Как найти область определения функции иррационального уравнения

Иррациональные уравнения. Можно ли писать ОДЗ?

Иррациональными называются уравнения, содержащие знак корня – квадратного, кубического или n-ной степени.

Мы помним из школьной программы: как только в уравнении или неравенстве встретились корни, дроби или логарифмы – пора вспомнить про область допустимых значений (ОДЗ) уравнения или неравенства.

По определению, ОДЗ уравнения (или неравенства) – это пересечение областей определения всех функций, входящих в уравнение или неравенство,

Например, в уравнении присутствует арифметический квадратный корень . Он определен
при .

В 2018-2019 году среди учителей появилось такое мнение, что писать слова «область допустимых значений» уже не модно. И что за это даже могут снизить оценку на экзамене.

Нет, оценку не снизят. И основных понятий школьной математики никто не отменял. Однако есть еще лучший способ оформления решения – в виде цепочки равносильных переходов. Смотрите, как решать и оформлять иррациональные уравнения:

1.Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.

Выражение под корнем должно быть неотрицательно. И сам корень – величина неотрицательная. Значит, и правая часть должна быть больше или равна нуля. Следовательно, уравнение равносильно системе:

Повторим, что решение таких уравнений лучше всего записывать в виде цепочки равносильных переходов. Если вы не очень хорошо понимаете, что такое система уравнений и совокупность уравнений, — повторите эту тему.

В ответ запишем меньший из корней: — 9.

Теперь уравнение, в котором есть ловушка.

2.Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.

Что получилось у вас? Правильный ответ: . Если у вас получилось – это был посторонний корень. Запишите решение в виде цепочки равносильных переходов, как в задаче 1, и вы поймете, что
не может быть корнем этого уравнения.

Запишем решение как цепочку равносильных преобразований. Учитесь читать такую запись и применять ее.

Произведение двух (или нескольких) множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из них равен нулю, а другие при этом не теряют смысла.

А теперь сложное уравнение. Как это часто бывает, нас выручит замена переменной.

Причем новая переменная будет не одна, а целых две.

Мы можем, как в задаче 10, возвести обе части уравнения в квадрат. Но после этого придется еще раз возводить в квадрат, а это долгий способ.

Есть короткий путь!

Выразим через и :

и . Это выражения можно приравнять друг к другу.

Решим одно из уравнений. Все равно, какое, — ведь нам надо найти .

Ответ: . Заметим, что является также и корнем уравнения

Видео:9 класс, 15 урок, Определение числовой функции. Область определения, область значения функцииСкачать

9 класс, 15 урок, Определение числовой функции. Область определения, область значения функции

Алгебра

План урока:

Видео:Функция. Область определения функции. Практическая часть. 10 класс.Скачать

Функция. Область определения функции. Практическая часть. 10 класс.

Иррациональные уравнения

Ранее мы рассматривали целые и дробно-рациональные уравнения. В них выражение с переменной НЕ могло находиться под знаком радикала, а также возводиться в дробную степень. Если же переменная оказывается под радикалом, то получается иррациональное уравнение.

Приведем примеры иррациональных ур-ний:

Заметим, что не всякое уравнение, содержащее радикалы, является иррациональным. В качестве примера можно привести

Это не иррациональное, а всего лишь квадратное ур-ние. Дело в том, что под знаком радикала стоит только число 5, а переменных там нет.

Видео:СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные УравненияСкачать

СУПЕР ЛАЙФХАК — Как решать Иррациональные Уравнения

Простейшие иррациональные уравнения

Начнем рассматривать способы решения иррациональных уравнений. В простейшем случае в нем справа записано число, а вся левая часть находится под знаком радикала. Выглядит подобное ур-ние так:

где а – некоторое число (константа), f(x) – рациональное выражение.

Для его решения необходимо обе части возвести в степень n, тогда корень исчезнет:

Получаем рациональное ур-ние, решать которые мы уже умеем. Однако есть важное ограничение. Мы помним, что корень четной степени всегда равен положительному числу, и его нельзя извлекать из отрицательного числа. Поэтому, если в ур-нии

n – четное число, то необходимо, чтобы а было положительным. Если же оно отрицательное, то ур-ние не имеет корней. Но на нечетные n такое ограничение не распространяется.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число (– 6), но квадратный корень (если быть точными, то арифметический квадратный корень) не может быть отрицательным. Поэтому ур-ние корней не имеет.

Ответ: корней нет.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Теперь справа стоит положительное число, значит, мы имеем право возвести обе части в квадрат. При этом корень слева исчезнет:

Пример. Решите ур-ние

Решение. Справа стоит отрицательное число, но это не является проблемой, ведь кубический корень может быть отрицательным. Возведем обе части в куб:

Конечно, под знаком корня может стоять и более сложное выражение, чем (х – 5).

Пример. Найдите решение ур-ния

Решение. Возведем обе части в пятую степень:

х 2 – 14х – 32 = 0

Получили квадратное ур-ние, которое можно решить с помощью дискриминанта:

D = b 2 – 4ac = (– 14) 2 – 4•1•(– 32) = 196 + 128 = 324

Итак, нашли два корня: (– 2) и 16.

Несколько более сложным является случай, когда справа стоит не постоянное число, а какое-то выражение с переменной g(x). Алгоритм решения тот же самый – необходимо возвести в степень ур-ние, чтобы избавиться от корня. Но, если степень корня четная, то необходимо проверить, что полученные корни ур-ния не обращают правую часть, то есть g(x), в отрицательное число. В противном случае их надо отбросить как посторонние корни.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Возводим обе части во вторую степень:

х – 2 = х 2 – 8х + 16

D = b 2 – 4ac = (– 9) 2 – 4•1•18 = 81 – 72 = 9

Получили два корня, 3 и 6. Теперь проверим, во что они обращают правую часть исходного ур-ния (х – 4):

при х = 3 х – 4 = 3 – 4 = – 1

при х = 6 6 – 4 = 6 – 4 = 2

Корень х = 3 придется отбросить, так как он обратил правую часть в отрицательное число. В результате остается только х = 6.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Здесь используется кубический корень, а потому возведем обе части в куб:

3х 2 + 6х – 25 = (1 – х) 3

3х 2 + 6х – 25 = 1 – 3х + 3х 2 – х 3

Получили кубическое ур-ние. Решить его можно методом подбора корня. Из всех делителей свободного коэффициента (– 26) только двойка обращает ур-ние в верное равенство:

Других корней нет. Это следует из того факта, что функция у = х 3 + 9х – 26 является монотонной.

Заметим, что если подставить х = 2 в левую часть исходного ур-ния 1 – х, то получится отрицательное число:

при х = 2 1 – х = 1 – 2 = – 1

Но означает ли это, что число 2 НЕ является корнем? Нет, ведь кубический корень вполне может быть и отрицательным (в отличие от квадратного). На всякий случай убедимся, что двойка – это действительно корень исходного уравнения:

Видео:Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.Скачать

Иррациональные уравнения и их системы. 11 класс.

Уравнения с двумя квадратными корнями

Ситуация осложняется, если в ур-нии есть сразу два квадратных корня. В этом случае их приходится убирать последовательно. Сначала мы переносим слагаемые через знак «=» таким образом, чтобы слева остался один из радикалов и ничего, кроме него. Возводя в квадрат такое ур-ние, мы избавимся от одного радикала, после чего мы получим более простое ур-ние. После получения всех корней надо проверить, какие из них являются посторонними. Для этого их надо просто подставить в исходное ур-ние.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Перенесем вправо один из корней:

Возведем обе части в квадрат. Обратите внимание, что левый корень при этом исчезнет, а правый – сохранится:

Теперь снова перемещаем слагаемые так, чтобы в одной из частей не осталось ничего, кроме корня:

Снова возведем ур-ние в квадрат, чтобы избавиться и от второго корня:

(2х – 4) 2 = 13 – 3х

4х 2 – 16х + 16 = 13 – 3х

4х 2 – 13х + 3 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 13) 2 – 4•4•3 = 169 –48 = 121

Имеем два корня: 3 и 0,25. Но вдруг среди них есть посторонние? Для проверки подставим их в исходное ур-ние. При х = 0,25 имеем:

Получилось ошибочное равенство, а это значит, что 0,25 не является корнем ур-ния. Далее проверим х = 3

На этот раз получилось справедливое равенство. Значит, тройка является корнем ур-ния.

Видео:Область определения функции - 25 функций в одном видеоСкачать

Область определения функции - 25 функций в одном видео

Введение новых переменных

Предложенный метод последовательного исключения радикалов плохо работает в том случае, если корни не квадратные, а имеют другую степень. Рассмотрим ур-ние

Последовательно исключить корни, как в предыдущем примере, здесь не получится (попробуйте это сделать самостоятельно). Однако помочь может замена переменной.

Для начала перепишем ур-ние в более удобной форме, когда вместо корней используются степени:

х 1/2 – 10х 1/4 + 9 = 0

Теперь введем переменную t = x 1/4 . Тогда х 1/2 = (х 1/4 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид

Это квадратное ур-ние. Найдем его корни:

D = b 2 – 4ac = (– 10) 2 – 4•1•9 = 100 – 36 = 64

Получили два значения t. Произведем обратную замену:

х 1/4 = 1 или х 1/4 = 9

Возведем оба ур-ния в четвертую степень:

(х 1/4 ) 4 = 1 4 или (х 1/4 ) 4 = 3 4

х = 1 или х = 6561

Полученные числа необходимо подставить в исходное ур-ние и убедиться, что они не являются посторонними корнями:

В обоих случаях мы получили верное равенство 0 = 0, а потому оба числа, 1 и 6561, являются корнями ур-ния.

Пример. Решите ур-ние

х 1/3 + 5х 1/6 – 24 = 0

Решение. Произведем замену t = x 1/6 , тогда х 1/3 = (х 1/6 ) 2 = t 2 . Исходное ур-ние примет вид:

Его корни вычислим через дискриминант:

D = b 2 – 4ac = 5 2 – 4•1•(– 24) = 25 + 96 = 121

Далее проводим обратную заменуx 1/6 = t:

х 1/6 = – 8 или х 1/6 = 3

Первое ур-ние решений не имеет, а единственным решением второго ур-ния является х = 3 6 = 729. Если подставить это число в исходное ур-ние, то можно убедиться, что это не посторонний корень.

Видео:8 класс, 38 урок, Иррациональные уравненияСкачать

8 класс, 38 урок, Иррациональные уравнения

Замена иррационального уравнения системой

Иногда для избавления от радикалов можно вместо них ввести дополнительные переменные и вместо одного иррационального ур-ния получить сразу несколько целых, которые образуют систему. Это один из самых эффективных методов решения иррациональных уравнений.

Пример. Решите ур-ние

Решение. Заменим первый корень буквой u, а второй – буквой v:

Исходное ур-ние примет вид

Если возвести (1) и (2) в куб и квадрат соответственно (чтобы избавиться от корней), то получим:

Ур-ния (3), (4) и (5) образуют систему с тремя неизвестными, в которой уже нет радикалов:

Попытаемся ее решить. Сначала сложим (4) и (5), ведь это позволит избавиться от переменной х:

(х + 6) + (11 – х) = u 3 + v 2

из (3) можно получить, что v = 5 – u. Подставим это в (6) вместо v:

17 = u 3 + (5 – u) 2

17 = u 3 + u 2 – 10u + 25

u 3 + u 2 – 10u + 8 = 0

Получили кубическое ур-ние. Мы уже умеем решать их, подбирая корни. Не вдаваясь в подробности решения, укажем, что корнями этого ур-ния являются числа

подставим полученные значения в (4):

x + 6 = 1 3 или х + 6 = 2 3 или х + 6 = (– 4) 3

x + 6 = 1 или х + 6 = 8 или х + 6 = – 64

х = – 5 или х = 2 или х = – 70

Итак, нашли три возможных значения х. Но, конечно же, среди них могут оказаться посторонние корни. Поэтому нужна проверка – подставим полученные результаты в исходное ур-ние. При х = – 5 получим

Корень подошел. Проверяем следующее число, х = 2:

Корень снова оказался верным. Осталась последняя проверка, для х = – 70:

Итак, все три числа прошли проверку.

Видео:Как найти область определения функции? #shortsСкачать

Как найти область определения функции? #shorts

Уравнения с «вложенными» радикалами

Порою в ур-нии под знаком радикала стоит ещё один радикал. В качестве примера приведем такую задачу:

При их решении следует сначала избавиться от «внешнего радикала», после чего можно будет заняться и внутренним. То есть в данном случае надо сначала возвести обе части равенства в квадрат:

Внешний радикал исчез. Теперь будем переносить слагаемые, чтобы в одной из частей остался только радикал:

Хочется поделить полученное ур-ние (1) на х, однако важно помнить, что деление на ноль запрещено. То есть, если мы делим на х, то мы должны наложить дополнительное ограничение х ≠ 0. Случай же, когда х всё же равен нулю, мы рассматриваем отдельно. Для этого подставим х = 0 сразу в исходное ур-ние:

Получили верное рав-во, значит, 0 является корнем. Теперь возвращаемся к (1) и делим его на х:

Возводим в квадрат и получаем:

х 2 + 40 = (х + 4) 2

х 2 + 40 = х 2 + 8х + 16

И снова нелишней будет проверка полученного корня:

Видео:Область определения (корня) функции #2. Алгебра 10 класс.Скачать

Область определения (корня) функции #2. Алгебра 10 класс.

Иррациональные неравенства

По аналогии с иррациональными ур-ниями иррациональными неравенствами называют такие нер-ва, в которых выражение с переменной находится под знаком радикала или возводится в дробную степень. Приведем примеры иррациональных нер-в:

Нет смысла решать иррациональные нер-ва, если есть проблемы с более простыми, то есть рациональными нер-вами, а также с их системами. Поэтому на всякий случай ещё раз просмотрите этот и ещё вот этот уроки.

Начнем с решения иррациональных неравенств простейшего вида, у которых в одной из частей стоит выражение под корнем, а в другой – постоянное число. Достаточно очевидно, что нер-во вида

Может быть справедливым только тогда, когда

То есть, грубо говоря, нер-ва можно возводить в степень. Однако при этом могут возникнуть посторонние решения. Дело в том, что нужно учитывать и тот факт, что подкоренное выражение должно быть неотрицательным в том случае, если степень корня является четной. Таким образом, нер-во

при четном n можно заменить системой нер-в

Пример. При каких значениях x справедливо нер-во

Решение. С одной стороны, при возведении нер-ва в квадрат мы получим такое нер-во:

х ⩽ – 5 (знак нер-ва изменился из-за того, что мы поделили его на отрицательное число)

Получили промежуток х∈(– ∞; – 5). Казалось бы, надо записать ещё одно нер-во

чтобы подкоренное выражение было неотрицательным. Однако сравните (1) и (2). Ясно, что если (1) выполняется, то справедливым будет и (2), ведь если какое-то выражение больше или равно двум, то оно автоматически будет и больше нуля! Поэтому (2) можно и не решать.

Теперь посмотрим на простейшие нер-ва с корнем нечетной степени.

Пример. Найдите решение нер-ва

Решение. Всё очень просто – надо всего лишь возвести обе части в куб:

x 2 – 7x– 8 2 – 7x– 8 = 0

D = b 2 – 4ac = (– 7) 2 – 4•1•(– 8) = 49 + 32 = 81

Далее полученные точки отмечаются на координатной прямой. Они разобьют ее на несколько промежутков, на каждом из которых функция у =x 2 – 7x– 8 сохраняет свой знак. Определить же этот самый знак можно по направлению ветвей параболы, которую рисует схематично:

Видно, что парабола располагается ниже оси Ох на промежутке (– 1; 8). Поэтому именно этот промежуток и является ответом. Нер-во строгое, поэтому сами числа (– 1) и 8 НЕ входят в ответ, то есть для записи промежутка используются круглые скобки.

Обратите внимание: так как в исходном нер-ве используется корень нечетной (третьей) степени, то нам НЕ надо требовать, чтобы он был неотрицательным. Он может быть меньше нуля.

Теперь рассмотрим более сложный случай, когда в правой части нер-ва стоит не постоянное число, а некоторое выражение с переменной, то есть оно имеет вид

Случаи, когда n является нечетным числом, значительно более простые. В таких ситуациях достаточно возвести нер-во в нужную степень.

Пример. Решите нер-во

Решение.Слева стоит кубический корень, а возведем нер-во в третью степень (при этом мы используем формулу сокращенного умножения):

И снова квадратное нер-во. Найдем нули функции записанной слева, и отметим их на координатной прямой:

D = b 2 – 4ac = (– 1) 2 – 4•1•(– 2) = 1 + 8 = 9

Нер-во выполняется при х∈(– ∞; – 1)⋃(2; + ∞). Так как мы возводили нер-во в нечетную степень, то больше никаких действий выполнять не надо.

стоит корень четной степени, то ситуация резко осложняется. Его недостаточно просто возвести его в n-ую степень. Необходимо выполнение ещё двух условий:

f(x) > 0 (подкоренное выражение не может быть отрицательным);

g(x) > 0 (ведь сам корень должен быть неотрицательным, поэтому если g(x)будет меньше нуля, то решений не будет).

Вообще говоря, в таких случаях аналитическое решение найти возможно, но это тяжело. Поэтому есть смысл решить нер-во графически – такое решение будет более простым и наглядным.

Пример. Решите нер-во

Решение. Сначала решим его аналитически, без построения графиков. Возведя нер-во в квадрат, мы получим

х 2 – 10х + 21 > 0(1)

Решением этого квадратного нер-ва будет промежуток (– ∞;3)⋃(7; + ∞). Но надо учесть ещё два условия. Во-первых, подкоренное выражение должно быть не меньше нуля:

Во-вторых, выражение 4 – х не может быть отрицательным:

Получили ограничение 2,5 ⩽ х ⩽ 4, то есть х∈[2,5; 4]. С учетом того, что при решении нер-ва(1) мы получили х∈(– ∞;3)⋃(7; + ∞), общее решение иррационального нер-ва будет их пересечением, то есть промежутком [2,5; 3):

Скажем честно, что описанное здесь решение достаточно сложное для понимания большинства школьников, поэтому предложим альтернативное решение, основанное на использовании графиков. Построим отдельно графики левой и правой части нер-ва:

Видно, что график корня находится ниже прямой на промежутке [2,5; 3). Возникает вопрос – точно ли мы построили график? На самом деле с его помощью мы лишь определили, что искомый промежуток находится между двумя точками. В первой график корня касается оси Ох, а во второй точке он пересекается с прямой у = 4 – х. Найти координаты этих точек можно точно, если решить ур-ния. Начнем с первой точки:

Итак, координата х первой точки в точности равна 2,5. Для нахождения второй точки составим другое ур-ние:

Это квадратное ур-ние имеет корни 3 и 7 (убедитесь в этом самостоятельно). Число 7 является посторонним корнем:

Подходит только число 3, значит, вторая точка имеет координату х = 3, а искомый промежуток – это [2,5; 3).

Ещё тяжелее случаи, когда в нер-ве с корнем четной степени стоит знак «>», а не « 1/2 = х – 3

Видео:Область определения функцийСкачать

Область определения функций

Методы решения иррациональных уравнений

Как найти область определения функции иррационального уравнения

Методы решения иррациональных уравнений.

Цели:

    Образовательная –познакомить учащихся с нестандартными методами решения иррациональных уравнений; систематизировать знания учащихся о методах решения иррациональных уравнений, способствовать формированию умений классифицировать иррациональные уравнения по методам решений, научить применять эти методы, выбирать рациональный путь решения. Развивающая –способствовать развитию математического кругозора, логического мышления. Воспитательная – содействовать воспитанию интереса к иррациональным уравнениям, воспитывать чувство коллективизма, самоконтроля, ответственности.

1. Повторить определение и основные методы решения иррациональных уравнений;

2. Продемонстрировать нестандартные методы решения иррациональных уравнений; формировать умение выбирать рациональные пути решения;

3. Освоение всеми учащимися алгоритмов решения иррациональных уравнений, закрепление теоретических знаний при решении конкретных примеров;

4. Развитие у учащихся логического мышления в процессе поиска рациональных методов и алгоритмов решения;

5. Развитие культуры научных и учебных взаимоотношений между учениками и между учениками и учителем; воспитание навыков совместного решения задач.

    Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

    Информационно- иллюстративный; репродуктивный; проблемный диалог; частично-поисковый; системные обобщения.

Формы организации учебной деятельности:

    Фронтальная, групповая, самопроверка, взаимопроверка, коллективные способы обучения.

Оборудование урока: компьютер, проектор, карточки с заданием, лист учета знаний.

Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.

План урока:

I. Организационный момент. Постановка цели, мотивация.

II. Актуализация опорных знаний, проверка домашней работы.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

V. Подведение итогов и результатов урока. Рефлексия.

VI. Задание на дом.

I Организационный момент. Постановка цели, мотивация.

II Актуализация опорных знаний проводится в форме беседы по лекционному материалу по данной теме с использованием компьютерной презентации. Проверка домашнего задания.

· Определение иррационального уравнения.

Уравнение, содержащее переменные под знаком корня или дробной степени, называется иррациональным.

Назовите иррациональные уравнения:

Как найти область определения функции иррационального уравнения

· Что значит решить иррациональное уравнение?

Это значит найти все такие значения переменной, при которых уравнение превращается в верное равенство, либо доказать, что таких значений не существует.

· Основные методы решения иррациональных уравнений.

1. Уединение радикала. Возведение в степень.

a) При решении иррационального уравнения с радикалом четной степени возможны два пути:

1) использование равносильных преобразований

для уравнения вида Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

для уравнения вида Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

2) после возведения в степень выполнение проверки, так как возможно появление посторонних корней

b) При решении иррационального уравнения с радикалом нечетной степени возведение в нечетную степень правой и левой части уравнения всегда приводит к равносильному уравнению и потеря корней или их приобретения происходить не может.

Пример 1: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

Пример 2: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

Пример 3: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравненияПроверка: x=2 Как найти область определения функции иррационального уравненияx=5 Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения— посторонний корень

Если радикалов несколько, то уравнение возводить в степень приходится возводить неоднократно.

Пример 4: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

Проверка показывает, что оба корня подходят.

Ответ: Как найти область определения функции иррационального уравнения

2. Метод введения вспомогательного неизвестного или “метод замены

Пример 5: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

Сделаем замену Как найти область определения функции иррационального уравненияпричём Как найти область определения функции иррационального уравнениятогда Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравненияне удовлетворяет условию Как найти область определения функции иррационального уравнения

Возвращаемся к замене:

Как найти область определения функции иррационального уравнения Проверка показывает, что оба корня подходят.

Иногда удобно ввести не одну, а несколько переменных.

Пример 6: Как найти область определения функции иррационального уравнения.

Заметим, что знаки х под радикалом различные. Введем обозначение

Как найти область определения функции иррационального уравнения, Как найти область определения функции иррационального уравнения.

Тогда, Как найти область определения функции иррационального уравнения

Выполним почленное сложение обеих частей уравнения Как найти область определения функции иррационального уравнения.

Имеем систему уравнений Как найти область определения функции иррационального уравнения Как найти область определения функции иррационального уравненияКак найти область определения функции иррационального уравнения

Т. к. а + в = 4, то Как найти область определения функции иррационального уравненияКак найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения Как найти область определения функции иррационального уравненияКак найти область определения функции иррационального уравнения

Значит: Как найти область определения функции иррационального уравнения Как найти область определения функции иррационального уравнения9 – x = 8 , х = 1.

3. Метод разложения на множители или расщепления.

· Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из входящих в него сомножителей равен нулю, а остальные при этом имеют смысл.

Пример 7: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

III Изучение нового материала.

Нестандартные методы решения иррациональных уравнений.

4. Умножение на сопряжённое выражение.

5. Переход к модулю.

6. Использование свойств функции:

§ Область определения функции (ОДЗ)

§ Область значения функции

§ Свойство ограниченности функции (метод оценок)

§ Использование суперпозиций функций

· Умножение на сопряжённое выражение.

Воспользуемся формулой Как найти область определения функции иррационального уравнения

Пример 8: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Умножим обе части уравнения на сопряжённое выражение: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

Проверка показывает, что число является корнем.

Ответ: Как найти область определения функции иррационального уравнения

· Переход к модулю.

Для этого метода воспользуемся тождеством: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Пример 9: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

§ Если Как найти область определения функции иррационального уравнения, то Как найти область определения функции иррационального уравнения, тогда Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнениятогда Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

§ Если Как найти область определения функции иррационального уравнения, тогда Как найти область определения функции иррационального уравненияКак найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

§ Если Как найти область определения функции иррационального уравнения, тогда Как найти область определения функции иррационального уравнения, а Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

· Использование свойств функции:

§ Область определения функции (ОДЗ)

Иногда нахождение области определения функций, входящих в уравнение, существенно облегчает его решение.

Пример 10: Как найти область определения функции иррационального уравнения

ОДЗ: Как найти область определения функции иррационального уравненияКак найти область определения функции иррационального уравненияОДЗ: x=0 и x=1

Проверка показывает, что только x=1 является корнем.

Ответ: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Пример 11: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения, тогда Как найти область определения функции иррационального уравненияКак найти область определения функции иррационального уравнения

Тогда Как найти область определения функции иррационального уравненияневозможно.

Ответ: корней нет.

§ Область значений функции

Пример 12: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Данное уравнение не имеет решений, так как его левая часть — функция Как найти область определения функции иррационального уравненияможет принимать только неотрицательные значения.

Ответ: корней нет

Пример 13: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Учитывая то, что левая часть уравнения – функция Как найти область определения функции иррационального уравненияможет принимать только неотрицательные значения, решим неравенство: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнениянеравенство решений не имеет, тогда и исходное уравнение тоже.

Ответ: корней нет

§ Свойство ограниченности функции (метод оценок)

· Если Как найти область определения функции иррационального уравненияи Как найти область определения функции иррационального уравнения, то Как найти область определения функции иррационального уравнения

Пример 14: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Заметим, что Как найти область определения функции иррационального уравнения, т. е. Как найти область определения функции иррационального уравнения, а Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравненияПроверка показывает, что это значение является и корнем второго уравнения.

Ответ: Как найти область определения функции иррационального уравнения

· Пусть Как найти область определения функции иррационального уравнения— функция, возрастающая (убывающая) на некотором промежутке I. Тогда уравнение Как найти область определения функции иррационального уравненияимеет на промежутке I не более одного корня.

· Пусть Как найти область определения функции иррационального уравнения— функция, возрастающая на некотором промежутке I , а функция Как найти область определения функции иррационального уравнения— убывающая на этом промежутке. Тогда уравнение Как найти область определения функции иррационального уравненияимеет на промежутке I. не более одного корня

Пример 15: .Как найти область определения функции иррационального уравнения

Рассмотрим функции Как найти область определения функции иррационального уравненияи Как найти область определения функции иррационального уравнения.

Как найти область определения функции иррационального уравнениямонотонно возрастает, а Как найти область определения функции иррационального уравнения— убывает, следовательно, уравнение имеет не более одного корня.

Значение корня легко найти подбором: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Ответ: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Пример 16: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Функция Как найти область определения функции иррационального уравнениявозрастает на своей области определения, как сумма двух возрастающих функций, следовательно, уравнение Как найти область определения функции иррационального уравненияимеет не более одного корня. Так как Как найти область определения функции иррационального уравнения, то Как найти область определения функции иррационального уравнения— единственный корень .

Ответ: Как найти область определения функции иррационального уравнения

§ Использование суперпозиций функций

· Если Как найти область определения функции иррационального уравнения— монотонно возрастающая функция, то уравнения Как найти область определения функции иррационального уравненияи Как найти область определения функции иррационального уравненияравносильны.

Пример 17: Как найти область определения функции иррационального уравнения

Запишем уравнение в виде Как найти область определения функции иррационального уравнения

Рассмотрим функцию Как найти область определения функции иррационального уравнения— монотонно возрастающую, тогда уравнение имеет вид Как найти область определения функции иррационального уравненияКак найти область определения функции иррационального уравнения. Оно равносильно уравнению Как найти область определения функции иррационального уравнения

Сделаем замену Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравненияне удовлетворяет условию Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

Ответ: Как найти область определения функции иррационального уравнения

IV. Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

Решение уравнений в группах по 6 человек.

Ребята получают карточку с заданием. Решение уравнений обсуждают вместе, записывают его.

Как найти область определения функции иррационального уравненияКак найти область определения функции иррационального уравненияКак найти область определения функции иррационального уравнения Как найти область определения функции иррационального уравненияПосле выполнения группами заданий проводится взаимопроверка. Группы меняются заданиями с решениями по кругу:

Как найти область определения функции иррационального уравнения Как найти область определения функции иррационального уравнения2 3 4

Учащиеся групп обсуждают решение, исправляют ошибки и выставляют оценки.

Потом работы с выставленными оценками возвращаются в группы для обсуждения вклада каждого в решение проблемы.

Выставляются каждому оценки с занесением в оценочную таблицу. Учитель контролирует и вносит, если нужно, свои коррективы.

V. Подведение итогов и результатов урока. Рефлексия.

1) Как найти область определения функции иррационального уравнения

2) Как найти область определения функции иррационального уравнения

3) Как найти область определения функции иррационального уравнения

4) Как найти область определения функции иррационального уравнения

5) Как найти область определения функции иррационального уравнения

6) Как найти область определения функции иррационального уравнения

7) Как найти область определения функции иррационального уравнения

8) * Как найти область определения функции иррационального уравнения

Используемая литература.

1. Чулков курса «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики»: Лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

2. , , Морозова государственный экзамен. Математика. – Челябинск: Взгляд, 2006 –Ч.1,2

3. Шарыгин курс по математике: Решение задач. – М.: Просвещение, 1989

4. , Якушев : интенсивный курс подготовки к экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2004.

5. , Голобородько и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. – М.: Илекса, 2006.

Задания для работы в группах:

1. Возведи обе части в квадрат:

Как найти область определения функции иррационального уравнения

2. Выполни замену:

Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

4. Умножай на сопряжённое выражение:

Как найти область определения функции иррационального уравнения

5. Переходи к модулю:

Как найти область определения функции иррационального уравнения

6. Используй свойства функций:

Как найти область определения функции иррационального уравнения

7. Реши любым способом:

Как найти область определения функции иррационального уравнения

1. Возведи обе части в квадрат:

Как найти область определения функции иррационального уравнения

2. Выполни замену:

Как найти область определения функции иррационального уравнения

Как найти область определения функции иррационального уравнения

4. Умножай на сопряжённое выражение:

Как найти область определения функции иррационального уравнения

5. Переходи к модулю:

Как найти область определения функции иррационального уравнения

6. Используй свойства функций:

Как найти область определения функции иррационального уравнения

7. Реши любым способом:

Как найти область определения функции иррационального уравнения

Проверочная работа по теме: «Методы

📽️ Видео

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнемСкачать

Как решать уравнение с корнями Иррациональное уравнение Как решать уравнение с корнем х под корнем

Алгебра 9 класс. Область определения функцииСкачать

Алгебра 9 класс. Область определения функции

ОДЗ иррациональных выраженийСкачать

ОДЗ  иррациональных выражений

№354 Найти область определения логарифмической функции (АНА 10-11 кл., Алимов Ш.А.)Скачать

№354 Найти область определения логарифмической функции (АНА 10-11 кл.,  Алимов Ш.А.)

№3.Как легко найти область определения функцииСкачать

№3.Как легко найти область определения функции

Функция. Область определения и область значений функцииСкачать

Функция. Область определения и область значений функции

Область определения тригонометрических функцийСкачать

Область определения тригонометрических функций

Область определения (дроби) функции #1. Алгебра 10 класс.Скачать

Область определения (дроби) функции #1. Алгебра 10 класс.

Найти решения иррационального уравненияСкачать

Найти решения иррационального уравнения

Когда начинать готовиться к ЕГЭ?Скачать

Когда начинать готовиться к ЕГЭ?

10 класс. Алгебра. Иррациональные неравенства.Скачать

10 класс. Алгебра. Иррациональные неравенства.
Поделиться или сохранить к себе: