Уравнение и системы уравнений в математическом пакете Mathcad в символьном виде решаются с использованием специального оператора символьного решения solve в сочетании со знаком символьного равенства, который может быть также введен с рабочей панели “Символика”. Например:
Аналогичные действия при решении уравнений в Mathcad можно выполнить, используя меню “Символика”. Для этого необходимо записать вычисляемое выражение. Затем выделить переменную, относительно которой решается уравнение, войти в меню Символика, Переменная, Разрешить. Например:
В случае, если необходимо упростить полученный результат, используется знак равенства [=]. Например:
При решении некоторых уравнений, результат включает большое количество символов. Mathcad сохраняет его в буфере, а на дисплей выводитcя сообщение: “This array has more elements than can be displayed at one time. Try using the “submatrix” function” – “Этот массив содержит больше элементов, чем может быть отображено одновременно. Попытайтесь использовать функцию “submatrix””. В этом случае рекомендуется использовать численное решение. Или, в случае необходимости, символьное решение может быть выведено и отображено на дисплее.
Символьное решение может быть получено с использованием блока given … find. В этом случае при записи уравнения для связи его левой и правой части использует символ логического равенства “=” с панели инструментов Boolean, например:
Аналогичным способом решаются системы уравнений в символьном виде. Ниже приводятся примеры решения систем уравнений в символьном виде различными способами. При использовании оператора символьного решения solve в сочетании со знаком символьного равенства система уравнений должна быть задана в виде вектора, который вводится вместо левого маркера оператора solve, а перечень переменных, относительно которых решается система, вместо правого маркера. Например:
Пример использования блока given…find для решения системы уравнений:
Видео:Mathcad-09. Пример: уравненияСкачать
Графический способ решения систем алгебраических уравнений с использованием программного пакета MathCAD
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Графический способ решения систем алгебраических уравнений
с использованием программного пакета Mat h CAD
Автор работы : Сенашева Юлия Викторовна, ученица 7 класса
Научный руководитель : Несивкина Галина Анатольевна
учитель математики первой квалификационной категории.
Учреждение : МБОУ «Ширинская» средняя общеобразовательная школа №18
Ширинского района Республики Хакасия.
1.1.Алгоритм построения графика линейного уравнения с помощью MathCAD;……4
1.2. Исследование расположения прямой, в зависимости от изменения значения k,
в программе MathCAD . 5.
1.3 Алгоритм графического метода решения систем линейных уравнений
с помощью программы MathCAD………………………………………………………6
Актуальность работы : При изучении следующих разделов математики: взаимное расположение графиков линейных функций , графический способ решения системы линейных уравнений столкнулась с тем, что для глубокого исследования этих тем ,отводиться мало времени. Считаю, что изучение этого материала требует более детального рассмотрения, так как он прослеживается в различных заданиях повышенной сложности, в задачах математических олимпиад , в заданиях на ОГЭ, на ЕГЭ и вступительных экзаменов в Высшие Учебные Заведения.
Мотивация : как увеличить время на изучение тем: взаимное расположение графиков линейных функций, графический способ решения системы линейных уравнений.
Проблема: необходимо найти удобный , наглядный, а самое главное быстрый способ построения графиков уравнений.
Гипотеза : объект исследования «Линейная функция» ( А.Г.Мордкович ,Алгебра 7 класс,глава2),»Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» (глава3).
Цель работы : показать графический способ решение систем алгебраических уравнений с применением популярного инженерного программного пакета MathCAD. Исследование предоставляет базовые знания работы с программой MathCAD, как они могут быть применены для решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными графическим методом.
Результаты исследования : в процессе исследования:
-из множества программ, позволяющих рисовать графики функций, выполнять построения, была выбрана MathCAD , которая является средой визуального программирования, то есть не требует знания специфического набора команд. Простота освоения пакета, дружественный интерфейс, относительная непритязательность к возможностям компьютера явились главными причинами того, что именно этот пакет был выбран мной для решения данной проблемы;
-изучила алгоритм построения графика линейного уравнения с помощью программы MathCAD;
-изучила графический метод решения систем линейных уравнений с помощью программы MathCAD и убедилась в том, что графический метод решения системы линейных уравнений имеет большое значение.
С помощью программы MathCAD мною были выполнены все задания из задачника Алгебра 7 класс по этой теме, ряд заданий олимпиадного характера и задания для подготовки к ОГЭ. Я смогла за короткий срок выполнить большой объем учебного материала, причем в очень наглядной и доступной форме.В процессе работы не тратила время на составление таблиц и построение графиков в тетради .Получился большой запас времени на отработку заданий повышенной сложности.
Перспективы: использовать программный продукт MathCAD., для дальнейшего изучения алгебры 7 класса (глава 8,параграф38.) ,решения задач повышенной сложности, решения заданий из ОГЭ.
В данной работе были рассмотрены примеры , каким образом решаются на MathCAD разнообразные математические задачи (решение систем линейных уравнений). Данная работа поможет ученикам быстро освоить основные навыки работы с пакетом MathCAD, а примеры и способы решения помогут их закрепить для решения новых задач.
1.1 Алгоритм построения графика линейного уравнения с помощью программы MathCAD;
№ 7.17. На координатной плоскости хОу постройте график уравнения:
1.Задать функцию, приведенную выше. Вставить оператор абсолютного значения
2.На вкладке Графики в группе Кривые щелкнуть Вставить график , а затем выбрать График ХУ .
Появиться пустой пустой график
3.В местозаполнителе оси У ,в левой или правой части ввести функцию у = -х+4.
4.В местозаполнителе оси Х внизу графика ввести х. Нажать клавишу «Ввод», появиться линейная кривая.
№ 8.28. Постройте график линейной функции у = х+4 и у=2х
а) координаты точек пресечения графика с осями координат;
б) значение у, соответствующее значению х=—2;-1;1.
в ) значение х ,которому соответствует значение у, равное-2;2;4.
1.Задать функцию, приведенную выше. Вставить оператор абсолютного значения
2.На вкладке Графики в группе Кривые щелкнуть Вставить график , а затем выбрать График ХУ
Появиться пустой график.
3.В местозаполнителе оси У ,в левой или правой части ввести функцию у = х+4.
4.В местозаполнителе оси Х внизу графика ввести х. Нажать клавишу «Ввод», появиться линейная
5.Установить курсор справа от функции. Щелкнуть Добавить кривую .
Появиться новый местозапонитель оси У под текущим местозаполнителем
.
А ) Найти координаты точек пресечения графика с осями координат.
На графике точки пересечения: х=0,у=- 4
Б) Найти значение у, соответствующее значению х = —2;-1;1.
В) Найти значение х ,которому соответствует значение у, равное-2;2;4.
Внесем данные и получим следующее распределение по столбцам .
1.2. Исследование расположения прямой, в зависимости от изменения значения k, в программе MathCAD;
у=3х+4, у=3х, у = -3х,у=2х, у=3х-4,
1.3.Алгоритм графического метода решения систем линейных уравнений с помощью программы MathCAD;
№ 11.10 .Решить графически систему уравнений (задачник Алгебра7 класс, часть 2)
Ответ: система имеет одно решение (2;2)
Пример1.Решить систему уравнений
Ответ: система не имеет решений
Решить систему уравнений
Ответ: система имеет бесконечно много решений.
Вывод : графический метод решения системы линейных уравнений имеет большое значение. С его помощью можно сделать следующие важные выводы:
— графиком обоих уравнений системы линейных уравнений являются прямые;
-эти прямые могут пересекаться, причем только в одной точке,- это значит, что система имеет единственное решение;
-эти прямые могут быть параллельны — это значит, что система не имеет решений( система несовместна);
-эти прямые могут совпасть — это значит, что система имеет бесконечно много решений (система не определена).
Видео:MathCAD Решение уравнений с помощью функции root 1 вариантСкачать
Как найти графическое решение уравнения в маткаде
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ И СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ
4 Решение уравнений и систем средствами Mathcad
Система Mathcad обладает широкими возможностями численного решения уравнений и систем уравнений.
Функция root, блоки Given…Find, Given…Minerr
В ходе численного решения обычно выделяют два этапа:
- отделение корней – определение интервала нахождения каждого корня или определение приблизительного значения корня. В системе Mathcad наиболее наглядным будет отделение корней уравнения графическим способом;
- уточнение корней – нахождение численного значения корня с указанной точностью.
Точность нахождения корня устанавливается с помощью системной переменной TOL (Convergence Tolerance – Допуск сходимости), которая по умолчанию равна 10 -3 . Чем меньше значение TOL, тем точнее, вообще говоря, находится корень уравнения. Однако оптимальным является TOL = 10 -5 . Переопределить значение TOL можно в окне математических свойств документа Math Options на вкладке Build-In Variables (Встроенные переменные) или присваиванием, например, TOL:=0.0001.
Для решения одного уравнения с одной неизвестной предназначена встроенная функция root, которая в общем виде задается
root(f(x), x, [a, b])
и возвращает значение переменной x, при котором функция f(x) обращается в ноль. Аргументы функции root:
- f(x) – функция левой части уравнения f(x) = 0;
- x – переменная, относительно которой требуется решить уравнение;
- a, b (необязательные) – действительные числа, такие что a -1 слева: A -1 Ax=A -1 b. Учитывая, что A -1 A, вектор-столбец решений системы можно искать в виде
Этот прием используется в Mathcad так:
- задается матрица коэффициентов при неизвестных системы A;
- задается столбец свободных членов b;
- вводится формула для нахождения решения системы X:=A -1 b;
- выводится вектор решений системы X=.
Кроме того, пакет Mathcad имеет встроенную функцию
lsolve(A, b),
возвращающую вектор-столбец решений системы линейных алгебраических уравнений. Аргументами функции lsolve являются матрица коэффициентов при неизвестных системы и столбец свободных членов. Порядок решения аналогичен рассмотренному, но вместо формулы X:=A -1 b используется X:=lsolve(A, b).
Реализовать широко известный метод Гаусса решения систем линейных уравнений позволяет встроенная функция rref(M), возвращающая ступенчатый вид матрицы M. Если в качестве аргумента взять расширенную матрицу системы, то в результате применения rref получится матрица, на диагонали которой – единицы, а последний столбец представляет собой столбец решений системы.
Решение системы линейных уравнений можно осуществить с помощью блоков Given…Find, Given…Minerr. При этом неизвестным системы задается произвольное начальное приближение, а проверка необязательна.
Порядок выполнения лабораторной работы
- Загрузить Mathcad Start / All Programs / Mathsoft Apps / Mathcad (Пуск / Все программы / Mathsoft Apps / Mathcad).
- Сохранить в личной папке на диске z: новый документ с именем ФИО1, лучше использовать латинские буквы. Производить сохранение регулярно в процессе работы (Ctrl + S).
- Вставить текстовую область Insert / Text Region (Вставка / Область текста) и ввести в поле документа текст:
Лабораторная работа № 4
Решение уравнений и систем в Mathcad.
- В новой текстовой области ввести фамилию, имя, отчество, учебный шифр и номер варианта.
- Выполнить задание 1.
Задание 1. Решить уравнение .
Решение.
Решение данного уравнения будем проводить в два этапа: отделение корней уравнения графически, уточнение корней уравнения.
Определим функцию f(x), равную левой части данного уравнения, когда правая равна нулю:
Зададим ранжированную переменную x на некотором диапазоне с мелким шагом, например:
Вставим в документ графическую область. Для этого выберем дважды пиктограмму с изображением графика сначала на панели Math (Математика), затем на палитре графиков Graph или выполним из главного меню последовательность команд Insert / Graph / X-Y Plot (Вставка / График / X-Y Зависимость).
Снизу по оси абсцисс наберем x, а сбоку по оси ординат введем f(x).
Для появления графика щелкнем левой клавишей мыши вне графической области.
Отформатируем график функции f(x). Для этого щелкнем правой клавишей мыши в области графика и выберем в контекстном меню команду Format (Формат). Установим пересечение осей графика (Crossed – Только оси), добавим вспомогательные линии по координатным осям (Grid Lines – Вспомогательные линии). Отменим при этом автосетку (Autogrid – Автосетка) и установим количество линий сетки, равное 10.
Для подтверждения внесенных изменений нажмем последовательно кнопки Apply (Применить) и ОК.
После указанных преобразований график функции f(x) будет выглядеть следующим образом:
Из графика функции f(x) видно, что уравнение имеет три корня, которые приблизительно равны: x1 ≈ -1; x2 ≈ 1; x3 ≈ 2,5.
Этап отделения корней завершен.
Уточним теперь корни уравнения с помощью функции root.
Присвоим начальное приближение переменной x и укажем точность поиска корня:
Уточним заданное приближение к значению корня с помощью функции root:
Выполним проверку, подтверждающую, что первый корень найден с заявленной точностью:
Начальное приближение можно не задавать при использовании в качестве аргументов root границ отрезка нахождения корня, например, второй корень можно уточнить:
Задание 2. Решить уравнение .
Решение.
Напечатаем левую часть уравнения, не приравнивая выражение к 0, и выделим синим курсором переменную x:
Выберем из главного меню Symbolics / Polynomial Coefficients (Символика / Коэффициенты полинома). Появившийся вектор коэффициентов полинома выделим целиком синим курсором и вырежем в буфер обмена, используя кнопку Вырезать на панели инструментов Formatting (Форматирование) или комбинацию клавиш Ctrl + X.
Напечатаем v := и вставим вектор из буфера обмена, используя кнопку Вставить на панели инструментов или комбинацию клавиш Ctrl + V.
Для получения результата напечатаем polyroots(v) =:
Задание 3. Решить систему линейных уравнений Сделать проверку.
Решение.
1-й способ. Использование блока Given … Find.
Зададим всем неизвестным, входящим в систему уравнений, произвольные начальные приближения, например:
Напечатаем слово Given. Установим визир ниже и наберем уравнения системы, каждое в своем блоке. Используем при этом логический знак равенства (Ctrl + =).
После ввода уравнений системы напечатаем X := Find(x, y, z) и получим решение системы в виде вектора, состоящего из трех элементов:
Сделаем проверку, подставив полученные значения неизвестных в уравнения системы, например, следующим образом
После набора знака «=» в каждой строке должен быть получен результат, равный или приблизительно равный правой части системы. В данном примере системная переменная ORIGIN = 1.
2-й способ. Использование блока Given…Minerr.
Порядок решения системы этим способом аналогичен порядку использования блока Given … Find и представлен ниже вместе с проверкой:
3-й способ. Решение системы линейных уравнений матричным способом.
Создадим матрицу А, состоящую из коэффициентов при неизвестных системы. Для этого напечатаем A := , вызовем окно создания массивов (Ctrl + M). Число строк (Rows) и столбцов (Columns) матрицы данной системы равно 3. Заполним пустые места шаблона матрицы коэффициентами при неизвестных системы, как показано ниже:
Зададим вектор b свободных членов системы. Сначала напечатаем b :=, затем вставим шаблон матрицы(Ctrl + M), где количество строк (Rows) равно 3, а количество столбцов (Columns) равно 1. Заполним его:
Решим систему матричным способом по формуле
Решим систему с помощью функции lsolve:
Для проверки правильности решения системы, полученного матричным способом, достаточно вычислить произведение A·X, которое должно совпасть с вектором-столбцом свободных членов b:
📸 Видео
Числовое решение. Функция root в MathCAD 14 (28/34)Скачать
MathCAD Решение системы уравненийСкачать
Решение СЛАУ в пакете MathCadСкачать
Пример решения уравнения в MathCAD 14 (33/34)Скачать
Средство для решения систем уравнений в MathCAD 14 (29/34)Скачать
7 класс, 35 урок, Графическое решение уравненийСкачать
Найти корень уравнения на заданном интервале (MathCad)Скачать
Числовое решение. Функция polyroots в MathCAD 14 (27/34)Скачать
Графический способ решения систем уравнений. Алгебра, 9 классСкачать
Основы работы в Mathcad ГрафикиСкачать
Ключевое слово solve в MathCAD 14 (26/34)Скачать
Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать
Mathcad Prime (часть 2)Скачать
Алгебра 8 класс (Урок№6 - Решение уравнений графическим способом.)Скачать
Графический метод решения задачи линейного программирования (ЗЛП)Скачать