Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Видео:Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ. | МатематикаСкачать

Cистемы уравнений. Разбор задания 6 и 21 из ОГЭ.  | Математика

Решение системы уравнений

Задача

Требуется определить, сколько можно преобрести ручек (по цене 10 руб.), карандашей (5 руб.) и ластиков (2 руб.) на 100 рублей. При этом всего предметов должно быть 30.

Решение

Обозначим искомое количество ручек, карандашей и ластиков через переменные a , b и c соответственно.

Цены предметов: pa , pb , pc .

Количество предметов: qty .

Сумма покупки: sum .

Алгоритм решения задачи:

Составим систему уравнений.
Уравнение суммы покупки: 10*a + 5*b + 2*c = 100
Уравнение количества предметов: a + b + c = 30

Заменим числа соответствующими переменными:
Уравнение суммы покупки: pa*a + pb*b + pc*c = sum
Уравнение количества предметов: a + b + c = qty

Чтобы перебрать все возможные варианты сочетания переменных a , b и с , надо использовать три цикла, вложенные друг в друга.
Если при каких-либо значениях a , b и c оба уравнения будут истинны, значит эти значения являются решением для системы уравнений.
Система уравнений может иметь несколько решений или не иметь ни одного.

Программа на языке Паскаль:

При заданных данных программа выдаст два варианта решения системы уравнений:

Программа может выглядеть немного по-другому. При заданных значениях a и b определить c можно по формуле qty — a — b . В таком случае код будет выглядеть так:

Видео:Урок 1. Первая программа на Pascal (Сложение чисел)Скачать

Урок 1. Первая программа на Pascal (Сложение чисел)

Разработка программы решения системы линейных уравнений

Дальневосточная академия государственной службы

Факультет государственного и муниципального управления

по курсу: Информатика

Разработка программы решения системы линейных уравнений

1 курса 3 годичной

заочной формы обучения

Воищев Алексей Юрьевич

г. Хабаровск 2005

1. Описание математических методов решения систем линейных уравнений

1.1 Метод Гаусса

1.2 Матричный метод

1.3 Вычисление определителей второго и третьего порядка

2. Язык программирования Паскаль

2.1 Структура программы

2.2 Описание переменных

2.3 Основные конструкции языка

2.4 Структуры данных

2.4 Процедуры и функции

3. Описание программы

3.1 Работа программы

3.2 Блок-схема программы

Список используемых источников и литературы

Последние десятилетия характеризуются бурным развитием вычислительной техники. Расширяются области применения вычислительных машин и совершенствуются методы их использования. Созданы универсальные языки программирования и разработаны мощные операционные системы.

Сейчас невозможно представить себе какую-либо область деятельности, обходящуюся без применения компьютерной техники. Компьютеры используются при проведении различных инженерных расчетов, при решении экономических задач, в процессе управления производством, при получении оценок производственных ситуаций и во многих других случаях.

Системы линейных уравнений появляются почти в каждой области прикладной математики. В некоторых случаях эти системы уравнений непосредственно составляют ту задачу, которую необходимо решать, в других случаях задача сводится к такой системе.

Чтобы быстро справится с решением системы линейных уравнений, можно воспользоваться средствами вычислительной техники — составить программу на языке программирования.

В данной курсовой работе рассматривается возможность решения систем линейных уравнений матричным способом и методом Гаусса с помощью программы, созданной на языке Паскаль.

1. Описание математических методов решения систем линейных уравнений

1.1 Метод Гаусса

Идея метода Гаусса состоит в последовательном исключении неизвестных. Алгоритм решения системы уравнений этим методом проследим на примере.

Пример 1. Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Выбирается ведущее уравнение с коэффициентом при х1, равным 1. В нашем примере ведущим уравнением будет второе. Систему лучше переписать, поставив это уравнение на первое место:

Как написать программу на паскале с решением системы уравненийКак написать программу на паскале с решением системы уравнений

Умножаем первое уравнение на 6 и вычитаем из полученного второе, чтобы исключить из второго неизвестное х1. Первое уравнение записываем, а на место второго — результат вычитания.

Затем первое уравнение умножим на 3 и складываем с третьим уравнением. Тогда получаем систему

Как написать программу на паскале с решением системы уравненийИли

первое уравнение переписываем без изменения, а второе умножаем на 7 и вычитаем из него третье уравнение, умноженное на 15, чтобы избавиться от х2 в третьем уравнении. При этом второе записываем без изменения, на месте третьего — результат вычитания. Тогда

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Из третьего следует х3 =-3, подставим его во второе, получим х2 = — 2. Далее подставим найденные х2 и х3 в первое уравнение, получим х1 = 1.

Примечание: если система уравнений не содержит уравнения с коэффициентом 1 при х1, тогда исключение х1 из второго и третьего достигается умножением сначала первого на коэффициент второго, а второго на коэффициент первого. Затем умножаем первое на коэффициент третьего, а третье на коэффициент первого. Таким образом при вычитании исключаем х1.

1.2 Матричный метод

Запишем систему линейных 3 уравнений с 3 неизвестными

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Составим матрицу из коэффициентов при неизвестных

А = Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Введем в рассмотрение матрицы — столбцы для неизвестных и свободных членов:

Х = Как написать программу на паскале с решением системы уравнений; В = Как написать программу на паскале с решением системы уравнений.

Тогда систему (2) можно переписать в матричной форме

Умножив это уравнение на Как написать программу на паскале с решением системы уравненийслева, получим Как написать программу на паскале с решением системы уравнений, откуда Как написать программу на паскале с решением системы уравнений=Как написать программу на паскале с решением системы уравненийили Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Следовательно, матрица — решение Х находится как произведение Как написать программу на паскале с решением системы уравненийна В.

Пример 2. Решить систему уравнений матричным методом

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Решение: определитель матрицы

А=Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

∆=-1, значит, существует обратная матрица Как написать программу на паскале с решением системы уравнений.

Матрица — столбец при неизвестных:

Х = Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Матрица — столбец из свободных членов:

В = Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Тогда решение запишется в виде

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений=Как написать программу на паскале с решением системы уравненийКак написать программу на паскале с решением системы уравнений=Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

1.3 Вычисление определителей второго и третьего порядка

Число (а11 а22 — а12 а21) называется определителем второго порядка и обозначается символом

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Определитель второго порядка содержит две строки и два столбца. Числа а11, а12, а21, а22 называются элементами определителя. Диагональ определителя, на которой расположены числа а11, а22 — главная, а элементы а12, а21 составляют побочную диагональ.

Определитель 3-го порядка содержит три строки и три столбца:

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Для вычисления определителя третьего порядка существует несколько способов.

Рассмотрим метод вычисления определителя разложением по элементам первой строки.

Введем понятие минора и алгебраического дополнения.

Минором некоторого элемента определителя называется определитель, полученный из данного вычеркиванием той строки и того столбца в которых этот элемент расположен. Обозначается Мij (i — номер строки, j — номер столбца).

Например, минором элемента а12 является определитель

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Алгебраическим дополнением данного элемента определителя называется его минор, умноженный на (-1) i+ j . Алгебраические дополнения обозначаются буквами Аij, и тогда Аy= (-1) i+ j My.

Определитель вычисляется так:

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений=Как написать программу на паскале с решением системы уравнений.

Так же можно разложить определитель по любой строке или столбцу.

Изложенный метод применим к вычислению определителей 4-го и т.д. порядков.

Пример3. Вычислить определитель разложением по элементам первой строки

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Решение: Элементы первой строки

А11 = (-1) 1+1 . М11=Как написать программу на паскале с решением системы уравнений=4+1=5.

М11 получили, вычеркнув первую строку и первый столбец.

А12 = (-1) 1+2 . М12= — Как написать программу на паскале с решением системы уравнений= — (8+3) = — 11.

М12 получили, вычеркнув первую строку и второй столбец.

А13 = (-1) 1+3 . М13 = Как написать программу на паскале с решением системы уравнений= 2-3 = — 1.

М13 получили, вычеркнув первую строку и третий столбец.

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений= 1.5+2. (-11) — 2. (-1) = — 15

2. Язык программирования Паскаль 2.1 Структура программы

Язык Паскаль, начиная с момента своего создания Н. Виртом в 1971г., играет особую роль м в практическом программировании, и в его обучении. С непревзойденной четкостью в нем реализованы принципы структурного программирования. Трансляторы для программ, написанных на Паскале, разработаны для различных компьютеров и в настоящее время имеют множество разновидностей. Они являются компиляторами, обрабатывающими разработанные программистами тексты программ.

Существует много версий языка Паскаль. Различия между ними порой весьма велики. Так, базовая версия Вирта имеет многократно меньше возможностей, чем версия Турбо-Паскаль 7.0. (первая, фактически — язык для обучения будущих программистов, а вторая — орудие профессиональных разработчиков прикладного программного обеспечения) Тем не менее, это версии одного языка.

Любая Паскаль — программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением. pas. Паскаль — программа имеет вид последовательности символов латинских и русских букв, арабских цифр, знаков операций, скобок, знаков препинания и некоторых дополнительных символов. В нем можно выделить описания данных и операторы, описывающие действия, которые надо выполнить машине над этими данными.

Схематически программа представляется в виде последовательности восьми разделов:

описание внешних модулей, процедур и функций;

описание типов переменных;

описание функций и процедур;

Каждый раздел начинается со служебного слова, назначение которого зафиксировано в Паскале так, что его нельзя употреблять для других целей. Так например, описание заголовка начинается со служебного слова program, описание констант -const, описание переменных — var, раздел операторов начинается с begin. Программа заканчивается служебным словом end, после которого ставится точка. Описания величин и операторы друг от друга отделяются знаком «точка с запятой».

2.2 Описание переменных

Для обозначения величин используются имена. Они состоят из латинских букв и цифр, причем первым символом должна быть буква.

Постоянные величины (константы) чаще всего бывают числовыми или символьными. Значения символьных констант заключаются в апострофы.

Постоянные величины описываются в разделе констант по схеме:

Данные, обрабатываемые программой, могут быть различных типов (числовые, символьные, строки, массивы и т.д.). Тип определяет область допустимых значений, а также операции и функции, применяемые к величинам этого типа. В Паскале имеется несколько встроенных простых типов со стандартными именами.

Группа типов, значения каждого из которых можно перечислить в некотором списке — скалярные типы. Для них определен порядковая функция ord (x) — номер значения х в списке; функция pred (x) -значение в списке, предшествующее х, и succ (x) — значение в списке, следующее за х.

Упорядоченный тип — это тип, значения которого упорядочены в обычном смысле.

Переменные описываются в раздел описания переменных по схеме:

Имена в списке разделяются запятой. В этом разделе может быть описано несколько переменных разного типа, например:

Var a,b,c,: real; k, i: integer; p: Boolean;

Над целыми величинами (тип integer) определены арифметические операции: * (умножение), div (деление нацело), mod (вычисление остатка от деления), +, — (сложение и вычитание); операции перечислены в порядке старшинства. Целый результат дают некоторые стандартные функции (аргумент заключается в круглые скобки):

-абсолютная величина целого хж

квадрат значения х;

целая часть вещественной величины х;

целое число, полученное из вещественного ч по правилу округления;

случайное целое число из интервала от 0 до х

Над вещественными величинами определены операции: *, +, -, /, а также стандартные функции, при вещественном или целом аргументе: abs (x), sqr (x), sin (x), cos (x), ln (x), sqrt (x) — квадратный корень из х, int (x) — целая часть из х, random — случайное число от 0 до 1. Указанные операции и функции дают вещественный результат.

Множество всех символов образуют символьные величины (тип char), которые являются упорядоченными.

Выражения — это конструкции, задающие правила вычисления значений переменных. В общем случае выражения строятся из переменных, констант, функций с помощью операций и скобок.

Эта роль выражения отражена в основном операторе языка — операторе присваивания. Он имеет следующий вид:

Тип переменной и тип выражения должны быть согласованы (величины принадлежат к одному и тому же типу).

В Паскале можно вводить с клавиатуры числовые и символьные данные. Имеются две встроенные процедуры (подпрограммы) ввода:

Процедура readln отличается от read только тем, что при завершении ввода курсор перемещается в начало строки.

Программа на Паскале может выводить на экран или на принтер значения числовых или символьных выражений. Имеются две процедуры вывода на экран:

Процедура write (x1,x2,x3,…xn) печатает на экран значения выражения из списка х1, х2,…хn. Для вывода на принтер используются те же процедуры с добавлением служебного слова lst перед списком выражений:

Пример: write (lst,’ нет решений‘);

2.3 Основные конструкции языка

Паскаль — это язык структурного программирования. Это значит, что программа должна выражать свои мысли очень дисциплинированно, с использованием малого числа четко оговоренных конструкций, используя как чередование их, так и вложения друг в друга. Не рекомендуется (хотя и возможно) использовать оператор перехода goto.

Реализация последовательности действий (т.е. структуры следования) выполняется с помощью составного оператора:

Раздел операторов в программе всегда является составным оператором. Служебные слова begin и end часто называют операторными скобками.

Для реализации развилки в Паскале предусмотрены два оператора: условный оператор и оператор варианта (выбора). Они предназначены для выделения из составляющих их операторов одного, который и выполняется.

Структура и действие условного оператора таковы:

Условный оператор может быть неполным, т.е. не содержать часть “else «. В этом случае, если значение логического выражения равно false, условный оператор не вызывает никаких действий.

Оператор варианта имеет следующую форму:

Выражение, стоящее между служебными словами case и of, должно иметь значение ординального типа. Любой список констант может состоять из одной константы.

Оператор варианта вычисляет значение выражения, записанного после case. Если его значение совпадает с одной из констант в некотором списке, то выполняется оператор, стоящий после этого списка. Если значение выражения не совпало ни с одной константой во всех вариантах, то оператор варианта ничего не делает.

Для реализации циклов в Паскале имеются три оператора. Если число повторений известно заранее, то удобно воспользоваться оператором цикла с параметром. В других случаях следует использовать операторы цикла с предусловием (цикл «пока») или с постусловием (цикл «до»).

Цикл с предусловием является наиболее мощным в Паскале. Другие операторы цикла можно выразить через него. Его форма такова:

Действие: вычисляется значение логического выражения. Если оно равно true, то выполняется оператор, после чего снова вычисляется значение логического выражения, в противном случае действие заканчивается.

Оператор цикла с постусловием имеет форму:

Действие: выполняется последовательность операторов. Далее вычисляется значение логического выражения. Если оно равно true, то действие заканчивается, в противном случае снова выполняется последовательность операторов цикла и т.д.

Оператор цикла с параметром предусматривает повторное выполнение некоторого оператора с одновременным изменением по правилу арифметической прогрессии значения управляющей переменной (параметра) этого цикла. Оператор цикла с параметром имеет две формы.

Параметр, выражение 1, выражение 2 должны быть одного ординального типа. Параметр в этом цикле возрастает. Действие эквивалентно действию следующего составного оператора:

Если в этом описании отношение =, а функцию succ на pred, то параметр в цикле будет убывать, в этом случае цикл с параметром принимает форму 2.

For : = downto do

2.4 Структуры данных

В Паскале кроме простых типов данных: real, integer, boolean, byte, char, программист по своему желанию может определить новый тип путем перечисления его элементов — перечисляемый тип, который относится к простым ординальным типам.

Описание перечисляемого типа выполняется по схеме:

Например, type operator = (plus, minus, multi, divide);

Интервальный тип — это подмножество другого уже определенного ординального типа, называемого базовым. Интервал можно задать в разделе типов указанием наименьшего и наибольшего значений, входящих в него и разделяющихся двумя последовательными точками, например:

Type days = (mon, tue, wed, thu, fri, sat, sun);

Workdays= mon. fri;

Операции и функции — те же, что и для базового типа. Использование интервальных типов в программе позволяет экономить память и проводить во время выполнения программы контроль присваивания.

Естественно и часто очень удобно группировать однотипные данные в последовательности — массивы, строки символов, объединять разнотипные данные в одном и том же объекте в виде записей. Значительное удобство представляются пользователю в Паскале при организации однотипных величин в виде множества с соответствующим набором операций: объединения, пересечения и т.д. Последовательность однотипных величин переменной длины можно представить в Паскале в виде файла данных и хранить на внешних носителях, используя его в разных программах.

Массив -это последовательность, состоящая из фиксированного числа однотипных элементов. Все элементы массива имеют общее имя и различаются индексами. Индексы можно вычислять, их тип должен быть ординальным. В описании массива используются служебные слова array и of. В описании массива указывается тип его элементов и типы их индексов.

2.4 Процедуры и функции

В Паскале подпрограммы называются процедурами и функциями и описываются в разделе с тем же названием.

Все имена, описанные в программе до процедуры, действуют во всей программе и в любой ее подпрограмме. Они называются глобальными, в отличии от локальных имен, описанных в процедуре и действующих лишь в ней.

Данные для обработки могут передаваться процедуре через глобальные имена или через аргументы процедуры. В процедуре каждый аргумент имеет свое имя — формальный параметр, описываемый в заголовке процедуры по схеме

Описание формальных параметров может иметь вид

Оператор вызова процедуры имеет вид

Указанные выражения называются фактическими параметрами. Их список должен точно соответствовать списку описаний формальных параметров процедуры. Во время вызова процедуры каждому параметру-значению присваивается значение соответствующего фактического параметра и поэтому их используют для передачи входных данных. Параметры — переменные используются для представления результатов процедуры.

Функция — это подпрограмма, определяющая единственное скалярное, вещественное или строковое значение. Отличия подпрограммы — функции от процедуры:

заголовок функции начинается со служебного слова function и заканчивается указанием типа значения функции:

function (список описаний формальных параметров): ;

раздел операторов функции должен содержать хотя бы один оператор присваивания имени функции;

обращение к функции — не оператор, а выражение вида:

3. Описание программы

3.1 Работа программы

Для решения систем линейных уравнений методом Гаусса и матричным методом создана программа на языке Паскаль. Программа запрашивает исходные данные (рис.1):

матрицу коэффициентов при неизвестных х;

столбец свободных членов

способ решения системы линейных уравнений — вариант 1 или 2.

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Рисунок 3.1 Ввод исходных данных

В зависимости от выбранного вариант в программе происходит решение системы уравнений методом Гаусса (рис.2) или матричным методом (рис.3) с выдачей на экран результатов:

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Рисунок 3.2 Результаты расчетов системы линейных уравнений методом Гаусса.

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Рисунок 3.3 Результаты расчетов системы линейных уравнений матричным методом.

Программа состоит из 7 подпрограмм — 6 процедур и одной функции:

процедура Gauss обеспечивает решение системы линейных уравнений по методу Гаусса;

процедура matrica обеспечивает решение системы линейных уравнений матричным методом;

процедура PrintMatr2 предназначена для выдачи на экран исходной и обратной матрицы;

процедура MultString предназначена для умножения строк матрицы на число r;

процедура AddStrings прибавляет к i1-ой строке матрицы i2-ю, умноженную на число r;

процедура MultMatr предназначена для умножения матриц.

Функция Sign используется для изменения знака на противоположный при вычислении обратной матрицы.

Программа настроена на решение системы 3-х линейных уравнений с тремя неизвестными. Чтобы решить систему из 2-х уравнений с 2-мя неизвестными необходимо в программе изменить значение константы N с N=3 на N =2 (рис.4).

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Рисунок 3.4. Фрагмент программы с описанием констант и переменных.

3.2 Блок-схема программы

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

В данной курсовой работе рассмотрены математические методы решения систем линейных уравнений: матричный метод и метод Гаусса, приводятся основные конструкции языка Паскаль. Рассмотренные теоретические вопросы дают возможность создания программы на Паскале для решения систем линейных уравнений. В курсовой работе приводится текст данной программы, рассматривается структура программы, анализируются все подпрограммы. Данная программа может быть использована в различных областях, где требуется решение систем линейных уравнений.

Список используемых источников и литературы

1. А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер «Информатика», Москва, ACADEMA, 2000 г.

2. «Турбо Паскаль 7.0», Киев, Торгово-издательское бюро BHV, 1997г.

3. С.А. Немнюгин, «Турбо ПАСКАЛЬ», Практикум, Питер, 2002г.

«Решение систем линейных уравнений матричным способом и методом Гаусса»

Видео:Программирование на языке ПаскальСкачать

Программирование на языке Паскаль

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Матвеева Антонина Гавриловна №241-922-342

Учитель информатики МОУ СОШ №17 с углубленным изученим математики г. Тверь

Разработка программы на языке программирования Паскаль «Решения системы линейных уравнений» разными методами.
С одержание

1.1 Метод Гаусса 4

1.2 Матричный метод 5

1.3 Вычисление определителей второго и третьего порядка 6

1.4 Решение системы линейных уравнений с тремя неизвестными методом Крамера 8

2. Описание программы 9

2.1 Работа программы 9

2.2 Блок-схема программы 10

Видео:Программа для решения корней квадратного уравнения с использованием дискриминанта на языке ПаскальСкачать

Программа для решения корней квадратного уравнения с использованием дискриминанта на языке Паскаль

1. Описание математических методов решения систем линейных уравнений

Видео:Линейные программы. Решение задач. Ч.1.Скачать

Линейные программы. Решение задач. Ч.1.

1.1 Метод Гаусса

Пример 1. Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Выбирается ведущее уравнение с коэффициентом при х1, равным 1. В нашем примере ведущим уравнением будет второе. Систему лучше переписать, поставив это уравнение на первое место:

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Умножаем первое уравнение на 6 и вычитаем из полученного второе, чтобы исключить из второго неизвестное х1. Первое уравнение записываем, а на место второго — результат вычитания.

Затем первое уравнение умножим на 3 и складываем с третьим уравнением. Тогда получаем систему

Как написать программу на паскале с решением системы уравненийИли

первое уравнение переписываем без изменения, а второе умножаем на 7 и вычитаем из него третье уравнение, умноженное на 15, чтобы избавиться от х2 в третьем уравнении. При этом второе записываем без изменения, на месте третьего — результат вычитания. Тогда

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Из третьего следует х3 =-3, подставим его во второе, получим х2 = — 2. Далее подставим найденные х2 и х3 в первое уравнение, получим х1 = 1.

Примечание: если система уравнений не содержит уравнения с коэффициентом 1 при х1, тогда исключение х1 из второго и третьего достигается умножением сначала первого на коэффициент второго, а второго на коэффициент первого. Затем умножаем первое на коэффициент третьего, а третье на коэффициент первого. Таким образом при вычитании исключаем х1.

Видео:Как сделать игру Теннис на ПаскалеСкачать

Как сделать игру Теннис на Паскале

1.2 Матричный метод

Запишем систему линейных 3 уравнений с 3 неизвестными

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Составим матрицу из коэффициентов при неизвестных

А = Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Введем в рассмотрение матрицы — столбцы для неизвестных и свободных членов:

Х = Как написать программу на паскале с решением системы уравнений; В = Как написать программу на паскале с решением системы уравнений.

Тогда систему (2) можно переписать в матричной форме

Умножив это уравнение на Как написать программу на паскале с решением системы уравненийслева, получим Как написать программу на паскале с решением системы уравнений, откуда =Как написать программу на паскале с решением системы уравненийили Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Следовательно, матрица — решение Х находится как произведение Как написать программу на паскале с решением системы уравненийна В.

Пример 2. Решить систему уравнений матричным методом

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Решение: определитель матрицы

А= Как написать программу на паскале с решением системы уравнений
∆=-1, значит, существует обратная матрица Как написать программу на паскале с решением системы уравнений.

Матрица — столбец при неизвестных:

Х = Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Матрица — столбец из свободных членов:

В = Как написать программу на паскале с решением системы уравнений
Тогда решение запишется в виде
Как написать программу на паскале с решением системы уравнений=Как написать программу на паскале с решением системы уравненийКак написать программу на паскале с решением системы уравнений= Как написать программу на паскале с решением системы уравнений
Откуда следует, х1 = 1; х2 = 0; х3 = 2.

Видео:Пример решения задач на Pascal #1Скачать

Пример решения задач на Pascal #1

1.3 Вычисление определителей второго и третьего порядка

Число (а11 а22а12 а21) называется определителем второго порядка и обозначается символом

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Определитель второго порядка содержит две строки и два столбца. Числа а11, а12, а21, а22 называются элементами определителя. Диагональ определителя, на которой расположены числа а11, а22 — главная, а элементы а12, а21 составляют побочную диагональ.

Определитель 3-го порядка содержит три строки и три столбца:

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Для вычисления определителя третьего порядка существует несколько способов.

Рассмотрим метод вычисления определителя разложением по элементам первой строки.

Введем понятие минора и алгебраического дополнения.

Минором некоторого элемента определителя называется определитель, полученный из данного вычеркиванием той строки и того столбца в которых этот элемент расположен. Обозначается Мij (i — номер строки, j — номер столбца).

Например, минором элемента а12 является определитель

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений
Алгебраическим дополнением данного элемента определителя называется его минор, умноженный на (-1) i + j . Алгебраические дополнения обозначаются буквами Аij, и тогда Аy= (-1) i + j My.

Определитель вычисляется так:

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений=Как написать программу на паскале с решением системы уравнений.
Так же можно разложить определитель по любой строке или столбцу.

Изложенный метод применим к вычислению определителей 4-го и т.д. порядков.

Пример3. Вычислить определитель разложением по элементам первой строки
Как написать программу на паскале с решением системы уравнений

Решение: Элементы первой строки

А11 = (-1) 1+1 . М11=Как написать программу на паскале с решением системы уравнений=4+1=5.

М11 получили, вычеркнув первую строку и первый столбец.
А12 = (-1) 1+2 . М12= — Как написать программу на паскале с решением системы уравнений= — (8+3) = — 11.
М12 получили, вычеркнув первую строку и второй столбец.
А13 = (-1) 1+3 . М13 = Как написать программу на паскале с решением системы уравнений= 2-3 = — 1.
М13 получили, вычеркнув первую строку и третий столбец.

Как написать программу на паскале с решением системы уравнений= 1.5+2. (-11) — 2. (-1) = — 15

Видео:Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

1.4 Решение системы линейных уравнений с тремя неизвестными методом Крамера

Видео:Информатика 8 класс. Решение линейного и квадратного уравнения на PascalABCСкачать

Информатика 8 класс. Решение линейного и квадратного уравнения на PascalABC

2. Описание программы

Видео:Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.Скачать

Решение системы линейных уравнений графическим методом. 7 класс.

2.1 Работа программы

Для решения систем линейных уравнений методом Гаусса и матричным методом создана программа на языке Паскаль. Программа запрашивает исходные данные (рис.1):

матрицу коэффициентов при неизвестных х;

столбец свободных членов

способ решения системы линейных уравнений — вариант 1 или 2.

Рисунок 3.1 Ввод исходных данных

В зависимости от выбранного вариант в программе происходит решение системы уравнений методом Гаусса (рис.2) или матричным методом (рис.3) с выдачей на экран результатов:

Рисунок 3.2 Результаты расчетов системы линейных уравнений методом Гаусса.

Рисунок 3.3 Результаты расчетов системы линейных уравнений матричным методом.
Программа состоит из 7 подпрограмм — 6 процедур и одной функции:

процедура Gauss обеспечивает решение системы линейных уравнений по методу Гаусса;

процедура matrica обеспечивает решение системы линейных уравнений матричным методом;

процедура PrintMatr2 предназначена для выдачи на экран исходной и обратной матрицы;

процедура MultString предназначена для умножения строк матрицы на число r;

процедура AddStrings прибавляет к i1-ой строке матрицы i2-ю, умноженную на число r;

процедура MultMatr предназначена для умножения матриц.

Функция Sign используется для изменения знака на противоположный при вычислении обратной матрицы.

Программа настроена на решение системы 3-х линейных уравнений с тремя неизвестными. Чтобы решить систему из 2-х уравнений с 2-мя неизвестными необходимо в программе изменить значение константы N с N=3 на N =2 (рис.4).

Рисунок 3.4. Фрагмент программы с описанием констант и переменных.

🌟 Видео

МЕТОД ПОДСТАНОВКИ 😉 СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ ЧАСТЬ I#математика #егэ #огэ #shorts #профильныйегэСкачать

МЕТОД ПОДСТАНОВКИ 😉 СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ ЧАСТЬ I#математика #егэ #огэ #shorts #профильныйегэ

Pascal Урок 11. Простое приложение Windows FormsСкачать

Pascal Урок 11. Простое приложение Windows Forms

Решение системы уравнений методом Крамера 2x2Скачать

Решение системы уравнений методом Крамера 2x2

Паскаль для новичков 6 - блок-схемы flowchartСкачать

Паскаль для новичков 6 - блок-схемы flowchart

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. ПроцедурыСкачать

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры

ИНФОРМАТИКА 8 класс: Общая структура программы в языке ПаскальСкачать

ИНФОРМАТИКА 8 класс: Общая структура программы в языке Паскаль

Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Практическая часть. 9 класс.Скачать

Алгоритм решения задач с помощью систем уравнений. Практическая часть. 9 класс.

Как написать программу на Pascal за 30 секунд.Скачать

Как написать программу на Pascal за 30 секунд.

Математические выражения их запись в ПаскалеСкачать

Математические выражения их запись в Паскале
Поделиться или сохранить к себе: