Как можно очистить оксид азота 2 от примеси оксида азота 4 уравнение реакции

Содержание
  1. Оксид азота IV: получение и химические свойства
  2. Способы получения
  3. Химические свойства
  4. Вариант 2
  5. Вопросы:
  6. Ответы и решения:
  7. Обезвреживание оксида азота (II) и оксида азота(IV)
  8. Скачать:
  9. Предварительный просмотр:
  10. Обезвреживание оксида азота (II) и оксида азота(IV)
  11. с целью предотвращения попадания его в атмосферу
  12. через тягу в кабинете химии во время
  13. демонстрации соответствующих опытов
  14. 1.2 Оксид азота (IV). …………………………………………………………………………..6 Глава 2. Обезвреживание оксида азота (II) и оксида азота(IV)
  15. Обезвреживание оксида азота (II) и оксида азота(IV) с целью предотвращения попадания его в атмосферу через тягу в кабинете химии во время демонстрации соответствующих опытов
  16. Цель исследования: рассмотреть в редное воздействие оксидов азота на окружающую среду и предложить возможные варианты защиты от их воздействия при попадании их в атмосферу через тягу в кабинете химии во время демонстрации соответствующих опытов . В рамках достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть влияние на организм человека и окружающую среду оксидов азота. 2. Исходя из химических свойств оксида азота (II) и оксида азота (IV) провести лабораторные опыты с целью их обезвреживания. 3. Опираясь на проведённый анализ предложить методы поглощения оксида азота (II) и оксида азота (IV) в лаборатории. В ходе решения вышеуказанных задач, были проведены следующие методы исследования: 1. Изучение научной литературы по влиянию оксидов азота на окружающую среду и вредного воздействия их на организм человека. 2. Ознакомление с промышленными методами очистки нитрозных газов. 3. Проведение лабораторных экспериментов и необходимых расчётов. Гипотеза исследования: предложенные методы поглощения оксидов азота помогут избежать попадания их в атмосферу при проведении соответствующих опытов в школьном кабинете химии.
  17. Обезвреживание оксида азота (II) и оксида азота(IV) с целью предотвращения попадания его в атмосферу через тягу в кабинете химии во время демонстрации соответствующих опытов
  18. Глава 2. Обезвреживание оксида азота (II) и оксида азота(IV)
  19. 🎦 Видео

Видео:Опыты по химии. Получение оксида азота (II); окисление его кислородомСкачать

Опыты по химии. Получение оксида азота (II); окисление его кислородом

Оксид азота IV: получение и химические свойства

Оксиды азотаЦветФазаХарактер оксида
N2O Оксид азота (I), закись азота, «веселящий газ»бесцветныйгазнесолеобразующий
NO Оксид азота (II), закись азота, «веселящий газ»бесцветныйгазнесолеобразующий
N2O3 Оксид азота (III), азотистый ангидридсинийжидкостькислотный
NO2 Оксид азота (IV), диоксид азота, «лисий хвост»бурыйгазкислотный (соответствуют две кислоты)
N2O5 Оксид азота (V), азотный ангидридбесцветныйтвердыйкислотный

Оксид азота (IV) — бурый газ. Очень ядовит! Для NO2 характерна высокая химическая активность.

Видео:Оксиды азота. Оксид азота(II)Скачать

Оксиды азота.  Оксид азота(II)

Способы получения

1. Оксид азота (IV) образуется при окислении оксида азота (II) кислородом или озоном:

2. Оксид азота (IV) образуется при действии концентрированной азотной кислоты на неактивные металлы.

Например , при действии концентрированной азотной кислоты на медь:

3. Оксид азота (IV) образуется также при разложении нитратов металлов, которые в ряду электрохимической активности расположены правее магния (включая магний) и при разложении нитрата лития.

Например , при разложении нитрата серебра:

Видео:Оксиды азота. Оксид азота(I)Скачать

Оксиды азота. Оксид азота(I)

Химические свойства

1. Оксид азота (IV) реагирует с водой с образованием двух кислот — азотной и азотистой:

Если растворение NO2 в воде проводить в избытке кислорода , то образуется только азотная кислота:

Поскольку азотистая кислота неустойчива, то при растворении NO2 в теплой воде образуются HNO3 и NO:

При нагревании выделяется кислород:

2. При растворении оксида азота (IV) в щелочах образуются нитраты и нитриты:

В присутствии кислорода образуются только нитраты:

3. Оксид азота (IV) – сильный окислитель. В атмосфере оксида азота (IV) горят фосфор , уголь , сера , оксид серы (IV) окисляется до оксида серы (VI):

4. Оксид азота (IV) димеризуется :

Видео:13. Химические свойства оксидов азотаСкачать

13. Химические свойства оксидов азота

Вариант 2

Видео:Оксиды азота для соткиСкачать

Оксиды азота для сотки

Вопросы:

1. Дайте сравнительную характеристику элементов азота и фосфора. Укажите сходство и различие: а) в строении атомов; б) в важнейших степенях окисления; в) в составе и свойствах образуемых ими оксидов. Ответ подтвердите уравнениями реакций.

2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

3. Как очистить азот от примесей: а) аммиака; б) паров воды? Дайте обоснованный ответ.

4. В реакцию с бертоллетовой солью вступил фосфор массой 55,8 г. Рассчитайте массы продуктов этой реакции. (Ответ: 127,8 г Р2O5 и 111,75 г KCl.)

Видео:О НЁМ НЕ ГОВОРЯТ НА УРОКАХ ХИМИИ. ОКСИД АЗОТА (III)!Скачать

О НЁМ НЕ ГОВОРЯТ НА УРОКАХ ХИМИИ. ОКСИД АЗОТА (III)!

Ответы и решения:

а) Строение атомов

б) Важнейшие степени окисления

Наиболее распространены соединения со степенями окисления —

Наиболее распространены соединения со степенями окисления -3, +3, +5

в) Состав и свойства оксидов

Как можно очистить оксид азота 2 от примеси оксида азота 4 уравнение реакцииКак можно очистить оксид азота 2 от примеси оксида азота 4 уравнение реакции

Как можно очистить оксид азота 2 от примеси оксида азота 4 уравнение реакции

Как можно очистить оксид азота 2 от примеси оксида азота 4 уравнение реакции

Как можно очистить оксид азота 2 от примеси оксида азота 4 уравнение реакции Решебник по химии за 9 класс (А.М.Радецкий, 2011 год),
задача №2
к главе «Тема III. Подгруппа азота. Работа 5. Итоговая по теме III».

Видео:Получение оксида азота (IV)Скачать

Получение оксида азота (IV)

Обезвреживание оксида азота (II) и оксида азота(IV)

Как можно очистить оксид азота 2 от примеси оксида азота 4 уравнение реакции

Представленная работа посвящена теме охраны и улучшения природного окружения. Рассмотрено вредное воздействие оксидов азота на окружающую среду и предложены возможные варианты защиты от их воздействия при попадании их в атмосферу через тягу в кабинете химии во время демонстрации соответствующих опытов.

Видео:ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ: Химическое Количество Вещества, Моль, Молярная Масса и Молярный ОбъемСкачать

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ: Химическое Количество Вещества, Моль, Молярная Масса и Молярный Объем

Скачать:

ВложениеРазмер
obezvrezhivanie_oksida_azota_v_laboratorii.doc74 КБ

Видео:ХИМИЯ С НУЛЯ — Как решать задачи по Химии на Массовую ДолюСкачать

ХИМИЯ С НУЛЯ — Как решать задачи по Химии на Массовую Долю

Предварительный просмотр:

Видео:5 7 Опыты 2 оксиды и кислоты азота 0Скачать

5 7 Опыты 2 оксиды и кислоты азота 0

Обезвреживание оксида азота (II) и оксида азота(IV)

Видео:Лабораторная работа №2. Классы неорганических веществ: оксидов, оснований, кислот.Скачать

Лабораторная работа №2. Классы неорганических веществ: оксидов, оснований, кислот.

с целью предотвращения попадания его в атмосферу

Видео:Как бороться с "ноксами" в дымовых газах?Скачать

Как бороться с "ноксами" в дымовых газах?

через тягу в кабинете химии во время

Видео:Синтез оксида азота 3 (Synthesis of nitric III oxide)Скачать

Синтез оксида азота 3 (Synthesis of nitric III oxide)

демонстрации соответствующих опытов

9 класс, МОУ ООШ 7,

Кулий Лариса Александровна,

Глава 1. Физико-химические свойства и токсичность оксидов азота

Видео:Нейтрализация диоксида азотаСкачать

Нейтрализация диоксида азота

1.2 Оксид азота (IV). …………………………………………………………………………..6
Глава 2. Обезвреживание оксида азота (II) и оксида азота(IV)

2.1 Расчёт необходимого количества поглотителя.…………………………………………..8

2.2 Лабораторный опыт «Поглощение оксидов азота раствором гидроксида натрия»…….9

Видео:8 класс. Массовая доля растворенного вещества. Решение задач.Скачать

8 класс. Массовая доля растворенного вещества. Решение задач.

Обезвреживание оксида азота (II) и оксида азота(IV) с целью предотвращения попадания его в атмосферу через тягу в кабинете химии во время демонстрации соответствующих опытов

Россия, Краснодарский край, муниципальное образование Белореченский район,

муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №7 посёлка Заречного, 9 класс

Научный руководитель : Кулий Лариса Александровна, учитель химии

муниципального общеобразовательного учреждения

основной общеобразовательной школы №7

Представленная работа посвящена теме охраны и улучшения природного окружения. Актуальность настоящей работы обусловлена большим интересом к экологическим проблемам в современной науке.

Цель исследования: рассмотреть в редное воздействие оксидов азота на окружающую среду и предложить возможные варианты защиты от их воздействия при попадании их в атмосферу через тягу в кабинете химии во время демонстрации соответствующих опытов . В рамках достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть влияние на организм человека и окружающую среду оксидов азота. 2. Исходя из химических свойств оксида азота (II) и оксида азота (IV) провести лабораторные опыты с целью их обезвреживания. 3. Опираясь на проведённый анализ предложить методы поглощения оксида азота (II) и оксида азота (IV) в лаборатории. В ходе решения вышеуказанных задач, были проведены следующие методы исследования: 1. Изучение научной литературы по влиянию оксидов азота на окружающую среду и вредного воздействия их на организм человека. 2. Ознакомление с промышленными методами очистки нитрозных газов. 3. Проведение лабораторных экспериментов и необходимых расчётов. Гипотеза исследования: предложенные методы поглощения оксидов азота помогут избежать попадания их в атмосферу при проведении соответствующих опытов в школьном кабинете химии.

Видео:Абсорбционная установка: промышленная система очистки воздуха от оксидов серы, азота и галогенидовСкачать

Абсорбционная установка: промышленная система очистки воздуха от оксидов серы,  азота и галогенидов

Обезвреживание оксида азота (II) и оксида азота(IV) с целью предотвращения попадания его в атмосферу через тягу в кабинете химии во время демонстрации соответствующих опытов

Россия, Краснодарский край, муниципальное образование Белореченский район,

муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №7 посёлка Заречного, 9 класс

Научный руководитель : Кулий Лариса Александровна, учитель химии

муниципального общеобразовательного учреждения

основной общеобразовательной школы №7

В настоящее время состояние окружающей среды – одна из наиболее остро стоящих перед человечеством проблем. Наибольшую экологическую опасность представляют промышленные и выхлопные газы, выбрасываемые в атмосферу. Основную массу газообразных выбросов составляют: оксиды углерода — СО 2 , СО; оксиды серы — SO 3 , SO 2 и сероводород — H 2 S; оксиды азота — NO 2 , NO, N 2 O, углеводороды и их производные – C x H y ; а также сажа и пыль. Оксиды азота являются одними из наиболее опасных и токсичных загрязнителей воздуха, так как все оксиды азота физиологически активны и поэтому опасны для человека. Кроме того, оксиды азота способствуют образованию “кислотных дождей” и фотохимического смога. Таким образом, проблема защиты воздуха от оксидов азота является чрезвычайно актуальной. Химические способы очистки от оксидов азота в промышленности подразделяются на: — сорбционные методы поглощения оксидов азота с использованием различных адсорбентов (цеолиты, кокс, водные растворы щелочей); — окислительные методы, основанные на окислении NO в NO 2 с последующим поглощением различными поглотителями; — — восстановительные методы, основанные на восстановлении оксидов азота до молекулярного N 2. Наиболее экологически чистым способом очистки отходящих газов от оксидов азота является их разложение на азот и кислород на катализаторах. Применение этого метода на практике в лаборатории весьма проблематично.

В данной работе на основании химических свойств оксида азота (II) и оксида азота (IV) предложены методы их обезвреживания в школьной химической лаборатории с целью защиты от их воздействия при демонстрации соответствующих опытов .

Глава 1. Физико-химические свойства и токсичность оксидов азота

1.1 Оксид азота (II)

NO — бесцветный газ, плохо растворимый в воде химически с ней не взаимодействующий. Сжижается он с трудом; в жидком виде (tкип=-151,6°С) и в твердом виде (t пл = -163,7°С) имеет голубой цвет. В твердом виде состоит из слабо связанных димеров: N…….O

Относится к безразличным оксидам. Обладает как окислительными, так и восстановительными свойствами. Под действием кислорода воздуха легко окисляется до NO 2 , реагирует с хлором, фтором, бромом.

Оксид азота (II) можно получить непосредственно из свободных элементов соединением азота с кислородом в пламени электрической дуги (2000-3000°С) или в электрическом разряде. В природе он образуется в атмосфере при грозовых разрядах:
N 2 +О 2 ↔2NO
и тотчас же реагирует с кислородом воздуха, образуя оксид азота (IV):

2NO + O 2 = 2NO 2 + 113 кДж

При понижении температуры оксид азота (II) разлагается на азот и кислород, но если температура резко падает, то не успевший разложиться оксид существует достаточно долго: при низкой температуре скорость распада невелика. Такое резкое охлаждение называется «закалкой» и используется при одном из способов получения азотной кислоты.
В лаборатории оксид азота (II) получают при действии разбавленной азотной кислоты на медь. Уравнение реакции имеет вид:

3Cu + 8HNO 3 = 3Cu(NO 3 ) 2 + 2NO + 4H 2 O

В промышленности — чаще всего каталитическим окислением аммиака при высокой температуре:

4NH 3 +5О 2 =4NO+6Н 2 O
Молекула NO обладает нечётным числом внешних электронов, следовательно, у неё

есть один избыточный электрон. Ненасыщенный характер молекулы NO проявляется в её способности к комплексообразованию с ионами некоторых металлов. Так, при

пропускании NO в раствор FeSO 4 последний окрашивается в бурый цвет вследствие образования соединения состава [Fe(NO)]SO 4 . При нагревании это непрочное соединение разлагается.

Оксид азота (II) применяется в производстве азотной кислоты.

Оксид азота NO (II) – нервный яд; он способен присоединяться к гемоглобину крови, образуя соединение, которое не способно обратимо связывать кислород.

1.2. Оксид азота (IV)

Оксид азота (IV) (диоксид азота, бурый газ) — красновато-бурый газ со специфическим запахом, тяжелее воздуха, ядовит, раздражает дыхательные пути.

В лабораторных условиях NO 2 получают взаимодействием меди с концентрированной азотной кислотой:

Cu+4HNO 3 =Cu(NO 3 ) 2 +2NO 2 +2Н 2 О 
или при разложении кристаллического нитрата свинца:

2Pb(NO 3 ) 2 =2PbO+4NO 2  +O 2 
Оксид азота (IV) также образуется из оксида азота (II) при соединении его с кислородом.
Молекула оксида азота (IV) имеет угловое строение N

O 136 0 O
Наличием одного неспаренного электрона объясняется склонность молекул NO 2 к взаимодействию друг с другом. Сочетание двух таких электронов создает связь в молекуле N 2 O 4.

Оксиды NO 2 и N 2 O 4 находятся в равновесии друг с другом:

В зависимости от температуры это равновесие смещается в ту или другую сторону: ниже -12°С белые кристаллы состоят только из молекул N 2 O 4 ; выше -11,2°С (t пл ) образуется жидкость светло-желтого цвета (0,01% молекул превращается в NO 2 ); при 21,15°С (t кип ) красно-бурая жидкость содержит 0,1% NO 2 ; при 100°С содержание NO 2 увеличивается до 90%, полное же превращение в NO 2 происходит при 140°С, цвет газообразного оксида становится почти черным.

Оксид азота (IV) характеризуется высокой активностью. Наличие положительного заряда на атоме азота обуславливает окислительные свойства NO 2 . Уголь, фосфор, сера горят в оксиде азота (IV), оксид серы (IV) окисляется до оксида серы (VI).

При взаимодействии оксида азота (IV) с водой образуются азотная и азотистая кислоты:

2NO 2 + Н 2 О ↔ НNO 3 + НNO 2

При растворении NO 2 в теплой воде образуется азотная кислота и оксид азота (II):

3NO 2 + Н 2 О = 2НNO 3 + NO

При взаимодействии с щелочами образуются нитраты и нитриты:
2NO 2 +2NaOH=NaNO 3 +NaNO 2 +H 2 O
В этих реакциях азот в молекуле NO 2 является и окислителем, и восстановителем.
В избытке кислорода при взаимодействии оксида азота (IV) с водой образуется только азотная кислота:

4NO 2 + 2Н 2 О + O 2 = 4НNO 3

Эта реакция используется для получения азотной кислоты в промышленных масштабах.
В лаборатории NO 2 обычно получают воздействием концентрированной азотной кислотой на медь :

Cu + 4HNO 3 (конц.) = Cu(NO 3 ) 2 + 2NO 2 ↑ + 2H 2 O.

Также его можно получить термическим разложением нитрата свинца, однако при проведении реакции следует соблюдать осторожность:

2Pb(NO 3 ) 2 = 2PbO + 4NO 2 ↑ + O 2 ↑.

Оксид азота (IV) раздражает легкие и слизистые оболочки, в больших концентрациях вызывает отек легких, понижает кровяное давление.

Первичное воздействие оксидов азота на организм человека связано с образованием азотной и азотистой кислот при их контакте со слизистыми оболочками. Вторичное действие оксидов азота проявляется в образовании нитритов в крови, что приводит к нарушению сердечной деятельности. Уже при концентрации диоксида азота в атмосфере более 100 мкг/м 3 увеличивается число респираторных заболеваний. Вероятно, подобный эффект связан с тем, что NO 2 повышает восприимчивость к патогенным агентам, вызывающим эти заболевания.

«Лисий хвост» — жаргонное название выбросов в атмосферу оксидов азота (IV) на химических предприятиях. Название происходит от оранжево-бурого цвета оксида азота (IV). При низких температурах диоксид азота димеризуется и становится бесцветным. В летний сезон «лисие хвосты» наиболее заметны, так как в выбросах возрастает концентрация мономерной формы. Оксид азота (IV) высокотоксичен. Даже в небольших концентрациях он раздражает дыхательные пути, в больших концентрациях вызывает отёк лёгких, а также вызывает изменения состава крови, в частности, уменьшает содержание в крови гемоглобина. Воздействие на организм человека оксида азота (IV) снижает сопротивляемость к заболеваниям, вызывает кислородное голодание тканей, особенно у детей. Усиливает действие канцерогенных веществ, способствуя возникновению злокачественных новообразований. Образующаяся в результате взаимодействия оксида азота (IV) с водой азотная кислота является сильным коррозионным агентом.

Поскольку NO уже при комнатной температуре относительно легко окисляется кислородом до NO 2 , их обезвреживание можно рассматривать совместно.

Видео:Химия | Решение пробника ОГЭСкачать

Химия | Решение пробника ОГЭ

Глава 2. Обезвреживание оксида азота (II) и оксида азота(IV)

2.1 Расчёт необходимого количества поглотителя.

Используем для поглощения оксида азота (IV) известковую воду. Уравнение протекающей реакции:

Са(ОН) 2 +4NО 2 = Са(NО 3 ) 2 + Са(NО 2 ) 2 +2Н 2 О (1)

Уравнение реакции получения NO 2 в лаборатории:

Cu + 4HNO 3 (конц.) = Cu(NO 3 ) 2 + 2NO 2 ↑ + 2H 2 O (2)

Пусть для опыта взят 1 г меди. Тогда:

ν (Cu)= 164=0,0156 моль

ν (HNO 3 )=4∙0,0156=0,0625 моль

m (HNO 3 )= 0,0625∙63=4 г

В лаборатории используется концентрированная азотная кислота ω=65%, плотностью ρ=1,4 гсм 3

m раствора (HNO 3 )= 4,65=6 г, V раствора (HNO 3 )=61,4=1,5 см 3

Количество вещества выделившегося оксида азота (IV):

ν(NO 2 )= 2 ∙ 0,0156=0,0312 моль

По уравнению реакции (1) для поглощения NO 2 необходимо 0,03124=0,0078 моль

m(Са(ОН) 2 )=0,078 ∙ 74=0,5772 г

Известковая вода содержит

1г Са(ОН) 2 в 1л воды. Если принять её плотность равной 1, то для полного поглощения сравнительно небольшого количества выделяющегося газа потребуется 577,2 мл раствора.

Используем для поглощения имеющийся 8% раствор гидроксида натрия (ρ=1,26 гсм 3 ):

Уравнение протекающей реакции:

2NO 2 + 2NаOH = NаNO 3 + NаNO 2 + H 2 O

ν (NаOH)=0,0312 моль

m раствора (NаOH)=1,248,08=15,6 г

V раствора (NаOH)=15,61,26=12,4 мл

2.2 Лабораторный опыт «Поглощение оксидов азота раствором гидроксида натрия»

Установка для получения оксидов азота состоит из штативов, пробирки, пробки с газоотводной трубкой, пробирки-приёмника и спиртовки (Приложение 1). В пробирку помещаем 1 г медных стружек и добавляем концентрированную азотную кислоту. Пробирку закрываем пробкой с газоотводной трубкой и укрепляем в штативе. Конец газоотводной трубки опускаем в пробирку-приёмник с раствором гидроксида натрия. В раствор гидроксида натрия добавляем индикатор – фенолфталеин. При нагревании начинает выделяться бурый газ – оксид азота(IV), который поглощается в пробирке – приёмнике. Раствор обесцвечивается (приложение 2).

Подведя итоги работы , можно сделать вывод, что для поглощения оксидов азота в школьной лаборатории можно использовать сорбционные методы: абсорбцию оксидов азота водными растворами щелочей, тем самым внести, пусть небольшой, вклад в решение общей проблемы загрязнения окружающей среды .

1. И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. Химия 9 класс. ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2010.

2. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М., Химия, 1981.

3. Кузнецов И.Е., Троцкая Т.М. Защита воздушного.бассейна от загрязнения вредными веществами химических предприятий. — М.: «Химия», 1979.

4. Практикум по неорганической химии под ред. доц. Рыбкиной Т.И., изд. центр НИ

🎦 Видео

Закись Азота(1) - N2O. Веселящий газ. Реакция Азида Натрия, Нитрита Натрия и Серной кислоты.Скачать

Закись Азота(1) - N2O. Веселящий газ. Реакция Азида Натрия, Нитрита Натрия и Серной кислоты.

ЖЕЛЕЗО и его соединения для ЕГЭ ПОЛНОСТЬЮ | Самые завальные реакции | ЕГЭ по химии 2023Скачать

ЖЕЛЕЗО и его соединения для ЕГЭ ПОЛНОСТЬЮ | Самые завальные реакции | ЕГЭ по химии 2023

Химия 11 класс (Урок№17 - Принципы химического производства. Промышленное получение металлов.)Скачать

Химия 11 класс (Урок№17 - Принципы химического производства. Промышленное получение металлов.)
Поделиться или сохранить к себе: