно также знать, тригонометрические формулы, табличные значения тригонометрических функций для решения целого ряда заданий Единого Государственного Экзамена по математике.

Цель проекта: изучить способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и выбрать для себя наиболее рациональные подходы для качественной подготовки к ЕГЭ.

Задачи:

  • познакомиться с историческими сведениями о возникновении тригонометрии, как науки;
  • изучить соответствующую литературу;
  • научиться решать тригонометрические уравнения;
  • найти теоретический материал и изучить методы отбора корней в тригонометрических уравнениях;
  • научиться отбирать корни в тригонометрических уравнениях, принадлежащим заданному промежутку;
  • подготовиться к ЕГЭ по математике.

Приёмы отбора корней тригонометрического уравнения на заданном промежутке.

При решении тригонометрических уравнений предлагается провести отбор корней из множества значений неизвестного. В тригонометрическом уравнении отбор корней можно осуществлять следующими способами: арифметическим, алгебраическим, геометрическим и функционально-графическим.

Арифметический способ отбора корней состоит в непосредственной подстановке полученных корней в уравнение, учитывая имеющиеся ограничения, при переборе значений целочисленного параметра.

Алгебраический способ предполагает составление неравенств, соответствующих дополнительным условиям, и их решение относительно целочисленного параметра.

Геометрический способ предполагает использование при отборе корней двух вариантов: тригонометрической окружности или числовой прямой. Тригонометрическая окружность более удобна, когда речь идет об отборе корней на промежутке или в случае, когда значение обратных тригонометрических функций, входящих в решения, не являются табличными. В остальных случаях предпочтительнее модель числовой прямой. Числовую прямую удобно использовать при отборе корней на промежутке, длина которого не превосходит 2 или требуется найти наибольший отрицательный или наименьший положительный корень уравнения.

Функционально-графический способ предполагает отбор корней осуществлять с использование графиков тригонометрических функций. Чтобы использовать данный способ отбора корней, требуется умение схематичного построения графиков тригонометрических функций.

II РАЗДЕЛ (практический)

Покажу практически три наиболее эффективных и рациональных, с моей точки зрения, метода отбора корней на примере решения следующего тригонометрического уравнения:

sinx−cos2x=0; [применили формулу двойного угла: cos2x = cos 2 x−sin 2 x]

sinx−(cos 2 x−sin 2 x)=0;

sinx−(1−sin 2 x−sin 2 x)=0;

Введем новую переменную: sinx = t, -1 ≤ t ≤1, получим

Вернемся к замене:

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

б) Рассмотрим три способа отбора корней, попадающих в отрезок Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

1 способ: обратимся к единичной окружности. Отметим на ней дугу, соответствующую указанному отрезку, т.е. выполним отбор корней арифметическим способом и с помощью тригонометрической окружности:

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

2 способ: указанный отрезок соответствует неравенству: Подставим в него полученные корни: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

3 способ: разместим корни уравнения на числовой прямой. Сначала отметим корни, подставив вместо n, и нуль (0), а потом добавим к каждому корню периоды.

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Нам останется только выбрать корни, которые попали в нужный нам отрезок.

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При работе над моим проектом я изучила методы решения тригонометрических уравнений и способы отбора корней тригонометрических уравнений. Выяснила для себя положительные и отрицательные моменты. При апробации этих подходов в отборе корней тригонометрического уравнения, понимаешь, что каждый из этих способов удобен по-своему в том или ином случае. Например, алгебраический способ (решение неравенством) наиболее эффективен, когда промежуток для отбора корней достаточно большой, в тоже время он дает практически стопроцентное нахождение целочисленного параметра для вычисления корней, а применение арифметического способа приводит к громоздким вычислениям. При отборе корней уравнения, удовлетворяющих дополнительным условиям, т.е. когда корни уравнения принадлежат заданному промежутку, мне проще и нагляднее получить корни с помощью тригонометрической окружности, а проверить себя можно арифметическим способом. Замечу, что при решении тригонометрических уравнений трудности, связанные с отбором корней, возрастают, если в уравнении приходится учитывать ОДЗ. Как показывает практика и анкетирование моих одноклассников, из четырёх возможных методов отбора корней тригонометрического уравнения по дополнительным условиям, наиболее предпочтительным является отбор корней по окружности. Анкетирование проходили 12 респондентов, изучающих тригонометрию (прил. №5). Большинство из них отвечали, что этот раздел математики достаточно сложный: большой объем информации, очень много формул, табличных значений, которые нужно знать и уметь применять на практике. Еще как одна из проблем — небольшое количество времени, отведенное на изучение этого сложного раздела математики. И я разделяю их мнение. При такой сложности, многие считают, что тригонометрия важный раздел математики, который находит применение в других науках и практической деятельности человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб для общеобразоват. организаций: базовый и углубленный уровни/ [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников и др.]-3 -е изд.- М.: Просвещение, 2016.
  2. Алгебра и начала математического анализа: Учеб для 10-11 кл.общеобразоват. организаций / А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницин и др. под редакцией А.Н.Колмогорова — М. Просвещение, 2017.
  3. С.В Кравцев и др. Методы решения задач по алгебре: от простых до самых сложных — М: Издательство: «Экзамен», 2005.
  4. Корянов А.Г., Прокофьев А.А. — Тригонометрические уравнения: методы решения и отбор корней. — М.: Математика ЕГЭ, 2012.

Видео:3,5 способа отбора корней в тригонометрии | ЕГЭ по математике | Эйджей из ВебиумаСкачать

3,5 способа отбора корней в тригонометрии | ЕГЭ по математике | Эйджей из Вебиума

Уравнение — определение и вычисление с примерами решения

Содержание:

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Уравнения

Уравнения-следствия и равносильные преобразования уравнений

1. Понятие уравнения и его корней

Определение:

Равенство с переменной называется уравнением. В общем виде уравнение с одной переменнойКак найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Под этой краткой записью понимают математическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны

Пример:

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— линейное уравнение;

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— квадратное уравнение;

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— иррациональное уравнение (содержит переменную под знаком корня)

Корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— корень уравнения Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, так как при Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияполучаем верное равенство: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, то есть Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

2. Область допустимых значений (ОДЗ)

Областью допустимых значений (или областью определения) уравнения называется общая область определения для функций Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, стоящих в левой и правой частях уравнения

Для уравнения Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияОДЗ: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, то есть Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, так как область определения функции Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияопределяется условием: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, а область определения функции Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— множество всех действительных чисел

3. Уравнения-следствия

Если каждый корень первого уравнения является корнем второго, то второе уравнение называется следствием первого уравнения.

Если из правильности первого равенства следует правильность каждого последующего, то получаем уравнения-следствия.

При использовании уравнений-следствий не происходит потери корней исходного уравнения, но возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании уравнений-следствий проверка полученных корней подстановкой их в исходное уравнение является составной частью решения.

Пример:

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Решение:

► Возведем обе части уравнения в квадрат:

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Проверка, Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— корень (см. выше); Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— посторонний корень (при Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияполучаем неверное равенство Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения).

4. Равносильные уравнения

Определение:

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни.

То есть каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого. (Схема решения уравнений с помощью равносильных преобразований приведена в пункте 5 этой таблицы)

Простейшие теоремы

  1. Если из одной части уравнения перенести в другую слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве)
  2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получим уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного уравнения)

5. Схема поиска плана решения уравнений

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— исходное уравнение;

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— уравнение, полученное в результате преобразования исходного;

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— символические изображения направления выполненных преобразований

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияПрименение свойств функций к решению уравнений рассмотрено в пункте 3.2.

Объяснение и обоснование:

Понятие уравнения и его корней

Уравнение в математике чаще всего понимают как аналитическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны. Поэтому в общем виде уравнения с одной переменной Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениязаписывают так:

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Часто уравнения определяют короче — как равенство с переменной.

Напомним, что корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство. Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Например, уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияимеет единственный корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения,

а уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияне имеет корней, поскольку значение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияне может быть отрицательным числом.

Область допустимых значений (ОДЗ) уравнения

Если задано уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, то общая область определения для функций Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияназывается областью допустимых значений этого уравнения. (Иногда используются также термины «область определения уравнения» или «множество допустимых значений уравнения».) Например, для уравнения Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияобластью допустимых значений являются все действительные числа. Это можно записать, например, так: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, поскольку функции Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияимеют области определения Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

Понятно, что каждый корень данного уравнения принадлежит как области определения функции Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, так и области определения функции Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения(иначе мы не сможем получить верное числовое равенство). Поэтому каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях применить анализ ОДЗ уравнения при его решении.

Например, в уравнении Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияфункция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияопределена при всех действительных значениях Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, а функция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениятолько при условии, что под знаком квадратного корня будут стоять неотрицательные выражения. Следовательно, ОДЗ этого уравнения задается системой Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияиз которой получаем систему Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияне имеющую решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Заметим, что нахождение ОДЗ данного уравнения может быть полезным для его решения, но не всегда является обязательным элементом решения уравнения.

Методы решения уравнений

Для решения уравнений используют методы точного и приближенного решений. А именно, для точного решения уравнений в курсе математики 5-6 классов использовались зависимости между компонентами и результатами действий и свойства числовых равенств; в курсе алгебры 7-9 классов — равносильные преобразования уравнений, а для приближенного решения уравнений — графический метод.

Графический метод решения уравнений не дает высокой точности нахождения корней уравнения, и с его помощью чаще всего можно получить только грубые приближения корней. Иногда удобно графически определить количество корней уравнения или найти границы, в которых находятся эти корни. В некоторых случаях можно графически доказать, что уравнение не имеет корней. По указанным причинам в школьном курсе алгебры и начал анализа под требованием «решить уравнение» понимается требование «используя методы точного решения, найти корни данного уравнения». Приближенными методами решения уравнений можно пользоваться только тогда, когда об этом говорится в условии задачи (например, если ставится задача решить уравнение графически).

В основном при решении уравнений разных видов нам придется применять один из двух методов решения. Первый из них состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, имеющим те же корни,— равносильным уравнением. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым, равносильным ему, и т. д. В результате получаем простейшее уравнение, которое равносильно заданному и корни которого легко находятся. Эти корни и только они являются корнями данного уравнения.

Второй метод решения уравнений состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, среди корней которого находятся все корни данного, то есть так называемым уравнением-следствием. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым уравнением-следствием, и так далее до тех пор, пока не получим простейшее уравнение, корни которого легко находятся. Тогда все корни данного уравнения находятся среди корней последнего уравнения. Поэтому, чтобы найти корни данного уравнения, достаточно корни последнего уравнения подставить в данное и с помощью такой проверки получить корни данного уравнения (и исключить так называемые посторонние корни — те корни последнего уравнения, которые не удовлетворяют заданному).

В следующем пункте будет также показано применение свойств функций к решению уравнений определенного вида.

Уравнения-следствия

Рассмотрим более детально, как можно решать уравнения с помощью уравнений-следствий. При решении уравнений главное — не потерять корни данного уравнения, и поэтому в первую очередь мы должны следить за тем, чтобы каждый корень исходного уравнения оставался корнем следующего. Фактически это и является определением уравнения-следствия:

в том случае, когда каждый корень первого уравнения является корнем второго, второе уравнение называется следствием первого.

Это определение позволяет обосновать такой ориентир: для получения уравнения-следствия достаточно рассмотреть данное уравнение как верное числовое равенство и гарантировать (то есть иметь возможность обосновать), что каждое следующее уравнение мы можем получить как верное числовое равенство.

Действительно, если придерживаться этого ориентира, то каждый корень первого уравнения обращает это уравнение в верное числовое равенство, но тогда и второе уравнение будет верным числовым равенством, то есть рассматриваемое значение переменной является корнем и второго уравнения, а это и означает, что второе уравнение является следствием первого.

Применим приведенный ориентир к уравнению Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения(пока что не используя известное условие равенства дроби нулю).

Если правильно то, что дробь равна нулю, то обязательно ее числитель равен нулю. Таким образом, из заданного уравнения получаем уравнение-следствие Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Но тогда верно, что Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Последнее уравнение имеет два корня: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Подставляя их в заданное уравнение, видим, что только корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияудовлетворяет исходному уравнению. Почему это случилось?

Это происходит поэтому, что, используя уравнения-следствия, мы гарантируем только то, что корни заданного уравнения не теряются (каждый корень первого уравнения является корнем второго). Но второе уравнение, кроме корней первого уравнения, имеет еще и другой корень, который не является корнем первого уравнения. Для первого уравнения этот корень является посторонним, и, чтобы его отсеять, выполняется проверка подстановкой корней в исходное уравнение. (Более полно причины появления посторонних корней рассмотрены в таблице 9.) Таким образом, чтобы правильно применять уравнения-следствия для решения уравнений, необходимо помнить еще один ориентир: при использовании уравнений-следствий возможно появление посторонних корней, и поэтому проверка подстановкой корней в исходное уравнение является составной частью решения.

Схема применения этих ориентиров дана в таблице 8. В пункте 3 этой таблицы приведено решение уравнения

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения(1)

Для решения этого уравнения с помощью уравнений-следствий достаточно данное уравнение рассмотреть как верное числовое равенство и учесть, что в случае когда два числа равны, то и их квадраты также будут равны:

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения(2)

То есть мы гарантируем, что если равенство (1) верно, то и равенство (2) также будет верным, а это и означает (как было показано выше), что уравнение (2) является следствием уравнения (1). Если мы хотя бы один раз использовали уравнения-следствия (а не равносильные преобразования), то можем получить посторонние корни, и тогда в решение обязательно входит проверка полученных корней подстановкой их в заданное уравнение.

Замечание. Переход от данного уравнения к уравнению-следствию можно обозначить специальным значком Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, но его использование для записи решения не является обязательным. Вместе с тем, если этот значок записан, то это свидетельствует о том, что мы воспользовались уравнениями-следствиями, и поэтому обязательно в запись решения необходимо включить проверку полученных корней.

Равносильные уравнения

С понятием равносильности вы знакомы еще из курса алгебры 7 класса, где равносильными назывались те уравнения, которые имели одни и те же корни. Заметим, что равносильными считались и такие два уравнения, которые не имели корней. Формально будем считать, что и в этом случае уравнения имеют одни и те же корни, поскольку ответы к таким уравнениям одинаковы: «уравнения не имеют корней» (точнее: одинаковыми являются множества корней таких уравнений — они оба пустые, что обозначается символом Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения).

В курсе алгебры и начал анализа мы будем рассматривать более общее понятие равносильности, а именно: равносильность на определенном множестве.

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни, то есть каждый корень первого уравнения является корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого.

Для уравнений, заданных на множестве всех действительных чисел (например, для линейных), мы можем однозначно дать ответ на вопрос: «Равносильны ли данные уравнения?» Например, уравнения Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— равносильные, поскольку оба имеют одинаковый корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи других корней не имеют. Таким образом, каждое из них имеет те же решения, что и второе. При рассмотрении равносильности уравнений на множестве, которое отличается от множества всех действительных чисел, ответ на вопрос «Равносильны ли данные уравнения?» может существенно зависеть от того, на каком множестве мы рассматриваем эти уравнения. Например, если рассмотреть уравнения:

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения(3)

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения(4)

то, как было показано выше, уравнение (3) имеет единственный корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, а уравнение (4) — два корня: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Таким образом, на множестве

всех действительных чисел эти уравнения не являются равносильными, поскольку у уравнения (4) есть корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, которого нет у уравнения (3). Но на множестве положительных действительных чисел эти уравнения равносильны, поскольку на этом множестве уравнение (3) имеет единственный положительный корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи уравнение (4) также имеет единственный положительный корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Следовательно, на множестве положительных чисел каждое из этих уравнений имеет те же решения, что и второе.

Укажем, что множество, на котором рассматривается равносильность уравнений, как правило, не задается искусственно (как в последнем случае), а чаще всего таким множеством является ОДЗ исходного уравнения. Договоримся, что далее

все равносильные преобразования уравнений (а также неравенств и систем уравнений и неравенств) мы будем выполнять на ОДЗ исходного уравнения (неравенства или системы).

Отметим, что в том случае, когда ОДЗ заданного уравнения является множество всех действительных чисел, мы не всегда будем ее записывать (как не записывали ОДЗ при решении линейных или квадратных уравнений). И в других случаях главное — не записать ОДЗ в решение уравнения, а реально учесть ее при выполнении равносильных преобразований данного уравнения.

Например, для уравнения Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениязадается неравенством Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Когда мы переходим к уравнению Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, то для всех его корней это уравнение является верным равенством. Тогда выражение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, стоящее в правой части этого равенства, всегда неотрицательно (Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения), таким образом, и равное ему выражение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениятакже будет неотрицательным: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Но это и означает, что ОДЗ данного уравнения (Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения) учтено автоматически для всех корней второго уравнения и поэтому при переходе от уравнения Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияк уравнению Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияОДЗ заданного уравнения можно не записывать в решение.

Для выполнения равносильных преобразований попробуем выделить общие ориентиры, аналогичные соответствующим ориентирам получения уравнений-следствий. Как указывалось выше, выполняя равносильные преобразования уравнений, необходимо учесть ОДЗ данного уравнения — это и есть первый ориентир для выполнения равносильных преобразований уравнений. По определению равносильности уравнений необходимо гарантировать, чтобы каждый корень первого уравнения был корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения был корнем первого. Для первой части этого требования мы уже выделили общий ориентир: достаточно гарантировать сохранение правильности равенства при переходе от первого уравнения ко второму.

Но тогда, чтобы выполнить вторую часть этого требования, достаточно второе уравнение рассмотреть как верное равенство (то есть взять такое значение переменной, которое является корнем второго уравнения) и гарантировать, что при переходе к первому верное равенство сохраняется (этот корень остается и корнем первого уравнения). Фактически из определения равносильности уравнений получаем, что каждое из равносильных уравнений является следствием другого уравнения). Таким образом, при выполнении равносильных преобразований мы должны гарантировать сохранение правильности равенства на каждом шаге решения не только при прямых, но и при обратных преобразованиях — это и является вторым ориентиром для решения уравнений с помощью равносильных преобразований. (Соответствующие ориентиры схематически представлены в пункте 5 табл. 8.)

Например, чтобы решить с помощью равносильных преобразований уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениядостаточно учесть его ОДЗ: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи условие равенства дроби нулю (дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю). Также следует обратить внимание на то, что на ОДЗ все необходимые преобразования можно выполнить как в прямом, так и в обратном направлениях с сохранением правильности равенства.

Запись решения в этом случае может быть такой:

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. ОДЗ: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Тогда Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Отсюда Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения(удовлетворяет условию ОДЗ) или Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения(не удовлетворяет условию ОДЗ).

Для выполнения равносильных преобразований уравнений можно также пользоваться специальными теоремами о равносильности. В связи с уточнением определения равносильности уравнений обобщим также формулировки простейших теорем о равносильности, известных из курса алгебры 7 класса.

Теорема 1. Если из одной части уравнения перенести в другую часть слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве).

Теорема 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получаем уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного).

Обоснование этих теорем полностью аналогично обоснованию ориентиров для равносильных преобразований данного уравнения.

Замечание. Для обозначения перехода от данного уравнения к равносильному ему уравнению можно применять специальный значок Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, но его использование при записи решений не является обязательным. Например, запись решения последнего из рассмотренных уравнений может быть такой.

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Пример №423

Решите уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

Решение:

► ОДЗ: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

На этой ОДЗ данное уравнение равносильно уравнениям:

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

то есть Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Учтем ОДЗ. При Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Таким образом, Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— корень.

Ответ: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Используем равносильные преобразования для решения данного уравнения. Для этого необходимо учесть ОДЗ, поэтому зафиксируем ее ограничения в начале решения.

Укажем, что в уравнениях ограничения ОДЗ можно только зафиксировать, но не решать, а в конце проверить, выполняются ли эти ограничения для найденных корней.

При переносе члена данного уравнения из одной части уравнения в другую с противоположным знаком получаем уравнение (1), равносильное заданному.

Приводя к общему знаменателю, раскрывая скобки и приводя подобные члены, снова получаем верное равенство и можем обосновать, что при выполнении обратных действий равенство также не нарушается, таким образом, полученные уравнения (1)-(3) равносильны заданному (на его ОДЗ).

Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю. Но второе условие уже учтено в ограничениях ОДЗ, таким образом, получаем уравнение (4), равносильное заданному уравнению на его ОДЗ. Поскольку все преобразования были равносильными только с учетом ОДЗ, то мы должны проверить, удовлетворяет ли полученное число ограничениям ОДЗ.

Причины появления посторонних корней и потери корней при решении уравнений

Наиболее типичные случаи появления посторонних корней и потери корней приведены в таблице 9. Там же указано, как в каждом из этих случаев получить правильное (или полное) решение.

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияКак найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Применение свойств функций к решению уравнений

1. Конечная ОДЗ

Если область допустимых значений (ОДЗ) уравнения (неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения

Пример:

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— корень (Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения),

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— не корень (Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения).

2. Оценка левой и правой частей уравнения

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Если надо решить уравнение вида Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи выяснилось, что Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениято равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияодновременно равны Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Пример:

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения(так как Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения).

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю

Пример:

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Из первого уравнения получаем Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, что удовлетворяет всей системе

3. Использование возрастания и убывания функций

Схема решения уравнения

1. Подбираем один или несколько корней уравнения.

2. Доказываем, что других корней это уравнение не имеет (используя теоремы о корнях уравнения или оценку левой и правой частей уравнения)

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Теоремы о корнях уравнения

Если в уравнении Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияфункция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениявозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияимеет единственный корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, то есть Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения), поскольку функция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениявозрастает на всей области определения Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Если в уравнении Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияфункция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениявозрастает на некотором промежутке, а функция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияимеет единственный корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения( Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениято есть Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения), поскольку Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениявозрастает на всей области определения Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, a Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияубывает (на множестве Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, а следовательно, и при Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения)

Объяснение и обоснование:

Конечная ОДЗ

Напомним, что в случае, когда дано уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, общая область определения для функций Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияназывается областью допустимых значений этого уравнения. Понятно, что каждый корень заданного уравнения принадлежит как области определения функции Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, так и области определения функции Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Таким образом, каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях за счет анализа ОДЗ получить решение уравнения. Например, если дано уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, то его ОДЗ можно записать с помощью системы Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Решая эту систему, получаем Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениято есть Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Таким образом, ОДЗ данного уравнения состоит только из одного значения Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Но если только для одного числа необходимо выяснить, является ли оно корнем данного уравнения, то для этого достаточно подставить это значение в уравнение. В результате получаем верное числовое равенство (Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения). Следовательно, Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— корень данного уравнения. Других корней у этого уравнения быть не может, поскольку все корни уравнения находятся в его ОДЗ, а там нет других значений, кроме Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

Рассмотренный пример позволяет выделить ориентир для решения аналогичных уравнений:

если ОДЗ уравнения (а также неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения.

Замечание. В том случае, когда ОДЗ — пустое множество (не содержит ни одного числа), мы можем сразу дать ответ, что данное уравнение не имеет корней.

Например, если необходимо решить уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, то его ОДЗ задается системой Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениято есть системой Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениякоторая не имеет решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Оценка левой и правой частей уравнения

Некоторые уравнения можно решить с помощью оценки левой и правой частей уравнения.

Пусть дано уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, и нам удалось выяснить, что для всех допустимых значений Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениязначение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, а значение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

Рассмотрим два случая: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Если Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, то равенство Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияне может выполняться, потому что Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, то есть при Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияданное уравнение корней не имеет. Остается только случай Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, но, учитывая необходимость выполнения равенства Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, имеем, что тогда и Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Таким образом, мы обосновали, что выполнение равенства Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения(при условии Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения) гарантирует одновременное выполнение равенств Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения(и наоборот, если одновременно выполняются равенства Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, то выполняется и равенство Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Как было показано в п. 3.1, это и означает, что уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияравносильно системеКак найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Коротко это можно записать так:

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Пример использования такого приема решения уравнений приведен в пункте 2 таблицы 10.

Аналогично предыдущим рассуждениям обосновывается и ориентир по решению уравнения Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, в котором все функции-слагаемые неотрицательны Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

Если предположить, что Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, то сумма всех функций, стоящих в левой части этого уравнения, может равняться нулю только тогда, когда сумма Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениябудет отрицательной. Но это невозможно, поскольку по условию все функции неотрицательные. Таким образом, при Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияданное уравнение не имеет корней. Эти же рассуждения можно повторить для любой другой функции-слагаемого. Остается единственная возможность — все функции-слагаемые равны нулю (очевидно, что в этом случае равенство Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияобязательно будет выполняться). Таким образом, сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю.

Например, чтобы решить уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, достаточно перенести все члены в одну сторону, записать уравнение в виде Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи учесть, что функции Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениянеотрицательные. Таким образом, данное уравнение равносильно системе Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Из второго уравнения получаем Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, что удовлетворяет и всей системе. Следовательно, данное уравнение имеет единственный корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений опирается на такое свойство: возрастающая или убывающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения.

Полезно помнить специальные теоремы о корнях уравнения.

Теорема 1. Если в уравнении Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияфункция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениявозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 52. Прямая Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияпересекает график возрастающей на промежутке Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияфункции Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениятолько в одной точке. Это и означает, что уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияне может иметь больше одного корня на промежутке Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Докажем это утверждение аналитически.

• Если на промежутке Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияуравнение имеет корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, то Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Других корней быть не может, поскольку для возрастающей функции Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияпри Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияполучаем неравенство Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, а при Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— неравенство Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Таким образом, при Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Аналогично и для убывающей функции при Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияполучаем Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

Теорема 2. Если в уравнении Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияфункция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениявозрастает на некотором промежутке, а функция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 53.

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

• Если на промежутке Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияуравнение имеет корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, то Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Других корней быть не может, поскольку, например, для возрастающей функции Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи убывающей функции Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияпри Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияимеем Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, a Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, таким образом, Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Аналогично и при Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

Каждая из этих теорем утверждает, что в рассмотренном промежутке данное уравнение может иметь не более чем один корень, то есть или это уравнение совсем не имеет корней, или оно имеет единственный корень. Если нам удалось подобрать один корень такого уравнения, то других корней в заданном промежутке уравнение не имеет.

Например, чтобы решить уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, достаточно заметить, что функция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияявляется возрастающей на всей числовой прямой (как сумма двух возрастающих функций) и что Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения— корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияэтого уравнения (Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения). Таким образом, данное уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияимеет единственный корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияКорень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияполучен подбором. Как правило, подбор начинают с целых значений: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениякоторые подставляются в данное уравнение.

Заметим, что каждая из этих теорем гарантирует единственность корня уравнения (если он есть) только на промежутке возрастания (или убывания) соответствующей функции. Если функция имеет несколько промежутков возрастания и убывания, то приходится рассматривать каждый из них отдельно.

Пример:

Решим с помощью теоремы 2 уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

► Сначала следует учесть его ОДЗ: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи вспомнить, что функция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияна всей области определения не является ни убывающей, ни возрастающей (п. 2.2), но она убывает на каждом из промежутков Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияи Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Поэтому рассмотрим каждый из этих промежутков отдельно.

1) При Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияданное уравнение имеет корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Функция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениявозрастает при Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения(как было показано выше, она возрастает на множестве Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения), а функция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияубывает на промежутке Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Таким образом, данное уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияпри Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияимеет единственный корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

2) При Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияданное уравнение имеет корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияКак найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Функция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениявозрастает при Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, а функция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияубывает на этом промежутке. Поэтому данное уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияпри Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияимеет единственный корень Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. В ответ следует записать все найденные корни (хотя на каждом из промежутков корень единственный, но всего корней — два). Итак, данное уравнение имеет только два корня: 1 и -1.

Примеры решения задач:

Пример №424

Решите уравнение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

Решение:

► ОДЗ: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. На ОДЗ Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Тогда функция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения(как сумма двух взаимно обратных положительных чисел), а функция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

Таким образом, данное уравнение равносильно системе Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Из второго уравнения системы получаем Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, что удовлетворяет и первому уравнению. Таким образом, система (а значит, и данное уравнение) имеет единственное решение Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

Если раскрыть скобки и привести обе части уравнения к общему знаменателю, то для нахождения корней полученного уравнения придется решать полное уравнение восьмой степени, все корни которого мы не сможем найти.

Попытаемся оценить области значений функций, стоящих в левой и правой частях уравнения. Поскольку на ОДЗ Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, то в левой части уравнения стоит сумма двух взаимно обратных положительных чисел, которая всегда больше или равна 2. В правой части из 2 вычитается неотрицательное число Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Таким образом, при всех значениях Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияполучаем значение, меньшее или равное 2. Равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда обе части равны 2.

Пример №425

Решите систему уравнений Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Решение:

► ОДЗ: Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияРассмотрим функцию Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. На своей области определения Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияэта функция является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций). Тогда первое уравнение заданной системы, которое имеет вид Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, равносильно уравнению Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Таким образом, на ОДЗ заданная система равносильна системе Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Подставляя Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияво второе уравнение системы, имеем Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Учитывая, что на ОДЗ Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, получаем Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения. Тогда Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения.

Иногда свойства функций удается применить при решении систем уравнений. Если заметить, что в левой и правой частях первого уравнения заданной системы стоят значения одной и той же функции, которая является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций), то равенство Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнениядля возрастающей функции возможно тогда и только тогда, когда Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения, поскольку возрастающая функция может принимать одинаковые значения только при одном значении аргумента. (Заметим, что такое же свойство будет иметь место и для убывающей функции.)

Замечание. Утверждение, обоснованное в комментарии к задаче 2, может быть использовано при решении аналогичных задач. Коротко его можно сформулировать так: если функция Как найти промежуток которому принадлежат корни уравненияявляется возрастающей (или убывающей) на определенном множестве, то на этом множестве Как найти промежуток которому принадлежат корни уравнения

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Математика
  2. Алгебра
  3. Линейная алгебра
  4. Векторная алгебра
  5. Высшая математика
  6. Дискретная математика
  7. Математический анализ
  8. Математическая логика
Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
  • Метод математической индукции
  • Система координат в пространстве
  • Иррациональные числа
  • Действительные числа
  • Интеграл и его применение
  • Первообразная и интегра
  • Уравнения и неравенства
  • Уравнения и неравенства содержащие знак модуля

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

💡 Видео

ЕГЭ база #7 / Логарифмические уравнения / Свойства, определение логарифма / решу егэСкачать

ЕГЭ база #7 / Логарифмические уравнения / Свойства, определение логарифма / решу егэ

Три способа отбора корней в задании 13 ЕГЭ профильСкачать

Три способа отбора корней в задании 13 ЕГЭ профиль

Отбор корней по окружностиСкачать

Отбор корней по окружности

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnline

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | Видеоурок

Метод половинного деления решение нелинейного уравненияСкачать

Метод половинного деления решение нелинейного уравнения

Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравненияСкачать

Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравнения

🔴 Найдите корень уравнения 2+9x=4x+3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

🔴 Найдите корень уравнения 2+9x=4x+3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРА

Тригонометрические уравнения. ЕГЭ № 12 | Математика | TutorOnline tutor onlineСкачать

Тригонометрические уравнения. ЕГЭ № 12 | Математика | TutorOnline tutor online

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Свойства функции. Промежутки знакопостоянства. 10 класс.Скачать

Свойства функции. Промежутки знакопостоянства. 10 класс.

10 класс, 11 урок, Числовая окружностьСкачать

10 класс, 11 урок, Числовая окружность

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.Скачать

Логарифмы с нуля за 20 МИНУТ! Introduction to logarithms.

Какому из данных промежутков ... | ОГЭ 2017 | ЗАДАНИЕ 2 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

Какому из данных промежутков ... | ОГЭ 2017 | ЗАДАНИЕ 2 | ШКОЛА ПИФАГОРА

Алгебра 8 класс. Уравнения с корнямиСкачать

Алгебра 8 класс. Уравнения с корнями
Поделиться или сохранить к себе: