Как найти действительные корни уравнения

Уравнение и его корни: определения, примеры

После того, как мы изучили понятие равенств, а именно один из их видов – числовые равенства, можно перейти к еще одному важному виду – уравнениям. В рамках данного материала мы объясним, что такое уравнение и его корень, сформулируем основные определения и приведем различные примеры уравнений и нахождения их корней.

Видео:Имеет ли уравнение действительные корни?Скачать

Имеет ли уравнение действительные корни?

Понятие уравнения

Обычно понятие уравнения изучается в самом начале школьного курса алгебры. Тогда оно определяется так:

Уравнением называется равенство с неизвестным числом, которое нужно найти.

Принято обозначать неизвестные маленькими латинскими буквами, например, t , r , m др., но чаще всего используются x , y , z . Иными словами, уравнение определяет форма его записи, то есть равенство будет уравнением только тогда, когда будет приведен к определенному виду – в нем должна быть буква, значение которое надо найти.

Приведем несколько примеров простейших уравнений. Это могут быть равенства вида x = 5 , y = 6 и т.д., а также те, что включают в себя арифметические действия, к примеру, x + 7 = 38 , z − 4 = 2 , 8 · t = 4 , 6 : x = 3 .

После того, как изучено понятие скобок, появляется понятие уравнений со скобками. К ним относятся 7 · ( x − 1 ) = 19 , x + 6 · ( x + 6 · ( x − 8 ) ) = 3 и др. Буква, которую надо найти, может встречаться не один раз, а несколько, как, например, в уравнении x + 2 + 4 · x − 2 − x = 10 . Также неизвестные могут быть расположены не только слева, но и справа или в обеих частях одновременно, например, x · ( 8 + 1 ) − 7 = 8 , 3 − 3 = z + 3 или 8 · x − 9 = 2 · ( x + 17 ) .

Далее, после того, как ученики знакомятся с понятием целых, действительных, рациональных, натуральных чисел, а также логарифмами, корнями и степенями, появляются новые уравнения, включающие в себя все эти объекты. Примерам таких выражений мы посвятили отдельную статью.

В программе за 7 класс впервые возникает понятие переменных. Это такие буквы, которые могут принимать разные значения (подробнее см. в статье о числовых, буквенных выражениях и выражениях с переменными). Основываясь на этом понятии, мы можем дать новое определение уравнению:

Уравнение – это равенство, включающее в себя переменную, значение которой нужно вычислить.

То есть, к примеру, выражение x + 3 = 6 · x + 7 – это уравнение с переменной x , а 3 · y − 1 + y = 0 – уравнение с переменной y .

В одном уравнении может быть не одна переменная, а две и более. Их называют соответственно уравнениями с двумя, тремя переменными и др. Запишем определение:

Уравнениями с двумя (тремя, четырьмя и более) переменными называют уравнения, которые включают в себя соответствующее количество неизвестных.

К примеру, равенство вида 3 , 7 · x + 0 , 6 = 1 является уравнением с одной переменной x , а x − z = 5 – уравнением с двумя переменными x и z . Примером уравнения с тремя переменными может быть выражение x 2 + ( y − 6 ) 2 + ( z + 0 , 6 ) 2 = 26 .

Видео:Найдите действительные корни уравненияСкачать

Найдите действительные корни уравнения

Корень уравнения

Когда мы говорим об уравнении, сразу возникает необходимость определиться с понятием его корня. Попробуем объяснить, что оно означает.

Нам дано некое уравнение, включающее в себя одну переменную. Если мы подставим вместо неизвестной буквы число, то уравнение станет числовым равенством – верным или неверным. Так, если в уравнении a + 1 = 5 мы заменим букву числом 2 , то равенство станет неверным, а если 4 , то получится верное равенство 4 + 1 = 5 .

Нас больше интересуют именно те значения, с которыми переменная обратится в верное равенство. Они и называются корнями или решениями. Запишем определение.

Корнем уравнения называют такое значение переменной, которое обращает данное уравнение в верное равенство.

Корень также можно назвать решением, или наоборот – оба эти понятия означают одно и то же.

Возьмем пример для пояснения этого определения. Выше мы приводили уравнение a + 1 = 5 . Согласно определению, корнем в данном случае будет 4 , потому что при подстановке вместо буквы оно дает верное числовое равенство, а двойка не будет решением, поскольку ей отвечает неверное равенство 2 + 1 = 5 .

Сколько корней может иметь одно уравнение? Любое ли уравнение имеет корень? Ответим на эти вопросы.

Уравнения, не имеющие ни одного корня, тоже существуют. Примером может быть 0 · x = 5 . Мы можем подставить в него бесконечно много разных чисел, но ни одно из них не превратит его в верное равенство, поскольку умножение на 0 всегда дает 0 .

Также бывают уравнения, имеющие несколько корней. У них может быть как конечное, так и бесконечно большое количество корней.

Так, в уравнении x − 2 = 4 есть только один корень – шесть, в x 2 = 9 два корня ­­– три и минус три, в x · ( x − 1 ) · ( x − 2 ) = 0 три корня – нуль, один и два, в уравнении x=x корней бесконечно много.

Теперь поясним, как правильно записывать корни уравнения. Если их нет, то мы так и пишем: «уравнение корней не имеет». Можно также в этом случае указать знак пустого множества ∅ . Если корни есть, то пишем их через запятую или указываем как элементы множества, заключив в фигурные скобки. Так, если у какого-либо уравнения есть три корня — 2 , 1 и 5 , то пишем — 2 , 1 , 5 или .

Допускается запись корней в виде простейших равенств. Так, если неизвестная в уравнении обозначена буквой y , а корнями являются 2 и 7 , то мы пишем y = 2 и y = 7 . Иногда к буквам добавляются нижние индексы, например, x 1 = 3 , x 2 = 5 . Таким образом мы указываем на номера корней. Если решений у уравнения бесконечно много, то мы записываем ответ как числовой промежуток или используем общепринятые обозначения: множество натуральных чисел обозначается N , целых ­– Z , действительных – R . Скажем, если нам надо записать, что решением уравнения будет любое целое число, то мы пишем, что x ∈ Z , а если любое действительное от единицы до девяти, то y ∈ 1 , 9 .

Когда у уравнения два, три корня или больше, то, как правило, говорят не о корнях, а о решениях уравнения. Сформулируем определение решения уравнения с несколькими переменными.

Решение уравнения с двумя, тремя и более переменными – это два, три и более значения переменных, которые обращают данное уравнение в верное числовое равенство.

Поясним определение на примерах.

Допустим, у нас есть выражение x + y = 7 , которое представляет из себя уравнение с двумя переменными. Подставим вместо первой единицу, а вместо второй двойку. У нас получится неверное равенство, значит, эта пара значений не будет решением данного уравнения. Если же мы возьмем пару 3 и 4 , то равенство станет верным, значит, мы нашли решение.

Такие уравнения тоже могут не иметь корней или иметь бесконечное их количество. Если нам надо записать два, три, четыре и более значений, то мы пишем их через запятую в круглых скобках. То есть в примере выше ответ будет выглядеть как ( 3 , 4 ) .

На практике чаще всего приходится иметь дело с уравнениями, содержащими одну переменную. Алгоритм их решения мы подробно рассмотрим в статье, посвященной решению уравнений.

Видео:🔴 Найдите корень уравнения 2+9x=4x+3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРАСкачать

🔴 Найдите корень уравнения 2+9x=4x+3 | ЕГЭ БАЗА 2018 | ЗАДАНИЕ 7 | ШКОЛА ПИФАГОРА

Уравнение и его корни

Время чтения: 11 минут

Видео:Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnlineСкачать

Как разобраться в корнях ? Квадратный корень 8 класс | Математика TutorOnline

Основные понятия уравнения

Уравнением называют равенство, в котором одна из переменных неизвестна, и её нужно найти. Значение этой неизвестной должно быть таким, чтобы равенство было верным.

К примеру: 3+4=7 это числовое равенство, при вычислении которого с левой стороны получается 7=7.

Уравнением же будет называться следующее равенство: 3+х=7, поскольку есть неизвестная переменная х, её значение можно найти.

Из этого уравнения следует, что переменная х=4, только при таком его значении равенство 3+х=7, будет верным.

Неизвестные переменные принято писать в виде маленьких латинских букв, можно любыми, но чаще используют x,y,z.

Получается, чтобы равенство сделать уравнением необходимо, чтобы в нем была буква, значение которой неизвестно.

Как мы понимаем существует множество примеров уравнений с разными арифметическими действиями.

Пример: х + 5 = 1= 9; z — 2 = 7; 9 * y = 18, 6 : f = 2

Помимо этого существуют уравнения со скобками. К таким уравнениям относится 8 : (х — 4) = 2 * (8 — х), неизвестных может быть несколько, они могут быть, как слева уравнения, так и справа или в обеих частях.

Помимо таких простых уравнений они могут быть с корнями, логарифмами, степенями и тд.

Уравнение может содержать несколько переменными, тогда их принято называть, соответственно уравнениями с двумя, тремя и более переменными.

3 * а = 15 : х — уравнение с двумя переменными:

8 — а = 5 * х — z — уравнение с тремя переменными.

Видео:Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСССкачать

Урок 6 УРАВНЕНИЕ И ЕГО КОРНИ 7 КЛАСС

Корень уравнения

Мы часто слышим фразу на уроках математики, «найдите корень уравнения», давайте разберёмся, что же это значит.

В примере 3+х=7, можно представить вместо буквы число, и уравнение тогда станет равенством, оно может быть либо верным, либо неверным, если поставить х=3, то первичное равенство примет вид 3+3 = 7 и станет неверным, а если х= 4 то равенство 3+4=7 будет верным, а значит х = 4 будет называться корнем или по другому решением уравнения 3+х=7.

Определение.

Отсюда можно выделить следующее определение: корень уравнения — это такое значение неизвестной переменной, при котором числовое равенство будет верным.

Стоит отметить, что корней может быть несколько или не быть вовсе.

Рассмотрим подробнее пример который не будет иметь корней. Таким примером станет 0 * х = 7, сколько бы чисел мы сюда не подставляли равенство не будет верным, так как умножая на ноль будет ноль, а не 7.

Но существуют и уравнения с множественным числом корней, к примеру, х — 3 = 6, в таком уравнении только один корень 9, а в уравнении квадратного вида х2 = 16, два корня 4 и -4, можно привести пример и с тремя корнями х * (х — 1) * (х — 2) = 0, в данном случае три решения ноль, два и один.

Для того чтобы верно записать результат уравнения мы пишем так:

  • Если корня нет, пишем уравнение корней не имеет;
  • Если есть и их несколько, они либо прописываются через запятые, либо в фигурных скобках, например, так: ;
  • Еще одним вариантом написания корней, считается запись в виде простого равенства, к примеру неизвестная х а корни 3,5 тогда результат прописывается так: х=3, х=5.
  • или прибавляя индекс снизух1 =3 , х2 = 5. данным способом указывается номер корня;
  • Если решений уравнения бесконечное множество, то запись будет либо в виде числового промежутка от и до, или общепринятыми обозначениями. множество натуральных чисел N, целых – Z, действительных — R.

Стоит отметить, что если уравнение имеет два и более корней, то чаще употребляется понятие решение уравнения. Рассмотрим определение уравнения с несколькими переменными.

Решение уравнения с двумя и более переменными, означает, что эти несколько значений превращают уравнение в верное равенство.

Представим, что мы имеем следующее уравнение х + а = 5, такое уравнение имеет две переменные. Если мы поставим вместо них числа 3 и 6 то равенство не будет верным, соответственно и данные числа не являются решением для данного примера. А если взять числа 2 и 3 то равенство превратится в верное, а числа 2 и 3 будут решением уравнения. Представленные уравнения с несколькими переменными, тоже могут или не иметь корня вообще или наоборот иметь множество решений.

Видео:Как найти корни уравнения в Excel с помощью Подбора параметраСкачать

Как найти корни уравнения в Excel с помощью Подбора параметра

Правила нахождения корней

Таких правил существует несколько рассмотрим их ниже.

Пример 1

Допустим мы имеем уравнение 4 + х = 10, чтобы найти корень уравнения или значение х в данном случае необходимо найти неизвестное слагаемое, для этого есть следующее правило или формула. Для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное значение.

Решение:

Чтобы проверить является ли 6 решением, мы ставим его на место неизвестной переменной х в исходное уравнение, получаем следующее равенство 4 + 6 = 10, такое равенство является верным, что означает число корня уравнения, равно 6.

Пример 2

Возьмём уравнение вида х — 5 = 3, в данном примере х это неизвестное уменьшаемое, для того чтобы его найти необходимо следовать следующему правилу:

Для нахождения уменьшаемого необходимо сложить разность и вычитаемое.

Решение:

Проверяем правильность нахождения корня уравнения, подставляем, вместо переменной неизвестной, найденное число 8, получаем равенство 8 — 5 = 3, так как оно верное, то и корень уравнения найден правильно.

Пример 3

Берём уравнение, в котором неизвестное х будет вычитаемое к примеру: 8 — х = 4. для того чтобы найти х необходимо воспользоваться правилом:

Для нахождения вычитаемого, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Решение:

Проверяем правильность нахождения корня уравнения, для этого полученное значение ставим вместо неизвестного вычитаемого в исходный пример, и получаем следующее равенство 8 — 4 = 4, равенство верно, значит и корень найден правильно.

Видео:Схема Горнера. 10 класс.Скачать

Схема Горнера. 10 класс.

Уравнение — определение и вычисление с примерами решения

Содержание:

Видео:Рациональные корни многочлена с целым показателем. 10 класс.Скачать

Рациональные корни многочлена с целым показателем. 10 класс.

Уравнения

Уравнения-следствия и равносильные преобразования уравнений

1. Понятие уравнения и его корней

Определение:

Равенство с переменной называется уравнением. В общем виде уравнение с одной переменнойКак найти действительные корни уравнения

Под этой краткой записью понимают математическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны

Пример:

Как найти действительные корни уравнения— линейное уравнение;

Как найти действительные корни уравнения— квадратное уравнение;

Как найти действительные корни уравнения— иррациональное уравнение (содержит переменную под знаком корня)

Корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет

Как найти действительные корни уравнения— корень уравнения Как найти действительные корни уравнения, так как при Как найти действительные корни уравненияполучаем верное равенство: Как найти действительные корни уравнения, то есть Как найти действительные корни уравнения

2. Область допустимых значений (ОДЗ)

Областью допустимых значений (или областью определения) уравнения называется общая область определения для функций Как найти действительные корни уравненияи Как найти действительные корни уравнения, стоящих в левой и правой частях уравнения

Для уравнения Как найти действительные корни уравненияОДЗ: Как найти действительные корни уравнения, то есть Как найти действительные корни уравнения, так как область определения функции Как найти действительные корни уравненияопределяется условием: Как найти действительные корни уравнения, а область определения функции Как найти действительные корни уравнения— множество всех действительных чисел

3. Уравнения-следствия

Если каждый корень первого уравнения является корнем второго, то второе уравнение называется следствием первого уравнения.

Если из правильности первого равенства следует правильность каждого последующего, то получаем уравнения-следствия.

При использовании уравнений-следствий не происходит потери корней исходного уравнения, но возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании уравнений-следствий проверка полученных корней подстановкой их в исходное уравнение является составной частью решения.

Пример:

Как найти действительные корни уравнения

Решение:

► Возведем обе части уравнения в квадрат:

Как найти действительные корни уравнения

Проверка, Как найти действительные корни уравнения— корень (см. выше); Как найти действительные корни уравнения— посторонний корень (при Как найти действительные корни уравненияполучаем неверное равенство Как найти действительные корни уравнения).

4. Равносильные уравнения

Определение:

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни.

То есть каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого. (Схема решения уравнений с помощью равносильных преобразований приведена в пункте 5 этой таблицы)

Простейшие теоремы

  1. Если из одной части уравнения перенести в другую слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве)
  2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получим уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного уравнения)

5. Схема поиска плана решения уравнений

Как найти действительные корни уравнения

Как найти действительные корни уравнения— исходное уравнение;

Как найти действительные корни уравнения— уравнение, полученное в результате преобразования исходного;

Как найти действительные корни уравнения— символические изображения направления выполненных преобразований

Как найти действительные корни уравненияПрименение свойств функций к решению уравнений рассмотрено в пункте 3.2.

Объяснение и обоснование:

Понятие уравнения и его корней

Уравнение в математике чаще всего понимают как аналитическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны. Поэтому в общем виде уравнения с одной переменной Как найти действительные корни уравнениязаписывают так:

Как найти действительные корни уравнения

Часто уравнения определяют короче — как равенство с переменной.

Напомним, что корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство. Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Например, уравнение Как найти действительные корни уравненияимеет единственный корень Как найти действительные корни уравнения,

а уравнение Как найти действительные корни уравненияне имеет корней, поскольку значение Как найти действительные корни уравненияне может быть отрицательным числом.

Область допустимых значений (ОДЗ) уравнения

Если задано уравнение Как найти действительные корни уравнения, то общая область определения для функций Как найти действительные корни уравненияи Как найти действительные корни уравненияназывается областью допустимых значений этого уравнения. (Иногда используются также термины «область определения уравнения» или «множество допустимых значений уравнения».) Например, для уравнения Как найти действительные корни уравненияобластью допустимых значений являются все действительные числа. Это можно записать, например, так: Как найти действительные корни уравнения, поскольку функции Как найти действительные корни уравненияи Как найти действительные корни уравненияимеют области определения Как найти действительные корни уравнения.

Понятно, что каждый корень данного уравнения принадлежит как области определения функции Как найти действительные корни уравнения, так и области определения функции Как найти действительные корни уравнения(иначе мы не сможем получить верное числовое равенство). Поэтому каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях применить анализ ОДЗ уравнения при его решении.

Например, в уравнении Как найти действительные корни уравненияфункция Как найти действительные корни уравненияопределена при всех действительных значениях Как найти действительные корни уравнения, а функция Как найти действительные корни уравнениятолько при условии, что под знаком квадратного корня будут стоять неотрицательные выражения. Следовательно, ОДЗ этого уравнения задается системой Как найти действительные корни уравненияиз которой получаем систему Как найти действительные корни уравненияне имеющую решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Заметим, что нахождение ОДЗ данного уравнения может быть полезным для его решения, но не всегда является обязательным элементом решения уравнения.

Методы решения уравнений

Для решения уравнений используют методы точного и приближенного решений. А именно, для точного решения уравнений в курсе математики 5-6 классов использовались зависимости между компонентами и результатами действий и свойства числовых равенств; в курсе алгебры 7-9 классов — равносильные преобразования уравнений, а для приближенного решения уравнений — графический метод.

Графический метод решения уравнений не дает высокой точности нахождения корней уравнения, и с его помощью чаще всего можно получить только грубые приближения корней. Иногда удобно графически определить количество корней уравнения или найти границы, в которых находятся эти корни. В некоторых случаях можно графически доказать, что уравнение не имеет корней. По указанным причинам в школьном курсе алгебры и начал анализа под требованием «решить уравнение» понимается требование «используя методы точного решения, найти корни данного уравнения». Приближенными методами решения уравнений можно пользоваться только тогда, когда об этом говорится в условии задачи (например, если ставится задача решить уравнение графически).

В основном при решении уравнений разных видов нам придется применять один из двух методов решения. Первый из них состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, имеющим те же корни,— равносильным уравнением. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым, равносильным ему, и т. д. В результате получаем простейшее уравнение, которое равносильно заданному и корни которого легко находятся. Эти корни и только они являются корнями данного уравнения.

Второй метод решения уравнений состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, среди корней которого находятся все корни данного, то есть так называемым уравнением-следствием. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым уравнением-следствием, и так далее до тех пор, пока не получим простейшее уравнение, корни которого легко находятся. Тогда все корни данного уравнения находятся среди корней последнего уравнения. Поэтому, чтобы найти корни данного уравнения, достаточно корни последнего уравнения подставить в данное и с помощью такой проверки получить корни данного уравнения (и исключить так называемые посторонние корни — те корни последнего уравнения, которые не удовлетворяют заданному).

В следующем пункте будет также показано применение свойств функций к решению уравнений определенного вида.

Уравнения-следствия

Рассмотрим более детально, как можно решать уравнения с помощью уравнений-следствий. При решении уравнений главное — не потерять корни данного уравнения, и поэтому в первую очередь мы должны следить за тем, чтобы каждый корень исходного уравнения оставался корнем следующего. Фактически это и является определением уравнения-следствия:

в том случае, когда каждый корень первого уравнения является корнем второго, второе уравнение называется следствием первого.

Это определение позволяет обосновать такой ориентир: для получения уравнения-следствия достаточно рассмотреть данное уравнение как верное числовое равенство и гарантировать (то есть иметь возможность обосновать), что каждое следующее уравнение мы можем получить как верное числовое равенство.

Действительно, если придерживаться этого ориентира, то каждый корень первого уравнения обращает это уравнение в верное числовое равенство, но тогда и второе уравнение будет верным числовым равенством, то есть рассматриваемое значение переменной является корнем и второго уравнения, а это и означает, что второе уравнение является следствием первого.

Применим приведенный ориентир к уравнению Как найти действительные корни уравнения(пока что не используя известное условие равенства дроби нулю).

Если правильно то, что дробь равна нулю, то обязательно ее числитель равен нулю. Таким образом, из заданного уравнения получаем уравнение-следствие Как найти действительные корни уравнения. Но тогда верно, что Как найти действительные корни уравнения. Последнее уравнение имеет два корня: Как найти действительные корни уравненияи Как найти действительные корни уравнения. Подставляя их в заданное уравнение, видим, что только корень Как найти действительные корни уравненияудовлетворяет исходному уравнению. Почему это случилось?

Это происходит поэтому, что, используя уравнения-следствия, мы гарантируем только то, что корни заданного уравнения не теряются (каждый корень первого уравнения является корнем второго). Но второе уравнение, кроме корней первого уравнения, имеет еще и другой корень, который не является корнем первого уравнения. Для первого уравнения этот корень является посторонним, и, чтобы его отсеять, выполняется проверка подстановкой корней в исходное уравнение. (Более полно причины появления посторонних корней рассмотрены в таблице 9.) Таким образом, чтобы правильно применять уравнения-следствия для решения уравнений, необходимо помнить еще один ориентир: при использовании уравнений-следствий возможно появление посторонних корней, и поэтому проверка подстановкой корней в исходное уравнение является составной частью решения.

Схема применения этих ориентиров дана в таблице 8. В пункте 3 этой таблицы приведено решение уравнения

Как найти действительные корни уравнения(1)

Для решения этого уравнения с помощью уравнений-следствий достаточно данное уравнение рассмотреть как верное числовое равенство и учесть, что в случае когда два числа равны, то и их квадраты также будут равны:

Как найти действительные корни уравнения(2)

То есть мы гарантируем, что если равенство (1) верно, то и равенство (2) также будет верным, а это и означает (как было показано выше), что уравнение (2) является следствием уравнения (1). Если мы хотя бы один раз использовали уравнения-следствия (а не равносильные преобразования), то можем получить посторонние корни, и тогда в решение обязательно входит проверка полученных корней подстановкой их в заданное уравнение.

Замечание. Переход от данного уравнения к уравнению-следствию можно обозначить специальным значком Как найти действительные корни уравнения, но его использование для записи решения не является обязательным. Вместе с тем, если этот значок записан, то это свидетельствует о том, что мы воспользовались уравнениями-следствиями, и поэтому обязательно в запись решения необходимо включить проверку полученных корней.

Равносильные уравнения

С понятием равносильности вы знакомы еще из курса алгебры 7 класса, где равносильными назывались те уравнения, которые имели одни и те же корни. Заметим, что равносильными считались и такие два уравнения, которые не имели корней. Формально будем считать, что и в этом случае уравнения имеют одни и те же корни, поскольку ответы к таким уравнениям одинаковы: «уравнения не имеют корней» (точнее: одинаковыми являются множества корней таких уравнений — они оба пустые, что обозначается символом Как найти действительные корни уравнения).

В курсе алгебры и начал анализа мы будем рассматривать более общее понятие равносильности, а именно: равносильность на определенном множестве.

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни, то есть каждый корень первого уравнения является корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого.

Для уравнений, заданных на множестве всех действительных чисел (например, для линейных), мы можем однозначно дать ответ на вопрос: «Равносильны ли данные уравнения?» Например, уравнения Как найти действительные корни уравненияи Как найти действительные корни уравнения— равносильные, поскольку оба имеют одинаковый корень Как найти действительные корни уравненияи других корней не имеют. Таким образом, каждое из них имеет те же решения, что и второе. При рассмотрении равносильности уравнений на множестве, которое отличается от множества всех действительных чисел, ответ на вопрос «Равносильны ли данные уравнения?» может существенно зависеть от того, на каком множестве мы рассматриваем эти уравнения. Например, если рассмотреть уравнения:

Как найти действительные корни уравнения(3)

Как найти действительные корни уравнения(4)

то, как было показано выше, уравнение (3) имеет единственный корень Как найти действительные корни уравнения, а уравнение (4) — два корня: Как найти действительные корни уравненияи Как найти действительные корни уравнения. Таким образом, на множестве

всех действительных чисел эти уравнения не являются равносильными, поскольку у уравнения (4) есть корень Как найти действительные корни уравнения, которого нет у уравнения (3). Но на множестве положительных действительных чисел эти уравнения равносильны, поскольку на этом множестве уравнение (3) имеет единственный положительный корень Как найти действительные корни уравненияи уравнение (4) также имеет единственный положительный корень Как найти действительные корни уравнения. Следовательно, на множестве положительных чисел каждое из этих уравнений имеет те же решения, что и второе.

Укажем, что множество, на котором рассматривается равносильность уравнений, как правило, не задается искусственно (как в последнем случае), а чаще всего таким множеством является ОДЗ исходного уравнения. Договоримся, что далее

все равносильные преобразования уравнений (а также неравенств и систем уравнений и неравенств) мы будем выполнять на ОДЗ исходного уравнения (неравенства или системы).

Отметим, что в том случае, когда ОДЗ заданного уравнения является множество всех действительных чисел, мы не всегда будем ее записывать (как не записывали ОДЗ при решении линейных или квадратных уравнений). И в других случаях главное — не записать ОДЗ в решение уравнения, а реально учесть ее при выполнении равносильных преобразований данного уравнения.

Например, для уравнения Как найти действительные корни уравнениязадается неравенством Как найти действительные корни уравнения. Когда мы переходим к уравнению Как найти действительные корни уравнения, то для всех его корней это уравнение является верным равенством. Тогда выражение Как найти действительные корни уравнения, стоящее в правой части этого равенства, всегда неотрицательно (Как найти действительные корни уравнения), таким образом, и равное ему выражение Как найти действительные корни уравнениятакже будет неотрицательным: Как найти действительные корни уравнения. Но это и означает, что ОДЗ данного уравнения (Как найти действительные корни уравнения) учтено автоматически для всех корней второго уравнения и поэтому при переходе от уравнения Как найти действительные корни уравненияк уравнению Как найти действительные корни уравненияОДЗ заданного уравнения можно не записывать в решение.

Для выполнения равносильных преобразований попробуем выделить общие ориентиры, аналогичные соответствующим ориентирам получения уравнений-следствий. Как указывалось выше, выполняя равносильные преобразования уравнений, необходимо учесть ОДЗ данного уравнения — это и есть первый ориентир для выполнения равносильных преобразований уравнений. По определению равносильности уравнений необходимо гарантировать, чтобы каждый корень первого уравнения был корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения был корнем первого. Для первой части этого требования мы уже выделили общий ориентир: достаточно гарантировать сохранение правильности равенства при переходе от первого уравнения ко второму.

Но тогда, чтобы выполнить вторую часть этого требования, достаточно второе уравнение рассмотреть как верное равенство (то есть взять такое значение переменной, которое является корнем второго уравнения) и гарантировать, что при переходе к первому верное равенство сохраняется (этот корень остается и корнем первого уравнения). Фактически из определения равносильности уравнений получаем, что каждое из равносильных уравнений является следствием другого уравнения). Таким образом, при выполнении равносильных преобразований мы должны гарантировать сохранение правильности равенства на каждом шаге решения не только при прямых, но и при обратных преобразованиях — это и является вторым ориентиром для решения уравнений с помощью равносильных преобразований. (Соответствующие ориентиры схематически представлены в пункте 5 табл. 8.)

Например, чтобы решить с помощью равносильных преобразований уравнение Как найти действительные корни уравнениядостаточно учесть его ОДЗ: Как найти действительные корни уравненияи условие равенства дроби нулю (дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю). Также следует обратить внимание на то, что на ОДЗ все необходимые преобразования можно выполнить как в прямом, так и в обратном направлениях с сохранением правильности равенства.

Запись решения в этом случае может быть такой:

Как найти действительные корни уравнения. ОДЗ: Как найти действительные корни уравнения. Тогда Как найти действительные корни уравнения. Отсюда Как найти действительные корни уравнения(удовлетворяет условию ОДЗ) или Как найти действительные корни уравнения(не удовлетворяет условию ОДЗ).

Для выполнения равносильных преобразований уравнений можно также пользоваться специальными теоремами о равносильности. В связи с уточнением определения равносильности уравнений обобщим также формулировки простейших теорем о равносильности, известных из курса алгебры 7 класса.

Теорема 1. Если из одной части уравнения перенести в другую часть слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве).

Теорема 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получаем уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного).

Обоснование этих теорем полностью аналогично обоснованию ориентиров для равносильных преобразований данного уравнения.

Замечание. Для обозначения перехода от данного уравнения к равносильному ему уравнению можно применять специальный значок Как найти действительные корни уравнения, но его использование при записи решений не является обязательным. Например, запись решения последнего из рассмотренных уравнений может быть такой.

Как найти действительные корни уравнения

Пример №423

Решите уравнение Как найти действительные корни уравнения.

Решение:

► ОДЗ: Как найти действительные корни уравненияи Как найти действительные корни уравнения

На этой ОДЗ данное уравнение равносильно уравнениям:

Как найти действительные корни уравнения

то есть Как найти действительные корни уравнения

Учтем ОДЗ. При Как найти действительные корни уравнения

Как найти действительные корни уравнения

Таким образом, Как найти действительные корни уравнения— корень.

Ответ: Как найти действительные корни уравнения

Используем равносильные преобразования для решения данного уравнения. Для этого необходимо учесть ОДЗ, поэтому зафиксируем ее ограничения в начале решения.

Укажем, что в уравнениях ограничения ОДЗ можно только зафиксировать, но не решать, а в конце проверить, выполняются ли эти ограничения для найденных корней.

При переносе члена данного уравнения из одной части уравнения в другую с противоположным знаком получаем уравнение (1), равносильное заданному.

Приводя к общему знаменателю, раскрывая скобки и приводя подобные члены, снова получаем верное равенство и можем обосновать, что при выполнении обратных действий равенство также не нарушается, таким образом, полученные уравнения (1)-(3) равносильны заданному (на его ОДЗ).

Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю. Но второе условие уже учтено в ограничениях ОДЗ, таким образом, получаем уравнение (4), равносильное заданному уравнению на его ОДЗ. Поскольку все преобразования были равносильными только с учетом ОДЗ, то мы должны проверить, удовлетворяет ли полученное число ограничениям ОДЗ.

Причины появления посторонних корней и потери корней при решении уравнений

Наиболее типичные случаи появления посторонних корней и потери корней приведены в таблице 9. Там же указано, как в каждом из этих случаев получить правильное (или полное) решение.

Как найти действительные корни уравненияКак найти действительные корни уравнения

Как найти действительные корни уравнения

Как найти действительные корни уравнения

Применение свойств функций к решению уравнений

1. Конечная ОДЗ

Если область допустимых значений (ОДЗ) уравнения (неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения

Пример:

Как найти действительные корни уравнения

Как найти действительные корни уравнения— корень (Как найти действительные корни уравнения),

Как найти действительные корни уравнения— не корень (Как найти действительные корни уравнения).

2. Оценка левой и правой частей уравнения

Как найти действительные корни уравнения

Если надо решить уравнение вида Как найти действительные корни уравненияи выяснилось, что Как найти действительные корни уравнениято равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда Как найти действительные корни уравненияи Как найти действительные корни уравненияодновременно равны Как найти действительные корни уравнения

Пример:

Как найти действительные корни уравнения

Как найти действительные корни уравнения

Как найти действительные корни уравнения(так как Как найти действительные корни уравнения).

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Как найти действительные корни уравнения

Как найти действительные корни уравнения

Сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю

Пример:

Как найти действительные корни уравнения

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Как найти действительные корни уравнения

Из первого уравнения получаем Как найти действительные корни уравнения, что удовлетворяет всей системе

3. Использование возрастания и убывания функций

Схема решения уравнения

1. Подбираем один или несколько корней уравнения.

2. Доказываем, что других корней это уравнение не имеет (используя теоремы о корнях уравнения или оценку левой и правой частей уравнения)

Как найти действительные корни уравнения

Теоремы о корнях уравнения

Если в уравнении Как найти действительные корни уравненияфункция Как найти действительные корни уравнениявозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Как найти действительные корни уравненияимеет единственный корень Как найти действительные корни уравнения, то есть Как найти действительные корни уравнения), поскольку функция Как найти действительные корни уравнениявозрастает на всей области определения Как найти действительные корни уравнения

Как найти действительные корни уравнения

Если в уравнении Как найти действительные корни уравненияфункция Как найти действительные корни уравнениявозрастает на некотором промежутке, а функция Как найти действительные корни уравненияубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Как найти действительные корни уравненияимеет единственный корень Как найти действительные корни уравнения( Как найти действительные корни уравнениято есть Как найти действительные корни уравнения), поскольку Как найти действительные корни уравнениявозрастает на всей области определения Как найти действительные корни уравнения, a Как найти действительные корни уравненияубывает (на множестве Как найти действительные корни уравнения, а следовательно, и при Как найти действительные корни уравнения)

Объяснение и обоснование:

Конечная ОДЗ

Напомним, что в случае, когда дано уравнение Как найти действительные корни уравнения, общая область определения для функций Как найти действительные корни уравненияназывается областью допустимых значений этого уравнения. Понятно, что каждый корень заданного уравнения принадлежит как области определения функции Как найти действительные корни уравнения, так и области определения функции Как найти действительные корни уравнения. Таким образом, каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях за счет анализа ОДЗ получить решение уравнения. Например, если дано уравнение Как найти действительные корни уравнения, то его ОДЗ можно записать с помощью системы Как найти действительные корни уравнения. Решая эту систему, получаем Как найти действительные корни уравнениято есть Как найти действительные корни уравнения. Таким образом, ОДЗ данного уравнения состоит только из одного значения Как найти действительные корни уравнения. Но если только для одного числа необходимо выяснить, является ли оно корнем данного уравнения, то для этого достаточно подставить это значение в уравнение. В результате получаем верное числовое равенство (Как найти действительные корни уравнения). Следовательно, Как найти действительные корни уравнения— корень данного уравнения. Других корней у этого уравнения быть не может, поскольку все корни уравнения находятся в его ОДЗ, а там нет других значений, кроме Как найти действительные корни уравнения.

Рассмотренный пример позволяет выделить ориентир для решения аналогичных уравнений:

если ОДЗ уравнения (а также неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения.

Замечание. В том случае, когда ОДЗ — пустое множество (не содержит ни одного числа), мы можем сразу дать ответ, что данное уравнение не имеет корней.

Например, если необходимо решить уравнение Как найти действительные корни уравнения, то его ОДЗ задается системой Как найти действительные корни уравнениято есть системой Как найти действительные корни уравнениякоторая не имеет решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Оценка левой и правой частей уравнения

Некоторые уравнения можно решить с помощью оценки левой и правой частей уравнения.

Пусть дано уравнение Как найти действительные корни уравнения, и нам удалось выяснить, что для всех допустимых значений Как найти действительные корни уравнениязначение Как найти действительные корни уравнения, а значение Как найти действительные корни уравнения.

Рассмотрим два случая: Как найти действительные корни уравнения

Если Как найти действительные корни уравнения, то равенство Как найти действительные корни уравненияне может выполняться, потому что Как найти действительные корни уравнения, то есть при Как найти действительные корни уравненияданное уравнение корней не имеет. Остается только случай Как найти действительные корни уравнения, но, учитывая необходимость выполнения равенства Как найти действительные корни уравнения, имеем, что тогда и Как найти действительные корни уравнения. Таким образом, мы обосновали, что выполнение равенства Как найти действительные корни уравнения(при условии Как найти действительные корни уравненияи Как найти действительные корни уравнения) гарантирует одновременное выполнение равенств Как найти действительные корни уравненияи Как найти действительные корни уравнения(и наоборот, если одновременно выполняются равенства Как найти действительные корни уравненияи Как найти действительные корни уравнения, то выполняется и равенство Как найти действительные корни уравнения. Как было показано в п. 3.1, это и означает, что уравнение Как найти действительные корни уравненияравносильно системеКак найти действительные корни уравнения

Коротко это можно записать так:

Как найти действительные корни уравнения

Пример использования такого приема решения уравнений приведен в пункте 2 таблицы 10.

Аналогично предыдущим рассуждениям обосновывается и ориентир по решению уравнения Как найти действительные корни уравнения, в котором все функции-слагаемые неотрицательны Как найти действительные корни уравнения.

Если предположить, что Как найти действительные корни уравнения, то сумма всех функций, стоящих в левой части этого уравнения, может равняться нулю только тогда, когда сумма Как найти действительные корни уравнениябудет отрицательной. Но это невозможно, поскольку по условию все функции неотрицательные. Таким образом, при Как найти действительные корни уравненияданное уравнение не имеет корней. Эти же рассуждения можно повторить для любой другой функции-слагаемого. Остается единственная возможность — все функции-слагаемые равны нулю (очевидно, что в этом случае равенство Как найти действительные корни уравненияобязательно будет выполняться). Таким образом, сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю.

Например, чтобы решить уравнение Как найти действительные корни уравнения, достаточно перенести все члены в одну сторону, записать уравнение в виде Как найти действительные корни уравненияи учесть, что функции Как найти действительные корни уравнениянеотрицательные. Таким образом, данное уравнение равносильно системе Как найти действительные корни уравнения

Из второго уравнения получаем Как найти действительные корни уравнения, что удовлетворяет и всей системе. Следовательно, данное уравнение имеет единственный корень Как найти действительные корни уравнения.

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений опирается на такое свойство: возрастающая или убывающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения.

Полезно помнить специальные теоремы о корнях уравнения.

Теорема 1. Если в уравнении Как найти действительные корни уравненияфункция Как найти действительные корни уравнениявозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 52. Прямая Как найти действительные корни уравненияпересекает график возрастающей на промежутке Как найти действительные корни уравненияфункции Как найти действительные корни уравнениятолько в одной точке. Это и означает, что уравнение Как найти действительные корни уравненияне может иметь больше одного корня на промежутке Как найти действительные корни уравнения. Докажем это утверждение аналитически.

• Если на промежутке Как найти действительные корни уравненияуравнение имеет корень Как найти действительные корни уравнения, то Как найти действительные корни уравнения. Других корней быть не может, поскольку для возрастающей функции Как найти действительные корни уравненияпри Как найти действительные корни уравненияполучаем неравенство Как найти действительные корни уравнения, а при Как найти действительные корни уравнения— неравенство Как найти действительные корни уравнения. Таким образом, при Как найти действительные корни уравнения. Аналогично и для убывающей функции при Как найти действительные корни уравненияполучаем Как найти действительные корни уравнения.

Теорема 2. Если в уравнении Как найти действительные корни уравненияфункция Как найти действительные корни уравнениявозрастает на некотором промежутке, а функция Как найти действительные корни уравненияубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 53.

Как найти действительные корни уравнения

• Если на промежутке Как найти действительные корни уравненияуравнение имеет корень Как найти действительные корни уравнения, то Как найти действительные корни уравнения. Других корней быть не может, поскольку, например, для возрастающей функции Как найти действительные корни уравненияи убывающей функции Как найти действительные корни уравненияпри Как найти действительные корни уравненияимеем Как найти действительные корни уравнения, a Как найти действительные корни уравнения, таким образом, Как найти действительные корни уравнения. Аналогично и при Как найти действительные корни уравнения.

Каждая из этих теорем утверждает, что в рассмотренном промежутке данное уравнение может иметь не более чем один корень, то есть или это уравнение совсем не имеет корней, или оно имеет единственный корень. Если нам удалось подобрать один корень такого уравнения, то других корней в заданном промежутке уравнение не имеет.

Например, чтобы решить уравнение Как найти действительные корни уравнения, достаточно заметить, что функция Как найти действительные корни уравненияявляется возрастающей на всей числовой прямой (как сумма двух возрастающих функций) и что Как найти действительные корни уравнения— корень Как найти действительные корни уравненияэтого уравнения (Как найти действительные корни уравнения). Таким образом, данное уравнение Как найти действительные корни уравненияимеет единственный корень Как найти действительные корни уравнения.

Как найти действительные корни уравненияКорень Как найти действительные корни уравненияполучен подбором. Как правило, подбор начинают с целых значений: Как найти действительные корни уравнениякоторые подставляются в данное уравнение.

Заметим, что каждая из этих теорем гарантирует единственность корня уравнения (если он есть) только на промежутке возрастания (или убывания) соответствующей функции. Если функция имеет несколько промежутков возрастания и убывания, то приходится рассматривать каждый из них отдельно.

Пример:

Решим с помощью теоремы 2 уравнение Как найти действительные корни уравнения.

► Сначала следует учесть его ОДЗ: Как найти действительные корни уравненияи вспомнить, что функция Как найти действительные корни уравненияна всей области определения не является ни убывающей, ни возрастающей (п. 2.2), но она убывает на каждом из промежутков Как найти действительные корни уравненияи Как найти действительные корни уравнения. Поэтому рассмотрим каждый из этих промежутков отдельно.

1) При Как найти действительные корни уравненияданное уравнение имеет корень Как найти действительные корни уравнения. Функция Как найти действительные корни уравнениявозрастает при Как найти действительные корни уравнения(как было показано выше, она возрастает на множестве Как найти действительные корни уравнения), а функция Как найти действительные корни уравненияубывает на промежутке Как найти действительные корни уравнения. Таким образом, данное уравнение Как найти действительные корни уравненияпри Как найти действительные корни уравненияимеет единственный корень Как найти действительные корни уравнения.

2) При Как найти действительные корни уравненияданное уравнение имеет корень Как найти действительные корни уравненияКак найти действительные корни уравнения. Функция Как найти действительные корни уравнениявозрастает при Как найти действительные корни уравнения, а функция Как найти действительные корни уравненияубывает на этом промежутке. Поэтому данное уравнение Как найти действительные корни уравненияпри Как найти действительные корни уравненияимеет единственный корень Как найти действительные корни уравнения. В ответ следует записать все найденные корни (хотя на каждом из промежутков корень единственный, но всего корней — два). Итак, данное уравнение имеет только два корня: 1 и -1.

Примеры решения задач:

Пример №424

Решите уравнение Как найти действительные корни уравнения.

Решение:

► ОДЗ: Как найти действительные корни уравнения. На ОДЗ Как найти действительные корни уравнения. Тогда функция Как найти действительные корни уравнения(как сумма двух взаимно обратных положительных чисел), а функция Как найти действительные корни уравнения.

Таким образом, данное уравнение равносильно системе Как найти действительные корни уравнения. Из второго уравнения системы получаем Как найти действительные корни уравнения, что удовлетворяет и первому уравнению. Таким образом, система (а значит, и данное уравнение) имеет единственное решение Как найти действительные корни уравнения.

Если раскрыть скобки и привести обе части уравнения к общему знаменателю, то для нахождения корней полученного уравнения придется решать полное уравнение восьмой степени, все корни которого мы не сможем найти.

Попытаемся оценить области значений функций, стоящих в левой и правой частях уравнения. Поскольку на ОДЗ Как найти действительные корни уравнения, то в левой части уравнения стоит сумма двух взаимно обратных положительных чисел, которая всегда больше или равна 2. В правой части из 2 вычитается неотрицательное число Как найти действительные корни уравнения. Таким образом, при всех значениях Как найти действительные корни уравненияполучаем значение, меньшее или равное 2. Равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда обе части равны 2.

Пример №425

Решите систему уравнений Как найти действительные корни уравнения

Решение:

► ОДЗ: Как найти действительные корни уравненияРассмотрим функцию Как найти действительные корни уравнения. На своей области определения Как найти действительные корни уравненияэта функция является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций). Тогда первое уравнение заданной системы, которое имеет вид Как найти действительные корни уравнения, равносильно уравнению Как найти действительные корни уравнения. Таким образом, на ОДЗ заданная система равносильна системе Как найти действительные корни уравнения

Подставляя Как найти действительные корни уравненияво второе уравнение системы, имеем Как найти действительные корни уравнения, Как найти действительные корни уравнения. Учитывая, что на ОДЗ Как найти действительные корни уравнения, получаем Как найти действительные корни уравнения. Тогда Как найти действительные корни уравнения.

Иногда свойства функций удается применить при решении систем уравнений. Если заметить, что в левой и правой частях первого уравнения заданной системы стоят значения одной и той же функции, которая является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций), то равенство Как найти действительные корни уравнениядля возрастающей функции возможно тогда и только тогда, когда Как найти действительные корни уравнения, поскольку возрастающая функция может принимать одинаковые значения только при одном значении аргумента. (Заметим, что такое же свойство будет иметь место и для убывающей функции.)

Замечание. Утверждение, обоснованное в комментарии к задаче 2, может быть использовано при решении аналогичных задач. Коротко его можно сформулировать так: если функция Как найти действительные корни уравненияявляется возрастающей (или убывающей) на определенном множестве, то на этом множестве Как найти действительные корни уравнения

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Математика
  2. Алгебра
  3. Линейная алгебра
  4. Векторная алгебра
  5. Высшая математика
  6. Дискретная математика
  7. Математический анализ
  8. Математическая логика
Ещё лекции с примерами решения и объяснением:
  • Метод математической индукции
  • Система координат в пространстве
  • Иррациональные числа
  • Действительные числа
  • Интеграл и его применение
  • Первообразная и интегра
  • Уравнения и неравенства
  • Уравнения и неравенства содержащие знак модуля

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

🌟 Видео

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.Скачать

Решение квадратных уравнений. Дискриминант. 8 класс.

Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравненияСкачать

Математика 5 класс. Уравнение. Корень уравнения

Как считать корни? #shortsСкачать

Как считать корни? #shorts

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | ВидеоурокСкачать

АЛГЕБРА 7 класс : Уравнение и его корни | Видеоурок

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯСкачать

СЛОЖИТЕ ДВА КОРНЯ

Извлекаем огромные корни В УМЕ!💣Скачать

Извлекаем огромные корни В УМЕ!💣

Комплексные корни квадратного уравненияСкачать

Комплексные корни квадратного уравнения

КАК РЕШАТЬ КУБИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ | Разбираем на конкретном примереСкачать

КАК РЕШАТЬ КУБИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ | Разбираем на конкретном примере

Как решают уравнения в России и СШАСкачать

Как решают уравнения в России и США

Комплексные корни квадратных уравнений. 11 класс.Скачать

Комплексные корни квадратных уравнений. 11 класс.

Найдите сумму действительных корней уравненияСкачать

Найдите сумму действительных корней уравнения

Как решать уравнения с дробью? #shortsСкачать

Как решать уравнения с дробью? #shorts
Поделиться или сохранить к себе: