Как найти отношение корней уравнения

Теорема Виета для квадратного уравнения

Как найти отношение корней уравнения

О чем эта статья:

Видео:Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Основные понятия

Квадратное уравнение — это ax 2 + bx + c = 0, где a — первый коэффициент, не равный нулю, b — второй коэффициент, c — свободный член.

Существует три вида квадратных уравнений:

  • не имеют корней;
  • имеют один корень;
  • имеют два различных корня.

Чтобы определить, сколько корней имеет уравнение, нужно обратить внимание на дискриминант. Формула для его поиска записывается так: D = b 2 − 4ac. Его свойства:

  • если D 0, есть два различных корня.

В случае, когда второй коэффициент четный, можно воспользоваться формулой нахождения дискриминанта , где .

В математике теоремой принято называть утверждение, у которого ранее было сформулировано доказательство.

Видео:3,5 способа отбора корней в тригонометрии | ЕГЭ по математике | Эйджей из ВебиумаСкачать

3,5 способа отбора корней в тригонометрии | ЕГЭ по математике | Эйджей из Вебиума

Формула Виета

Если в школьной геометрии чаще всего используется теорема Пифагора, то в школьной алгебре ведущую роль занимают формулы Виета. Теорема звучит так:

Рассмотрим квадратное уравнение, в котором первый коэффициент равен 1: . Такие уравнения называют приведенными квадратными уравнениями. Сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней равняется свободному члену.

Если дано x 2 + bx + c = 0, где x₁ и x₂ являются корнями, то справедливы два равенства:

Знак системы, который принято обозначать фигурной скобкой, означает, что значения x₁ и x₂ удовлетворяют обоим равенствам.

Рассмотрим теорему Виета на примере: x 2 + 4x + 3 = 0.

Пока неизвестно, какие корни имеет данное уравнение. Но в соответствии с теоремой можно записать, что сумма этих корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком. Он равен четырем, значит будем использовать минус четыре:

Произведение корней по теореме соответствует свободному члену. В данном случае свободным членом является число три. Значит:
Как найти отношение корней уравнения

Необходимо проверить равна ли сумма корней −4, а произведение 3. Для этого найдем корни уравнения x 2 + 4x + 3 = 0. Воспользуемся формулами для чётного второго коэффициента:
2 + 4x + 3 = 0″ height=»215″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/E_X403ETh_88EANRWdQN03KRT8yxP2HO4HoCrxj__c8G0DqmNJ1KDRqtLH5Z1p7DtHm-rNMDB2tEs41D7RHpEV5mojDTMMRPuIkcW33jVNDoOe0ylzXdHATLSGzW4NakMkH2zkLE» width=»393″>

Получилось, что корнями уравнения являются числа −1 и −3. Их сумма равняется второму коэффициенту с противоположным знаком, а значит решение верное.
2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/VzGPXO9B0ZYrr9v0DpJfXwuzeZtjYnDxE_ma76PUC8o7jVWwa8kZjTJhq2Lof0TiJXAp_ny3yRwI_OyRzeucv9xUZ63yoozGPP4xd4OxvElVT7Pt-d6xL5w17e_mQNs5qZJQiwfG» width=»125″>

Произведение корней −1 и −3 по теореме Виета должно равняться свободному члену, то есть числу 3. Это условие также выполняется:
2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh4.googleusercontent.com/Cq-LCFmY3YGNSan1VF3l3CqIeojoJYAvGAiTBWnzyoZu_xJFrF5NfQ3xCe59apJklw6uYbmQ4lAkBTeC-TJmEGicN3rgGtsezhuqdNiOWjZT39NziOB5uOmQr3cr9-5fNnepdZDo» width=»112″>

Результат проделанных вычислений в том, что мы убедились в справедливости выражения:

Обучение на курсах по математике помогает быстрее разобраться в новых темах и подтянуть оценки в школе.

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Доказательство теоремы Виета

Дано квадратное уравнение x 2 + bx + c = 0. Если его дискриминант больше нуля, то оно имеет два корня, сумма которых равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену:

Докажем, что следующие равенства верны

  • x₁ + x₂ = −b,
  • x₁ * x₂ = c.

Чтобы найти сумму корней x₁ и x₂ подставим вместо них то, что соответствует им из правой части формул корней. Напомним, что в данном квадратном уравнении x 2 + bx + c = 0 старший коэффициент равен единице. Значит после подстановки знаменатель будет равен 2.

    Объединим числитель и знаменатель в правой части.

Раскроем скобки и приведем подобные члены:

Сократим дробь полученную дробь на 2, остается −b:

Мы доказали: x₁ + x₂ = −b.

Далее произведем аналогичные действия, чтобы доказать о равенстве x₁ * x₂ свободному члену c.

    Подставим вместо x₁ и x₂ соответствующие части из формул корней квадратного уравнения:

Перемножаем числители и знаменатели между собой:

Очевидно, в числителе содержится произведение суммы и разности двух выражений. Поэтому воспользуемся тождеством (a + b) * (a − b) = a 2 − b 2 . Получаем:

Далее произведем трансформации в числителе:

Нам известно, что D = b2 − 4ac. Подставим это выражение вместо D.

Далее раскроем скобки и приведем подобные члены:

Сократим:

Мы доказали: x₁ * x₂ = c.

Значит сумма корней приведённого квадратного уравнения x 2 + bx + c = 0 равна второму коэффициенту с противоположным знаком (x₁ + x₂ = −b), а произведение корней равно свободному члену (x₁ * x₂= c). Теорема доказана.

Видео:Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 классСкачать

Формула корней квадратного уравнения. Алгебра, 8 класс

Обратная теорема Виета

Когда дана сумма и произведение корней квадратного уравнения, принято начинать подбор подходящих корней. Теорема, обратная теореме Виета, при таких условиях может быть главным помощником. Она формулируется так:

Обратная теорема Виета

Если числа x₁ и x₂ таковы, что их сумма равна второму коэффициенту уравнения x 2 + bx + c = 0, взятому с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену, то эти числа являются корнями x 2 + bx + c = 0.

Обратные теоремы зачастую сформулированы так, что их утверждением является заключение первой теоремы. Так, при доказательстве теоремы Виета стало понятно, что сумма x₁ и x₂ равна −b, а их произведение равно c. В обратной теореме это является утверждением.

Видео:АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | Видеоурок

Докажем теорему, обратную теореме Виета

Корни x₁ и x₂ обозначим как m и n. Тогда утверждение будет звучать следующим образом: если сумма чисел m и n равна второму коэффициенту x 2 + bx + c = 0, взятому с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену, то числа m и n являются корнями x 2 + bx + c = 0.

Зафиксируем, что сумма m и n равна −b, а произведение равно c.

Чтобы доказать, что числа m и n являются корнями уравнения, нужно поочередно подставить буквы m и n вместо x, затем выполнить возможные тождественные преобразования. Если в результате преобразований левая часть станет равна нулю, то это будет означать, что числа m и n являются корнями x 2 + bx + c = 0.

    Выразим b из равенства m + n = −b. Это можно сделать, умножив обе части на −1:

Подставим m в уравнение вместо x, выражение −m − n подставим вместо b, а выражение mn — вместо c:

При x = m получается верное равенство. Значит число m является искомым корнем.

  1. Аналогично докажем, что число n является корнем уравнения. Подставим вместо x букву n, а вместо c подставим m * n, поскольку c = m * n.

    При x = n получается верное равенство. Значит число n является искомым корнем.

Мы доказали: числа m и n являются корнями уравнения x 2 + bx + c = 0.

Видео:СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

Примеры

Для закрепления знаний рассмотрим примеры решения уравнений по теореме, обратной теореме Виета.

Дано: x 2 − 6x + 8 = 0.

Для начала запишем сумму и произведение корней уравнения. Сумма будет равна 6, так как второй коэффициент равен −6. А произведение корней равно 8.
2 − 6x + 8 = 0″ height=»59″ src=»https://lh6.googleusercontent.com/tFokx3SM93Hwlr7ZM9BqX1xiHKv_2dUIB9MoNa8RAwSTmQKXdCcqcFXxTZmxNGw7bOVek-RzRXqBkoCqnYMiqIYVwKhfnHeU-7mA03feEqJTlyKB7e-OsTTKgPaOlddfiaTGszcv» width=»99″>

Имея эти два равенства можно подобрать подходящие корни, которые будут удовлетворять как равенству обоим равенствам системы.

Подбор корней удобнее выполнять с помощью их произведения. Число 8 можно получить путем перемножения чисел 4 и 2 либо 1 и 8. Но значения x₁ и x₂ надо подбирать так, чтобы они удовлетворяли и второму равенству тоже.

Можно сделать вывод, что значения 1 и 8 не подходят, так как они не удовлетворяют равенству x₁ + x₂ = 6. Значения 4 и 2 подходят обоим равенствам:

Значит числа 4 и 2 являются корнями уравнения x 2 − 6x + 8 = 0.
2 − 6x + 8 = 0″ height=»57″ src=»https://lh3.googleusercontent.com/rohB7Bvd-elMhTxEUuOhKqLJjqLAvo9VlJxZvOnMeDAHARfKT-SYOWb1WXTTWEN2h0oKbLl6wH7lc0IWL_vH3Si2AJGAGXVn8TPFDT_J1Wu2WeoQ-WP1qgXjCnZ99tWUkK2BOvF2″ width=»64″>

Видео:ЕГЭ по математике. Профильный уровень. Задание 5. Найдите корень уравненияСкачать

ЕГЭ по математике. Профильный уровень. Задание 5. Найдите корень уравнения

Неприведенное квадратное уравнение

Теорема Виета выполняется только тогда, когда квадратное уравнение является приведённым, то есть его первый коэффициент равен единице:

ax 2 + bx + c = 0, где а = 1.

Если квадратное уравнение не является приведенным, но задание связано с применением теоремы, нужно обе части разделить на коэффициент, который располагается перед x 2 .

  1. Получилось следующее приведенное уравнение:

    Получается, второй коэффициент при x равен, свободный член —. Значит сумма и произведение корней будут иметь вид:

Рассмотрим пример неприведенного уравнения: 4x 2 + 5x + 1 = 0. Разделим обе его части на коэффициент перед x 2 , то есть на 4.

  • Получилось приведённое квадратное уравнение. Второй коэффициент которого равен, а свободный член.
  • Тогда в соответствии с теоремой Виета получаем:

  • Метод подбора помогает найти корни: −1 и
  • Видео:Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравненияСкачать

    Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравнения

    Уравнение — определение и вычисление с примерами решения

    Содержание:

    Видео:6 класс, 20 урок, ОтношенияСкачать

    6 класс, 20 урок, Отношения

    Уравнения

    Уравнения-следствия и равносильные преобразования уравнений

    1. Понятие уравнения и его корней

    Определение:

    Равенство с переменной называется уравнением. В общем виде уравнение с одной переменнойКак найти отношение корней уравнения

    Под этой краткой записью понимают математическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны

    Пример:

    Как найти отношение корней уравнения— линейное уравнение;

    Как найти отношение корней уравнения— квадратное уравнение;

    Как найти отношение корней уравнения— иррациональное уравнение (содержит переменную под знаком корня)

    Корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство.

    Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет

    Как найти отношение корней уравнения— корень уравнения Как найти отношение корней уравнения, так как при Как найти отношение корней уравненияполучаем верное равенство: Как найти отношение корней уравнения, то есть Как найти отношение корней уравнения

    2. Область допустимых значений (ОДЗ)

    Областью допустимых значений (или областью определения) уравнения называется общая область определения для функций Как найти отношение корней уравненияи Как найти отношение корней уравнения, стоящих в левой и правой частях уравнения

    Для уравнения Как найти отношение корней уравненияОДЗ: Как найти отношение корней уравнения, то есть Как найти отношение корней уравнения, так как область определения функции Как найти отношение корней уравненияопределяется условием: Как найти отношение корней уравнения, а область определения функции Как найти отношение корней уравнения— множество всех действительных чисел

    3. Уравнения-следствия

    Если каждый корень первого уравнения является корнем второго, то второе уравнение называется следствием первого уравнения.

    Если из правильности первого равенства следует правильность каждого последующего, то получаем уравнения-следствия.

    При использовании уравнений-следствий не происходит потери корней исходного уравнения, но возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании уравнений-следствий проверка полученных корней подстановкой их в исходное уравнение является составной частью решения.

    Пример:

    Как найти отношение корней уравнения

    Решение:

    ► Возведем обе части уравнения в квадрат:

    Как найти отношение корней уравнения

    Проверка, Как найти отношение корней уравнения— корень (см. выше); Как найти отношение корней уравнения— посторонний корень (при Как найти отношение корней уравненияполучаем неверное равенство Как найти отношение корней уравнения).

    4. Равносильные уравнения

    Определение:

    Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни.

    То есть каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого. (Схема решения уравнений с помощью равносильных преобразований приведена в пункте 5 этой таблицы)

    Простейшие теоремы

    1. Если из одной части уравнения перенести в другую слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве)
    2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получим уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного уравнения)

    5. Схема поиска плана решения уравнений

    Как найти отношение корней уравнения

    Как найти отношение корней уравнения— исходное уравнение;

    Как найти отношение корней уравнения— уравнение, полученное в результате преобразования исходного;

    Как найти отношение корней уравнения— символические изображения направления выполненных преобразований

    Как найти отношение корней уравненияПрименение свойств функций к решению уравнений рассмотрено в пункте 3.2.

    Объяснение и обоснование:

    Понятие уравнения и его корней

    Уравнение в математике чаще всего понимают как аналитическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны. Поэтому в общем виде уравнения с одной переменной Как найти отношение корней уравнениязаписывают так:

    Как найти отношение корней уравнения

    Часто уравнения определяют короче — как равенство с переменной.

    Напомним, что корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство. Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет.

    Например, уравнение Как найти отношение корней уравненияимеет единственный корень Как найти отношение корней уравнения,

    а уравнение Как найти отношение корней уравненияне имеет корней, поскольку значение Как найти отношение корней уравненияне может быть отрицательным числом.

    Область допустимых значений (ОДЗ) уравнения

    Если задано уравнение Как найти отношение корней уравнения, то общая область определения для функций Как найти отношение корней уравненияи Как найти отношение корней уравненияназывается областью допустимых значений этого уравнения. (Иногда используются также термины «область определения уравнения» или «множество допустимых значений уравнения».) Например, для уравнения Как найти отношение корней уравненияобластью допустимых значений являются все действительные числа. Это можно записать, например, так: Как найти отношение корней уравнения, поскольку функции Как найти отношение корней уравненияи Как найти отношение корней уравненияимеют области определения Как найти отношение корней уравнения.

    Понятно, что каждый корень данного уравнения принадлежит как области определения функции Как найти отношение корней уравнения, так и области определения функции Как найти отношение корней уравнения(иначе мы не сможем получить верное числовое равенство). Поэтому каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях применить анализ ОДЗ уравнения при его решении.

    Например, в уравнении Как найти отношение корней уравненияфункция Как найти отношение корней уравненияопределена при всех действительных значениях Как найти отношение корней уравнения, а функция Как найти отношение корней уравнениятолько при условии, что под знаком квадратного корня будут стоять неотрицательные выражения. Следовательно, ОДЗ этого уравнения задается системой Как найти отношение корней уравненияиз которой получаем систему Как найти отношение корней уравненияне имеющую решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

    Заметим, что нахождение ОДЗ данного уравнения может быть полезным для его решения, но не всегда является обязательным элементом решения уравнения.

    Методы решения уравнений

    Для решения уравнений используют методы точного и приближенного решений. А именно, для точного решения уравнений в курсе математики 5-6 классов использовались зависимости между компонентами и результатами действий и свойства числовых равенств; в курсе алгебры 7-9 классов — равносильные преобразования уравнений, а для приближенного решения уравнений — графический метод.

    Графический метод решения уравнений не дает высокой точности нахождения корней уравнения, и с его помощью чаще всего можно получить только грубые приближения корней. Иногда удобно графически определить количество корней уравнения или найти границы, в которых находятся эти корни. В некоторых случаях можно графически доказать, что уравнение не имеет корней. По указанным причинам в школьном курсе алгебры и начал анализа под требованием «решить уравнение» понимается требование «используя методы точного решения, найти корни данного уравнения». Приближенными методами решения уравнений можно пользоваться только тогда, когда об этом говорится в условии задачи (например, если ставится задача решить уравнение графически).

    В основном при решении уравнений разных видов нам придется применять один из двух методов решения. Первый из них состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, имеющим те же корни,— равносильным уравнением. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым, равносильным ему, и т. д. В результате получаем простейшее уравнение, которое равносильно заданному и корни которого легко находятся. Эти корни и только они являются корнями данного уравнения.

    Второй метод решения уравнений состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, среди корней которого находятся все корни данного, то есть так называемым уравнением-следствием. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым уравнением-следствием, и так далее до тех пор, пока не получим простейшее уравнение, корни которого легко находятся. Тогда все корни данного уравнения находятся среди корней последнего уравнения. Поэтому, чтобы найти корни данного уравнения, достаточно корни последнего уравнения подставить в данное и с помощью такой проверки получить корни данного уравнения (и исключить так называемые посторонние корни — те корни последнего уравнения, которые не удовлетворяют заданному).

    В следующем пункте будет также показано применение свойств функций к решению уравнений определенного вида.

    Уравнения-следствия

    Рассмотрим более детально, как можно решать уравнения с помощью уравнений-следствий. При решении уравнений главное — не потерять корни данного уравнения, и поэтому в первую очередь мы должны следить за тем, чтобы каждый корень исходного уравнения оставался корнем следующего. Фактически это и является определением уравнения-следствия:

    в том случае, когда каждый корень первого уравнения является корнем второго, второе уравнение называется следствием первого.

    Это определение позволяет обосновать такой ориентир: для получения уравнения-следствия достаточно рассмотреть данное уравнение как верное числовое равенство и гарантировать (то есть иметь возможность обосновать), что каждое следующее уравнение мы можем получить как верное числовое равенство.

    Действительно, если придерживаться этого ориентира, то каждый корень первого уравнения обращает это уравнение в верное числовое равенство, но тогда и второе уравнение будет верным числовым равенством, то есть рассматриваемое значение переменной является корнем и второго уравнения, а это и означает, что второе уравнение является следствием первого.

    Применим приведенный ориентир к уравнению Как найти отношение корней уравнения(пока что не используя известное условие равенства дроби нулю).

    Если правильно то, что дробь равна нулю, то обязательно ее числитель равен нулю. Таким образом, из заданного уравнения получаем уравнение-следствие Как найти отношение корней уравнения. Но тогда верно, что Как найти отношение корней уравнения. Последнее уравнение имеет два корня: Как найти отношение корней уравненияи Как найти отношение корней уравнения. Подставляя их в заданное уравнение, видим, что только корень Как найти отношение корней уравненияудовлетворяет исходному уравнению. Почему это случилось?

    Это происходит поэтому, что, используя уравнения-следствия, мы гарантируем только то, что корни заданного уравнения не теряются (каждый корень первого уравнения является корнем второго). Но второе уравнение, кроме корней первого уравнения, имеет еще и другой корень, который не является корнем первого уравнения. Для первого уравнения этот корень является посторонним, и, чтобы его отсеять, выполняется проверка подстановкой корней в исходное уравнение. (Более полно причины появления посторонних корней рассмотрены в таблице 9.) Таким образом, чтобы правильно применять уравнения-следствия для решения уравнений, необходимо помнить еще один ориентир: при использовании уравнений-следствий возможно появление посторонних корней, и поэтому проверка подстановкой корней в исходное уравнение является составной частью решения.

    Схема применения этих ориентиров дана в таблице 8. В пункте 3 этой таблицы приведено решение уравнения

    Как найти отношение корней уравнения(1)

    Для решения этого уравнения с помощью уравнений-следствий достаточно данное уравнение рассмотреть как верное числовое равенство и учесть, что в случае когда два числа равны, то и их квадраты также будут равны:

    Как найти отношение корней уравнения(2)

    То есть мы гарантируем, что если равенство (1) верно, то и равенство (2) также будет верным, а это и означает (как было показано выше), что уравнение (2) является следствием уравнения (1). Если мы хотя бы один раз использовали уравнения-следствия (а не равносильные преобразования), то можем получить посторонние корни, и тогда в решение обязательно входит проверка полученных корней подстановкой их в заданное уравнение.

    Замечание. Переход от данного уравнения к уравнению-следствию можно обозначить специальным значком Как найти отношение корней уравнения, но его использование для записи решения не является обязательным. Вместе с тем, если этот значок записан, то это свидетельствует о том, что мы воспользовались уравнениями-следствиями, и поэтому обязательно в запись решения необходимо включить проверку полученных корней.

    Равносильные уравнения

    С понятием равносильности вы знакомы еще из курса алгебры 7 класса, где равносильными назывались те уравнения, которые имели одни и те же корни. Заметим, что равносильными считались и такие два уравнения, которые не имели корней. Формально будем считать, что и в этом случае уравнения имеют одни и те же корни, поскольку ответы к таким уравнениям одинаковы: «уравнения не имеют корней» (точнее: одинаковыми являются множества корней таких уравнений — они оба пустые, что обозначается символом Как найти отношение корней уравнения).

    В курсе алгебры и начал анализа мы будем рассматривать более общее понятие равносильности, а именно: равносильность на определенном множестве.

    Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни, то есть каждый корень первого уравнения является корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого.

    Для уравнений, заданных на множестве всех действительных чисел (например, для линейных), мы можем однозначно дать ответ на вопрос: «Равносильны ли данные уравнения?» Например, уравнения Как найти отношение корней уравненияи Как найти отношение корней уравнения— равносильные, поскольку оба имеют одинаковый корень Как найти отношение корней уравненияи других корней не имеют. Таким образом, каждое из них имеет те же решения, что и второе. При рассмотрении равносильности уравнений на множестве, которое отличается от множества всех действительных чисел, ответ на вопрос «Равносильны ли данные уравнения?» может существенно зависеть от того, на каком множестве мы рассматриваем эти уравнения. Например, если рассмотреть уравнения:

    Как найти отношение корней уравнения(3)

    Как найти отношение корней уравнения(4)

    то, как было показано выше, уравнение (3) имеет единственный корень Как найти отношение корней уравнения, а уравнение (4) — два корня: Как найти отношение корней уравненияи Как найти отношение корней уравнения. Таким образом, на множестве

    всех действительных чисел эти уравнения не являются равносильными, поскольку у уравнения (4) есть корень Как найти отношение корней уравнения, которого нет у уравнения (3). Но на множестве положительных действительных чисел эти уравнения равносильны, поскольку на этом множестве уравнение (3) имеет единственный положительный корень Как найти отношение корней уравненияи уравнение (4) также имеет единственный положительный корень Как найти отношение корней уравнения. Следовательно, на множестве положительных чисел каждое из этих уравнений имеет те же решения, что и второе.

    Укажем, что множество, на котором рассматривается равносильность уравнений, как правило, не задается искусственно (как в последнем случае), а чаще всего таким множеством является ОДЗ исходного уравнения. Договоримся, что далее

    все равносильные преобразования уравнений (а также неравенств и систем уравнений и неравенств) мы будем выполнять на ОДЗ исходного уравнения (неравенства или системы).

    Отметим, что в том случае, когда ОДЗ заданного уравнения является множество всех действительных чисел, мы не всегда будем ее записывать (как не записывали ОДЗ при решении линейных или квадратных уравнений). И в других случаях главное — не записать ОДЗ в решение уравнения, а реально учесть ее при выполнении равносильных преобразований данного уравнения.

    Например, для уравнения Как найти отношение корней уравнениязадается неравенством Как найти отношение корней уравнения. Когда мы переходим к уравнению Как найти отношение корней уравнения, то для всех его корней это уравнение является верным равенством. Тогда выражение Как найти отношение корней уравнения, стоящее в правой части этого равенства, всегда неотрицательно (Как найти отношение корней уравнения), таким образом, и равное ему выражение Как найти отношение корней уравнениятакже будет неотрицательным: Как найти отношение корней уравнения. Но это и означает, что ОДЗ данного уравнения (Как найти отношение корней уравнения) учтено автоматически для всех корней второго уравнения и поэтому при переходе от уравнения Как найти отношение корней уравненияк уравнению Как найти отношение корней уравненияОДЗ заданного уравнения можно не записывать в решение.

    Для выполнения равносильных преобразований попробуем выделить общие ориентиры, аналогичные соответствующим ориентирам получения уравнений-следствий. Как указывалось выше, выполняя равносильные преобразования уравнений, необходимо учесть ОДЗ данного уравнения — это и есть первый ориентир для выполнения равносильных преобразований уравнений. По определению равносильности уравнений необходимо гарантировать, чтобы каждый корень первого уравнения был корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения был корнем первого. Для первой части этого требования мы уже выделили общий ориентир: достаточно гарантировать сохранение правильности равенства при переходе от первого уравнения ко второму.

    Но тогда, чтобы выполнить вторую часть этого требования, достаточно второе уравнение рассмотреть как верное равенство (то есть взять такое значение переменной, которое является корнем второго уравнения) и гарантировать, что при переходе к первому верное равенство сохраняется (этот корень остается и корнем первого уравнения). Фактически из определения равносильности уравнений получаем, что каждое из равносильных уравнений является следствием другого уравнения). Таким образом, при выполнении равносильных преобразований мы должны гарантировать сохранение правильности равенства на каждом шаге решения не только при прямых, но и при обратных преобразованиях — это и является вторым ориентиром для решения уравнений с помощью равносильных преобразований. (Соответствующие ориентиры схематически представлены в пункте 5 табл. 8.)

    Например, чтобы решить с помощью равносильных преобразований уравнение Как найти отношение корней уравнениядостаточно учесть его ОДЗ: Как найти отношение корней уравненияи условие равенства дроби нулю (дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю). Также следует обратить внимание на то, что на ОДЗ все необходимые преобразования можно выполнить как в прямом, так и в обратном направлениях с сохранением правильности равенства.

    Запись решения в этом случае может быть такой:

    Как найти отношение корней уравнения. ОДЗ: Как найти отношение корней уравнения. Тогда Как найти отношение корней уравнения. Отсюда Как найти отношение корней уравнения(удовлетворяет условию ОДЗ) или Как найти отношение корней уравнения(не удовлетворяет условию ОДЗ).

    Для выполнения равносильных преобразований уравнений можно также пользоваться специальными теоремами о равносильности. В связи с уточнением определения равносильности уравнений обобщим также формулировки простейших теорем о равносильности, известных из курса алгебры 7 класса.

    Теорема 1. Если из одной части уравнения перенести в другую часть слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве).

    Теорема 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получаем уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного).

    Обоснование этих теорем полностью аналогично обоснованию ориентиров для равносильных преобразований данного уравнения.

    Замечание. Для обозначения перехода от данного уравнения к равносильному ему уравнению можно применять специальный значок Как найти отношение корней уравнения, но его использование при записи решений не является обязательным. Например, запись решения последнего из рассмотренных уравнений может быть такой.

    Как найти отношение корней уравнения

    Пример №423

    Решите уравнение Как найти отношение корней уравнения.

    Решение:

    ► ОДЗ: Как найти отношение корней уравненияи Как найти отношение корней уравнения

    На этой ОДЗ данное уравнение равносильно уравнениям:

    Как найти отношение корней уравнения

    то есть Как найти отношение корней уравнения

    Учтем ОДЗ. При Как найти отношение корней уравнения

    Как найти отношение корней уравнения

    Таким образом, Как найти отношение корней уравнения— корень.

    Ответ: Как найти отношение корней уравнения

    Используем равносильные преобразования для решения данного уравнения. Для этого необходимо учесть ОДЗ, поэтому зафиксируем ее ограничения в начале решения.

    Укажем, что в уравнениях ограничения ОДЗ можно только зафиксировать, но не решать, а в конце проверить, выполняются ли эти ограничения для найденных корней.

    При переносе члена данного уравнения из одной части уравнения в другую с противоположным знаком получаем уравнение (1), равносильное заданному.

    Приводя к общему знаменателю, раскрывая скобки и приводя подобные члены, снова получаем верное равенство и можем обосновать, что при выполнении обратных действий равенство также не нарушается, таким образом, полученные уравнения (1)-(3) равносильны заданному (на его ОДЗ).

    Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю. Но второе условие уже учтено в ограничениях ОДЗ, таким образом, получаем уравнение (4), равносильное заданному уравнению на его ОДЗ. Поскольку все преобразования были равносильными только с учетом ОДЗ, то мы должны проверить, удовлетворяет ли полученное число ограничениям ОДЗ.

    Причины появления посторонних корней и потери корней при решении уравнений

    Наиболее типичные случаи появления посторонних корней и потери корней приведены в таблице 9. Там же указано, как в каждом из этих случаев получить правильное (или полное) решение.

    Как найти отношение корней уравненияКак найти отношение корней уравнения

    Как найти отношение корней уравнения

    Как найти отношение корней уравнения

    Применение свойств функций к решению уравнений

    1. Конечная ОДЗ

    Если область допустимых значений (ОДЗ) уравнения (неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения

    Пример:

    Как найти отношение корней уравнения

    Как найти отношение корней уравнения— корень (Как найти отношение корней уравнения),

    Как найти отношение корней уравнения— не корень (Как найти отношение корней уравнения).

    2. Оценка левой и правой частей уравнения

    Как найти отношение корней уравнения

    Если надо решить уравнение вида Как найти отношение корней уравненияи выяснилось, что Как найти отношение корней уравнениято равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда Как найти отношение корней уравненияи Как найти отношение корней уравненияодновременно равны Как найти отношение корней уравнения

    Пример:

    Как найти отношение корней уравнения

    Как найти отношение корней уравнения

    Как найти отношение корней уравнения(так как Как найти отношение корней уравнения).

    Итак, заданное уравнение равносильно системе

    Как найти отношение корней уравнения

    Как найти отношение корней уравнения

    Сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю

    Пример:

    Как найти отношение корней уравнения

    Итак, заданное уравнение равносильно системе

    Как найти отношение корней уравнения

    Из первого уравнения получаем Как найти отношение корней уравнения, что удовлетворяет всей системе

    3. Использование возрастания и убывания функций

    Схема решения уравнения

    1. Подбираем один или несколько корней уравнения.

    2. Доказываем, что других корней это уравнение не имеет (используя теоремы о корнях уравнения или оценку левой и правой частей уравнения)

    Как найти отношение корней уравнения

    Теоремы о корнях уравнения

    Если в уравнении Как найти отношение корней уравненияфункция Как найти отношение корней уравнениявозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

    Пример:

    Уравнение Как найти отношение корней уравненияимеет единственный корень Как найти отношение корней уравнения, то есть Как найти отношение корней уравнения), поскольку функция Как найти отношение корней уравнениявозрастает на всей области определения Как найти отношение корней уравнения

    Как найти отношение корней уравнения

    Если в уравнении Как найти отношение корней уравненияфункция Как найти отношение корней уравнениявозрастает на некотором промежутке, а функция Как найти отношение корней уравненияубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

    Пример:

    Уравнение Как найти отношение корней уравненияимеет единственный корень Как найти отношение корней уравнения( Как найти отношение корней уравнениято есть Как найти отношение корней уравнения), поскольку Как найти отношение корней уравнениявозрастает на всей области определения Как найти отношение корней уравнения, a Как найти отношение корней уравненияубывает (на множестве Как найти отношение корней уравнения, а следовательно, и при Как найти отношение корней уравнения)

    Объяснение и обоснование:

    Конечная ОДЗ

    Напомним, что в случае, когда дано уравнение Как найти отношение корней уравнения, общая область определения для функций Как найти отношение корней уравненияназывается областью допустимых значений этого уравнения. Понятно, что каждый корень заданного уравнения принадлежит как области определения функции Как найти отношение корней уравнения, так и области определения функции Как найти отношение корней уравнения. Таким образом, каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях за счет анализа ОДЗ получить решение уравнения. Например, если дано уравнение Как найти отношение корней уравнения, то его ОДЗ можно записать с помощью системы Как найти отношение корней уравнения. Решая эту систему, получаем Как найти отношение корней уравнениято есть Как найти отношение корней уравнения. Таким образом, ОДЗ данного уравнения состоит только из одного значения Как найти отношение корней уравнения. Но если только для одного числа необходимо выяснить, является ли оно корнем данного уравнения, то для этого достаточно подставить это значение в уравнение. В результате получаем верное числовое равенство (Как найти отношение корней уравнения). Следовательно, Как найти отношение корней уравнения— корень данного уравнения. Других корней у этого уравнения быть не может, поскольку все корни уравнения находятся в его ОДЗ, а там нет других значений, кроме Как найти отношение корней уравнения.

    Рассмотренный пример позволяет выделить ориентир для решения аналогичных уравнений:

    если ОДЗ уравнения (а также неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения.

    Замечание. В том случае, когда ОДЗ — пустое множество (не содержит ни одного числа), мы можем сразу дать ответ, что данное уравнение не имеет корней.

    Например, если необходимо решить уравнение Как найти отношение корней уравнения, то его ОДЗ задается системой Как найти отношение корней уравнениято есть системой Как найти отношение корней уравнениякоторая не имеет решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

    Оценка левой и правой частей уравнения

    Некоторые уравнения можно решить с помощью оценки левой и правой частей уравнения.

    Пусть дано уравнение Как найти отношение корней уравнения, и нам удалось выяснить, что для всех допустимых значений Как найти отношение корней уравнениязначение Как найти отношение корней уравнения, а значение Как найти отношение корней уравнения.

    Рассмотрим два случая: Как найти отношение корней уравнения

    Если Как найти отношение корней уравнения, то равенство Как найти отношение корней уравненияне может выполняться, потому что Как найти отношение корней уравнения, то есть при Как найти отношение корней уравненияданное уравнение корней не имеет. Остается только случай Как найти отношение корней уравнения, но, учитывая необходимость выполнения равенства Как найти отношение корней уравнения, имеем, что тогда и Как найти отношение корней уравнения. Таким образом, мы обосновали, что выполнение равенства Как найти отношение корней уравнения(при условии Как найти отношение корней уравненияи Как найти отношение корней уравнения) гарантирует одновременное выполнение равенств Как найти отношение корней уравненияи Как найти отношение корней уравнения(и наоборот, если одновременно выполняются равенства Как найти отношение корней уравненияи Как найти отношение корней уравнения, то выполняется и равенство Как найти отношение корней уравнения. Как было показано в п. 3.1, это и означает, что уравнение Как найти отношение корней уравненияравносильно системеКак найти отношение корней уравнения

    Коротко это можно записать так:

    Как найти отношение корней уравнения

    Пример использования такого приема решения уравнений приведен в пункте 2 таблицы 10.

    Аналогично предыдущим рассуждениям обосновывается и ориентир по решению уравнения Как найти отношение корней уравнения, в котором все функции-слагаемые неотрицательны Как найти отношение корней уравнения.

    Если предположить, что Как найти отношение корней уравнения, то сумма всех функций, стоящих в левой части этого уравнения, может равняться нулю только тогда, когда сумма Как найти отношение корней уравнениябудет отрицательной. Но это невозможно, поскольку по условию все функции неотрицательные. Таким образом, при Как найти отношение корней уравненияданное уравнение не имеет корней. Эти же рассуждения можно повторить для любой другой функции-слагаемого. Остается единственная возможность — все функции-слагаемые равны нулю (очевидно, что в этом случае равенство Как найти отношение корней уравненияобязательно будет выполняться). Таким образом, сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю.

    Например, чтобы решить уравнение Как найти отношение корней уравнения, достаточно перенести все члены в одну сторону, записать уравнение в виде Как найти отношение корней уравненияи учесть, что функции Как найти отношение корней уравнениянеотрицательные. Таким образом, данное уравнение равносильно системе Как найти отношение корней уравнения

    Из второго уравнения получаем Как найти отношение корней уравнения, что удовлетворяет и всей системе. Следовательно, данное уравнение имеет единственный корень Как найти отношение корней уравнения.

    Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений

    Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений опирается на такое свойство: возрастающая или убывающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения.

    Полезно помнить специальные теоремы о корнях уравнения.

    Теорема 1. Если в уравнении Как найти отношение корней уравненияфункция Как найти отношение корней уравнениявозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

    Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 52. Прямая Как найти отношение корней уравненияпересекает график возрастающей на промежутке Как найти отношение корней уравненияфункции Как найти отношение корней уравнениятолько в одной точке. Это и означает, что уравнение Как найти отношение корней уравненияне может иметь больше одного корня на промежутке Как найти отношение корней уравнения. Докажем это утверждение аналитически.

    • Если на промежутке Как найти отношение корней уравненияуравнение имеет корень Как найти отношение корней уравнения, то Как найти отношение корней уравнения. Других корней быть не может, поскольку для возрастающей функции Как найти отношение корней уравненияпри Как найти отношение корней уравненияполучаем неравенство Как найти отношение корней уравнения, а при Как найти отношение корней уравнения— неравенство Как найти отношение корней уравнения. Таким образом, при Как найти отношение корней уравнения. Аналогично и для убывающей функции при Как найти отношение корней уравненияполучаем Как найти отношение корней уравнения.

    Теорема 2. Если в уравнении Как найти отношение корней уравненияфункция Как найти отношение корней уравнениявозрастает на некотором промежутке, а функция Как найти отношение корней уравненияубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

    Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 53.

    Как найти отношение корней уравнения

    • Если на промежутке Как найти отношение корней уравненияуравнение имеет корень Как найти отношение корней уравнения, то Как найти отношение корней уравнения. Других корней быть не может, поскольку, например, для возрастающей функции Как найти отношение корней уравненияи убывающей функции Как найти отношение корней уравненияпри Как найти отношение корней уравненияимеем Как найти отношение корней уравнения, a Как найти отношение корней уравнения, таким образом, Как найти отношение корней уравнения. Аналогично и при Как найти отношение корней уравнения.

    Каждая из этих теорем утверждает, что в рассмотренном промежутке данное уравнение может иметь не более чем один корень, то есть или это уравнение совсем не имеет корней, или оно имеет единственный корень. Если нам удалось подобрать один корень такого уравнения, то других корней в заданном промежутке уравнение не имеет.

    Например, чтобы решить уравнение Как найти отношение корней уравнения, достаточно заметить, что функция Как найти отношение корней уравненияявляется возрастающей на всей числовой прямой (как сумма двух возрастающих функций) и что Как найти отношение корней уравнения— корень Как найти отношение корней уравненияэтого уравнения (Как найти отношение корней уравнения). Таким образом, данное уравнение Как найти отношение корней уравненияимеет единственный корень Как найти отношение корней уравнения.

    Как найти отношение корней уравненияКорень Как найти отношение корней уравненияполучен подбором. Как правило, подбор начинают с целых значений: Как найти отношение корней уравнениякоторые подставляются в данное уравнение.

    Заметим, что каждая из этих теорем гарантирует единственность корня уравнения (если он есть) только на промежутке возрастания (или убывания) соответствующей функции. Если функция имеет несколько промежутков возрастания и убывания, то приходится рассматривать каждый из них отдельно.

    Пример:

    Решим с помощью теоремы 2 уравнение Как найти отношение корней уравнения.

    ► Сначала следует учесть его ОДЗ: Как найти отношение корней уравненияи вспомнить, что функция Как найти отношение корней уравненияна всей области определения не является ни убывающей, ни возрастающей (п. 2.2), но она убывает на каждом из промежутков Как найти отношение корней уравненияи Как найти отношение корней уравнения. Поэтому рассмотрим каждый из этих промежутков отдельно.

    1) При Как найти отношение корней уравненияданное уравнение имеет корень Как найти отношение корней уравнения. Функция Как найти отношение корней уравнениявозрастает при Как найти отношение корней уравнения(как было показано выше, она возрастает на множестве Как найти отношение корней уравнения), а функция Как найти отношение корней уравненияубывает на промежутке Как найти отношение корней уравнения. Таким образом, данное уравнение Как найти отношение корней уравненияпри Как найти отношение корней уравненияимеет единственный корень Как найти отношение корней уравнения.

    2) При Как найти отношение корней уравненияданное уравнение имеет корень Как найти отношение корней уравненияКак найти отношение корней уравнения. Функция Как найти отношение корней уравнениявозрастает при Как найти отношение корней уравнения, а функция Как найти отношение корней уравненияубывает на этом промежутке. Поэтому данное уравнение Как найти отношение корней уравненияпри Как найти отношение корней уравненияимеет единственный корень Как найти отношение корней уравнения. В ответ следует записать все найденные корни (хотя на каждом из промежутков корень единственный, но всего корней — два). Итак, данное уравнение имеет только два корня: 1 и -1.

    Примеры решения задач:

    Пример №424

    Решите уравнение Как найти отношение корней уравнения.

    Решение:

    ► ОДЗ: Как найти отношение корней уравнения. На ОДЗ Как найти отношение корней уравнения. Тогда функция Как найти отношение корней уравнения(как сумма двух взаимно обратных положительных чисел), а функция Как найти отношение корней уравнения.

    Таким образом, данное уравнение равносильно системе Как найти отношение корней уравнения. Из второго уравнения системы получаем Как найти отношение корней уравнения, что удовлетворяет и первому уравнению. Таким образом, система (а значит, и данное уравнение) имеет единственное решение Как найти отношение корней уравнения.

    Если раскрыть скобки и привести обе части уравнения к общему знаменателю, то для нахождения корней полученного уравнения придется решать полное уравнение восьмой степени, все корни которого мы не сможем найти.

    Попытаемся оценить области значений функций, стоящих в левой и правой частях уравнения. Поскольку на ОДЗ Как найти отношение корней уравнения, то в левой части уравнения стоит сумма двух взаимно обратных положительных чисел, которая всегда больше или равна 2. В правой части из 2 вычитается неотрицательное число Как найти отношение корней уравнения. Таким образом, при всех значениях Как найти отношение корней уравненияполучаем значение, меньшее или равное 2. Равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда обе части равны 2.

    Пример №425

    Решите систему уравнений Как найти отношение корней уравнения

    Решение:

    ► ОДЗ: Как найти отношение корней уравненияРассмотрим функцию Как найти отношение корней уравнения. На своей области определения Как найти отношение корней уравненияэта функция является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций). Тогда первое уравнение заданной системы, которое имеет вид Как найти отношение корней уравнения, равносильно уравнению Как найти отношение корней уравнения. Таким образом, на ОДЗ заданная система равносильна системе Как найти отношение корней уравнения

    Подставляя Как найти отношение корней уравненияво второе уравнение системы, имеем Как найти отношение корней уравнения, Как найти отношение корней уравнения. Учитывая, что на ОДЗ Как найти отношение корней уравнения, получаем Как найти отношение корней уравнения. Тогда Как найти отношение корней уравнения.

    Иногда свойства функций удается применить при решении систем уравнений. Если заметить, что в левой и правой частях первого уравнения заданной системы стоят значения одной и той же функции, которая является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций), то равенство Как найти отношение корней уравнениядля возрастающей функции возможно тогда и только тогда, когда Как найти отношение корней уравнения, поскольку возрастающая функция может принимать одинаковые значения только при одном значении аргумента. (Заметим, что такое же свойство будет иметь место и для убывающей функции.)

    Замечание. Утверждение, обоснованное в комментарии к задаче 2, может быть использовано при решении аналогичных задач. Коротко его можно сформулировать так: если функция Как найти отношение корней уравненияявляется возрастающей (или убывающей) на определенном множестве, то на этом множестве Как найти отношение корней уравнения

    Рекомендую подробно изучить предметы:
    1. Математика
    2. Алгебра
    3. Линейная алгебра
    4. Векторная алгебра
    5. Высшая математика
    6. Дискретная математика
    7. Математический анализ
    8. Математическая логика
    Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
    • Метод математической индукции
    • Система координат в пространстве
    • Иррациональные числа
    • Действительные числа
    • Интеграл и его применение
    • Первообразная и интегра
    • Уравнения и неравенства
    • Уравнения и неравенства содержащие знак модуля

    При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

    Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

    Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

    Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

    Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

    Видео:Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnlineСкачать

    Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ | Математика TutorOnline

    Линейное уравнение

    теория по математике 📈 уравнения

    Уравнение – это равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти.

    Уравнение с одним неизвестным, содержащим первую степень, называется линейным уравнением с одной переменной. Стандартный вид линейного уравнения ax+b=0, где a и b некоторые числа, а х – переменная. Также стандартным видом уравнения можно считать и вид ax=b.

    Так, например, к линейным относятся уравнения:

    6х+21=0; 34–2х=0; 34х=17; 89х=0

    Уравнения, содержащие несколько слагаемых с переменной или без нее, а также скобки, называются уравнениями, сводящимися к линейным. То есть при его упрощении должно получиться линейное уравнение стандартного вида. К таким уравнениям могут относиться уравнения вида:

    х+12=4х–45; 19х–67=98; х=–32+17х; 7(х+13)=89–14х

    Решить уравнение – это значит найти все его корни или доказать, что корней нет.

    Что такое корень уравнения?

    Вспомним, что корнем уравнения называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.

    Корни линейного уравнения

    Наличие корней зависит от коэффициентов а и b.

    1. Если а=0, то уравнение не имеет корней;
    2. Если а=0 и b=0, то корней бесконечное множество (корнем является любое число);
    3. Если а≠0 – уравнение имеет единственный корень b:а.

    Рассмотрим нахождение количества корней на примерах.

    Здесь коэффициент а отличен от нуля. Значит, уравнение имеет один корень.

    Здесь коэффициент а равен нулю, поэтому корней нет.

    Здесь оба коэффициента равны нулю, поэтому уравнение имеет множество корней, или, еще можно сказать, что корнем уравнения является любое число.

    Чтобы найти корни уравнения, надо его решить, используя алгоритм, по которому из одного уравнения мы сможем получить уравнение, равносильное данному. Сначала вспомним, что при переносе слагаемых из одной части в другую, мы получаем уравнение, равносильное данному. Также можно делить или умножать обе части уравнения на одно и то же число.

    Алгоритм решения линейного уравнения

    1. Раскрыть скобки (при их наличии), используя правило раскрытия скобок;
    2. Выполнить перенос слагаемых их одной части в другую (слагаемые с переменной собираем в одной части, слагаемые без переменной – в другой);
    3. Привести подобные слагаемые;
    4. Найти корень уравнения.

    Пример №2. Решить уравнение:

    В данном уравнении нет скобок, поэтому выполняем перенос слагаемых, изменяя соответственно знаки у тех слагаемых, которые переносим (обычно слагаемые с переменной собираем слева, а без переменной – справа): 2х–9х=10+11. Теперь приводим подобные слагаемые и получаем: –7х=21. Видим, что корень находится действием деления (неизвестный множитель): х=21:(–7). Ответ х=–3.

    При оформлении решения запись оформляем следующим образом:

    Пример №3. Решить уравнение:

    Здесь мы видим скобки, поэтому сначала раскроем их, помня о том, то число 2 в левой части уравнения надо умножить на каждое слагаемое в скобках, а в правой части уравнения перед скобкой стоит «минус», поэтому изменяем знаки у слагаемых при раскрытии скобок: 5х–2х+16=9х–3х–11. Выполняем перенос слагаемых: 5х–2х–9х+3х=–11–16. Приводим подобные: –3х=–27. Находим корень уравнения: х=–27:(–3). Получаем ответ: х=9

    Пример №4. Решить уравнение:

    Выполним всё по алгоритму: перенос слагаемых и приведение подобных слагаемых. 2х–2х=3+12; 0х=15. Видим, что коэффициент а=0, поэтому запишем ответ – нет корней, так как надо 15:0, а мы знаем правило, что на нуль делить нельзя.

    Имеем линейное уравнение:

    Следовательно, начинаем решение с переноса слагаемых (с переменной влево, без переменной – вправо): 3х + 7х= – 5 – 2, не забывая изменять знак у слагаемых, которые переносим. Теперь приводим подобные в каждой части, получаем 10х= –7.

    Находим неизвестный множитель делением произведения –7 на известный множитель 10, получаем –0,7.

    Запись решения выглядит так:

    pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор | оценить

    🎦 Видео

    Отбор корней по окружностиСкачать

    Отбор корней по окружности

    🔴 Найдите корень уравнения 2+9x=4x+3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

    🔴 Найдите корень уравнения 2+9x=4x+3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРА

    Алгебра 8 класс. Уравнения с корнямиСкачать

    Алгебра 8 класс. Уравнения с корнями

    найти корень по теореме Виета и свободный член уравненияСкачать

    найти корень по теореме Виета и свободный член уравнения

    Найти значение суммы и произведения корней квадратного уравненияСкачать

    Найти значение суммы и произведения корней квадратного уравнения

    Найдите корни уравнения: cosπ(x−7)/3=1/2 В ответ запишите наибольший отрицательный корень.Скачать

    Найдите корни уравнения: cosπ(x−7)/3=1/2 В ответ запишите наибольший отрицательный корень.

    Три способа отбора корней в задании 13 ЕГЭ профильСкачать

    Три способа отбора корней в задании 13 ЕГЭ профиль

    Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

    Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

    Отделение корней уравнений аналитическим методом. Уточнение корней методом половинного деленияСкачать

    Отделение корней уравнений аналитическим методом. Уточнение корней методом половинного деления

    Вариант #20 из задач ФИПИ - Уровень Сложности ЕГЭ 2024| Математика Профиль| Оформление на 100 БалловСкачать

    Вариант #20 из задач ФИПИ - Уровень Сложности ЕГЭ 2024| Математика Профиль| Оформление на 100 Баллов
    Поделиться или сохранить к себе: